На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономические системы, их классификация и национальные модели. Подробное описание Шведской модели экономического развития

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат на тему: Экономические системы, их классификация и национальные модели. Подробное описание Шведской модели экономического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010 г.
Содержание
Введение
1. Теоретические основы  экономической системы
1.1. Понятие экономической  системы
1.2. Типы и  модели экономических систем
2. Три основных вида  экономических систем
2.1. Административно-командная  экономическая система
2.2. Рыночная  экономическая система
2.3. Смешанная  экономическая система
3.  Подробное описание  Шведской модели  экономического развития  3.1  Территория и народонаселение Швеции.
   
 
 3.2  Административное деление. Природа Швеции. Природные ресурсы.
   
 3.3 Население Швеции. Трудовые ресурсы.
 3.4  Государство всеобщего благосостояния в Швеции. Политическая система Швеции и ее влияние на экономику. Форма правления и государственный строй
   
 
3.5  Партийная система.
 3.6  Профсоюзное движение в Швеции. Идеология всеобщего благосостояния. Идеология всеобщего благосостояния.
 
 3.7.  Идея равенства в социально-экономической политике.
 3.8   Социальное страхование, здравоохранение и образование.
 3.9   Социальное страхование.
 3.10 Здравоохранение.
3.11 Образование.
 3.12 Уровень жизни в Швеции.
3.13  Экономика Швеции.
 3.14 Общая характеристика экономики.
 3.15 Особенности смешанной экономики в Швеции.
 3.16 Анализ отраслевой структуры промышленности.
Заключение. Условия создания шведской модели экономики и ее перспективы. Список  литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных  и определенным образом упорядоченных  элементов экономики.
Вне системного характера экономики не могли  бы воспроизводиться и постоянно  возобновляться экономические отношения  и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло  бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной  и эффективной экономической  политики.
Реальная  практика постоянно подтверждает системный  характер экономики. Объективно существующие экономические системы находят  свое научное отражение в теоретических  экономических системах.
Как показывает история экономической науки, классификация  экономических систем может производиться  на основе различных признаков. В  основе этой классификации лежит  объективное многообразие свойств  экономических систем. В укрупненном  виде критерии экономических систем можно разделить на три группы:
– структурообразующие  критерии;
– социально-экономические (содержательные) критерии;
– объемные и динамические критерии.
Цель:
определение понятия экономической системы, её классификация и национальные модели;
Подробное рассмотрение шведской модели экономического развития.
Задачи:
определение понятия экономической системы, её типов и моделей;
рассмотрение  характеристик рыночной экономической  системы;
характеристика  административно-командной экономической  системы
анализ  смешанной системы;
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1.1.Понятие  экономической системы 

