Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Сравнительный анализ результативности обучения математике по традиционной системе и системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                     МИНОБРНАУКИ РОССИИ
              ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
           ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                    «БОРИСОГЛЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
                                  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
                 Факультет педагогики и методики  начального образования
                       Кафедра естествознания и методики  их преподавания 
 

Сравнительный анализ результативности обучения математике по традиционной системе и системе развивающего обучения Л.В.Занкова. 
 
 
 
 

                                                                Выпускная квалификационная работа      
                                                  Специальность: 050708 – педагогика и                  
                                                  методика начального образования                
                                                               Квалификация: учитель начальных 
                                                               классов
                                                                студентки очного отделения
                                                                Хорошиловой Марины Юрьевны
                                                                Руководитель: Быкова Татьяна Петровна.
                                                               Рецензент:
Титульник плохо отформатирован. Его можно  заказать на кафедре, чтобы было точно  по форме. Или сверьте с образцом и отформатируйте. Рецензентом у  Вас будет Пятибратова 

                                                Борисоглебск, 2011 

               СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3
ГЛАВА 1. Сравнительный анализ общих подходов к обучению и методических особенностей обучения математике в начальной школе по традиционной системе и системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
      Дидактические особенности традиционной системы обучения………………………………………………………6
      Дидактические особенности развивающей системы обучения
    Л.В. Занкова…………………………...……….....11
1.3 Анализ и сравнение программ по математике и методических подходов к обучению в рамках традиционной системы и системы развивающего обучения Л.В. Занкова....................................................19
Глава 2 Сравнительный анализ динамики усвоения программных ЗУН по математике и развития познавательных процессов младших школьников, обучающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова и по традиционной системе………………………………
2.1 Исследование и анализ динамики усвоения программных ЗУН по математике и развития познавательных процессов в 1-2 классе.
2.2 Исследование и анализ динамики усвоения программных ЗУН по математике и развития познавательных процессов в 3 классе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....42
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..…43
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………....46
 
В тексте сверить названия глав и параграфов как в оглавлении 
 
 
 

                                                       ВВЕДЕНИЕ
       В современной отечественной психологии и педагогике сформировалось несколько  систем построения образовательных программ традиционного и инновационного направлений, которые получили распространение под термином «развивающие». Одной из самых разработанных и распространенных систем обучения является система Л.В. Занкова. Данная система широко известна под названием «Система развивающего обучения», так как в качестве основной задачи образования рассматривает развитие человека.
       Однако  идея развития в процессе обучения имеет давние традиции в истории  педагогики и образования. Традиционное обучение рассматривает развитие и как принцип, и как одну из своих основных целей. Многолетняя история традиционного обучения позволяет говорить, что в целом оно неплохо справлялось с задачей развития.
       Пути  повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, теории управления познавательной деятельностью. В условиях реформируемой России утверждаются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей, меняется иерархия норм и ценностей. Изменение социальных условий, требования последовательного развития общества предполагают расширение индивидуальной свободы, увеличение ответственности человека, а значит и растущую нагрузку на человеческую личность.
       Изучение  особенностей развития познавательных способностей младших школьников опирается  на принятые в отечественной психологии положения о взаимосвязи обучения и развития (Рубинштейн С.Л., 1958 г.; Леонтьев А.Н., 1972 г.; 1983 г.), о детерминированности умственного развития детей содержанием обучения (Эльконин Д.Б., 1989г.; Давыдов В.В. 1986 г.), концепцию способностей С.Л. Рубинштейна (1946 г.), концепцию системогенеза и развития способностей В.Д. Шадрикова (1997г.). []
       В общественном сознании оформляется  совершенно новая концепция отношения  к человеку - управление человеческим ресурсом, в отличие от прежней концепции учета человеческого фактора. В настоящее время все четче проявляется необходимость разработки научно обоснованной концепции управления и самоуправления развитием человека как гражданина и профессионала, а также определения путей реализации его богатейших возможностей на всех этапах развития, начиная с дошкольного возраста. []
       Перед современным учителем встает проблема выбора системы обучения, программы, по которой он будет работать. Поэтому современный учитель должен знать достоинства и недостатки, проблемы и преимущества различных программ.
      Осознание актуальности проблемы для современного образования позволило сформулировать тему курсовой работы: «Сравнительный анализ результативности обучения по традиционной системе и системе Л.В.Занкова»
       Полученные в результате экспериментального исследования конкретные данные об особенностях развития младших школьников в различных системах обучения, а также о качестве сформированных у них знаний, умений, навыков, позволят сформулировать выводы о преимуществах и недостатках различных систем обучения. Эти выводы могут быть полезны учителям, стоящим перед выбором системы обучения. Знание особенностей развития познавательных процессов школьников можно использовать в организации учебного процесса, а также в управлении механизмами развития познавательных функций. Все это говорит об актуальности темы нашего исследования, а также об его практической значимости.
     Объект исследования: учебно-познавательный процесс по математике в начальной школе.
      Предмет исследования: развитие познавательных процессов младших школьников и формирование программных ЗУН младших школьников в процессе обучения математике в традиционной и развивающей системах обучения.
     Гипотеза  исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет предположить, что развивающая система обучения  Л.В. Занкова в большей мере способствует развитию познавательных процессов обучаемых, чем традиционная система, что в свою очередь приводит к более успешному формированию знаний, умений и навыков учащихся по математике.
      Цель  работы: сравнительный анализ динамики развития познавательных процессов и формирования знаний, умений и навыков младших школьников в учебной деятельности по математике в различных системах обучения: традиционной системе и системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Реализация  поставленной цели предполагала решение  следующих задач:
    изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования; изучить особенности общих подходов и принципов организации обучения в традиционной системе обучения и системе развивающего обучения Л.В, Занкова;
    изучить методическую и учебную литературу по теме исследования; изучить программы и методические подходы к обучению математике по традиционной системе и системе развивающего обучения Л.В, Занкова;
    исследовать эффективность решения образовательных и развивающих задач обучения математике по традиционной системе и системе развивающего обучения  Л.В, Занкова;
      Базой исследования выступили школа-гимназия №1 г.Борисоглебска и Борисоглебская СОШ №5. В исследовании, проведенном  в течение двух лет, приняло участие 45 учащихся 2 и 3-х классов.
       Практическая  значимость работы состоит в получении сравнительной картины динамики развития познавательных процессов и формирования знаний, умений, навыков детей, обучающихся по традиционной системе обучения и системе развивающего обучения Л.В. Занкова, в ориентации педагогической общественности и родителей по отношению к различным системам обучения и, как следствие, к различным образовательным учебным заведениям, реализующим эти системы обучения.
 


