На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Степень влияния социальной роли на поведение человека

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретическое  изучение проблемы влияния социальной роли на поведение личности 5
      Понятие социальной роли, её структура, виды5
      Влияние социальной роли на поведение личности………………………………………………………………………………….9
Глава 2.Изучение влияние роли на поведение личности14
2.1. Общая характеристика  исследования14
2.2. Результаты исследования15
Заключение  …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………………………………………………………………………………………….25
Приложение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли[6].
     Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером. Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
     Актуальность темы:  на данный момент возрастает интерес к человеку, как личности, это предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни.
   Цель исследования: выявить степень влияния социальной роли на поведение человека.
        Основные задачи работы:
      изучить понятия и виды социальных ролей;
      изучить влияние социальной роли на поведение человека.
      Провести  исследование  на выявление влияния  социальной роли на поведение(на  примере  своей группы).
      Описать результаты исследования;
     Объектом  исследования является социальная роль личности.
     Предметом исследования является влияние социальной роли на поведение личности.
     Гипотеза  исследования: Анализ теоретической литературы позволил нам выдвинуть гипотезу, основанную на предположении о том, что социальные роли оказывает влияние на поведение личности в группе.
     Методы  исследования включают:
     1. Теоретический анализ литературы  по проблеме исследования.
         2. Письменный опрос.
     3. Метод статистической обработки  данных:  

     .
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Теоретическая часть. 

1.1. Понятие социальной роли, её структура и виды. 

    Человек может занимать в обществе одновременно несколько позиций. Так, женщина может быть учительницей, женой, матерью. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования и в то же время дает ему какие-то права. Такая позиция человека в обществе, характеризующаяся определенными правами и обязанностями, в социологии называется социальным статусом.
     Некоторые статусы нам даны  от рождения. Так, статус человека  может быть обусловлен полом,  национальностью, местом рождения, фамилией и другими факторами.  Такие статусы обычно называются  врожденными, или предписанными. 
    Другие же определяются тем,  чего человек добился в обществе  самостоятельно, благодаря собственным  усилиям. Например, статус социального  педагога получает человек, который  обучался в соответствующем профессиональном  учебном заведении и получил  диплом по этой специальности.  В этом случае говорят о  статусе достигнутом, или приобретенном. 
   Статус определяет поведение  человека в обществе в том  смысле, что в определенных ситуациях  личность ведет себя не просто  так, как ей хочется, а в  соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут  себя в подобных ситуациях  другие люди. Важно также то, что  и окружающие люди ожидают  от человека в этих ситуациях  определенного поведения. То есть  человек как бы вынужден играть  определенную роль. Поэтому такое  ожидаемое поведение, обусловленное  статусом человека, называется социальной  ролью.
   Предложил понятие социальной  роли Д. Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится личностью, когда научаются входить в роль другого человека[4].
    Таким образом, с точки зрения Д.Мида, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Социальная рассматривается   как функция социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в нормах и санкциях, в социальном опыте конкретного человека[8].

