На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Региональная политика государства. Управление и развитие региона

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Центросоюз  Российской Федерации

Московский  университет потребительской  кооперации 

Кафедра экономики и финансов 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  экономической теории

 
на тему № 65 

Региональная  политика государства.
Управление  и развитие региона. 
 
 
 
 
 
 

                                                  Научный руководитель:
                                                  профессор Лоскутов Вячеслав Иванович  

                                         Работа выполнена:
                           Дорофеевой Ольгой  Сергеевной 

                             Факультет: Финансов и кредита
                                                      Шифр:   386
       группа № 1ФС-а-05 
 
 

Мурманск

2006 г. 
 
 
 
 

План:
 
 
 
Введение………………………………………………….............стр. 3 

Глава 1. Региональная экономическая политика
                Государства.
    1.1 Цели региональной  экономической политики………..стр. 5
    1.2. Средства  реализации региональной
           экономической политики……………………….……..стр. 8 

Глава 2. Управление социально-экономической
               сферой региона.
       2.1. Стратегическое управление регионом………………...стр. 11
       2.2. Развитие финансово-экономической  сферы…………..стр. 16
       2.3. Анализ развития региона……………………………….стр. 20 

Глава 3. Экономическая политика регионов Севера.
      3.1. Финансовый потенциал регионов Севера……………...стр. 23
      3.2. Социальная сфера северных регионов…………………стр. 27

Заключение………………………………………………………..стр. 30

 
Используемая  литература……………………………………...стр. 32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 

    Для России региональная тематика всегда была актуальной. Проводимые в стране экономические преобразования привели к регионализации экономики, росту роли регионов во всех сферах экономической жизни.
    В универсальном экономическом словаре  под термином «регион» подразумевается территориальная единица, в том числе и субъекты Федерации (области, края, республики), отличающиеся друг от друга «совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических особенностей, в большинстве случаев сочетающихся с особенностями национального состава населения»1.
    Содержание  развития регионов отличается: развитие Дальнего Востока, юга России  или Москвы.   Эти  различия обусловлены не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой и специализацией, географическим положением и прочим.
    Термин  "развитие" часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики, развитие региона или города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении, речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.
    Наряду  с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже  стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.
    Развитие  всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе (или деградации). Другими словами, развитие регионов всегда предполагает определенную цель или несколько целей.
    Развитие  региона — многомерный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным.
    В настоящее время основной целью  экономического развития большинства  стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:  

    1 Кетова Н., Овчинников В. Региональная экономика: Универсальный учебный словарь. Ростов-на-Дону, 1996г.
    повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
    создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
    увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.
    Последние две составляющие качества жизни  не всегда учитываются при оценках  социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение.
    Прошедшее десятилетие показало, что федерация - единственно возможная на данном этапе истории форма существования такого огромного и многонационального государства как Россия. Но единство и будущее процветание страны могут быть обеспечены только такой формой отношений между федеральным центром и субъектами федерации, которая учитывает интересы как отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно это и призвана обеспечить региональная политика, которая в современной России приобрела чрезвычайно важное значение, стала ведущей в развитии нашего государства.
    Объектом  моей курсовой работы является региональная экономическая политика, предметом - инструменты региональной экономической политики с рассмотрением их на примере Северо-Западного Федерального округа.
    Первая  глава курсовой работы раскрывает особенности  региональной политики, её цели и средства реализации. Во второй главе рассматривается управление социально-экономической сферой регионов. В третьей — экономическая политика Севера. В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам проведенного исследования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Глава 1.
    Региональная  политика  государства.
 
    
      Цели  региональной экономической  политики.
 
    Региональная  политика – это особый вид государственной экономической политики, направленной на государственное регулирование территориального развития.
    Региональная  политика должна быть направлена на реализацию таких целей, которые не могут быть достигнуты в результате действия рыночных механизмов.
    «Цель – это предмет стремления, то, что надо (либо желательно) осуществить». Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность.
    Классификация целей позволяет выделить группообразующие факторы и определить глобальные цели для региона и дефферинцировать их по подсистемам региона и социальным группам.
 
          Глобальной  целью региональной политики является достижение более эффективного и  равномерного распределения экономической активности на территории страны. Эта формулировка характеризует две стороны регионального социально-экономического развития:
    экономическую активность, которая требует экономически рационального распределения производства и использования производственного потенциала каждого региона в целях общенационального благосостояния;
    социальную справедливость, т. е. такое распределение экономической деятельности, при котором жители всех регионов имеют более или менее равные возможности достижения желаемого благосостояния.
 
