На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

 
 
Введение………………………………………………………………………..3
1.    Бюджетный  дефицит и государственный долг….………………………5
      Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения….5
      Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь…..... 10
2. Государственный долг……………………………………………………..16
   2.1. Понятие  государственного долга, его виды…………………………16
    2.2. Внешний и внутренний долг Республики Беларусь………………..25
Заключение…………………………………………………………………....28
Список использованных источников………………………………………..30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Современная экономическая теория и практика уделяет большое внимание проблемам  дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это  является существенной проблемой практически  для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. Именно это делает изучаемую проблему особенно актуальной.
    При изучении данного вопроса поставлены следующие задачи:
    - изучить причины возникновения  и сокращения бюджетного дефицита, его значение;
    -  определить причины возникновения  государственного долга, его виды, структуру и т.п.;
    - проанализировать взаимосвязь и взаимообусловленность бюджетного дефицита и государственного долга,
    - выявить объемы бюджетного дефицита  и государственного долга, являющиеся  критическими для дальнейшего  развития общества.
    Как известно, бюджетный дефицит возникает  в случае превышения бюджетных расходов над бюджетными доходами. Что касается государственного долга, то его накопление до сегодняшней величины произошло за годы независимости.
    Особо следует отметить еще и то, что  стабильность функционирования бюджетной  системы является одним из наиболее важных показателей, характеризующих устойчивость экономики, и, прежде всего, состояние ее социальной сферы.
    Целью данной работы является изучение понятий  бюджетного дефицита  и государственного долга,  а также исследование бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь  и их состояния на современном этапе.
    Теоретической и методологической основой  исследования явились работы отечественных и  зарубежных ученых по данному вопросу. А именно книги Макконелла К. Р., Брю С. Л.  “Экономикс: принципы, проблемы и политика” и “Экономическая теория” под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Касательно  бюджета и государственного долга Республики Беларусь были использована работа Сорокиной Т. В. “Государственный бюджет”, а  также различные периодические издания, основными из которых являются: “Национальная экономическая газета” и “Белорусский рынок”. Все это позволило сделать работу более достоверной и точной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Бюджетный дефицит  и государственный  долг
    1.1. Бюджетный дефицит: понятие, виды, причины возникновения 

        Бюджет показывает планируемые расходы на реализацию государственных программ, а также ожидаемые доходы от налогообложения (за конкретный год). 
    Государственный бюджет служит для выполнения двух основных функций. С его помощью правительство распределяет национальный продукт между частными и общественными потреблением и инвестициями, а также стимулирует рост или снижение выпуска в определенных секторах экономики.
    Бюджетный избыток (профицит) имеет место в тех случаях, когда за какой-то год суммарные налоговые поступления и другие доходы правительства превышают государственные расходы. Бюджетный дефицит имеет место тогда, когда расходы превышают доходы. Если на протяжении какого-то периода времени доходы и расходы равны – бюджет сбалансирован.
    В какой-то мере дефицит государственного бюджета является результатом дискреционной налогово-бюджетной политики. К сожалению, администрация не может точно определить размеры грядущих бюджетных поступлений и необходимых расходов. Реальные уровни поступлений в бюджет и расходов сильнейшим образом зависят от стадии делового цикла, в котором пребывает экономическая система. Дефицит бюджета возрастает в периоды спада, так как государственные доходы от налоговых поступлений снижаются, а объем трансфертных поступлений увеличивается. Во время подъема экономики картина меняется на обратную.
    Дефицит, заложенный в структуру доходов  и расходов при формировании бюджета,  называется структурным дефицитом. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Разность между реальным и структурным дефицитом обычно определяется как циклический дефицит. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, то разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. [1, с. 424]
    Разница между фактическими и структурными бюджетами является очень важной для тех, кто определяет политику, кто хочет различать долгосрочные изменения бюджета  и краткосрочные изменения, которые в основном вызываются экономическим циклом. Структурные доходы и расходы определяются дискреционными мероприятиями, учрежденными высшими законодательными органами. В свою очередь, циклические расходы и дефицит образуются под воздействием поступлений от налогообложения и расходов, которые автоматически изменяются в зависимости от экономической ситуации.