Для определения  понятия экономической системы, необходимо дать определение категории  «система» в целом. Система –  органически целое образование, состоящее из ряда образующих его  частей, закономерно и прочно связанных  между собой причинно-следственными  связями и взаимозависимостями.
В окружающем мире взаимодействуют две системы: природа и общество. Человек –  это часть природы, составляющая общественную систему, которая возникла и функционирует на основе природной  системы и не существует в отрыве от нее, ибо двойственна сама глубинная  сущность человека.
Человеческое  общество как система представляет собой взаимодействующую совокупность отдельных индивидов, их различных  групп и объединений как социальных феноменов.
Экономическая система – связующее звено  между природной и общественной системами. При этом она различными своими сторонами входит в состав и природы и общества. В сфере  экономики функционируют ресурсы, научно-технические, организационные  достижения, формируемые общественной системой. Общественная система формирует  потребности, качественные и количественные характеристики производимых продуктов.
Совокупность  всех экономических процессов, совершающихся  в обществе на основе действующих  в нем имущественных отношений  и организационных форм, представляет собой экономическую систему  этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. Экономическая  система общества – системная  организация природы и общества, в которой каждое явление в  природе и обществе связано с  другими явлениями и взаимодействует  с ними. Достаточно тесные связи  и прочное устойчивое взаимодействие между определенным кругом явлений  приводит к образованию соответствующих  систем с их характерными особенностями.
Экономическая система – это совокупность общественных институтов, существование, функционирование и взаимодействие которых определяет характер производства, обмена, распределения  и потребления экономического продукта.
Под экономической  системой понимается реальная, национальная экономика, то есть экономика отдельной  страны с ее внутриотраслевой структурой, фирмами, предприятиями, домашними  хозяйствами. Все производственно-хозяйственные  ячейки, все отрасли народного  хозяйства прочно, устойчиво связаны  между собой процессами разделения труда и обмена.
Можно назвать следующие основные составные  части экономической системы:
1)производительные  силы общества, представленные личными,  вещественными, социальными факторами;
2) технико-экономические  отношения;
3) социально-экономические  отношения;
4) хозяйственный  механизм.
Производительные  силы и технико-экономические отношения  образуют технологический способ производства. А технологический способ производства вместе с социально-экономическими отношениями образует социальный или  общественный способ производства.
Хозяйственный механизм – это совокупность технико-экономических, социально-экономических, юридических  отношений в области хозяйства  и гражданского права и экономической  политики.
Ввиду всех современных мировых тенденций, можно сказать, что понятие «экономическая система» сейчас охватывает практически  все сферы жизни человека и  общества, обеспечивает их существование  и жизнедеятельность, обуславливает  их развитие  
 

1.2. Типы и модели экономических систем
В последние  столетия в мире действовали различные  типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, – рыночная экономика  свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две  нерыночные системы – традиционная и административно-командная.
В рамках той или иной экономической системы  существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.
По сравнению  со всеми предшествующими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться  к изменяющимся внутренним и внешним  условиям.
В развитой рыночной экономике существенные изменения  претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных  фирм в виде маркетинговой системы  управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики.
Планомерность выступает как средство активного  приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Государственные  отраслевые и общенациональные программы (планы) оказывают существенное влияние  на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая  их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.
Задача  использования ресурсов решается в  рамках экономического субъекта на основе стратегического планирования с  учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение  ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях.
Наконец, задача распределения созданного валового национального продукта решается на основе традиционно сложившихся  форм и дополняется выделением все  больших ресурсов, как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.
На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы с бедностью» в  настоящее время направляется не менее 30–40% всех государственных бюджетных  ассигнований в развитых странах  с рыночной экономикой.
В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы  базируется на отсталой технологии, широком  распространении ручного труда, многоукладности экономики.
Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс.
Решение ключевых экономических задач имеет  специфические особенности в  рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность  — активная роль государства. Перераспределяя  через бюджет значительную часть  национального дохода, государство  направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.
Административно-командная  система (централизованная, плановая, коммунистическая) господствовала ранее  в СССР, странах Восточной Европы, в ряде азиатских государств и  других странах мира. Характерными чертами административно-командной  системы являются общественная (а  в реальности государственная) собственность  практически на все экономические  ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
В странах  с административно-командной системой решение общеэкономических задач  имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими  идеологическими установками задача определения объема и структуры  продукции считалась слишком  серьезной и ответственной, чтобы  передать ее решение самим непосредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.
Распределение созданной продукции между участниками  производства жестко регламентировалось центральными органами посредством  повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно  утверждаемых нормативов средств в  фонд заработной платы. Это вело к  преобладанию уравнительного подхода  к оплате труда. Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной  системе являлось привилегированное  положение партийно-государственной  элиты.
Нежизнеспособность  этой системы и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.
Кроме существующих обширных систем, в каждой из них существуют свои национальные модели организации хозяйства, так  как страны отличаются историей, уровнем  экономического развития, социальными  и национальными условиями. Так, в административно-командной системе  существовали советская модель, китайская  и др. В современной капиталистической  системе также существуют различные  модели.
Американская  модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской  активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень  жизни за счет частичных льгот  и пособий. Задача социального равенства  здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
Японская  модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается  снижение себестоимости продукции  и резкое повышение ее конкурентоспособности  на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно  высоком развитии национального  самосознания, приоритете интересов  нации над интересами конкретного  человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
В последние  полтора-два столетия в мире действовали  различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых  доминирует рыночное хозяйство, – рыночная экономика и смешанная экономика  и две нерыночные системы –  традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической  системы существуют много образные модели экономического развития отдельных  стран и регионов. 
 