ГЛАВА 1 Сравнительный анализ общих подходов к обучению и методических особенностей обучения математике в начальной школе по традиционной системе и системе развивающего обучения Л.В. Занкова. 

1.1   Дидактические особенности традиционной системы обучения. 
 

       В современное время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная система обучения, система Л.В. Занкова и система Эльконина-Давыдова. Родители сегодня выбирают школу, учителя, систему обучения, по которой будет учиться будущий первоклассник.
       Традиционная система образования, существующая с советских времен и накопившая богатейший опыт работы,  ставит своей целью развитие личности учащихся, однако реально внимание уделяется в основном образованности школьников.[]
Особенности данной системы образования таковы:
    Годами выверенная программа и учебный план.
    Четко сформулированы требования, предъявляемые к учащимся на каждом этапе обучения.
    Классная поурочная система.
    Строго определенная роль учителя и ученика.
    Учет успеваемости по балльной системе.
    Разработанная учебная и методическая литература.
    Дается фундаментальное образование по основным предметам.
    Осуществляется преемственность между различными ступенями обучения
       На  традиционную систему опираются  такие типы учебных заведений, как  общеобразовательные школы, гимназии, лицеи и некоторые частные школы.[]
       Основа  традиционной системы обучения - средние  общеобразовательные школы. Учат всех детей, без отбора, и, значит, можно  говорить о том, что ориентирована  такая школа на массового ученика. Однако из этого не обязательно следует, что способный ребенок затеряется среди всех остальных. Хороший учитель и в переполненном классе видит каждого неординарного ученика.[]
      Школа может иметь определенный профиль - экологический, эстетический, экономический  или какой-либо еще. Это значит, что  здесь углубленно изучаются соответствующие предметы, ведется факультативная работа, учащиеся принимают участие в различных проектах. [  ]
      Основу  традиционного обучения составляют принципы, сформулирован-ные еще Я.А. Коменским:
       1. Научность важнейший принцип обучения. Этот принцип опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями всех основных разделов отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем. Использование на практике принципа научности в первую очередь предполагает строгую реализацию в ходе обучения всего объема требований учебных программ, в их теоретической и практической части. Принцип научности требует развития у учащихся умений и навыков научного поиска. Этому способствует внедрение в обучение элементов проблемности исследовательских лабораторных и практических работ, обучение детей умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения.
       2. Природосообразность. Я.А.Коменский призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка.
       3. Последовательность и систематичность. Этот принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Психологически установлена закономерность, что при соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность в обучении позволяют достичь больших результатов.
     4. Доступность. Данный принцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. При слишком усложненном содержании понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление. Вместе с тем принцип доступности ни в коей мере не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным.
     5. Прочность. Этот принцип требует, чтобы прочным был не только образовательный, но и воспитательный и развивающий эффект обучения. Так же этот принцип предполагает, чтобы обучение обеспечивало осмысленность приобретенных знаний, ориентирует обучение на обеспечение действенности знаний, умений и навыков, а так же способов поведения, то есть их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем.
     6. Принцип сознательности и активности обучения требует обеспечения осознанного усвоения знаний путем активной деятельности учащихся по их приобретению.
     7. Принцип наглядности говорит о том, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.
     8. Принцип связи теории с практикой. Эффективность и качество обучения проверяются, подтверждаются и направляются практикой.
     9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей. Организованный на уроке процесс осмысления нового материала должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности восприятия ребенка, расширяя зону его ближайшего развития
      Традиционная  российская система образования  тщательно отработана дидактически и методически и эффективна в организационном отношении. Главная ее задача состояла в формировании человека, владеющего основами фундаментальных наук, нормами литературного языка, обладающего общественно-научными знаниями и эрудицией, развитого интеллектуально, нравственно и эстетически. Знания, умения и навыки были достаточными, чтобы выпускник средней школы мог продолжить образование в высшей школе. Несмотря на многочисленные попытки приблизить школьное образование к «практической жизни», эти принципы, разработанные еще в дореволюционной российской школе, оказывались преобладающими и на деле гораздо более жизненными, чем любые образовательные новации практического характера. Давая своим выпускникам «аттестат зрелости» и ориентируя их на дальнейшее образование, традиционная российская педагогическая система предоставляла им не только надежные предметные знания, но и умение учиться, формируя при этом мощную познавательную эмоцию, основанную на интересе к науке, отечественной и мировой культуре, а также высокий уровень нравственности, который возможен только там, где общественные ценности, гражданское самосознание преобладают над индивидуальными прагматическими интересами.[9] 

1.2  Дидактические особенности развивающей системы обучения Л.В. Занкова. 

