На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление рисками на предприятии торговли (на примере ООО «Строительный двор Тюмень»)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего 
профессионального образования
«Тюменский  государственный нефтегазовый университет»
Институт  нефти и газа
Кафедра «Маркетинга и муниципального управления» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
на тему:  «Управление рисками на предприятии торговли»
(на примере  ООО «Строительный двор Тюмень») 

по дисциплине: Риск-менеджмент в энергетической отрасли 
 
 
 
 

                                                                              Научный руководитель:
                                                                        к.э.н., доцент М.А. Радион
                                                                             
                                                                                      
                                                                             Автор: студентки гр. ЭФмз-09
                                                                             Ю.В. Девяткова, М. В.Заморова  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тюмень, 2011 
 

 


Содержание 
 

 


Введение

 
     В условиях рынка важнейшими чертами  производственно-хозяйственной деятельности коммерческих структур является свобода  выбора при принятии и реализации решений, как имманентное свойство предпринимательства и связанная с ней неопределенность конечных результатов. При этом на уровень результативности влияет множество факторов: внешней и внутренней среды компании, контролируемых и неконтролируемых; факторов, связанных с социально-психологическими качествами предпринимателя; особенностями конъюнктуры рынка; спроса, цен и других. Все это обусловливает рисковый характер предпринимательства.
     Предпринимательства  без риска не бывает. Наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела.
     Риск-менеджмент представляет систему оценки риска, управления риском и финансовыми  отношениями, возникающими в процессе бизнеса. Принимать на себя риск предпринимателя вынуждает неопределенность хозяйственной ситуации, неизвестность условий политической и экономической обстановки и перспектив изменения этих условий. Чем больше неопределенность ситуации при принятии решения, тем выше степень риска.
     На  степень и величину риска можно  воздействовать через финансовый механизм, что осуществляется с помощью приемов стратегии и финансового менеджмента. Этот своеобразный механизм управления риском и есть риск-менеджмент. В основе него лежит организация работы по определению и снижению риска.   
     При рыночной экономике производители, продавцы, покупатели действуют в  условиях конкуренции самостоятельно,  то есть на свой страх и риск, поэтому их финансовое будущее является непредсказуемым и мало прогнозируемым.
     В настоящее время все больше внимания уделяется исследованию, прогнозированию  и анализу рисков, что обуславливает актуальность данного исследования. Умение предвидеть результат тех или иных действий просто необходимо для нормального функционирования организаций. Однако для каждой сферы деятельности характерны определенные риски. Они интересны риск-менеджеру с точки зрения причин возникновения и возможных способов минимизации последствий. Так, для торгового предприятия характерны торговые риски. Все вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы и требует более детального изучения.
     Цель  курсовой работы разработать комплекс мероприятий по управлению рисками на предприятии ООО «Строительный двор Тюмень».
     В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
    изучить понятие и классификацию рисков торгового предприятия;
    рассмотреть методики оценки рисков;
    выявить методы управления рисками на предприятии торговли;
    проанализировать систему управления рисками в компании    ООО «Строительный двор Тюмень»;
    оценить величину рисков и их влияние на деятельность предприятия;
    обосновать комплекс мероприятий по эффективному управлению рисками на предприятии  ООО «Строительный двор Тюмень».
     Объектом  исследования являются торговые риски компании                 ООО «Строительный двор Тюмень», в качестве предмета выступают методы управления рисками на данном предприятии.
     Методологическую  базу исследования составили методы анализа и синтеза, экспертных оценок, математические методы и другие.
     Практическая  значимость работы заключается, прежде всего, в том, что использование на практике разработанных в ней теоретических, методологических и методических положений будет способствовать более надежному решению задач, связанных с рациональной адаптацией предприятий к изменениям во внешней среде, и готовности их к действию в условиях нестабильной экономической среды.
     К настоящему времени отечественными и зарубежными экономистами накоплен определенный опыт оценки и анализа  рисков. Эти вопросы рассматриваются в работах таких ученых, как Алгазина Ю.Г., Балабанов И.Т., Клейнер Г.Б., Лапуста М.Г., Миэринь Л.А., и др.  
 

