На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Специфика конкурентоспособности Швеции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ 
 
 

     
     
     

    Институт  менеджмента

    Кафедра Маркетинга и коммерции

    Курсовая  работа на тему

 
 
 
    «Специфика конкурентоспособности Швеции» 
     
     

    Выполнила:

    Студентка группы ВММ-501
    Позднышева  О.Ю. 
     

     Научный  руководитель:
    Валькова  Е.И. 
     
     
     
     
     
     
     

    Москва 

    2011

         Содержание

 
    Содержание 2
    Введение 3
    1. Конкурентоспособность как экономическая категория 4
1.1. Сущность конкурентоспособности, её показатели 4
    2. Анализ конкурентоспособности Швеции 21
2.1.Экономика Швеции 21
2.2 Место в экономике на сегодняшний день 26
2.3 Влияние ВВП  и госдолга на конкурентоспособность…………………….28
Заключение……………………………………………………………………….32
    Список использованной литературы 33
 

          Введение

 
На сегодняшний  день актуальной является проблема изучения моделей развития экономик для выявления лучшего варианта и модификации его для применения к экономике каждого конкретного государства.
  Скандинавская экономическая модель является одной из самых первоначальных. Как правило, она рассматривается на примере экономической модели Швеции. Часто в экономической литературе понятия шведская и скандинавская модели экономики являются синонимами. В связи с этим в данной курсовой работе мы рассмотрим  шведскую экономическую модель.
  Исходя из актуальности обозначенной темы, в настоящей работе ставится цель: изучить модели развития экономики; раскрыть сущность национальной модели.
   Объект исследования – рассмотрение модели развития и определение конкурентоспособности шведской экономики в мировом сообществе.
      Предметом исследования являются экономические системы, в рамках которых существуют различные модели развития стран.
  В последние столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, – рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы – традиционная и административно-командная.
      В рамках той или иной экономической  системы существуют многообразные  модели экономического развития отдельных  стран и регионов.
      Кроме существующих обширных систем, в каждой из них существуют свои национальные модели организации хозяйства, так  как страны отличаются историей, уровнем  экономического развития, социальными  и национальными условиями. Так, в административно-командной системе  существовали советская модель, китайская и др. В современной капиталистической системе также существуют различные модели.  

