На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Методы изучения общественного мнения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ИНСТИТУТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Управление общественными отношениями» 

на тему:
«Методы изучения общественного мнения» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 5 курса
                               группы 180754
Галуцких  Г.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Белгород 2011 
Содержание
 

Введение………………………………………………………………………………………………….3 

1. Общественное  мнение как социальный феномен.  Функции общественного мнения…………….4 

2. Методы изучения  общественного мнения…………………………………………………………...7 

2.1 Прямое наблюдение………………………………………………………………………………….7 

2.2 Документальные источники……………………………………………………………………….12 

2.3 Оценка метода  документального анализа………………………………………………………...13 

2.4 Опросы………………………………………………………………………………………………14 

Заключение………………………………………………...……………………………………………18 

Список литературы……………………………………………………………………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Значение  общественного мнения в жизни  любого общества является чрезвычайно  важным. Общественное мнение - это некий  общественный позитив, регулирующий отношения  между людьми, формулирующий общественные представления о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла. Происхождение идеи общественного мнения связывается с необходимостью осмысления публичной, или общественной, сферы и ее функций1.  Общественное мнение может быть как высоким, так и низким, ограничивающим человека как в его злых, так и в его добрых проявлениях. Общественное мнение как элемент культуры налагает на общество определённые ограничения, нормирует общественную жизнь. Ещё Платон подчёркивал важность общественного мнения как единственного общественного регулятора морального поведения человека, а в качестве критерия указывал стыд общественного порицания за аморальный поступок. Действительно, если правовые отношения в обществе регулирует закон, то моральные отношения могут регулировать только неписаные законы общественного мнения. Поэтому в обществах, где общественное мнение не регулирует мораль, разнузданность, бесстыдство и чувство безнаказанности достигают огромных размеров.
     Важнейшим инструментом формирования общественного мнения, считаются средства массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.
     Общественное  мнение может формироваться как  стихийно, так и целенаправленно. Однако в поле зрения общественного  мнения как правило попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и потребности сейчас живущих людей.
     Все это говорит о том, что эта  тема актуальна и значима. В данной работе рассматривается вопрос что  такое общественное мнение, что влияет на общественное мнение, общественное настроение
    Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения.
 
   Общественное  мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.
   Дело  в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей.
   Ядром работы PR работы является воздействие  на состояние общественного мнения. Большинство акций PR проводятся с целями:
1) убедить  людей изменить свое мнение  по какому-либо вопросу, продукту  или организации,
2) сформировать  общественное мнение, когда его  нет,
3) усилить  уже существующее мнение общественности.
     Общественное  мнение - это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.
     Общественное  мнение - это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение - это консенсус.
     Общественное  мнение в его современном значении и понимании появилось с развитием  буржуазного строя и формированием  гражданского общества как сферы  жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов, индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочую силу) - необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого института.
     В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть общественного мнения. В этом смысле наше общественное мнение - это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы перестройки наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия через так называемые гласность и плюрализм мнений к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение.
     Работа  организаций, - как крупных, так и  небольших в области общественного мнения должна учитывать следующие его особенности:
1) общественное  мнение меняется - недостаточно его  однократно сформировать - с ним  надо работать постоянно,
2) потенциальная  направленность поведения общественности  определяется реальностями действительности,
3) не существует единой и унифицированной широкой общественности в работе с ней - влияние на общественное мнение должно ориентироваться на конкретные группы, или сегменты общественности,
4) общественное  мнение обычно меняется в большей степени событиями, чем словами,
5) мнение  общественности определяется её  интересами. 

     Работа  организаций с общественным мнением  на пороге XXI века становится все более  профессиональной. Знание эволюционного  пути становления ПР как области  знаний и сферы деятельности даёт специалисту ориентиры в решении сегодняшних проблем. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Методы изучения общественного мнения 

Существует  три основных класса методов сбора  социологической информации:
1) Прямое  наблюдение
2) Анализ  документов
3) Опросы, которые делятся на два подкласса:
а) интервью
б) анкетный опрос 

