Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль прибыли в повышении эффективности производства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирский  государственный технологический  университет»
(ГОУ  ВПО ВСГТУ) 

Кафедра «Экономика, организация и управление промышленными предприятиями» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовой  проект 

по дисциплине: «Экономика предприятия» 

на тему: «Роль прибыли в повышении эффективности производства». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил:  

                                                                                                      Проверила:
                                                                                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Улан-Удэ 2010
Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………………..3
    Роль прибыли в повышении эффективности производства……………...5-27
      Особенности и специфика развития предприятий пищевой промышленности…………………………………………………………………...5
      Методика определения показателей прибыли и рентабельности…………12
      Основные направления повышения прибыли предприятия……………….20
    Анализ формирования, распределения и эффективности использования прибыли на  ОАО «Бурятхлебпром»………………………………………….28-47
      Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели………………………………………………………...28
      Анализ себестоимости выпускаемой продукции…………………………...34
      Анализ причин, влияющих на показатель прибыли от реализации продукции…………………………………………………………………………..40
      Факторный анализ рентабельности производства………………………….44
    Пути совершенствования использования прибыли на ОАО «Бурятхлебпром»……………………………………………………………….48-60
      Основные направления увеличения прибыли………………………………48
      Мероприятия, направленные на увеличение прибыли и повышение рентабельности……………………………………………………………………..53
      Расчет экономической эффективности от предлагаемых мероприятий…..56
Заключение…………………………………………………………………………61
Список использованных источников……………………………………………..63 
 
 
 
 
 

Введение 
 

       «Роль прибыли в повышении эффективности  производства»- одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Рассматриваемая тема очень актуальна, представляется сложной и неоднозначной, потому что получение прибыли является обязательным  условием функционирования предприятия.
       В экономическом анализе результаты деятельности предприятия могут  быть оценены такими показателями как  объем выпуска продукции, объем продаж,  прибыль.   Однако  значений  перечисленных  показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности организации. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенными в организацию средства. Поэтому для характеристики эффективности деятельности в целом, а также доходности различных направлений      деятельности      (хозяйственной,      финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).
       Показатели   рентабельности  являются   важными  элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли. Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления организацией, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
       Получение прибыли является обязательным  условием функционирования предприятия. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.
       Предметом исследования является формирование прибыли и рентабельности предприятия и пути их повышения.
       Объектом  исследования является ОАО «Бурятхлебпром»  как имущественный комплекс в целом, в частности объектом являются результаты деятельности предприятия, а также бухгалтерский баланс и отчетность, в целях определения резервов повышения прибыли предприятия.
       Актуальность  моего исследования определила цель и задачи работы:
       Цель работы - рассмотреть роль прибыли в повышении эффективности производства на предприятии.
       Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:
      Рассмотреть теоретические основы прибыли как экономической категории
      Провести оценку и анализ формирования прибыли и рентабельности исследуемого предприятия
      Разработать мероприятия по повышению прибыли и рентабельности исследуемого предприятия
    Дать экономическую оценку предложенным мероприятиям.
       Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Названия глав отображают их содержание. Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, цели и задачи работы. В первой главе рассматривается прибыль, как показатель повышения эффективности производства особенности пищевой промышленности. Во второй главе проводится оценка и анализ формирования прибыли и рентабельности ОАО «Бурятхлебпром». В третьей главе проводится разработка мероприятий по увеличению прибыли и повышению рентабельности исследуемого предприятия и оценивается их эффективность.
          Для реализации поставленной  цели в курсовом проекте будут  использованы математический, статистический  методы, а так же методы анализа  и сравнения.
    Роль прибыли в повышении эффективности производства
      Особенности и специфика развития предприятий пищевой промышленности
 
