На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Литературно-художественное книгоиздание в России в первой половине XIX века

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ФГОУ  ВПО «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ 
    АКАДЕМИЯ  КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
    Институт документальных коммуникаций
    Кафедра книжного бизнеса 
 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА
    Литературно-художественное книгоиздание в России в первой половине XIX века 

                                                 Выполнил студент:
                                                 701 группы 1 курса
                                                 очного отделения
                                                 Разживина Анастасия  Олеговна 

                                                 Научный руководитель:
                                                 Соболенко Надежда  Петровна
                                                 кандидат педагогических наук,
                                                 профессор, заслуженный 
                                                 работник  высшей школы РФ 

    Срок  сдачи – 09.06. 2008
    Подпись руководителя – 
    Подпись зав. кафедры -  
 
 

                                                 Курсовая работа защищена
                                                  
                                                  Оценка
                                                  Председатель  комиссии  

    ЧЕЛЯБИНСК 2008
    ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Предпосылки усиления литературно – художественного книгоиздания в России в первой половине XIX века
Глава 2. Специфика  литературно – художественных изданий в России в первой половине XIX века
    2.1. Жанровые особенности художественной книги
    2.2. Тематико-типологический состав литературно – художественных изданий
Глава 3. Особенности  выпуска художественной литературы в России в первой половине XIX века
    3.1. Основные издатели художественной  литературы
    3.2. Вклад Смирдина А.Ф. в развитие  художественного книгоиздания
Заключение
Приложение 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Введение 

    Книгоиздание, появившись, радикально повлияло на судьбы всех родов словесного искусства. Прежде преимущественно исполнительские, звучащие поэзия, драма, ритмическая проза постепенно преобразовываваются и развиваются далее в печатной, собственно литературной форме, ориентированные на читателя. Произведения искусства слова, созданные в допечатный период, восприняли со временем новую форму социального бытования и вошли в систему функционирующих ныне в печатной форме литературно-художественных ценностей.
    Печатная  форма словесно-художественных произведений вызвала потребность в новом  термине для данного вида искусства. Печатно-буквенная форма — литера — подсказала его. Появилась "литература",  точнее "художественная литература".
    Утверждение "литературы" означало, что словесно-художественные произведения окончательно отделились от декламации, музыки, театра и выступают как самостоятельное художественное явление. Для своего полноценного существования, активной социальной жизни они не нуждались больше в исполнении, в произношении. Основным способом социализации заявило себя книгоиздание. Чтение печатного текста литературно-художественных произведений выступило важнейшим условием их восприятия и понимания, общения с ними, их воздействия на человека, общество. Качество чтения стало практически всецело определять качество восприятия и глубину понимания литературных сочинений.
    Чтение, глубоко индивидуализированное, привело  к разобщению участников литературно-художественного  диалога — писателя и читателя. Связующим звеном между ними выступил книгоиздатель. По характеру своей роли в этом диалоге он призван знать писателей и читателей гораздо основательнее, чем знают читатели и писатели друг друга. Без книги, без издателя трудно представить социальную реальность литературы. Но подлинная социализация произведений художественной литературы, потребности ее развития требуют хорошо налаженного издательского дела. В нынешний истории искусства воздействие книгоиздания на литературу не угасает. Наоборот, как свидетельствует реальность, становится все более сложным и многообразным.
    В данной курсовой работе рассматривается  и анализируется вклад русских издателей, типографов и книготорговцев в литературно-художественное книгоиздание в первой половине XIX века.
    Первая  глава посвящена художественной литературе и вопросам ее издания, а  также издателям и типографам первой половины XIX века, занимавшимся литературно-художественным книгоизданием, их деятельности.
    Во  второй главе рассмотрена деятельность Александра Филипповича Смирдина как  крупнейшего русского издателя художественной литературы  первой половины XIX века. Вклад этого человека в литературно-художественное книгоиздание огромен, в этой главе мной была сделана попытка оценить его.
    В заключении подводится итог всей работы, исходя из изученной информации, и  делаются общие выводы на основе всего  рассмотренного материала. 