 

1. Теоретические аспекты  управления рисками  на торговом предприятии

     1.1. Понятие, сущность и классификация  рисков торгового предприятия

 
 
     В условиях рыночной экономики предприятие  подвержено влиянию факторов внутренней и внешней среды. Они оказывают  прямое воздействие на деятельность компании и заставляют ее предпринимать  ряд действий для успешного функционирования. Целью любого предприятия является получение максимальных доходов при минимальных затратах. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного капитала с финансовыми результатами компании. Вместе с тем, при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса.
     Риск - это вероятность возникновения  потерь, убытков, недопоступлений планируемых  доходов, прибыли.
     Риски составляют объективный элемент  принятия хозяйственного решения при условии неопределенности. Однако «риск» и «неопределенность» неоднозначны и их следует разграничивать. Риск характеризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий вероятно и может быть оценено количественно, а неопределенность представляет собой вероятность наступления событий и ее оценить заранее невозможно. Предприниматели часто принимают решения, связанные с риском, так как избежать его полностью или частично не удается. Устранить неопределенность будущего также невозможно, так как она является элементом объективной действительности. Объективность риска связана с наличием факторов, существование которых не зависит от предпринимателя и его выбора. Восприятие риска зависит от конкретного человека, его характера, склада ума, уровня знаний и опыта в области его деятельности. Если для одного человека степень риска является приемлемой, то для другого - критической или недопустимой.
     Риски различаются по месту и времени  возникновения, способу анализа, оценки и управления, совокупности внешних и внутренних факторов и другим характеристикам. Они взаимосвязаны и оказывают определенное влияние на деятельность предприятия. При этом изменение одного вида риска может вызывать изменение большинства остальных. 

     

     Рис 1. 1. Классификация видов рисков
     Источник: [8]
 

     
     Разнообразные риски всегда сопутствовали человеческой деятельности. Их реализация наносила экономический ущерб и создавала  опасность и угрозу незаключения необходимых торговых сделок или  исполнения ненужных торговых операций. Так, для торгового предприятия в большей степени характерны коммерческие, торговые риски.
     Коммерческий  риск - это риск, возникающий в процессе акта купли-продажи, а также осуществления сопутствующих коммерческих технологических операций на уровне торгового предприятия.
     Многообразие  коммерческих рисков вызвано разнообразием  коммерческих действий, осуществляемых в сфере товарного обращения, неопределенностью действий поставщиков, перевозчиков и покупателей.
     Коммерческие  риски представляют собой вероятность потерь в процессе финансово – хозяйственной деятельности предприятия. В данном случае коммерческий риск включает: имущественные, производственные, торговые и финансовые риски (комплексные риски коммерческого предприятия. Также коммерческие риски трактуются как торговые риски, возникающие в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предприятием (риски связанные с задержкой платежей или отказа от платежа).
     Торговые  риски выражают как отрицательные, так и положительные результаты торговой деятельности. Они выполняют инновационную, стимулирующую, организационную и защитную функции. Экономическим инструментом предупреждения и минимизации торговых рисков являются прогнозирование, выявление причин и источников их образования, а также планирование мер устранения рисковых ситуаций и их страхование.
     Далее следует рассмотреть классификацию  этих рисков исходя из выбранного критерия.
 

     
     Таблица 1.1.
     Классификация торговых рисков
Критерий Вид риска
По  причине возникновения Снижение объема реализации
Повышение цены товара 
Непредвиденное  снижение объема закупок
Количественные  потери товара
Потеря  качества товара
Повышение издержек обращения
Неплатежеспособность  покупателя
Риск, связанный с личностью коммерсанта
Риск, связанный с недостатком информации
  По этапу товародвижения  Риск невыполнения договорных обязательств
Транспортный  риск  
Риск  форс-мажорных обстоятельств
Количественные  потери товара
Риск, связанный с приемкой товара 
Риск  при реализации товара
По  степени риска Допустимый  риск
Критический риск  
Катастрофический  риск
По  сфере возникновения     Внутренний  риск
Внешний риск
По  степени правомерности    Оправданный риск
Неоправданный риск
  В соответствии с возможностью  страхования  Страхуемый  риск
Нестрахуемый  риск
По  вероятности потери для предприятия    Статический (простой) риск
Динамический (спекулятивный) риск
     Источник: [3, с.125] 

