На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


аттестационная работа Коррекция нарушений письменной речи детей с задержкой психического развития в условиях ГКОУ СО «Каменск Уральская СКОШ № 23»

Информация:

Тип работы: аттестационная работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 

Введение…………………………………………………………. 

Аналитическая часть………………………………………….. 

1. Характеристика  речи детей с задержкой психического  развития………………………………………………………….…
    2. Особенности  письменной речи детей с ЗПР…………………………..
3. Анализ результатов  работы по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников  с ЗПР………………………………..……. 

    Проектная часть………………………………………………… 

1.  Проблемы, возникшие в процессе педагогической  деятельности в доаттестационный  период …………………………………………………
2. Задачи на межаттестационный период 2011 - 2016 гг………………….. 

Заключение………………………………………………………… 

Литература…………………………………………………………

3 

5 
 

5
6 

9 

13 
 

13
13 

14 

15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     Современный этап развития образования характеризуется  усилением внимания к актуальнейшей проблеме предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях межличностного взаимодействия у значительной части учащихся с задержкой психического развития.  
     В системе общего образования особой проблемой остается стойкая неуспеваемость учащихся. В настоящее время трудности в обучении, по данным разных авторов (М.М. Безруких, В.И. Лубовский, Н.Г. Лусканова, С.Г. Шевченко и др.), испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их числа.   
     Основной  контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, по данным, полученным за последние 30 лет сотрудниками Института дефектологии АПН СССР (в настоящее время Институт коррекционной педагогики РАО РФ) (Т.А. Власова, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, М.Н. Фишман и др.), составляют дети с задержкой психического развития.
     Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с задержкой психического развития особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, специфические трудности в усвоении учебных предметов (В.И.Лубовский, Т.В. Егорова, Н.А.Никашина, Г.М.Капустина, Р.Д.Тригер, Н.А. Цыпина, С.Г.Шевченко и др.).
      Исследование  особенностей развития речи, как одно из важнейших направлений в изучении детей с задержкой психического развития, проводилось многими учеными (Т.П.Артемьева, Н.Ю.Борякова, Е.В. Мальцева, Е.С.Слепович, Г.Н.Рахманова, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко). Они отмечали у детей данной категории инертность, отсутствие интереса к окружающему и, особенно, к обучению, низкий уровень речевого развития.
      В течение последних лет наблюдается  тенденция к неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладевать процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению обусловлена тем, что у ученика недостаточно развиты все структурные компоненты речи.
      Письменная речь формируется на основе устной, и дети, имеющие недостатки в устной речи, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).
      Поэтому, основной задачей проведения логопедических занятий в условиях специальной (коррекционной) школы является предупреждение и коррекция недостатков письменной речи. 
 
 

      Цель  деятельности ГКОУ СО «Каменск – Уральская  СКОШ № 23»:
- создание целостной системы психолого – медико – педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные  условия образования детей с ограниченными возможностями здоровья
     Цели  педагогической деятельности:
- создание педагогических условий, обеспечивающих максимальную коррекцию речевых нарушений учащихся с задержкой психического развития для успешного овладения ими образовательным стандартом начального общего образования;
- поиск путей для саморазвития и повышения профессионального мастерства.
     Направления работы в доаттестационный период:
    Коррекционно – образовательная деятельность - разработка программно-методического обеспечения для логопедических занятий; организация коррекционно – образовательного процесса с целью преодоления нарушений устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития.
    Консультативно – диагностическая деятельность - оказание консультативной помощи родителям учащихся, учителям и воспитателям групп продленного дня; проведение диагностики устной и письменной речи детей с задержкой психического развития.
    Самообразовательная деятельность – участие в работе методических объединений учителей-логопедов Каменска – Уральского и Свердловской области, проведение открытых уроков для студентов ГОУ СПО «Каменск – Уральский педагогический колледж», участие в тематических неделях, проводимых в образовательном учреждении.
     Объекты педагогической деятельности:
-   процесс коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся с задержкой психического развития на логопедических занятиях;
- процесс саморазвития через осуществление научно-методической деятельности.
     Предмет педагогической деятельности: пути, средства, формы и методы обучения, позволяющие обеспечить реализацию поставленных целей и задач, а также указанных процессов.
     Задачи  аналитического отчёта:
1. Выделить ведущие проблемы, решаемые в доаттестационный период.
2. Проанализировать результаты образования, полученные в доаттестационный период.
3. Определить эффективность собственной деятельности.
   Для реализации поставленных целей и задач  применялись методы:
- метод отбора материала;
- метод теоретической интерпретации;
- изучение результатов деятельности;
- экспертная оценка;
- диагностика, прогнозирование, преобразование, коррекция, статистическая обработка материала;
- наблюдение.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

