На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психология делового общения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение. 

     Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов  крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения  с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Необаятельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении с коллегами, ему сложно будет устанавливать контакты с деловыми партнерами, добиваться успехов на переговорах. Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения.
     Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться  этому.
     Изучением тех или иных сторон общения занимаются разные науки: Философия, психиатрия, психология, этиология, социология, информатика. Каждая из них вкладывает в понятие «общение»  свое содержание. Сложность достижения единства в понимании того, что же такое общение, с одной стороны связана с его везде сущностью, а с другой стороны, попытки охватить всевозможные составляющие понятия «общение» приводят к тому, что оно само исчезает, растворяется, теряя свою живую ткань и переставая быть похожим на то, что мы связываем с этим понятием.
     Общение – это вчерашний разговор с  другом по телефону, беседа с незнакомым человеком в купе поезда, вечер  воспоминаний на встрече одноклассников и многое другое. Каждый из нас знаком с таким привычным словосочетанием, как «общение с искусством», «общение с ЭВМ» и т.д. Довольно скоро может  показаться что границ у этого понятия не существует, его объем бесконечен, а значит, «Когда объем понятия стремиться к бесконечности, его содержание стремиться к нулю». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структура и средства общения. 

     Существование множества различных понятий  «общение», прежде всего связанно с различными подходами и взглядами на эту проблему.
     Общение – сложный многоплановый процесс  установления и развития контактов  между людьми, порождаемый потребностями  совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку  единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека.
     На  практике часто путают или отождествляют  два понятия «общение» и «отношение». Эти понятия не совпадают. Общение  есть процесс реализации тех или  иных отношений.
     Учитывая  сложность понятия «общение», необходимо обозначить его структуру с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. Характеризовать  структуру общения мы будем путем  выделения в нем трех взаимосвязанных  сторон: коммуникативной, интерактивной  и перцептивной.
      Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.
 
      Интерактивная сторона общения заключается  в организации взаимодействия между  индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями.
 
      Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг другими партнерами по общению и установлению на этой почве взаимопонимания.
     Естественно, что все эти термины весьма условны. Но поскольку данные взаимосвязанные  стороны общения играют огромную роль, мы рассмотрим их более подробно.Здесь важен вопрос о механизмах воздействия участников общения друг друга в его процессе. Главным средством общения является:
Язык - это система знаком, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.
     Большое значение в процессе общения имеют  знаки.
Знак  – это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который  выступает в качестве указания и  обозначает и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.
     Знак  подразделяется следующим образом:
    Интернациональные – специально производимые для передачи информации;
    Не интернациональные – непосредственно выдающие эту информацию.
   В качестве не интернациональных знаков могут выступать признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (так, волнение студента которое перед аудиторией способны выдать дрожащие руки, даже если он хорошо владеет своим голосом и лицом.) Не интернациональные знаки может содержать и речь. (например, оговорки, в которых прорывается эмоциональное состояние говорящего.) Не интернациональные знаки могут содержать в себе информацию не только об эмоциональном состоянии партнера. 

Характеристика  и содержание общения.
Механизмы воздействия в процессе общения. 

     Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществимое с помощью  слов называется вербальным (от латинского verbalis – словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.).
     Речь  способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения  человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Именно поэтому речь успешно используется для закрепления и передачи разного  рода научных идей, а также координации  совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его  взаимоотношений с людьми.
     Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди  которых можно назвать следующие.
     Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных  частей тела (рук - жестикуляция, лица –  мимика, позы – пантомима). Эта общая  моторика отображает эмоциональные  реакции человека. Именно эти особенности  и называются кинетикой.
     Паралингвистика или просодика – особенности  произношения, тембр голоса, его  высота и громкость, темп речи, паузы  между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности  организации и контакта.
Невербальное  общение чаще всего используется для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания  его в процессе беседы, для фиксации того, насколько, хорошо человек владеет  собой, а также для получения  информации о том, что люди владеют  собой, а также для получения  информации о том, что люди в действительности думают о других.
Идентификация (от лат. Identifico – отождествление, уподобление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строиться на основе попытки поставить себя на его место. Существует тесная взаимосвязь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением — явлением эмпатии (от греч. empatheia — сопереживание). Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека, например, партнера по общению, не столько продумывается, сколько почувствуется. 

Однако  взглянуть на вещи с чьей-то точки  зрения необязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что  я строю свое поведение так, как  строит его этот другой. Если я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную — могу строить совсем по-иному. И тот, и другой аспекты важны. Но оба случая требуют решения еще одного вопроса: как партнер по общению будет меня понимать? От этого будет зависеть наше взаимодействие. 

Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии (от лат. reflexio — обращение назад). Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом. 

Содержание  общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров  друг на друга. К ним относятся: заражение,., внушение, убеждение и подражание. 

Заражение. В самом общем виде его можно  определить как бессознательную, невольную  подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется  через передачу определенного эмоционального состояния или, по выражению известного психолога БД.Парыгина, психического настроя.  

Экспериментально  установлено, что чем выше уровень  развития личности, тем критичнее  её отношение к воздействию и  тем самым слабее действие механизма "заражения". 

Внушение. Это целенаправленное неаргументированное  воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Явление  сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. Внушение производится путем непосредственного прививания психических состояний, причем не нуждается в доказательствах и логике. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. 