     Исходя  из таблицы видно, что существует множество торговых рисков, каждый из которых обладает своими характеристиками и особенностями.
     Основные  причины торгового риска:
      1) Снижение объемов реализации  вследствие падения спроса (потребности)  на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу.
      2) Повышение закупочной цены товара  в процессе осуществления предпринимательского проекта.
      3) Непредвиденное снижение объемов  закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов)
      4) Потеря товара.
      5) Потеря качества товара в процессе  обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены.
      6) Повышение издержек обращения  в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы [13].
     Таким образом, выделяют ряд причин, которые  могут повлечь возникновение  торговых рисков. Зная их риск-менеджер сможет разработать комплекс мер по их предотвращению и/или минимизации воздействия на деятельность компании.
      В рамках торговых рисков выделяют управляемые и неуправляемые факторы снижения рисков.
     К управляемым факторам относят:
    Показатели, характеризующие качество работы коллектива;
    Уровень организации производства и труда;
    Качество управленческой работы;
    Степень использования ресурсов;
    Эффективность хозяйственного процесса.
     К условно неуправляемым рискам относят:
        Предыстория функционирования анализируемого объекта;
        Климатические, географические, политические условия реализации
продукции [12] .
      Деление факторов на управляемые и неуправляемые  зависит от квалификационного уровня управленческого персонала компании.
     Таким образом, с риском предприятия сталкиваются всегда при заключении и выполнении как текущих, так и долгосрочных контрактов. Существуют определенные виды торговых рисков, действию которых подвержены все предпринимательские организации. Наряду с общими рисками есть и специфические виды риска, характерные для определенных видов товаров. Сложность классификации торговых рисков заключается в их многообразии.

     1.2. Методики оценки рисков

 
     Риск  предприятия количественно характеризуется субъективной оценкой вероятности возникновения максимального или минимального дохода (убытков) от принятия решения. Чем больше диапазон между максимумом и минимумом результата при равной вероятности их получения, тем выше степень риска. Неопределенность условий рынка ставит компанию перед выбором по принципу «повезет — не повезет». Предприятие в процессе своих действий должен предвидеть риск и противодействовать потерям. 

      
     Рис. 1.2. Оценка риска организации
     Источник: [6, с. 89]
     При оценке рисков учитывают две группы факторов:
    объективные, не зависящие непосредственно от организации (инфляция, конкуренция, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины и др.);
    субъективные, характеризующие состояние организации (производственный потенциал, технический уровень, специализация, производительность, контакты и кооперативные связи, надежность контрактов и инвесторов и др.).
     Анализ  рисков может быть:
    качественный (установление потенциальной области риска, факторов риска, этапов работы и их взаимосвязи и т.п.);
    количественный (вычисляются числовые значения величин отдельных рисков и риск объекта в целом. Также выявляется возможный ущерб и дается стоимостная оценка от проявления риска и, наконец, завершающей стадией количественной оценки является выработка системы антирисковых мероприятий и расчет их стоимостного эквивалента.
     Количественный анализ можно формализовать, для чего используется инструментарий теории вероятностей, математической статистики, теории исследования операций. Наиболее распространенными методами количественного анализа риска являются статистические, аналитические, метод экспертных оценок, метод аналогов.
     Суть  статистических методов оценки риска  заключается в определении вероятности  возникновения потерь на основе статистических данных предшествующего периода  и установлении области (зоны) риска, коэффициента риска и т.д. Достоинствами этих методов является возможность анализировать и оценивать различные варианты развития событий и учитывать разные факторы рисков в рамках одного подхода. Основным недостатком статистических методов считается необходимость использования в них вероятностных характеристик. Возможно применение следующих статистических методов: оценка вероятности исполнения, анализ вероятного распределения потока платежей, дерево решений, имитационное моделирование рисков, расчет дисперсии, показателя корреляции и др.
     Метод оценки вероятности исполнения позволяет дать упрощенную статистическую оценку вероятности какого – либо решения путем расчета доли выполненных и невыполненных решений в общей сумме принятых решений.
     Метод анализа вероятностных распределений потоков платежей  позволяет при известном распределении вероятностей для каждого элемента потока платежей оценить возможные отклонения стоимостей потоков платежей от ожидаемых. Поток с наименьшей вариацией считается менее рисковым.
     Аналитические методы позволяют определить вероятность возникновения потерь на основе математических моделей и используются в основном для анализа риска инвестиционных проектов. Возможно использование таких методов, как анализ чувствительности, метод корректировки нормы дисконта с учетом риска, метод эквивалентов, метод сценариев [4 c.86].
     Метод корректировки нормы дисконта с  учетом риска является наиболее простым  и вследствие этого наиболее применяемым  на практике. Основная его идея заключается  в корректировке некоторой базовой нормы дисконта, которая считается безрисковой или минимально приемлемой. Корректировка осуществляется путем прибавления величины требуемой премии за риск.
     С помощью метода достоверных эквивалентов осуществляется корректировка ожидаемых  значений потока платежей путем введения специальных понижающих коэффициентов с целью приведения ожидаемых поступлений к величинам платежей, получение которых практически не вызывает сомнений и значения которых могут быть достоверно определены.
     Метод сценариев позволяет совместить исследование чувствительности результирующего показателя с анализом вероятностных оценок его отклонений. С помощью этого метода можно получить достаточно наглядную картину для различных вариантов событий. Он представляет собой развитие методики анализа чувствительности, так как включает одновременное изменение нескольких факторов.
     Метод экспертных оценок представляет собой комплекс логических и математико – статистических методов и процедур по обработке результатов опроса группы экспертов, причем результаты опроса являются единственным источником информации. В этом случае возникает возможность использования интуиции, жизненного и профессионального опыта участников опроса. Метод используется тогда, когда недостаток или полное отсутствие информации не позволяет использовать другие возможности. Метод базируется на проведении опроса нескольких независимых экспертов, например, с целью оценки уровня риска или определения влияния различных факторов на уровень риска. Затем полученная информация анализируется и используется для достижения поставленной цели. Основным ограничением в его использовании является сложность в подборе необходимой группы экспертов.
     Метод аналогов используется в том случае, когда применение иных методов по каким – либо причинам неприемлемо. Метод использует базу данных аналогичных объектов для выявления общих зависимостей и переноса их на исследуемый объект.
     Таким образом, оценка уровня риска является одним из важнейших этапов риск – менеджмента, так как для управления риском его необходимо прежде всего проанализировать и оценить. Выделяют разные методы оценки рисков, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Для торгового предприятия, рассмотренные методы являются наиболее актуальными. Они позволят выявить основные риски и степень их влияния на предприятие.
 

