На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ политики управления финансовыми ресурсами предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………………………………………………….......2
1 Теоретические  и методические основы управления 
   финансовыми ресурсами предприятия………………………………………...5
     1.1 Сущность, состав, структура финансовых  ресурсов предприятия….5
     1.2 Управление финансовыми ресурсами предприятия…………………9
     1.3 Инструменты и методы управления  финансовыми 
           ресурсами предприятия………………………………………………12
     1.4 Направление повышения эффективности
           использования финансовых ресурсов……………………………….13
     1.5 Информационная база финансового анализа……………………….16
2 Анализ  политики управления финансовыми  ресурсами предприятия
  ООО «Вираж - Авто»………………………………………………………….18
     2.1       Организационно-экономическая характеристика
                 предприятия ООО «Вираж - Авто»……………………………...18
     2.2 Анализ движения денежных средств ООО «Вираж - Авто»………26
     2.3 Анализ рентабельности и оборачиваемости  активов 
           предприятия ООО «Вираж - Авто»………………………………….29
     2.4 Оценка уровня управления финансами  на ООО «Вираж - Авто»…36
3 Рекомендации  и мероприятия по совершенствованию
  управления финансовыми ресурсами предприятия ООО «Вираж - Авто»...39
     3.1       Рекомендации по улучшению качества услуг…………………..41
     3.2       Приобретение нового оборудования…………………………….43
Заключение……………………………………………………………………….50
Список  использованной литературы…………………………………………...53
ПРИЛОЖЕНИЕ  А БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
на 31 Декабря 2009 г…………………………………………………………… 55
ПРИЛОЖЕНИЕ  Б ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
за период с 1 Января по 31 Декабря 2009 г……………………………………56
ПРИЛОЖЕНИЕ  В ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
за период с 1 Января по 31 Декабря 2009 г…………………………………….58 
 

Введение 

     С переходом отечественной экономики  на рыночные отношения финансовая работа на предприятии, прежде всего, направлена на создание финансовых ресурсов для  развития, в целях обеспечения роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, то есть улучшение финансового состояния предприятия. Отсюда возникла потребность в правильном определении и оценке реального финансового состояния предприятия, так как это имеет огромное значение не только для самих субъектов хозяйствования, но и для многочисленных акционеров, особенно будущих потенциальных инвесторов.
     Главная цель финансовой деятельности - решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли. Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные. Финансовое состояние предприятия – очень емкое понятие, и вряд ли можно его охарактеризовать одним каким-то критерием. Поэтому для характеристики финансового состояния применяются такие критерии, как финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность баланса, кредитоспособность, рентабельность (прибыльность) и др. Финансовая устойчивость предприятия - такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.
     Актуальность  выбранной темы определяется тем, что  в настоящее время повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность, резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, значительно увеличивает роль рационального управления финансовыми ресурсами предприятия.
     Объектом  исследования в курсовой работе является предприятие ООО «Вираж - Авто» - это предприятия по ремонту автотранспортных средств, которое оказывает услуги, как физическим лицам, так и юридическим на основе наличных и безналичных расчетов.
     Предметом исследования служит процесс движения денежных средств на предприятии. Денежные средства являются наиболее ограниченным ресурсом, и успех предприятия во многом определяется эффективностью их использования.
     Рассмотрение  и практический анализ финансовой документации  предприятия позволяет наилучшим образом понять и освоить теоретический материал. В курсовой работе подверглись анализу бухгалтерские данные ООО «Вираж - Авто» за 2009 год, а именно: данные по дебиторской задолженности, кредиторской, отчет о прибылях и убытков. При освещении теоретических вопросов управления финансовыми ресурсами были использованы различные учебные пособия, статьи периодических изданий, нормативно-правовые акты.
     Цель  данной работы состоит в следующем: провести анализ  эффективности управления финансовыми ресурсами исследуемого предприятия; дать рекомендации по совершенствованию управления финансовыми ресурсами предприятия, и обосновать их.
     Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
     - провести анализ теоретический  основ управления финансовыми  ресурсами предприятия;
     - дать организационно-экономические  характеристики ООО «Вираж - Авто»;
     - провести анализ доходов, расходов  и финансовых результатов деятельности  предприятия, анализ движения  денежных средств, анализ рентабельности  и оборачиваемости активов предприятия;
     - дать рекомендации по совершенствованию  управления финансовыми ресурсами  предприятия;
     - проанализировать эффективность  внедрения рекомендаций. 
 
