На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Образ я у подростков переживающих состояние одиночества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  «ОБРАЗА Я» ПОДРОСТКОВ ПЕРЕЖИВАЮЩИХ  ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА…….. 7
1.1 Проблема одиночества в отечественной  и зарубежной психологии 7
1.2  Особенности переживания одиночества  в подростковом возрасте…...          13
1.3 Подходы к определению понятия  «образа Я» в психологической  литературе……………………………………………………………………... 15
1.4 «Образ Я» у подростков переживающих чувство одиночества 23
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ОБРАЗА Я» ПОДРОСТКОВ ПЕРЕЖИВАЮЩИХ ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА……………………….. 29
2.1 Методы и процедуры исследования…………………………………….. 29
2.2 Анализ и интерпретация результатов  исследования…………………… 31
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
38
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
41
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… 44
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     Одним из существенных психологических  факторов, обуславливающих формирование  личности и характер ее самовоспитания, является «образ Я». В последние годы в психологической литературе «образу Я» уделяется большое внимание. Однако специальных работ, посвященных исследованию этой проблемы, по сути дела нет, в то время как психологическая категория «образ Я» широко используется в контексте работ множества областей психологии.
   Изучению  понятия «образа Я» посвящены  многочисленные работы зарубежных психологов (У.Джеймс, З. Фрейд, К. Левин, Р. Бернс, М. Розенберг, А. Смит, К. Роджерс, В. Б. Свэнн, Дж. Мид, К. Хорни, Г. Салливана, Ч. Кули, Р. Бернс, и др.). В отечественной психологии «образ Я» рассматривается в основном в русле изучения самосознания (В.В.Столин, И.С. Кон, В. С. Мухина, И. И. Чеснокова, В.А. Ядов, И.М. Слободчиков, Г.С.Абрамова, Т. Шибутани, М. И. Никитинская, Т. В. Снегирев, М. И. Лисина, Л. И. Божович, Х. Ремшмидт и др.).
   Изучение  особенностей «образа Я» и его  становления приобретает особую значимость именно в подростковом возрасте в связи с тем, что именно в  этот период идет интенсивный процесс  его формирования, развитие рефлексии, открытие внутреннего мира, усиление потребности в самопознании, смена  ведущего вида деятельности, возникновение  новой социальной позиции, появление  «чувства взрослости», что в значительной степени определяет особенности  личности и поведения подростка.
   Представления подростка о самом себе только формируются, имеют динамичный и нестабильный характер, поэтому подростки столь чувствительно реагируют на критику, смех, порицание.
   Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном  знании или субъективном мнении.
   Формирующее воздействие на «образ Я» оказывают  социальные контакты.  Особенно важными  являются для него контакты со значимыми  другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом  себе.
   С развитием самосознания связаны  и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению. Возможность уединиться самим с собой является очень значимой, поскольку только так подросток может осмыслить происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию собственного поведения и свою позицию. Вместе с тем, чрезмерный самоанализ, переходящий в самокопание, побуждает человека к углубленному поиску недостатков и приводит к недовольству собой, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности. В этом проявляется негативный аспект подросткового одиночества.
   В данной работе мы будем опираться  на мнение о том, что именно особенности  «образа Я» такие как заниженное самоуважение, чрезмерный самоанализ, переходящий в самокопание, жалость к себе, расхождение образов «реальное Я» и «идеальное Я»,  осознание своего внутреннего мира как уникального и неповторимого способствуют появлению переживания чувства одиночества у подростков.
   О. Б. Долгинова отмечает, что на переживание чувства одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Ведь одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида, он может постоянно находиться среди людей, контактировать с ними, и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них.
   Вместе  с тем, во многих научных работах  одиночество трактуется как субъективное переживание, вызывающее различные  позитивные или негативные чувства  и эмоции. Предполагается, что изучение особенностей «образа Я» у подростков, которые способствуют возникновению  чувства переживания одиночества, определяют то или иное отношение человека к явлению одиночества вообще и собственному одиночеству в частности.
