На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Демократический режим достоинства и недостатки

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………………….3
1. Демократический режим……………………………………………………………………………....4-12
2. Достоинства и недостатки демократического режима……………………………………………....12-15
   3. Влияние политических режимов на жизнь общества на примере некоторых стран………15-17
Заключение …………………………………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Демократия  происходит от двух греческих слов: «демос» - «народ» и «кратос» - сила, правление. Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют и влияют на общественную жизнь. Говорят еще о том, что при демократии народ суверенен, т.е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти выступает именно он, народ. Демократия основана на признании народа в качестве источника власти.
     Главные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.
     При демократии правительство - это совокупность выбранных народом высших руководителей, которые для лучшего отправления государственных дел нанимают штат чиновников. Таким образом, народ не только выбирает, но и оплачивает свое руководство. Стало быть, демократия означает свободу не только в выборе политического режима, но и в определении размеров налога, который берется с граждан. Через налоги граждане оплачивают услуги аппарата управления, поэтому только они вправе определять, справляется со своей задачей этот аппарат или нет. Если в какой-то стране простые люди никак не влияют на то, куда идут их налоги, не могут сократить госаппарат, то говорить здесь о демократии нельзя.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Демократический режим.
     Демократия  - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
     Демократический режим - характеризуется высокой  степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.
     Возьмем для примера три конкретные модели народовластия, уже испытанные всемирной историей.
  Так, античная демократия, которая сводилась к власти большинства населения, на деле превратилась в охлодемократию, или охлократию, - власть возбужденной толпы, митингующей на площади. По свидетельствам древнегреческих философов Платона (427 - 347 до н.э.) и Аристотеля (384 - 322 до н.э.), такой тип управления обществом основан не на законах, а на бесконечно меняющихся прихотях толпы, попадающей под влияние то одного, то другого сладкоголосого и крикливого демагога-говоруна. В результате растут наглость и своеволие черни, ущемляются права меньшинства и отдельной личности.
     Убедительное  подтверждение этому - печальная  судьба еще одного знаменитого философа Древней Греции Сократа (ок. 470 - 399 до н.э.). Он в конце своей жизни был обвинен во «введении новых божеств и развращении юношества» и «демократически» приговорен толпой к смерти через принятие яда. Из уважения к законам «демократии» того времени мудрый старец отказался спастись бегством и прямо в тюрьме принял яд.
     Другой  негативный опыт «коллективистской» модели народовластия дала социалистическая демократия в бывшем СССР и других странах. Она по существу являла собой псевдодемократию (демократию на словах), ибо означала полное подавление отдельной личности коллективом, обществом, государством, господствующей политической партией и официальной идеологией. Человек был лишен возможности реально влиять на формирование и действия властей.
     Вспомним несвободные выборы в советские органы власти.  Это были безальтернативные (выборы без выбора) и формальные «праздники демократии», когда одобренного КПСС «кандидата» можно было заранее поздравлять с «победой», так как 99,9 % голосов «за» ему гарантировались. В то же время и сами «народные избранники» были в основном фигурами декоративными, «свадебными генералами» в политике, так как фактически все решали никем не избранные «партия и правительство». 
     Однако  и «индивидуалистическая» либеральная демократия, нацеленная на максимально неограниченную личную свободу граждан и минимальное вмешательство государства в их дела, тоже не лишена недостатков. Она усиливает социальное неравенство и разлад в обществе и на практике может стать олигархо-или анархо-демократией или, еще хуже, тем и другим вместе. 
     В частности, олигархическая демократия проявляется в том, что к признакам народовластия здесь добавляется та или иная доза олигархии -обычно в виде господства в обществе кучки крупных бизнесменов и политиков («денежные мешки» скупают средства массовой информации, формирующие «мнение народа», финансируют избирательные кампании, а то и прямо покупают чиновников государства). 
     В свою очередь, анархо-демократия представляет подчинение безвластие: когда на фоне соблюдения тех или иных демократических процедур (например, выборов власти) в обществе фактически «правят бал» вседозволенность, беззаконие, преступноеК сожалению, приходится констатировать, что на переломном этапе развития России в1990-х гг. имела место сложная комбинация (а) нарождающейся демократии, (б) всевластия олигархий в центре и на местах (банкиры, руководители крупных фирм, региональные и «федеральные» политические элиты, а иногда и заправилы «теневой экономики») и (в) разгула безответственности и анархии во многих сферах социальной жизни. 