 
 
 

     1 Теоретические и  методические основы  управления финансовыми  ресурсами предприятия 

     1.1 Сущность, состав, структура финансовых ресурсов предприятия 

     Переход народного хозяйства к рыночным механизмам, от централизованных командно-административных связей к конкурентным отношениям сопровождался  изменениями форм финансового планирования хозяйствующих субъектов. Именно внешняя среда определяла основные подходы к управлению финансовыми ресурсами предприятий.
     В условиях рыночных отношений предприятия  стали свободны от опеки со стороны  государства, но резко повысилась их ответственность за экономические  и финансовые результаты работы. Предприятия начали осуществлять свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов стала прибыль.
     Разгосударствление  финансов Российской Федерации имело  двоякие последствия:  с одной стороны, у предприятий появилось больше возможностей для коммерческой и творческой деятельности, они освободились от заботы государства и стали стремиться к удовлетворению потребностей своих клиентов путем повышения качества продукции и снижения цен на нее; с другой стороны возник резкий дефицит финансовых ресурсов, без привлечения которых невозможна нормальная деятельность хозяйствующего субъекта.
     Качественные изменения в среде функционирования российского бизнеса нашли выражение в колоссальном развитии финансовой составляющей в деятельности предприятий. Классическое представление об управлении компанией трансформировалось в финансовое управление компанией.
     На  современном этапе развития экономики  под финансовым планированием понимается, планирование всех его доходов и  направлений расходования денежных средств, для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
     Одним из объектов финансового планирования является управление финансовыми ресурсами  предприятия - это совокупность целенаправленных методов, операций, рычагов, приемов воздействия на разнообразные виды финансов для достижения определенного результата.
     Финансовые  ресурсы представляют собой денежные доходы и поступления, находящиеся  в распоряжении коммерческой организации  и предназначены для осуществления затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию, выполнению обязательств перед государством, финансирование прочих расходов.
     В составе финансовых ресурсов, прежде всего, следует выделить капитал  как часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота.
     Первоначальным  источником финансовых ресурсов любой  коммерческой организации является уставный капитал, который образуется за счет вкладов учредителей. Конкретные способы образования уставного  капитала зависит от организационно-правовой формы коммерческой организации.
     Уставный  капитал – это совокупность вкладов  учредителей  в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах определенных учредительными документами.
     Из  определения финансовых ресурсов следует, что по происхождению они разделяются на внутренние (собственные) и внешние (привлеченные). В свою очередь внутренние, представлены в стандартной отчетности в виде чистой прибыли и амортизации. Чистая прибыль представляет собой часть доходов фирмы, которая образуется после вычета из общей суммы доходов обязательных платежей - налогов, сборов, штрафов, пени, неустоек, части процентов и других обязательных выплат. Чистая прибыль находится в распоряжении фирмы и распределяется по решениям ее руководящих органов.
     Внешние или привлеченные финансовые ресурсы  делятся на две группы: собственные  и заемные. Такое деление обусловлено  формой капитала, в которой он вкладывается внешними участниками в развитие данной фирмы: как предпринимательский или как ссудный капитал. Соответственно результатом вложений предпринимательского капитала является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов, результатом вложений ссудного капитала - заемных средств.
     Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный (инвестированный) в различные фирмы с целью получения прибыли и прав на управление фирмой.
     Ссудный капитал - это денежный капитал, предоставленный  в долг на условиях возвратности и  платности. В отличие от предпринимательского капитала ссудный не вкладывается в фирму, передается ей во временное пользование с целью получения процента. Этим видом бизнеса занимаются специализированные кредитно-финансовые институты (банки, кредитные союзы, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, и т.д.).
     В реальной жизни  в денежной форме капитал фирмы продолжительное время оставаться не может, поскольку он должен зарабатывать новые доходы. Пребывая в денежной форме в виде остатков денежных средств в кассе фирмы либо на ее расчетном счете в банке они не приносят доходов фирме или почти не приносят.
     Управление  предприятием заключается в умении рационально распоряжаться денежными  средствами и другими ресурсами, а также проводить внутреннюю самооценку и прогнозировать свое состояние с точки зрения выполнения свойственных ему производственных функций, принимать меры по защите этих функций. То есть обеспечивать экономическую безопасность производства от различных проявлений внешнего и внутреннего происхождения, воздействующих на потенциал предприятия, создавать систему мониторинга индикаторов безопасности, обосновывать и устанавливать их пороговые значения, принимать меры противодействия угрозам.
     Анализ  финансово-экономических результатов  российских организаций в современных  условиях показывает, что ухудшение их положения связано с отсутствием профессионализма и системного подхода в управлении финансовой деятельностью. Отсутствие системности приводит к нулевой результативности используемых методов и распылению имеющихся финансовых ресурсов.
     Собственные источники финансовых ресурсов являются самыми надежными. При самофинансировании снижается риск банкротства, имеются  определенные преимущества перед конкурентами, у которых такой возможности  нет. Управление собственными ресурсами  предприятия связано не только с обеспечением эффективно использования накопленной их части, но и с формированием средств, обеспечивающих предстоящие развитие коммерческой организации.
     Источниками собственных финансовых ресурсов коммерческой организации являются:
     -            Нераспределенная прибыль;
     -            Резервный капитал;
     -            Накопленные амортизационные отчисления;
     -            Добавочный капитал;
     -           Прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).
     Эффективная производственно-финансовая деятельность организации невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности коммерческой организации, обеспечить белее эффективное использование собственного капитала, повысив тем самым рыночную стоимость организации.
     Заемный капитал характеризует в совокупности объем финансовых обязательств (общую  сумму долга) предприятия и включает:
     1.     долгосрочные кредиты и займы, в том числе:
     ·        банковские кредиты, полученные в России;
     ·        зарубежные банковские кредиты;
     2.     облигационные займы, в том числе:
     ·        облигации, эмитированные в России;
     ·        корпоративные еврооблигации;
     3.     лизинг;
     4.     бюджетные кредиты и прочие заемные источники;
     5.     краткосрочные обязательства, в том числе:
     ·        краткосрочные кредиты и займы;
     ·        кредиторскую задолженность. 