         1. Конкурентоспособность  как экономическая  категория

         1.1 Сущность конкурентоспособности,  её показатели

 
Конкурентоспособность -многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать  на нескольких уровнях.
Это конкурентоспособность  товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь страновая  и отраслевая конкурентоспособность  в конечном итоге зависят от способности  конкретных производителей выпускать  конкурентоспособные товары.
Для понимания природы  конкурентоспособности удобнее  всего рынок, понимать как единую экономическую систему, включающую в себя ряд функционально однородных объектов и окружающую эти объекты  среду, роль которой сводится к формированию требований указанных объектов. Как  требования среды, так и результаты функционирования объектов могут быть представлены в виде некоторых показателей, имеющих различный экономический  смысл. Целью каждого объекта, является достижение максимально возможного результата функционирования, предъявляемым  потребителем.
Конкурентоспособность, как экономическая категория, характеризует  ситуацию, включающую проектные,производственные, распределительные и потребительские  аспекты результатов экономической  деятельности. Конкурентоспособность  присуща всем элементам экономической  системы, проявляющейся в борьбе, результатом которой должно стать  перераспределение рынка, в свою пользу.
Анализ многих известных  определений конкурентоспособности, позволяет выделить ряд моментов, безусловно,важных для вывода комплексного понятия и определения его  места среди других экономических  категорий:
конкурентоспособность какой-либо единицы системы - это  мера ее привлекательности для потребителя;
привлекательность определяется степенью удовлетворения требований потребителя;
состав предъявляемых  требований и их преимущество зависит  как от вида производимой единицы, так  и типа ее потребителя;
конкурентоспособность, как экономическая категория  рассматривается относительно конкретного  рынка и конкретного аналога;
конкурентоспособности присущ динамический характер - ее имеет  смысл рассматривать лишь применительно  к конкретному моменту времени, с учетом изменений в рыночной конъюнктуре;
проблема конкурентоспособности  относится лишь к недефицитному  рынку, который находится в неравновесном  состоянии;
конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый  товар;
имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара, который уже обладает какой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности  существенно зависит от той доли,которую  он занимает в настоящее время.
Подводя итоги из выше указанного, М. Портер предложил  следующее определение: "Конкурентоспособность- это свойство объекта, имеющего определенную долю рынка, которое характеризует  степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и  других характеристик. Уровень требования потребителей, определяет долю рынка,принадлежащую  данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка  в пользу других объектов".
Следствиями приведенного определения являются следующие  утверждения:
полностью конкурентоспособной  может быть признана только та продукция, которая обладает различными, не уступающими  своим конкурентам, показателями в  условиях конкретного рынка;
основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное  исследование рынка, что позволит правильно  оценить место исследуемого объекта  на данном рынке в соответствии с  аналогичными оценками субъектов рынка;
при приобретении товара,потребитель  останавливает свой выбор на том  образце, который в наибольшей степени  удовлетворяет его потребность;
для покупателя товара,исключительно  важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей;
доля объекта, на рынке зависит от ее доли в предыдущий период и потенциала конкурентоспособности  товара в данный момент: высокий  потенциал способен нарушить существующее на рынке равновесие или изменить характер протекания переходных процессов  перераспределения в свою пользу, низкий потенциал не способен оказать  влияние на рыночные процессы;
конкурентоспособность продукции может быть установлена  лишь в результате ее продажи, т.е. в  сфере обращения.
Следовательно,конкурентоспособность - это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка - его конкурентность. При неизменных качественных характеристиках рыночной единицы, конкурентоспособность может  изменяться в достаточно широких  пределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой.
Таким образом, проблема конкурентоспособности является комплексной. Универсального определения конкурентоспособности  нет и быть не может, а все зависит  от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно  относится. Для того чтобы правильно  понять, в чем заключается сущность конкурентоспособности, когда возможно и оправданно свойство конкурентоспособности  подменять свойством качества или  эффективности, а когда оно представляет самостоятельную категорию,следует  сделать подход к оценке и анализу  конкурентоспособности на разных ее уровнях: уровне предприятия, отрасли, отдельного региона - субъекта федерации  и на уровне национальной экономики  в целом.
 