    Характеристика  речи детей с задержкой  психического развития.
 
     Речь  детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексического и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их бессвязна, в ней отсутствует логика, ясность, выразительность.
     Для грамотного письма необходимы, по крайней мере, два условия: правильное, бездефектное произношение всех звуков и способность различать их на слух.
     По  результатам диагностики выявлено, что у учащихся 1 – 4 классов ГКОУ СО «Каменск – Уральская СКОШ № 23» существуют нарушения фонематических процессов, которые порождают ошибки при употреблении согласных, сходных по артикуляционному и акустическому признакам: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш, а также ч-щ, ц-с, ц-ч, м-н, р-л.
     Импрессивная сторона речи младших школьников с ЗПР характеризуется недостаточной дифференциацией восприятия речевых звуков, оттенков речи.
     Лексическая сторона речи учащихся 1 -4 классов выражена бедным словарным запасом (речь состоит из существительных и глаголов, наблюдается смешение слов с разным значением, но близких по звуковому составу; слова употребляются в приблизительном, неточном значении.) Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития.
     Грамматическая  сторона речи данных детей характеризуется наличием аграмматизмов. Самыми распространенными ошибками являются: ошибки при употреблении слов в творительном и предложном падеже; ошибки при согласовании прилагательного и существительного в роде, числе, падеже. У учащихся возникают трудности в построении форм прилагательных от существительных, в основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Также присутствуют ошибки при согласовании существительного и прилагательного в среднем роде, ошибки согласования существительных в числе, преобладает ограниченность запаса прилагательных. Высказывания детей с задержкой психического развития нецеленаправленны, с использованием примитивных грамматических конструкций, с затруднениями в произвольном оперировании словами.
     Клинические и нейропсихологические исследования ученых выявили, что существенно запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в речевой деятельности.
     Учащиеся 1 – 4 классов ГКОУ СО «Каменск – Уральская  СКОШ № 23» не умеют самостоятельно пересказывать прослушанный текст на заданную тему, составлять рассказ по сюжетной картинке, описывать предмет. При пересказе текстов младшие школьники с задержкой психического развития ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.
     При изложении своих  мыслей дети допускают  множество ошибок в построении предложений, особенно сложных. При  составлении предложений  по опорным словам у некоторых детей  появляются недочеты в грамматическом оформлении речи. Они  легко «соскальзывают»  с одной темы на другую, более знакомую. Рассказывая, дети часто повторяют одни и те же фразы, что указывает на несформированность внутреннего речевого программирования (плана высказывания) и грамматического оформления речи.
     Нарушения устной речи детей  с ЗПР обусловлены и особенностями их психофизического развития: низкая работоспособность, нарушение формирования самоконтроля, недостаточный объем внимания и памяти, незрелость эмоционально – волевой сферы и т.д.
      Несформированность  компонентов устной речи в большинстве случаев приводит к нарушениям письменной речи (дисграфия, дислексия), что влечет за собой снижение успеваемости по основным предметам.
      Таким образом, у детей с ЗПР страдают все компоненты устной речи, что  приводит к несформированности процессов  письменной речи. 