     1.2 Управление финансовыми  ресурсами предприятия 

     Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовыми ресурсами и денежными средствами. Нетрудно сформулировать цели для достижения, которых необходимо рациональное управление финансами.
     -            выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;
     -            избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
     -            лидерство в борьбе с конкурентами;
     -            максимизация рыночной стоимости фирмы;
     -            приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы;
     -            рост объемов производства и реализации;
     -            максимизация прибыли;
     -            минимизация расходов;
     -            обеспечение рентабельной деятельности и т.д.
     Приоритетность  той или иной цели может выбираться предприятием в зависимости от отрасли, положения на данном сегменте рынка и от многого другого, но удачное продвижение к выбранной цели во многом зависит от совершенства управления финансовыми ресурсами предприятия.
     Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. На небольших предприятиях роль финансового менеджера обычно выполняет главный бухгалтер.
     Долгое  время в отечественной практике финансовые службы фирм не имели самостоятельного значения, их работа сводилась к обслуживанию расчетов с использованием строго определенных форм, составлению элементарных финансовых планов и отчетов, не имеющих реальных последствий. Реальные последствия имела только работа бухгалтерии, то есть было целесообразным объединять финансовую работу с бухгалтерской в рамках одной службы - бухгалтерии.
     Такая практика организации финансов существовала и существует до сих пор на большинстве  российских предприятий. Но руководителю предприятия следует принять  во внимание, что одновременно быть хорошим бухгалтером и хорошим финансистом человек не может.
     Главное в работе бухгалтера - способность  внимательно разобраться в первичных  документах и в соответствии с  инструкциями и циркулярами точно  отразить их в бухгалтерских регистрах.
     Работа  финансового менеджера связана  с принятием решений в условиях неопределенности, требует гибкости ума, это должна быть творческая натура, способная рисковать и оценивать  степень риска, воспринимать новое  в быстро меняющейся внешней среде.
     Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то, что  она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением  ему аналитической информации, необходимой  и полезной для принятия управленческих решений финансового характера.
     Тем самым подчеркивается исключительная важность этой функции. Вне зависимости  от организационной структуры фирмы  финансовый менеджер отвечает за анализ финансовых проблем, принятие в некоторых  случаях решений или выработку  рекомендаций высшему руководству.
     К сожалению, большинству руководителей  компаний, имеющих техническое образование  и большой производственный опыт, трудно общаться с сотрудниками финансовых служб, ставить перед ними конкретные задачи. В результате контроль за финансовой ситуацией нередко отдается на откуп самим финансовым службам. Между тем информация, которой обладают финансисты, крайне важна для принятия управленческих решений.
     Руководитель  должен оценивать текущее состояние  компании и рынка в целом, планировать очередные шаги, а для этого необходима жесткая система регламентации информационных потоков. Первая задача при построении подобной системы - разделить документы, показатели, вопросы, связанные с финансовыми аспектами деятельности, на три основные группы.
     1-я  группа - область принятия решений  на уровне компании в целом,  например: прогнозировать стратегическую  позицию компании; рентабельность  собственного капитала; анализировать  структуру прибыли компании; определить  финансовый рычаг (показатель, позволяющий оценить целесообразность привлечения заемных средств).
     2-я  группа - область постановки задач.  Отчеты и аналитические сводки, отражающие эффективность оперативного  управления компанией, а также  прогнозы в этой области. Руководитель  может сформулировать цели, поставить задачи, используя следующие показатели: рентабельность продаж; рентабельность активов; система управления издержками; уровень безубыточности; операционный рычаг; показатели деловой активности компании; управление денежными потоками - показывает качество работы подразделений компании с деньгами.
     3-я  группа - область контроля. Здесь  массивы информации получают  и анализируют менеджеры среднего  звена, на основе этой информации  готовят оперативные сводки по  подразделениям.
     Руководитель  компании должен ответить на три основных вопроса, связанных с управлением финансами.
     1. Откуда взять финансовые ресурсы  - ответ заключается в системе  управления привлечением разного  рода источников финансовых ресурсов, (речь не идет о клиентах  компании, этим занимается система маркетинга и продаж).
     2. Что и как сделать с полученными  ресурсами - система управления  основной деятельностью компании, которая чаще всего создает  основную массу прироста стоимости  компании.
     3. Куда направить заработанное - система  управления "излишками" ресурсов, работающая по принципу "все, что есть в компании, должно приносить деньги".
     Для задания удобной "системы координат" достаточно ввести несколько основных понятий:
     1. Эффективность деятельности - эффект (финансовый результат) от принятия тех или иных решений и их реализации.
     2. Риск - какие последствия повлечет  за собой принятие (или непринятие) того или иного решения.
     3. Доступность ресурсов - насколько  решение обеспечено (или может  быть обеспечено в требуемые  сроки) финансовыми ресурсами. 