    При написании курсовой работы были использованы в основном книги  следующих авторов Кишкин Л.С. Честный, добрый, простодушный…: Тревоги и дни А.Ф.Смирдина. – М.: Наследие, 1995. Андреева О.В., Волкова Л.Л., Самарин А.Ю., Симонов Р.А., Тихомирова И.В. История книги. – М.: Светотон, 2001. А также учебное пособие Блюма А.В. Читатели и книжные работники в русской художественной литературе: Учебное пособие по курсу «Книговедение и история книги» (Дореволюционный период). – Л.: ЛГИК, 1989.
    Актуальность  выбранной темы заключается в исторической значимости литературно-художественного книгоиздания XIX века.
    Цель  данной работы – изучить особенности и тенденции развития литературно-художественного книгоиздания в России в первой половине XIX века.
    В связи с поставленной целью были разработаны следующие задачи:
      рассмотреть художественную литературу и ее издание в первой половине XIX века
      исследовать деятельность книгоиздателей первой половины XIX века, выявить тех, кто занимался литературно-художественным книгоизданием
      изучить деятельность А.Ф.Смирдина как крупнейшего издателя литературно-художественных произведений
Объект исследования – литературно-художественное книгоиздание в России в первой половине XIX века.
Предмет исследования – художественная литература и деятельность книгоиздателей в сфере литературно-художественного книгоиздания в России первой половины XIX века.  
 
 

 

    Глава 1. Предпосылки усиления литературно –  художественного  книгоиздания в России в первой половине XIX века
    Наиболее  яркой, интересной, передовой областью культуры России в XIX в. становится литература. Ее расцвет во многом был подготовлен деятельностью литераторов XVIII в. К началу столетия в России сформировалась читательская аудитория с развитым вкусом к серьезной литературе, выход в свет нового произведения воспринимался как событие. Писатель, поэт стали заметными фигурами в обществе. Осознание социальной миссии писателя способствовало установлению тесной связи литературы с передовой освободительной идеологией.
    Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена художественных направлений. Господствующие эстетические принципы успевали несколько раз трансформироваться в течение жизни одного поколения. Завершающим аккордом развития классицизма в русской литературе явилась пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1823 г.), в которой традиции классической комедии XVIII в. сочетаются, как у Д. И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма. В начале века в Европе и в России формируется романтизм - течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокому Герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру. Для романтиков в творчестве главной задачей является не столько точное воспроизведения реальности, сколько создание «идеала», черты которого обычно придаются главному действующему лицу и отражают отношения автора к действительности. Создателем русского романтизма считают Василия Андреевича Жуковского (1783-1852).
    Помимо  него представителями романтизма были поэты-декабристы К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев (Марлинский), А. И. Одоевский. Идейная основа их творчества, конечно, очень отличается от романтизма Жуковского. В ней преобладает поэзия борьбы, свободы, она гораздо более оптимистична. Иначе как романтическими нельзя назвать и ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841).
    Еще одним прямым следствием развития словесности  можно считать возрастание роли драматического театра в жизни общества. Большой резонанс вызывали спектакли, шедшие на сценах московского Малого театра и петербургского Александринского. В 20-30-х гг. XIX в. классицизм был вытеснен из репертуара пьесами романтической направленности. Эпоха породила плеяду замечательных актеров, творчество которых отличалось эмоциональностью, правдивостью, глубоким внутренним содержанием: П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов.
    под названием «Золотого века». В  литературе видели не только область  художественного творчества, но и  источник духовного совершенствования, арену идейных битв, залог особого великого будущего России. Отмена крепостного права, буржуазные реформы, становление капитализма, тяжелые войны, которые пришлось вести России в этот период находили живой отклик в творчестве русских писателей. 

