Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современные теории потребления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования 
«Гомельский государственный  университет 
имени Франциска Скорины» 

Экономический факультет 

Кафедра экономической теории  
 
 

Современные теории потребления
Курсовая  работа 
 
 
 

Исполнитель:
студент группы БУ-22              ________________  Задорожнюк Т.О.
                   подпись 

Научный руководитель:
Кандидат  экономических наук,
доцент             ________________  Герасимчик Н.В.        подпись 
                                                             
 

Гомель 2011 

Содержание 

Введение
    3.
1. Потребление как экономическая  категория
    6.
2. Основные теории потребления
    19.
3. Условия и факторы эффективного  потребления в Республике Беларусь  
    26.
Заключение
    32.
Список  использованных источников
    34.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     В процессе своей жизнедеятельности  человек приобретает товары и  услуги. Целью подобного потребления  является получение удовольствия и  удовлетворение потребностей.
     Проблема  выбора является одной из центральных  в современной экономической  науке. На выбор потребителя влияют1:
     - личностные факторы: возраст,  этап жизненного цикла, экономическое  положение;
     - психологические факторы (например, избирательное запоминание);
     - культурные факторы;
     - социальные факторы.
     Данные  вопросы с экономической точки  зрения решаются в рамках теории потребления. Теория потребления изучает принципы рационального поведения покупателей на рынке товаров и услуг и объясняет, как он осуществляет выбор рыночных благ.
     Основной  целью функционирования экономики  была и остается задача удовлетворения потребностей людей. Сегодня как никогда ясно, что без решения социальных проблем невозможно движение экономики современной Беларуси в поступательном направлении. Состояние потребления населения остается жестким ограничением в проведении радикальных реформ. Поэтому следует обратить особое внимание на потребление. Как главная и непосредственная цель любого производства оно является постоянным и непреходящим объектом внимания экономистов всех времен, а теория потребления постоянно требует своего дальнейшего развития. Глубина кризиса национальной экономики демонстрирует необходимость переосмысления роли и места в экономике различных сфер воспроизводства. Между тем, основное внимание в последнее время в  научных исследованиях, уделяется вопросам развития производства и инвестированию как мотору экономического роста, становлению и развитию рыночной инфраструктуры. Проблемы потребителей не находят достаточного теоретического объяснения. В то же время оказалось, что для современной Беларуси характерны нерациональное поведение потребителей, превышение расходов над доходами при ограниченности доходов, преобладание «поиска» над «выбором» в экономическом поведении, неустойчивость предпочтений, возрастающая натурализация потребления и другие явления, не находящие объяснения в рамках традиционной экономической теории.. Эти печальные обстоятельства требуют повышенного внимания как к теоретическим аспектам потребления, так и к анализу практики потребления в историческом и национальном контексте. Предполагалось, что рыночные реформы позволят не только сохранить существовавший в предшествующий исторический период уровень потребления населения, но и существенно и в относительно короткие сроки его превзойти. Этого, однако, не произошло.
     Приходится  констатировать, что состояние, в котором находится потребление граждан Беларуси, свидетельствует о том, что экономика, развивающаяся на основе как прошлых, так и новейших теорий, не отличается высокой эффективностью, а имеющиеся теоретические заделы пока не дают ответа на вопросы о природе процессов, происходящих в сфере потребления. Поэтому представляется правомерным расширение рамок исследования и привлечение новых методов с целью поиска социально-экономической модели, адекватной исторической и национальной специфике.
     Учитывая сложность и системность кризиса, поразившего весь мир, применение одной, пусть даже и верной для определенных условий теории, не может достоверно объяснить происходящие в стране процессы. Принимая во внимание недостаточную теоретическую разработанность проблем потребления в условиях современной реформируемой Беларуси, их дискуссионный характер, в данной курсовой работе сделана попытка комплексной систематизации накопленных знаний и рассмотрения различных подходов к изучению потребления.
     Необходимость исследования этих и других проблем, большая значимость поднимаемых теоретических и практических вопросов определили выбор темы, формулировку цели и постановку задач курсовой работы.
     Целью данной работы является анализ особенностей различных теорий потребления. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
     - рассмотреть потребление как экономическую категорию;
     - рассмотреть основание теории  потребления;
     - обозначить условия и факторы эффективного потребления в Республике Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Потребление как экономическая категория
     В экономической теории многое сделано  по теоретическому осмыслению потребления  как экономической категории  и формированию теории потребления. Среди имеющихся направлений  теоретического осмысления потребления  можно выделить следующие:
     - неоклассическую теорию поведения  потребителя, сформировавшуюся в  работах И. Бентама, Г. Госсена,  У.С. Джевонса, Дж.Б. Кларка, А. Маршалла, К. Менгера, В. Парето, П. Самуэльсона,  Е. Слуцкого, Дж. Хикса и других  авторов. Они заложили основу для появления последующих макроэкономических исследований потребления в работах Дж.М. Кейнса и посткейнсианских теориях Г. Беккера, Дж. Дьюзенберри, Ф. Модильяни, М. Фридмена и др.;
