На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Внешние и внутренние функции государства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
    Государство - явление историческое. В первобытном  обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие  проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать адекватного и однозначного решения так называемых общих  дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление  этих функций без специально созданных  органов управления было невозможным.
    Одновременно  происходила дифференциация социальной структуры общества, ускорившаяся с  появлением общественного разделения труда. Возникли новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. В результате возникла насущная потребность в  создании эффективного механизма регулирования  взаимоотношений между различными общественными группами, а также  в защите частной и коллективной собственности.
    Эти и ряд других обстоятельств послужили  причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры  общества, получившей название «государство».
    Государство является основным институтом политической системы общества. Общество делегирует государству в лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.
    В функциях государства выражается его  сущность, его предназначение, а  структура государства, то есть его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
    Изучение  функций и признаков государства является актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Это связано, в первую очередь, с происхождением и историей развития государства. Формирование государства это объективно закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими, военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами.
    Целью данной работы – изучение функций  и признаков государства.
    Задачи:
    проанализировать понятие государства;
    рассмотреть признаки государства;
    рассмотреть внутренние и внешние функции государства.
    Государство – понятие и происхождение. Центральным  институтом политической системы общества является государство. Чтобы уяснить  сущность государства, нужно иметь  в виду, что понятия «государство»  и «власть» не тождественны: власть старше государства, ибо нет и  не  
 
 
 
 

      Понятие государства
    С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ  и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У  Цицерона было немало последователей в разное время и в различных  странах - основатель нормативистской теории.
    Несколько иной позиции, относительно понятия  о государстве, придерживался крупный  правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно  установленным мирным порядком посредством  предоставления исключительного права  принуждения только органам государства». Словом, многие ученые характеризовали государство, как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
    В буржуазную эпоху широкое распространение  получило определение государства, как совокупности людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства:
1) совокупность  человеческих индивидов;
2) определенную  территорию;
3) суверенную  власть;
4) правительство.
    «Под  именем государства - писал Г. Ф. Шершеневич понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти». Рассматриваемое определение государства, верно отражающее некоторые черты государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть.
    В. И. Ленин критиковал это определение  за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков  государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и  в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было». [1, c. 34]
    Не  согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей  определенного рода, утверждал Ф.Ф. Кокошкин,- а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества тоже лишь один из признаков, но не все государство.
    Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там, с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни - государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству». [3, c. 29]
    Не  один раз обращались к определению  государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие  к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой  все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение». Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим». Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, эти определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.
    С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как  властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и  всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном  плане, так в территориальном. Традиционно  государство рассматривается как  общность людей, в основе которой  лежат территория, народ и государственная  власть.
    В узком смысле термин «государство» служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. [4, c. 42]
    В широком смысле государство можно  рассматривать, как ассоциацию, члены  которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами  и отношениями публично властного  характера. Данное определение характеризует  государство как политически  организованное общество и тем самым  подчеркивает, что государство как  таковое не может быть сведено  к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - это объединение  множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие  государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.
    Таким образом, государство в узком смысле - это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство - это качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны теория государства и права.
    В современной учебной литературе государство обычно определяется, как  политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая  специальный аппарат, способная  делать свои веления обязательными  для всей страны. Данная дефиниция  синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства, и  в целом приемлема, но в ней  слабо отражена связь государства  и общества. Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. [10]
    Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе. 
 
 

2. Признаки  государства
    Государства разных исторических эпох и народов  мало схожи между собой. И все  же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей  степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты.
    Общими  для государства являются следующие  признаки:
1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
    Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения  в войне или увеличиваться  в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое  его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. На своей территории государство  поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.
2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) - понятия не тождественные. Народ (нация) - это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.
3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особым слоем людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
    Власть  политической элиты носит институализированный характер, то  есть осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны.
    Отличительными  признаками государственной власти в отличие от других видов власти являются:
     1) ее всеобщность, или публичность, то  есть распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом;
      2) ее универсальность, то есть способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы;
     3) общеобязательность ее указаний.
    Устойчивость  государственной власти, ее способность  принимать решения и проводить  их в жизнь зависят от ее легитимности. Легитимность власти означает:
     1) ее законность, то есть установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными;
    2) ее поддержка населением;
    3) ее международное признание, существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы. [2, c. 56]
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет правотворчество, то есть издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства, имеются специальные средства (оружие, тюрьмы), а также органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, то есть имеет императивный характер.
    Строгая обязательность их выполнения может  быть достигнута только с помощью  мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные  правовой системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную  реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения. Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений). [9]
6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты - сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.
7. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач. [5, c. 53]
8. Государственный суверенитет. Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе - как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств.
    Различают внутренний и внешней суверенитеты. Внутренний суверенитет - это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет - это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний.
    Помимо  основных можно указать и на ряд  дополнительных признаков, присущих уже  современным государствам (единый государственный  язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое  пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные  символы: флаг, герб, гимн). 

3. Функции государства
    Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества.
Деятельность  государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями  государства. Функции делятся на внутренние (охранительная, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, природоохранительная) и внешние (защита государства от вооруженных нападений других государств, поддержание международных политических отношений, экономических и культурных связей, борьба с международной преступностью, участие в международной охране окружающей среды).
    Существуют  два вида государственных организаций. К первому виду относятся государственные  организации, которые осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность. Второй вид представляют государственные организации, основным назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной деятельности (охранительной, экологической или культурно-воспитательной) действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.
    В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные  организации. Они непосредственно  охраняют граждан и государство  от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения  вооруженных сил, службы безопасности, полиция, разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.
    В экономической сфере действуют  государственные организации - предприятия  и учреждения, основным назначением  которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также оказание бытовых, кредитно-расчетных  и коммунальных услуг населению. К ним относятся, например, государственные  заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения. [6, c. 37]
    Культурно-воспитательные задачи выполняются широкой сетью  государственных организаций, таких, как учебные заведения, библиотеки, музеи, театры. Следует иметь в виду, что охранительные, экономические и культурно-воспитательные задачи выполняются не только государственными организациями. Во всех этих сферах наряду с государственными организациями действуют частные и общественные организации и объединения. Частные и общественные организации и предприятия наиболее представлены в экологической, духовной и социальной сферах. Однако и в охранительной сфере действуют негосударственные организации, такие, как, например, частная полиция и охрана, частные детективные организации, объединения и организации общественности по охране общественного порядка и самозащите и некоторые другие.
1.Охранительная функция. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.
    Общественный  порядок охраняется государственными органами, общественными организациями  и гражданами. Особая роль в обеспечении  общественного порядка принадлежит  органам внутренних дел, милиции.
За все  виды правонарушений, посягающие на общественный порядок, установлены различные  виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.
2. Экономическая функция. Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция «государства - ночного сторожа») до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).
В современных  условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные  связи, демократическое государство  не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и  проводит экономическую политику, которая  строится на принципах свободного рынка  и свободного предпринимательства. Государство влияет на экономику  через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.
3.Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан. Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
    В Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, принимаются  меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
    Поощряются  добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального  обеспечения и благотворительность. Таким образом, государство принимает  различные меры для повышения  жизненного уровня граждан.
4.Культурно - воспитательная функция. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является обязательным.
    Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу  творческой деятельности. Не может  быть сильного, процветающего государства  без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть  воспитательного процесса. [7, c. 52]
5.Природоохранительная  функция. Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.
    В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования  природных богатств приобрели большое  экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Охрана природы выдвигается в число  наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач. Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов.
6.Функция  защиты из вне. Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации. Практическое исполнение функции защиты из вне так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения.
    К особым вооруженным государственным  организациям относятся:
- службы  внешней разведки (они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий);
- служба безопасности (она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.