 
       Важнейшую роль в обеспечении населения  разнообразными продуктами питания  в объемах и ассортименте, достаточных  для формирования правильного и  сбалансированного рациона питания, играет пищевая промышленность. Эта отрасль включает около 30 подотраслей и объединяет порядка 70 тыс. предприятий и организаций, на которых работает свыше 1,5 млн человек. Налоговые поступления от пищевой промышленности формируют более 15% доходов бюджета страны. И задача состоит в том, чтобы обеспечить модернизацию и дальнейшее динамичное развитие этой отрасли для более полного удовлетворения потребностей нашего общества. От ее эффективного функционирования зависят уровень продовольственной безопасности и благосостояние народа.
       В последнее десятилетие пищевая  промышленность развивается высокими темпами и входит в число ведущих  отраслей экономики страны по объемам  выпуска продукции. Ее доля в структуре  промышленного производства России составляет около 16%, что характеризует отрасль как одну из ведущих в реальном секторе экономики. 2008 год отмечен продолжением и укреплением позитивных тенденций в развитии отечественной пищевой промышленности.
       Увеличение  производства мяса сельхозпроизводителями позволило сохранить положительную динамику промышленного производства основных видов мясной продукции. Так, по сравнению с 2008 годом, выработка мяса и субпродуктов I категории в 2009 году выросла на 10,6%, мясных полуфабриатов -на 10,7%, мясных консервов - на 11,2%.
         Превышен уровень 2008 года по производству сухого цельного молока - на 6,6%, масла животного - на 2,2, молочных консервов - на 14, колбасных изделий - на 1,4%, сахара - песка из сахарной свеклы - на 7,8, кондитерских изделий - на 4, овощных консервов - на 19,2, майонеза - на 6, минеральных вод - на 10,2%, ряда видов продукции для детского питания и другой продукции.[25, c.4]
       Снижение  выработки хлеба и хлебобулочных  изделий, круп, макаронных изделий, фруктовых консервов, чая натурального, пива, алкогольных и безалкогольных напитков и некоторых других видов продукции определялось потребительским спросом, в связи с чем объемы их производства не растут.[12]
       Из  вышеизложенного следует, что особенностью современного этапа развития пищевой промышленности является разработка качественно новых функциональных продуктов питания, способствующих сохранению и улучшению здоровья за счет регулирующего и нормализующего воздействия на организм человека с учетом его физиологического состояния и возраста.[24, c.70]
       На основании этого, в последние годы Правительством Российской Федерации предпринимаются конструктивные меры, направленные на создание качественно новых предпосылок для дальнейшего устойчивого развития аграрной сферы экономики и увеличение объемов поставок сырья для отраслей пищевой промышленности.[15] На современном этапе развития пищевая промышленность пока не может обеспечить решение этих сложных задач в полной мере ввиду действия различных факторов и существующих барьеров, ограничивающих производственно-экономический потенциал пищевых отраслей. Поэтому ограничение причин и поиск аргументов в пользу внутреннего развития становятся объективными элементами анализа данной проблемы.[24, c.9]
       Несмотря  на высокие темпы роста в последнее  десятилетие, пищевая промышленность России в целом не отвечает имеющимся вызовам времени, находится в состоянии, не обеспечивающим растущие потребности населения, значительно отстает от уровня развитых стран. Это одна из причин того, что внутренний рынок России в значительной степени зависит от импорта, тенденция к росту которого сохраняется, особенно по животноводческой продукции. Так, в 2008 году импорт мяса увеличился на 14,9%, молока и сливок сухих и сгущенных - на 21,3, масла сливочного - на 8,1%. Все это значительно снижает экономическую безопасность и ущемляет национальные интересы.[25, c.4-5]
       Следует отметить, что с начала 2008 года реализуется «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», которая служит основным инструментом аграрной политики, определяющим основные приоритеты, цели и направления развития сельского хозяйства, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
       За  последние годы плодотворная работа по развитию пищевой промышленности проводится на региональном уровне. Органами  исполнительной власти большинства субъектов Российской Федерации приняты и реализуются программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков продукции, сырья и продовольствия, разработанные с учетом основных положений Программы. Наиболее высокими темпами развиваются такие отрасли, как пивоваренная, масложировая, чайная, кондитерская и ряд других, где за счет привлечения частных инвестиций введены в эксплуатацию современные производства, позволяющие выработать на основе высокоэффективных инновационных технологий конкурентоспособную продукцию.[15]
       Кроме того, продолжается работа по улучшению качества и расширению ассортимента производимой продукции, увеличению объемов производства продукции, обогащенной белком, витаминами и минеральными компонентами, увеличению выпуска продукции в расфасованном и готовом  к употреблению виде, с применением современных тароупаковочных материалов.
       Несмотря  на наращиванию объемов производства важнейших видов продовольствия способствуют меры, принимаемые по улучшению качества и расширению ассортимента продукции, внедрению инновационных технологий, реализация Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, а также дополнительные меры по государственной поддержке агропромышленного комплекса.[12]
       В целом предприятиями пищевой  промышленности в 2009 году было отгружено продукции на сумму 2641 млрд.руб. в действующих ценах, или на 26,7% больше, чем в 2008 году (за 2008 год рост составлял 31,2%).
       Следует отметить, что в условиях кризиса отрасль оставалась в целом рентабельной. Средний уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ и услуг) за 2009 год составил 10,8% против 10,5% в 2008 году. В то же время вызывает обеспокоенность низкий уровень рентабельности продукции в таких отраслях, как мясная, молочная, сахарная, масложировая, связанных с переработкой сельскохозяйственного сырья.[25, c.4]
       Далее, поподробнее рассмотрим хлебопекарную промышленность, которая является одним из главных отраслей пищевой промышленности. Состояние и структура хлебопекарной промышленности в России с 1990 года сильно изменились. В настоящее время, хлебопекарная промышленность развивается в направлении расширения ассортимента продукции и внедрения в производство новых видов изделий лечебного и диетического назначения, в том числе с пониженной энергетической ценностью. Хлебобулочные изделия - это, прежде всего, продукты повседневного спроса, позволяющие человеку эффективно восполнять энергетические потери организма. Зачастую в странах  с неблагоприятным экономическим положением они являются основным питанием для населения с низкими доходами и дешевой альтернативой более дорогим продуктам растительного и животного происхождения.[29]
       По  данным Росстата, в 2008 году в России было произведено 7477 тыс.т хлеба и хлебобулочных изделий, что на 3,6% меньше, чем в 2007 году. В частности, в ноябре 2008 года российские предприятия произвели 619 тыс.т хлеба и хлебобулочных изделий, а это на 4% меньше, чем за тот же период 2007 года. Крупнейшими производителями хлеба и хлебобулочнеых изделий остаются Москва (39 тыс.т) и Московская область (32 тыс.т).[3, c.60] Если рассмотреть характер производства хлебобулочных изделий (рис.1), то можно отметить, что за последние 3 года объемы производства устойчиво снижаются. На рисунке 1 отчетливо видно сезонные колебания производства хлеба и хлебобулочных изделий. Предположительно, это связано с изменением физиологической и физической активности человека в течение года.[29]
       
Рис.1. Производство хлебобулочных изделий в России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Основными причинами сокращения рынка  являются снижение численности населения  и уменьшение потребления хлеба  и хлебобулочных изделий, вызванное ростом доходов, - осенью 2008 года усугубил всемирный финансово-экономический кризис. Реальные денежные доходы россиян, увеличившиеся в 2007 году на 20% и позволившие существенно разнообразить продуктовый ряд более дорогими белковыми продуктами, снова резко сократились, в связи с чем на ближайшую перспективу можно прогнозировать увеличение потребления хлеба и хлебобулочной продукции.
       Исходя  из предположения, что на территории РФ проживает 142 млн. человек, годовое производство хлеба и хлебобулочных изделий  при здоровом питании должно составлять 19596 тыс.т, в то время как в 2008 году, согласно официальной статистике, произведено только 7477 тыс.т. Тем не меннее, данная ситуация свидетельствует о том, что предложение не в состоянии удовлетворить спрос, а скорее всего о том, что люди (особенно жители столицы) сознательно исключают хлеб из своего рациона.
       Однако, несмотря на значимость хлебобулочных  изделий, их потребление в различных  странах неодинаково и во многом зависит от традиций, благосостояния и предпочтений граждан. Известно, что в европейских странах уровень потребления хлеба за последние годы значительно снизился , что составляет до 70 - 80 кг на душу населения в год. Немцы являются чемпионами Европы по потреблению хлеба - в 2007 году на каждого жителя Германии пришлось свыше 88 кг выпечки (256 г/день). Что же касается России, то она остается крупнейшим производителем и потребителем хлеба. Традиции питания, сформировавшиеся веками, и холодный климат обусловили высокое потребление хлебобулочных изделий в нашей стране.
       По  данным Института питания РАМН, ежегодное  потребление хлеба по физиологическим  нормам должно составлять 112,2 кг (307 г/день). По данным ОАО «Мосхлеб», современный житель России употребляет в сутки менее 300 г хлеба. При этом ежегодное потребление хлеба на территории России неравномерное: в Москве - 90 кг (246 г/день), а в некоторых регионах - до 260 кг (710 г/сутки).   
       Отсюда  следует, что потребление хлеба и хлебобулочных изделий связана с благосостоянием граждан, с ростом которого российский потребитель переходит от дешевой и каллорийной пищи к дорогим и здоровым продуктам с большим содержанием белка. Однако неоправданное уменьшение потребления хлеба приводит к тому, что снижается обеспеченность организма витаминами, минеральными веществами.[3, c.60]
       В последние годы и в России наблюдаются экономические процессы, формирующие устойчивую тенденицию к снижению его производства и потребления. Несмотря на увеличение потребления хлеба в 2004 году до 129 кг на одного человека в год, за десятилетний период потребление хлебобулочных изделий имело тенденцию к снижению. Однако, всемирный финансово-экономический кризис привел к увеличению потребления хлеба и хлебобулочных изделий, которая составляет в данный момент 108 кг на одного человека в год.  Потребление хлеба и хлебобулочных изделий на одного человека в год, наглядно представленно на рисунке 2.
        Рис.2. Потребление хлебобулочных изделий в России 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       По  всей видимости, тенденция к снижению производства и потребления хлебобулочных изделий сохранится и в будущем. Экономически, хлеб как продукт, за счет своей дешевизны, обладает низкой эластичностью спроса и предложения, поэтому спрос на него при изменении цен и объемов производства не изменится.[29]
       В последние годы, наряду с сокращением объема производства, наблюдался рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия - за 2007 год хлеб и хлебобулочные изделия в среднем по России подорожали приблизительно на 40%, что значительно превышает рост цен на хлеб в предыдущие годы. Наиболее заметный скачок цен на хлеб в 2007 году произошел летом, вследствие резкого подорожания зерна и муки. Как заявляет Росстат, рост цен на зерно и хлеб не имеет экономических причин, а вызван искусственно подогреваемыми инфляционными ожиданиями, провоцируемыми средствами массовой информации. Немаловажным фактором является и общая инфляция в России, подогретая в конце 2008 года всемирным финансово-экономическим кризисом.
       Хлеб - это товар постоянного спроса и первой необходимости, который можно отнести к так называемым «товарам Гиффена», имеющим отрицательную эластичность спроса по цене: чем ниже доходы потребителей, тем больше они потребляют этот продукт, несмотря на рост цен, начиная экономить на других, более дорогих продуктах. Эффект дохода от изменения цены перевешивается действием эффекта замещения, поскольку именно хлебом население в уровнях понижения уровня жизни заменяет белковые продукты (мясо, молоко).[3, c.61]
       На  основании вышеизложенного, можно  отметить, что в общем пищевая промышленность за последние годы развивается высокими темпами, несмотря на кризисные явления и находится в состоянии, не обеспечивающем растущие потребности населения, значительно отстает от уровня развитых стран. Например, это сказывается в производстве и потреблении хлеба и хлебобулочных изделий. Так, за последние три года объемы производства устойчиво снижаются, и это связано с снижением численности населения и уменьшением потребления хлеба и хлебобулочных изделий, вызваннное ростом доходов. Несмотря на общую тенденцию снижения потребления хлебобулочных изделий, все же очевидно, что спрос на них в России достаточно высок даже при изменении цен и объемов производства. Таким образом,  хлебопекарную промышленность России при всех условиях необходимо не только сохранить, но и развивать дальше. 
 