Глава 2. Анализ конкурентоспособности  Швеции 

2.1 Экономика Швеции
     Швецичя на сегодняшний день представляет собой страну с высоко развитой, сильной и независимой экономикой.  
После Второй мировой войны во внешней политике следует принципу неучастия в военно-политических блоках. В 1932-76, 1982-91 и с 1994 у власти социал-демократы (Социал-демократическая рабочая партия, основана в 1889), основой своей политики полагающая построение «шведской модели» социализма, то есть социально ориентированного государства. Вместе с тем, в Швеции произошли одни из самых громких политических убийств в мире за последние десятилетия: в 1986 убит Улоф Пальме и 10 сентября 2003 — министр иностранных дел Анне Линд. Швеция является членом Европейского Союза с 1995, но в зону евро пока не входит. 
В XX веке в Швеции произошло то, что часто называют «экономическим чудом». В течение всего лишь нескольких десятилетий бедная аграрная страна превратилась в одну из богатейших и самых высокоразвитых индустриальных держав. Основу этого беспрецедентного развития составили огромные природные богатства северной Швеции, — лес, руда и гидроэнергетические ресурсы, — в сочетании с рядом революционных шведских изобретений и их дальнейшей разработкой и эксплуатацией, таких, как паровая турбина, шарикоподшипник, газовые маяки АГА, телефон, молочный сепаратор, безопасная спичка, гребной винт регулируемого шага, упаковка «тетрапак» и многие другие. Ещё и по сей день промышленность, созданная техническим гением, остается ядром шведского народного хозяйства. 
Из-за узости внутреннего рынка крупные шведские компании уже на ранней стадии должны были ориентироваться на открытие других рынков и на экспорт. Полагают, что во многих случаях эта ранняя глобализация давала шведским компаниям преимущества в международной конкуренции. Благодаря этому Швеция сегодня имеет чрезвычайно высокие показатели по числу крупных мультинациональных концернов и известных товарных марок в пропорции к численности своего населения: «Вольво», «Сааб», «Эриксон», «АстраЗенека», «Электролюкс», «Икеа», «Хеннес и Мауриц», «Хассельблад», — вот лишь некоторые из них. 
Хотя сырьё и облагороженные сырьевые материалы составляют значительную часть шведского экспорта, будущее шведской экономики связано преимущественно с наукоёмкими отраслями промышленности. В этом Швеция может воспользоваться преимуществами своего передового технологического развития, развитой инфраструктуры и высокого общего уровня образования населения. К числу таких высокотехнологичных отраслей промышленности относятся информационная технология и биомедицина, области, в которых Швеция уже давно принадлежит к числу мировых лидеров. 
Помимо них, сегодня всё чаще называют третью шведскую отрасль будущего - «промышленность впечатлений»: новый собирательный концепт, обозначающий такие соотносимые креативные отрасли, как дизайн, музыка, мода, художественная промышленность, гастрономия, медийные отрасли, реклама, туризм — области, в которых Швеция за какое-то десятилетие пережила революцию, которая привлекла внимание всего мира и принесла стране значительные экспортные доходы. В настоящее время Швеция стабильно входит в число 20 наиболее развитых стран мира, а по качеству жизни в первую десятку. ВНП на душу населения 26 800 (2003 год). Здесь производится примерно 1% мировой продукции, несмотря на то, что население составляет всего 0,15% от мирового. Промышленность развивается на основе частного капитала (90% предприятий). При этом характерны именно крупные и очень крупные предприятия, на 20 крупнейших из них трудятся 35% всех рабочих и служащих. 
Большинство промышленных предприятий в Швеции принадлежит частным лицам, однако немалое их число находится в собственности государства. В 1960–1970-х годах доля полной или частичной государственной собственности в промышленности составляла от 10 до 15%. В конце 1990-х годов в государственном секторе работали 250 тыс. человек (т.е. 10% всех занятых), преимущественно в горнодобывающей, металлургической, лесоперерабатывающей и судостроительной отраслях промышленности. 
Частная собственность корпораций в Швеции отличается довольно высокой степенью концентрации по сравнению с другими развитыми странами. В начале 1990-х годов в экономике Швеции господствовали 14 корпораций, на долю которых приходилось ок. 90% всей промышленной продукции страны. Три из них охватывали 2/3 всех доходов и занятых в частном секторе. Компаниям, входящим в концерн Валленбергов, принадлежала примерно 1/3 рыночной стоимости всех шведских акций. 
В Швеции имеется мощное кооперативное движение. Потребительские и производственные кооперативы контролируют примерно 20% всей розничной торговли. Первые потребительские кооперативы возникли в конце 19 в. Самому крупному из них – Кооперативному союзу принадлежат супермаркеты, туристические агентства и фабрики. Он насчитывает ок. 2 млн. членов. Федерация шведских фермеров, в которую входят почти все фермеры страны, является основным производственным кооперативом. Ему принадлежат молочные фермы, мясокомбинаты, предприятия по выпуску удобрений и оборудования для сельского хозяйства. Федерация полностью контролирует сбыт масла, сыра, молока и более половины сбыта шерсти, яиц, зерна и мяса.

