На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эффективность развития агропромышленного комплекса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

   Сельское  хозяйство является одной из важнейших  отраслей экономики любого государства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания  и сырье для выработки предметов потребления. Сельское хозяйство производит свыше 12% валового общественного продукта и более 15% национального дохода России, сосредоточивает 15,7% производственных основных фондов. Восемьдесят отраслей промышленности поставляют свою продукцию сельскому хозяйству, которое, в свою очередь, поставляет свою продукцию шестидесяти отраслям промышленности.
   В стране с огромным разнообразием природных  и экономических  условий хозяйствования эффективность функционирования АПК во многом определяется территориальным разделением труда в агропромышленном производстве, которое предусматривает взаимосвязанную специализацию регионов на производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, объемы и направления их товарных потоков, обусловленных, с одной стороны, спросом и предложением, а с другой - государственным регулированием.
   Место и роль конкретного региона в  территориальном разделении труда  в агропромышленном производстве страны в значительной мере характеризуется природным потенциалом с учетом обеспеченности теплом, влагой и уровня почвенного плодородия. Их одновременное воздействие на различные отрасли сельского хозяйства неодинаково, что обусловливает необходимость специализации отдельных территорий страны на выращивании тех или иных культур и видов скота, обеспечивающих получение наиболее конкурентоспособной продукции. Эффективность использования природного потенциала в производстве продукции растениеводства отдельных регионов связана с внедрением достижений научно-технического прогресса. Мировой и отечественный опыт ведения растениеводства свидетельствует о необходимости специализации отдельных регионов страны с выделением для них приоритетных, наиболее выгодных в данных природных условиях видов продукции при концентрации ресурсов для интенсификации их производства.
     Объектом  исследования является агропромышленный комплекс. Предметом данной работы являются перспективы  развития сельского  хозяйства как  основной сферы агропромышленного  комплекса. Целью  моей курсовой работы является исследование становления и развития агропромышленного комплекса. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи: определены основные понятия, структура АПК, изучены реформы и основные направления аграрной политики, рассмотрена текущая ситуация АПК в Ставрополье, изучены теоретические основы эффективности производства.

Глава I. Агропромышленный комплекс

      1.Основные понятия

  Главными  целями развития агропромышленного  комплекса (АПК) на современном этапе экономического реформирования страны являются обеспечение устойчивого и эффективного производства, формирование развитых рынков, надежное продовольственное обеспечение населения России, повышение уровня доходов сельскохозяйственных предприятий, обеспечение сохранения и воспроизводства природных ресурсов, особенно земли. В достижении этих целей огромную роль играет государственное регулирование этого сектора экономики. Активная деятельность Правительства РФ проявляется в создании благоприятных экономических условий для развития конкурентной среды для агропромышленных предприятий всех форм собственности, разработке соответствующей целям развития правовой системы регулирования земельных отношений, поддержке формирования рыночной инфраструктуры, принятии ряда обоснованных протекционистских мер на время становления эффективной рыночной экономики в АПК.
  Агропромышленный  комплекс представляет собой совокупность экономически взаимосвязанных отраслей, специализирующихся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее промышленной переработке, хранении и реализации, а также отраслей, обеспечивающих сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства и сельское хозяйство производственным обслуживанием.

      2. Структура АПК

В структуре  АПК выделяют три сферы.
    Отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства, — тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, 
    сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др.

    Сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство.
    Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, — пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти и другого сырья, а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.
  Агропромышленная  интеграция — процесс соединения отраслей сельского хозяйства, перерабатывающих, торгово-сбытовых, обслуживающих предприятий, направленный на повышение социально-экономической эффективности производства. Сельское хозяйство в АПК является главным звеном; оно производит свыше 48% объема продукции АПК, располагает 68% производственных основных фондов комплекса, в нем занято почти 67% работающих в производственных отраслях АПК. В развитых же странах в создании конечного продукта основная роль принадлежит третьей сфере АПК (например, в США на долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится 73% производимой продукции АПК, сельское хозяйство дает лишь 13%).
  Сбалансированное  развитие всех звеньев АПК — необходимое  условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. Но агропромышленному комплексу присущи серьезные структурные диспропорции. Важной проблемой, препятствующей нормальному, сбалансированному развитию всего АПК, является неразвитость рынка средств производства. До вступления в эпоху экономических реформ в снабжении действовала система фондового распределения ресурсов, на смену которой пришел рынок. В условиях рыночных отношений поставки необходимых материально-технических средств осуществляются по прямым связям с изготовителями, через оптовых посредников, а также путем закупки через организованную рыночную инфраструктуру (товарные биржи, аукционы, ярмарки и пр.). Становление рынка средств производства, повышение качества продукции отраслей первой сферы АПК необходимо для создания высокоэффективного сельскохозяйственного производства в России.
  За  годы кризиса первая сфера АПК, обеспечивающая сельское хозяйство средствами производства и производственным обслуживанием, оказалась в полном упадке, прекратили деятельность большинство предприятий. Выпуск тракторов сократился в 12,5 раза, зерноуборочных комбайнов — в 24 раза, плугов — в 68 раз. Уровень использования мощностей сельскохозяйственного машиностроения — 8—12%. Обеспеченность комбайнами на единицу обрабатываемой площади в России в 4—5 раз меньше, чем в европейских странах. Износ основных фондов составляет 70%. Если в ближайшие годы положение не изменится, то только 30% земли будет обрабатываться машинным способом. Сейчас из-за дефицита удобрений ежегодно теряется 30 млн т продукции сельского хозяйства в пересчете на зерно, при этом свыше 85% минеральных удобрений идет на экспорт. Для реанимации первой сферы АПК необходимо в первую очередь поднять платежеспособность сельхозпредприятий. Огромный диспаритет цен не позволяет сельхозпредприятиям приобретать технику, удобрения. За годы кризиса цены на промышленную продукцию выросли в 9,4 тыс. раз, а на сельхозпродукцию — в 1,7 тыс. раз. Даже несмотря на предоставленную 40%-ную льготу при покупке удобрений, сельхозпредприятия в настоящее время не в состоянии их приобрести.
  Сельскохозяйственное  производство — центральное звено  агропромышленного комплекса страны. Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления. Основными формами хозяйствования в этой сфере экономики являются: сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК), акционерные общества (АО), общества с ограниченной ответственностью (ООО), фермерские хозяйства.
  За  годы кризиса в сельском хозяйстве  выведено из оборота более 30 млн га сельхозугодий, на 17,5 млн га уменьшились посевы культур, на 1,5 млн га сократилась площадь орошаемых и осушенных земель. Производство зерна уменьшилось до уровня 1950-х годов. В животноводстве производство мяса снизилось в 2 раза. Численность крупного рогатого скота сократилась на 28,4 млн голов, опустилась до уровня 1949 г., свиней — на 22 млн голов, овец и коз — на 42 млн голов. Надои на 1 корову составляют 2233 л в год, хотя в экономически развитых странах в ведущих хозяйствах от одной коровы получают до 12 000 л молока в год. Капитальные вложения в сельское хозяйство в 2000 г. по сравнению с 1990 г. сократились почти в 25 раз.
  Слабым  развитием характеризуется и  перерабатывающее звено АПК. Несбалансированность комплекса приводит к огромным потерям продукции сельского хозяйства. Например, потери составляют 30% собранного зерна, 40—45% — картофеля и овощей. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, удовлетворяется лишь на 55—60%, степень износа оборудования составляет 76%. Последние годы характеризуются разрушением связей сельскохозяйственных предприятий с перерабатывающими, наметилась устойчивая тенденция в сельском хозяйстве самим перерабатывать и реализовывать продукцию, что снижает эффективность агропромышленного комплекса в целом.
  Производство  продукции и производительность труда в целом по АПК за годы кризиса сократились в 2 раза.
  В 1999 и 2000 гг. наметились положительные тенденции — объем валовой продукции вырос на 2,4% и 3,2% соответственно. По прогнозным данным, при сохранении этих тенденций к 2008 г. возможно достижение уровня 1989 г., а к 2015 г. — увеличение производства в 2 раза. Для этого необходимо реальное внедрение рыночных методов хозяйствования, нужна эффективная государственная поддержка этого важнейшего сектора экономики. В противном случае на ближайшие годы можно рассчитывать только на минимальное обеспечение внутренних потребностей, будет расти импорт продовольствия, возможна полная деградация материально-технической базы.
  Главная цель современной аграрной политики — формирование эффективного и устойчивого агропромышленного производства, обеспечивающего население продовольствием, а промышленность сельскохозяйственным сырьем, повышение уровня доходов занятых агропромышленным производством, социальное развитие села, обеспечение продовольственной безопасности страны.