 

      Методика  определения показателей  прибыли и рентабельности
 
 
       Общеизвестно, что результаты деятельности предприятий могут быть оценены различными показателями, такими как объем выпуска, объем реализации продукции. Характеризуя финансовый результат, перечисленные  показатели  не  способны  оценить  эффективность деятельности предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства.
       Показателями,  характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели прибыли и рентабельности.
       Изучение  состава и структуры прибыли, проведение факторного анализа результата от реализации, необходимы для оценки финансовых показателей и экономического прогнозирования предприятия. При выборе методики определения оценки количественного влияния на прибыль от реализации алгоритм расчетов определяется на основе изучения характера производимой продукции, объема и качества исходной информации, возможности получения дополнительных данных, а также в зависимости от требуемой точности даных. При определении прибыли следует учитывать: количественную оценку причин, вызвавших изменение прибыли, выявление влияние издержек на изменение прибыли или влияние на прибыль изменения цен, вызванного рыночной конъюктурой.
       Методики  определения прибыли и рентабельности рассмотрим на примере ОАО «Мосхлеб» и ОАО «Липецхлебпром». Анализ прибыли от продаж ОАО «Мосхлеб»  показан в таблице 1.2.1.[8, c.18-19] 

Таблица.1.2.1. Анализ прибыли от продаж ОАО «Мосхлеб» 

Показатель 2006 г тыс.
руб.
2007 г тыс.
руб.
2008 г тыс.
руб.
Отклонение 2008 г от 2007 г Отклонение 2008 г от 2006 г Темп  роста,%
2008 г к 2007 г 2008 г к 2006 г
Выручка от продажи продукции 133430 100827 144952 44125 11522 144 109
Себестоимость продаж 121984 103030 132717 29687 10733 129 109
Валовая прибыль 11446 -2203 12235 14438 789 -555 107
Коммерческие  расходы - - - - - - -
Управленческие  расходы - - - - - - -
Прибыль от продаж 11446 -2203 12235 14438 789 -555 107
 
       Анализ  прибыли от продаж показал, что в 2007 году за счет резкого сокращения выручки от продаж, по сравнению с предшествующим годом, получен убыток от продаж к сумме 2203 тыс.руб против прибыли 2008 года в сумме 11446 тыс.руб. В 2008 году ситуация стабилизировалась за счет роста производства продукции, в результате была получена прибыль в размере 12235 тыс.руб., что в суммарном выражении превысило показатель наиболее благополучного 2006 года на 7%.
       Анализ  структуры прибыли до налогооблажения  и величина чистой прибыли   показаны в таблице 1.2.2.[8, c.19]  

Таблица.1.2.2. Анализ структуры прибыли до налогооблажения;
чистая  прибыль ОАО «Мосхлеб» 

Показатель 2006 г тыс.
руб.
2007 г тыс.
руб.
2008 г тыс.
руб.
Отклонение 2008 г от 2007 г Отклонение 2008 г от 2006 г Структура
2006 г 2007       г 2008г
Прибыль от продаж 11446 -2203 12235 14438 789 182 30 238
Сальдо  операционных расходов -254 -1111 -1925 -814 -1671 -4 16 -37
Сальдо  внереализационных расходов -4899 -3833 -5169 -1336 -270 -78 54 -101
Прибыль до налогооблажения 6293 -7147 5141 12288 -1152 100 100 100
Налог на прибыль 2442 - 527 527 -1915 - - -
Чистая  прибыль 3492 -6808 5141 11949 1649 - - -
 
       Из  представленной информации следует, что  за весь период исследования ОАО «Мосхлеб» имело отрицательные значения сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов. 2006 год характеризовался убытками по всем позициям - от продаж и от прочих  доходов и расходов. В 2007 году доля убытка от продаж занимала всего лишь 30% от общего убытка, а основная его доля приходилась на внереализационные расходы - 54%.
       В 2006 и 2008 гг. прибыль от продаж значительно превысила сальдо операционных и внерелизационнх доходов и расходов, в результате чего финансовый результат до налогооблажения был положительной величиной - прибыль до налогооблажения в 2006 году составила 6293 тыс.руб., в 2008 году - 5141 тыс.руб. Анализ структуры прибыли до налогооблажения показал, что в 2006 году доля прибыли от продаж составляла 182%, а в 2008 году она возросла до 238%, что свидетельствует об увеличении роли основной деятельности. Чистая прибыль в 2006 году составила 3492 тыс.руб., а в 2008 году - 5141 тыс.руб. (рис.3.).[8, c.20] 

Рис.3. Динамика прибыли (убытка) на ОАО «Мосхлеб»  за 2006 - 2008 гг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Важное  значение для оценки эффективности  хозяйственной деятельности каждого  предприятия имеют показатели рентабельности. Расчетные значения рентабельности ОАО «Мосхлеб» показали, что их величины в 2006 году имеют отрицательные значения в силу убыточности хозяйственной деятельности в этом периоде. В 2006 и 2008 гг. значения показателей свидетельствовали о низкой эффективности производственной деятельности, использовании активов предприятий, собственного капитала. Изложенное требует о необходимости разработки комплекса мероприятий по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Мосхлеб».
       Если  прибыль рассчитана на 1 руб. товарной продукции, сумма прибыли за счет увеличения объема реализации определялось по формуле:
       Pп(v) = PV(П/V),     (1)
где PV - возможное увеличение объема реализованной продукции, руб.;
      П - фактическая прибыль от реализации продукции, руб.;
      V- фактический объем реализованной продукции, руб.  