      Методические  основы личностно ориентированной  системы обучения Л.В.Занкова направлены на общее развитие школьника.
Как справедливо  говорил Леонид Владимирович Занков, дидактические принципы создают  теоретическую возможность определенного построения обучения, но практически оно существует только в методической системе и в частных методиках по отдельным предметам. [  21  ]
      Обучение по системе Л.В. Занкова позволяет получить качественно иные образовательные результаты, соответствующие заказу новой информационной эпохи; обеспечить высокую социализацию детей; помочь ученику в выборе жизненного пути в соответствии со своими стремлениями. Среди обучающихся по этой системе отмечается высокий процент участников и победителей олимпиад, медалистов и поступающих на следующие ступени образования.[11]
      Одним из основных показателей развивающей системы обучения служит психологическая и информационная безопасность личности. Это существенное достижение обучения. Л.В.Занков рассматривал методическую систему не как конгломерат (механическое объединение) частных предметных методик, где на первый план выступает то, что отделяет методику одного предмета от методики другого, а как единство, охватывающее все учебные предметы и обладающее определенными типическими педагогическими свойствами. Главным он считал то, что должно являться общим для всех предметных методик.[16]
       Этими свойствами являются многогранность, процессуальность, коллизии и вариантность. Охарактеризуем содержание каждого из свойств методической системы.
    Многогранность  как свойство методической системы  состоит в том, что процесс  обучения должен одновременно решать различные задачи: обеспечить усвоение знаний, умений и навыков; продвигать учеников в общем развитии; способствовать воспитанию школьников. Благодаря этому свойству в сферу учения вовлекается не только интеллект ребенка, но и его эмоции, стремления, нравственные позиции и многие другие стороны личности. Фундаментом процесса учения становятся духовные потребности, среди которых особое место занимает потребность в познании. Для такого подхода характерно преодоление одностороннего интеллектуализма, когда многогранная личность ребенка подменяется интеллектом, вернее, мышлением. [ 9 ]
      Учитывая, что заложенное в свойстве многогранности единство интеллектуального и эмоционального для младших школьников решается в сторону преобладания эмоционального, именно эмоции, задействованные в учебном процессе, являются его пусковым механизмом.
      Насколько большое значение имеет для младших  школьников эмоциональное восприятие того, чем они занимаются на уроках математики, может показать такое наблюдение: при встречах с учениками старших классов, которые обучались в начальной школе по "занковской" системе, на вопрос о том, что они лучше всего помнят из этого давнего этапа знакомства с математикой, первый ответ, как правило, связан с сокращением таблицы сложения в первом классе, которое действительно всегда сопровождается своеобразным эмоциональным взрывом, вызванным резким сокращением количества равенств (в 3 раза), которые нужно помнить наизусть.
      Процессуальность  – это ряд органически вытекающих друг из друга этапов, приводящих к подлинному овладению знаниями, умениями и навыками. Высокое качество учения ребенка достигается только при постоянном углублении знаний, умений и навыков на всех этапах учения за счет установления все новых и новых связей между материалом, изучаемым в данный момент, изученным ранее и тем, который предстоит изучать в дальнейшем.
       Рассмотрим  с точки зрения этого типического  свойства изучение такого основополагающего понятия математики, как число.
      Прежде  всего, у школьников формируются такие дочисловые понятия как: много и мало. Затем проводится работа по осознанию недостаточности этих понятий для сравнительной характеристики реальных групп предметов (множеств). Это осознание вызывает потребность в понятиях, более адекватно отражающих соотношения между сравниваемыми множествами, таких как больше, меньше, равно, которые формируются на основе установления взаимно однозначного соответствия между элементами сравниваемых множеств.[16]
      Введение  всех этих понятий происходит в активной практической деятельности учеников с  использованием как рисунков с изображением сравниваемых множеств, так и реальных групп предметов, которые каждый ученик может взять в руки и соединить в пары разными способами.
Выявление множеств с равным числом элементов  становится основой формирования понятия  натурального числа как инвариантной характеристики класса равносильных множеств. [11]
      В дальнейшем понятие числа углубляется  на самых разных этапах изучения математики: при введении первого ненатурального числа – нуль; при получении чисел в результате измерения величин при помощи произвольно выбранных мерок; при изучении арифметических действий, когда число получается в результате использования других чисел; при расширении множества натуральных чисел – от однозначных в начале первого года обучения до девятизначных в конце начальной школы; при знакомстве с дробными и рациональными числами. Этот процесс продолжается и в дальнейшем, при переходе в основную школу.
      Требование  процессуальности в обучении школьников призвано разрушить иллюзию возможности  полноценного усвоения материала после  изучения каждого элемента знаний. На самом деле истинное познание возникает  только при постоянном поступательном движении каждого элемента знаний до овладения содержанием соответствующего целого, вплоть до всего курса.[20]
      Коллизии – это, прежде всего, столкновение ранее полученных и новых знаний, которое возникает в процессе изучения предмета. Вместе с тем коллизии могут проявляться и в столкновении мнений учеников, в способах решения одной и той же проблемы. Возникновение коллизии при столкновении старых и новых знаний учитель всегда может предвидеть и заложить ее использование в план урока. В остальных случаях коллизии чаще всего возникают спонтанно, и от учителя требуются гибкая реакция и способность к импровизации хода урока в связи с возникшей ситуацией. Возникновение коллизии всегда ведет к всплеску эмоций и стремлений, побуждает к поиску, вызывает интенсивную целенаправленную работу мысли. [9]
      Использование естественно возникающих коллизий, акцентирование на них внимания учеников является отличительной чертой "занковской" системы, служит в ней мощным инструментом для углубления знаний учащихся. Вместе с тем искусственное создание коллизий, вернее – псевдоколлизий, в случаях, когда для этого нет никаких существенных оснований, может сыграть и отрицательную роль, запутывая мысль детей, уводя их от уже достигнутого ими понимания. В качестве примеров естественно возникающих коллизий могут служить такие моменты: знакомство с получением натурального числа как результата измерения длины выбранными мерками; переход к изучению двузначных чисел и их записи; использование сложения для увеличения числа и многие другие случаи.
      Вариантность. Это свойство определяется тем, что обучение всегда протекает в различных конкретных условиях. Эти различия возникают как в связи с особенностями каждого конкретного учителя (его возрастом, темпераментом, уровнем педагогического мастерства и т.д.), так и в связи с особенностями детей, которых он обучает (с уровнем их развития, готовности к обучению в школе, темпом деятельности, темпераментом, особенностями семейного положения и многим другим).
      Основной  задачей свойства вариантности является поиск путей и средств реализации системы обучения сообразно этим объективно существующим различиям. Существование этого свойства исключает жесткую регламентацию профессиональной деятельности учителя.
      В частности, это означает отсутствие поурочных разработок, регламентирование количества контрольных работ в течение учебного года, объема записей в тетрадях учеников на каждом уроке, а также других видов работ и т.д. [11]
      В системе существуют лишь общие приблизительные  рекомендации (в виде примерного понедельного распределения материала программы, среднего количества заданий учебника, рекомендуемых для использования на одном уроке, а в последующих классах – среднего количества заданий учебника и дополняющих его тетрадей на печатной основе в течение учебного дня и т.д.).