   Актуальность  проблемы представляется нам очевидной  в связи с тем, что, имея возможность  определить характер одиночества как  субъективного переживания зависящего от конкретных составляющих «образа  Я».
Цель исследования: выявить особенности «образа Я» подростков переживающих чувство одиночества.
Объект исследования: «образ Я» подростка.
Предмет исследования: «образ я» подростков испытывающих чувство одиночества.
Задачи исследования:
    Теоретически проанализировать литературу по проблеме исследования.
    Подобрать комплекс методов исследования «образа я» подростков переживающих чувство одиночества.
    Эмпирически изучить особенности «образа я» подростков переживающих чувство одиночества.
Гипотеза исследования: подростки, испытывающие состояние одиночества, обладают определёнными особенностями «образа Я», которые определяются следующими показателями: самоуважение, самоотношение, самооценка, самоуверенность, самоинтерес, самопонимание, самопринятие.
Методологической  основой исследования: являются идеи Э. Пепло, которые рассматривают одиночество как субъективное переживание, которое характеризуется   не столько разрывом социальных связей, сколько тягостным ощущением субъективной отъединенности, неудовлетворительности и поверхности сложившихся взаимоотношений, а также концепция И. С. Кона, который определяет «образ Я» организованную систему взглядов, установок, мотивов и представлений о своей личности, составляющих ее основу и обуславливающих ее неповторимость, тождественность самой себе и неизменность».
              
Методы  исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования: тест – опросник самоотношения В. В. Столина ; методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; методика Q – сортировки В. Стефансона.
База  исследования. Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 27 и № 28 г. Благовещенска, Амурской области. Выборку составили 40 подростков в возрасте 13 - 14 лет.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ  «ОБРАЗА Я» У
   ПОДРОСТКОВ  ПЕРЕЖИВАЮЩИХ ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА 

   1.1 Проблема одиночества в отечественной  и зарубежной психологии 

   О неоднозначности феномена одиночества  хорошо написал В. Л. Левин: «Одиночество – страна, полная противоречий, где  все ясное и очевидное не есть истина, а скорее наоборот. Если у  тебя нет родителей, братьев сестер, или детей, то это еще не обязательно  одиночество, а если есть – не гарантия от него» [8, с.58].
     Одиночество как состояние существовало во все времена. В 60-70-ые годы XX столетия в психологии и социологии были начаты теоретико-экспериментальные исследования одиночества, которые велись преимущественно американскими учеными. Они включают в себя выделение одиночества как психического состояния; определение причин возникновения состояния одиночества; характеристику личности, испытывающей состояние одиночества и определение основных проблем, связанных с одиночеством. «Дополнительно ко всем физическим характеристикам, а зачастую и в противовес им, одиночество приобретает сугубо психологическую окраску. Оно становится, прежде всего, личностным». В XX веке иначе осмысляется влияние общества на индивида, и большое значение придаётся тому, как сам человек определяет своё положение в обществе в зависимости от своего внутреннего мира.
   «Смешение акцентов, усиливающих психологическую  окрашенность феномена одиночества, по мнению ряда авторов, связано, с одной  стороны, с развитием самосознания человека, а с другой - с социальными  изменениями» [11, с.107].
   Несомненно, что феномен одиночества больше изучен зарубежными исследователями. Все эти работы сходятся в том, что одиночество связано, прежде всего, с «переживанием человека его оторванности от сообщества людей». 
   Как отмечает Ю.П. Кошелева, зарубежные исследования одиночества сводятся к изучению черт характера и личных качеств  одиноких людей, возрастных особенностей и атрибутивных моделей одиночества [9, с.33].
   В зарубежной психологии изучая одиночество  представители разных школ выделили теоретические подходы касающиеся проблемы одиночества,его значения для человека, его причинах - находятся ли они внутри личности или же они коренятся в ее окружении [25, с.154].
   Первый  подход это психоаналитический подход, представителями, которыми являются Г. Салливан, Д. Зилбург, Ф.Фромм-Рейхман.
