На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Эволюция представлений о сознании

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение
1. Основные понятия  сознания
2. Историческое развитие сознания у человека
3. Развитие сознания
4. Психологические  характеристики сознания 

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:
    Сознание  является одной из традиционных загадок  человечества. Постоянное воспроизводство  ее в истории науки свидетельствует  не только о существовании теоретических  и методических затруднений в  ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования.
      В самом общем виде «сознание»  является одним из наиболее  общих понятий, обозначающих субъективную  реальность, связанную с деятельностью  мозга и его продуктами: мыслями,  чувствами, идеями, предрассудками, научными и вненаучными знаниями.
    Взгляд  на человека в единстве с природой обуславливает понимание развития человека, исторического прогресса  человеческого общества как части  природного процесса эволюции. С этой точки зрения движущей его силой  может быть только одно биологическое  существо, в нём участвующее –  сам человек. Так как темпы  биологического развития человека измеряются, по меньшей мере, десятками тысяч  лет, то в исторический период развитие человека определяется, прежде всего, уровнем развития его сознания.
    Сознание — высшая форма отражения мира. Носителем сознания выступает человек, обладающий мозгом — высокоразвитой материальной системой, способной осуществлять идеальное отражение мира.
    Актуальность  исследования сознания заключается  в том, что без выяснения места  и роли этой реальности невозможно создание ни философской, ни научной  картины мира.  
 
 
 
 