    Глобальные  цели региональной экономической политики являются обобщенными. Они не могут служить для принятия конкретных экономических решений, для этого их нужно трансформировать в многоуровневую систему целевых показателей.
На верхнем  уровне цели региональной политики совпадают  с целями общенациональной политики, такими как рост, эффективность, равенство, стабильность, качество жизни. Однако, и эти цели являются слишком общими для того, чтобы служить выработке конкретных мероприятий
    Следующий уровень целей содержит региональную эффективность, обеспечение минимальных стандартов общественных и социальных  услуг всем гражданам независимо от того места, где они живут.
 
 
 
2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. ООО «ИТИ Технологии», 2003г.
    На  третьем уровне могут быть выделены такие цели, как максимизация определенных экономических индикаторов, например, занятости или среднедушевого дохода. Своя система целей, взаимосвязанная с целями более высокого и более низкого уровней, может быть построена для региона любого ранга.
 
    Главная задача региональной политики - сохранении страны как единого федеративного государства, что достигается разными путями (экономическими, социальными и политическими).
      Экономическая сторона региональной политики, в основном, сводятся к необходимости государственного регулирования размещения инвестиций ради более полного использования ресурсов (рабочей силы, природных ресурсов, неосвоенных земель и т.п.).
    Социальная  сторона региональной политики, непосредственно выражается в таких принципах демократического общества как социальная справедливость и равноправие граждан. С этой точки зрения, сбалансированное региональное развитие должно гарантировать, что качество жизни не зависит от региона, в котором людям довелось жить и работать. Таким образом, характерная для региональной политики "дискриминация" регионов, с социальной точки зрения, может быть оправдана необходимостью избежать дискриминации граждан по их местожительству (или, по крайней мере, сократить ее). Соответственно, региональная политика должна быть направлена на выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, уровне безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, состоянии окружающей среды и т.п.
    Политическая  сторона региональной политики отражает естественное для каждого государства желание обеспечить свою внешнюю безопасность и территориальную целостность. Последнее особенно важно для многонациональных государств, в которых напряженность в отношениях между регионами и между центром и регионами может привести к росту регионального сепаратизма.
 
    Соответственно  целям развития регионов строится система  критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства, потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход, валовой внутренний продукт (ВВП), реальный доход на душу населения, а так же темпы роста этих показателей).
 
    На  уровне региона можно так же рассматривать следующие показатели социально-экономического развития:
    продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;
    уровень образования;
    уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
    уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);
    состояние окружающей среды;
    равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
    обогащение культурной жизни людей.
 
    Необходимо  выделять долгосрочные и краткосрочные цели.
    Среди долгосрочных целей — становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры.
    В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.
 
    Критерии  экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона можно назвать:
          привлечение новых видов бизнеса;
          расширение существующего бизнеса;
          развитие малого бизнеса;
          развитие центра города;
          развитие промышленности;
          развитие сферы услуг;
          повышение уровня занятости населения региона.
 
    При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения.
 
 
 
 
 
 
    1.2.  Средства реализации региональной экономической политики.
 
    Для реализации региональной экономической политики необходимо располагать набором политических и экономических инструментов, которые могут использоваться органами государственного управления для воздействия на отдельные регионы, либо на всю многорегиональную национальную экономику.
    Инструментами выступают все средства, используемые в экономической политике, такие как налоговая, бюджетная, ценовая, кредитно-денежная и социальная системы.
    Для систематизации инструментов региональной экономической политики выделяет две группы:
    средства макроэкономической политики;
    средства микроэкономической политики.
 