Убеждение. Оно построено на том, чтобы с  помощью логического обоснования  добиться согласия от человека, принимающего информацию. Убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. 

Подражание. Его специфика, в отличие от заражения  и внушения, состоит в том, что  здесь осуществляется не простое  принятие внешних черт поведения  другого человека, а воспроизведение  им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному  человеку, или нормам поведения, выработанным группой. 

Анализ  общения как сложного многостороннего  процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, необходимо рассмотреть, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, а также в различной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Деловое общение, его виды и формы 

     Деловое общение – процесс взаимосвязи  и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией  и опытом предполагающим достижение определенного результата, решение  конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
     Деловое общение можно условно разделить  на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно - временная  дистанция).
     Прямое  деловое общение обладает большей  результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют  социально – психологические  механизмы.
     В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что  в его процессе ставятся цель и  конкретные задачи, которые требуют  своего решения. В деловом общении  мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без  потерь для обеих сторон). В обычном  дружеском общении чаще всего  не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение  можно прекратить (по деланию участников) в любой момент.
     Деловое общение реализуется в различных  формах:
    Деловая беседа;
    Деловые переговоры;
    Деловые совещания;
    Публичные выступления.
 
     Деловые переговоры как основная форма делового общения. 

     Переговоры  – это деловое взаимное общение  с целью достижения совместного  решения. На протяжении всей нашей жизни  мы ведем переговоры, обмениваемся обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры.
     Переговоры  протекают в виде деловой беседы по вопросам, представляющим интерес  для обеих сторон, и служат налаживанию  кооперационных связей.
     Переговоры  существенно различаются по своим  целям: заключение договора о поставках, на проведение научно-исследовательских  или проектных работ, соглашение о сотрудничестве и координации  деятельности и т. д.
     В процессе переговоров люди хотят:
-добиться  взаимной договоренности по вопросу  в котором как правило сталкиваются интересы;
-достойно  выдержать конфронтацию, неизбежно  возникающую из-за противоречивых  интересов не разрушая при  этом отношения. 
 

Чтобы достичь этого надо уметь:
    Решить проблему;
    Наладить межличностное взаимодействие;
    Управлять эмоциями.
     За  столом переговоров могут сойтись  люди, имеющие различный опыт ведения  переговоров. Они могут иметь  различный темперамент (например, сангвиник  и холерик) и различное специальное  образование (например, техническое  и экономическое).
     В соответствии с этим большим разнообразием  отличается и сам ход переговоров. Они могут протекать легко  или напряженно партнеры могут договориться между собой без труда или  с большим трудом или вообще не прийти к какому-либо соглашению. 

Подготовка  и порядок ведения переговоров. 

Подготовка  переговоров:
    анализ проблемы (определение предмета переговоров, информация о партнере, наличие альтернатив, ваши интересы и интересы партнера);
    планирование переговоров (выработка переговорной концепции, определение целей, задач, стратегии переговоров, экономические расчеты, основные позиции, возможные варианты, подготовка необходимой технической и справочной документации);
    планирование организационных моментов;
    первые контакты с партнером.
Ведение переговоров.
Нельзя  предложить точную модель проведения любых конкретных переговоров, если не считать, конечно, крайне обобщенные схемы:
    приветствие и введение в проблематику;
    характеристика проблемы и предложения о ходе переговоров;
    изложение позиции (подробно);
    ведение диалога;
    решение проблемы;
    завершение.
   Переговоры  предназначены в основном, для  того чтобы с помощью взаимного  обмена мнениями (в форме различных  предложений по решению поставленной на обсуждение проблемы) “выторговывать”  отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь результатов, которые бы устроили всех участников переговоров.
Переговоры  проводятся:
    по определенному поводу (например, в связи с необходимостью налаживания кооперационных связей);
    при определенных обстоятельствах (например, несовпадение интересов);
    с определенной целью ( например, заключение соглашения);
    по определенным важным вопросам (политического, экономического, социального или культурного характера).
     Зачастую  удается достичь договоренности лишь после всестороннего обсуждения проблемы; в ходе всяких переговоров  обнаруживаются различные интересы, и партнеры пропускают их через призму собственных потребностей. Немало важную роль играет и то, с какими преимуществами (или негативными моментами) связано для партнеров заключение того или иного соглашения, особенно при оценке новых, выдвинутых лишь в процессе переговоров, вариантов решения.
     Всякие  переговоры требуют тщательной подготовки: чем интенсивней они ведутся (с  использование анализов, расчетов экономического эффекта, заключений и т. д.), тем больше шансы на успех. Обратная же картина  наблюдается в том случае, когда  при ведении переговоров в  должной мере не учитываются различные  объективные и психологические  аспекты. 