2. Особенности письменной  речи детей с  задержкой психического  развития 

     Анализ  онтогенетических особенностей детей  с ЗПР показывает, что разнородность сведений о дисграфии у школьников с задержкой психического развития обусловлена многими факторами: неодинаковой этиопатогенетической природой задержек психического развития; различными аспектами и критериями рассмотрения причин и механизмов нарушения письма; тем, что дисграфия у учащихся с задержкой психического развития, за редким исключением, не была самостоятельным предметом исследования, а выявлялась и частично характеризовалась либо как следствие изучаемых у детей психофизиологических и психологических нарушений, либо как один из ряда рассматриваемых речевых дефектов, либо как одно из проявлений симптомокомплекса задержки психического развития.
     Изучение  работ Р.Д. Тригер позволяет дать качественный анализ ошибок, встречающихся в письменных работах младших школьников с задержкой психического развития:
     1. Ошибки, связанные с недостаточностью  фонематического восприятия. В основном, дети данной категории смешивают звонкие и глухие согласные. Более многочисленными являются ошибки на обозначении мягкости согласных на письме.
     2. Ошибки, связанные с несформированностью  фонематического анализа. Искажения звукобуквенной структуры слова проявлялись в следующих ошибках: пропуски гласных и согласных; добавление букв; перестановки букв; пропуск слогов.
     3. Ошибки, связанные несформированностью  анализа структуры отдельного  предложения. К этой группе  относятся следующие виды ошибок: слитное написание слов, раздельное написание слов, пропуск слова.
     4. Ошибки, связанные с неумением выделять предложение из текста. У детей с задержкой психического развития часто наблюдается пропуск точки в конце предложения, она ставится лишь в конце диктанта.
     5. Замены графически сходных букв. Сходство букв создает большие  препятствия для их анализа,  выделения сходных и различающихся  элементов. Недоразвитие зрительного  анализа и синтеза у детей  обуславливает частоту смешения  графически сходных букв.
     Причины и патологические механизмы дисграфии  у младших школьников с задержкой  психического развития рассматриваются  разными авторами (Т.П.Артемьева, Н.Ю.Борякова, Е.В. Мальцева, Е.С.Слепович, Г.Н.Рахманова, С.Г.Шевченко) неодинаково, однако противоречий во взглядах исследователей нет. Каждый подход в понимании природы нарушения письма у данной группы детей лишь дополняет предшествующие и вносит свой вклад в более полное представление о дефекте.
     Большинство авторов отмечают, что дисграфия  положительно коррелирует с дефицитом многих психических функций и процессов у детей с задержкой развития. Расстройства письма у учащихся с ЗПР обусловлены не столько нарушениями устной речи, сколько недостаточностью внимания, зрительного гнозиса, памяти, а также сукцессивных процессов, слабость которых препятствует формированию функции последовательного рядообразования, столь важной для процесса письма. У школьников с задержкой психического развития дисграфия может быть связана и с недостаточностью отдельных сторон зрительных и слуховых функций, с избирательной неполноценностью сложных форм анализа и синтеза структуры слов и предложений, с нарушениями мнестических процессов.
     Возникновению дисграфии могут также содействовать  отсутствие своевременной комплексной диагностики детей дошкольного возраста и отсутствие профилактических мероприятий, направленных на подготовку к овладению грамотой, на развитие и гармонизацию у дошкольников с задержкой психического развития предпосылок школьного обучения в целом, и в частности обучения письму.
     Подводя итог, можно выделить несколько особенностей, характеризующих дисграфию у  детей с задержкой психического развития:
     – Прежде всего, это предрасположенность  к дисграфии и, следовательно, ее большая распространенность у категории школьников с задержкой психического развития в силу их психофизиологических особенностей.
     Дисграфия у детей с задержкой психического развития, за редкими исключениями, не является специфическим языковым расстройством. Структура нарушения письма у этих детей в большинстве случаев представляет собой комплексную, с разной степенью выраженности недостаточность ряда вербальных и невербальных психических функций, отвечающих за обеспечение процесса письма, сочетания и степень недоразвития которых индивидуальны в каждом конкретном случае.
     В симптомокомплексе нарушений при  ЗПР часто встречается дислексия (нарушение чтения).
     По  данным педагогической диагностики  дислексия у учащихся 1 – 4  классов ГКОУ СО «Каменск – Уральская СКОШ № 23» заключается в трудностях восприятия и воспроизведения букв, затруднениях в формировании функции фонематического анализа и синтеза, трудностях соотнесения звука с буквой, недифференцированностью сложных    по структуре слогов и слов, сходных по начертанию букв.
     Характер  ошибок проявляется в нарушении звукопроизношения, бедности словаря, неточном  употреблении слов,  неправильно  оформленной речи, нарушении связной речи.   
     У детей наблюдаются нарушения  движения глаз в процессе чтения. У  многих детей движения глаз хаотичны, беспорядочные, неравномерные, скачкообразные. Отмечается большое количество регрессий, излишняя длительность фиксаций, проявляются стойкие и специфические ошибки чтения со следующей группой ошибок: замены и смешение звуков при чтении, фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), замены графически сходных букв (х – ж, п –н, з-в), побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках.
     Нарушение чтения связано с недостаточностью лексико-грамматической стороны речи, замены слов обусловлены трудностями  установления синтаксических связей в  предложении, нет смысловой загадки. Ограничение словаря и недостаточно развитые грамматические обобщения вызывают трудности понимания прочитанного.
     Особенности развития детей с задержкой психического развития оказывают негативное влияние  на формирование навыка беглого чтения.
     Таким образом, несформированность письменной речи детей с ЗПР приводит к снижению успеваемости по основным предметам школьного курса, что влечет за собой трудности при дальнейшем обучении в других образовательных учреждениях, а также трудности социализации детей с ЗПР в обществе. 