Это дает учителю возможность выбрать  оптимальный для каждого конкретного  класса темп деятельности и в определенных пределах – порядок изучения материала.[ 9 ]
      Одним из важных проявлений свойства вариантности является отбор заданий для работы с детьми из того избыточного по объему материала, который заложен в учебники и сопровождающие их тетради. Содержание строится "с опорой на три кита". [9]
Цель  обучения — общее развитие каждого  ребенка;
      Регулирующую  и направляющую роль в системе  Л.В. Занкова имеют дидактические принципы:
1. Обучение на более высоком уровне трудности. Этот принцип предполагает работу в области ближайшего развития (по Л.С.Выготскому), выход за рамки актуальных возможностей детей. В результате появляются неясные знания (по Н.Н. Поддьякову), которые невозможно точно классифицировать. Педагог как бы вводит ребенка в эту зону и отступает. Так же идет естественное развитие ребенка в жизни: через неясные знания к четким, через чувственное целостное правополушарное восприятие и мышление к левополушарному. Слово при этом нанизывается на образ. Но из этого следует, что дети не сразу формируют ясные, четкие, грамматически оформленные знания. Это заложено в систему обучения.
2. Изучение материала более быстрым темпом. Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала и спешки на уроках. 
3. Ведущая роль теоретических знаний-
часто понимается как формализация знаний, большое число внеконтекстных определений, правил. На самом деле он предполагает понимание взаимозависимости явлений, их целостности, внутренней связи, дает философское понимание мира, целостное мироощущение и мирознание, а не знание отдельных предметов, вырванных из контекста жизни. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. 
4. Осознание процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания. 
5. Работа над развитием всех учащихся. Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии.
    Принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями младшего школьника, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого. 
      Ценность и важность такого общего подхода многократно возросли в настоящее время, когда в школах и на прилавках магазинов появилось множество учебных пособий и методических рекомендаций к ним, разработанных различными авторами по отдельным предметам, из которых учитель по своему усмотрению выбирает те, по которым он будет обучать своих учеников. [ 21 ]
      Развитие созидательных, познавательных способностей, самостоятельности и инициативности личности — это как раз то, что система ставит во главу угла. То есть, развитие интеллектуальных способностей, воли и чувств. Эмоциональное преподнесение материала даёт лучшее качество знаний. Достижение поставленных целей идёт через демонстрацию детям широкой картины мира, через науку, искусство и литературу. Поэтому эта система даёт возможность человеку найти, определить, выявить у себя эти способности. В "занковской" системе нет первостепенных предметов — каждый из них значим. Можно и через уроки труда достичь потрясающих результатов — ребятишки там проектируют, конструируют, исследуют, работают руками, создают дизайн, оформляют работы, и у них развивается речь. Ведь именно эти уроки могут кому-то в жизни пригодиться — эта эстетика и умение видеть красоту, а не математика или русский язык.
      Кроме того, в системе Л.В, Занкова привлекают отношения учитель -ученик. Ребёнок здесь не как объект, в который наталкивают знания, а полноценный субъект, участник этой деятельности. Зачастую в конце урока учитель спрашивает у детей, что они хотели бы узнать на следующем занятии, и в зависимости оттого, что детям интересно, строит его. Система рассчитана на сотворчество, сотрудничество, сопереживание. [21]
      В Занковской системе любой ответ  принимается учителем, просто, если ребёнок ответил не так, учитель  не говорит: «Нет, не верно, садись». Он спрашивает: «А почему ты так считаешь?». В итоге для ребёнка нет унижения, страха, что он ответит неправильно. Материал расположен в учебниках так, что он помогает учителю самому решать вопросы методического характера, выбирать творческие формы заданий. Ребятишки живут на уроках, а не просто получают знания, которые им пригодятся через десять лет. Классы, как правило, дружные и сплочённые. Также в учебниках заложен воспитательный аспект. Бюджет семьи, например, рассматривается на уроках экономики. Ведь когда ребёнок сам всё посчитает, он задумается: «А могу ли я требовать у родителей купить мне дорогую вещь?». Дети реально видят расходы семьи. Им даются такие задания, решения которых нужно найти, — и они смотрят словари, энциклопедии, спрашивают у взрослых. Это называется активизация познавательной деятельности.[16]
      Главная педагогическая идея Л.В.Занкова - не общепринятые учебные успехи школьников, то есть сформированность знаний, умений и навыков, а развивающее обучение (этим она коренным образом отличаются от традиционной системы).
      Особенность занковской системы - нацеленность на общее развитие учеников, в том  числе и наиболее сильных, и наиболее слабых. Теория идет по дедукции: от общего - к частному. Хотя занковцы не отрицают индуктивного подхода к формированию понятий, способов мышления, деятельности, но все-таки доминирующее начало в их системе - путь дедуктивный.
      В системе Л.В. Занкова класс обычно сам предлагает план урока. Поэтому одна из главных проблем - проблема преемственности. Занковский урок – это творческий совместный поиск учителя и детей знаний, нового, интересного, прекрасного. Главным логическим приёмом системы Л.В. Занкова является сравнение. В ходе обучения постоянно сравнивается: известное с неизвестным, фигуры, буквы, знаки, слова, выражения, задачи, их варианты решения и ответы и пр. В ходе сравнения возникают предположения решения учебных задач. В традиционном же уроке такого нет. [23]
      Основной  заслугой Л.В. Занкова в дидактике  является то, что он доказал необходимость  включения эксперимента в школьную педагогическую практику, показал, что только через анализ своих действий в плане эффективного развития учащихся, учитель реализует цель своей деятельности. Когда учитель может доказать, что его действия позитивно влияют на личность детей, он может быть уверен в своём деле. «Наше исследование – писал Л.В. Занков – взятое в целом, представляет собой, по сути дела, одну из разновидностей изучения и обобщения опыта школ и учителей. Конечно, мы имеем при этом в виду не только выявление передового опыта, но и его научное объяснение. Показателем эффективности учительской работы является качество самостоятельной деятельности учеников. Если ученик приобретает новые актуальные для него способы действий, если повышается его личностная эффективность, если он стремится познавать мир вокруг себя и себя в окружающем мире – значит осуществляется развивающее обучение».[21]
      Достоинства развивающего обучения:
      - построение процесса обучения на основе самостоятельного поиска новых знаний на основе наблюдений, сравнений, классификаций, обобщений; активность учащихся: на уроках ребята не боятся, что ответ будет неправильным, принимается и обсуждается любой ответ, который может перейти в спор, помогающим дойти до истины;
      - предметы литературного чтения, информатики, окружающего мира обогащают кругозор, развивают наблюдательность, мышление, дают общее представление о целостной научной картине мира;
      - преемственность начального и среднего звена;
      - оптимальное общее развитее школьников, включающее три линии развития – ум, волю, чувства и формирование человека высокой нравственности;
      - система готовит творческую личность готовую к жизни в современном обществе. Данная система развивает и обучает любого ученика, если у него нет каких-либо отклонений в состоянии здоровья.[23] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Анализ и сравнение программ и методических подходов для 1-3 классов по данным системам обучения математике. 