    Благодаря политике Александра I в начале XIX века возобновилась интенсивная деятельность ряда частных издателей; правительство разрешило ввоз иностранныхкниг, что было запрещено Павлом I.
    XIX век был веком периодики: 1857г.  По 1862г. Появилось 179 новых изданий, а пик журнально-газетного бума пришелся на 1860 год, когда открылось 43 новых издательства. В немалой степени этому способствовала цензурная политика правительства.
    В 1804 году был издан первый либеральный  цензурный устав. Он отменял предварительную  цензуру для книг в 10 и более печатных листов, но издатель нес за эти книги полную ответственность. В отношении журналов, напечатавших преследуемые законом вещи, предусматривались следующие меры: предостережение, приостановка издания на срок 6 месяцев или закрытие. Еще более либеральным был устав 1865 года, во многом способствовавший расцвету периодической печати и переводу на русский язык лучших произведений европейской литературы и научных трудов.
    Между этими датами лежат трудные для  русской литературы и журналистики годы правления Николая I. Уже в 1826 году на смену "александрийскому" явился "чугунный", запретительный цензурный устав, оставивший для литераторов одну свободу - свободу молчания.
    В 20-х годах XIX века в России начинает распространятся новый тип книги - литературно-художественный альманах.
    Альманахи представляли собой ежегодные сборники стихотворений и периодических  произведений современных авторов. Как правило, альманахи издавались в малом формате с гравированным  титульным листом и содержали иллюстрации.
    Лучшими альманахами были: "Полярная звезда" К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева; "Северные цветы" А.А. Дельвига.
    Литература XIX века нацелена прежде всего на бичевание  пороков и отстаивание высоких  идеалов, в ней отсутствует юмор и стремление к занимательности содержания. 
 
 
 
 

    Глава 2. Специфика литературно  – художественных изданий первой половины XIX века
    2.1. Жанровые особенности  художественной книги 

    Художественная  литература в первой половине XIX века (около 32% всех изданий) почти наполовину состояла из романов и повестей (из них переводных около 60%) Охотнее всего посетители книжных лавок покупали романы «ужасные», «забавные», «чувствительные», «сатирические», «моральные», выходившие изящными томиками в одну восьмую долю листа, малым форматом, объемом не более 200—250 страниц, с красивым шрифтом, гравированными иллюстрациями в начале или конце книги, изображавшими сцены встреч, прощаний, молитв.
    Однако  русских романов было недостаточно, чтобы удовлетворить жажду читателей  к чудесному, необычному, чувствительному. Переводы английских, французских, немецких романов заполняли книжный рынок.
    Интерес к истории способствовал появлению  исторических романов.
    Главными  героями русских исторических романов  чаще всего были Дмитрий Донской, Мазепа, Борис Годунов, Малюта Скуратов, Иван Грозный, Бирон, Суворов, Стенька Разин, Ермак, Дмитрий Пожарский.
    Большое значение в жизни современников  имел театр. Драматических произведений в сравнении с романами было издано немного, они составили всего  около 1,5% общего количества изданной художественной литературы. Но они имели большое влияние на общественную жизнь, так как воздействовали и на читателя и на зрителя. На сцене ставились трагедии Вольтера, Шиллера.
    Продолжали  издаваться и ставиться на сцене  комедии Мольера. Не менее популярны были драмы Шиллера, особенно «Коварство и любовь». 
 