3. Анализ результатов  работы по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников  с ЗПР 

      В доаттестационный период деятельность была организована в три этапа: организационный, основной, заключительный.
      На  организационном  этапе осуществлялась диагностика устной и письменной речи младших школьников с ЗПР.  
     Существует  несколько методик диагностики  речевого развития детей (Трубникова Н.М., Иншакова О.Б., Чиркина Г.В. и др.). Наиболее удобна в использовании “Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов”. Т.А.Фотековой и Т.В.Ахутиной
     Нейропсихологические  методы в настоящее время успешно  применяются для диагностики  и коррекции трудностей в обучении. Эти методы могут быть продуктивны в работе с детьми с системной патологией. В первую очередь это дети с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. Картина нарушений у таких детей неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.
     Методика  носит тестовый характер, процедура  её проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить  картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также удобно для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного воздействия.
     Методика  удобна для:
- диагностики;
- уточнения  речевого дефекта и оценки  выраженности нарушений разных  сторон речи;
- построения  системы индивидуальной коррекционной  работы;
- отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
     При необходимости уточнить состояние  какой-либо стороны речи каждая из серий методики может быть использована самостоятельно.
     Методика  состоит из двух разделов. Первый, большой по объему, направлен на исследование особенностей устной речи, второй – на проверку письменной речи.
     Для каждой серии и группы заданий  разработаны собственные критерии оценки. При первичной обработке  производится суммирование баллов за каждую пробу, группу заданий, серию, блоки и методику в целом.
      По  результатам диагностики было выявлено большое количество ошибок письменной речи у учащихся 1  - 4 классов. Ошибки заключались в замене гласных 2 ряда гласными 1 ряда, замене звонких согласных глухими, в пропуске гласных и согласных букв, в перестановке букв и слогов, в слитном написании слов, в пропуске слов. У большинства детей наблюдался пропуск точки в конце предложения. Также учащиеся не обозначали начало предложения заглавной буквой.
      На  основе этих результатов были сформированы логопедические группы и разработаны программы коррекции  дисграфии и дислексии.
      На  основном этапе работы проводилась работа по коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с ЗПР. Так как на организационном этапе работы были выявлены различные виды дисграфии: акустическая, аграмматическая и дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, то были разработаны программы по коррекции этих форм дисграфии. Их разработка осуществлялась на основе программ Е.В.Мазановой.
      Во  втором классе работа проводилась по коррекции акустической дисграфии  и дисграфии на почве нарушений  языкового анализа и синтеза. Программа коррекционной работы включает разделы по развитию слухового  и зрительного внимания   и   восприятия, по дифференциации гласных первого и второго ряда, дифференциации близких по акустическому признаку звуков, по развитию звукового и слогового анализа и синтеза слов. Также велась работа по развитию словарного запаса и работа над грамматическим оформлением предложения (данные разделы работы были разработаны на основе программ Садовниковой И.Н. и Ефименковой Л.Н.)