      3. Реформы в АПК

  В условиях командно-административной системы   аграрный сектор экономики был наиболее деформирован и в условиях перехода к рыночным отношениям нуждается в полном реформировании. Ситуация в аграрной сфере осложняется кризисом финансовой системы, отсутствием действенной государственной финансовой поддержки, резко ухудшившимся материально-техническим обеспечением, принявшим уродливые формы ценообразованием, невыгодной для производителей системой формирования государственных продовольственных ресурсов и целым рядом других причин.
  Все эти проблемы вызывают необходимость  эффективного проведения аграрной реформы, основными направлениями которой являются:
    земельная реформа;
    утверждение многообразия государственной, кооперативной, акционерной, частной форм собственности и обеспечение равных условий их деятельности;
    приватизация и демонополизация промышленной и других обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса;
    создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе;
    социальное преобразование села.
  Необходимость осуществления земельной реформы  вызвана, с одной стороны, нерациональностью использования земельного фонда. Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют реальной возможности обрабатывать закрепленную за ними землю из-за недостатка трудовых ресурсов, материально-технической оснащенности. С другой стороны, не хватает земель для выделения фермерам и другим вновь создаваемым сельскохозяйственным предприятиям на основе новых форм хозяйствования, участков для ведения личных подсобных хозяйств, где земли могут использоваться эффективно. Проведение земельной реформы нацелено также на повышение плодородия земель и поддержание экологического равновесия в сельском хозяйстве.
  Земельная реформа базируется на новой правовой основе, отразившейся в принятии законов: «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О плате за землю», Земельном кодексе России. Идет создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель. Важно учесть принцип социально справедливого перераспределения земель и создания равных условий для всех форм хозяйствования. Земельная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка. Осуществляя переход к частной собственности на землю, важно предусмотреть, чтобы земля не стала средством наживы, спекуляции. Для этого выработан механизм государственного регулирования этого процесса. Он включает строго целевое использование земель, ограничение их размеров, временное ограничение на их продажу и т.п. Новые схемы землеустройства разрабатываются на основе баланса наличия земель и потребности в них, на основе объективной оценки состояния, распределения земель и возможностей землепользователей обработать их.
  На  экономику сельскохозяйственных предприятий  оказывает отрицательное воздействие усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатывающей промышленности, сферы агросервиса. В рамках проводимой аграрной реформы в противодействие монополизму предлагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителям. Для этого целесообразно со стороны государства через систему налоговых льгот, льготных кредитов финансово и организационно помогать сельхозпредприятиям в приобретении акций.
  Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства для сельского хозяйства. Аграрная реформа предполагает осуществление мер, поддерживающих паритетность цен на сельскохозяйственную промышленную продукцию путем индексации, прямой компенсации предприятиям затрат, связанных с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы, и отменой всех видов налогов, кроме налога с земли.
  Идет  создание рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе. Создаются и функционируют аграрные биржи, банки, торговые дома, проводятся торги, разрабатываются эффективные маркетинговые информационные системы сбора, хранения, обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий.
  Для успешного проведения аграрной реформы  в первую очередь необходимо обеспечить социальные преобразования на селе (жилищное строительство, возведение объектов культуры, здравоохранения, образования, строительство дорог, газификацию, электрификацию, связь), т.е. создать условия для переселения граждан в покинутые деревни, в малонаселенные регионы.
  Большой вклад в развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве внесло решение Правительства России с 1993 г. формировать государственные ресурсы на контрактной основе по свободным ценам, отменить обязательные поставки. Формирование государственных продовольственных ресурсов для содержания армии, государственного резерва осуществляется на средства государственного бюджета, а государственная поддержка сельхозпроизводителей оказываться только за счет внебюджетных источников. Государство предусматривает целый ряд льгот для сельхозпредприятий, заключающих с ним договоры по поставкам: предоставление бюджетных ссуд, дотация животноводческой продукции, компенсация стоимости горючесмазочных материалов и т.д. Договоры будут заключаться на конкурсной основе. Активно в АПК идет формирование новых форм хозяйствования. В настоящее время они представлены крестьянскими хозяйствами, ассоциациями крестьянских хозяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами, агро-консорциумами, агрофирмами. Выбор той или иной формы зависит от конкретных условий местности, осуществляется на строго добровольной основе, а критерием преимущества может быть только экономическая эффективность. В ближайшие годы 3/4 продукции сельского хозяйства будут производить крупные сельскохозяйственные предприятия: ассоциации крестьянских хозяйств, акционерные предприятия, агрокооперативы, созданные на основе колхозов и совхозов. Крестьянские хозяйства дадут примерно до 2% от общего производства, так как даже при условии серьезной поддержки государством (строительство дорог, газификация, подводка электроэнергии, обеспечение технического обслуживания, прием продукции) им необходимо долгосрочное кредитование и не менее 3—5 лет, чтобы встать на ноги.