       Как следует из далее приведенных  данных, производственные возможности  предприятия позволяют увеличивать  объем произведенной продукции  более чем на 40%. Сдерживающим фактором являлось, в том числе объем сельскохозяйственного производства. Поэтому, по результатам маркетинговых исследований, ОАО «Мосхлеб» обеспечило увеличение объема производства и реализации на 5%, по сравнению с 2008 годом. Рассчитали увеличение  прибыли за счет увеличения объма выпуска и реализации продукции по формуле (1). Таким образом, подняв объем выпуска и продажи продукции на 5%, ОАО «Мосхлеб» увеличило свою прибыль на 611,7 тыс.руб. при условии сохранения значений ценовых показателей.
       Для выявления и подсчета прибыли за счет снижения себестоимости ОАО «Мосхлеб» использует метод сравнения. Методической базой экономической оценки снижения затрат овеществленного труда является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов в оборудовании и др.
       Расчет  обобщающей количественной оценки  общей суммы снижения себестоимости  продукции производится путем суммирования их величины по отдельным видам ресурсов:
       Pc = ?Pci,     (2)
где Pc - общая величина резерва снижения себестоимости;
      Pci - резерв снижения себестоимости по i-тому виду производственных ресурсов. 

       Если  расчету прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определения общей суммы резерва ее снижения, то расчет роста прибыли производится по формуле:
       Pп(с) = Зв(V+PV),     (3) 
где Pп(с) - резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции;
      Зв - возможное снижение затрат на 1 руб.продукции;
      V - фактический объем реализованной продукции за изучаемый период;
      PV - возможное увеличение объема реализованной продукции. 

       Для того, чтобы затраты на производство продукции привести в сопоставимые значения, предприятие выполнило их перерасчет на 1 руб. произведенной и реализованной продукции делением общей суммы затрат на объем товарной продукции в ценах реализации. В качестве базового показателя приняли плановые показатели 2007 года. Следует отметить, что 2006 год характеризовался отрицательным финансовым результатом, что не позволило его использовать для увеличения прибыли.
       Плановые  и фактические значения затрат на производство продукции 2008 года в перерасчете на 1 руб. товарной продукции показаны в таблице 1.2.3.[8, c.21-22] 

Таблица 1.2.3. Плановые и фактические затраты на производство продукции
 в  перерасчете на 1 руб. товарной  продукции в 2008 году. 

Показатель 2008 г.
план фактически
Материальные  затраты 0,045 0,047
Затраты на оплату труда 0,155 0,156
Отчисления  на социальные нужды   0,04 0,041
Амортизация 0,035       0,035
Прочие  затраты 0,017 0,026
Итого затрат…. 0,76 0,80
 
       Как показывают данные таблицы 1.2.3. на предприятии имелись резервы снижения себестоимости продукции за счет незначительного уменьшения материальных затрат и прочих затрат. Возможное снижение затрат на 1 руб. товарной продукции было равно: (0,047 + 0,026) - (0,045 + 0,017) = 0,011 руб. Фактическая себестоимость реализованной продукции в 2008 году составила 132717 тыс.руб. Возможная себестоимость с учетом снижения затрат на 1 руб. товарной продукции: 132717 - (132717 * 0,011) = 131257 тыс.руб.
       Следует отметить, что за счет снижения себестоимости предприятие получило дополнительную прибыль в сумме: 132717 - 131257 = 1460 тыс.руб. Следовательно, возможная прибыль от продаж с учетом резерва увеличения прибыли за счет роста объема реализации на 5% (611,7 тыс.руб.) и снижение себестоимости (1460 тыс.руб.) сотавило: 12235 + 611,7 + 1460 = 14306,7 тыс.руб. А это в свою очередь положительно сказалось на повышение рентабельности расходов по обычным видам деятельности.
       Основными источниками определения рентабельности продукции является увеличение суммы  прибыли от реализации продукции  и снижения себестоимости товарной продукции. Для подсчета рентабельности продаж предприятие используют такую методику:
       PR = [(Пфп)/Св] - ( Пфф),     (4)
где PR - рост рентабельность;
      Пф - фактическая сумма прибыли;
      Рп - рост прибыли от продаж;
      Св - возможная себестоимость продукции;
      Иф - фактическая сумма затрат по реализованной продукции. 

       Подставив все известные данные в формулу (4), предприятие получило рентабельность производственной деятельности за счет вышеназванных факторов: PR = (14306,7/131257) - (12235/132717) = 1,6. Следовательно, при увеличении объема производства и реализации продукции на 5%, снижении затрат на 1 руб. товарной продукции, ОАО «Мосхлеб» получила дополнительную прибыль в сумме 14306,7 тыс.руб. и увеличила рентабельность производства на 1,6%.[8, c.23]
       Далее методику определения прибыли рассмотрим  на примере ОАО «Липецхлебпром». Данное предприятие использует методику определения прибыли с расчетом единого интегрального показателя. Эта методика представляет собой объединенное в единое числовое значение совокупность коэффициентов. В результате расчета интеграла можно получить единую числовую характеристику, показывающую комплексное состояние финансово- хозяйственной деятельности предприятия за определенный период его работы.
       Расчитанные коэффициенты отношения показателей прибыли от продажи хлеба и хлебобулочных изделий за 2004 - 2008 гг. ОАО «Липецхлебпром» представлены в таблице 1.2.4.[22, c.57,59] 

Таблица 1.2.4. Коэффициенты отношения показателей прибыли к выручке
от продажи хлеба и хлебобулочных изделий ОАО «Липецхлебпром»
в 2004 - 2008 гг. 