      Одним из основополагающих принципов и  направлением современной системы  образования в России является его  вариативность, которая, в конечном счете, нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. В настоящее время существуют различные способы реализации вариативности образования, включая возможность выбора учебных программ и учебников. В условиях многообразия развития школ и программ обучения становится важным количественное изучение содержания образования. Решению обозначенной проблемы осознанного выбора учителем школьного учебника с учетом возможностей и потребностей детей способствует анализ учебников и школьных программ.
    Для изучения математики в 1 классе  по программе  Аргинской отводится 132 часа, а по традиционной программе 120 часов. Изучение математике в 1 классе по традиционной программе начинается с сравнения предметов и групп предметов, учащиеся изучают пространственные и временные представления. В данном разделе изучаются следующие темы: сравнение предметов по размеру (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче); пространственные представления; взаимное расположение предметов; направления движения; временные представления; сравнение групп предметов. В разделе «Числа от 1 до 10 и число 0», учащиеся изучают следующие темы: нумерация (изучается последовательность и обозначение чисел от 1 до 10) , сложение и вычитание (изучается конкретный смысл и названия действий. Знаки +, - , = ) . Завершается курс изучения математики в традиционной системе разделом «Числа от 1 до 20», куда входят следующие темы: нумерация (названия и последовательность чисел от 1 до 20. Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10. Единицы времени, длины, массы), табличное сложение и вычитание (таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.)
         Таким образом, к  концу 1 класса учащиеся должны знать: названия и последовательность чисел от 0 до 20; названия и обозначения действий сложения и вычитания; таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.
       Так же учащиеся должны уметь: считать предметы в пределах 20; читать, записывать и  сравнивать числа в пределах 20; находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10; решать задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, на нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
       По  программе И.И. Аргинской изучение математики в 1 классе начинается со сравнения и выделения различных признаков сравнения объектов, преобразования заданных объектов по одному или нескольким признакам и рассмотрения различных параметров сравнения объектов. Программа предусматривает так же следующие разделы: изучение чисел ( однозначные числа, равенства и неравенства, счет десятками, устная и письменная нумерация), изучение действий (сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах двух десятков), изучение элементов алгебры ( равенство и неравенство), изучение элементов геометрии (линия, отрезок, угол), изучение величин ( сравнение и построение отрезков, меры длины), работа с задачами ( составление задач по рисунку).
       К концу 1 класса учащиеся должны знать: представление о натуральном числе, его отрезке; математические знаки и названия всех чисел первого и второго десятков и круглых двузначных чисел; знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием; таблицу сложения; иметь представления о геометрических фигурах; о разнице между плоскостными и о объемными фигурами; единицы длины.
       Так же учащиеся должны уметь: читать и  записывать любое изученное число; устанавливать отношения между  ними; выполнять сложение и вычитание  однозначных чисел; чертить углы; обозначать знакомые геометрические плоскостные  фигуры буквами латинского алфавита, находить их в окружающем мире; рассмотреть рисунок с разных точек и отразить их в связных рассказах.
   Для изучения математики во 2 классе и по программе И.И. Аргинской и по традиционной программе отводится 136 часов. Изучение математике во 2 классе по традиционной программе начинается с изучения чисел от 1 до 100. Здесь рассматриваются следующие темы: нумерация (десяток, десятичный состав, ломаная, периметр многоугольника, решение задач в 2 действия), сложение и вычитание ( устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100, решения уравнений, прямоугольник, построение прямого угла, решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание), умножение и деление (названия действий деления, переместительное свойство умножения, периметр прямоугольника, решение задач в 1 действие на умножение и деление).
      К концу 2 класса учащиеся должны знать: названия и последовательность чисел  от 1 до 100; названия компонентов и  результатов сложения и вычитания; таблицу сложения однозначных чисел  и соответствующие случаи  вычитания; правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия; названия и обозначение действий умножения и деления.
         Так же учащиеся должны уметь: читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; находить сумму  и разность чисел в пределах 100; находить значения числовых выражений в 2 действия; решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления; чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка; находить длину ломаной.
     По  программе И.И. Аргинской изучение математики в 3 классе начинается с изучения чисел. Здесь рассматриваются такие темы: двузначные и трехзначные числа, их сравнение, римская нумерация. Так же программа включает следующие разделы: изучение действий( сложение и вычитание, умножение и делание, сложные выражения), изучение элементов геометрии( линия, угол, понятие о периметре, грань, ребро, объемные тела), величины и их измерение (понятия масса, вместимость, время и их единицы измерения), работа с задачами (текстовая арифметическая задача, составление задач).
     К концу 3 класса учащиеся должны знать: арабские и римские цифры; названия первых трех разделов натуральных чисел; таблицу сложения в полном объеме; особые случаи арифметический действий; знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления; термин « периметр» и его значение и обозначение; единицы измерения длины, массы, времени и определять их; термины - условие, вопрос, данные, искомое.
       Так же учащиеся должны уметь: читать и писать любое изученное число; представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; складывать и вычитать однозначные и двузначные числа; выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев; находить значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия;  решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и делителя; определять массу, время; выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое, устанавливать их отсутствие; составлять задачи, обратные данной.
   Для изучения математики в 3 классе и по программе Аргинской и по традиционной программе отводится 136 часов. Изучение математике в 3 классе по традиционной программе начинается с продолжения изучения чисел от 1 до 100. Здесь рассматриваются такие темы: табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление. Следующий раздел «Числа от 1 до 1000», включает в себя темы: нумерация, арифметические действия.
  К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
  названия  и последовательность чисел до 1000; названия компонентов и результатов умножения и деления; таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них).
  Обучающиеся должны уметь:
  читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100; выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000; выполнять проверку вычислений; вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них); решать задачи в 1-3 действия; находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).
   По  программе И.И. Аргинской изучение математики в 3 классе начинается с изучения чисел. Это связано с тем, что данная система предусматривает изучение материала более быстрыми темпами. Образовавшийся запас времени дает возможность помимо тем, изучающихся и по традиционной программе, рассмотреть такие темы: натуральные числа, дробные числа. В разделе «Изучение действий» учащиеся знакомятся со следующими темами: сложение и вычитание, умножение и деление, изучение элементов алгебры, изучение элементов геометрии, изучение величин, работа с задачами.
   Минимальный базовый минимум на конец 3 класса:
1. различать:
    периметр и площадь прямоугольника;
    окружность и круг;
    воспроизводить по памяти:
    табличные случаи умножения и деления;
    решать практические задачи:
    читать и записывать цифрами в десятичной системе счисления трехзначные натуральные числа и называть их в порядке возрастания и убывания;
    сравнивать целые неотрицательные числа в пределах 1000.
    сравнивать длину, массу, время, площадь;
    выполнять сложение и вычитание чисел в пределах тысячи без перехода через нее; умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число в случаях получения результата, не выходящего за пределы трехзначных чисел;
    находить значение числового выражения в 2-3 действия написанного со скобками и без скобок, используя правила пор выполнения арифметических действий;
    решать текстовые задачи в 2 действия.
    Проанализировав эти две программы по математике можно выделить общие ЗУН, которые  должны быть сформированы к концу 1,2 и 3 классов по данным программам.
    К концу 1 класса у детей, обучающихся и по системе Л.В. Занкова и по традиционной системе, должны быть сформированы следующие ЗУН: названия и последовательность чисел от 0 до 20; названия и обозначения действий сложения и вычитания; таблицу сложения чисел и соответствующие случаи вычитания; читать, записывать и сравнивать числа первого и второго десятка.
    К концу 2 класса у учащиеся должны быть сформированы следующие ЗУН: названия и последовательность чисел от 1 до 100; названия компонентов и результатов сложения и вычитания; таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания; названия и обозначение действий умножения и деления; читать, записывать и сравнивать числа в пределах сотни, находить сумму и разность чисел; решать задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления, и на сложение и вычитание; чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка; находить длину ломаной.
    К концу 3 класса у учащихся должны быть сформированы следующие ЗУН: названия и последовательность чисел до 1000; названия компонентов и результатов умножения и деления; таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия (со скобками и без них).
    Проанализировав эти программы, я пришла к выводу, что в учебнике, написанном в рамках «занковской» системы, геометрический материал занимает довольно большой объём. Этот факт имеет много плюсов, но есть и существенный минус - это нехватка времени на отработку практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению. Чтобы ликвидировать этот недостаток, в данной программе предусмотрено проводить со 2 класса факультативные занятия «Геометрия», где углубляются, расширяются и систематизируются геометрический материал уроков с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. (Программа факультатива «Геометрия»). В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное. Всё это даёт возможность интеграции уроков математики с уроками трудового обучения. Уроки труда дают реальную возможность для формирования практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению и т.д.
    Сравнительную характеристику рассмотренных систем обучения можно представить в следующей таблице: 

