На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


статья Инновационная деятельность как главный фактор развития высших учебных заведений

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Инновационная деятельность, как главный фактор развития высших учебных заведений  

Гайнетдинова  А.В., Русанова
Саенко  М. ю, к.э.н. 

      Утверждение инноваций в качестве доминирующего  фактора развития высшей школы является одной из значимых характеристик  нашего времени. Это обусловлено тем, что способность к восприятию инноваций и выбор инновационного пути развития позволяет выживать и развиваться высшей школе в условиях нарастающей динамики социальных изменений и все более ожесточающейся конкуренции. Такие вузы, преодолевая собственное кризисное состояние, преобразуя содержание научно-педагогической деятельности, могут ответить на вызов времени. Потребность вуза в своем инновационном развитии все более заявляет о себе как явно прослеживаемая тенденция, связанная с выработкой устойчивой реакции на динамизм развития общества [1].
      Необходимость качественных сдвигов, происходящих в  современной экономике, связана  с убывающими возможностями и  снижающейся эффективностью традиционных ресурсов экономического роста. Это  означает, что доминантой в становлении модели экономического роста России в ХХI веке становится система инновационного развития научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг. Инновационные технологии являются одним из главных базисов построения «экономики знаний», основанной на высоких технологиях, научно-промышленном потенциале и интеллектуальной собственности.
   Инновационная модель развития экономики предполагает системное внедрение достижений науки в промышленность и реальный сектор экономики, активизацию инновационной деятельности предприятий и организаций. Важнейшую сферу такой модели экономики занимает инновационная деятельность высшей школы государства. Стратегия развития инновационной деятельности определена "Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу"[2], где четко обозначены два главных взаимосвязанных направления государственной политики в этой области:
      формирование национальной инновационной системы;
      сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса страны.
 