     1.3 Инструменты и  методы управления  финансовыми ресурсами  предприятия 

     Существуют  различные подходы к трактовке  понятия "финансовый инструмент". В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.
     Финансовые  инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность  по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).
     Существует  и более упрощенное понимание  сущности понятия "финансовый инструмент". В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).
     Методы  финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг. Составным элементом приведенных методов являются специальные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:
     -            бухгалтерская отчетность;
     -            сообщения финансовых органов;
     -            информация учреждений банковской системы;
     -            информация товарных, фондовых, валютных бирж;
     -            прочая информация.
     Техническое обеспечение системы финансового  управления является самостоятельным  и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения компьютерных сетей, прикладных программ. 
     Ключевые проблемы предприятий в области управления финансами можно представить следующим образом:
     - управление финансовыми потоками; дефицит денежных средств;
     - составление финансового плана,  бюджетирование;
     - освоение системы управленческого  учета;
     - антикризисное управление;
     - разработка финансово-экономической  стратегии;
     - управление затратами;
     - организационная структура финансовой  службы и др. 

     1.4       Направление повышения эффективности использования финансовых ресурсов 

     На  первом месте стоит проблема дефицита денежных средств, на расчетном, валютном счетах, в кассе. Помимо непосредственного дефицита денежных средств, на предприятиях стоит проблема эффективного управления существующими финансовыми потоками. Потери от неэффективного управления в данном случае могут составлять 5 - 20 % и более от оборота предприятий. Отсутствие элементарного планирования и контроля поступлений денежных средств от контрагентов приводит, например, к увеличению среднего периода возврата дебиторской задолженности, незапланированной оплате бартером, навязываемой предприятию его партнерами.
     Управление  денежными средствами – основа эффективного финансового менеджмента. Современные  методы планирования, учета и контроля денежных средств позволяют руководителю определить, какие из подразделений и бизнес - линий предприятия генерируют наибольшие денежные потоки, в какие сроки и по какой цене наиболее целесообразно привлекать финансовые ресурсы, во что эффективно инвестировать свободные денежные средства.
     Основными задачами анализа денежных средств являются:
     - оперативный, повседневный контроль  за сохранностью наличных денежных  средств и ценных бумаг в  кассе предприятия;
     - контроль за использованием денежных  средств строго по целевому  назначению;
     - контроль за правильными и  своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
     - контроль за соблюдением форм  расчетов, установленных в договорах  с покупателями и поставщиками;
     - своевременная выверка расчетов  с дебиторами и кредиторами  для исключения просроченной  задолженности;
     - диагностика состояния абсолютной ликвидности предприятия;
     - прогнозирование способности предприятия  погасить возникшие обязательства  в установленные сроки;
     - способствование грамотному управлению  денежными потоками предприятия.
     С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в товарно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.
     Таким образом, к денежным средствам могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:
     а) общий объем денежных средств  и их эквивалентов;
     б) какую их долю следует держать  на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг;
     в) когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств  и быстрореализуемых активов. 
     Методы  управления денежными средствами предусматривают:
     - синхронизацию денежных потоков;
     - использование денежных средств  в пути;
     - ускорение денежных поступлений;
     - контроль выплат.
     Синхронизация денежных потоков. Стараясь увеличить  достоверность прогнозов, и добившись  того, чтобы денежные поступления  сочетались с денежными выплатами  наилучшим образом, фирма может  сократить текущий остаток на счете банка до минимума. Зная об этом, компании, занимающиеся предоставлением коммунальных услуг, нефтяные компании, компании по производству кредитных карточек и другие договариваются с поставщиками о перечислении сумм, подлежащих выплате, а с покупателями о получении задолженности в соответствии с постоянными в течение месяца «платежными циклами». Это способствует синхронизации денежных потоков и в свою очередь помогает сократить остаток средств на счете, уменьшить банковские кредиты, снизить расходы на выплату процентов и увеличить прибыль.
     Использование денежных средств в пути. Денежные средства в пути (float) есть разница между остатком денежных средств, отраженным в текущем счете фирмы и проходящим по банковским документам. Таким образом, на банковском счете в течение какого-то времени будет находиться дополнительная сумма денег, которая может быть использована. Если работа с дебиторами в данной фирме налажена лучше, чем у ее кредиторов (это характерно для крупных и более прибыльных фирм), то учетные документы фирмы будут показывать отрицательное сальдо; тогда как документы банка, который контролирует ее операции, - положительное.  