    Средства  микроэкономической политики, используемые при проведении региональной политики, определяются в зависимости от выбора объекта воздействия (труд или капитал) и выбора направлений воздействия (внутренняя или внешняя перестройка условий деятельности).
    К числу макроэкономических инструментов относятся монетарная, внешнеторговая и фискальная политики.
      Кредитно-денежная политика традиционно определяется на национальном уровне. Поскольку на рынке капиталов отдельные регионы выступают как ценополучатели, попытки дифференцировать процентные ставки для различных регионов практически не предпринимаются.
    Внешнеэкономическое регулирование также осуществляется на национальном уровне, за исключением случаев особого регулирования в отдельных регионах, например, в свободных экономических зонах.
    Наиболее  распространенным инструментом макроэкономического  регулирования является фискальная политика. Государственная фискальная политика состоит в воздействии на уровень выпуска продукции и доходов через изменение налогов и государственных расходов.
    Инструменты фискальной политики используются на региональном уровне, также как и  на национальном в двух формах: автоматические стабилизаторы и активные регулирующие меры.
    Автоматические  стабилизаторы - это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию производства на изменения совокупного спроса.
    Главными  экономическими стабилизаторами являются пособия по безработице и подоходный налог. Особенности их действия состоят в том, что, во-первых, смягчая последствия изменений совокупного спроса, они помогают стабилизировать выпуск продукции, во-вторых, они включаются автоматически, т.е. не нуждаются в том, чтобы кто-нибудь решал, когда им следует вступать в действие.
    Их  способность стабилизировать выпуск продукции следует из того, что  пропорциональный налог на доходы уменьшает  величину мультипликатора, а это  значит, например, что любое падение  инвестиций ведет к уменьшению выпуска  продукции на меньшую величину.
    Однако  автоматические стабилизаторы не в  состоянии решить множество задач, которые стоят перед экономической политикой, поэтому все правительства пользуются мерами активной фискальной политики, которые состоят в регулировании налоговых ставок и величины государственных расходов.
    Государственные расходы на территории осуществляются в форме государственных закупок и социальных выплат (трансфертов), которые производятся федеральным правительством, региональными правительствами, органами местного самоуправления.
    Налоги  также выплачиваются правительствам разного уровня территориального управления. Макроэкономическое влияние, которое оказывает на развитие региона фискальная политика, осуществляется через изменение величины конечного спроса в регионе, поэтому оно идентично для всех государственных расходов и налогов независимо от того, правительство какого уровня их производит.
    Величину  этого влияния на региональные макроэкономические показатели можно оценить через  региональный мультипликатор. Например, одинаковые по объему государственные закупки, произведенные в различных регионах, приводят к разному увеличению производства и занятости.
    Параметры фискальной экономической политики, задаваемые на уровне национальной экономики, позволяют регулировать спрос для экономики в целом, однако они оказывают различное влияние на разные регионы, в этой связи и возникает необходимость в региональной дифференциации экономической политики.
    Дифференциация  фискальной политики осуществляется по следующим направлениям:
    региональная дифференциация налоговых ставок;
    региональная дифференциация государственных расходов, касающихся как государственных закупок, так и социальных трансфертов.
 
    На  первый взгляд региональная дифференциация фискальной политики выглядит как весьма эффективное средство для разрешения проблем отдельных регионов. Действительно, за счет дифференциации ставок налогов можно увеличить спрос в регионах, которые страдают от недостаточного спроса, и наоборот, уменьшить спрос в регионах, испытывающих его избыточное давление. К аналогичным результатам приводят трансферты правительства, направляемые в проблемные регионы с целью стимулирования в них экономической политики.
    Однако  в действительности влияние мер  фискальной политики на регион ограничивается множеством факторов.
    Попытки стимулировать производство в отдельных  регионах через увеличение конечного спроса в регионе при помощи мер фискальной политики реализуются через систему межрегиональных и внутрирегиональных взаимодействий. Их эффективность зависит от соотношения региональных и межрегиональных мультипликаторов и вызываемого ими эффекта распространения, т.е. влияния изменения конечного спроса на поддерживаемый регион и через него на все другие.
    В придачу к проблемам межрегионального перераспределения эффектов фискальной политики горизонтальная дифференциация налоговых ставок вызывает, как правило, сильную политическую оппозицию со стороны регионов, которые оказываются объектами налоговой дискриминации. В этом отношении государственные расходы являются более гибким инструментом, поскольку они могут дифференцироваться по регионам центральным правительством, а, кроме того, часть этих расходов приходится на региональные правительства и органы местного самоуправления, которые могут проводить самостоятельную политику.
    Реальные  возможности использования средств  фискальной политики органами территориального управления различных уровней для регулирования регионального развития зависят от государственного устройства страны, а также от распределения полномочий между властными органами различных уровней: центральным, региональными правительствами, органами местного самоуправления.
    Существенная  разница между макроэкономическим и микроэкономическим подходами  к региональной политике состоит  в том, что использование макроэкономических инструментов нацелено на изменение географического распределения  спроса на товары, когда регулирование осуществляется в рамках достижения равновесия на межрегиональном рынке. Микроэкономические инструменты используются для прямого влияния на предложение товаров на локальных рынках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Управление социально-экономической  сферой региона.
 
2.1. Стратегическое управление регионом.
 