       Эти направления имеют непосредственное отношение к высшей школе, вузам  и различным организационным  структурам поддержки инновационной  деятельности. Роль высшей школы состоит, прежде всего, в содействии формированию инновационного пути развития отечественной экономики, то есть в активном участии вузов в становлении и развитии национальной инновационной системы.
      Инновационное развитие высшей школы рассматривается как процесс качественных изменений системы, предпосылкой, условием и содержанием которых выступают инновации и нововведения, обеспечивающие ее оптимальное и устойчивое развитие. Инновационный тип развития предполагает не только изменения, но одновременно и сохранение системного качества развивающегося вуза.
      Следует отметить, что высшее учебное заведение  в современных условиях имеет  двойственную природу. С одной стороны  ведущий вуз или университет  является особым учреждением и организацией.1 Он имеет наивысший суммарный интеллект работников.  Его главными функциями являются:
    сохранение культурно-образовательного национального потенциала;
    повышение уровня образованности населения и научно-технического развития страны;
    воспроизводство накопленных знаний и опыта поколений.
      В то же время, высшее учебное заведение является субъектом рыночной экономики, товаропроизводителем интеллектуального продукта и образовательных услуг.2 Такая двойственность означает, что вуз, являясь составной частью экономической системы и, опосредовано связываясь с материальной сферой, одновременно подвержен влиянию рыночных изменений. 
      Сегодня в России происходит активное инновационное  развитие университетских комплексов, включающих целую систему инновационно-технологических единиц, тесно связанных с федеральными и региональными структурами. Инновационная деятельность высшего учебного заведения направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества продуктов и услуг, совершенствованием технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. 
   Инновационная деятельность вуза предполагает целый  комплекс организационных, научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновационным результатам. Вероятность коммерческого успеха инноваций резко возрастает благодаря формированию специальных институтов, организаций и систем обеспечения инновационного процесса университетских комплексов, сформированных в единую инновационную сферу.
      Современный университет представляет собой  университет инновационно-предпринимательского типа, для которого, тем не менее, традиционно основной является научно-образовательная  деятельность на базе инновационных технологий и принципов управления. Главными профильными рынками для вуза такого типа являются рынок образовательных услуг и продуктов, рынок труда и рынок наукоемких технологий, разработок и услуг [3,4,5]
   Центральную роль в инновационной сфере университетского комплекса играет инновационная инфраструктура, которая представляет собой организационно-управленческую, материально-техническую, информационную, финансовую и кредитную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности. Вместе с тем состояние инновационной инфраструктуры тесно связано с моделью экономического роста и с уровнем технологического развития национальной экономики. Инновационная модель экономического роста характеризуется повышением роли невещественных, инновационных и информационных факторов роста, а также быстрым развитием сферы наукоемких услуг. Поэтому  развитие инновационной структуры основано на создании сети консалтинговых, инжиниринговых, информационных, телекоммуникационных услуг.
   На  основе выше изложенного можно обозначить место университета в инновационном процессе. Университет активно осуществляет фундаментальные исследования, следовательно, является непосредственным субъектом (зачастую главным) первой стадии инновационного процесса – этапа генерации идеи. Начиная с XIX века вузы (особенно технические) ведут прикладные исследования и создают опытные образцы продуктов и технологий, являясь, таким образом, субъектами второго этапа инновационного процесса. Причем надо отметить, что в условиях современной России доля вузов в осуществлении всех видов НИОКР заметно возросла. Что касается следующих этапов, здесь роль вузов значительно ниже, хотя большинство зарубежных университетов сегодня имеют достаточно крупные и квалифицированные службы научного маркетинга, что позволяет им участвовать в анализе рынка и продвижении на него научно-технической продукции. К сожалению, маркетинг новой высокотехнологичной продукции и результатов НИОКР- это слабое место инновационной сферы России. Широкомасштабное же производство осуществляется главным образом фирмами, которые приобрели результаты разработок вузов.
   Мировая практика сочетания направлений  и тенденций развития инновационных  процессов в образовании характеризуется наличием различных структур в инновационной деятельности университетов. Традиционные модели инновационного процесса, осуществляемые как в рамках крупнейших университетских комплексов, так и в виде научно-технических и инновационных проектов, опираются на научно-техническую и образовательную среду организационных структур с последующим их доведением до стадии коммерциализации. Наибольшую роль в разработке научной идеи и, ее последующей материализации играют новые организационные структуры – инновационные  центры - технологически активные комплексы, входящие в структуру университета и являющиеся главным фактором развития инновационной деятельности образовательного учреждения. Инновационные центры в своем составе содержат технологические парки (научный, промышленный, технологический, инновационный, бизнес-парк), технополисы; регионы науки и технологий; инкубаторы инноваций.
   К числу новых организационных форм развития университетов следует отнести учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК) создаваемые прежде всего на базе технических университетов. Формирование УНИК не является самоцелью, а служит новым мощным базисом способным существенно преобразовать систему высшего технического образования.
   Выделяя сущность и содержание процесса инновационной  деятельности важно отметить, что  собственно понимание инноваций  имеет достаточно глубокий экономический  смысл, то есть инновация есть конечный результат творческой научной деятельности, востребованный, имеющий товарные характеристики и виде продукта, услуги или технологии реализуемый на рынке.
   Целью инновационной деятельности в системе  высшей школы является повышение  эффективности функционирования вузов в условиях рыночной экономики. Важной задачей системы образования является подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности. Для достижения обозначенной цели необходимо совершенствовать систему управления научной, научно-технической и инновационной деятельности вузов, а именно, ориентировать данную деятельности на рынок и потребителя - это основа системы управления вузами в современных рыночных условиях. Это предполагает резкое усиление роли маркетинга, учета, быстро и резко изменяющейся окружающей среды вуза, спроса потребителей и рынка, а, следовательно, быстрой адаптации системы управления вузом под новые задачи, наукоемкую продукцию, технологии и услуги специалистов .
   В связи с выше изложенным следует, что инновационная деятельность вузов должна быть  направлена на решение следующих задач:
   – развитие и совершенствование национальной и региональной инновационной системы;
   – эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов вуза, формирование устойчивого интеллектуального потенциала, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности;
   – коммерциализация научных идей, оригинальных инновационных проектов;
   – расширение спектра рабочих мест и баз практики для студентов, аспирантов на основе создания фирм и совместных предприятий, в том числе с вузами других стран;
   – повышение уровня предпринимательской культуры и подготовка квалифицированных кадров в сфере  малого и среднего бизнеса
   Вузы, избравшие инновационный путь развития, становятся конкурентоспособными, вузами-лидерами на рынке образовательных услуг. Конкуренция, основанная на инновациях, их качестве и своевременности, является относительно новым и весьма важным параметром выживаемости вузов, служит решающим фактором ускорения разработки и реализации новых научных продуктов [6].
       Что касается нашего ВУЗа:
      Создав  достаточно основательную материальную бузу учебного процесса, обеспечивающую 3 года обучения в филиале практически  по всем специальностям, мы приступили к внедрению инновационных технологий обучения, основанных на применении мультимедийных программных продуктов. В годы, предшествовавшие принятию 94-ФЗ, ограничившего свободу приобретения материальных и нематериальных ресурсов, мы успели укомплектовать около 20 дисциплин электронными учебниками и мультимедийными лекциями. Были приобретены программные средства обучения по: истории Отечества, начертательной геометрии, сопротивлению материалов, геологии, информатике,  менеджменту и т.д. Были созданы 4 лекционных аудитории, укомплектованные специальными техническими средствами, позволяющие вести занятие с любым аудиовизуальным материалом, включая телевидение.
      В филиале создана компьютерная сеть, объединяющая компьютерные классы, мультимедийные лекционные аудитории, ряд лабораторий, библиотеку, рабочие места преподавателей, деканаты, приемную комиссию, бухгалтерию, АУП. В случае, если городу все же удастся расширить пропускную способность Интернет-канала, а сегодня он с трудом обеспечивает 256 кбит/сек, в наших планах полномасштабный выход на университетские ресурсы. Дать возможность каждому студенту филиала пользоваться электронной библиотекой университета, всеми электронными ресурсами, доступными тюменским студентам, – наша наиглавнейшая задача на ближайшее время.
    Учитывая сложившиеся тенденции к концентрации распределенных знаний Управление образования города высказало пожелание о создании совместно с Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования (ТОГИРРО) ресурсного образовательного центра. Создание такого центра планировалось на базе ЯНГИ. Однако на сегодняшний день никаких подвижек в этом направлении нет. Надеемся, что в следующем году процесс пойдет интенсивнее, в чем, заинтересованы все образовательные структуры города.  
   Таким образом, инновационная экономика, наука и образование становятся главными приоритетами, обуславливающими национальную стратегию развития государства в двадцать первом веке, а инновационная деятельность высших учебных заведений создает принципиально новый ресурс – инновационные знания, достижения и технологии будущего. 

Список  литературы
    Инновационная политика высшей школы России. Концепция и программа действий  М., 2000. ч.1., ч.2.
    Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. № ПР – 576
    Завлин П.Н. Инновационная деятельность в современных условиях // Инновации. - 2001. - № 8 (45).
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.