Недостатки  при ведении переговоров 

“Холодный запуск”. Партнер вступает в переговоры не обдумав предварительно в достаточной степени:
    их необходимость и цель;
    сложности и возможные последствия.
   В этом случае за ним лишь “ответный  ход”, т. е. он будет реагировать, а  не действовать (не от него будет исходить инициатива).
   “Отсутствие программ”. У партнера нет четкого  плана действий в пределах максимальных и минимальных требований. Легче  вести переговоры имея в голове (или  на бумаге) различные варианты действий. Обычно (вне переговоров) для осуществления  необходимых решений достаточно распоряжения.
   “Главное  чтобы меня это устраивало”. Партнер  настолько выпячивает собственные  интересы, что представители другой стороны не видят для себя никаких  преимуществ. Подобное несовпадение интересов, зачастую вызываемое узко эгоистичными ведомственными соображениями блокирует  собеседника, отбивая у него охоту  вести, переговоры вообще.
   “Пускать  все на самотек”. Партнер не имеет  четкого представления о собственных  конкретных предложениях и аргументах детальных требованиях и критериях  оценки предмета переговоров позиции  и ожидаемой реакции противоположной  стороны. Эффективность переговоров  снижается из-за недостаточной их подготовки.
   Участник  переговоров в ответ на высказывание партнера:
    ведет себя не по-деловому, а излишне эмоционально не сдержано;
    не аргументирует, а своенравно отстаивает свою позицию;
    не приводит новые факты, не выдвигает новые предложения, а излагает известные мешающие решению проблемы позиции;
    участник переговоров не руководствуется общими интересами совместной ответственности за общее дело, не выделяет этот аспект.
   С помощью анализа реального положения  дел выявляется несовпадение интересов  участвующих в переговорах сторон, что ведет к возражениям, встречным  требованиям, отказам и т. д. Недооценивается  значение психологических моментов (например, готовности участников переговоров  пойти на встречу партнеру). У многих руководителей эти способности развиты недостаточно.
   Успех переговоров не в последнюю очередь  зависит от принципиального отношения  собеседников к переговорам вообще и от их поведения в конкретной ситуации. 

Поведение при ведении переговоров 

     Надо  исходить из того, что переговоры необходимы и полезны для решения кооперационных задач отдела предприятия комбината. Если мы хотим чтобы переговоры прошли конструктивно и с пользой  для обеих сторон надо учитывать  приведенные ниже рекомендации.
     Надо  настойчиво добиваться намеченной цели убедительно аргументировать свои предложения, но не будьте слишком упрямы и глухи к мнению партнера: на переговорах, как известно приказов не отдают.
     Достойно  представлять свои интересы вносить  предложения по решению обсуждаемой  на переговорах проблемы.
     Стремится достичь таких соглашений, которые  бы отвечали интересам не только вашей  службы, но и общества в целом.
     Надо  помнить, что субъективными важнейшими условиями успешного ведения  переговоров являются:
    политическая компетентность и сознательность;
    реалистичный подход и заинтересованность в деловом общении;
    сила воображения и дар комбинирования.
     Было  бы иллюзией полагать, что собеседника  можно перехитрить с помощью  разных условий и трюков или с  “ломом в руках” заставить его  пойти на чрезмерные уступки.
     На  любых переговорах не обойтись без  терпеливой целенаправленной аргументации. Вот что следует делать на переговорах:
    использовать временный фактор для давления на собеседника;
    “давить” на собеседника сроками;
    добиваться для себя преимуществ путем имитации “недопонимания”, одурачивания, лести и т. д.
     Чтобы переговоры развивались успешно  необходимо сразу же после их начала постараться найти общую с  партнером позицию. В начале переговоров затронуть бесспорные не вызывающие разногласий аспекты обсуждаемого предмета. После этой фразы переходить к обсуждению таких пунктов, договориться по которым можно относительно легко. И только после этого остановиться на важнейших вопросах повестки переговоров требующих подробного обсуждения. С самого начала серьезно воспринимать высказываемые партнером по переговорам мнения, обоснования проблемы, требованиям, пожеланиям и т. д.
     Чтобы не мешать развитию переговоров не надо акцентировать внимание на расхождение во взглядах, если они не принципиальны. Надо говорить спокойно и контролировать свою речь; когда вы знакомите партнера с соответствующей проблемой, характеризовать причины ее возникновения и возможные последствия, а также невыясненные пункты переговоров. Обобщая сказанное, следует выделить, что поведение должно соответствовать возникающим на переговорах ситуациям. Они оцениваются через визуальный контакт с собеседником: участники переговоров должны говорить убедительно, но не навязчиво. 
 

Психологически  целесообразное и целенаправленное ведение переговоров. 

Прежде  всего, надо обращать внимание на относящиеся  к комплексу проблемы аргументы, выдвинутые вашим партнером при  изложении своей точки зрения. Не пытайтесь парировать утверждения  партнера с помощью встречных  утверждений. Попросить его уточнить, почему он придерживается изложенной точки зрения. Руководители, обладающие опытом ведения переговоров, придерживаются следующего принципа: они концентрируют  внимание на предмете и одновременно учитывают личностные качества партнера. Надо позаботиться о том, чтобы партнер  мог спокойно изложить свои аргументы  возражения предложения. Для всех участников переговоров, прежде всего, важно “уловить”  конкретную ситуацию, т. е. выяснить позицию  собеседника по отношению к предмету переговоров и сопоставить эту  оценку с собственными целевыми ориентациями. Поэтому всегда будьте, настроены  на “прием”. Если внимательно выслушать  партнера это создаст основу для  прогресса на переговорах, поможет  понять проанализировать и оценить  позицию собеседника. Это позволит избежать ненужных встречных вопросов недоразумений и обеспечит плавный  ход обсуждений затронутых на переговорах  вопросов. Если же переговоры зашли  в тупик положение можно поправить.  