     1.5       Информационная база финансового анализа 

     Источниками информации для проведения анализа  и оценки финансового состояния  предприятия является официальная  финансовая отчетность, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 22.07.2003 № 67Н. Она включает следующие основные документы:
     1. Баланс (форма № 1).
     2. Отчет о финансовых результатах  (форма № 2).
     3. Отчет о движении денежных  средств (форма № 4).
     Основной  целью финансовой отчетности является предоставление ее пользователям полной, правдивой и непредвзятой информации о состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия. Информация, которая отражается в  финансовых отчетах, должна быть доходчива и рассчитана на однозначное толкование. Ее уместность, доходчивость и достоверность должны способствовать правильному принятию решений юридическими и физическими лицами по тому или оному вопросу финансовой деятельности предприятия.
     Рассмотрим подробнее вышеотмеченные документы финансовой отчетности.
     Баланс  предприятия (форма № 1) представляет собой отчет о финансовом состоянии  предприятия, который фиксирует  на определенную дату его активы, обязательства  и собственный капитал. Баланс составляется исключительно на основе выверенных оборотов и остатков на конец периода по всем синтетическим счетам. При этом должны быть приведены бухгалтерские записи по совершившимся операциям, закрыты все операционные счета, выявлены финансовые результаты и оформлены проводки по налогам.
     Отчет о финансовых результатах (форма  № 2) несет в себе информацию о  доходах, расходах и прибыли (убытках) предприятия, которые сложились  на определенную дату. Главной особенностью рассматриваемого отчета является то, что в нем финансовые результаты формируются по видам деятельности – операционной (основной) и обычной. Основная деятельность отражает операции, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг. Обычная деятельность объединяет операционную и доходы от участия в капитале, дивиденды, проценты и другие поступления от финансовых инвестиций и их реализации, доходы от продажи внеоборотных активов и имущественных комплексов, а также другие доходы, не связанные с операционной деятельностью предприятия. Отчет о финансовых результатах включает также чрезвычайные расходы и доходы, в которых соответственно показываются убытки от форсмажерных событий (стихийные бедствия, пожары, техногенные аварии и т.п.), включая расходы на их предупреждение и доходы от других операций, отвечающих определению чрезвычайных событий. Чрезвычайные доходы и расходы, естественно, корректируют финансовые результаты работы предприятия.
     Отчет о движении денежных средств (форма  № 4) отражает поступление и расход денежных ресурсов предприятия в отчетном и предыдущем периодах в результате операционной, финансовой и инвестиционной деятельности. При этом под финансовой понимается деятельность, которая приводит к изменениям размера и состава собственного и заемного капитала. Инвестиционной называется деятельность, связанная с приобретением или реализацией тех необоротных активов, а также финансовых инвестиций, которые не являются частью эквивалентов денежных средств, т.е. высоколиквидных и свободно конвертируемых финансовых вложений.
     Для всестороннего анализа и оценки финансового состояния предприятия данных, отраженных в приведенных выше документах официальной отчетности, может оказаться недостаточно.
     Так для осуществления факторного анализа  прибыли, рентабельности и других показателей  потребуются сведения:
     а) об оптовых и отпускных ценах, себестоимости товарной и реализованной  продукции в базисном и отчетном периодах;
     б) о натуральных объемах реализации и их изменениях, а также структурных  сдвигах в номенклатуре.  
 
 
 

     2 Анализ политики управления финансовыми ресурсами предприятия ООО «Вираж - Авто» 

     2.1  Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Вираж - Авто» 

     Общество  с ограниченной ответственностью «Вираж - Авто» было зарегистрировано в 1998 году.
     Деятельностью ООО «Вираж - Авто»  является:
     1. оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств: ремонт двигателей; ремонт КПП; установка сигнализации; диагностика двигателей; развал-схождение; покраска автомобилей; шиномантаж; автомойка. Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» (ПБУ 9/99) – данные доходы являются доходами от обычных видов деятельности.
     2. сдача помещений в субаренду. Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» (ПБУ 9/99) – данные доходы являются операционными доходами. 
     Уставной  капитал ООО «Вираж - Авто»  составил – 1 500 000 руб.
       Учредителями выступили 4 предпринимателя.
     Структура управления ООО «Авто Люкс Сервиса"  представлена на  рисунке 1.
     Исходя  из рисунка 1, можно сделать вывод, что в управленческой структуре ООО «Авто Люкс Сервис» используется принцип функциональной департаментизации, который применяется сейчас на большинстве предприятий. При функциональной департаментизации специализированные работы группируются преимущественно вокруг ресурсов. Так финансовый отдел управляет таким ресурсом как деньги, зам. директора по сбыту - учетом и продвижением продукции на рынок сбыта, зам. директора по производству занимается непосредственно производственными вопросами.
     Основным  преимуществом такого типа построения организации является возможность осуществления той или иной работы наиболее эффективным способом. Это достигается через развитие функциональной специализации. Однако у этой схемы есть свои недостатки, один из которых - функционализм.
       