    Различают также активный и пассивный бюджетный дефицит. Первый возникает в результате сознательных действий правительства по увеличению своих расходов или сокращению доходов. Второй  - вследствие изменения экономической ситуации в стране, как правило, в результате  сокращения объема национального производства. [2, с. 324]
    Наряду  с официально измеряемым бюджетным дефицитом может существовать скрытый (квазифискальный) дефицит. Причиной его появления являются квазифискальные операции, осуществляемые центральным банком, правительством. К ним относятся, например, предоставление центральным банком льготных кредитов правительству; финансирование центральным банком государственных программ, которые не проходят через госбюджет (сельскохозяйственных, жилищных). [3, с.206]
    Важным  фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация, реализация правительством крупных государственных программ, милитаризация экономики, стихийные бедствия, значительный всплеск инфляции, увеличение трансфертных выплат и периоды депрессии производства. Негативное влияние на доходы бюджета и соответственно на размеры дефицита оказывает устойчивость национальной валюты и денежного обращения. Слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота приводят к развитию бартерных операций, появлению суррогатов денег, нарушению нормальных расчетов, неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и бюджет.
      Величина дефицита определяется  в абсолютном выражении в национальной валюте, а также в процентах к ВВП, национальному доходу, расходам и доходам бюджета. 

        Существуют  несколько способов финансирования бюджетного дефицита:
      Повышение налоговых ставок. Он используется крайне редко, так как ведет к снижению деловой активности и, в конечном счете, к сокращению объема производства.
      Долговое финансирование. Оно имеет место тогда, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке. По ценным бумагам выплачивается доход, источником которого являются средства бюджета. Когда у правительства нет средств для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем, т. е. осуществляет рефинансирование. Если государственные ценные бумаги продаются населению, то такой способ финансирования экономисты считают безинфляционным. Но государство может продавать свои ценные бумаги непосредственно центральному банку. Покупая их, центральный банк тем самым расширяет  объем денежной массы в стране. Если этот процесс происходит активно, то он может привести к избытку денег и, следовательно, к инфляции.
                 Долговое финансирование ведет  к росту расходов государства  на выплату процентов по ценным бумагам. В связи с этим различают общий дефицит бюджета  и первичный. Общий равен сумме первичного дефицита и процентных выплат. Первичный – разности между всеми расходами государства (за минусом процентных выплат) и его доходами.
      Денежное финансирование. Прямая эмиссия денег центральным банком сейчас практически не используется, так как ведет непосредственно к инфляции. К таким же последствиям приводит выдача центральным банком кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита. Поэтому законодательства многих стран либо запрещают центральному банку кредитовать правительство, либо устанавливают лимит кредитования  (обычно в % к объему  национального производства).  При денежном финансировании происходит так называемая монетизация бюджетного дефицита. Источником покрытия бюджетного дефицита могут служить внешние займы. В странах с переходной экономикой для финансирования дефицита могут быть использованы средства, полученные от приватизации государственной собственности. [3, с. 207]
    В случае, когда бюджетный дефицит сохраняется на протяжении достаточно долгого времени и не принимаются адекватные меры по совершенствованию производственно-экономических отношений в государстве, возможности правительства по проведению стабилизационной политики существенно ограничиваются. [4, с. 169]
    Большинство экономистов проявляют серьезную  озабоченность по поводу сегодняшнего и прогнозируемого дефицита государственного бюджета. Государственное казначейство, эмитируя новые ценные бумаги с целью финансирования  бюджетного дефицита, увеличивает  спрос на ограниченное количество денежных ресурсов, что приводит к увеличению рыночных ставок процента по кредитным операциям. Часть гипотетических заемщиков, которым новые процентные ставки не под силу, вытесняется с финансовых рынков. Сокращение частных инвестиций является  мощным тормозом для экономической системы – в этом случае падают темпы роста, и тем самым снижается уровень жизни будущих поколений. [5, с. 164]
    Большинство экономистов считают, и мировая  практика это подтверждает, что существуют определенные пределы бюджетных дефицитов, нарушение которых может отрицательно сказаться на развитии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3% от валового общественного продукта, 5% национального дохода, 8-10% расходной части госбюджета. [1, с.425] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. 2.  Дефицит государственного  бюджета Республики  Беларусь 

    Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран мира. 