2.1 Прямое  наблюдение
     Под наблюдением в социологии подразумевается  прямая регистрация событий очевидцем.
     Наблюдение  может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.
     Наблюдение  бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено  плану и ведется без определенно  разработанной системы. Научное  наблюдение отличается тем, что:
а) Оно  подчинено ясной исследовательской  цели и четко сформулированным задачам.
б) Научное  наблюдение планируется по заранее  обдуманной процедуре.
в) Все  данные наблюдения фиксируются в  протоколах или дневниках по определенной системе.
г) Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
     Наблюдение  классифицируется:
1) По  степени формализованности выделяют  неконтролируемое (или нестандартизованное,  бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.
2) В  зависимости от положения наблюдателя  различают соучаствующее (или  включенное) и простое (невключенное) наблюдения. Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы “изнутри". В невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает “со стороны", не вмешиваясь в события.
     В обоих случаях наблюдение может  производиться открыто или инкогнито.
     Одна  из модификаций включенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие  исследователя на события которые он наблюдает. Социолог создает определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что дает возможность оценить реакцию на это вмешательство.
3) По  условиям организации наблюдения  делятся на полевые (наблюдения  в естественных условиях) и на  лабораторные (в экспериментальной ситуации).
     Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что наблюдать? ”, “Как наблюдать? ” и “Как вести записи? ”. Постараемся  найти на них ответы.
     На  первый вопрос отвечает программа исследования, в частности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.
     При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по примерному плану, применяют  простое или бесструктурное наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее:
1) Общая  характеристика социальной ситуации, включающая такие элементы, как:  сфера деятельности (производственная, непроизводственная, уточнение ее особенностей и т.д.); правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом (формальные и общепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях); степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).
2) Попытка  определить типичность наблюдаемого  объекта в данной ситуации, относительно  других объектов и ситуаций; экологическая  Среда, область жизнедеятельности,  общественная, экономическая и политическая атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент.
3) Субъекты  или участники социальных событий.  В зависимости от общей задачи  наблюдения их можно классифицировать:
по демографическим  и социальным признакам;
по содержанию деятельности (характер труда, сфера занятий, сфера досуга);
относительно  статуса в коллективе или группе (руководитель коллектива, подчиненный, администратор, общественный деятель, член коллектива);
по официальным  функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществления; правила, которым они следуют строго и которыми пренебрегают);
по неофициальным  отношениям и функциям (дружба, связи, неформальное лидерство, авторитет).
4) Цель  деятельности и социальные интересы субъектов и групп: общие и групповые цели и интересы; официальные и неформальные; одобряемые и не одобряемые в данной среде; согласованность интересов и целей.
5) Структура  деятельности со стороны: внешних  побуждений (стимулы), внутренних осознанных  намерений (мотивы), средств, привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств и по моральной их оценке), по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряженная, спокойная) и по ее практическим результатам (материальные и духовные продукты).
6) Регулярность  и частота наблюдаемых событий:  по ряду указанных выше параметров  и по типичным ситуациям, которые  ими описываются. 

     Наблюдение  по такому плану позволяет более  хорошо разобраться в объекте  наблюдения.
     По  собранным предварительным данным задачи наблюдения уточняются. Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более детально, другие вовсе опускаются.
      Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит в стадию более формализованного поиска.
     Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого наблюдения. Теперь отдельные явления, события, формы поведения людей должны быть интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают смысл индикаторов каких-то более общих свойств или действий.
     Наблюдение  большой аудитории собрания производится несколькими лицами, которые придерживаются единой инструкции по подготовке протокола  регистрации данных наблюдения предшествует не только разработка общей концепции, но и неоднократные нестандартизованные наблюдения на разных объектах (в нашем случае - собраниях разных организаций и коллективов).
     Следует ли наблюдателю вмешиваться в  наблюдаемый процесс?
     Преимущества  наблюдений очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком “вживается” в свою роль соучастника событий. Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения: насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их?
     Пути  повышения надежности данных при  наблюдении.
     Надежность (обоснованность и устойчивость данных повышается, если выполнять следующие  правила: 

