На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Народная ветеринария Руси в VII-XIV веках

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия
           Кафедра эпизоотологии и инфекционных  заболеваний 
 
 

     Реферат по истории ветеринарии на тему:
« НАРОДНАЯ ВЕТЕРИНАРИЯ РУСИ В VII-XIV ВЕКАХ » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Современные славянские народы начали складываться в VI-IX вв. н. э. КVIII-IX вв. относится возникновение у восточных славян многих городов, связанных с развитием ремесла и торговли, некоторые из них имели значение племенных центров. Такими были Киев у полян, Искоростень у древлян, Смоленск, Псков, Изборск, Полоцк у кривичей, Чернигов у северян и др.
     В VII-IX вв. большинство племенных объединений восточных славян представляло собой полупатриархально- феодальное политическое объединение или племенные княжения. Первые государственные образования возникли в VI в. в среде быстроразвивающихся восточнославянских племен.
     В дофеодальный период на Руси широко занимались сельским хозяйством, в котором большую  роль играло скотоводство. Охота и  рыбные промыслы являлись подсобными занятиями. Историки отмечают, что у  славянских племен имелось большое  количества скота, кроме того они  занимались выращиванием проса и  пшеницы. В VIII—IX вв. у славян уже  были крупные хозяйственные постройки. Скотные дворы — «забои» —  окружались плетнем. Хлев делился на секции — «стайки» — для содержания животных разного вида. При раскопках  городищ и селений найдено  значительное количество костей домашних животных: КРС, лошадей, свиней. Характерно, что в этот период кости лошадей  всегда обнаруживались среди пищевых  отбросов, что свидетельствует о  широком применении конины в пищу. С появлением пашенных орудий коня стали широко использовать в качестве тягловой силы и потребление конины в пищу прекратилось.
     До  принятия христианства на Руси было язычество. Людьми, имевшими, по мнению древних  славян, непосредственное общение с  богами и обладавшими способностью исцелять болезни, являлись кудесники, или волхвы, занимавшиеся лечением как людей, так и животных. О  лечении больных животных путем  борьбы с духами, демонами и бесами свидетельствуют дошедшие до нас  названия болезней: «лихоманка», «огненный пострел».
     Волхвы  собирали, сушили травы, готовили снадобья и лечили больных людей и животных. Для лечения применялись различные  заклинания и медикаменты в виде всевозможных трав. Постепенно происходило  накопление знаний народного врачевания, которое сначала носило стихийный  характер. Путь прогресса прокладывался  бессознательно, на ощупь. Многолетние  наблюдения, опыт своего народа и опыт ассимилированных народов содействовали  постепенному отбору наиболее эффективных  способов и средств лечения. От волхвов  пошли знахари и коновалы.
     Знахари лечили больных животных народными  средствами (травами), заговорами и  заклинаниями. Заговоры — чудом  уцелевшие формы древних магических заклинаний — сохраняются в народном целительстве до настоящего времени.
     О развитии ветеринарии (скотолечения) у  славян свидетельствуют археологические  находки ветеринарных металлических  и деревянных инструментов и приспособлений для фиксации животных. В 1895 г. археолог Н.Е. Брандербург при раскопках  одного из курганов южного Приладожья обнаружил набор металлических  коновальных инструментов VII—IX вв., а в 1954 г. при исследовании земельного городища у Старой Ладоги нашел закрутку, деревянные лещетки и молоток, относящиеся  к той же эпохе. Анализ археологических  находок свидетельствует о том, что на Руси в VII—IX вв. уже были коновалы. Слово «коновал» значит: тот, кто валит коня. Обычно валили жеребцов для кастрации, но функции коновала это не только кастрация жеребцов, хряков, быков, но и пускание «дурной крови» и оказание первой помощи больным животным.
     История Древней Руси VIII—IX вв. характеризуется  тем, что в это время происходит распад первобытного родоплеменного строя  и развитие феодального общества, а в IX-XIV столетиях на территории России происходит объединение восточных славянских племен в феодальные государства и княжества.
     В IX в. образуется Киевская Русь, затем  — Великий Новгород (XII в.), Ростово-Суздальское  княжество (XII в.), Северо-Восточная Русь (XII в.), Московское княжество (XIII в.) и  др. Возникают города, развиваются  ремесла и торговля. Согласно древним русским летописям, на Руси в IX в. было 89 городов, а в XII в. число их возросло уже до 350. В сельской местности было несколько тысяч населенных пунктов. При выборе территории для строительства городов, мест общественного поселения и постройки животноводческих объектов древние строители начинают руководствоваться не только хозяйственно-бытовыми и стратегическими соображениями, но и требованиями санитарного, гигиенического и зоогигиенического характера. Животноводческие строения ставили на сухой, хорошо проветриваемой, возвышенной местности, вблизи источника чистой воды.