  Современная аграрная политика направлена на вывод  аграрного сектора экономики из кризиса. Ведущую роль в этом процессе играет завершение институциональных преобразований, реформирование отношений собственности. Уже сейчас основная часть колхозов и совхозов реорганизована и перерегистрирована. Доля государственного сектора сократилась до 10%, остальная часть приходится на предприятия, основанные на частной собственности на землю и имущество. Хотя разгосударствление проходило довольно формально, все равно оно создало благоприятные условия для развития рыночных отношений в АПК для будущего подъема производства. Изменение отношений собственности создало условия для развития новых форм хозяйствования — акционерных обществ открытого и закрытого типа, товариществ с ограниченной ответственностью, смешанных товариществ, коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ и кооперативов. 55% от их общего числа приходится на предприятия акционерного типа — акционерные общества и товарищества, 45% — на предприятия кооперативного типа — колхозы, производственные кооперативы, коллективные сельскохозяйственные предприятия. Развитие кооперативных отношений — приоритетное направление аграрной реформы.
  В АПК предусматривается развитие как производственной сельскохозяйственной кооперации, кооперации крестьянских хозяйств, так и кооперации для переработки сельскохозяйственной продукции, снабжения, сбыта, кредитной и страховой кооперации. Для формирования класса реальных собственников в рамках реформы будет поддержано и создание полных товариществ, и товариществ на вере (коммандитных) товариществ.
  Большое внимание будет уделено развитию агропромышленной интеграции во всех ее формах — от производства сельскохозяйственной продукции до ее реализации населению (финансово-промышленные группы, концерны, агрокомбинаты, агрофирмы и иные формирования по производству, переработке и хранению и торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием).
  За  годы реформы изменились производственные отношения: вместо административных методов управления в новых условиях — полная хозяйственная самостоятельность, ориентация на экономическую эффективность производства.
  Совершенствование отношений собственности в аграрном секторе экономики потребует формирования системы государственной регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость, полной выдачи собственникам земельных долей и имущественных паев всех сельскохозяйственных организаций. Под контролем государства создается рыночный оборот земли. Будет расширен институт аренды земли и усовершенствован механизм ее правового регулирования, разрабатывается механизм экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель, поддержания и восстановления плодородия почвы.
  Различны  направления федеральной поддержки  по регионам страны: в основных сельскохозяйственных базах страны — повышение эффективности производства, в районах депрессивного сельского хозяйства — создание дополнительных источников доходов для сельского населения этих районов. Государственная поддержка в первую очередь будет направляться не самим производителям сельхозпродукции, а образующимся в аграрном секторе рыночным институтам и инфраструктурным объектам, на расширение сбыта сельскохозяйственной продукции. Создание современной инфраструктуры сбыта позволит быстро поднять эффективность АПК.
  Финансово-лизинговая деятельность в аграрном секторе  также нуждается в государственной поддержке. Она предусматривает развитие системы сельскохозяйственного кредита (банковского и внебанковского) и лизинга. Создание системы сельских кредитных кооперативов, ипотечных кредитов, коммерческих сельскохозяйственных банков намечается провести в ближайшие годы.
  Государственная поддержка будет также предоставлена предприятиям, выпускающим конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.
  Социальное  развитие села будет проходить в  рамках целевых федеральных и региональных программ по электрификации, газификации и водоснабжению, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения.
  В рамках совершенствования налоговой  системы, повышения ее эффективности предусматривается переход к единому земельному налогу. Предстоит осуществить финансовое оздоровление и реформировать неплатежеспособность сельхозпредприятий, реструктуризировать долги сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.
  Кризисную ситуацию с материально-технической  базой сельского хозяйства предполагается разрешить за счет развития сети машинно-технологических станций на основе современных технико-технологических систем для производственного обслуживания сельскохозяйственных производителей, а также за счет совершенствования производственно-технической базы через развитие лизинга сельскохозяйственной техники.
  Несостоятельные перерабатывающие предприятия будут  продаваться отечественным инвесторам, государство предоставит льготы на операции с ценными бумагами этих предприятий.
  Рост  продукции предполагается осуществить за счет интенсивных ресурсосберегающих технологий, применения высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопродуктивных животных, использования новейших достижений биологической науки, повышения плодородия почвы, рационализации поголовья скота и птицы, совершенствования структуры производства продукции животноводства.
  Аграрная  реформа предполагает создание общероссийского рынка сельскохозяйственной продукции на основе углубления специализации экономических районов, интенсификации сельскохозяйственного производства при свободном взаимодействии спроса и предложения с элементами государственного регулирования рынка.