     - исследования институционально-социологического  направления в изучении некоторых проблем потребления представлены в работах и экономистов и социологов Р. Арона, Д. Белла, М. Вебера, Т. Веблена, Дж. Гэлбрейта, В. Зомбарта, Дж. Катоны, У. Ростоу, А. Сена и других. Осмыслению проблем потребления, присущих формирующемуся постиндустриальному обществу, посвящены работы В. Иноземцева, Я. Кронрода, Д. Несбитт, В.Б. Рамзеса, Р.И. Цвылева, П. Эбурдин;
     - изучению потребления «экономики  развития» в условиях развивающихся  стран и перехода от аграрного  к индустриальному обществу уделено значительное место в работах Г.К. Мюрдаля, М.П. Тодаро, С.В. Жукова, А.Ю. Воробьева;
     - марксистская теория потребления  и проблемы благосостояния в  СССР получили развитие в работах  многих советских экономистов,  среди которых И.А. Анчишкин, Э.М.  Агабабьян, А.И. Бурачас, А.И. Левин, В.Ф. Майер, Э.Ф. Миженская, К.И. Микульский, А.И. Москвин, Н.М. Римашевская, И.И. Столяров, И.Н. Щутов и другие;
     Однако  в разработке теоретических аспектов потребления остается много спорных  и нерешенных вопросов. До сих пор  преобладает исследование потребления как экономической категории, как аналитического выражения внутренней структуры экономической деятельности, логической абстракции существенных экономических связей в концентрированной и застывшей форме. В меньшей степени исследованию подлежит теория потребления как система представлений о потреблении и его важнейших элементах, процессах, явлениях, которая основана на определенной совокупности методологических позиций. В традиционной экономической теории потребление изучается в основном само по себе, как самодовлеющий процесс утилизации благ, имеющий свою структуру и закономерности движения.
     Исследование  потребления происходит преимущественно  с помощью традиционных методов  экономической теории: экономических переменных :цены, доходы, расходы и т.п.; индексов :индекс цен, темп инфляции и т.п.; или экономико-математических моделей, имитирующих поведение потребителей. Данное направление исследований в условиях развитого рынка весьма важно, но в современных российских условиях явно недостаточно, так как с его помощью невозможно прояснить многообразные процессы, происходящие в сфере потребления нынешней Беларуси, связанные с его эволюцией. С одной стороны, применимость неоклассической теории потребления в Беларуси, по-видимому, пока ограничена, так как рыночные условия не до конца сформированы. С другой стороны, остаются незыблемыми отдельные «социалистические» черты потребления, не исчезнувшие после десятилетия рыночных преобразований, несмотря на «усилия» реформаторов: натурализация потребления, многообразные государственные льготы отдельным категориям потребителей и т.п.
     Знакомство  с литературой и размышления  над ней наводят на мысль, что  если не ограничивать себя лишь традиционными  подходами, то значительное количество проблем потребления  находят свое отображение в рамках других концептуальных схем общественного развития и других подходов, раздвигающих методологию экономической теории. Среди них2:
     - институционально-социологический  подход и цивилизационная парадигма;
     - подход с точки зрения «экономики развития», то есть проблем развивающихся стран;
     - исторический подход и изучение  системных факторов, оказывающих  непреходящее влияние на социально-экономическое  развитие страны.
     Практика  рыночных преобразований  о том, что попытки экономистов найти ответы на  вопросы лишь на пути следования методам либо традиционной неоклассической, кейнсианской, либо марксистской экономической теории не могут принести полного успеха. Применение вышеназванных концептуальных подходов показывает, что многие необъяснимые и трудноразрешимые с точки зрения рыночной парадигмы проблемы потребления находят свое отражение и объяснение в рамках указанных выше концептуальных схем, а значит их применение правомерно. Следует отметить, что у экономистов, занимающихся проблемами потребления, вышеназванные подходы не нашли пока адекватного отражения, поэтому необходимо заполнить этот пробел.
     Потребление - последняя стадия в процессе движения всякого предмета, созданного человеческим трудом (т. е. хозяйственных благ); оно заключается в использовании человеком полезности, заключающейся в хозяйственном благе, и, следовательно, в уничтожении произведенного блага (но не материи, из которой оно состоит). Экономисты различают два вида потребления3:
     - потребление для воспроизведения новых благ, т.е. потребление различного рода капиталов, которые уничтожаются в процессе производства, но ценность которых восстанавливается в создаваемом продукте. Непроизводительным такое потребление бывает тогда, когда какое-нибудь хозяйственное благо тратится в большем количестве, чем это требуется по принципу хозяйственности (достижения наибольших результатов при наименьших пожертвованиях) - например, употребление двух лошадей при пахании, когда достаточно одной;
     - потребление для непосредственного удовлетворения потребностей человека. При нормальном состоянии народного хозяйства потребление имеет тенденцию находиться в равновесии с производством; все произведенные блага должны выполнить свое назначение - должны быть потреблены людьми.
     Основной  инструмент изучения разного рода явлений – агрегирование. Это является особенностью макроэкономики, т. е. здесь не рассматривается цена на отдельный вид товара, а берется агрегированный показатель: уровень цен или темп инфляции, дефлятор ВВП, индекс потребительских цен, индекс цен промышленной продукции. Вместо спроса на отдельные товары будем рассматривать агрегированный показатель совокупного спроса, а вместо предложения – агрегированный показатель совокупного предложения.
     Во  всей экономике можно выделить 4 агрегированных субъекта4:
     1. Сектор домашних хозяйств.
     2. Предпринимательский сектор.
     3. Государственный сектор.
     4. Иностранный сектор.