       

       

       

       
 

     
       

       
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2.1 – Структура управления финансами на предприятии ООО «Вираж - Авто» 

     Функционализм вырастает из сверх специализации, вызывающей непроницаемые организационные  перегородки между сгруппированными работами и ослабляющей таким образом горизонтальные связи. В результате происходит размывание общей организационной цели. Создается замкнутость в рамках своей компетенции. Появляется меньше людей, думающих об организации в целом. В подразделениях организации начинает развиваться инстинкт самосохранения, ведущий к консерватизму. Возникают противоречия, конфликты между функциональными участками. Другой недостаток состоит в том, что развитие преимущественно вертикальных связей в рамках функционального подхода поднимает решение возникающих на различных уровнях организации проблем до ее главного руководителя. Это делает неясной ответственность за общий результат и выносит эту ответственность наверх.
     Органами  управления предприятием являются:
     -            Общее собрание учредителей;
     -            Исполнительный директор.
     В подчинении директора находится  заместитель по производству занимающийся производственными вопросами. Он несет  ответственность за механическую, технологическую  и производственную стадию производственного  процесса. Заместителю по производству подчиняются начальники ремонтных боксов, мастера по покраски автомобилей, бригадиры жестяных работ.
     Вопросами бухгалтерского учета, финансового  планирования и прогнозирования  занимается финансовый отдел в лице заместителя по финансам и главного бухгалтера. Так же несет ответственность по получение прибыли от деятельности субаренды.
     В распоряжении ООО «Вираж - Авто» следующие помещения:
     1. Административное 2-х этажное здание, в котором находятся следующие подразделения:
     ·  Мойка для автомобилей;
     ·  Ремонт колес, шиномантаж;
     ·  Производственный цех для покраски автомобилей и кузовных работ;
     ·  Бокс для тонировки машины;
     · Приемная директора, кабинеты менеджеров, зам. директоров и бухгалтерии, касса предприятия;
     · Магазин по продажи автозапчастей (субаренда 174 кв. м.);
     · «Субмоторс» - фирма по продажи аукционных автомобилей из Японии (субаренда);
     · Производственный цех по шитью автомобильных чехлов (субаренда);
      2. Бокс №1, в котором осуществляется установка автосигнализации, противоугонной системы, шумоизоляция – Автоэлита; развал-схождение;
     3. Бокс №2 – ремонтный бокс отечественных автомобилей (ремонт двигателя, КПП);
     4. Ангар – диагностика двигателя, покрасочных цех №2 «Бригада+», ремонт иномарок.
     ООО «Вираж - Авто» оказывает все виды услуг по ремонту автомобилей, как населению так организациям за наличный и безналичный расчет. Постоянными клиентами автоцентра являются страховые компании, отделы вневедомственной охраны и т.д. Сотрудники автоцентра квалифицированны, имеют большой опыт в работе, оказывают профессиональные и качественные услуги своим клиентам. Администрация автоцентра несет полную ответственность за работу своих сотрудников и дает гарантию на произведенные работы.
     Основной целью  деятельности коммерческой организации является получение прибыли.
     По  итогам отчетного периода прибыли  предприятия формируется в результате получение доходов и осуществления  расходов. Доходы и расходы предприятия  выступают в качестве факторов формирования прибыли, поэтому анализ финансовых результатов деятельности предприятия должен предшествовать анализ его доходов и расходов.
     Основным  источником информации о доходах  и расходах предприятия являются его бухгалтерский учет и бухгалтерская  отчетность. Правила формирования в  бухгалтерском учете информации о доходах и расходах предприятия устанавливают Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99.
     В соответствии с указанными Положениями  доходы (расходы) предприятия в зависимости  от их характера, условий получения и направлений деятельности предприятия подразделяются на:
     ·        Доходы (расходы) от обычных видов деятельности;
     ·        Операционные доходы (расходы);
     ·        Внереализационные доходы (расходы);
     ·        Чрезвычайные доходы (расходы).
     Основными задачами анализа доходов и расходов предприятия является изучения уровня и структуры доходов и расходов в отчетном периоде, сравнение уровней  и структур доходов и расходов в отчетном и базовом периоде, оценка структурной динамики доходов  и расходов.
     Для решения указанных задач используется аналитическая таблица. В таблице 2.1 представлены абсолютные величины доходов  и расходов предприятия и их удельные веса в общей величине доходов  и расходов в отчетном и предшествующем периоде. В графе 1 таблице 2.1 приведены ссылки на коды строк формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за предыдущий период (2008 год) и отчетный период (2009 год), задающие алгоритмы формирования показателей доходов предприятия по данным бухгалтерской отчетности.  