     Таким образом, понятие демократии гораздо сложнее, чем просто «народовластие». При этом не существует некоей «чистой», идеальной демократии, и любая ее модель имеет свои плюсы и минусы. Отсюда понятно, почему многие мыслящие люди отзываются о демократии неоднозначно, а то и с большим сомнением. Тот же Платон называл ее властью посредственности, главной бедой политики, потому что она зачастую ведет к неблагоразумию, порче нравов и беспорядкам, а в итоге - к перехвату власти проходимцами или/и диктаторами. Прав был Уинстон Черчилль,когда не без юмора отмечал, что«у демократии много недостатков», но есть и одно достоинство: «до сих пор никто не изобрел ничего лучшего».  
     И действительно, в который уже  раз мы вынуждены признать, 
что в мире нет ничего совершенного, и потому искать идеальный режим - занятие бесполезное... К тому же все вокруг нас относительно. То, что одним людям кажется важным и демократически справедливым (скажем, личная свобода, частная собственность, конкуренция и вознаграждение только по результатам труда), другие могут воспринимать как социальную несправедливость и предоставление преимуществ одним людям (более сильным) за счет остальных.

     Как бы то ни было, но наиболее развитые современные  общества являются демократическими. Их суть  в том, что граждане имеют право участвовать в выработке управленческих решений, а правители получают власть с согласия управляемых.
     Важнейший принцип демократии состоит в  том, что источником власти является народ. Это означает, что народ непосредственно участвует в самоуправлении, разработке и принятии законов (путем их открытых обсуждений, формулирования, одобрения на референдумах и т.д.) - прямая демократия, либо выбирает своих представителей в органы власти, может контролировать и сменять их - представительная демократия.
     Обе эти системы имеют свои (часто взаимообратные) плюсы и минусы. Скажем, прямая демократия из-за недостаточной политической грамотности и настроя на сиюминутную выгоду избирателей, из-за их эмоциональной неуравновешенности, подверженности внушению со стороны конкурирующих СМИ, политиков и других людей под час ведет к принятию неоптимальных решений. Кроме того, про ведение опросов и референдумов сложно и дорого стоит.
     Представительная  демократия (другое название - репрезентативная) в этом плане более рациональна, поскольку управлением занимаются относительно небольшие группы профессионалов), но подготовленных, компетентных и ответственных людей, избранных обществом. Но тут свои недостатки: в меж выборный период народ в основном отстранен от власти (особенно если не налажен институт отзыва «плохого» депутата из органа власти), есть опасность отрыва народных избранников от рядовых граждан, проявлений бюрократизации, коррупции, работы на собственные интересы и т. д.
     Второй  важный принцип демократии выборность основных органов государства. Он предполагает действие в обществе специальных юридических норм (избирательного права), регулирующих участие граждан в выборах, их право избирать и быть избранными в различные органы власти, порядок проведения свободных, честных, альтернативных и контролируемых общественными организациями выборов.
     Следующий демократический принцип - подчинение меньшинства большинству при принятии и выполнении решений. Однако наряду с этим меньшинство всегда вправе иметь и отстаивать свое особое мнение.
     Четвертый принцип - самый главный для демократии. Это - гарантия основных прав и свобод для каждого члена общества и равноправие граждан (как минимум - равенство в избирательных правах). Почему самый главный? Дело в том, что демократия - не самоцель. Она нужна лишь каксредство обеспечения свободы и жизненно важных прав каждого человека.
     Еще одна черта современного демократического режима - открытый характер общества. Открытое общество - это общество
    -         со свободной и конкурентной рыночной экономикой,
    -         с самобытной национальной культурой,
    -         нет запретов на честную и полную информацию
    -         успех каждого зависит от его личных усилий и трудолюбия.
     Опыт  многих стран показывает, что демократия успешно развивается лишь в тех обществах, которые готовы к ней - материально, интеллектуально и психологически.
     Характерные черты демократического режима:
     1) Суверенитет народа: именно народ  выбирает своих представителей  власти и может периодически  сменять их. Выборы должны быть  честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под "соревновательными" понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть, специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.
     2) Периодическая выборность основных  органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.
     3) Демократия защищает права отдельных  личностей и меньшинства. Мнение  большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
     4) Равенство прав граждан на  участие в управлении государством: свобода создания политических  партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
     В зависимости от того, как народ  участвует в управлении, кто и  как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.
     При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в  подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может  иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.
     Важным  каналом участия граждан в  осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и  прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством , партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.
     Третьей, наиболее распространенной в современном  обществе формой политического участия  является представительная демократия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.
     Демократические государства различны, но все они  имеют общие объединяющие черты:
     1) Народовластие - т.е. признание  народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN - носитель верховной власти в государстве);
     2) Правительство основано на согласии  управляемых;
     3) Правило большинства - признание  подчиненного меньшинства большинству  при уважении интересов и мнений  меньшинства;
     4) Правило меньшинства;
     5) Гарантии основных прав человека;
     6) Свободные и честные выборы;
     7) Равенство перед законом;
     8) Справедливое судопроизводство;
     9) Конституционное ограничение правительства;
     10) Социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм;
     11) Ценности сотрудничества и компромисса.