     В IX в. восточные славяне объединились в могучее феодальное государство  — Киевскую Русь, имевшее выдающееся значение в политической и культурной жизни Европы того времени. Феодальный общинный строй в Киевской Руси развился непосредственно из общинного родового строя, минуя развитые рабовладельческие  отношения. Ремесло отделялось от сельского  хозяйства, возникали и развивались  города — ремесленные и торговые центры, выделялась организованная в  дружины верхушка — князья и прочие «нарочитые люди».
     В IX-XI вв. в Киевской Руси при формировании феодального общества происходит превращение свободных крестьян-общинников, ранее плативших дань князьям, в подневольных крестьян, подчиненных власти князей- феодалов.
     Богатая и могущественная Киевская Русь была государством высокой и самобытной культуры, свободной, благодаря разносторонним международным связям, от национальной замкнутости и ограниченности. В  отличие от стран Западной Европы культура Киевской Руси не знала мертвящего влияния схоластики. Русская культура и государственность Киевской Руси являлись результатом внутреннего  развития славянских племен Восточной  Европы.
     Скот, как и земля, являлся одним  из источников богатства и знатности  их владельца. Даже кованые железом  деревянные сундуки, в которых хранились  золотые и серебряные украшения, богатая одежда, меха, деньги и другие вещи, назывались скотницами. Скотница, в широком смысле, означала княжескую  казну, скот — деньги.
     На  Руси в IX-XII вв. «скотоводство у славян находилось на высоком уровне по сравнению с другими народами. Это подтверждается наличием специализации скота по его использованию и породному составу» (М. Е. Лобашев, 1954). Феодалы заботились о развитии «молочного и мясного скотоводства, коневодства, овцеводства и птицеводства». Для получения шерсти и шкур разводили овец. При раскопках древних городищ нередко обнаруживали ножницы для стрижки овец. В княжеских и боярских хозяйствах скот с весны до осени находился на пастбище, а зимой — в теплых помещениях (хлевах, кошарах и т. д.). В русских летописях упоминаются профессии животноводов — конюхи («коневеки»), пастухи, чабаны («овчухи») и др.
     Лошадей («кони») и крупный рогатый скот («говядо»), принадлежавших князьям, боярам и другим скотовладельцам, метили тавром («пятнили»).
     В стране уделялось большое внимание развитию отечественного коневодства. Лошадь, как тягловая сила, широко применялась  в сельском хозяйстве, строительстве, при перевозке грузов и в военном  деле. При исследовании памятников XII и XIII вв. кости лошадей в пищевых  отбросах обнаруживали очень редко, потребление конины в пищу прекратилось. Показатели костных остатков свидетельствуют, что первое место занимали кости  свиней (42%), далее кости крупного (26%) и мелкого (12%) рогатого скота. Соотношение  этих костных остатков примерно соответствует  соотношению видов животных в  стаде.
     В эту эпоху заготавливали сено для кормления скота в стойловый  период. В раскопках поселений IX-XII вв. были обнаружены железные косы, которые представляли собой промежуточное орудие между современной косой и серпом. Кража животного из хлева расценивалась как более тяжкое преступление, чем кража скота в поле. Это говорит о тех трудностях, которые в то время были связаны с содержанием животных в зимний период и с необходимостью заготавливать корма.
     В Древней Руси крупный рогатый  скот использовался для получения  молока и молочных продуктов, которые  употреблялись в пищу довольно широко. Употребляли в пищу мясо говядины, баранину, свинину, жиры («волога»), мясо домашней птицы, различные мясные продукты (вяленое мясо, ветчина) и рыбу. Было известно, что свежее мясо молодняка (телята, поросята и цыплята) по питательной  ценности лучше, чем мясо взрослых животных, поэтому его рекомендовали в  пищу детям и больным людям.
     Скот  на мясо убивали прямо во дворе  или на городском рынке, что нередко  приводило к массовому распространению  заразных болезней («моровых поветрий») среди людей.
     В древних русских летописях (IX—XII вв.), «Русской правде» (IX в.) содержатся сведения о сельскохозяйственных животных различных видов, их стоимости, о  продуктах и сырье животного  происхождения и торговле ими, а  также о специализации в животноводстве: стоимость коня определялась в две  гривны «коне княжа» — в три  гривны, рабочего вола — в одну гривну.