    Республика  Беларусь в начале 90-х гг. столкнулась с огромным дефицитом государственного бюджета. Он не был связан с приобретением суверенитета государства, а явился лишь выражением общего состояния экономики и Государственного бюджета СССР, в состав которого включался и бюджет БССР.
    В экономической литературе этого периода бюджетный дефицит рассматривался как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства, а в доказательство этому бюджет планировался с профицитом.  Проблема дефицита бюджета стала обсуждаться только в середине 80-х гг. [6, с.250]      
    В Республике Беларусь бюджетом управляет  Министерство финансов, областные, районные отделы исполкомов и другие органы. Республиканский бюджет утверждается национальным собранием Республики Беларусь, а местные – на соответствующих уровнях местного самоуправления. По мере расширения функций государства формирование и использование государственного бюджета приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что государственный бюджет является не только источником общенациональных расходов страны, но и важным источником макроэкономического регулирования.
    Бюджет  Республики Беларусь является социально  ориентированным, поэтому превышение расходов над доходами связано с масштабными социальными программами, реализуемых за счет государства.
    Одной из особенностей бюджета стало включение в его состав с 1998г. доходов и расходов свободных экономических зон. Ежегодное превышение доходов над расходами составляет значительные суммы.
    Основными источниками дохода консолидированного бюджета являются: налог на прибыль и доходы; налог на добавленную стоимость; налоги с продаж; акцизы; чрезвычайный налог для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; государственные налоги с населения; доходы от внешнеэкономической деятельности; лесной доход;  госпошлина; налог на пользование природными ресурсами; налог на топливо; налоги на собственность (налог на недвижимость и платежи за землю); поступления от выкупа, акционирования и реализации госсобственности; прочие доходы.
    Состав  и структура доходов бюджета  в значительной степени определяется финансовой политикой государства. Основная масса доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений. При характеристике доходной части бюджета и оценки налоговой нагрузки нельзя не учитывать, что в состав бюджета включены государственные целевые фонды. Соответственно в доходы бюджета вошли и доходы целевых фондов, которые хоть и не относятся к налогам, но, тем не менее, являются обязательными платежами в бюджет.  
    Основными источниками пополнения в 2004 году были налоги на добавленную стоимость – 2,5 трлн. BYR, на прибыль – 1,1 трлн. BYR, доходы от внешнеэкономической деятельности – 1,1 трлн. BYR, акцизы – 927 млрд. BYR, чрезвычайный налог – 390 млрд. BYR. [7, с. 10]
    Значительные  изменения, связанные с переориентацией  бюджетной политики в условиях переходной экономики, произошли и в расходной части бюджета, что обусловило специфику его развития на современном этапе. Стратегические направления расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта проводимых мероприятий, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития.
    Основные  статьи расходов государственного бюджета: на отрасли хозяйства; на социально-культурные учреждения и мероприятия по социальной защите; на науку; на национальную оборону; на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности; на государственное управление и местное самоуправление; на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; на прочие расходы.
    Период  с 1992 по 2005 характеризуется усилением  социальной  направленности расходов бюджета. Объем финансирования социально-культурных учреждений и мероприятий по социальной защите составляет почти половину всех расходов консолидированного бюджета.
    Расходы консолидированного бюджета по отношению  к ВВП увеличились с 35,5% за январь-апрель 2004 до 47,9% за январь- апрель 2005.
    Основная  доля в общих расходах консолидированного бюджета приходится на финансирование социальной сферы и других отраслей экономики.