    Решение многих региональных проблем невозможно без стратегического управления экономическими системами.
    Генеральной стратегической целью современной  региональной политики является повышение качества жизни населения, на ее реализацию должна быть направлена деятельность всей системы государственного управления. Организация жизнедеятельности населения тесно связана с проблемой работы органов всех уровней управления, и прежде всего органов местного самоуправления, поэтому результаты исследований качества жизни дают возможность придать управленческим решениям конкретные пространственно-временные параметры.
    Стратегия — это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов.
 
    Предпосылки стратегического управления регионами:
    перепроизводство насыщение рынка товарами и услугами;
    требовательность повышение уровня требований граждан к качеству продукции вследствие роста доходов и свободы выбора;
    инновационностъ значительно улучшившиеся технические возможности выпуска новых товаров и услуг;
    динамичность ориентация на сокращение сроков внедрения новой продукции в связи с сокращением жизненного цикла товара;
    диверсификация повышение спроса на виды и уровни продукции и развитие новых отраслей производства;
    дифференциация нарастающее разнообразие потребностей населения и значительное увеличение ассортимента товаров и услуг;
    конкуренция — борьба организаций за свои сегменты рынка, потенциальный контингент потребителей и рост объемов товаров и услуг;
    аритмия спроса изменения спроса потребителей рынка товаров и услуг в связи с сезонностью, нарушающие стабильность производства;
    падение спроса — сокращение спроса, ощутимое для производителей товаров и услуг ввиду снижения качества или роста цен;
    люмпенизация — рост полной и частичной безработицы населения и увеличение контингента с низким уровнем доходов и спросом;
    интервенция — международная конкуренция крупных зарубежных корпораций и попытка захвата национальных рынков.
 
    Цель  разработки стратегии развития региона  заключается в поиске источников эффективности и повышения социально-экономического развития региона на основе роста материального благосостояния и всестороннего развития личности граждан.
    Стратегия развития региона должна базироваться на теории программно-целевого управления и предусматривать постановку стратегических (глобальных) и тактических (локальных) целей, а также критериев их достижения — количественных показателей, определяющих меру или состав оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами) развития региона.
    Стратегическая (глобальная) цель определяет будущее  качественное состояние системы на длительную перспективу, к достижению которого стремится общество. Тактические (локальные) цели определяют будущее состояние отдельных подсистем, имеют качественное измерение, но время их достижения ограничено текущим периодом, как правило, до одного года.
    Критерий  достижения цели — количественный показатель эффективности, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами). Критерий всегда имеет количественную оценку и направлен в зависимости от показателя на минимизацию или максимизацию состояния системы. Например, минимум затрат на производство продукции, максимум валовой прибыли, минимальная текучесть рабочих кадров, максимальная выработка и др.
    Стратегическое  управление (стратегический менеджмент) — управленческая деятельность, направленная на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включающая диагностический анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии.
 
    К категориям стратегического управления можно отнести:
        Разделы стратегического менеджмента:
    основы стратегического  управления, стратегическое планирование,
    управление  реализацией стратегии
        Методология исследования:
    системный анализ, целевое управление, ранговая корреляция, прогнозирование, анкетирование и интервью, экономический анализ,
    STEP-  и   SWOT- анализ, графическое моделирование, экспертные оценки.
        Этапы стратегического управления:
    диагностический анализ состояния региона, оценка конкурентоспособности и выбор сценариев развития, прогноз социально-экономического развития, разработка стратегического плана по макро-подсистемам, целевые комплексные программы, мероприятия по реализации стратегии, управление изменениями.
 
 
 
        Стадии  жизненного цикла  региона:
    зарождение (создание), рост (развитие), зрелость (стабилизация), упадок (ликвидация).
        Виды стратегий развития:
    наступление (активное завоевание рынка), оборона (укрепление рыночной позиции), ликвидация (постепенный уход с рынка).
 