    Таблица №1. «Сравнительная характеристика традиционной системы обучения и системы развивающего обучения Л.В.Занкова» 

Характеристика  системы   Традиционная система    Развивающая система
Цель  обучения Передача знаний, умений, навыков Развитие способностей
Интегративное название Школа памяти Школа мыш- ления, педагогика открытий
Главный де- виз педагога
Делай, как я Думай, как сделать
Кредо педагога Я - над вами Я - вместе с  вами
Роль  учителя Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом
Функция педагога Сообщение знаний "Выращивание"  Человека
Стиль преподавания Авторитарный Демократичный
Стиль взаимодействия учителя и ученика Монологический (со стороны учителя) Диалогический
Преобладающий метод обучения Информационный Проблемно-поисковый
Формы организации занятий Фронтальные, групповые Индивидуальные, групповые
Преобладающая деятельность учащихся Слушание, участие  в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида
Позиция ученика Пассивная, при  отсутствии интереса. Активная, инициативная, при наличии интереса
Мотив к учению Создается эпизодически Создается всегда и целенаправленно
Психологический климат урока Формируется изредка, подчас "стихийно" Формируется всегда и целенаправленно
 
      Сравнивая эти две программы по математике можно выделить следующие различия:
    Система развивающего обучения выделяет больше часов для изучения математики в начальной школе, чем традиционная система.
    В развивающей системе обучения математике предусмотренные программой темы изучаются более расширенно, углубленно и на более раннем этапе, чем в традиционной системе. Например, в 1 классе по системе Л.В.Занкова дети изучают меры длины, учатся сравнивать их в течение года, а в традиционной системе  меры длины изучаются менее  углубленно. Так же в традиционной системе учащиеся к концу 1 класса знают только числа от 0 до 20, в системе развивающего обучения учащиеся изучают математические знаки и названия всех чисел первого и второго десятков и круглых двузначных чисел.
    Значительное место в системе развивающего обучения занимает геометрический материал, в традиционной же системе на изучение геометрического материала отводится меньше часов. Например, в системе развивающего обучения геометрический материал представлен в течение всего года обучения, в традиционной же системе отводится отдельные часы для изучения геометрического материала. (2 класс- 4 часа, 3 класс-7 часов)
    В системе развивающего обучения используется терминология, отличающаяся от принятой в традиционной программе. Например, дети по системе развивающего обучения используют такие термины как: грань и ее частный случай основание, ребро, вершина объемного тела, в традиционной же системе изучают следующую геометрическую терминологию: точка, прямая, линия.
    В системе Л.В.Занкова, в отличие от традиционной внетабличное сложение и вычитание строится не на последовательном рассмотрении частных случаев этих действий, а на выделении и осознании основных положений, лежащих в фундаменте алгоритма их выполнения: поразрядности выполнения каждой из этих операций и использования  таблицы сложения для вычислений в каждом разряде. Такой подход позволяет уже на этапе  выполнения действий с двузначными числами сформировать общее понятие об алгоритме выполнения сложения и вычитания и в дальнейшем использовать его на любом множестве натуральных чисел, не занимая значительного учебного времени на рассмотрение и изучение этих частных случаев.
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2  Исследование динамики сформированности программных ЗУН
  и уровня развития  познавательных процессов  учащихся, обучающихся
  по системе Л.В.Занкова  и традиционной  системе. 

2.1 Исследование динамики сформированности программных ЗУН
  и уровня развития  познавательных процессов учащихся, обучающихся
  по системе Л.В.Занкова  и традиционной  системе в 1-2 классе. 

      Базой исследования выступили школа-гимназия №1 г. Борисоглебска и Борисоглебская СОШ №5. В исследовании, проведенном в течение двух лет, приняло участие 45 учащихся 2 и 3-х классов. В школе №1 класс состоял из 22 человек, а в школе №5 – из 20 учащихся. Цель исследования заключалась в сравнительном  анализе развития познавательных процессов и динамики формирования знаний, умений и навыков младших школьников в учебной деятельности по математике, организованной в различных системах обучения: традиционной и развивающей системе Л.В.Занкова.
      Чтобы проанализировать успешность реализации образовательной и развивающей функций учебно-воспитательного процесса по математике, я провела исследование в двух классах, обучающихся по разным педагогическим системам. Исследование проводилось с начала сентября 2009 года и до конца марта 2010 года. Повторное исследование проводилось с начала сентября 2010 и до конца марта 2011 года. Перед исследованиями я предварительно побеседовала с учителями данных классов и выяснила, с какими знаниями дети пришли в 1 класс. Данные, которые я получила в процессе беседы, представлены в виде  таблицы. 
 
 
 

      Таблица №2. «Сформированность общих учебных ЗУН на начало первого года обучения» 

№ Вопроса. Класс, обучающийся по традиционной системе. Класс, обучающийся  по  системе Л.В.Занкова
1.Количество  учащихся в классе.              20             22
2.Количество  читающих детей, пришедших в 1 класс.              17              21