     Лучшими лошадьми в эту эпоху считались  венгерские скакуны и кони, привозимые с востока. В период Киевского  государства начало складываться коннозаводство.
     В Древней Руси существовали поборы скотом, лошадьми, которых забирали для комплектования дружин. Как известно, русские дружины  прошли от Камы до Малой Азии, воевали  с печенегами, предпринимали неоднократные  походы на Византию, во всех походах  участвовали конные воины. В летописях  говорится о походе князя Игоря  в 944 г.
     В 988 г. при Владимире Святославовиче (980-1015) было принято христианство, объявленное  официальной религией государства  и всего народа. Отказ от язычества  и принятие в качестве государственной  религии христианства укрепило экономические  и культурные связи Киевской Руси с Византией.
     Принятие  христианства способствовало распространению  грамотности, особенно широко это проявилось во времена правления Ярослава Мудрого (1019-1054). Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками  византийской образованности. Русь приобщилась  к византийской культуре, это был  факт крупнейшего прогрессивного значения. Культурное наследие античного мира стало известно на Руси раньше, чем  во многих странах Западной Европы. Экономические и культурные отношения  с Византией, Ираном, Средней Азией  и другими странами способствовали распространению на Руси медицинских  знаний. Развивалась переписка книг. Наряду с распространением переводных, преимущественно греческих, книг, появились  различные рукописные оригинальные сочинения на пергаменте, изготовленном  из телячьей кожи.
     В Киевской Руси развиваются различные  ремесла, в X в. их было 42, а в XVI в. — уже 210. В связи с развитием ремесел в Киевской Руси X-XIII вв. среди ремесленников были «врачеватели», лечившие людей, кузнецы, «коневые лекари», «кровопуски». Врачебная профессия носила ремесленный характер, понималась как особый вид ремесла.
     В IX-XIV вв. лечением больных животных, кроме «коневых лекарей» (коновлов), занимались волхвы и знахари. В древних рукописных сочинениях волхвы описываются как «кудесники», или «зелейники» (зелье — лекарственные травы). Народ считал их премудрыми людьми с большим жизненным опытом, они умели читать и писать, знали приемы медицины и ветеринарии. 

     Заимствованная  из Византии православная религия принесла в Киевскую Русь и установившуюся там связь церквей и монастырей с лечением. «Устав великого князя  Владимира Святославовича» (конец X или начало XI вв.) говорил об особом, выделенном и узаконенном положении  врача в обществе, относя лечцов в «люди церковные, богадельный». Устав определил и правовое положение  лечцов и медицинских учреждений, отнеся их к категории, подлежащей церковному суду. «Устав о церковных судах» князя Владимира (X в.) в числе преступлений против церкви и христианства называл и волхование, и зелейничество.
     Лечением  животных, в этот исторический период, занимались коновалы (кровопуски) и знахари, которые в своей практике использовали многовековой опыт народа и природные лекарственные средства. Большую роль в накоплении ветеринарных знаний и навыков играли пастухи, которые знали лечебное действие многих растений: корня алтея, березовых почек, бессмертника, коры дуба, поддорожника, тысячелистника, марьина корня, иван-чая и др.
     Профессор И.П. Попов (1908 г.), анализируя суеверия, колдовство, знахарство и коновальство в народной ветеринарии, отмечал, что  коновал являлся «носителем реальных лечебных средств и простых эмпирических приемов».
     Свой  практический опыт врачи-ремесленники и коновалы передавали из поколения в поколенье, от учителя к ученикам, использовали результаты непосредственной наблюдательности и опыта русского народа, а также различные способы и приемы врачевания многочисленных племен, входивших в состав обширного русского государства.
     В народной ветеринарии широко использовались различные лекарственные формы  растительного, животного и минерального происхождения. Археологические находки  показывают, что русская земля  была обильна лекарственными растениями и давала богатый выбор для  их лечебного применения.
     Начиная с IX в. в русских летописях появляются ветеринарные термины. Под словами «недуг», «скорбь», «хворь» понимали болезнь, а под словом «знамя» — клинический признак болезни, симптом. Термин «пытание» означал распознавание, диагностику болезни, а «напор» — гребень эпидемической или эпизоотической волны.
     В IX-XIV вв. русские лекари знали воспаление лимфатических узлов («мышки»), мыт («молосняк»), заболевание холки («гриб»), болезни с явлением колик («ноготь») лошадей и др. Умели определить и лечить раны, ушибы и хромоту, спускать отеки и «насосы», делать кровопускания, кастрировать.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.