    2.2. Тематико – типологический состав литературно – художественных изданий
    Сборники  стихов или отдельно изданные стихотворения  составили 20% всей художественной литературы, вышедшей в Москве в первой половине XIX в. Переводов было немного — 12—15%. Чаще других переводили Байрона, древних поэтов и басни. Были случаи издания русских поэтов на французском и немецком языках, например «Бахчисарайский фонтан», «Бородино».
    Распространенным  видом художественных изданий были литературные сборники. В начале века они назывались собраниями «образцовых» сочинений. Затем их вытеснили альманахи. Издание литературных сборников в какой-то мере компенсировало недостаток литературных журналов. Сочинения воспитанников Университетского благородного пансиона, у которых, по свидетельству современников, «прочно установился вкус» к литературным занятиям, были напечатаны в нескольких сборниках, издававшихся в небольшом формате в одну восьмую долю листа, в коричневых полукожаных переплетах. С 1800 по 1820 г. их вышло 14. Все они имели характерные названия: шесть книжек под названием «Утренняя варя», но одной «Чертеж наук и искусств» и «И отдых в пользу», две - «В удовольствие и пользу» и четыре — «Каллиопа». В 1809 г. вышли «Избранные сочинения из „Утренней зари"» (ч. 1—2), в 1824—1825 гг.— «Избранные сочинения и переводы в прозе и стихах» (ч. 1—3) из всех сборников.
    В своих сочинениях молодые авторы чаще всего сосредоточивались на нравственных коллизиях — дружба и самопожертвование, любовь к бедным и презрение к роскоши и славе; много в них философских рассуждений о познаваемости мира, самого себя. Часто звучал мотив любви к Отечеству. Здесь встречались имена молодого В. А. Жуковского, будущих декабристов.
    Альманахи также издавались в виде небольших томиков, иллюстрированных гравюрой на меди и содержавших сочинения современных поэтов и прозаиков. Обычно их называли именами античных богинь или муз. С 1822 по 1834 г. в России было выпущено 186 литературных альманахов. Альманах «Мнемозина» (имя богини памяти, матери муз в Древней Греции; кн. 1-4, 1824-1825) издавался в Москве В. К. Кюхельбекером и В. Ф. Одоевским. Здесь были помещены сочинения самих издателей, стихотворения А. С. Пушкина, П. А. Вяземского Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова и др. В альманахе нашли отражение философские и эстетические взгляды декабристов и позиция кружка «любомудров». Все четыре книги альманаха имели приложения в виде музыкальных сочинений: куплеты из водевиля, романсы.
    Если  в художественной литературе первой четверти XIX в. романы зарубежных писателей преобладали, то во второй четверти XIX в. романы русских писателей начали вытеснять зарубежные.
    1830-е  годы — время зрелости пушкинского  гения. Раскрылся талант М.  Ю. Лермонтова, II. В. Гоголя. В лирике появились такие имена, как А. В. Кольцов, A.И. Полежаев, Н. Ф. Щербина; в беллетристике — B.Ф.Одоевский, А.А.Бестужев-Mapлинский, А.А.Погорельский, В. А, Ушаков, М. Н, Загоскин, И. И. Лажечников, Н.А.Полевой, Н.В. Кукольник, Г.Ф. Квитка-Основьяиенко, А.Ф. Вельтман, Д.Н.Бегичев, Н.Ф.Павлов, Н.И. Греч, О.И. Сенковский. Все это были люди богато одаренные.
    В 1840-е годы увидели свет «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Мертвые души»  Н. В. Гоголя, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского, «Хорь и Калиныч» И. С. Тургенева, «Обыкновенная история» И. А. Гончарова, «Антон-Горемыка» Д. В. Григоровича. Получили известность поэты А. Н. Майков, Я. П. Полонский, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Т. Г. Шевченко, А. Н. Плещеев, Н. П. Огарев.
    Выходили  и переиздавались романы И. И. Лажечникова «Последний Новик», «Ледяной дом», «Басурман», романы М. Н. Загоскина «Юрий Милославский» (7 изданий), «Рославлев».
    В 1833 г. в Москве в типографии А. И. Семена была напечатана комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», Комедия была написана в 1823 г., а в 1824 г. списки ее разошлись по всей России. Отрывки из комедии были напечатаны в альманахе Ф. Булгарина «Русская талия» за 1825 г.
    Из  сочинений М. Ю. Лермонтова при его  жизни в 1840-е годы после его  смерти в Москве появилось лишь несколько произведений в журналах и сборниках.
    В «Отечественных записках» за декабрь 1842 г. в разделе «Библиографическая хроника» было помещено объявление о  том, что в Москве выходит сборник  стихотворений русских поэтов, переведенных на французский «М. М.» (Мещерским). Некоторые стихотворения были перепечатаны в «Отечественных записках», в том числе стихотворение Лермонтова «Последнее новоселье».
    С трудом, но, тем не менее, появлялись сочинения Полежаева. В 1835 г. был  запрещен сборник его стихов «Разбитая  арфа» из-за того, что цензор М. Т. Каченовский в статье «Кориолан» нашел «выражения, может быть сообразные с духом римлян, но ... неприличные ни для автора, ни для читателей, благоденствующих в стране  под монархическим  правлением». 14 мая 1837г. цензор В. Флеров не разрешил рукопись «Часы выздоровления» «по господствующему в ней духу и направлению». 10 сентября 1837 г. цензор Булыгин нашел «некоторые неприличные и неуместные выражения из священного писания в стихотворении А. И. Полежаева „Царь охоты"» и не одобрил его". 27 мая 1838г. цензор И. М. Снегирев донес в цензурный комитет, что рассматриваемая им рукопись «Из Виктора Гюго» содержит переводные пьесы Полежаева из ранее запрещенных сборников «Часы выздоровления» и «Последние стихотворения Полежаева», поэтому вся рукопись «Из Виктора Гюго» также была запрещена (9, с.39-50).
    В начале XIX в. художников слова привлекают не только образы читателей и собирателей  книг, но и тех посредников, которые  стоят между писателем и конечным адресатом его творчества. В это  время в русской художественной литературе появляется новый персонаж — профессиональный работник книги (хотя, как мы уже знаем, первые попытки изображения труда писцов относятся еще к древнерусской рукописной традиции). Именно ему писатель вверяет свое детище, именно от него зависит во многом судьба литературного произведения и его дальнейшая жизнь в обществе. Вот почему с такой заинтересованностью и личной пристрастностью писатели того времени начинают всматриваться издателей, книгопродавцов, типографов, в меньшей мере пока — библиотекарей и библиографов. Первым трем профессиям (вернее — одной: как хорошо известно, профессии издателя, книготорговца и типографа были в это время, как правило, объединены в одном лице) повезло в литературе более всего. И это вполне понятно. Новые веяния в книжном деле, особенно превращение патриархальных некогда издательств в чисто коммерческие предприятия, а книги—в товар, породили широкий круг писателей-профессионалов, которые проявили самый живой интерес к своим «работодателям». Вообще, надо сказать, появление книжных работников на страницах литературы неопровержимо свидетельствует о том, что представители этой профессии стали широко известны публике; они как бы все время «на виду», лишены прежней редкости и экзотичности. Тем более это следует отнести к первой половине века, когда издатель, книготорговец, типограф не был так отчужден от писателя (как это стало наблюдаться позднее), когда писателя и книжного работника нередко связывали теснейшие узы — и не только деловые, но и дружеские.
    Уже во втором десятилетии XIX в. образы книжных  работников — и вымышленных, и  реальных — частые гости литературы. Особую роль, как следует полагать, сыграли в этом библиотеки для  чтения, созданные в это время  при книжных лавках своеобразными  литературными салонами и клубами. Там постоянно встречались литераторы; в этой живой, непринужденной обстановке рождались экспромты, эпиграммы, адресатами которых нередко становились радушные хозяева.
    К числу ранних изображений этого  мира в литературе следует отнести стихотворение Павла Взметнева «Книжная лавка», опубликованное, что весьма примечательно, в 1811 г. в журнале известного библиографа В. Г. Анастасевича «Улей» (6, с.39- 40; 13, с.3-5). 
 