     Таблица 2.1 – Анализ доходов и расходов предприятия
В тыс. руб.
Виды  доходов и расходов предприятия Абсолютные  величины Удельные  веса в общей величине доходов  и расходов Изменения
в предыду-щем периоде в отчетном периоде в предыду-щем  периоде в отчетном периоде в абсолют-ных величинах в удельных весах
1 2 3 4 5 6 7
1. Доходы от обычных видов деятельности (стр. 010 формы №2) 18654 19188 95,12% 94,91% 534 -0,22%
2. Операционные доходы (стр. 060 + стр. 080 + стр. 090 формы № 2) 956 1030 4,88% 5,09% 74 0,22%
3. Внереализаци-онные доходы (стр. 120 формы № 2) - - - - - -
4. Чрезвычайные доходы (стр. 170 формы № 2) - - - - - -
5. Итого доходов 19610 20218 100% 100% 608 0,00%
1 2 3 4 5 6 7
6. Расходы  по обычным видам деятельности  (стр. 020 + стр. 030 + стр. 040 формы №2) 16544 17376 95,20% 95,35% 832 0,15%
7. Операционные  расходы (стр. 070 + стр. 100 формы № 2) 751 757 4,32% 4,15% 6 -0,17%
8. Внереализационные  расходы (стр. 130 + стр. 150  формы № 2) 83 91 0,48% 0,50% 8 0,02%
             
9. Чрезвычайные  расходы (стр. 170 формы № 2) - - - - - -
10. Итого  расходов 17378 18224 100% 100% 846 0,00%
             
             
             
             
             
 
     Данные  таблицы 2.1 показывают, что доходы от обычных видов деятельности (поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг), по сравнению с 2003 годом увеличились на 608 тысяч рублей. Так же увеличились  операционные доходы (сдача помещений в субаренду), на 74 тысячи рублей. Соответственно и расходы по обычным выдам деятельности увеличились на 832 тысячи рублей. Так же произошло увеличение операционных расходов на 6 тысяч рулей и внереализационных расходов на 8 тысяч рублей по сравнению с предшествующим периодом. На предприятии расходы растут намного быстрее, чем доходы, данная тенденция приведет к снижению прибыли предприятия.
     Доходы от обычных видов деятельности следует рассматривать как основной, определяющий вид доходов предприятия, который при нормальных условиях деятельности имеет наибольший удельный вес в общей величине доходов (98,71% и 99,07% из 100%).
     Методика  структурного анализа расходов аналогична методике анализа доходов. При нормальных условиях расходы по обычным видам деятельности представляют собой основной вид расходов предприятия. Имеющий наибольший удельный вес в общей величине расходов.
     В ходе анализа важно не только установить структуру доходов и расходов предприятия в отчетном периоде и её изменение по сравнению предыдущем периодом, но и определить тип структурной динамики доходов и расходов.
     Данные  по изменениям абсолютных величин  доходов и их удельных весов содержатся в графах 6 и 7 таблицы 2.1.
     Абсолютная  величина доходов от обычных видов  деятельности в отчетном периоде  увеличивается по сравнению с  предыдущем периодом. Удельный вес  доходов от обычных видов деятельности в общей величине доходов в  отчетном периоде увеличивается по сравнению с предыдущим периодом.
     Данный  тип структурной динамики обусловлен тем, что темп прироста доходов от обычных видов деятельности в  отчетном периоде по сравнению с  предыдущим больше темпа роста прочих доходов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.
     Положительная или отрицательная аналитическая  оценка типа структурной динамики расходов зависит от того, с каким типом  структурной динамики доходов он сочетается. Рост расходов по обычным  видам деятельности будет оценен положительно при сочетании с превышающим ростом доходов от обычных видов деятельности. В то же время чистая прибыль уменьшается, так как имеют место опережающие темпы прироста прочих расходов, наряду со стабильными или медленно растущими прочими доходами.
     Оценка  указанных ситуаций с точки зрения чистой прибыли требует принимать во внимание динамику удельных весов доходов и расходов.
     При проведении анализа по итогам отчетного  периода необходимо идентифицировать тип совместной структурной динамики доходов и расходов и оценить соответствующие данному типу тенденции с точки зрения их влияния на финансовые результаты предприятия.
     Анализ  доходов и расходов предприятия  носит предварительный характер по отношению к дальнейшему анализу финансовых результатов предприятия.
     Финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период характеризуется системой взаимосвязанных отчетных показателей. К ним относятся валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток).
     Чистая  прибыль предприятия рассчитывается по формуле 

            ПРч = ВР – С – КР – УР + (ПОД - ПОР) – Нп,                               (2.1) 

     где ВР – выручка от реализации товаров, продукции, услуг;
            С – себестоимость реализованных  товаров, продукции, услуг;
            КР – коммерческие расходы;
            УР – управленческие расходы;
            ПОД – прочие операционные  доходы;
            ПОР – прочие операционные  расходы. 

     Рассчитаем  размер чистой прибыли за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года по формуле 2.1: 

     ПР1 за 2009 год = 19188 – 16108 – 1268 – 0 + (1030 – 757) + 0 – 91 + 0 = 1994 тыс. руб. 

     ПР0 за 2008 год = 18654 – 15431 – 1113 – 0 + (956 – 751) + 0 – 83 = 2232 тыс. руб. 

     Данные  для анализа приведены в форме  № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
     Анализируя  данную ситуацию, видно, что несмотря на увеличение выручки от оказания услуг в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 534 тысячи рублей произошло уменьшение чистой прибыли на - 238 тысячи рублей. Данное уменьшение произошло из-за увеличения расходов по обычным видам деятельности на 832 тысячи рублей, операционных расходов на шесть тысяч рублей и внереализационных расходов на восемь тысяч рублей.
     Чистая  прибыль отчетного года является итоговым показателем формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Именно чистая прибыль выступает в качестве основного источника пополнения собственного капитала, расширения масштабов деятельности предприятия и повышение его финансовой устойчивости.          