   Любая роль имеет структуру:
    Модель поведения человека со стороны общества;
    Система представления человека как он должен вести себя;
    Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.
     Виды социальных ролей определяются  разнообразием социальных групп,  видов деятельности и отношений,  в которые включена личность. В зависимости от общественных  отношений выделяют социальные  и межличностные социальные роли.
   Социальные роли связаны с  социальным статусом, профессией  или видом деятельности (учитель,  ученик, студент, продавец). Это стандартизированные  безличные роли, строящиеся на  основе прав и обязанностей, независимо  от того, кто эти роли исполняет.  Выделяют социально-демографические  роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это  тоже социальные роли, биологически  предопределенные и предполагающие  специфические способы поведения,  закрепленные общественными нормами,  обычаями[6].
      Межличностные роли связаны с  межличностными отношениями, которые  регулируются на эмоциональном  уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.  д.).
       В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в  какой-то доминирующей социальной  роли, своеобразном социальном амплуа  как наиболее типичном индивидуальном  образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне  трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих  его людей. Чем более длительный  период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
    Основные характеристики социальной  роли выделены американским социологом  Толкоттом Парсонсом[7]. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:
    По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
    По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
    По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
    По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.
     Масштаб роли зависит от диапазона  межличностных отношений. Чем  больше диапазон, тем больше масштаб.  Так, например, социальные роли  супругов имеют очень большой  масштаб, поскольку между мужем  и женой устанавливается широчайший  диапазон отношений. С одной  стороны, это отношения межличностные,  базирующиеся на многообразии  чувств и эмоций; с другой —  отношения регулируются нормативными  актами и в определенном смысле  являются формальными. Участники  данного социального взаимодействия  интересуются самыми разными  сторонами жизни друг друга,  их отношения практически не  ограничены. В других случаях,  когда отношения строго определяются  социальными ролями (например, отношения  продавца и покупателя), взаимодействие  может осуществляться только  по конкретному поводу (в данном  случае — покупки). Здесь масштаб  роли сводится к узкому кругу  специфических вопросов и является  небольшим.
    Способ получения роли зависит  от того, насколько неизбежной  является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика,  мужчины, женщины автоматически  определяются возрастом и полом  человека и не требуют особых  усилий для их приобретения. Здесь  может быть только проблема  соответствия своей роли, которая  уже существует как данность. Другие роли достигаются или  даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
   Формализация как описательная  характеристика социальной роли  определяется спецификой межличностных  отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление  только формальных отношений  между людьми с жесткой регламентацией  правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи  могут сочетать в себе как  формальные, так и неформальные  отношения. Очевидно, что отношения  представителя ГИБДД с нарушителем  правил дорожного движения должны  определяться формальными правилами,  а отношения между близкими  людьми — чувствами. Формальные  отношения часто сопровождаются  неформальными, в которых проявляется  эмоциональность, ведь человек,  воспринимая и оценивая другого,  проявляет к нему симпатию  либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое  время и отношения становятся  относительно устойчивыми.
   Мотивация зависит от потребностей  и мотивов человека. Разные роли  обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего  ребенка, руководствуются, прежде всего, чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. 2.  Влияние социальной роли на поведение личности 

  Человек  неизменно взаимодействует с  разнородными людьми и социальными  группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, так например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового состава, общественных организаций и т. П. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени заключения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются представление социальной роли[9].
    Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент  (студенты и тюрьма) и установил,  что роль сильно влияет на  поведение челоека. Феномен поглощения  Личности человека ролью. Ролевые  предписания формируют поведение  человека. Явление деиндивидуализации  – поглощение Личности социальной  ролью, Личность теряет контроль  над своей индивидуальностью  (пример – тюремщики)[5].
    Социальная роль – есть фиксация  определенного положения, которое  занимает тот или иной индивид  в системе общественных отношений[1]. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя – «стиль исполнения ролей». Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям.
   Ролевое поведение – индивидуальное  исполнение социальной роли –  общество задает стандарт поведения,  а исполнение роли носит личностную  окраску. Освоение социальных  ролей – часть процесса социализации  Личности, непременное условие «возрастания»  Личности в обществе себе подобных. В ролевом поведении могут  возникнуть ролевые конфликты:  межролевые (человек вынужден выполнять  одновременно несколько ролей,  иногда противоречивых), внутриролевой  (возникают тогда, когда к носителю одной роли предъявляются разные требования со стороны разных социальных групп). Половые роли: мужская, женская. Профессиональные роли: начальник, подчиненный и т.д[4].
    Люди по-разному идентифицируют  себя со своей социальной ролью.  Некоторые максимально сливаются  с ней и ведут себя в соответствии  с ее предписаниями везде и  всюду, даже там, где это  совершенно не требуется. Бывает, что различные социальные роли, присущие одному и тому же  субъекту, имеют у него различный  ранг, различную личностную значимость, актуальность. Иначе говоря, субъект  далеко не одинаково идентифицирует  себя со всеми своими ролями: с одними, личностно значимыми,  — больше, с другими — меньше [3].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.