    (золотой  век)
    А. Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах «Евгений Онегин», который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни, ярился наивысшим выражением реализма в творчестве великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», « Дубровский » и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.
    Традиции  Пушкина продолжил его младший  современник и преемник М. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени», во многом созвучный с пушкинским романом «Евгений Онегин», считается вершиной лермонтовского реализма. Творчество М. Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Его основным эстетическим ориентиром является творчество Байрона и Пушкина периода «южных поэм» (пушкинского романтизма). Для русского «байронизма» (этого романтического индивидуализма) характерны культ титанических страстей и экстремальных ситуаций, лирическая экспрессия, сочетавшаяся с философским самоуглублением. Поэтому понятно тяготение Лермонтова к балладе, романсу, лиро-эпической поэме, в которых особое место принадлежит любви. Сильное влияние на последующую литературу оказал лермонтовский метод психологического анализа, «диалектики чувств».
    В направлении от предромантических и романтических форм к реализму развивалось и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором последующего развития русской литературы. В его «Вечерах на хуторе близ Диканьки» художественно осуществлена концепция Малороссии -- этого славянского древнего Рима -- как целого материка на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром, как средоточием и национальной духовной специфики, и национальной судьбы. Вместе с тем Гоголь является основателем «натуральной школы» (школы критического реализма); по случайно 30-е -- 40-е годы прошлого века Н. Чернышевский называл гоголевским периодом русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», -- образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы. В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Особенности выпуска художественной литературы в первой половине XIX века