    Расходы государственных целевых бюджетных  и внебюджетных фондов составили 2,8 трлн. BYR, или 12,8 % от общей суммы расходов. [8, с.8] Структура расходов консолидированного бюджета испытала ряд изменений: существенно возросли (с 2,6 до 5,5% общей суммы) расходы на сельское хозяйство,  физическую культуру и спорт, на 0,9% снизилась доля средств, направляемых на финансирование капитальных вложений. Расходы консолидированного бюджета на экономику возросли по сравнению с 2003 годом на 6,1% (за счет увеличения расходов по отраслям сельского и жилищно-коммунального хозяйства). Приоритетным направлением бюджетно-финансовой политики государства является финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий на Чернобыльской АЭС, общая сумма расходов на которые сохранилась на уровне 2004 и составила 431,5 млрд. BYR.
    Республика  Беларусь является участницей Организации  Объединенных Наций и более 60 других международных организаций. В республиканском  бюджете предусматриваются расходы  на взносы в организации системы ООН  и другие международные организации. Кроме того, из республиканского бюджета уплачиваются взносы в международные финансовые организации, такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития.
    Значительно увеличились расходы на международную деятельность, пополнение государственных запасов и резервов, обслуживание государственного долга. Это связано с расширением международного представительства Республики Беларусь как суверенного государства, а также развитием интеграционных процессов с Россией. 

    Динамика  бюджетного дефицита по республиканскому бюджету Республики Беларусь (миллиарды рублей).
  1999 2000 2001 2002 2003
Доходы  консолидированного бюджета 1054907 3181 5747 8636 12211
Расходы консолидированного бюджета 1142843 3236 6023 8681 12795
Дефицит -87936 -55 -276 -45 -584
 
    ( 2000 год – с учетом деноминации) [9, с. 365]
    Для финансирования расходов, превышающих  реальные доходы, необходимо изыскивать дополнительные финансовые ресурсы. В  связи с этим встает вопрос об источниках покрытия бюджетного дефицита. Они могут быть внешние и внутренние. Последние разделяются на инфляционные (выпуск денежных знаков в обращение) и неинфляционные (кредиты Национального банка и выпуск государственных ценных бумаг). Большинство развитых стран для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных ценных бумаг как безинфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита. [6, с.259]
    В Беларуси в 1993-1994 годах основным источником покрытия дефицита были внешние займы (таким способом покрывалось 60-97% дефицита). В дальнейшем использовались внутренние источники. В 1996 году дефицит бюджета на 84,5% был покрыт эмиссионными кредитами Национального банка. В 1997 году в источниках покрытия дефицита до 50% возросла доля государственных ценных бумаг. В 1999 году 72%дефицита (включая погашение внешней задолженности) было покрыто эмиссионными кредитами Национального банка (тогда же уровень инфляции в стране вновь достиг рекордной отметки). В 2003  году для финансирования дефицита вновь удалось привлечь внешние кредиты (примерно 35% от объема дефицита). [2, с.326]
    Финансирование дефицита республиканского бюджета осуществлялось из внутренних источников. В частности, финансирование, поступившее от коммерческих банков и иных физических и юридических лиц, на чистой основе (привлечение средств за вычетом погашения) составило 30,5 млрд. руб.
    По  внешнему финансированию погашение  кредитов превышает привлечение на 16,6 млрд. руб.  Отличительной особенностью бюджета 2005 года является отказ от прямого финансирования дефицита кредитами Национального банка, а также перемещение доходов от реализации государственного имущества из доходной части в финансирование дефицита бюджета.
    В 2004 году в состав бюджета включен  Фонд социальной защиты населения, что, по мнению Минфина, полностью себя оправдало  – выплаты из фонда производились  вовремя и в полном объеме. [7, с.6]
Бюджет   2004г.
    Первый  заместитель министерства финансов Анатолий Сверж отмечает, что доходная часть бюджета выполнена на 102% при уточненном плане 14 трлн. руб. Основной предпосылкой роста доходов названы  высокие темпы роста экономики в целом и повышение эффективности работы отечественных предприятий.