      4. Основные направления  аграрной политики

  Годы, прошедшие с начала социально-экономических  преобразований в России, убедительно свидетельствуют о необходимости выработать научно обоснованную аграрную политику.
  Какие ее основные направления  необходимо выделить, рассматривая проблему участия АПК в удвоении валового внутреннего продукта страны и повышении уровня жизни населения?
  Первое. Одно из главных условий формирования высокоэффективного конкурентоспособного агропромышленного комплекса — создание условий для его расширенного воспроизводства, которое может быть обеспечено только при сбалансированных межотраслевых отношениях. К сожалению, такие отношения между отраслями до сих пор не сложились.
  Отношение сводного индекса цен на реализованную  сельскохозяйственную продукцию и на приобретаемые промышленные средства производства и тарифы на услуги составило в 2003 г. всего 0,23 к его величине в 1990 г. Это значит, чтобы купить ту же массу промышленных товаров, сельхозтоваропроизводителю нужно продать в 4—5 раз больше продукции, чем в 1990 г. Не улучшилась ситуация и в 2004 г. Особенно это относится к ценам на горючее и смазочные материалы. Если цены на сельхозпродукцию в декабре 2004 г. в целом были выше по сравнению с декабрем 2003 г. на 17,7%, то на бензин — более чем на 35%, дизельное топливо — почти на 60%. Поэтому в структуре затрат сельхозпредприятий на энергоресурсы приходится около 53% общих расходов на приобретение промышленных средств производства. В 1991 г. этот показатель составлял лишь 12,2%.
  В результате прекратились связи сельского  хозяйства со сферой производственных услуг, многократно уменьшилось приобретение машин и оборудования, строительных материалов, другой промышленной продукции. Производство тракторов сократилось с 214 тыс. ед. в 1990 г. до 8,7 тыс. в 2004 г., или в 24,6 раз, зерноуборочных комбайнов — с 65,7 до 7,9 тыс. ед., или в 8,3 раза. Фактически ликвидированы агрохимические услуги. При таких невыгодных условиях обмена межотраслевые связи сельского хозяйства с другими сферами будут сворачиваться и дальше.
  В России начинает преобладать сложившийся  в 90-ые годы прошлого века тип «суженного воспроизводства». Оно характеризуется опережающим выбытием основных фондов, падением плодородия сельхозугодий, ухудшением качества труда и его низкой оплатой, сокращением финансовых возможностей для обеспечения развития производства (рис. 1).
                