1. Основные понятия  сознания                                

    Существенное  отличие человека как вида от животных состоит в его способности  рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все  это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.
      Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей.
Сознание  – рефлексия субъекта действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание есть сознание в том смысле, что  индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного  сознания и языка, являющегося его  реальным субстратом.
      В истории психологической науки  сознание явилось труднейшей  проблемой, которую до сих пор  не удалось решить с материалистических  или идеалистических позиций,  на пути ее материалистического  понимания возникало множество  самых сложных вопросов. Именно  по этой причине сознание, несмотря  на важнейшее значение этого  явления в понимании психологии  и поведении человека, до сих  пор остается одним из наименее разобранных.
    Независимо  от того, каких философских позиций  придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали  так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и  самого себя.
    Наличие у человека такой способности  является основанием для существования  и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов  был бы закрыт для познания. Без  рефлексии человек не мог бы иметь  даже представления о том, что  у него есть психика.
    Не  менее важным в структуре сознания является осознание. Осознанием является акт сознания, предмет которого — сама деятельность сознания. В основе осознания лежит обобщение собственных психических процессов, приводящее к овладению ими.
    Для осознания справедливы следующие  законы:
   - Закон Клапареда (закон осознания): чем больше мы пользуемся каким-либо
отношением, тем меньше мы его осознаем. Или  иначе: мы осознаем лишь в меру нашего неумения приспособиться. Чем более какое-нибудь отношение
употребляется автоматически, тем труднее его осознать.
   - Закон сдвига или смещения: осознать  какую-нибудь операцию— значит перевести ее из плоскости действия в плоскость языка, т. е. воссоздать ее в
воображении, чтобы можно было выразить ее словами.
    Сознание  может уменьшаться или увеличиваться, отчасти утрачиваться во сне, полностью утрачиваться при обмороке. Это своеобразное «свечение», перемещающийся световой зайчик или, лучше сказать, прожектор, луч
которого освещает внешнее или внутреннее поле. Его перемещение по этому полю выражается в явлениях внимания. «Поле внимания», или, что то же самое, «поле сознания», может быть более узким, более концентрированным, или более широким, рассеянным; оно может быть более устойчивым или менее устойчивым, флуктуирующим.
    Содержание  поля сознания определяется следующим  законом: актуально сознаваемым  является лишь то содержание, которое  выступает перед субъектом как  предмет, на который непосредственно направлено то или иное действие.
    Иначе говоря, для того чтобы воспринимаемое содержание было осознано, нужно, чтобы  оно заняло в деятельности субъекта структурное место непосредственной цели действия и таким образом  вступило бы и соответствующее отношение  к мотиву этой деятельности.
    Психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание (надсознание).
    Сознание  есть знание, которое может быть как-то передано другим, это
возможность в речи или другим способом передать свое знание другому.
      К сфере подсознания относится  все то, что когда-то было осознаваемым  или может стать осознаваемым  в определенных условиях. Это  — хорошо автоматизированные  навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты, тягостные для субъекта.
    Подсознание защищает сознание от излишней работы и психических перегрузок. К подсознанию относятся и проявления интуиции, не связанные, с порождением новой информации, а основанные лишь на использовании ранее накопленного опыта.
    Подсознание формируется также на основе имитации поведения. Поэтому пример взрослых и сверстников, непосредственно воздействующих на подсознание ребенка, минуя сознание, оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.
    Деятельность  сверхсознания (творческой интуиции) проявляется в виде
первоначальных  этапов творчества, которые не контролируются сознанием и
волей. Неосознанность этих этапов представляет защиту рождающихся гипотез от консерватизма  сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта. Только затем сознание отбирает нужную гипотезу путем их логического анализа.
    Важнейшим средством тренировки и развития сверхсознания является
детская игра. Будучи свободна от достижения утилитарных и социально
престижных  целей (до определенного возраста), игра обладает той
самоценностью, которая направляет ее на решение бескорыстно-творческих задач. Детская игра мотивируется исключительно потребностями познания и
приобретения знаний, умений и навыков (вооруженности), которое понадобится в дальнейшем. Эти потребности питают деятельность детского сверхсознания, делая каждого ребенка фантазером, первооткрывателем и творцом.
      Недаром подлинно великие умы  характеризуются сохранением отдельных черт детскости. Неполное осознание субъектом движущих им потребностей снимает мнимое противоречие между объективной детерминированностью поведения человека наследственными задатками, условиями воспитания, окружающей средой и субъективно ощущаемой им свободой выбора.
    Эта иллюзия свободы является чрезвычайно  важной, поскольку обеспечивает чувство  личной ответственности, побуждающее всесторонне анализировать и прогнозировать возможные последствия того или иного поступка.
         Совокупность психических процессов,  посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я».
    Самосознание  человека, отражая реальное бытие  личности, делает это не
зеркально. Представление человека о самом  себе далеко не всегда адекватно.
    Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия.
    Самопознание  не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.
    Самосознание  не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает  жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны  бытия, но происходит более или менее  глубокое переосмысление жизни.
    Этот  процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, — это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство — мудрость.
    Всякое  изменение жизненного положения  человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения.
      Следовательно, осознать себя  — это значит осознать себя  не только как психофизическое  существо, но и прежде всего как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива.
     В самосознании человека можно  выделить следующие компоненты:
1.   Сознание тождественности, зачатки  которого возникают уже в месячном
возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его
собственного  тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.
2.   Сознание «Я» как активного  начала, как субъекта деятельности. Оно появляется в 2—3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и
возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам...».
3.    Сознание своих психических свойств,  которое происходит в результате
обобщения данных самонаблюдения и поэтому  предполагает достаточно развитое абстрактное мышление.
4.    Наконец, социально-нравственная  самооценка, способность к которой
формируется в подростковом и юношеском возрастах, на основе накопленного опыта общения  и деятельности.
    Сознание  не является единственным уровнем, на котором представлены
психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что
воспринимается  и управляется поведением человека, актуально осознается им.
2. Историческое развитие сознания человека 