    Расходная часть бюджета-2004 исполнена на 95,2%  при уточненном плане 15,1 трлн. руб. А  Сверж подчеркнул, что сохранена  социальная направленность основного  финансового документа страны. Возросли расходы на поддержку реального сектора экономики, которая осуществлялась как через прямое субсидирование, так и с помощью иных мер государственной поддержки.
[10, с.2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Государственный долг
    2.1. Понятие государственного долга, его виды 

    Если  правительство сталкивается с дефицитом  бюджета, ему приходится занимать деньги у населения, чтобы оплатить свои счета. С этой целью правительство выпускает облигации, которые представляют собой долговые обязательства, то есть обещание заплатить деньги в будущем. Государственный долг (иногда называемый накопленной суммой задолженностей правительства) – это общая денежная ценность правительственных облигаций, принадлежащих обществу (домохозяйствам, банкам, иностранцам и другим негосударственным учреждениям) или общая сумма всех дефицитов и положительных сальдо бюджета, накопленная за всю историю страны.
    Рост  государственного долга наблюдается  практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической  дефицитностью государственных финансов. [1, с.426]
    Почему  государственный долг растет? Что  заставляет общество мириться с крупным и устойчивым дефицитом бюджета? На эти вопросы есть 4 ответа: войны, экономические спады, снижение налогов и недостаток политической воли.
    Войны.  Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в  ходе войны. Основная задача в такие  периоды состоит в том, чтобы перераспределить значительную часть экономических ресурсов, направив их из производства гражданской продукции на нужды военного производства. Государственные расходы на вооружение и содержание армии значительно возросли. Для решения этой проблемы можно выбрать один из 3-х вариантов: повысить налоги, напечатать необходимое количество денег или прибегнуть к дефицитному финансированию. Высокие налоги подрывают стимулы к труду, эмиссия усиливает инфляцию. Значит, остается только один выход – долг.
    Войны приводят к росту отношения долга  к ВВП, в то время как быстрый рост объема производства в сочетании с достаточно сбалансированным бюджетом, характерные для мирного времени, как правило, приводят к снижению отношения долга к ВВП. Однако в наше время (после 1980) эта историческая тенденция изменилась, и государственный дефицит устремился ввысь со скоростью, невиданной в прежние годы мира и процветания.
    Спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, налоговые поступления автоматически сокращаются, и образуется бюджетный дефицит.
    Снижение  налогов. Если при снижении налогов,  государственные расходы не сокращаются, то создаётся бюджетный дефицит.
    Недостаток политической воли. Дефицит бюджета и растущий государственный долг есть ни что иное, как результат отсутствия политической воли и решимости. Расходы зачастую приносят дополнительные голоса на выборах, а повышение налогов влечет за собой политическую опалу. Хотя политики и их избиратели выступают против бюджетного дефицита, конкретные предложения сократить расходы или повысить налоги обычно встречают больше сопротивления, чем поддержки.
    Особенно  трудно поддаются сокращению программы  социальных льгот. Суммарные расходы на подобные программы  растут вместе с ростом численности соответствующих категорий населений. Точно так же введение новых налогов или повышение уже действующих как средства сокращения дефицита абстрактно приветствуются, но их популярность тает на глазах, как только речь заходит об изменение какого-то конкретного налога. [11, с. 417]
    Как государственный долг и его рост влияют на состояние экономики? Может  ли рост государственного долга привести страну к банкротству? Ни в коем случае, и тому есть 3 причины.
    Рефинансирование. Когда подходит ежемесячный срок выплаты части долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы погасить облигации, срок которых истек. На самом деле правительство рефинансирует свой долг; оно продаёт новые облигации и использует выручку для погашения старых облигаций.
              Налогообложение. Правительство имеет право облагать население налогами и собирать их. Повышение налогов для правительства – один из способов получить достаточные доходы для выплаты процентов и общей суммы государственного долга.
               Создание денег. Банкротство государства очень сложно представить еще и потому, что правительство вправе печатать деньги, которыми можно выплатить и основную сумму долга, и проценты по нему. [11, с. 419]
    Станет  ли го
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.