3.Количество  детей, знающих алфавит и цифры.             19             21
4. Количество  детей, умеющих писать.                5              9
5. Количество  детей, умеющих считать до 10.               17             21
6. Количество  детей, умеющих производить вычитание в пределах 10.               10             18
7. Количество  учащихся, уровень развития внимания которых, учитель оценивает как высокое.               17              20
 
      Так же в результате беседы я установила, как  развивались дети в течение первого года обучения. Данная беседа помогла мне узнать, как в течение года шло усвоение учебного материала детьми и развитие их познавательных процессов. Все эти данные были получены личными наблюдениями учителей данных классов. Вот основные выводы, которые мы сформулировали в результате беседы с учителями данных классов.
    Учителя школ №1 и №5 отмечают, что дети пришли в 1 класс с хорошими знаниями алфавита, многие умели читать, писать и считать. Так же учителями было отмечено то, что учащиеся любят решать задачи на смекалку, сообразительность.
    На начало года в школе №1 и школе №5 учителя отмечали как высокую, так и низкую активность учащихся. Уровень развития познавательных способностей у детей данных классов к середине года стал меняться. Учитель школы №1 отмечает, что показатели мышления и памяти к середине учебного года в 1 классе у детей возросли, по сравнению с началом года. Об этом свидетельствует способность учеников к выдвижению большого числа  идей, дети хорошо владеют языком, умеют правильно и без ошибок выражать свои мысли. В классе, обучающемся по традиционной системе, учитель отметил трудности некоторых детей к выражению собственных мыслей, усвоении нового материала.
    Так же можно отметить, что учащиеся школы-гимназии быстрее и лучше усвоили математический язык к концу 1 класса, некоторые из детей могут ориентироваться в фигурах, не только плоских, но и пространственных. В традиционном классе этого отмечено учителем не было.
    В школе №1 учитель отмечает способность детей легко переключаться с одного задания на другое. Так же учитель данного класса отмечает, что мышление у детей не ригидное, а гибкое, в традиционной же системе наоборот. Это позволяет сделать вывод, что работа, проводимая учителями по развитию творческих способностей в школе-гимназии, была успешнее, чем в школе №5.
    За 2 года эксперимента я опросила учителей математики средней школы, с целью выяснения, какую систему обучения они считают наиболее эффективной с точки зрения подготовки учеников к средней школе. О системе Л.В.Занкова практически все учителя высказываются примерно так. Программа сложная и интересная, рассчитана на сильных, подготовленных детей с аналитическим (математическим) складом ума, развивает логическое мышление. Очень сложная математика. Однако, если ребенок научится самостоятельно заниматься по этой программе, то проблем в среднем звене школы у него не будет. Главный минус - отсутствие преемственности между средним и старшим звеном. Некоторые учителя считают, что система Л.В. Занкова замечательна тем, что она подходит для детей с разным уровнем подготовки. Новый материал в заданиях переплетается с ранее пройденным, что помогает детям лучше усвоить предмет. Для более сильных учащихся существуют задания повышенной сложности. Программа направлена на общее развитие ребенка. При обучении по этой системе широко используется поисковый метод. Ученики на уроках не боятся высказывать свое мнение. Они работают самостоятельно, многим интересуются. Они смелы и раскованны. Система Л.В. Занкова позволяет работать над развитием всех учащихся, развивать коллективную и индивидуальную активность.
    О традиционной системе мнения учителей тоже совпали: ученик традиционной школы, владеет жёстко очерченным набором образцов – ЗУНов. Эта система «субъект-объектная», «ассиметричная», исключающая равноправное сотрудничество между учителем и учениками, снисходительно относящаяся к возможностям учащихся. Подлинным субъектом процесса обучения, стороной активной, выступает учитель. Удел ученика – внимать, безропотно, воспринимать учебный материал. Традиционному обучению века, но мы должны признать, что оно немного устарело и не вписывается в ту среду, в которой растет молодежь сейчас.
    Вместе с тем учителя среднего звена говорят о том, что знания, умения и навыки выпускников начальной школы, обучавшихся по традиционной системе, более прочные. Они лучше помнят таблицу умножения, способы решения типовых текстовых задач.
    Для проверки остаточных знаний учащихся, имеющихся на начало второго года обучения, мною были даны следующие задания:
Задание №1. Проверка знания нумерации.
- Напишите  числа, находящиеся между 1 и 4, 5 и 9.
- Напишите  число, следующее за числом 7, 10, 4, 2.
- Напишите  число, предшествующее числу 3, 5, 9.
Задание №2. Проверка сформированности вычислительных навыков.
Примеры:
10+7=                         14-11=                 
60+4=                         24-16=
32+3=                         29-25=
Задание №3.
-Сколько  четырехугольников на рисунке?
-Какие  фигуры стоят правее квадрата?
-Какие  фигуры находятся выше круга?
Эту контрольную работу выполняли 20 человек, обучающихся по традиционной системе (школа №5) и 22 человека, обучающихся по системе развивающего обучения (школа №1). Количество учеников, справившихся с каждым из заданий, отражено в таблице № 3. 