   Один  из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то». Одиночество же - это непреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), константное ощущение [там же, с.160]
   Рассматривая  потребность в человеческой близости, Г. Салливан считал, что она, начинаясь в младенчестве (стремление ребенка к контакту), в подростковом возрасте приобретает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. Если подросток не может удовлетворить эту потребность, то у него может развиться глубокое одиночество [там же, с.162].
   Сторонники  феноменологического подхода, представителем которого является К. Роджерс, считают, что одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». В качестве причины одиночества рассматривается противоречие между внутренним "Я" в отношении с другими людьми. Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек придерживается своих социальных ролей, поэтому испытывает опустошенность. И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не быть отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности [15, с.215].
   Следующим можно выделить социологический  подход, ее представителями считаются  К. Боумен, Д. Рисмен, П. Слейтер. В данном подходе причина одиночества кроется не в самом человеке, а в обществе. Рисмен считает, что одной из главных причин одиночества является ориентация на других. Люди с такой ориентацией постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, зависимы от внимания окружающих к себе со стороны других людей, хотят нравиться окружающим. Причем эта потребность никогда не может быть удовлетворена. Из-за того, что в нем невозможно достичь удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости, у человека возникает одиночество [25, с.203].
   Главные пропагандисты когнитивного подхода  – Э. Пепло и ее коллеги характеризуют одиночество как субъективно переживаемое несоответствие между наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием, которое возникает при осознании несоответствия между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов [там же, с.156].
   Представители интеракционистского подхода (Вейс Р.) считают, что одиночество это результат влияния двух факторов - личности и ситуации. Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия привязанности к конкретному человеку; в результате чего возникает тревожное беспокойство. Социальное одиночество выражается в отсутствии доступного круга социального общения и сопровождается чувством отчужденности [там же, с.217]. 
   Экзистенциалисты (К. Мустаскас,  И.Ялом) видят истоки одиночества в самой природе человека, люди изначально одиноки [там же, с.247].
   Исследователи в рамках мотивационного подхода (Эйсендорф Дж.) приводят нарушение во взаимодействии мотивов приближения и избегания, боязнь социальных оценок, новизны, как причину возникновения одиночества. При этом человек становится «скованным, заторможенным, застенчивым, тревожным, испытывающим страх, подавленность, неуверенность в себе» [там же, с.201].
   Так, в своем анализе одиночества  сторонники психодинамических теорий (Г. Салливан, Д. Зилбург, Ф.Фромм-Рейхман) склонны рассматривать одиночество как патологию, крайне болезненное и всепроникающее состояние психики человека, связанное с неадекватной реализацией стремлений в межличностном общении. Недостаток или утрата элементов человеческих взаимоотношений выступают в качестве причин одиночества. И человек в таком состоянии может приобрести следующие черты одинокой личности: нарциссизм, манию величия, враждебность, скрытность, эгоцентричность [ там же, с.152].
   А. Садлер и Т. Джонсон определяют одиночество следующим образом: «Одиночество – это субъективное переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности» [14, с.368].
             В отечественной психологии, по сравнению с зарубежной, проблема одиночества как самостоятельная затрагивалась редко. Отдельные работы появились лишь в последние десятилетия. Возможно, причиной тому было повсеместно внедряемое убеждение, что в силу гуманистического характера социалистического общества у нас одиночества быть не может и беда эта сугубо западного мира. Однако с годами это убеждение всё чаще стало расходиться с действительностью [28, с.27].
   Проблема  одиночества рассматривалась сначала  исключительно как проблема общения, межличностного взаимодействия. Некоторые исследователи прямо указывают, что неумение общаться - одна из причин одиночества [6, с.29].
     Затем стало очевидным, что  одиночество связано не столько  с особенностями общения, сколько  со свойствами личности. Многие  авторы отмечают, что это чувство нельзя однозначно оценить как позитивное или негативное. К. Кастанеда пишет: «Ты не должен путать одиночество и уединение… Одиночество для меня понятие психологическое, душевное, уединенность – физическое… В основе первого лежит дефицит доверительного общения, неудовлетворенность сложившимися взаимоотношениями. «Уединение как акт физической отстраненности от людей в отличие от одиночества не пресекает общение, а лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающих его духовных формах общения [25, с.24].