Рассмотрите проблему с другой стороны. С помощью  встречных вопросов уточните, правильно  ли вы поняли партнера: “Если я вас  правильно понял, у вас есть некоторые  сомнения относительно сроков поставки...”  Проявите решительность в деле и  сдержанность в тоне. Может случиться, что переговоры увязнут в обсуждении второстепенных вопросов, хотя стороны  не пришли еще к согласию по основным пунктам. А ведь именно такое согласие является предпосылкой для успешного  хода переговоров. В этом случае необходимо “отсортировать” уже достигнутые (главные) результаты переговоров и  на основании этого определить следующие  подлежащие обсуждению пункты. 

Методы  ведения переговоров. 

Вариационный  метод. 

При подготовке к сложным переговорам надо выяснить следующие вопросы: 

в чем  заключается идеальное решение  поставленной проблемы в комплексе? 

от каких  аспектов идеального решения можно  отказаться? 

в чем  следует видеть оптимальное решение  проблемы при дефференциальном подходе к ожидаемым последствиям, трудностям, помехам? 

какие аргументы необходимы, для того чтобы  должным образом отреагировать  на ожидаемое предположение партнера, обусловленное несовпадением интересов  и их односторонним осуществлением? 

какие экстремальные предложения партнера следует обязательно отклонить  и с помощью, каких аргументов? 

Такие рассуждения выходят за рамки  чисто альтернативного рассмотрения предмета переговоров. Они требуют  обзора всего предмета деятельности живости мышления и реалистических оценок.  

Метод интеграции. 

Предназначен для того, чтобы убедить партнера в необходимости оценивать проблематику переговоров с учетом общественных взаимосвязей и вытекающих отсюда потребностей развития кооперации. Применение этого метода не гарантирует достижения соглашения в деталях; пользоваться им следует в тех случаях когда, например партнер игнорирует общественные взаимосвязи и подходит к осуществлению своих интересов с узковедомственных позиций.  

Компромиссный метод.  

Участники переговоров должны обнаруживать готовность к компромиссам: в случае несовпадения интересов партнера следует добиваться соглашения поэтапно придерживаясь следующего принципа: склоняйтесь постепенно, как Пизанская башня, но не падайте сразу! 

При компромиссном  решении согласие достигается за счет того, что партнеры – после  неудавшейся попытки договориться между собой с учетом новых соображений частично отходят от своих требований. Они от чего-то отказываются, выдвигают новые требования.  

Подведение  итогов переговоров. 

Независимо  от того были переговоры успешными  или безрезультатными их итоги должны быть обсуждены. Чего мы действительно  достигли на переговорах и чего не достигли по сравнению с поставленной перед нами задачей? В чем заключается  основные причины достижения на переговорах  данных результатов? Какие выводы можно  из этого сделать для ведения  переговоров в будущем? Пришлось ли нам в ходе переговоров пойти  на уступки и почему? 

Обобщая сказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что важнейшими предпосылками успешного  проведения переговоров является хорошая  подготовка концентрация на предмете ориентированное на решение проблемы мышления стремление выработать общую  позицию учет личностных качеств  партнера реализм соблюдение интересов  гибкость и т. д. 

Психологические приемы влияния на партнера 
 

Деловое общение требует от человека высокой  психологической культуры, а также  постоянного изучения и учета  эмоциональной стороны деловых  отношений. Тот, кто считает, что  понятие "чувства" неприменимо  к работе, способен вызвать многочисленные и дорогообходящиеся конфликты. Многие встречались со штампами: 

"поговорим  по-деловому", "оставим в стороне  наши чувства", "наша работа  — это только дело, и никаких  эмоций" и т.д. 

Возможно  ли это? Разве чувства — не часть  нас самих, разве они не влияют на наши решения, нашу работу, нашу жизнь? Разум и эмоции — неразрывные  составляющие человека. Все попытки  отделить чувства, подавить их или даже запретить бесперспективны и, в конечном счете, вредны. Чувства, подавленные и скрытые, не исчезают, они воздействуют изнутри и часто проявляются в еще более острых формах. Известно, что эмоциональное в человеке многократно перевешивает рациональное в нем. Это знание способно приносить весомую дань тому, кто будет разумно воздействовать на это "слабое" место человека. 

Спросите  себя: какого собеседника вам легче  убедить в своей правоте —  того, кто относится к вам с  искренней симпатией, или того, кто  относится к вам с явной  антипатией? Ответ очевиден. При  прочих равных условиях люди легче  принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение и, наоборот, труднее принимают (и нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение. 

Однако  как управлять этим фактором, каковы приемы его использования в практике делового общения? Существует категория  Людей, которые умеют располагать  к себе других индивидов, практически  сразу завоевывать их доверие, вызывать к себе чувство симпатии, т.е. формировать  аттракцию (от лат. attrahere — привлечение, притяжение). Анализ поступков таких людей показывает, что в процессе общения они используют психологические приемы формирования аттракции, приемы, которые, как правило, скрыты от собеседника. Но если эти приемы существуют, значит им можно обучить тех, кому это необходимо. 