    Промышленность  Швеции

Доля промышленности в ВНП Швещии составляет 29%. Работающих в промышленности — 20% от общего числа. Лидирующие отрасли — черная и  цветная металлургия, разнообразное  машиностроение: судо-, авто- и авиастроение, электротехника и радиоэлектроника (компания «Электролюкс»); деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность экспортного направления; химическая, текстильная, пищевая (в основном молочная и мясная) промышленность.  
Горнодобывающая промышленность. В Швеции с давних времен добывали железо и медь. Исключительно богатый медный рудник в Фалуне, расположенный в районе Бергслаген к северо-западу от оз. Меларен, непрерывно эксплуатировался свыше 650 лет и полностью истощился в начале 1990-х годов. В 1995 Швеция была одним из ведущих мировых поставщиков железной руды, добыча которой исчислялась в 13 млн. т, что было на 33% меньше достигнутого ранее рекордного годового уровня. До последней четверти 19 в. в основном разрабатывались крупные железорудные месторождения Бергслагена, однако в настоящее время эксплуатируются богатое месторождение Кируна и меньшее Елливаре, расположенные в северной части Норрланда. Эти месторождения, характеризующиеся высоким содержанием фосфора в руде, привлекли внимание только после изобретения в 1878 С.Дж.Томасом метода передела жидкого фосфористого чугуна в сталь. Благодаря строительству в 1892 железной дороги из Лулео к руднику Елливаре и ее продолжению в 1902 через Кируну к незамерзающему норвежскому порту Нарвик была налажена транспортировка железной руды из внутренних районов Лапландии. В 20 в. через Нарвик экспортировалась бoльшая часть шведской руды. 
В Бергслагене все еще ведется добыча железной руды, в некоторых шахтах на глубине более 610 м. Эти руды исключительно чистые, с содержанием фосфора менее 0,3%. Бергслаген поставляет бoльшую часть сырья для металлургии Швеции. Из самого богатого месторождения в Гренгесберге руда доставляется на металлургический комбинат в Укселёсунде на берегу Балтийского моря. 
Швеция является также значительным поставщиком меди; в руде, добытой в 1995, содержалось 83,6 тыс. т меди. Важное месторождение медной руды было обнаружено в начале 1900-х годов в долине р.Шеллефтеэльвен в Норрланде. Основные центры добычи меди – Кристинеберг, Булиден и Адак, меньше добывается в Бергслагене. Швеция удерживает первенство и по поставкам цинка на мировой рынок (168 тыс. т в 1995). В бассейне Шеллефтеэльвен эксплуатируются месторождения никеля, свинца, серебра и золота. Имеются значительные запасы урана. 
Лесное хозяйство и лесоперерабатывающая промышленность. Леса и лесопродукты для Швеции имеют такое же важное значение, как и для Финляндии. Лесопокрытые площади занимают 47% территории страны. Обычные для приатлантической Европы широколиственные породы встречаются только в самых южных ленах Сконе, Халланд и Блекинге, где они составляют ок. 40% древостоев. Доминирующей породой является бук. В Средней Швеции и на бoльшей части Норрланда преобладают хвойные леса, имеющие важное хозяйственное значение. В самых северных районах Норрланда и у верхней границы леса в горах, в высотном ярусе от 450 до 600 м, сосновые и еловые леса сменяются березовым редколесьем. Самые продуктивные леса распространены к северу от равнин Средней Швеции между долинами рек Кларэльвен и Дальэльвен. Здесь сосна и ель растут в три раза быстрее, чем в более суровых климатических условиях на севере Норрланда. 
Около 25% площади лесов принадлежит государству, церкви и местным общинам, 25% находится в собственности крупных лесопильных и целлюлозно-бумажных компаний. Леса этих компаний были приобретены главным образом во время бурного освоения малонаселенных северных районов страны в конце 19 в. Половина лесов Швеции принадлежит мелким фермерам, а также крупным землевладельцам (преимущественно в южных и центральных районах страны). 
Объем ежегодных рубок возрос с 34 млн. куб.м в 1950 до 65 млн. куб.м в 1971, а в середине 1990-х годов поддерживался на уровне ок. 60 млн. куб.м. Среди скандинавских стран конкурентом Швеции выступает Финляндия, где в 1997 объем рубок составил 53 млн. куб.м. 