   В работе С. Л. Вербитской одиночество – это психологическое состояние, активирующее эмоциональное переживание процесса взаимодействия между субъектом и жизненной ситуацией и регулирующее степень внутренней или внешней активности субъекта. Одинокий человек – это эмоционально отчужденный субъект общения, имеющий относительно измененные структуры ценностей и социальных потребностей [8, с.58]. 
   В.Киселева дала следуещее определение понятию одиночества: «Одиночество – это субъективное состояние, которое характеризуется  не столько разрывом социальных связей, сколько тягостным ощущением, переживанием субъективной отъединенности, неудовлетворительности и поверхностности сложившихся взаимоотношений» [15, с. 368].
   Т. М. Тихонов под одиночеством понимает болезненное осознание внутренней отдельности от других людей, возникающую на этом основании тоску по человеческой связи и придающим жизни смысл отношениям [8, с.57].
     О. В. Долгинова, в своей работе, посвященной проблемам одиночества  и отчужденности в подростковом  и юношеском возрастах, одиночество  рассматривает как состояние,  зависящее от других людей  (именно другие люди отвергают,  не понимают или просто физически  отсутствуют). Одиночество рассматривается  как неблагоприятное явление,  описывается через порождаемые   этим явлением негативные переживания [там же, с.58].
   Другими словами, на одиночество влияют не только действительные социальные связи индивида, но также и образец или стандарт социальных отношений, к которому индивид стремится. Чувство одиночества усиливается или ослабевает в зависимости от изменений в субъективных стандартах личности, касающихся ее взаимоотношений с другими людьми.
   В литературе по проблеме одиночества  высказано много всевозможных предположений  о типологиях этого состояния. Мы остановимся на классификации эмоционального одиночества по типам, предложенным Д. Раадшелдерсом и его соавтором Д. де Джонг-Гирвельдом.
   Первый  тип - «безнадежно одинокие», полностью не удовлетворенные своими отношениями. Они редко устанавливали связь с кем-либо. Им присуще сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями со сверстниками, опустошенность, покинутость. Более других они склонны обвинять в своем одиночестве других людей.
   Второй  тип - «периодически и временно одинокие». Они в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой привязанности. По сравнению с другими одинокими, они наиболее социально активны.
   Третий  тип - «пассивно и устойчиво одинокие». Несмотря на то, что они испытывают недостаток в партнере по общению, они не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу, как респонденты, относящиеся к первому и второму типам. Это лица, смирившиеся со своим положением, принимающие его как неизбежность.
   Четвертый тип – «люди не одинокие» (не испытывающие этого чувства), у которых встречаются  отдельные случаи социальной изоляции в качестве добровольного и не угнетающего уединения [15, с.392].
   Также выделяют такие типы одиночества  как явное и неявное одиночество. Явное одиночество возникает  при дефиците общения с людьми, когда человек имеет желание  общаться, но не имеет возможности. Гораздо чаще встречается одиночество  в неявной форме. Человек постоянно  находится в окружении людей, общается с ними, но в то же время  чувствует себя отчужденным. Проблема неявного одиночества очень распространена среди подростков. Она возникает из-за чувства, что его никто не понимает, нет человека, способного оценить его по достоинству. Тем самым они сознательно обрекают себя на одиночество [2, с.241].
   Есть  смысл различать три вида одиночества, которые были выделены Дж. Янгом  и его помощниками: хронический, ситуативный и преходящий. Хроническое  одиночество наступает тогда, когда  индивид в течение длительного  периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения  со значимыми для него людьми. Ситуативное  одиночество обычно появляется как  результат каких-либо стрессовых событий  в жизни человека. Преходящее одиночество  выражает в кратковременных приступах  чувства одиночества, которые полностью  и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов [25, с.557].      
   В своей работе мы будем опираться  на определение одиночества, которое  было выдвинуто одним из представителей когнитивного подхода – Э. Пепло: «Одиночество – это негативное переживание, которое представляет собой субъективную реакцию на несоответствие желаемого и достигнутого уровней социальных контактов [там же с.160].  