 
 
 

2. ТРИ ОСНОВНЫХ ВИДА  ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
2.1. Административно-командная экономическая система
Командная система экономики – это способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля  находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных  органов управления и в соответствии с планами.
Рождение  командной системы явилось следствием ряда социалистических революций, идеологическим знаменем которых был марксизм. Конкретная же модель командной системы была разработана В.И. Лениным и И.В.Сталиным.
В соответствии с марксистской теорией предусматривалось  резкое повышение благосостояния страны и устранение различий в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности, а также  ведение всей хозяйственной деятельности на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается  руководством государства на научной  основе.
Командная система предполагает полную ликвидацию частной собственности и ее замену на государственную. Основные экономические  вопросы решаются государственными органами управления и реализуются  с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого  государство вынуждено регулировать все аспекты экономической жизни  общества, включая установление цен  и заработной платы.
Хозяйственная деятельность предприятий-производителей в командной системе СССР регулировалась:
Государственным плановым комитетом (отвечавшим на вопрос, что производить и в каких  объемах);
Отраслевым  министерством (отвечавшим на вопрос, как производить), диктовавшим технологию производства и выделявшим средства на покупку оборудования;
Государственным комитетом по снабжению (отвечавшим на вопрос, кому продавать и у  кого покупать ресурсы);
Государственным комитетом по ценообразованию (отвечавшим на вопрос, по какой цене продавать);
Государственным комитетом по труду и заработной плате (отвечавшим на вопрос, сколько  платить работникам) и др.
В соответствии с этой системой всеми ресурсами, объявленными общенародной собственностью, в действительности полновластно распоряжаются  государственные и партийные  чиновники. В результате доходы людей  и предприятий перестают зависеть от того, насколько рационально они  используют ресурсы, насколько в  продуктах их труда действительно  нуждается общество. Оценка результатов  деятельности осуществляется по формальным критериям, которые часто не совпадают  с реальными нуждами общества. В сочетании с уравнительной  системой оплаты труда и ростом коррумпированности чиновников это приводит к потере людьми интереса к труду.
Административно-командная  экономика – это хозяйство, в  котором господствует государственная  форма собственности и основные, а также менее значимые экономические  решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в  виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической  единицы. Методы и механизмы товарного  производства и рыночной экономики  не применяются или применяются  в ограниченном, а иногда и в  искажённом виде. Централизованная бюрократическая  система управления использует в  основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений.
Хозяйственная самостоятельность предприятий  и организаций в административно-командной  экономике в значительной мере ограничена. Действуют плановые задания, которые  детально определяют доводимые до каждого  предприятия в виде подробной  росписи натуральные и стоимостные  показатели. Распределение материально-технических  средств (машин, оборудования, сырья  и материалов) и реализация готовой  продукции также строго регламентированы.
Ценообразование осуществляется исключительно административным путём. Все товары продаются и  покупаются по ценам, установленным  специальными государственными органами.
Руководство предприятий и организаций, нарушающее административные рекомендации и государственные  плановые задания, наказывается правоохранительными  и вышестоящими ведомственными органами.
Административно-командная  экономика сформировалась в СССР в начале 1930-х гг., действовала  также в странах Центральной  и Восточной Европы, Китае, Вьетнаме и др. В результате применения единых негибких административных форм и методов  хозяйствования, в равной степени  использовавшихся для всех отраслей и регионов страны, для всех типов  предприятий и организаций, снижалась  производительность труда, росли затраты  материальных и финансовых средств. В целом административно-командная  экономика – хозяйство малоэффективное, трудно реформируемое и характеризуется  постоянным дефицитом производственных ресурсов и товаров для потребления населения .