      В третьем и четвертом классах  работа ведется по коррекции аграмматической  дисграфии. В основе данной работы лежат  труды Е.В.Мазановой. Программа включает следующие разделы: развитие навыков словообразования и словоизменения, навыков согласования и управления, коррекционная работа на синтаксическом уровне. Особое внимание уделяется разделам по формированию связной письменной речи, так как данные диагностики показали, что при составлении предложений и текстов учащиеся 1 – 4 классов с ЗПР допускают наибольшее количество ошибок. Ошибки проявляются в согласовании слов в предложении, в неправильном расположении слов  в предложении и предложений в тексте. Составление предложений и текстов по картинкам заключается в перечислении увиденного на этих картинках.
      На  всех логопедических занятиях используются игровые, наглядно – демонстрационные и словесные методы обучения. На каждом занятии проводится работа по развитию мелкой моторики пальцев рук, работа по развитию слухового и зрительного внимания, а также развитию логического мышления. 
     Также в ходе логопедического обследования у большинства учащихся была выявлена дислексия. В основном это дислексия, обусловленная несформированностью зрительных функций. По результатам диагностики на основе методики М.Н. Русецкой "Коррекция дислексии, обусловленной несформированностью зрительных функций" была разработана программа по коррекции данной формы дислексии.
      Работа велась по 3 направлениям: развитие и коррекция зрительных гностических функций, развитие и коррекция зрительных моторных функций, коррекция несовершенного навыка чтения.
      В рамках первого направления работа включала этапы по развитию произвольного зрительного внимания и зрительной памяти, по развитию навыков зрительного анализа и синтеза. Второе направление работы включало в себя развитие и коррекцию точных прослеживающих движений глаз, формирование стратегий сканирования перцептивного поля, формирование зрительно – пространственных представлений, выработку зрительно – моторных координаций. Третье направление работы включало один этап по коррекции несовершенного навыка письма (упрочение звукобуквенных связей, автоматизация навыка слогослияния, формирование понимания текста, работа с деформированными текстами).
      Для проведения занятий используется методики В. и С. Бородиных "Динамическое чтение", методика А.Н. Корнева "Коррекция  дислексии у школьников", методика по формированию навыка чтения Е.В.Заики. (Приложение № 1)
      На  заключительном этапе работы отслеживается результат коррекционной работы: развитие лексико-грамматических средств речи; формирование пространственной ориентации; развитие и совершенствование высших психических функций; тренировка тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук. Проводится качественный и количественный анализ дисграфических ошибок, допущенных в работах учащихся.
     В качестве результата деятельности можно  отметить следующее:
    У 60 % детей снизилось количество дисграфических ошибок;
    У всех учащихся увеличился темп чтения;
    У 50 % детей снизилось количество ошибок при чтении;
    Повысилось качество образованности учащихся по основным предметам учебного плана;
    Повысилась мотивация детей к учебному процессу.
     Мониторинг  результативности работы предполагает изучение устной речи учащихся, сформированности навыка чтения и письма, сформированности общеучебных умений и навыков учащихся (в соответствии с ГОС, 2004), анализа дисграфических ошибок.
     Достижению  полученных результатов способствовали следующие условия:
    систематическая, целенаправленная работа, спланированная в соответствии с планированием учителя по русскому языку;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.