Таблица №3. «Результаты выполнения контрольной работы по остаточным знаниям » 2 класс.
Задания                        ( №)
   Школа №5    Школа  №1
№1            20            22
№2            18            21
№3            20            22
 
 
 
 
 
 
 
  Оценки
  Традиционная 
        система .
 
 Развивающая      система.
   «5»               9 (45%)            13 (59%)
   «4»              5 (25%)              7 (32%)
   «3»               6 (30%)              2 (9%)
   «2»              -                   -
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Как в традиционной, так и в развивающей  системе сложностей с выполнением заданий практически не возникло. С заданием №1 справились все учащиеся данных классов. С заданием №2 не смогли, справится два учащихся, обучающихся по традиционной системе, и один – по системе Л.В.Занкова. Задание №3 не вызвало сложностей ни у одного из учащихся данных классов.
     За  выполненные задания учащиеся получили оценки. Из таблицы видно, что учащиеся, обучающиеся по развивающей системе, получили больше оценок «5», чем в ученики, обучающиеся по традиционной системе. В традиционной же системе больше оценок «3», чем в классе обучающемся по развивающей системе . Можно сделать вывод о том, что класс школы №1 справился с заданием лучше, чем класс школы №5.
     Так же ученикам данных классов были предложены следующие психологические методики на определение уровня познавательных процессов.
    Проба Мюнстерберга.
Цель  исследования: определить степень избирательности  и устойчивости внимания.
Материал  и оборудование: бланк с напечатанными на нем строчками букв (приложение №3) , карандаш.
    Ребенку дается бланк с напечатанными  на нем пятью строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 минут. Показателем успешности служит число правильно найденных букв и скорость выполнения задания.
Результаты  выполнения исследования на определение  степени избирательности и устойчивости внимания отображены в таблице №4.: 

Таблица №4. «Уровень развития избираемости и устойчивости внимания экспериментальных классов»                                                 
                    
Степень избираемости и устойчивости внимания.           Школа №5           Школа №1
Высокая                10                15
Средняя                 10                 7
Низкая                -                 -
 
2.Методика  «Повторение цифр».
Цель: определить объем кратковременной памяти.
Материал  и оборудование: бланк с наборами цифр (приложение №4).
          Исследование состоит  из двух частей. Первая часть направлена на определение объема памяти и состоит  из цифровых рядов разной длины. Длина  каждого последующего ряда увеличивается  на единицу. Всего семь рядов. Вторая часть определяет концентрацию внимания. Количество цифр в последнем правильно воспроизведенном ряду при счете является показателем объема кратковременной памяти.
Результаты  выполнения исследования отражены в таблице №5: 
 
 

Таблица №5. «Объем кратковременной памяти учащихся экспериментальных классов»
                                                                   
Объем кратковременной памяти выраженный в единицах.  
      Школа №5
 
    Школа №1
2 единицы.                 -                    -
3 единицы.                 4                    -
4 единицы.                 11                    14
5 единиц.                 5                     7
6 единиц.                  -                      1
 
3.Методика  «Сравнение понятий».
Цель: определить  уровень сформированности  операции сравнения у младших школьников.
Материал  и оборудование: перечень слов, предлагаемых  для сравнения. (приложение №5)
    Испытуемым  предлагается два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, они должны назвать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. Выделяют три категории задач, которые применяются для сравнения и различения понятий:
    Испытуемому даются слова, относящиеся к одной категории.
    Предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которые гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем случае.
    Задача на сравнение и различение объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше, чем сходство.
    После завершения эксперимента я провела  количественную и качественную обработку  результатов, и получила следующие показатели уровня сформированности  операции сравнения у младших школьников: 

    Таблица №6.  «Уровень сформированности операции сравнения учащихся экспериментальных классов»
                                      
Уровни  сформированности операции сравнения.  
       Школа №5
 
         Школа №1
         Высокий                 7                 18
         Средний               11                  4
         Низкий                2                  -
 
       В конце учебного года я провела повторное исследование в данных классах. Детям были даны следующие задания:
Задание №1. Проверка знании нумерации .
- Напишите  числа, находящееся между 10 и 14, 50 и 59, 100 и 113.
- Напишите  число, следующее за данным: 73, 50, 44, 23,98, 106, 164.
- Напишите  число, предшествующее данному: 33, 45, 89,56, 100, 180.
Задание №2. Проверка сформированности вычислительных навыков.
Выполни сложение с проверкой:
386+540=                        
435+37+152=                       
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.