     Глобальная  цель подразделяется на шесть основных стратегических целей в зависимости  от сфер деятельности (макро-подсистем).
          Цель регионального хозяйства (Комплексное развитие инфраструктуры региона на основе рационального использования территории и природных ресурсов, современной архитектуры, строительства, коммуникаций, коммунального хозяйства и соблюдения экологических стандартов);
          Промышленная цель     (Всемерное удовлетворение потребностей населения в продукции предприятий с высоким качеством при минимальных затратах и соблюдении пропорций в развитии отраслей материального производства);
          Агропромышленная цель (Всемерное удовлетворение потребностей населения в сельскохозяйственных продуктах  высокого качества по доступной цене и обеспечение пропорций  развития отраслей АПК региона);
          Социальная цель   (Обеспечение всестороннего развития личности на основе образования, культуры и науки, здорового образа личности, забота об уровне жизни, условиях труда и семьях, внедрение принципов социальной справедливости и демократизации общества);
          Финансово-экономическая цель  (Соблюдение пропорций планомерного развития региона на основе максимизациидохода бюджета, роста чистой прибыли предприятия, эффективного использования муниципального имущества, роста инвестиций, развития рыночных институтов и малого предпринемательства в регионах);
          Управленческая цель  (Развитие общественного самоуправления, соблюдение законности правопорядка, эффективного взаимодействия всех ветвей государственной и региональной властей в условиях демократизации общества).
 
    В практической работе федеральных и  региональных органов чаще всего используется метод бюджетного планирования развития региона на основе следующих принципиальных установок:
    целевых задач из предвыборной программы глав администраций регионов;
    сложившихся пропорций в развитии отраслей народного хозяйства;
    необходимости вывода «из прорыва» наиболее отсталых отраслей экономики;
    социальных нормативов качества жизни населения;
    достигнутых показателей развитых регионов России («доноров»);
    уровней исполнения бюджета региона за предыдущий год;
    расчетных значений доходной части бюджета;
    постановлений, запросов и наказов законодательных органов (Собрания,            Думы);
    предложений региональных министерств, прежде всего социальной сферы;результатов выполнения целевых комплексных программ;
   • состояния политической и общественной жизни региона. 

    Цель  прогнозирования заключается в научном обосновании планов социального и экономического развития региона на основе постановки глобальных целей социальных нормативов качества жизни населения и выбора рациональных вариантов исходя из имеющихся ресурсов.
 
    Методология прогнозирования. Для разработки прогноза развития региона применяются следующие методы исследования: системный анализ, целевое планирование, экономический анализ, статистические методы, межотраслевой баланс, теория прогнозирования, метод экспертных оценок, макроэкономическое планирование, теория принятия решений, стратегическое планирование, теория человековедения, теория мотивации и потребностей.
 
      В существующей практике прогнозирования применяются:
глобальные прогнозы (от 50 до 200 лет);
долгосрочные  прогнозы (от 25 до 50 лет);
среднесрочные прогнозы (от 5 до 25 лет);
краткосрочные прогнозы (от 1 года до 5 лет).
 
    В настоящее время доминируют краткосрочные  прогнозы (на 1-5 лет), период которых  определяется временем избрания главы  региона. Решить стратегические задачи развития региона и улучшения качества жизни населения в эти сроки весьма проблематично. Поэтому наиболее предпочтительными выглядят среднесрочные прогнозы, которые позволяют реально улучшить качество жизни населения следующего поколения, т.е. до 25 лет.
    Практическая ценность предлагаемой концепции прогнозирования и планов развития региона заключается в возможности:
    использования долгосрочной стратегии развития региона для разработки пятилетних планов;
    принятия стратегических и тактических решений высшего руководства на основе различных альтернатив развития региона;
    четкого позиционирования региона среди крупных регионов России, Европы и мира но комплексному критерию качества жизни населения;
    сбалансированного развития производственной сферы (промышленности, строительства, транспорта и связи, торговли, науки и др.);
    комплексного развития социальной сферы (образование, культура, физкультура, здравоохранение, социальное обеспечение) на основе максимизации занятости населения и роста уровня их доходов;
    обеспечения сбалансированности бюджета региона по доходам и расходам;
    завершения рыночных реформ переходного периода и активного вовлечения рыночных институтов в развитие экономической сферы региона;
    перестройки системы управления регионом в соответствии с изменением стратегии развития.
    обоснованного привлечения инвестиций (зарубежных, федеральных, муниципальных) для реализации ЦКП;
    разработки системы местного налогообложения и льгот, направленной на достижение стратегических целей развития и формирования источников регионального бюджета.
 
    Разработка  целевых комплексных  программ (ЦКП). Это ключевой раздел стратегического плана и важнейший инструмент его реализации по годам планового периода.
    Составление сметы доходов и расходов («бюджета»). Прогнозирование социально-экономического развития и расчет потребности в ресурсах создают научную основу планирования бюджета региона на среднесрочную перспективу. В основе этого сложного процесса должна быть экономико-математическая модель оптимизации бюджета но критерию качества жизни населения региона.
      Расчет качества жизни населения  является заключительным этапом  разработки стратегического плана,  когда сформированы основные  цели развития, инновационные проекты,  прогнозы развития, сформирован  бюджет и разработаны ЦКП. Расчет предусматривает векторное сложение всех показателей социально-экономического развития по годам стратегического плана.
    После разработки всех разделов стратегического  плана должна быть предусмотрена общественная экспертиза плана с участием руководителей администрации, ученых, представителей общественности и СМИ.
 