Коэффициенты  отношения прибыли  к выручке  от продажи
ОАО «Липецхлебпром»
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг  1,0000 1,0000 1,0000 1,0000 1,0000
Валовая прибыль 0,1565 0,1421 0,1451 0,1643 0,1151
Прибыль от реализации 0,0788 0,0667 0,0851 0,1104 0,0523
Прибыль от финансово - хозяйственной деятельности 0,0368 0,0101 0,0241 0,0650 0,0156
Балансовая  прибыль 0,0080 0,0082 0,0241 0,0650 0,0156
Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода 0,0011 0.0026 0,0107 0,0528 0,0099
 
       Однако  для более наглядного проведения сравнения результатов предприятия  в течение ряда отчетных периодов потроили график отношения показателей  прибыли к выручке от продажи  ОАО «Липецхлебпром» (рис.4.).[22, c.60] 

Рис.4. График показателей нормирования относительной оценки эффективности управления ОАО «Липецхлебпром» в 2004 - 2008 гг. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       На  рисунке 4 видно, что наивысшего уровня показатели эффективности управления достигли в 2007 году, значительно «обгоняя» соответствующие показатели 2004, 2005, 2006 и 2008 гг. Связано это, в первую очередь, с разработкой аппаратом управления предприятия Программы стратегического развития ОАО «Липецхлебпром». Программа предусматривает сокращение расходов на закупки, энергосбережение, то есть минимизацию издержек, повышение производительности труда, расширение ассортимента выпускающих изделий. Внедрение руководством предприятия данной программы дало значительные результаты - в 2007 году рост объема продаж хлеба и хлебобулочных изделий составил 20,2%. Увеличение объема продукции повлекло повышение уровня прибыли  на 75%, уровня чистой прибыли в четыре раза.
       Использование данной методики позволяет руководству  проводить комплексную оценку оптимальности  принятия тактических и стратегических решениий, а также позволяет оценить эффективность управления предприятием.[22, c.61]
       На  основе проведенного анализа методики определения прибыли и рентабельности по данным двум предприятиям  ОАО  «Мосхлеб» и ОАО «Липецхлебпром»  можно сделать выводы о том, что при увеличении объема производства и реализации продукции на 5%, снижении затрат на 1 руб. товарной продукции, ОАО «Мосхлеб» получила дополнительную прибыль в сумме 14306,7 тыс.руб. и увеличила рентабельность производства на 1,6%, а ОАО «Липецхлебпром» из-за внедрения руководством предприятия Программы стратегического развития  ОАО «Липецхлебпром» дало значительные результаты - в 2007 году рост объема продаж хлеба и хлебобулочных изделий составил 20,2%. Увеличение объема продукции повлекло повышение уровня прибыли  на 75%, уровня чистой прибыли в четыре раза. Таким образом, величина прибыли и рентабельности предприятия зависит от увеличения объема производства, снижении себестоимости и повышения качества выпускаемой продукции.   
 
 

        Основные направления повышения прибыли предприятия
 
 
       Рассмотрев  методики определения прибыли и  рентабельности в параграфе 1.2. рассмотрим основные направления повышения прибыли
предприятия.
       Повышение прибыли предприятия - это количественно  измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат  на ее производство и реализацию, недопущение внереализационных убытков, совершенстовования структуры производимой продукции.[8, c.21]
       Анализ  факторов, оказывающих влияние на формирование прибыли имеет немаловажное значение, так как своевременно выявленные резервы и нахождение «тонких» мест в деятельности организации помогут более эффективно использовать ресурсы предприятия (материальные, денежные, трудовые). На основании анализа формирования прибыли предприятия, факторов, обусловивших изменение показателей, можно разработать пути развития предприятия, которые позволят не только оставить прежний уровень прибыльности, но и значительно повысить его. Правильный выбор направления анализа прибыли, четкое представление сильных и слабых сторон предприятия, позволяют руководству принимать адекватные решения, снижать риск неудач, выявить неиспользованные мощности.[1, c.34-35]
       Основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, прибыль повышается под влиянием многочисленных факторов. Отсюда, основыми направлениями повышения прибыли предприятия являются: увеличение объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, снижение себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов. Кроме того, на рост прибыли оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, применение самых современных механизированных и автоматизированных средств для выполнения работ, состояние расчетов между поставщиками и покупателями, сокращение затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда и др.[20, c.25] Выполнение этих предложений значительно повысит получаемую прибыль на предприятии. Рассмотрим данные направления на конкретных примерах.
       Выделение в составе затрат на производство и реализацию продукции прямых (переменных) и условно-постоянных расходов имеет  важное значение при планировании прибыли, формировании производственной (продуктовой) программы, определении при ограниченных ресурсов наиболее эффективных путей улучшения финансового результата. Исходные данные представлены в таблице 1.3.1.[17, c.30] 

       Таблица 1.3.1. Исходные данные производства изделий А, В, С, D и Е 

Показатели Изделия (продукты)
A B C D E
1. Выручка от реализации, млн.руб. 100 100 100 100 100
2. Прямые  затраты, млн.руб. 70 60 50 40 30
3. Условно - постоянные расходы, млн.руб. 20 30 40 50 60
4. Прибыль (стр.1 - стр.2 - стр.3) 10 10 10 10 10
5. Валовая прибыль, млн.руб. (стр.1 - стр.2) 30 40 50 60 70
6. Рентабельность по валовой прибыли, % (стр.5/стр.2)*100
43 67 100 150 233
 
       Как видно из данных таблицы 1.3.1., суммарные затраты и прибыль у всех изделий одинаковы, однако, рентабельность по валовой прибыли имеют наибольшее значение у изделий  D и E. Поэтому для максимизации прибыли, если внешняя среда и внутренние условия позволяют, целесообразно наращивать производство изделий D и E и снижать выпуск или вообще снимать с производства изделия А и В.
       Прирост прибыли может быть укрупнен за счет двух факторов: снижения издержек и увеличения объема реализации продукции. Если в затратах предпрятия на производство данного изделия превалируют условно-постоянные расходы, главное внимание следует направить на увеличение объема реализации продукции, расширение рынка сбыта данного изделия. При преобладании в составе затрат прямых расходов при ограниченности ресурсов, следует больше обращать внимание на мероприятия по снижению этих расходов. Для обоснования увеличения объема реализации продукции на основе исходных данных таблицы 1.3.1., как изменится прибыль по изделиям при увеличении объема реализации продукции на 10% (таблица 1.3.2.).[17, c.31]
       Таблица 1.3.2. Изменение прибыли при увеличении объема
       реализации продукции на 10% (млн.руб.) 