Неэффективность командной системы в СССР и  других странах бывшего социалистического  лагеря стала очевидна к началу 1980-х  годов. По сравнению с развитыми  странами подавляющее большинство  производимой в этих странах продукции  оказалось неконкурентоспособным  из-за низкого качества и устаревшей технологии производства; уровень благосостояния и продолжительность жизни граждан  ниже, а детская смертность выше; технический уровень производства – также намного ниже, загрязнение  окружающей среды – значительно  выше. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Рыночная экономическая система
Рыночная  система – это способ организации  экономической жизни, при котором  капитал и земля находятся  в частной собственности, а распределение  ресурсов, производство, обмен и  потребление товаров и услуг  осуществляются на основе спроса и  предложения. Рыночная экономика опирается  на принципы свободы предпринимательства  и выбора.
Основу  этой системы составляют: право частной  собственности, частная хозяйственная  инициатива, рыночная организация распределения  ресурсов.
Создание  именно тех благ, в которых нуждается  общество, осуществляется системой рынков, на каждом из которых продаются и  покупаются блага и ресурсы определенного  типа (существуют рынок земли, рынок  капитала, рынок труда, рынки товаров  и услуг, которые непосредственно  потребляются людьми).
Рынок определяет степень успешности той  или иной хозяйственной инициативы, формирует величину доходов, которые  собственность приносит своим владельцам, диктует пропорции распределения  ограниченных ресурсов между альтернативными  сферами их использования.
Благосостояние  каждого человека в рыночной системе  определяется тем, насколько успешно  он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный  участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям  лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к  росту собственного благосостояния.
Достоинство рыночного механизма состоит  в том, что он заставляет каждого  продавца думать об интересах покупателей, тем самым продавец добивается собственной  выгоды. Но и покупатель вынужден считаться  с интересами продавца — он может  получить желаемый товар, лишь уплатив  за него сложившуюся на рынке цену. Анализируя механизм рыночного согласования интересов продавцов и покупателей, выдающийся английский ученый-экономист  Адам Смит писал в своей знаменитой книге «Исследование о природе  и причинах богатства народов» (1776): «Каждый человек мыслит лишь о  собственной выгоде, но невидимая  рука, которая его направляет, как  и во многом другом, приведет его  к результату, о котором он сам  и не помышлял».
Под «невидимой рукой» рынка, позволяющей рыночной экономической системе координировать деятельность сотен миллионов людей  со времен Адама Смита, экономисты подразумевают  механизм цен. Именно цены, складывающиеся в процессе конкуренции на рынке, служат для всех продавцов и покупателей  главным источником информации о  соотношении предложения товаров  и спроса на них.
Рынки, основанные на конкуренции, являются самым  эффективным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных  с их помощью благ.
Достоинство конкуренции состоит в том, что  только с помощью производства лучших по своим качествам товаров или  менее затратных товаров, можно  победить конкурентов. В конкуренции  покупателей за дефицитный товар  с наименьшими затратами одерживают верх те, чья собственная деятельность ценится рынком особенно высоко и  лучше оплачивается, что позволяет  предложить за товар наивысшую цену.
Рыночная  система в силу особенностей своего функционирования обладает также рядом  недостатков, называемых в экономической  теории провалами (слабостями) рынка.
Основными недостатками рыночной системы являются: значительный разрыв между доходами различных слоев населения, неспособность  в рамках системы производить  достаточное количество так называемых общественных благ, возможная монополизация  рынка и др.
В такой  системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными  интересами: экономический субъект  стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального  принятия решений.
Рыночная  система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются  гласности и координируются. Тот  факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих  покупателей и продавцов каждого  продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Решающим условием экономического прогресса  стала свобода предпринимательской  деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень  развития «человеческого фактора», главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, т.е. свободу передвижения в пре делах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.