а) Максимально  дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их надежность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.
б) Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.
в) Один и тот же объект следует наблюдать  в разных ситуациях (нормальных, и стрессовых, стандартных и необычных), что позволяет увидеть его с разных сторон.
г) Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых  событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту).
д) Важно  следить за тем, чтобы описание событий  не смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует  иметь специальные графы для  записи фактуальных данных и для  их истолкования.
е) При  включенном или невключенном наблюдении, выполняемом одним исследователем, особенно важно следить за обоснованность интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций. Например, бурная реакция собрания на выступление может быть следствием одобрения, недовольства по поводу высказанного оратором, реакцией на его шутку или реплику из зала, на допущенную им ошибку или оговорку, на постороннее действие во время выступления... Во всех этих случаях делаются особые заметки, поясняющие протокольную запись.
ж) Полезно  прибегнуть к независимому критерию для проверки обоснованности наблюдения. Данные наблюдений “со стороны" можно проконтролировать с помощью  интервью с участниками событий; материалы включенного наблюдения желательно проверить невключенными по той же программе или по имеющимся документам.
     Место наблюдения среди других методов  сбора данных.
     Основным  недостатком этого метода является необъективность наблюдателя. Человек  очень редко оценивает ситуацию абсолютно беспристрастно (ему свойственно делать выводы). Личностные особенности наблюдателя определенно сказываются на его впечатлениях.
     Наблюдению  не подлежат события прошлого, многие явления и процессы массового  характера, вычленение небольшой части  которых делает их изучение непредставительным.
     Наблюдение  используется в основном как дополнительный метод, который позволяет собрать  материалы для начала работы или  помогает проверить результаты других методов сбора информации. 

2.2 Документальные  источники
     Документальной  в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или  рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото - или кинопленке. В этом смысле понятие документации отличается от общеупотребительного: обычно мы называем документами официальные материалы.
     По  способу фиксирования информации различаются: рукописные и печатные документы; записи на магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были избраны самим исследователем.
     Пример: Американский социолог У. Томас и польский Ф. Знанецкий исследовали по документам жизнь польских эмигрантов в Европе и Америке. Они попросили одного польского крестьянина написать автобиографию и получили от него 300 страниц рукописного текста. Эти документы называют целевыми. Другие - не зависимые от социолога документы называют наличными. Обычно они и составляют документальную информацию в социологических исследованиях. 

     По  степени персонификации документы  подразделяются на личные и безличные. Личные - документы индивидуального учета (библиотечные формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи. Безличные - статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.
      В зависимости от статуса документы делятся на официальные и неофициальные. Официальные - протоколы, правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и т.д., отчетность. Неофициальные - личные документы, а также составленные частными гражданами безличные документы (например, статистические обобщения, выполненные другим исследователем на основе собственных наблюдений).
     Особая  группа документов - средства массовой информации, газеты, журналы, радио, телевидение, кино.
     По  источнику информации документы  делятся на первичные и вторичные. К первичным относится прямое наблюдение. Ко вторичным - обработка  данных прямого наблюдения, обобщение  или описание на основе первичных источников.
      Еще можно классифицировать документы  по содержанию: например, литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований.
     Проблема  достоверности документальной информации. Не следует путать такие понятия как надежность, подлинность самого документа с достоверностью сообщающихся в нем сведений. Достоверность в первую очередь зависит от источника доступного документа. Конечно, официальные, личные, документы из первых рук намного надежней, чем какие-либо другие. 

2.3 Оценка  метода документального анализа.
     Документы нередко выступают в роли главного источника информации дополненной  опросом или прямым наблюдением. 

     Социолог  должен проявить недюжинную изобретательность  в поисках подходящих документов, подчас весьма неожиданных. Главные недостатки описанного метода состоят в проблемах получения достоверной информации из биографических материалов и в том, что при изучении человеческой деятельности в документах почти не отражается ее процесс, а лишь результаты.
     Анализ  документов - важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования (для выдвижения гипотез и общей разведки темы) и на стадии работы по описательному плану. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.
     Наконец, огромное и вполне самостоятельное  значение имеют для социолога  данные государственной статистики, многочисленные данные ЦСУ, которыми надо уметь пользоваться, а также знать, с какой регулярностью они собираются и публикуются. 

2.4 Опросы
     Опросы - незаменимый прием получения  информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.
     Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать.
     Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.
     Искусство использования этого метода состоит  в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам. 

     Для исследователя надо в первую очередь  уяснить, что в опросе участвует  не “средний респондент", а живой, реальный человек одаренный сознанием и самосознанием, который воздействует на социолога так же как и социолог на него.
     Респонденты не беспристрастные регистраторы своих  знаний и мнений, а живые люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения, опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить из-за недостатка знаний, на другие - не хотят отвечать или отвечают неискренне.
      Разновидности опросов. Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.  Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
     Имеется множество разновидностей интервью.
1) По  содержанию беседы различают  документальные интервью (изучение  событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со  специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса.
2) По  технике проведения - делятся на  свободные, нестандартизованные  и формализованные (а также  полустандартизованные) интервью.
     Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель интервью”). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования.
     Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное  наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
3) В  зависимос
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.