Показатели Изделия (продукты)
A B C D E
1. Выручка от реализации, млн.руб. 110 110 110 110 110
2. Прямые  затраты 77 66 55 44 33
3. Условно - постоянные расходы, млн.руб. 20 30 40 50 60
4. Прибыль (стр.1 - стр.2 - стр.3) 13 14 15 16 17
5. Рост прибыли к базису, % 30 40 50 60 70
 
       Из  таблицы 1.3.2. видно, что при увеличении объема реализации продукции на 10%, данное предприятие по продуктам А, В, С, D и Е увеличило величину прибыли при условии сохранения значений ценовых показателей.
       Однако, одной из наиболее важным направлением повышения прибыли предприятия является снижение затрат на производство и реализацию продукции. Методической базой экономической оценки снижения затрат овеществленного труда является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, номативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов в оборудовании. Как уже отмечалось в параграфе 1.2., за счет снижения себестоимости продукции ОАО «Мосхлеб» получило дополнительную прибыль в сумме 1460 тыс.руб. А это в свою очередь, положительно сказалось на повышение рентабельности расходов по обычным видам деятельности.[8, c.20]
       Следует отметить, что  в настоящее время  рост цен на топливно-энергетические, водные ресурсы приводят к значительному снижению прибыли предприятий и удорожанию вырабатываемой продукции. Это должно служить сигналом предприятию для вкладывания средств в научные разработки, дающие значительный экономический эффект.[25, c.5] В 2011 году намечается значительный рост на энергоносители, в частности, по газу. Поэтому предприятия, потребляющие при ведении технологических процессов большое количество тепловой энергии, должны уже в настоящее время проводить активную модернизацию предприятий в направлении снижения энергоемкости пищевых производств. Проведение этой важной работы будет решать целый круг задач, связанных, во-первых, с повышением эффективности производства за счет снижения издержек производства и увеличения прибыли, во-вторых, с диверсификацией производства, расширяющей возможности повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и улучшения экологии в промышленных зонах предприятий.
       Повышение качества продукции в любой экономике  служит основным фактором повышения конкурентоспособности и обеспечивает доминирование на продовольственном рынке, создавая производителю условия для воспроизводственного цикла экономического развития, и поэтому должно быть императивом стратегии развития предприятия.[24, c.10] Соответственно, предприятие, выпускающее качественную продукцию и продукцию, пользующееся высоким потребительским спросом у населения значительно повысит прибыль.
       В современном мире возрастает роль человеческого  капитала, все более определяемого  качеством профессиональной подготовки кадров, способных обеспечить перевод экономики на инновационный тип развития с повышением производительности труда. Чем выше профессиональная подготовка персонала на предприятии, тем выше производительность труда. Отсюда следует, что при повышении производительности труда персонала, увеличивется объем производства продукции и, следовательно, это отражается на рост прибыли предприятия.
       Механизация труда в хлебопекарной промышленности составляет 40 - 60%, более 50% трудоемких операций выполняется вручную. Лишь 8% действующего оборудования работает в режиме автоматических линий. Во многом вследствие низкого технического уровня хлебопекарных предприятий производительность труда на них в 2 - 3 раза ниже, чем на аналогичных предприятиях развитых стран. Обновление парка оборудования в настоящее время не превышает 3 - 4% вместо необходимых 8 - 10% в год. Следствия этого - низкое качество выпускаемой продукции, перерасход сырья и неоправданно большое количество внутризаводского брака.[25, c.5] Благодаря высокой степени механизации и автоматизации   производство требует относительно низких затрат. Этот факт имеет также и политическое значение, так как при нынешней ситуации в Росси необходимо, чтобы производство хлебобулочных изделий, прежде всего хлеба, было недорогим.[10, c.10] При внедрении высоких автоматизированных линий, производство продукции будет иметь значительно низкие затраты. А это, в свою очередь, отразится на себестоимость выпускаемой продукции, при снижении которого произойдет рост прибыли предприятия 
       Одними  из наиболее важными направлениеми  повышения прибыли предприятия  являются выпуск конкурентноспособной продукции и увеличение ассортимента выпускаемой продукции. Данные направления рассмотрим на примере ОАО «Булочно-кондитерского комбината» г. Хабаровск за 2008 - 2009 гг.. Основными видами продукции, выпускаемой «Булочно-кондитерским комбинатом» в 2008 году являлись хлеб (455,90 тонн), что составляло  30,47% от общего объема выпуска, бараночные изделия (224,95 тонн) - 15,04%,  пряники (561,42 тонн) - 37,53%  и торты (80,90  тонн) - 5,41%. По данному ассортименту предприятие получило прибыль 5906 тыс.руб.
       Несомненно, что увеличение ассортимента предлагаемой на рынке   продукции  является  фактором,  положительно  влияющим  на  рост  прибыли  предприятия, но только лишь в том случае, если  предварительно  проведено исследование рынка, и новая продукция удовлетворяет требованиям  потребителей. Производиться должны те виды продукции, которые  пользуются  повышенным спросом у потребителей. В 2009 году, по сравнению с 2008 годом, данное предприятие увеличило ассортимент хлебобулочных изделий таких, как булочные изделия, пироги, сухари; кондитерских изделий: печенье, пирожные, кексы, рулеты, восточные сладости, мармелад, а также панировочные сухари. Вследствие производства новых видов изделий, предприятие получило прибыль в размере 12995 тыс.руб. Ассортимент выпускаемой продукции ОАО «Булочно-кондитерского комбината» представлен в таблице 1.3.3.[6, c.90]
Таблица  1.3.3. Ассортимент  выпускаемой  продукции
ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» 
                                              
     Наименование Количество наименований
Произведено в  2009 г (тонн)
Удельный вес %
Хлеб 6 455,90 30,47
Булочные  изделия  18 46,85 3,13
Пироги 2 0,08 0,01
Сухари 6 30,45 2,04
Бараночные  изделия 8 224,95 15,04
ИТОГО: хлебобулочные изделия 40 758,23 50,68
Пряники 25 561,42 37,53
Печенье 13 30,40 2,03
Торты 29 80,90 5,41
Пирожные  14 17,87 1,2
Кексы, рулеты 3 1,71 0,11
Восточные сладости  5 0,55 0,04
Мармелад 3 5,51 0,37
ИТОГО: кондитерские изделия 92 698,36 46,68
 Тесто  2 38,21 2,55
Панировочные  сухари  1 1,2 0,08
ВСЕГО: 135 1496,00 100,00
 
       В настоящее время в г. Хабаровске появилось большое количество предприятий, реализующих широкий ассортимент хлебобулочной продукции. Поэтому с точки зрения уровня конкуренции в этой области предприятию очень трудно удерживать свое положение в реализации данного вида продукции. Вместе с этим, в настоящий момент производству отдельных сортов тортов нет аналогов в г. Хабаровске. Поэтому можно считать, что у ОАО «Булочно-кондитерского комбината» не существует конкурентов в производстве данного вида продукции, что дает ей возможность для завоевания большей доли рынка и усиления позиций в борьбе с возможными конкурентами. Так как, данное предприятие не имеет конкурентов по производству отдельных видов тортов, а торты пользуются высоким потребительским спросом у большинства жителей г. Хабаровска, то есть возможность получить дополнительную прибыль.[6, c.91-92]
     Поскольку у ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» уже имеется достаточно широкий круг потенциальных клиентов и потребителей, а также предприятие реализует свою продукции по цене, более низкой, чем у конкурентов, то применяемые конкурентами стратегии не приведут к ухудшению положения предприятия на рынке.
       Таким образом, можно сделать вывод, что  многие предприятия хлебопекарной  отрасли используют такие направления, повышающие величину прибыли, как увеличение объема производства, повышение ассортимента выпускаемой продукции и снижение затрат на производство и реализацию продукции. Например, при увеличении объема производства и реализации продукции на 5% и снижении затрат на 1 руб. товарной продукции, ОАО «Мосхлеб» получила дополнительную прибыль в сумме 14306,7 тыс.руб. Кроме этого, ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» увеличило ассортимент хлебобулочных изделий таких, как булочные изделия, пироги, сухари; кондитерских изделий: печенье, пирожные, кексы, рулеты, восточные сладости, мармелад, а также панировочные сухари и в итоге получило дополнительную прибыль в размере 12995 тыс.руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Анализ  формирования, распределения  и эффективности  использования прибыли  на ОАО «Бурятхлебпром»
 