   1.2  Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте 

   Проблема  одиночества наиболее остро выражена в подростковом возрасте (11 - 16 лет). Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии и переходом на новый уровень самосознания, открытием внутреннего мира, с усилением потребностей в самопознании, с кризисом самооценки.
   Переживание одиночества играет многофункциональную роль: это и способ верификации ценности сложившихся отношений, и проба самостоятельности, путь и средство самопознания, и одновременно с этим – очень глубокое переживание [10, с.32].
   В подростковом возрасте также имеет  место переориентация общения с  родителей и значимых взрослых. Потребность  в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.
     Создание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение [31, с.90].
   Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте считается потребность в уединении (А.В. Мудрик), которая является следствием открытия своего внутреннего мира подростком.  Возможность уединиться самим с  собой является очень значимой, поскольку  только так подросток может осмыслить  происходящие с ним изменения, оценить  себя и свои отношения, определить линию  собственного поведения и свою позицию. Как считает Кондратьев М. Ю.: «Практически любое событие стимулирует подростка к размышлениям о себе и своих проблемах». Однако, резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире [13, с.70].
   На  основе изучения философской, психологической, художественной и публицистической литературы С. В. Малышева, Н. А. Рождественская выделили четыре причины, обуславливающие возникновение чувства одиночества у подростков.
   Первая  причина – осознание себя как  уникальной, неповторимой, ни на кого не похожей личности. В силу этого  у них возникает мысль, что  никто не может их понять. Подобные мысли являются весьма благоприятной  почвой для появления повышенной тревожности и обостренного чувства  одиночества.
   Вторая  причина – отсутствие достаточного количества межличностных контактов  со сверстниками. Как известно, подростковый возраст – это период становления  навыков общения, познания других и  самих себя. Самым притягательным для подростков является сообщество сверстников. Взрослые слишком сложны и в силу этого не доступны. Только в обществе сверстников подросток  может самоутвердиться, научится взаимодействовать  в неформальной группе сверстников, почувствовать поддержку друзей, поддерживать кого-то и т. п. Подростки, лишенные общения в референтных группах, как правило, испытывают чувство одиночества.
   Третья  причина, приводящая к обострению одиночества  в подростковом возрасте, - экзистенциальный подростковый кризис  «смысла жизни» , описанный как в трудах психологов, так и в художественной литературе.
   Четвертая причина – принудительное удержание  подростков в каких-либо группах. Этот феномен часто наблюдается в  детских домах: дети не имеют возможности  оставаться наедине с собой, и  неудовлетворительная потребность  в уединении порождает у них  мысли о непонимании окружающими  их личностных особенностей [19, с.63]. 
   Подводя итоги о вышесказанном, можно  сделать вывод о том, что одинокие подростки, по своей природе, отличаются  исключительной сосредоточенностью на самом себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Им свойственны такие эмоциональные состояния как отчаяние, тоска, жалость к себе, ощущение собственной непривлекательности, подавленность, скованность [8, с.57].
   На  переживание состояния одиночества  влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление  о том, какими они должны быть. Поэтому одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать сними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них [9, с.322]. 

1.3 Подходы к определению понятия «образа Я» в психологической литературе
      В современной психологии существует несколько понятий, достаточно тесно соотносящихся между собой по своему содержанию и по структуре. Это понятия «самосознание», «образ Я» и «Я-концепция».
   По  мнению А. Г. Спиркина, самосознание – это относительно устойчивая осознанная система представлений индивида о себе самом, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе [2, с.43].
   В. В. Столин считает, что «Я-концепция» — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью. «Я-концепция», понимаемая как интеграл различных образов Я, является ядром самосознания, и, вместе с тем, важнейшим регулятором внешней активности человека [27, с.28].
   «Образ Я» – это итоговый продукт самопознания, который выражается в строении представлений о самом себе [23, с.498].