     2.2 Анализ движения денежных средств ООО «Вираж - Авто» 

     При проведении комплексно исследования деятельности предприятия финансовые результаты должны анализироваться с учетом данных о движении денежных средств. Это связанно с тем, что часть  поступлений и выбытий денежных средств не влияют непосредственно  на финансовые результаты отчетного периода, поскольку не рассматриваются в данном периоде как доходы и расходы по обычным видам деятельности, операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (доходы и расходы будущих периодов, получение и выплата авансов) либо вообще не рассматриваются как доходы и расходы, влияющие на финансовые результаты непосредственно (получение и возврат кредитов, приобретение основных средств, финансовые вложения и т.п.). И, наконец, такой вид расходов, влияющие на финансовые результаты, как амортизация, по своему экономическому содержанию не может выражаться в движении денежных средств. Поэтому имеет смысл анализировать не только финансовые результаты деятельности предприятия, но и денежные результаты, выражающиеся в изменении остатка денежных средств за период и в структуре этого изменения. 
     Источником  информации для анализа служит форма  № 4 «Отчет о движении денежных средств», содержание которой можно обобщить по следующей формуле: 

         ДДС = ОДСн.г. + (ДСПОК + ПД) – (ДСОПЛ + ДСТР + ДСН+ ДСПР)           (2.2) 

     где ДДС – движение денежных средств;
           ОДСн.г. – остаток денежных средст на начало отчетного года;
          ДСПОК – денежные средства, полученные от покупателей, заказчиков;
           ПД – прочие доходы;
                          ДСОПЛ – денежные средства на оплату приобретенных товаров,      работ, услуг, сырья и иных оборотныъх активов;
           ДСТР – денежные средства на оплату труда;
           ДСН – денежные средства на расчеты по налогам и сборам;
           ДСПР – денежные средства на прочие расходы 

     Движение  денежных средств может быть связанно с различными сторонами деятельности предприятия, поэтому в форме  № 4 поступление и расходы денежных средств представлены в разрезе  текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
     Рассмотрим движение денежных средств за отчетный период по формуле 2.3: 

     ДДС = 33 + (19188 + 1030) – (12146 + 6108 + 1200 + 757) = 40 тыс. руб. 

     В аналитической таблице 2.2 движение денежных средств в отчетном периоде сравнивается с движением денежных средств в предыдущем периоде (аналогичном периоде прошлого года). Выясняется направление динамики поступлений расходов денежных средств.  

     Таблица 2.2 – Анализ движения денежных средств
В тыс. руб.
Виды  движение денежных средств В предыдущем периоде В отчетном периоде Изменения
1. Остаток  денежных средств на начало  периода 27 33 6
2. Поступление  денежных средств 19610 20218 608
3. Расходы  денежных средств 19604 20211 607
4. Остаток денежных средств на  конец периода 33 40 7
 
     Из  таблицы 2.2 следует, что за отчетный период остаток денежных средств вырос на семь тысяч рублей. На это изменение повлияло увеличение денежных поступлений на 608 тыс. руб. и увеличение расходов денежных средств на 607 тыс. руб. В нормальной ситуации деятельность предприятии должна обеспечивать приток денежных средств, который полностью покрывает отток денежных средств.
     После проведения структурного анализа движения денежных средств необходимо установить взаимосвязь полученной предприятием за отчетный период чистой (нераспределенной) прибыли и изменение остатка денежных средств. И рассмотреть в какие денежные средства воплощена нераспределенная прибыль и какие факторы обуславливают отличие величины прибыли от суммы притока денежных средств за период.
     Чтобы получить изменение остатка денежных средств за отчетный период к чистой (нераспределенной) прибыли, необходимо прибавить изменение капитала и резервов за счет прочих факторов (не связанных с получением прибыли), изменение кредитов и займов, изменение кредиторской задолженности и прочих обязательств и пассивов, изменение износа амортизируемых внеоборотных активов, и вычесть изменение внеоборотных активов (по первоначальной и восстановительной стоимости), изменение запасов, изменение дебиторской задолженности и краткосрочных финансовых вложений. Следует иметь ввиду, что изменения за отчетный период могут быть как положительными, так и отрицательными.
     В таблице 2.3 проанализируем изменение остатка денежных средств за отчетный период к чистой (нераспределенной) прибыли, данные для анализа приведены в форме № 1 «Бухгалтерском балансе».
     Результаты  данного анализа разности изменения  денежных средств и чистой прибыли оформленные в таблицы 2.3 показывают, что чистая прибыль предприятия увеличилась на 1193 тыс. руб., а общая сумма положительных факторов уменьшилась на – 1281 тыс. руб., так же произошло уменьшение общей суммы отрицательных факторов на – 95 тыс. руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.