    Годовые планы экономического и социального развития являются основным средством реализации стратегии. Исходные данные для разработки годовых планов:
    стратегический план региона;
    основные показатели за предыдущий год;
    контрольные цифры на плановый год; наличные ресурсы региона;
    исполнение бюджета за предыдущий год;
    перечень первоочередных ЦКП для реализации;
    источники финансирования из федерального бюджета (трансферты, кредиты).
    Результатом годового планирования является комплексный годовой план с разбивкой по кварталам и макроподсистемам. Годовой план разрабатывается администрацией (правительством) региона и утверждается законодательным органом власти до начала планового года.
 
    Мониторинг  реализации стратегического плана предусматривает непрерывное наблюдение за состоянием внедрения намеченных мероприятий и постоянный анализ причин их невыполнения.
    Задачами  мониторинга являются:
    обоснование и поддержка наиболее эффективных инвестиционных проектов;
    формирование благоприятных экономических и социальных условий развития организации;
    своевременное принятие обоснованных решений по корректировке стратегии;
    контроль за реализацией стратегии в установленный срок и в полном объеме.
    Мониторинг  базируется на принципах:
    комплексности, для обеспечения комплексного решения проблем на основе разработанных целевых комплексных программ;
    регламентации, для выполнения мониторинга по определенной технологии;
    своевременности, когда решение принимается точно в срок;
    рационального ограничения ресурсов управления;
    оптимальности, дающей возможность решать проблемы по реализации стратегии с максимальной эффективностью.
 
2.2. Развитие финансово-экономической сферы.
    Финансовое  положение регионов во многом обусловлено их экономическим развитием, на которое влияют такие факторы, как состояние производственно-технической базы; наличие научного потенциала и высокопрофессиональной рабочей силы; социально-экономическая и законодательная стабильность; степень освоенности природных ресурсов; выгодность географического положения; достаточно развитая инфраструктура; сформированная система рыночных институтов.
    Характерной особенностью России является то, что  регионы страны имеют различные  природно-ресурсные, социально-этнические и иные условия. Немаловажное значение имеет неравномерное размещение промышленно-технологических ресурсов и, как следствие, различный уровень жизни населения отдельных территорий. При этом трансформация российской экономики, проходившая на протяжении последнего десятилетия, усилила неравномерность развития регионов. В настоящее время 10 регионов обладают 50% всего ресурсно-сырьевого потенциала страны, 17 регионов производят около 60% ВВП Российской Федерации, а в 12 регионах сосредоточено более 60% налоговых доходов, что привело к резкому различию регионов но уровню финансового состояния.
    Необходимо  отметить, что наряду со всеми просчетами и недостатками, допущенными при  проведении реформ, одной из основных причин явилось отсутствие научно обоснованной и достаточно ясной для граждан стратегии развития России в целом и ее отдельных регионов на средне- и долгосрочный период. В последние годы руководители регионов пришли к пониманию того, что стимулирование экономического роста и финансовое оздоровление отдельных территорий определяются не только политикой федерального центра, но и активностью региональных властей.
    В условиях становления рыночных отношений, либерализации экономики, а также  организации демократических и правовых основ развития общества меняются цели, задачи государства и методы формирования и использования финансовых ресурсов. В связи с этим необходимо сочетание централизованной и децентрализованной властей, проявляющееся в разделении их функций и полномочий, которое предполагает распределение мобилизованных финансовых средств.
    При этом федеральная власть должна решать такие стратегические задачи, как обеспечение макроэкономической стабилизации государства путем стимулирования экономического роста, сдерживания инфляции и повышения занятости; формирование условий для развития отечественного производства на основе поощрения конкуренции и реформирования естественных монополий; создание единой правовой базы функционирования рыночных отношений и усиление контроля за исполнением принятых законодательных актов.
    В то же время в ведении региональных и местных властей должны находиться вопросы социально-экономического развития отдельных территорий; владения и пользования государственной и муниципальной собственностью, а также природными ресурсами данного региона; проведения эффективной социальной политики, направленной на духовное возрождение и развитие национальных традиций; обеспечения деятельности предприятий и организаций здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и других объектов, создающих условия для нормальной жизнедеятельности граждан, проживающих на данной территории.
    Важное  значение в решении этих задач  имеет эффективное управление финансовыми  ресурсами, т.е. работники органов власти должны в полном объеме владеть навыками и приемами стратегического и тактического регионального финансового менеджмента. Поскольку от уровня компетентности и степени профессионализма лиц, занимающихся формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов той или иной территории в определенной степени зависит их финансовое положение.
    Региональный  финансовый менеджмент направлен на решение следующих задач:
    а) обеспечение органов управления достаточным объемом 
финансовых ресурсов для выполнения возложенных на них функций и задач;