     Есть  разные формы правления демократических  режимов. Достаточно распространенными  формами республиканского правления  являются президентская республика и парламентская республика.
     Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии - это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент- диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочий президент США в определенной ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США ( право вето ) и, наконец, конгресс вправе начать процесс "импичмента" , т.е. досрочного отстранения президента от власти ( за измену, за нарушение Конституции и другие преступления ).
     Главной отличительной чертой парламентской  республики является образование правительства  на парламентской основе (обычно парламентским  большинством) и его формальная ответственность  перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть 3 главных типа парламентских режимов.
     Первый  может быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление называют "Вестминистерской моделью", имея в виду Британский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов.
     Второй  тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинет министров  формируется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными (Италия).
     Третий  тип парламентского режима часто  называют консенсуальным. Он был предложен одним из современных политологов Лайбхартом. Он предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15 % бельгийского населения и где при парламентском или президентском правлении франкоговорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов, т.е. та ситуация, при которой защищены права обеих лингвистических групп. Для разрешения каких-либо спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.
     Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.
     Демократический режим основывается на демократических  методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами:
     1. Источником власти в государстве  является народ. Он избирает  власть и наделяет ее правом  решать любой вопрос, опираясь  на собственное мнение. Законы  страны защищают народ от произвола  власти и власть от произвола отдельных людей.
     2. Политическая власть носит легитимный  характер и осуществляет свои  функции в соответствии с принятыми  законами. Основной принцип политической  жизни демократического общества  — "гражданам разрешено все,  что не запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".
     3. Для демократического режима  характерно разделение властей  (отделение друг от друга законодательной,  исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.
     4. Демократический режим характеризуется  правом народа влиять на выработку  политических решений (путем одобрения  или критики в средствах массовой  информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.
     5. Важной характеристикой демократического  политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте и вне его.
     6. Демократический политический режим  характеризуется высокой степенью  реализации прав человека. К ним  относятся нормы, правила и  принципы взаимоотношений государства  и граждан.        
       Демократический режим предполагает  признание за гражданами широких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии, формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах и т.д. В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием демократического государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. 
     Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.
     2.Достоинства и недостатки демократического режима
     Одной из наиболее почитаемых демократических ценностей является свобода. На протяжении тысячелетий многие из проявлений свободы не считались благом. Даже величайший ум античности Аристотель считал предоставление людям возможности жить так, как это им заблагорассудится, признаком неправильных, плохих форм правления. Некоторые цивилизации вообще не знали понятия свободы в его либеральном толковании, т.е. как независимости от государства и общества. Так, в Китай либеральное понимание свободы принесли европейские христианские миссионеры лишь в XIX в. Это общество исходило из естественности общественной и политической иерархии, построения государственного правления на основе таких принципов, как человечность, забота старших о младших и послушание последних, благовоспитанность, стыд и наказание. С развитием индивидуалистического мировоззрения и самосознания личности усилилась тяга людей к участию в делах государства, политическая свобода превратилась в одну из общественных ценностей. И все же, несмотря на то, что политика оказывает достаточно большое влияние на жизнь современного человека, возможность свободного участия в ее формировании, равноправного влияния на власть не считается большинством граждан важнейшей ценностью.
     Это объясняется прежде всего тем, что непосредственные жизненно важные интересы граждан обычно лежат во в неполитических сферах и их реализация непосредственно не связана с демократией. Политическая свобода может даже препятствовать их осуществлению. В таких случаях граждане, как правило, предпочитают ограничивать свою свободу ради других жизненно важных целей, например экономической эффективности, укрепления безопасности и порядка и т.д. При этом демократия, решения большинства вполне могут выступать инструментом ограничения индивидуальной, а иногда и всякой свободы, как это было, например, в случае демократической передачи верховной власти в Веймарской республике Гитлеру. Относительно невысокая значимость для большинства людей политической свободы и весьма слабая связь демократии и свободы ставят под сомнение ценностные обоснования демократии.
     Не  отличаются убедительностью и другие широко распространенные ценностные обоснования демократии, например ее отождествление с равенством и социальной справедливостью. Сами эти понятия достаточно неоднозначно трактуются различными людьми, в том числе и учеными. В современном мире в качестве почитаемой большинством граждан ценности выступает понимание равенства как одинаковых для каждого человека жизненных шансов, возможностей для самореализации личности, ее развития или же, как получение каждым воздаяния по заслугам. Такое равенство считается справедливым в противоположность социальной уравниловке и несправедливому неравенству.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.