     Исследованием соотношения спроса и потребностей занимались представители школы  предельной полезности. В своем анализе  они исходили из того, что стоимость блага нельзя сводить к затратам одного фактора (труда) и даже затратам всех факторов производства, она должна определяться полезным эффектом, оцениваемым потребителем. Этот начальный пункт предопределил такие черты их теории, как индивидуализм, субъективизм и маржинализм. Теория предельной полезности рассматривает индивидуальное хозяйство, а экономические явления трактуются как результаты множества индивидуальных воль, сталкивающихся друг с другом в процессе обмена. При этом в основе поведения хозяйствующих субъектов лежит психология конкретного человека и мотивы его поведения. Приоритет конкретного индивида привел к тому, что экономисты в своем анализе стали исходить из приоритета потребления над производством.
     В основе современной теории потребления лежат следующие методологические принципы: во-первых, свобода выбора и суверенитет потребителя. На первый взгляд может показаться, что главными действующими субъектами в экономической системе являются производители, ведь именно они определяют объем и структуру производства, имеют возможность оказывать влияние на уровень цен на товары и услуги, а результатом их эффективной деятельности является возможность получения прибыли. В таких условиях допустимо производство лишь такого товара, который может быть продан на рынке по цене, превышающей издержки производства. Именно в этом моменте и смещается акцент со сферы производства к сфере потребления. Отдал потребитель за товар определенную сумму денег, да еще такую, что превысит издержки производства, значит, производитель получит прибыль и сможет продолжать свою деятельность. В ином случае он не реализует свой товар, потерпит убытки, и, в конце концов, разорится. Именно по этой причине экономисты говорят о суверенитете потребителя, то есть возможности влиять на объем и структуру производства посредством формирования спроса на конкретные товары и услуги.
     Необходимым моментом суверенитета потребителя  выступает свобода потребительского выбора. В действительности часто  встречаются ограничения такого рода свободы. Причем они могут быть весьма различными по масштабам и формам: от жесткого нормирования потребления определенных благ (то есть введения карточной системы) до законодательного запрещения производства и потребления какого-либо вида товаров. В основе этих ограничений могут лежать весьма разнообразные мотивы: чрезвычайные обстоятельства (голод, война), желание уберечь население от вредного блага (алкоголь, наркотики, сигареты), стремление обеспечить гражданам равенство в потреблении. Результатом же такого рода действий станет отказ от принципа суверенитета потребителя. Люди уже не смогут сигнализировать производителю о своем отношении к конкретным товарам и услугам, и передавать ему ту сумму денежных средств, которую сочтут нужной. Производитель же не сможет расширить производство тех благ, которые нужнее всего потребителю. Все решения о производстве будут приниматься административными органами, исходя из их собственных предпочтений.
     Необходимо  заметить, что свобода потребительского выбора является необходимым, но недостаточным условием суверенитета потребителя.5 Наиболее распространенными способами ограничения суверенитета являются потоварные налоги и дотации. Если, например, потребитель заплатил за товар 10 млн. р., из которых 3 млн. будут изъяты в бюджет, то в этом случае к производителю поступит гораздо меньшая сумма денег, чем в случае отсутствия указанного налога. К подобному результату приводит механизм дотаций производителю - производство осуществляется на прежнем уровне или даже на более высоком, однако это происходит не по решению потребителя, а по указанию административных органов.
     Во-вторых, принцип рационального поведения человека в экономике. Считается, что каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений, то есть знает, что ему нравится больше, а что меньше. Из множества товарной массы индивид стремится выбрать наиболее предпочтительный товар или их набор, а также объем этого выбора. Это предположение и носит название гипотезы рациональности. Термин «рациональность» не стоит толковать в таком плане, что человек, истративший весь свой доход на покупку цветов любимому человеку, нерационален, а индивид, отложивший деньги на автомобиль, рационален. С точки зрения экономиста они оба ведут себя рационально, если они только на самом деле самостоятельно выбрали для себя эти варианты. Ученые не оценивают шкалу предпочтений потребителя, для них важен лишь тот факт, что она реально существует и человек пытается получить максимум удовлетворения в соответствии со своим доходом. Если мы обозначим это удовлетворение вслед за теорией предельной полезности как «полезность», то принцип рациональности потребителя можно сформулировать следующим образом: при заданных ценах и доходе потребитель стремится распределить свои денежные средства так, чтобы получить максимум полезности.
     В-третьих, принцип редкости. В соответствии с ним в теорию было заложено предположение об ограниченной, фиксированной величине производства того или иного товара. В результате цена попадала в полную зависимость от спроса, а последний увязывался с субъективными оценками блага потребителями.
     В-четвертых, категория «полезность». Полезность объявляется целью потребления, и рассматривается, как свойство экономических благ удовлетворять потребности. Различают общую и предельную полезности. Рассмотрим пример. Предположим, что конкретный потребитель в состоянии измерить в условных единицах полезность от потребления определенного количества сахара. Пусть он может потреблять этот продукт следующими способами: А - добавлять в кофе; В - использовать для выпечки торта; С - для приготовления варенья; D - для изготовления конфет в домашних условиях. Результаты его субъективных оценок можно представить в виде (таблица 1). 
 