Всегда  ли мы осознаем, почему нас тянет  к определенному человеку или  что нас от него отталкивает? Как  можно объяснить выражения типа "что-то в нем располагает" и "чем-то он неприятен"? 

Во время  общения с партнером на наши органы чувств поступает огромное количество сигналов. Но не все они осознаются. Например, вы беседуете с человеком, но не можете, закрыв глаза, назвать  цвет его галстука. Сигнал, который  воздействовал на наши органы чувств, но не зафиксирован, может и исчезнуть  для вас бесследно, а может  и не исчезнуть. Все зависит от того, насколько этот сигнал значим для данной личности, несет ли он в себе достаточный эмоциональный  заряд для нее. Минуя сознание, эмоционально значимый сигнал остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает 

свое  влияние, которое проявляется в  виде эмоционального отношения. 

Что же произойдет, если в процессе общения  послать партнеру сигналы таким  образом, чтобы, во-первых, сигнал имел для партнера достаточное эмоциональное  значение, во-вторых, чтобы это значение было для него позитивным, а в-третьих, чтобы партнер не осознавал этот сигнал? Возникает такой эффект: партнер по общению будет утверждать, что "чем-то это общение было приятным", "что-то в нем есть располагающее". Если же делать это с данным партнером  не один раз, то у него будет вырабатываться достаточно стойкое эмоционально-позитивное отношение. Расположив таким образом к себе человека, т.е. сформировав аттракцию, вы теперь с большей вероятностью добьетесь принятия им вашей позиции, его внутреннего согласия с ней. 

С помощью  этих приемов нельзя никого и ни в чем убедить и ничего никому доказать, а можно лишь расположить  к себе собеседника. Много это  или мало для повышения эффективности  вашего делового общения — пусть  каждый из вас решит сам. 

Какие же это приемы? 

Прием "имя собственное". Он основан  на произнесении вслух имени (или  имени-отчества) человека, с которым  вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук собственного имени  вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Д.Карнеги, писал, что звучание собственного имени  для человека — самая приятная мелодия. Каков же психологический  прием возникновения приятного  ощущения, когда человек слышит обращенное к нему его собственное имя? 

Вот его  составляющие. 

1. Имя,  присвоенное данной личности, сопровождает  его от первых дней жизни  и до последних. Имя и личность неразделимы. 

2. Когда  к человеку обращаются, не называя  его по имени, — это "обезличенное" обращение, В этом случае говорящего  интересует человек не как  личность, а лишь как носитель  определенных служебных функций.  Когда же к человеку обращаются  и при этом произносят его  имя (а имя — символ личности), таким образом, вольно или невольно, показывают внимание к его  личности. 

3. Каждый  человек претендует на то, что  он личность. Когда же эти претензии  не удовлетворены, когда кто-то  ущемляет нас как личность, мы  это чувствуем. 

4. Если  человек получает подтверждение,  что он личность, то это не  может не вызвать у него  чувства удовлетворения. 

5. Чувство  удовлетворения всегда сопровождается  положительными эмоциями, которые  необязательно осознаются человеком. 

6. Человек  всегда стремится к тому, кто  (что) вызывает у него положительные  эмоции. 

• 7. Если некто вызывает у нас положительные  эмоции, то он невольно притягивает  к себе, располагает, т.е. формирует  аттракцию. 

Попробуйте, например, встречаясь утром со своими коллегами или подчиненными и  приветствуя их, прибавить к фразе "доброе утро" (психологически более  приятной, чем слово "здравствуйте") имя-отчество каждого- из них, и вы вызовете к себе пусть не ярко выраженные, не осознаваемые, но положительные эмоции. Беседуя с человеком, время от времени обращайтесь к нему по имени-отчеству. Необходимо использовать этот прием не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе собеседника заранее, а не тогда, когда вам от него что-то нужно. 

Старайтесь  сразу запомнить имя-отчество человека, с которым вы беседуете впервые. Это вызовет у вашего собеседника  положительные эмоции, которые вернутся к вам же. Некоторым трудно запоминать имена других людей. Для того чтобы  лучше запомнить имя, найдите  повод, чтобы тотчас произнести его  вслух. Быстро переберите в памяти имена  знакомых (и великих людей) для  установления ассоциативных связей. Конечно, бывают ситуации, когда нужно  запомнить большое количество имен. Тогда нужно специально выделить некоторое время и постараться  сделать это. Затраченное время  окупится сторицей. 

Прием "зеркало отношения". Кому вы чаще по-доброму и приятно улыбаетесь — своему другу или недоброжелателю? Конечно, другу. А кто вам чаще по-доброму приветливо улыбается? Естественно, друг. Ваш личный опыт говорит о  том, что доброе и приятное выражение  лица, легкая улыбка невольно притягивают  к вам людей. 

Каков психологический механизм этого  притяжения? 

1. Большинство  людей искренне и по-доброму  улыбаются своим друзьям, а  не врагам. 

2. Если  при общении с нами у человека  доброе и приятное выражение  лица, мягкая приветливая улыбка, то скорее всего это сигнал: 

"Я  — ваш друг". 

3. Друг  в прямом смысле этого слова  — это единомышленник в каких-то  значимых для нас вопросах. 

4. Одной  из ведущих потребностей человека  является потребность в безопасности, в защищенности. Именно друг повышает  эту защищенность, т.е. удовлетворяет  одну из наших важнейших потребностей. 