       
      Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико - экономические показатели
 
 
       Акционерное общество "Бурятхлебпром" организован в 1992 году и, в настоящее время, является ведущим производителем хлебобулочной, сухарной и кондитерской продукции в Бурятии. Кроме того, является обладателем «Марки качества», знака «Доверие потребителя», неоднократный лидер экономики Бурятии и лауреат конкурса «100 лучших товаров России» и др.
         Основное направление деятельности ОАО «Бурятхлебпром»: производство хлеба и хлебобулочных изделий. Среднесуточная производительность предприятия составляет более 38,5 тонн продукции. На предприятии насчитывают около 600 работников, которые выпускают в год около 12 тыс.т. хлеба, 225 тонн кондитерских изделий, вырабатывают почти 20 тыс.далл пива. Сегодня ОАО «Бурятхлебпром» производит 25 видов хлеба и 35 сортов булочных изделий. Предприятие в плане технического перевооружения не стоит на месте, постоянно   обновляет   свою   производственную  базу. 
       Следует отметить, что в  столице  республики «Бурятхлебпром» имеет 36 торговых точек, где наиболее полно представлена   продукция   предприятия. Хлебобулочные изделия акционерного общества реализуются как в городе Улан-Удэ, так и в сельских районах республики: Селенгинском, Кабанском, Заиграевском. Их доставкой занимается  специализированный   фирменный   транспорт «Бурятхлебпрома». В торговые точки изделия подвозятся до трех раз в сутки, поэтому покупатель всегда имеет возможность купить свежий, только что вышедший из печи хлеб.[2]
         Войдя на рынок республики, как небольшой производственно-экспериментальный цех,  предприятие сумело не только в десять раз увеличить объем выпускаемой продукции, но и значительно расширить ассортимент. Широкий ассортимент, которая на сегодняшний день составляет более 150 наименований;  безупречное качество; обеспеченное трудом профессионалов и контролем технологов сертифицированной лаборатории, привлекают к сотрудничеству с ОАО «Бурятхлебпром» покупателей города Улан-Удэ и многих районов - Бичурского, Прибайкальского, Селенгинского, Кабанского, Хоринского, а также Иркутской и Читинской областей.
       ОАО «Бурятхлебпром» не ограничивает ассортимент выпускаемой продукции только хлебобулочными, сухарными и кондитерскими изделиями. С 1995 года на предприятии работает мини-пивзавод по производству пива «Стимул», который готовится с использованием знаменитой оригинальной чешской технологии и сырья. Благодаря способу приготовления и своим вкусовым качествам даже в условиях жесткой конкуренции этот напиток высоко ценят любители пива. Одновременно с началом выпуска нового продукта "Бурятхлебпром" открыл пивной бар "У Бориса", оборудованный в традициях европейских заведений.[5]
       У жителей республики продукция ОАО "Бурятхлебпрома" пользуется заслуженной популярностью, так как на предприятии все - от пекаря до руководителя думают, прежде всего, о покупателе, предлагая исключительно качественные и разнообразные хлебобулочные изделия. В настоящий момент общество имеет четыре участка по производству хлеба и хлебобулочных изделий (один из них в поселке Заиграево) и один участок по производству пива (мини-пивзавод). Постоянное обновление технологического оборудования, отличная маркетинговая служба, улучшение качества выпускаемой продукции и, следовательно, увеличение объема производства - все это приносит известность торговой марке общества.[27]
       По  всей видимости, ОАО «Бурятхлебпром» - стабильно работающее, рентабельное предприятие по праву являющееся лидером в своей области.
      Основные  технико-экономические показатели по ОАО «Бурятхлебпром» за 2006 - 2008 гг. представлены в таблице 2.1.1.[9] 
 
 
 

Таблица 2.1.1. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия 

Показатели Ед. изм.
2006 г 2007 г 2008 г Отклонения 2007 г к 2006 г Отклонения 2008г к 2007г
абс. отн., в % абс. отн., в %
1.Товарная продукция тыс. руб.
177428 242719 362808 65291 36,7 120089 49,4
2.Реализованная продукция тыс. руб.
169446 229495 341205 60049 35,4 111710 48,7
3.Стоимость основных фондов тыс. руб.
104852 130185 142986 25333 24,1 12801 9,8
4.Фондоотдача основных фондов руб./ руб. 1,69 1,86 2,53 0,17 10,05 0,67 36
5. Среднесписочная  численность всего в т.ч. работающих  рабочих чел. 655 900 776 245 37,4 -124 -13,7
6.Среднегодовая выработка в т.ч. на одного работающего на одного рабочего
руб. 270882 26988 467536 -1194 -0,44 197848 73,3
7.Фонд оплаты труда в т.ч. работающих рабочих
тыс. руб.
37374,3 57675,7 74038,1 20301,4 54,31 16362,4 28,3
8.Среднегодовой уровень оплаты труда в т.ч. на одного работающего, на одного рабочего
руб. 6310 7174 9286 864 13,69 2112 29,4
9.Себестоимость продукции (работ, услуг) тыс. руб.
164246 130672 204414 -33574 -20,44 73742 56,4
10.Материалоемкос ть продукции (работ, услуг)
руб./ руб. 0,32 0,33 0,34 0,01 3,125 0,01 3,03
11.Затраты на 1 рубль продукции (работ, услуг) руб./ руб. 0,92 0,9 0,89 -0,02 -2,1 -0,01 -1,11
12.Прибыль от реализации продукции тыс. руб.
5200 8823 16791 3623 69,67 7968 90,3
13.Балансовая прибыль тыс. руб.
5400 9100 17120 3700 68,5 8020 88,1
14.Рентабельность продукции % 3,16 6,75 8,21 3,59   1,46  
 