    б) создание условий для эффективного использования имеющихся финансовых средств в целях стимулирования устойчивого экономического роста региона и повышения его экономического потенциала;
    в) обеспечение высокой финансовой устойчивости и снижения региональных финансовых рисков.
 
    Данные  задачи находят решение в процессе реализации функций регионального  финансового менеджмента, основными  из которых являются:
    Информационно-аналитическая, представляющая собой сбор, обработку, анализ и оценку информации о составе, структуре и объемах финансовых ресурсов, которыми располагает регион.
    Планово-прогнозная, заключающаяся в исследовании внешней экономической среды, конъюнктуры финансового рынка, обеспечении пропорциональности и оптимальности при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов, а также разработке финансовой стратегии региона.
    Организационная, направленная на создание системы управления финансовыми средствами для решения операционных и инвестиционных задач, определяющих наиболее эффективные пути развития региона.
    Контрольная, обеспечивающая контроль за правильным и своевременным формированием и эффективным использованием имеющихся финансовых ресурсов, исполнением решений в сфере финансовой деятельности и регулирующая устойчивость финансовой системы региона в целом.
 
    Региональный  финансовый менеджмент имеет свою систему  конкретных объектов управления. К  числу основных таких объектов относятся: территориальные бюджеты; территориальные внебюджетные фонды; финансы предприятий и организаций регионального и муниципального подчинения. Вполне естественно, что все они тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга, решая при этом возложенные на них конкретные задачи, из которых приоритетными являются:
    формирование законодательных основ, обеспечивающих благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат в регионе;
    создание условий для развития финансовой инфраструктуры и достижения финансовой стабильности;
    повышение эффективности налоговой системы;
    достижение сбалансированности бюджетной системы и повышение эффективности ее функционирования;
    стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике регионов;
    развитие внешнеэкономических связей территорий.
 
    Одной из основных причин, оказывающих влияние на темп экономических преобразований в стране, является обеспечение устойчивого развития ее регионов на основе соблюдения и реализации интересов всех субъектов Российской Федерации, на основе создания единого рыночного хозяйства в сочетании с экономической (прежде всего финансовой) самостоятельностью регионов. Финансовая обеспеченность регионов определяется отношением сформированной величины финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении исполнительной власти, к объемам расходов, направляемых на финансирование текущих затрат и капитальных вложений, обеспечивающих развитие регионов.
    Одним из важнейших институтов как государства  в целом, так и его отдельных  регионов является бюджетная система, направленная на регулирование экономических и социальных процессов общества. Роль бюджета особенно усиливается в рыночных отношениях, где государство может оказывать эффективное влияние на состояние экономики с помощью экономических рычагов и стимулов.
    Бюджетная система как основное звено финансовой системы государства определяется его административным устройством и действующими законодательными актами. В соответствии с этим бюджетная система России включает в свой состав федеральный бюджет, бюджеты членов Федерации и местные бюджеты. В соответствии с Конституцией РФ имеются разграничения между уровнями органов государственной власти, в связи с чем средства, предназначенные для обеспечения задач и функций субъекта Федерации, представляют собой региональный бюджет, а муниципальных образований — местные бюджеты.
    Разграничение прав и обязанностей между центром, субъектами Федерации и местными органами самоуправления является предпосылкой для формирования основ подлинного финансово-бюджетного федерализма, в основе которого должны лежать такие основополагающие принципы, как равноправие всех уровней бюджетов, входящих в бюджетную систему, проявляющееся в самостоятельности осуществления бюджетного процесса; обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения возложенных на них обязанностей; стимулирование с помощью методов регулирования и перераспределения сбалансированности всех звеньев бюджетной системы и др.
    Реализация  данных принципов предполагает для  каждого региона наличие достаточного объема финансовых ресурсов, которые складываются из собственных и регулирующих доходных источников.
 