   Таким образом, совокупность представлений  о себе складывается в «Я-концепцию» или «образ Я», причем в «образ Я» входят не только осознаваемые в данный момент личностные качества, мысли и переживания, как это свойственно «Я – концепции», но и бессознательные мотивы, стремления и представления о своих особенностях и характерных чертах.
   Известный социальный психолог Т. Шибутани также разделяет понятия «Я-образ» и «Я- концепция». Он считает, что «образ Я» специфичен и изменяется от одной ситуации к другой, а «Я-концепция» - устойчивый компонент самосознания, он придает определенность линии поведения личности, то есть имеет исключительно поведенческое значение. Эти компоненты самосознания возникают и формируются под воздействием различных социальных условий. Такой точки зрения также придерживается А. В. Захарова отмечая, что есть  некое «...  динамичное многообразие  функционирующих  в  непрерывном  единстве  представлений субъекта  о  себе»,  а «Я-концепция»  отражает  функционирование  знаний субъекта  о себе  на  более высоком уровне  как сложившейся,  иерархически организованной,  относительно  устойчивой  системы [27, с.30].
   Вопросы, связанные с «образом Я» и по сей  день привлекают внимание многих отечественных  и зарубежных исследователей.
   В зарубежной литературе мы чаще встречаем термин «Я - концепция» нежели «образ Я».
   Первым  кто выделил «образ Я» как особое психическое новообразование был  У.  Джеймс  (в 1892 г. в рамках изучения самосознания).
   По  мнению У. Джеймса, «образ Я» это не только совокупность установок индивида, направленных на самого себя, но и вся  совокупность характеристик личности и связанных с ними переживаний. Также глобальное,  личностное  «Я», он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я» сознающее и Я как объект. 
   1) «Я» как субъект мышления (Я-сознающее), рефлексивное «Я» - являет собой  чистый опыт. Трактуется как активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «Я» или «Эго»;
   2) «Я» как объект восприятия  и внутреннего чувства (Я-как-объект) - являет собой содержание этого  опыта. Определяется как объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «Я» или образ «Я», «понятие Я», «Я - концепция» [30, с.67].
     «Образ Я», по мнению И. С.  Кона, представляет собой сумму  частных характеристик, а целостный  образ, единая, хотя и не лишенная  внутренних противоречий, установка  по отношению к самому себе, включающая три взаимосвязанных  компонента:
   - познавательный — знание себя, представление о своих качествах и свойствах; 
   -эмоциональный  — аффективная оценка этих  качеств, которая может обладать  различной интенсивностью, поскольку  конкретные черты образа Я  могут вызвать более или менее  сильные эмоции, связанные с их  принятием или осуждением.
   -поведенческий  — то есть те конкретные  действия, которые могут быть  вызваны образом Я и самооценкой.
   практическое  отношение к себе, которое может  быть вызванно образом Я и самооценкой [10, с.156].
   Все три компонента действуют одновременно и взаимосвязанно, обуславливая целостное представление о себе, об образе Я.
   Фактически  психологи фиксируют у человека не один «образ Я», а множество сменяющих друг друга.
   Выделяются прежде всего различения, которые можно найти в работах У. Джеймса, З. Фрейда, К. Левина, такие как «реальное Я» – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле; «идеальное Я» – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать, то есть – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»); «зеркальное (социальное) Я» – установки связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. Ч. Кули предложил теорию «зеркального Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Этот компонент «образа Я» является существенным для формирования личностной значимости и самооценки [9, с.67].
   При таком подходе структура образа «Я» включает: актуальное «Я» (знание о себе в данный период жизни), ретроспективное «Я» (представление о себе по отношению к начальному этапу жизнедеятельности), рефлексивное «Я» (знание о том, как его воспринимают окружающие), что связано со стадиями жизнедеятельности [20, с.70].
   В теории личности У. Джеймс вычленяет  четыре формы «образа Я»:
   1) «Материальное Я»: тело, одежда, имущество;
   2) «Социальное Я»: все, связанное с притязаниями человека на престиж, дружбу, положительную оценку со стороны других;
   3) «Духовное Я»: процессы сознания, психические способности;
   4) «Чистое Я»: чувство личной идентичности, основой которого служат органические ощущения [2, с.227].
   Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом:
   1) «Настоящее Я»  - каким индивид себя видит в действительности в данный момент
   2) «Динамическое Я» - каким индивид поставил себе целью стать
   3) «Фантастическое Я» - каким следует  быть, исходя из усвоенных норм  и образов (имеет особенно большое значение у подростков, в связи с их склонностью строить планы на будущее, что невозможно без фантазии и мечты. Однако очевидное несовпадение желаемого и действительного могут дезорганизовать самосознание и травмировать человека).
   4) «Вероятное Я» - каким, по мнению человека, он мог бы стать
   5) «Идеализированное Я» - каким человеку  приятно видеть себя сейчас, каким  ему приятно выглядеть сейчас.
   6) «Изображаемое Я» - наличие образов  и масок, которые индивид выставляет  напоказ, чтобы скрыть за ними  какие-то отрицательные и болезненные  черты слабости своего настоящего «Я» [11, с.57].
   А. Смит писал о том, что отношение человека к себе, его самооценка зависят от других людей, глядя на которых и опираясь на их отношение, можно как в зеркале увидеть собственные достоинства и недостатки. И мы судим о себе и своем поведении во многом также, как думаем, что судят о нас [13, с.69].
   Новый взгляд на внутренний мир личности и самость предложил К. Роджерс. Человек сам строит свой субъективный мир, восприятие и интерпретация им этого мира будет определяться сформированным у личности образом мира [12, с.201].
     В.Б. Свэнн - автор теории верификации - утверждает, что «образ Я» нуждается в подтверждении со стороны других людей, что делает мир более предсказуемым и контролируемым, и является основой близких отношений и построения деятельности [20, с.142].
   Дж. Мид акцентировал внимание на роли общества в становлении «образа Я» и утверждал, что личность и формирование «образа Я» фактически определяются социальными условиями.
   Подобной  точки зрения придерживались Э. Эриксон  и К. Хорни, которые считали, что эго-идентичность, «образ Я» формируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурным окружением и имеет психосоциальную природу.
   Согласно  теории Г. Салливана, «образ Я» представляет собой набор убеждений о том, кто ты и какой ты, складывающихся под влиянием одобрения или неодобрения окружающих людей.
   Ч. Х. Кули, Д. Г. Мид и др. полагают, что «образ Я» изначально социален и формируется в ходе социального взаимодействия.
   У. Бернс пишет, что «образ Я» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
   Изучая  «образ Я»,  Р.  Бернс  считал,  что становление  ее  у  индивида  происходит только  под  действием  механизма взаимного обогащения [27, с.30]. 
   Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» «образа Я»: образ тела (установки по отношению к телу, в свою очередь связанные с ощущениями, восприятиями, сравнениями и идентификациями собственного тела с телами других людей), «социальное Я» (притязания человека на престиж, дружбу, положительную оценку со стороны других), «когнитивное Я» (представления индивида о самом себе, как правило, кажутся у убедительными независимо от того, основываются ли они объективном знании или субъективном мнении, являются ли я истинными или ложными), самооценку [29, 177].
   Практически любой из «образов Я» имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению  строение .
   В отечественной психологии «Я-концепция» рассматривалась в основном в русле изучения самосознания.
   Многоплановость определений, используемых для обозначения  представления человека о самом  себе, обусловлена прежде всего различными методологическими и теоретическими ориентациями авторов. Разные авторы в один и тот же термин вкладывают различное содержание. Например, «образ Я» в отечественной психологии рассматривают как систему установок, направленных на самого себя (В.А.Ядов); как результат психического развития человека (И.И.Чеснокова); как относительно устойчивую систему, складывающуюся на основе интеракций с окружающей средой (Г.С.Абрамова) [34, с.70].