      По  данным, представленным в таблице 2.1.1. видно, что в 2007 году, по сравнению 2006 годом, произошло увеличение товарной продукции на 36,7%. Прирост товарной продукции связан с высоким потребительским спросом населения на хлеб и хлебобулочные изделия, резким увеличением численности работающих предприятия и внедрением новых цехов (тортовый цех). В 2008 году по данному показателю наблюдается рост, по отношению к 2007 году, на 49,4 % в связи с внедрением в производственный процесс современного высокопроизводительного оборудования (т.е. с повышением технического уровня производства), созданием благоприятных условий труда для работников предприятия, а также с улучшением организации производства и труда.
       Объем реализованной продукции увеличился на 35,4% в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, вследствие достаточной конкурентоспособности предприятия на местном рынке и выбора правильной стратегии развития и поведения (предприятие установило относительно низкие цены на свою продукцию, в связи с чем повысило свою позицию, и соответственно, покупателей). В 2008 году наблюдается положительная тенденция и рост на 48,7% к 2007 году, что обусловливается в значительной степени повышением вкусовых качеств кондитерских изделий за счет внедрения более нового оборудования по производству пряников и сухарей. Если за предыдущие годы темпы роста товарной и реализованной продукции совпадали, то за последние (2006 - 2008 гг.) годы темп роста товарной продукции выше темпов роста реализации продукции.
       Стоимость основных фондов в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, увеличилась на 25333 тыс.руб., а в 2008 году, по отношению к 2007 году, данный показатель возрос на 12801 тыс.руб., т.е. с каждым годом стоимость основных производственных фондов значительно повышается. Прирост стоимости основных производственных фондов связано, в первую очередь, с запуском нового дорогостоящего оборудования, проведением осмотра основных фондов и необходимого ремонта.
       Показатель  фондоотдачи увеличился в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, на 0,17 руб. за счет повышения доли активной части основных производственных фондов из-за внедрения в производство новых машин и оборудования . А в 2008 году, по отношению к 2007 году, этот показатель повысился на 0,67 руб. из-за замены устаревших и неэффективных средств труда более новыми, высокопроизводительными, улучшения ухода за оборудованием. Повышение показателя фондоотдачи свидетельствует об экономической эффективности использования основных производственных фондов. 
       В результате увеличения объема производства продукции в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, предприятие резко увеличило число рабочих в том числе работающих на 245 человек. Однако, в 2008 году, по отношению к 2007 году, этот показатель сократился на 124 человека. Сокращение численности рабочих связано, в первую очередь, с всемирным финансово-экономическим кризисом, а также в связи с вводом новой линии оборудований, где один человек может обслуживать одновременно два оборудования. Несмотря на сокращение численности рабочих, предприятие все же увеличивало объем производства.
       Снижение среднегодовой выработки одного рабочего в т.ч. работающего в 2007 году, по отношению к 2006 году, на 0,44% обусловливается эксплуатацией устаревшего оборудования, требующим постоянного ремонта, а следовательно простоями в работе, и некоторыми факторами социального характера. Сокращение монотонного, тяжелого, вредного труда в результате внедрения новой высокоэффективной техники, повышение привлекательности труда послужили первопричиной для роста данного показателя в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, на 73,3%.
       Фонд  оплаты труда рабочего в т.ч. работающего предприятия повысился в 2007 году, по отношению к 2006 году, на 20301,4 тыс.руб., а в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, на 16362,4 тыс.руб. Это связано с тем, что было принято дополнительное число рабочих, кроме того, увеличение объема продаж позволило увеличить среднюю заработную плату из-за повышения прожиточного минимума.
       Среднегодовой уровень оплаты труда на одного рабочего в т.ч. работающего в течение всех трех лет имел тенденцию роста. В 2007 году, по сравнению с 2006 годом, средняя заработная плата на одного рабочего  в т.ч. на одного работающего повысилась на 864 руб, а, по отношению к 2007 году, в 2008 году рост данного показателя составил 2112 руб. Прирост уровня оплаты труда вызван улучшением финансового состояния предприятия, что явилось следствием подъема покупательной способности населения, т.е. повышением прожиточного минимума.
       Снижение  себестоимости продукции в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, на 33574 тыс.руб., это связано в основном за счет сокращения затрат на производство продукции, повышения уровня производительности труда, а повышение данного показателя в 2008 году, по отношению к 2007 году, на 73742 тыс.руб. обусловлен ростом цен на зерно, муку.
       Показатель материалоемкости в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, повысилась на 3,125%, и в 2008 году, по отношению к 2007 году, данный показатель возрос на 3,03%. Прирост материалоемкости объясняется рациональным использованием материальных ресурсов.
       Затраты на 1 рубль продукции за все три года (2006 - 2008 гг.) имеет тенденцию к снижению. В 2007 году, по отношению к 2006 году, данный показатель снизился на 2,1%, а в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, на 1,11% из-за повышения производительности труда и качества продукции.
       Прибыль в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, возросла на 3623 тыс.руб. за счет увеличения объема реализованной продукции; дальнейший подъем, приходящийся на 2008 год, где его рост составляет 7968 тыс.руб., по отношению к 2007 году, причинами которого являются увеличение объема производства продукции, снижение себестоимости на единицу продукции, а также сокращение непроизводительных расходов и потерь.
       Балансовая  прибыль также имеет тенденцию к росту. В 2007 году, по отношению к 2006 году, этот показатель увеличился на 3700 тыс.руб., а на 8020 тыс.руб. в 2008 году, к 2007 году за счет увеличения объема товарной продукции, расширения ассортимента и повышения цен на продукцию.
       Предприятие ОАО «Бурятхлебпром» является рентабельным. Анализ показывает, что по данному показателю наблюдается рост в 2007 году, по сравнению с 2006 годом, на 3,59% и на 1,46% в 2008 году, по отношению к 2007 году, вызванный снижением себестоимости единицы продукции, повышением качества продукции, снижением потерь материальных и трудовых ресурсов, более полным использованием оборудования.
       Таким образом, на основании анализа технико-экономических показателей видно, что с 2006 по 2008 год высокими темпами повышаются доли товарной и реализованной продукции, а также увеличиваются такие показатели, как себестоимость продукции, среднесписочная численность работников, производительность труда. Отсюда, постоянное увеличение объемов производства, снижение себестоимости продукции, расширение ассортимента и повышение цен на продукцию - все это указывает на улучшение финансово-экономического состояния и стабильности предприятия ОАО «Бурятхлебпром» за счет получения прибыли, т.е. предприятие с каждым годом увеличивает величину прибыли. 
 
 

        Анализ себестоимости выпускаемой продукции
 
 
       Себестоимость продукции - это основной показатель, характеризующий затраты на производство и реализацию продукции, используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат.[14]
       Себестоимость выпускаемой продукции ОАО «Бурятхлебпром» включает затраты на потребленные средства производства, приблизительно 22% и оплату труда, около 65% от общей суммы затрат на реализацию продукции, так как на предприятии среднесписочная численность работников составляет 776 человек (в 2008 году). Затраты на производство продукции в 2008 году выросли, по сравнению с 2007 годом,  на  56,4%. Основными статьями, оказавшими решающее влияние на увеличение себестоимости продукции, являются: основное и дополнительное сырье; зарплата с начислениями; арендная плата; перевозка готовой продукции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.