5. Положительные  эмоции вызывают у человека  чувство удовлетворения. 

6. Человек  всегда стремится к тому, кто  (что) вызывает у него 

положительные эмоции. 

7. Если  некто вызывает положительные  эмоции, то он вольно или невольно  формирует аттракцию. 

Следует заметить, что эффект указанного механизма  не зависит от того, желает или не желает ваш партнер иметь эти  положительные эмоции. Важно то, кто будет использовать этот прием. 

Умеете  ли вы улыбаться тогда, когда это  необходимо? Подобная необходимость  возникает в том случае, когда  у собеседника нужно вызвать  положительные эмоции, расположить  его к себе. Это необходимо для  того, чтобы он принял вашу позицию, чтобы выполнял ваше распоряжение или  просьбу не под давлением, а добровольно. И все это необходимо... всегда. В нашем контексте легкая улыбка — это и приветственная улыбка, и сочувственная, и ободряющая, и  сопереживательная. Если вам трудно улыбаться "по заказу", то можно для начала порекомендовать следующее: оставшись наедине с самим собой, улыбнитесь тому, кто смотрит на вас из зеркала. 

В лексиконе  руководителей слова, приятные для  подчиненных, которые отмечают их достоинства (возможно, в несколько преувеличенном виде), встречаются редко. Чем это  объясняется? 

Комплименты — это слова, содержащие небольшое  преувеличение достоинств, которые  желает видеть в себе собеседник. В  этом смысле мы и рассмотрим комплимент как один из приемов формирования аттракции в деловых отношениях. 

Разумеется, каждому из нас приятно слышать  комплименты в свой адрес. При  этом мы осознаем, что сказанное  — пусть и небольшое, но все же преувеличение. Так почему нам все же приятно слышать такие слова ? 

В эффекте  внушения происходит как бы заочное  удовлетворение мечты, желания, потребности  человека в совершенствовании какой-то своей черты. Фактически потребность  при этом не будет полностью удовлетворяться, но реальным будет ощущение ее удовлетворения, появление на этой почве положительных  эмоций. 

Существуют  правила применения "золотых слов". Не зная или нарушая их, можно  против своего желания превратить "золотые  слова" в банальности (в лучшем случае). 

Комплимент  отличается от лести именно тем, что  содержит небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства  собеседника. 

Например: "Тебе очень идет этот цвет " (комплимент) и "Ты самая красивая" (лесть). Лесть  грубее комплимента и чаще может  быть отвергнута из-за неправдоподобности. Но есть люди, которым лесть нравится. 

В деловом  общении преимущество принадлежит  комплименту. Нельзя отождествлять  комплимент и похвалу. Похвала —  это положительная оценка. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных  обоим партнерам. Отсутствие фактической  основы делает комплимент неубедительным и может свести высказывание до уровня банальной лести. 

Если  существуют сомнения, поймет ли собеседник, о каком факте идет речь, то лучше  не рисковать и прежде напомнить  о нем, а затем уж обыграть его. 

Недопустимо, если комплимент противоречит фактам. Например, сотрудница не спала ночь, мучаясь от зубной боли, а ей скажут, что она прекрасно выглядит. Эти  слова будут восприняты как насмешка. 

Комплимент  должен быть кратким, содержать одну-две  мысли, не должен содержать поучений. Необходимо избегать двусмысленных  оборотов. Комплименты нужно говорить как можно чаще. Именно практикой  достигается легкость и непринужденность в комплименте, что делает его  естественным и неотразимым. Комплимент начинается с желания его сказать. Найдите, что вам лично нравится в собеседнике, что бы вы хотели позаимствовать у него. 

Люди  принимают комплименты благосклонно, так как каждому приятно уже  одно то, что ему хотят сказать  что-то хорошее. Именно поэтому они  легко прощают возможные промахи. Поскольку ; 

мужчины не избалованы комплиментами, они и  менее требовательны к их качеству. Именно поэтому лучше учиться  делать комплименты на мужчинах. 

Когда комплимент понравился, лицо человека озаряется улыбкой. Хорошее настроение вместе с улыбкой передается собеседнику. 

Именно  поэтому комплименты приносят пользу всем участникам общения'. 

Как же сделать комплимент комплиментом? Существуют несколько правил. 

1. "Один  смысл". Комплимент должен отражать  только позитивные качества человека. В комплименте следует избегать  двойного смысла, когда, например, данное качество у человека  можно считать и позитивным, и  негативным. 

Например: "Слушая ваши беседы с людьми, я  каждый раз удивляюсь вашей способности  так тонко и остроумно уходить  от ответа!" Здесь явно нарушено это  правило, условно названное нами "один смысл". 

2. "Без  гипербол". Отражаемое в комплименте  позитивное качество должно иметь  небольшое преувеличение. 

Например: "Я всегда поражаюсь вашей аккуратности и пунктуальности", — сказал руководитель, принимая отчет от подчиненного. Того эти слова не просто удивили, а  изумили. Во-первых, за ним ходит  слава прямо противоположного 

свойства, а во-вторых, сейчас даже повода не было для этих слов, не то что причины. 

3. "Высокое  мнение". Важным фактором в  результативности этого приема  является собственное мнение  человека об уровне отраженных  в комплименте качеств. Предположим,  человек твердо знает, 

что уровень  этого качества у него значительно  выше, чем сказано в комплименте. 