    Начало  человеческой истории означает качественно  новую ступень развития, коренным образом отличную от всего предшествующего  пути биологического развития живых  существ.
    Новые формы общественного бытия порождают  и новые формы психики, коренным образом отличные от психики животных, – сознание
человека.
    Развитие  сознания у человека неразрывно связано  с началом общественной трудовой деятельности. В развитии трудовой деятельности, изменившей реальное отношение  к окружающей среде, заключается  основной и решающий факт, из которого проистекают все отличия человека от животного; из него же проистекают  и все специфические особенности  человеческой психики.
    По  мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, изменяя, приспособляя ее к себе и господствуя  над нею, стал, превращаясь в субъекта истории, выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и другим людям. Через посредство своего отношения к другим людям человек стал все более сознательно относиться и к самому себе, к собственной деятельности; сама его деятельность становилась все более сознательной: направления в труде на определенные цели, на производство определенного продукта, на определенный результат, она все более планомерно регулировалась в соответствии с поставленной целью. Труд как деятельность, направленная не определенные результаты, требовал предвидения.
    Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия, строящегося  на предвидении и совершающегося в соответствии с целью, составляет основное проявление сознательности человека, которая коренным образом отличает его деятельность от несознательного, “инстинктивного” в своей основе поведения животных.
    Возникновение человеческого сознания и человеческого  интеллекта может быть правильно  объяснено только в зависимости  от его материальной основы, в связи  с процессом становления человека как исторического существа.
    Развитие  все более совершенных чувств  было неразрывно связано с развитием  все более специализированных сенсорных  областей в мозгу человека, преимущественно  тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более  совершенных движений – с развитием  все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения.
    Все более усложнявшейся характер деятельности человека и соответственно все углублявшейся  характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т.е. проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно  связаны с периферическими и  эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности.
    В частности, особое развитие получает фронтальная  область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства  людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение левого полушария, в котором расположены  главнейшие центры высших психических  функций, в частности центры речи.
    Так развитие трудовой деятельности и новые  функции, которые должен был принять  на себя мозг человека в связи с  развитием труда, отразились на
изменение его строения, а развитие его строения обусловило в свою очередь
возможность появления и развития новых, все  более сложных функций, как
двигательных, так и сенсорных, как практических, так и познавательных.
    Речь  стала существенным стимулом развития человеческого мозга и сознания.
    Благодаря речи индивидуальное сознание каждого  человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного  опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого.
    Огромное  многообразие стимулов дало мощный толчок для дальнейшего развития мозга. А дальнейшее развитие мозга создало  новые возможности для развития сознания. Эти возможности расширялись  по мере развития труда, открывающего человеку в процессе воздействия  на окружающую его природу все  новые ее стороны.
    Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как  продукт общественного труда. С  одной стороны, орудия как обобществленный  труд передавали в овеществленной форме  накопленный человеком опыт из поколения  в поколение, а с другой стороны, это передача  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Развитие сознания 