   В структурном плане в психологии личности «образы Я» считаются элементами познающего, «действующего Я». Но не все психологи одинаково понимают суть «образов Я». Так, например, И. И. Чеснокова склонна считать их обобщенными представлениями переходящими в понятия, а В. В. Столин — как смысл «образа Я», Н. И. Непомнящая считает, что это сторона ценности личности, М. И. Лисина — аффективно — когнитивное представление, А. Н. Крылов, исходя из динамической природы «образа Я», рассматривает его как фундаментальную характеристику целостного отношения личности к себе, В. Ф. Сафин понимает «образ Я» как результат внутреннего диалога субъекта («действующего Я») в процессе его самоопределения. . Ряд исследований в отечественной психологии посвящен изучению структуры самосознания. Так, И. С. Кон выделяет четыре его компонента: осознание человеком своей тождественности, осознание своего собственного «образа Я», осознание своих психических свойств и наличие определенной системы социально-нравственных самооценок [32, с.24].
   Т. Шибутани рассматривает «образ Я» с точки зрения того, что каждый может определить самого себя как особое человеческое существо, характеризуемое отличительным набором качеств он рассматривает себя, как неповторимого индивида.
   С точки зрения Нечджаана Л. адаптируясь к непрерывным изменениям среды, личность в течение всей своей жизни претерпевает крупные, либо незначительные, порой подспудные изменения. «Образ Я» является результатом социализации и социальной психической адаптации личности к типичным ситуациям ее жизнедеятельности [27, с.29].
   А. В. Петровский предлагает следующие составляющие «образа Я»: 1) представление человека о его внешности, способностях, умениях, социальной значимости и т.д.; 2) наличие или отсутствие самокритичности, самоуважения и т.д.; 3) стремление завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус, рискуя, проверить свои возможности или же, наоборот, желание остаться незамеченным, уклонившись не только от критики, но и вообще от какой-либо оценки [32, с.21].
   Отечественный психолог В.В. Столин в «образе Я» выделяет три уровня: физический «образ Я» (схема тела), обусловленный потребностью в физическом благополучии организма; социальный «образ Я», связанная с потребностью человека в принадлежности к общности и обусловленная стремлением быть в этой общности; дифференцирующий «образ Я», характеризующий знание о себе в сравнении с другими людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации [30, с.163].
   Н. Л. Нагибина склонна считать, что человек считается самореализованным только в том случае, если «образ Я» адекватен и максимально гармоничен во всех своих компонентах: когнитивном, эмоциональном, ценностном и поведенческом и направлен на достижение «идеального Я» [29, с.284].
   Структура «образа Я» состоит из ядра, который  содержит знания о себе как субъекте и личности, общую самооценку, и  периферии, где накапливаются новые  знания о себе, конкретные факты  и частные знания. «Образ Я» динамичен  и постоянно развивается. М.И. Лисина выделяет два основных источника  построения «образа Я»:
   1) опыт индивидуальной деятельности  человека;
   2) опыт общения с другими людьми [1, с.23].
   По  мнению  Е.  Т.  Соколовой,  «образ Я» –  интегративное  установочное образование, включающее следующие  компоненты: когнитивный – как  образ своих  качеств,  способностей,  возможностей,  социальной  значимости, внешности  и  т.  д.;  аффективный  –  как  отношение  к  самому  себе (самоуважение,  себялюбие,  самоунижение  и  т.  д.),  в  том  числе  и  как  к обладателю  этих  качеств;  поведенческий – как реализация  на  практике мотивов, целей и условий в соответствующих поведенческих актах [20, с.144].
   Опираясь  на вышеперечисленные определения  понятия «образ Я», мы выбираем основное определение, которое выдвинул И. С. Кон: «Образ Я» - это организованная система взглядов, установок, мотивов и представлений о своей личности, составляющих ее основу и обуславливающих ее неповторимость, тождественность самой себе и неизменность».  

1.4 «Образ Я» у подростков переживающих чувство одиночества 

Особое  внимание в отечественной научной  литературе уделяется изучению «образа  Я» в переходные кризисные периоды  развития личности.
   Подростковый  возраст понимается как промежуточный  период между формированием личности младшего щкольника и взрослого человека. Он во многом отличается от других переходных периодов психологическим содержанием, длительностью, особой сложностью.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.