     Таблица 1: Общая и предельная полезность товара
    Вид использования
Объем потребления, г в неделю А B С D
    MU TU MU TU MU TU MU TU
100 10 10 8 8 6 6 4 4
200 8 18 6 14 4 10 2 6
300 6 24 4 18 2 12 0 6
400 4 28 2 20 0 12      
500 2 30 0 20            
600 0 30                  
     Полезность, которую потребитель извлекает  из каждой дополнительной единицы блага (в нашем примере 100 г сахара), называют предельной. В свою очередь сумма предельных полезностей дает общую полезность некоторого количества блага. Так, в нашем примере общая полезность 400 г сахара при потреблении его в кофе будет складываться из четырех предельных полезностей: 10+8+6+4= 28.
     При построении таблицы используются два  правила:6
     Правило 1: предельная полезность по вертикали везде падает. То есть, как бы ни использовал потребитель благо, очередная дополнительная его порция всегда приносит меньше полезности, чем предыдущая. Убывание предельной полезности вместе с увеличением общего объема блага, которым располагает потребитель, известно как закон убывающей предельной полезности.
     Правило 2: предельная полезность по горизонтали падает. Смысл данного утверждения заключается в том, что потребности, удовлетворяемые человеком при использовании некоторого блага, имеют для него различную значимость и их можно упорядочить по мере ее убывания (от первой альтернативы к последней). Таким образом, потребитель переходит от удовлетворения более насущных потребностей к удовлетворению менее насущных.
     В-пятых, законы Госсена. Немецкий ученый описал правила рационального поведения индивида, стремящегося извлечь максимум полезности из своей хозяйственной деятельности. Смысл первого закона Госсена можно сформулировать в двух положениях. Во-первых, в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы блага убывает; во-вторых, при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении. Значение первого закона состоит в том, что он позволил различать общую полезность некоторого запаса блага и предельную полезность данного блага; аксиома убывания предельной полезности лежит в основе достижения потребителем состояния равновесия, то есть такого состояния, при котором происходит извлечение максимума полезности из имеющихся в его распоряжении ресурсов.
     Достигнуть  же состояния равновесия возможно, если субъект будет использовать второй закон Госсена. Содержание его сводится к следующему: «Индивидуум, обладающий свободой выбора между некоторым числом разных видов потребления, но не имеющий достаточно времени использовать все их сполна, в целях достижения максимума своего наслаждения, как бы различна ни была абсолютная величина отдельных наслаждений, должен, прежде чем использовать полностью наибольшее из них, использовать все их частично, и притом в таком соотношении, чтобы размер каждого наслаждения в момент прекращения его использования у всех видов потребления оставался равным». То есть, чтобы получить максимум полезности от потребления определенного набора благ за конкретный период времени, необходимо каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине.
     В-шестых, доход потребителя. Он позволяет трансформировать потребности в спрос, то есть придать им денежную форму. Зависимость между уровнем дохода и типом потребляемых благ была сформулирована в XIX в. немецким экономистом Э. Энгелем: при низком доходе потребители расходуют его на приобретение предметов первой необходимости, а по мере роста дохода растет потребление предметов роскоши.
     В современной науке существует два  разных объяснения оценки потребителем обобщенной полезности разных благ. У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк, А. Маршалл и другие придерживались кардиналистской (количественной) гипотезы. Они предположили, что потребитель в состоянии оценивать используемые им товары с точки зрения величины полезности, приносимой этими товарами. Причем целью потребителя является максимизация полезности. При этом полезность от потребления товара зависит лишь от количества используемых единиц этого товара. Это утверждение можно представить в следующей форме: 