Например, человек, у которого действительно  феноменальная память (и это мнение прочно укрепилось у него у сознании), вдруг слышит в свой адрес такие  слова: "Я поражаюсь тому, как вы сразу запомнили номер телефона! У вас блестящая память!" Или врач слышит: "Можно только поразиться вашему мастерству! Как вы быстро поставили ему диагноз аппендицита!" И в первом и во втором случае— это не комплименты, а банальности. Последствия могут быть негативными, так как нарушено правило, условно названное нами "высокое мнение ". 

4. "Без  дидактики". Это правило заключается  в том, что комплимент должен  констатировать наличие данной  характеристики, а не содержать  рекомендации по ее улучшению. 

Вот некоторые  образцы таких "комплиментов": "Тебе следует быть активнее!"; "Твердость убеждений украшает мужчину! Умей отстаивать свои позиции!". Здесь явно нарушено правило, условно  названное нами "без дидактики". 

5. "Без  претензий". Сотрудник вовсе не  стремится к совершенствованию  данного своего качества. Более  того, считает, что было бы плохо,  если бы оно — это позитивное  качество — было выражено у  него сильнее, чем сейчас. 

Например, один из ваших подчиненных, который  тоже является руководителем, считает, что способность к комплиментам — вовсе не достоинство настоящего организатора производства. И если вы, будучи убежденным в обратном, попытаетесь сделать ему комплимент типа: "Я слышал, что вы блестяще умеете делать комплименты!", то он, пожалуй, обидится. 

6. "Без  приправ". Последнее правило касается  не самого содержания комплимента,  а тех дополнений, которые нередко  следуют за ним. 

Например: "Руки у тебя действительно золотые. А вот язык твой — враг твой ". Или: "Мне очень импонирует ваша способность располагать людей  к себе. Только бы эту способность  — да в интересах дела..." Следовательно, делая комплимент, удержитесь от ложки  дегтя, т.е. подобных дополнений. Следуйте правилу, условно названному нами "без  приправ". 

Конечно, сразу запомнить все эти правила  трудно, но если вы используете ассоциативные  связи, то сделать это будет значительно  легче. 

Прием "терпеливый слушатель". Все мы с детства помним привычные правила, что нельзя перебивать собеседника, необходимо дослушивать его до конца, быть внимательным к нему. Никто  и не утверждает, что эти. правила нужно игнорировать. 

"Но" начинается тогда, когда за  соблюдение этих правил приходится "платить", причем единицей  расчета является время. Вот  тогда и проявляется истинное  отношение к данным ценностям. 

Для того чтобы терпеливо и внимательно  выслушивать собеседника, нужно  немалое время, ибо не каждый умеет  сжато и четко излагать свои мысли. Кроме того, нам приходится выслушивать  высказывания, которые не относятся  к делу. Если вы все-таки выслушаете подчиненного, то он удовлетворит свои потребности, получит положительные  эмоции, связав это помимо своей  воли с вами. Поскольку источником этих положительных эмоций явились  именно вы, то они и будут вам "возвращены" в виде небольшого усиления симпатии к вам, т.е. в виде возникшей или  усиливающейся аттракции. 

Прием "личная жизнь". У каждого человека наряду со служебными интересами имеются  и личные интересы, увлечения и  личная жизнь. В эмпирических наблюдениях  было замечено, что если с че­ловеком повести разговор в русле его выраженного личного интереса, то это вызовет у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями. 

Время от времени беседуйте со своими подчиненными по вопросам, значимым для них в  их личной жизни, проявляйте интерес  к их чувствам и переживаниям. К  примеру, одна из сотрудниц увлечена выращиванием кактусов и часто говорит  о них. Всем это уже порядком наскучило. Наберитесь терпения, поговорите с ней о них хотя бы в течение нескольких минут. 

Кто в  этой ситуации проиграл? Несколько  минут потерянного времени на выслушивание ненужной информации —  это на одной чаше весов, а на другой — ваш единомышленник-подчиненный. 

Заканчивая  описание приемов, с помощью которых  можно расположить к себе человека, следует сделать несколько общих  рекомендаций. 

1. Использование  этих приемов на практике можно  сравнить с лотереей в том  плане, что чем чаще вы их  будете применять, тем больше  шансов выиграть (достичь цели). Применяя их в процессе общения с партнерами, вы имеете шанс выиграть (вы можете и не 

выиграть). Однако проиграть, применяя эти приемы, вы не можете, ибо используя их, вы ничего не теряете. 

2. Знакомясь  с этими приемами, вы не раз  ловили себя на мысли, что  раньше вы их иногда применяли.  Но заметим следующее: 

вы применяли  эти правила в отношениях личного  плана; 

вы делали это интуитивно, не всегда осознавая, что используете психологический  прием формирования аттракции; 

Применяя  эти приемы интуитивно, вы не подозревали, что воздействуете на сферу бессознательного, а не на сознание человека, на его  рациональную мыслительную деятельность; 

многие  делали это от случая к случаю, без  определенной системы. Надеемся, что  сейчас вы будете использовать эти  приемы преднамеренно, осознанно и  целенаправленно. 