   Бюджетный федерализм, как система, предполагает не только разграничения бюджетно-налоговых  полномочий между различными уровнями власти (федеральным, региональным и местным), но и распределение и перераспределение бюджетных доходов и расходов. Основными звеньями являются:
   1). Федеральный  фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР) и аналогичные по назначению  фонды субъектов РФ;
   2).  Распределение финансовой помощи из него (трансфертов) по общим для всех регионов правилам на формализованной основе.
   Бюджетная поддержка регионов осуществляется в различных формах по множеству  каналов – субвенций, дотаций, финансирование целевых программ, ассигнования на решение социальных задач.
 
 
  2.3. Анализ развития региона.
 
    Современное состояние экономики России характеризуется  довольно активным вмешательством государства  в хозяйственную жизнь путем усиления государственного регулирования экономических процессов. Вместе с тем такое вмешательство должно определяться уровнем эффективности в зависимости от достижения конкретных результатов. Определение количественной и качественной составляющих данных результатов должно быть основано на системе планирования и прогнозирования.
      Особое место в системе социально-экономического  планирования занимает финансовое планирование, объектом которого являются фонды денежных средств, а основной задачей — обеспечение сбалансированности между наличием финансовых ресурсов у органов представительной власти регионов и объемом возложенных на них функций и задач. При этом особую сложность представляет разработка достаточно точных долговременных финансовых прогнозов на уровне отдельных регионов.
    Вместе  с тем с помощью перспективного финансового планирования и прогнозирования обеспечивается координация экономического и социального развития отдельных территорий и проводимой региональными органами финансовой политики; прогнозируются объемы финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения реализации планируемых мероприятий; определяются финансовые последствия осуществления разрабатываемых программ; выявляется фискальный потенциал на определенную перспективу и т.д.
    Финансовые  планы, как правило, составляются на период от 3 до 5 лет по укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируются в соответствии с уточненными прогнозами социально-экономического развития региона. Более долгосрочные финансовые прогнозы сопряжены с риском значительных отклонений в абсолютных значениях, но могут быть полезны с точки зрения структурных оптимизаций.
    В процессе построения долгосрочных прогнозов важным становится анализ устойчивости территориального бюджета. При этом в зависимости от соотношения уровня расходов и структуры доходов различают абсолютно устойчивые, нормальные и кризисные бюджеты.
 
    Для анализа динамики развития региона возможно использование коэффициента интегральной оценки финансового положения отдельной территории. В качестве исходной базы для расчета берутся значения суммы собственных доходов, объемы бюджетных расходов и кредиторской задолженности. При этом сама формула может интерпретироваться.
 
 
 
                             ДС КЗК   КФП = 0,7 —— + 0,3 (1 - ——   Р                     КЗН                      
     
    Где    КФП - коэффициент интегральной оценки финансового положения региона;
    ДС – сумма собственных доходов бюджета региона;
    Р  - сумма  расходов бюджета региона;
    КЗК – объём кредиторской задолженности региона на конец анализируемого периода;
    КЗН  - объём кредиторской задолженности на начало анализируемого периода.
 
      При этом, чем больше значение коэффициента, тем лучше финансовое состояние региона. Идеальным считается финансовое  состояние,   когда  собственные доходы  равны  или даже больше суммы расходов, а кредиторская задолженность отсутствует, в этом случае коэффициент равен или больше 1.
    Когда у региона практически отсутствуют  собственные доходы, а изменений  в сумме кредиторской задолженности  не произошло, то коэффициент равен 0. Если в условиях отсутствия собственных доходов задолженность на конец анализируемого периода возросла, то значение коэффициента становится отрицательным, что говорит о глубокой депрессивности региона. При этом можно дать характеристику финансового положения региона в зависимости от значения интегрального показателя (табл. 1).
         (таблица  № 1)
Финансовое  состояние региона Значение  интегрального показателя
1 Идеальное КФП > 1
2 Хорошее 1 > КФП > 0,5
3 Среднее 0,5 > КФП > 0,2
4 Плохое > КФП < 0,2
    Расчет  данного показателя можно производить по итогам месяца, квартала, года. При этом важным моментом становится направление изменения при реализации тех или иных мероприятий, оказывающих влияние на экономику и финансы региона.
 
    «Стратегией развития Российской Федерации до 2010 года» предусматривается проведение налоговой реформы, основной целью которой является обеспечение условий для высоких темпов экономического роста. Программа Правительства РФ на долгосрочную перспективу предполагает снижение в течение ближайших лет налоговой нагрузки на 5-6 процентных пунктов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.