     Ui = f (xi), 

     где Ui - полезность, получаемая потребителем от потребления некоторого количества товара; xi - количество потребляемых единиц товара.
     В соответствии с количественной теорией  данная функция имеет две черты: во-первых, является возрастающей, так как каждая последующая единица запаса увеличивает общую полезность блага; во-вторых, каждая последующая единица приносит меньшее увеличение общей полезности, чем предыдущая, поскольку действует закон убывания предельной полезности в потреблении. Указанная выше функция позволяет описать систему предпочтений потребителя в случае потребления одного-единственного товара. В реальности наши возможности выбора гораздо шире. Ситуация выбора предполагает, что имеется несколько вариантов поведения, из которых нужно выбрать один, отвергнув все остальные. Эта задача, в принципе, может быть решена двумя путями:7
     - либо выбирающий (имея в голове  некоторый критерий выбора), который  сравнивает все доступные альтернативные  варианты и выбирает самый предпочтительный по этому критерию;
     - либо он (не имея критерия выбора, или будучи не в состоянии  сравнить варианты) вынужден совершить  выбор случайным образом. Например, утолить жажду можно водой,  чаем, кофе, соком, при этом в  качестве сосуда для питья можно использовать чашку, бокал, стакан; выпить это можно с тортом, булкой, пирожком, хлебом и т.п. Следовательно, потребитель должен определить общую полезность всего набора товаров и максимизировать эту общую полезность. Основатели теории предельной полезности представляли эту полезность как простую сумму полезностей всех товаров, входящих в набор; причем полезность, получаемая от потребления конкретного товара, по-прежнему определяется лишь количеством потребляемых единиц. Данную функцию можно представить в виде: 

     U = u1(x1) + u2(x2) + ...+ un(xn), 

     где U - общая полезность от всего набора потребляемых товаров; u1, u2,..., un - полезности от потребления конкретных товаров 1, 2,... n; x1, x2,... xn - объемы потребления товаров 1, 2,... n.
     Такой подход был основан на предпосылке, что полезности отдельных товаров являются независимыми. В действительности в процессе потребления многие товары взаимосвязаны: некоторые являются взаимодополняемыми, взаимозаменяемыми или независимыми. То есть, следует рассматривать полезность не от потребления некоторого отдельно взятого товара, а от всего набора потребляемых благ. Следовательно, функцию полезности в общем виде можно представить как: 

     U = f(x1, x2, ..., xn), 

     или (для упрощения записи) 

     U = f(X), 

     где X = (x1, x2 ,... xn) - набор товаров 1,2,...,n.
     Формулировка  функции полезности в общем виде позволила перейти от кардинализма к ординализму. Дело в том, что  в теории кардинализма, с которой  можно согласиться, было одно весьма слабое звено. Потребитель может  сравнивать разные наборы товаров по критерию предпочтения или безразличия; но посылка о том, что потребитель может с точностью сказать, сколько единиц полезности он получил от того или иного набора, оказалась нереалистичной.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.