Рис. 1. Коэффициент обновления и выбытия основных фондов, % от наличия на конец года в сопоставимых ценах
     Много нерешенных проблем в области  финансово-кредитных отношений, лизинга, страхования, налогообложения, использования других инструментов государственной поддержки агропромышленного производства и рыбного хозяйства.
Второе. Роль агропродовольственного рынка в экономике настолько велика, что не будет преувеличением считать его стержневым для эффективного функционирования и укрепления всего внутреннего рынка страны. В этой связи правомерно говорить о важном значении АПК для создания конкурентоспособной рыночной экономики России, избавления ее от необходимости служить сырьевым придатком мирового рынка. Агропромышленная политика в зависимости от правильности или неправильности ее построения способна превратить страну либо в мощную экономическую державу, либо в слаборазвитое государство.
  Особенно  сложное положение отмечается на рынке животноводческой продукции, продолжается угрожающее сокращение поголовья сельскохозяйственных животных в хозяйствах всех категорий.
  За  годы реформ численность скота и  свиней снизилась больше, чем за годы коллективизации и Великой Отечественной войны вместе взятые — это 33 млн голов крупного рогатого скота, в том числе 10 млн коров, 24 млн свиней и 41 млн овец.
  Основные  причины спада производства животноводческой продукции связаны с низким уровнем его доходности, платежеспособным спросом населения, непрекращающимся «давлением» импорта на внутренний продовольственный рынок.
  В 2004 г., по предварительным данным, производство говядины было убыточно в 80 субъектах Российской Федерации, свинины — в 58, мяса птицы — в 43 регионах. Только от реализации скота и птицы сельскохозяйственными организациями убыток превысил 13 млрд. руб.
  В то же время дефицит отечественной  мясной продукции при неблагоприятной внешнеэкономической ситуации может взорвать весь продовольственный рынок, как это было на рубеже 80—90-х годов прошлого столетия.
  Существуют  проблемы и на зерновом рынке страны. Они связаны, во-первых, с рисками спада производства из-за погодных условий — такие годы, как 1998, повторяются через каждые 5—7 лет. Во-вторых, для развития животноводства (особенно свиноводства и птицеводства) требуется значительное увеличение валовых сборов зерна, чего можно достичь лишь на основе современных технологий и технического перевооружения зернового хозяйства. В-третьих, продолжается сокращение посевов зерновых культур. За последние 15 лет они уменьшились почти на 20 млн. га, а вся посевная площадь — на 39 млн. га, что в 2 раза превышает площадь пашни такой страны, как Франция. И это при том, что Россия способна быть экспортером зерна и приносить высокие доходы сельскохозяйственным товаропроизводителям.
  Комплекс  проблем предстоит решить и в рыбном хозяйстве. После развала Советского Союза существенно уменьшились районы российского промысла в мировом океане. Из-за физического и морального износа рыболовецкого флота, критического положения отрасли двукратно снизились вылов водных биоресурсов и поставка рыбной продукции на отечественный рынок, четырехкратно — выпуск кормов. Постоянно растет импорт готовой пищевой продукции и рыбного сырья, и одновременно увеличивается их экспорт, расширяется теневой рынок. Сюда, к сожалению, приходится добавить нехватку квалифицированных кадров, несовершенство законодательной базы, отсутствие мер по защите интересов отечественного рыбного хозяйства.
  Третье. Особую тревогу вызывает предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). При оценке условий и последствий этого акта для аграрного комплекса необходимо принимать во внимание, что ВТО — это организация экспортеров, ее цель — максимально расширить рынок для экспорта, улучшить условия для проникновения товаров на него. ВТО меньше всего интересуют социально-экономические последствия экспансии на рынок конкретного государства.
  Существует  точка зрения, в том числе и  в Минэкономразвития России, что при вступлении в ВТО в самом выигрышном положении окажется отечественное сельское хозяйство. В качестве аргументов указывается на то, что появится возможность использовать механизм разрешения споров, расширится доступ России на рынки других стран, возрастут стимулы к повышению конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции. В известной мере это справедливо. Однако необходимо иметь в виду, что суммарный риск экономических потерь для сельскохозяйственных товаров, по нашим расчетам, составит не менее 4 млрд. руб. Эта величина почти вдвое превышает расходы на сельскохозяйственное производство в консолидированном бюджете страны. Надо учитывать и другие последствия, в частности, рост безработицы, а следовательно, отток из села дееспособной части населения.
Четвертое. Важным направлением аграрной политики должны стать формирование новой институциональной структуры АПК, развитие цивилизованных земельных отношений, обеспечивающих приоритет тех, кто непосредственно работает на земле.