Основные  издатели художественной литературы. 

    В самом начале XIX века крупных самостоятельных издательств было мало.
    Типографиями, как правило, обзаводились начинающие преуспевать книготорговцы, занимавшиеся наряду с торговлей изданием книг (Плавильщиков, Глазуновы, Сленин, позднее Смирдин, Базуновы, Исаков). Многие владельцы типографий занимались только печатанием книг, принимая к исполнению только частные заказы (Селивановский, Семен, Греч, Край). Существовала, наконец, категория типографов-издателей, не имевших собственной книжной торговли и занимавшихся только выпуском книг (Плюшары).
    Частные издательства в первой половине XIX века принадлежали группе меценатов (Бекетов и Румянцев) и более многочисленной группе издателей-коммерсантов (Глазуновы, Плавильщиков, Селивановский, Сленин и др.).
    Издатель-меценат  XIX века – это просвещенный дворянин, занимающийся изданием книг на досуге и вкладывающий в него зачастую все свое состояние. Просвещенным меценатом начала XIX века, занимавшимся литературно-художественным книгоизданием был Платон Платонович Бекетов (1761-1836) - богатый московский барин. Прослужив некоторое время в армии, Бекетов вышел в отставку и, поселившись в Москве, завел там, в 1801 г. гравировальную палату, типографию и книжную лавку. В издании книг Бекетов руководствовался не коммерческими соображениями, а стремлением к изяществу, красоте и полезности выпускаемых книг. Бекетов издавал преимущественно произведения художественной литературы в безукоризненном внешнем оформлении. Им были выпущены сочинения М. М. Хераскова, Н. И. Гнедича, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, И. Ф. Богдановича и других известных русских писателей. В 1806—1811 гг. Бекетов издал «Собрание оставшихся сочинений А. Н. Радищева» в 6 частях с портретом автора. Особо следует отметить два гравированных на меди альбома — «Пантеон Российских авторов» - портреты писателей с краткими биографиями, написанными Н.М. Карамзиным, и «Собрание портретов россиян знаменитых». Всего Бекетов выпустил около 100 названий. Его типография сгорела при пожаре Москвы в 1812 г., и с тех пор Бекетов не возобновлял своего предприятия. 

    В отличие от издателей-меценатов, не стремившихся извлечь выгоду из книг, издатели-коммерсанты строят свое предприятие  как доходное, экономически выгодное дело. Для издателей-коммерсантов книга – это, прежде всего товар. В этот период издатель-коммерсант – это, прежде всего книготорговец, видящий в издательской деятельности дополнительный источник дохода. Крупнейшие издатели начала XIX века выступают одновременно и типографами.
    Одним из таких издателей был И.П. Глазунов (1762—1831). Он издавал художественную литературу, а также книги по истории, праву, географии, по сельскому хозяйству, медицине.
    В 1821 —1824 гг. И. П. Глазунов по предложению В. А. Жуковского и А. Ф. Воейкова выпустил второе, исправленное и дополненное издание «Собрания образцовых русских сочинений и переводов в стихах и прозе» (первое издание было предпринято в 1815—1817 гг. Обществом любителей отечественной словесности). В издании Глазунова две серии - одна в стихах (1821 — 1822), вторая—в прозе (1822— 1824), каждая в 6 частях. Все 12 частей снабжены портретами авторов. В «Собрание» вошли произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Я.Б. Княжина, Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, Н.М. Карамзина и других писателей XVIII – и начала XIX века.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.