     

1.3. Методы управления рисками на  торговом предприятии

 
     Управление  рисками - это процессы, связанные  с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые  включают максимизацию положительных  и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Методы управления рисками весьма разнообразны.
     Средствами  разрешения рисков являются избежание  их, удержание, передача, снижение степени  влияния на предприятие.
     Избежание риска означает простое уклонение  от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска зачастую означает отказ от прибыли.
     Удержание риска – это оставление риска  за инвестором (менеджером), т.е. на его  ответственности.
     Передача  риска означает, что инвестор предает  ответственность за риск кому-то другому, например страховой компании.
     Для снижения степени риска применяются  различные приемы. Наиболее распространенными  являются:
    диверсификация;
    приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
    лимитирование;
    самострахование;
    страхование;
     Диверсификация  представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов. Диверсификация позволяет избежать часть риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.
     Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Торговыми предприятиями он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм по сделке либо предоставление максимальной скидки и т.п.
     Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и  денежных страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем  субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску. Самострахование логично, когда стоимость страхуемого имущества относительно невелика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса.
     Страхование выражается в том, что предприятие готово отказаться от части доходов, чтобы избежать риска, т.е. оно готово заплатить за снижение степени риска до нуля. Страхование торговых рисков охватывает те виды страхования, в которых, прежде всего, заинтересован предприниматель. Объект страхования – коммерческая деятельность страхователя, под которой понимается инвестирование денежных и материальных ресурсов какой-либо вид производства или бизнеса и получения от этих вложений соответствующей финансовой отдачи в виде прибыли.
     Покрытие  торговых рисков осуществляется при помощи:
    страхования от потери прибыли (дохода) вследствие нарушения процесса производства, простоя, повреждения или кражи имущества и иных потерь, связанных с прерыванием основной деятельности;
    страхование от невыполнения договорных обязательств по поставке и реализации продукции.
     К прочим методам минимизации степени  риска могут быть отнесены следующие:
    обеспечение востребования с контрагента по финансовой операции дополнительного уровня премии за риск;
    получение от контрагентов определенных гарантий;
    сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с контрагентами;
    обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций и др.
     Каждый  из перечисленных инструментов снижения риска имеет как определенные преимущества, так и недостатки. Поэтому обычно используют определенные комбинации этих методов «подавления» рисков.
     Обобщая изученный материал можно выделить следующие риски и способы  их снижения (табл. 2.4.) 

     Таблица 1.2.
     Мероприятия по снижению торговых рисков
Риск Мероприятия
Низкие объемы реализации товаров Более тщательная аналитическая работа по выбору целевых рынков методом ранжирования. Более ответственная работа по сегментации потребителей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.