    Первой  предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но сам мозг человека и вообще его природные особенности – продукт исторического развития.
    В процессе становления человека отчетливо  выступает основной закон исторического развития человеческого сознания. Основной закон биологического развития организмов, определяющий развитие психики у животных, заключается в положении о единстве строения и функции.
    На  основе изменяющегося в ходе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя; его психика формируется в процессе его жизнедеятельности.
      Основной закон исторического развития психики, сознания человека заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам; порождая в своей деятельности — практической и теоретической — предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу.
      Основной принцип развития — единство строения и функции —получает применительно к историческому развитию психики свое классическое выражение в одном из основных положений марксизма: труд создал самого человека; он создал и его сознание.
    В процессе созидания культуры духовные способности человека, не только проявлялись, но и формировали сознание.
    Необходимые для создания человеческой — материальной и духовной — культуры высшие формы человеческого сознания в процессе ее созидания и развивались; будучи предпосылкой специфически человеческих форм трудовой деятельности, сознание является и ее продуктом.
    Становление человеческого сознания и всех специфических  особенностей человеческой психики, как и становление человека в целом, было длительным процессом, органически связанным с развитием трудовой деятельности.
    Возникновение трудовой деятельности, основанной на употреблении орудий и первоначальном разделении труда, коренным образом изменило отношениечеловека к природе.
    В трудовом действии, поскольку оно  направляется на производство предмета, а не непосредственно на удовлетворение потребности, расчленяется, с одной стороны, предмет, который является целью действия, с другой — побуждение.
    Последнее перестает действовать как непосредственная природная сила, тем самым из предмета и побуждения начинает выделяться отношение субъекта к окружающему и собственной деятельности. Выделение этого отношения происходит в процессе длительного исторического развития.
    Разделение  труда с необходимостью приводит к тому, что деятельность человека непосредственно направляется на удовлетворение не собственных потребностей, а общественных; для того чтобы были удовлетворены его потребности, человек должен сделать прямой целью своих действий удовлетворение общественных потребностей.
    Таким образом, цели человеческой деятельности отвлекаются от непосредственной связи с его потребностями и благодаря этому впервые могут быть осознаны как таковые.
    Деятельность  человека становится сознательной деятельностью. В ходе ее и формируется, и проявляется сознание человека как отражение независимого от него объекта и отношение к нему субъекта.
    В ходе деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, происходит их развитие, изменение, уточнение первоначальных потребностей и развитие новых.
    Будучи  мотивом, источником деятельности, потребности  являются вместе с тем и ее результатом. Деятельность, которой человек начинает заниматься, побуждаемый теми или иными потребностями, становясь привычной, сама может превратиться в потребность. И именно в результате общественной деятельности потребности человека становятся подлинно человеческими.
    В развитии мотивации человеческой деятельности наряду с потребностями существенную роль играют и интересы.
    Под интересами в общественной жизни разумеют то, что благоприятствует существованию и развитию человека как члена того или иного народа, класса, как личности. Будучи осознанными, интересы, в этом их понимании, тоже являются существенными мотивами в деятельности
человека.
    Определенную  роль в мотивации деятельности человека играют и интересы в том специфическом смысле этого слова, который оно приобрело в психологии, в смысле, связывающем его с любознательностью, потребностью что-либо узнать о предмете; интерес в этом смысле — это мотив «теоретической», познавательной деятельности.
    Развитие  интересов к науке и технике, к литературе и искусству шло у человечества вместе с историческим развитием культуры. По мере того как создавались новые области науки, порождались и новые научные интересы. Будучи мотивом, источником познавательной деятельности, интересы являются вместе с тем ее продуктами.
    С историческим развитием потребностей и интересов связано и развитие
человеческих  способностей. Они формируются на основе исторически сложившихся наследственных задатков в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей.
    Деятельность  человека, предполагая наличие у  человека определенных способностей, вместе с тем и развивает их. Порождая материализованные продукты своей деятельности, человек вместе с тем формирует и свои способности. Производство продуктов практической и теоретической деятельности человека и развитие его способностей — две взаимосвязанные, друг друга обусловливающие и друг в друга переходящие стороны единого процесса.
      Человек становится способным к труду и творчеству, потому что он формируется в труде и творчестве. Развитие музыки было вместе с тем и развитием слуха, способного ее воспринимать. Зависимость между ними двусторонняя, взаимная: развитие музыки не только отражало, но и обусловливало развитие слуха.
    То  же относится к зрению, способному воспринимать красоту форм, и к восприятию человека в целом.
    Изменяя в своей деятельности облик мира, человек начинает по-иному видеть, воспринимать его.
    В процессе исторического развития сознания очень существенное место занимает развитие мышления, с которым, прежде всего, связана сознательность человека.
    Основной  путь развития мышления, обусловленный  развитием общественной практики, вел от наглядного, узко практического мышления, в котором форма еще не отделилась от содержания, число от исчисляемого, понятие от предмета, — к абстрактному, теоретическому мышлению.
    В ходе исторического развития, с развитием  науки, происходило и развитие научного мышления. Развитие научного мышления и развитие науки — это не два отдельных, друг от друга независимых процесса, а две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны единого процесса.
    Развитие  научных форм мышления было не только предпосылкой, но и следствием, результатом развития науки. Научное мышление, необходимое для научного познания, в процессе научного познания и формировалось, развиваясь по мере развития общественной практики.
    По  истории развития мышления и сознания наука располагает обширным, хотя еще недостаточно использованным материалом. Сюда относятся прежде всего история материальной культуры; история техники также доставляет существенные данные по истории мысли. 
    Обширный  материал для характеристики ранних этапов развития мышления заключен в этнографических работах (Дж. Дж. Фрэзер, Э. Б. Тайлор, Р. Турнвальд, Б. Малиновский, Н. Н. Миклухо-Маклай и др.).
      Они свидетельствуют о значительных качественных особенностях мышления людей на ранних стадиях общественного, культурного развития. Это мышление носит конкретный ограниченный характер в соответствии с уровнем общественной практики этих народов.
    Оригинальную  трактовку путей развития сознания дал в русской науке А. А. Потебня.
    Он  становится на подлинно историческую точку зрения, выделяет качественно различные ступени в развитии сознания и вместе с тем в характеристике этих ступеней не приходит к такому противопоставлению примитивного мышления современному, которое, как это имеет место в некоторых концепциях, разрывает вовсе преемственность исторического развития сознания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.