  Как известно, в процессе структурных  преобразований сложилось многоукладное  агропромышленное производство, значительно сократился государственный сектор, доминирующее положение заняло частное предпринимательство, произошли изменения в соотношениях крупного и мелкотоварного производства.
  В АПК определились основные организационно-правовые формы хозяйствования. Нынче в аграрном секторе одновременно функционируют, с одной стороны, малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения, с другой, — крупнотоварные сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, их ассоциации и союзы, агрофирмы, холдинги, агрокомбинаты и др. Тенденции их развития и экономическая эффективность производственно-финансовой деятельности представляют собой сложную и противоречивую картину.
  Наблюдается резкая дифференциация сельхозпредприятий по финансовому состоянию: лишь небольшая их часть финансово устойчивы, наращивают объемы производства, а остальные закредитованы и неплатежеспособны.
  В последние годы в крестьянских (фермерских) хозяйствах наблюдается достаточно высокий темп роста производства, тем не менее их доля не превышает 4—5% в объеме валовой продукции сельского хозяйства.
  Хозяйства населения, став основными производителями  сельхозпродукции и весомым источником доходов сельского населения, остаются средством выживания в условиях экономического кризиса и безработицы и во многом исчерпали ресурсы своего роста.
  Кооперация  в сфере сельскохозяйственного  производства и его обслуживания могла бы стать важным средством защиты экономических интересов селян. Однако численность сельскохозяйственных производственных кооперативов неуклонно сокращается, а потребительских — растет крайне медленно. Для развития кооперации в аграрном секторе необходимо принять государственные программы поддержки производственных и потребительских кооперативов, оказания стартовой помощи кредитным и страховым объединениям. Целесообразно устранить двойное налогообложение в системе потребительских кооперативов, всемерно способствовать внедрению инноваций, обеспечивать научное консультирование, оказывать поддержку в подготовке кадров.
  Пятое. Существенной проблемой остается формирование цивилизованного земельного рынка в интересах непосредственных сельхозтоваропроизводителей. До настоящего времени он преобладает вблизи городов и курортных зон, где осуществляется строительство жилых домов и дачных поселков, а также в регионах, располагающих запасами сырья для добычи полезных ископаемых.
  В этой сфере распространены коррумпированность, теневой оборот, в котором участвуют огромные денежные средства. Крайне недостаточно влияние земельных органов на процессы, происходящие на рынке сельхозугодий. Сюда следует добавить неразвитость инфраструктуры, отсутствие информационного и консультационного обеспечения.
  Низкий  доход не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям использовать землю для ипотеки. Непростая ситуация сложилась с оборотом земельных долей в сельскохозяйственных организациях, в том числе и по причине несовершенства земельного законодательства. Существует реальный риск обезземеливания крестьянства, возникновения долговременных негативных последствий, которые возможны в результате этого процесса.
  В области земельных отношений  необходимы срочные государственные меры по созданию институтов земельного рынка, землеустройству, укреплению органов, ответственных за регулирование земельных отношений и организацию рационального использования земель, кадастровое, техническое, информационное обеспечение.
  Шестое. Определяющее значение для развития АПК и сельского хозяйства имеет инновационно-инвестиционная политика. В этой связи необходимо принять кардинальные меры по повышению эффективности использования научно-технических достижений во всех отраслях аграрного сектора экономики.
  Эффективная система управления инновационными процессами в АПК, к сожалению, пока не сформировалась. Сильное неблагоприятное воздействие на развитие инновационной деятельности оказывает низкий платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию. У большинства сельхозтоваропроизводителей отсутствуют собственные денежные средства, бюджетные источники финансирования ограничены, нет возможности получить и кредиты. Все это не позволяет хозяйствам внедрять новые ресурсо- и трудосберегающие технологии в производство.
  Противоречивость  современного состояния инновационной  деятельности в сельском хозяйстве заключается в том, что аграрная наука, располагая высоким потенциалом, способным создать и реализовать на практике эффективные научные разработки, не задействована в качестве важного стратегического фактора развития АПК.
  Сложившиеся темпы инновационного развития в аграрной сфере, несмотря на некоторое оживление этой деятельности, нельзя считать удовлетворительными, поскольку отставание России от развитых стран мира по технологическому уровню агропромышленного производства так велико, что без принятия крупномасштабных мер государственного значения его преодоление будет невозможно.