Последняя рекомендация связана с таким  психологическим приемом, как "иллюзия  запоминания". Можно ли пользоваться таблицей умножения, не выучив ее наизусть? Приведенными приемами тоже нельзя пользоваться, не запомнив их. Вам кажется, что  вы их запомнили? Тогда проведем эксперимент. Возьмите в руки часы с секундной  стрелкой и засеките, сколько времени  вам понадобится, чтобы вспомнить  названия этих приемов. 

Психологические особенности публичного выступления. 
 

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска  речи сегодня являются обязательным условием любого делового общения. Деловые  люди должны владеть техникой непосредственного  контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь обращаться со словом. Сегодня, к сожалению, таких знаний и умений не хватает многим из них. Практически достичь этого можно только при хотя бы приблизительном знакомстве с деловой риторикой (понятие «риторика» (от греческого rhetorike techne – ораторское искусство)) 

. Деловая  риторика ориентированна на то, что бы ознакомить деловых людей с правилами верного обращения со словом, техникой его использования 

Подготовка  к выступлению 
 

Опыт  показывает, что на каждую минуту выступления  приходится в среднем 20-25 минут, которые  мы тратим на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление  плана и кратких тезисов. Если материала достаточно и он хорошо продуман, то следует перейти к плану Задача плана — сделать речь стройной, логически связанной и последовательной. При подготовке плана необходимо учитывать состав аудитории. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок. 

Итак, все  готово. Но ваша речь не будет иметь  успеха, если вы не затратите определенных усилий. В большинстве своем неудачи  ожидают тех, кто не утруждал себя подготовкой к выступлению и  рискнул, тем не менее, предстать  перед публикой. Продумайте все заранее. Начните с того, как вы должны появиться. Ваша походка должна быть ровной. Помните, что любое ваше движение будет моментально замечено. Глядя  на вас, слушатели должны почувствовать  значимость вашего выступления. 

Как выступающий  — вы для них личность, а личности всегда находятся в центре внимания. Научитесь использовать оказываемое  вам внимание, которое не всегда означает, что люди только и ждут вашей неудачи. 

Малейшая  оплошность— и вас перестанут слушать. Если вы начнете запинаться и извиняться, то ваши слушатели начнут сомневаться в вашей компетентности, а также в том, стоит ли вообще вас слушать. Вам необходимо вступить в контакт со слушателями. Все должно происходить так же, как в диалоге, только границы диалога чрезвычайно расширяются. Тем не менее измениться должна лишь сила вашего голоса, а стиль речи меняться не должен. Так же, как и в диалоге, следует смотреть на слушателей (слушатели должны видеть ваши глаза!). 

Следует помнить, что многим нравится, когда  обращаются непосредственно к ним. Оратор не должен равнодушно смотреть поверх людей или пристально смотреть в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что его увидели. Иногда полезно остановить взгляд на отдельном слушателе (если заметно  его особое участие). Этот контакт  глаз желательно укрепить (беглого  взгляда часто недостаточно). Обращайте  свой взгляд и на нескольких слушателей. Если перед вами большая группа, то выберите слушателей в различных  частях аудитории. не оставляйте без внимания ни одного сектора аудитории, иначе вы рискуете в какой-то ее части потерять всяческую поддержку. Ваш взгляд не должен быть невыразительным, стеклянным. 

И вот  вы на трибуне. На вас смотрят десятки  глаз. Не волнуйтесь, помните слова  известного русского судебного деятеля  А.Ф.Кони о том, что размер волнения обратно пропорционален времени, затраченному на подготовку выступления. 

Не начинайте  свое выступление сразу, немного  подождите. Никаких суетливых движений, они моментально отвлекают слушателей от существа выступления и вызывают разные ассоциации, часто далекие  от содержания речи. Выступая, "не гуляйте" около трибуны, потому что слушатели  начнут вас разглядывать, а не слушать. Помните, что главным психологическим  фактором, который оказывает воздействие  на слушателей, являетесь именно вы, и слушатели оценивают, как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о  чем говорите. 

Помните о выразительности речи. Понятность речи в равной мере страдает от того, что слова произносятся очень  медленно или очень ' быстро. Важно, чтобы четко и ясно была произнесена  ударная гласная, неударные гласные  существенного влияния на разборчивость  речи не оказывают. Выразительная речь способна передать массу оттенков мысли. 

Так, Б. Шоу говорил следующее: "Можно  сказать 50 раз "да " и 500 раз "нет ", и все они будут нести  разный смысл, но написать их можно  только однозначно ". 

В выступлении  следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно 2—3 речевых  ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего; особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете. 

Никто не может полностью избежать обмолвок, поэтому из-за мелких грамматических оплошностей не стоит вносить  поправки. Обмолвки случаются даже у лучших ораторов. 

Неприятное  впечатление на слушателей производят канцеляризмы ("дежурные " фразы) типа: "охватить мероприятием...", "уделить должное внимание...", "в настоящий момент...". Очень много мучений добавляет выступающим слово "вопрос ": его ставят, заостряют, касаются, тормозят, затрагивают, регулируют, утрясают, проваливают и "утрамбовывают ". Избавляйтесь от слов-паразитов: "так сказать ", "понимаете ", "значит ", "вот ". Такие слова не украшают речь, а только вызывают раздражение слушателей
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.