  В случае отказа от курса на развитие высокотехнологичного и наукоемкого производства в рамках АПК Россия лишается перспективы вернуться в число лидеров научно-технического прогресса. Но кроме того, возникает серьезная опасность масштабного ослабления отечественного агропродовольственного рынка, обусловленная сокращением в стране эффективного и конкурентоспособного производства сельхозпродукции.
  В стабилизации и развитии агропромышленного производства особая роль принадлежит организации управления аграрным сектором. На мой взгляд, основные ошибки при проведении административной реформы — отсутствие ясных и конкретных целей, неотработанность основных направлений деятельности, поспешность в принятии решений.
  Нельзя  согласиться с точкой зрения, что  в министерстве совмещены многие нормативные и регулирующие функции. Наоборот, отдельные функции органов государственного управления АПК следует перераспределить в пользу Минсельхоза России, которое должно стать головным органом управления АПК и осуществлять единую государственную политику в области имущественных и земельных отношений, реализовывать федеральную политику по комплексному развитию сельскохозяйственных поселений, обеспечивать государственное регулирование и финансирование агропромышленного производства и рынка. По опыту других стран, на Министерство сельского хозяйства должен быть возложен основной объем внешнеэкономической деятельности, от которой зависит внутренний рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
  Проблемы, накопившиеся в АПК, требуют хорошо продуманных, долгосрочных и системных решений. Речь идет о необходимости принятия взвешенной и эффективной стратегии развития аграрного сектора экономики.
  Проект  такой стратегии до 2010 г. подготовлен  специалистами Минсельхоза России и Россельхозакадемии. Ведущая роль в решении системных проблем в нем отведена государству, которое должно обеспечивать:
  формирование  эффективной конкурентной среды  посредством антимонопольного регулирования;
развитие  рыночной инфраструктуры;
  ликвидацию  административных барьеров на пути движения аграрной продукции;
  разработку  и внедрение систем информационного  обеспечения деятельности сельскохозяйственных предприятий;
регулирование тарифов естественных монополий и транспорта;
товарные  и закупочные интервенции на аграрных рынках;
создание  специализированных кредитных институтов;
подготовку  квалифицированных кадров для сельского  хозяйства;
поддержку инновационной деятельности;
стимулирование  экспорта продукции АПК;
  сохранение  и воспроизводство природных  ресурсов сельского хозяйства и рыболовства.
  Главная цель стратегии — обеспечение  динамичного, эффективного и устойчивого развития АПК. Достижение поставленной задачи должно идти по четырем основным направлениям:
  форсированное развитие животноводства в режиме импортозамеще-ния на внутренних рынках;
2восстановление и наращивание экспорта зерна;
повышение конкурентоспособности рыбохозяйственного комплекса;
комплексное развитие сельских территорий.
  Стратегия предусматривает разработку и принятие федеральных целевых программ (ФЦП): во-первых, повышения эффективности и развития ресурсного потенциала сельского хозяйства и рыболовства, во-вторых, сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России. Предложено также скорректировать действующую ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года». Здесь же обозначена необходимость разработки нескольких отраслевых программ, а именно по поддержке малого предпринимательства и сельскохозяйственной потребительской кооперации; созданию единой системы информационного обеспечения АПК и рыболовства; развитию рыбохозяйственного комплекса.

      5. Национальный проект  “Развитие агропромышленного комплекса”

 Приоритетный  национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых  форм хозяйствования» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».
 По  направлению «Ускоренное развитие животноводства» основными целевыми показателями являются: увеличение производства мяса на 7%, молока на 4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого скота (КРС), в том числе коров, на уровне не ниже уровня 2005 г. 

 Основные  мероприятия по направлению:
 1. Расширение доступности дешевых долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), что позволит повысить рентабельность отечественного животноводства, ускорить процесс технического перевооружения действующих животноводческих комплексов (ферм), ввести в эксплуатацию новые мощности.
 Основным  механизмом привлечения инвестиций является субсидирование процентной ставки в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России по кредитам коммерческих банков на срок до 8 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм).
 На  эти цели из федерального бюджета  будет выделено 3,45 млрд. руб. в 2006 г. и 3,18 млрд. руб. в 2007 г.
 Это позволит ежегодно привлекать по 40 млрд. руб., за счет которых, в частности, будет введено в строй и модернизировано 370 тыс. скотомест.
 2. Увеличение поставок по системе федерального лизинга племенного 
скота, техники и оборудования для животноводства.

 Основным механизмом является увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.