Древесина – самый важный вид сырья в Швеции. Она используется не только для производства целлюлозы, бумаги, древесно-волокнистых плит и большого числа химических продуктов, но также служит топливом и строительным материалом. Примерно 250 тыс. человек заняты на лесозаготовках, транспортировке леса и в лесоперерабатывающей промышленности. Лесопильные предприятия расположены в небольших портах на берегу Ботнического залива, особенно в устьях рек Юнган, Индальсэльвен и Онгерманэльвен. В портовом городе Сундсвалле сконцентрировано наибольшее в мире число лесообрабатывающих предприятий. Из лесопилен на северном берегу оз. Венерн экспортная продукция транспортируется в порт Гётеборг. 
С 1920 года самым большим потребителем шведской древесины стала целлюлозная промышленность. Древесина перерабатывается в целлюлозу либо путем измельчения (механическая целлюлоза), либо путем кипячения и растворения (химическая целлюлоза). Около 70% целлюлозы в настоящее время изготовляется химическим методом. Предприятия этой отрасли сосредоточены главным образом в портовых городах на юге Норрланда, особенно вокруг Эрншёльдсвика и на северном берегу оз. Венерн, где самым важным центром является Скугхалль. В 1995 Швеция произвела 10 млн. т целлюлозы. Наиболее быстро развивается выпуск сульфатной целлюлозы. 
Бумажная промышленность сконцентрирована в основном в Средней и Южной Швеции, в пределах досягаемости порта Гётеборг и национального рыночного центра Стокгольма с его полиграфической промышленностью. В Норрчёпинге и Хальсте находятся крупные производства по выпуску газетной бумаги. Оберточная бумага и картон производятся на фабриках в долине р.Гёта-Эльв и на северном берегу оз. Венерн. С 1966 выпуск газетной бумаги в Швеции вырос втрое и достиг 2,4 млн. т в 1995. По этому показателю страна вышла на четвертое место в мире. 
Обрабатывающая промышленность. В 1995 в этой отрасли было занято 761 тыс. человек, на 26% меньше, чем в 1980. Почти половина всех занятых в промышленности приходится на долю металлургии и машиностроения. За ними следуют лесоперерабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая, пищевкусовая и химическая промышленности, на долю которых в совокупности приходится ок. 40% занятых. 
Металлургия – одна из главных отраслей промышленности Швеции. Она сконцентрирована преимущественно в Бергслагене, где еще в 16–17 вв. широко применялась доменная плавка на высококачественных местных рудах. В конце 19 в. сотни небольших металлургических предприятий этого района были заменены несколькими крупными комбинатами с более совершенной технологией производства. Ныне там налажено производство стали в электрических печах с применением коксующегося угля. Крупнейший металлургический завод находится в Домнарвете. В середине 20 в. были впервые построены металлургические заводы в прибрежных районах Швеции, что облегчило доставку кокса и металлолома, а также экспорт полуфабрикатов на машиностроительные предприятия портовых городов Северной Европы. Производство стали выросло с 2 млн. т в 1957 до 5,9 млн. т в 1974. В 1990-х годах оно держалось на уровне ок. 5 млн. т в год. 
Машиностроение – самая старая и наиболее развитая отрасль обрабатывающей промышленности в скандинавских странах. В Швеции на ее долю приходится ок. 45% поступлений от экспорта. Она производит широкий спектр товаров, включая станки, точные измерительные приборы, оборудование для электростанций, шарикоподшипники, радиолокационное оборудование, автомобили, оборудование для сотовой связи, реактивные истребители и проч. Различные предприятия этой отрасли расположены на равнинах Средней Швеции между Стокгольмом и Гётеборгом, причем наибольшее их число сосредоточено вокруг оз. Меларен и в долине р.Гёта-Эльв. Крупный очаг машиностроения находится также на юго-западе Сконе, в Мальмё и других близлежащих городах. 
Самый развитый сектор шведского машиностроения – автомобилестроение. Главные производители – компании «Вольво» и «Сааб». Свыше 4/5 выпускаемых в Швеции легковых и грузовых автомашин и автобусов идет на экспорт, причем 1/3 из них направляется в США. 
На протяжении полувека, вплоть до конца 1970-х годов, на мировом рынке лидировало судостроение Швеции. Затем в этой отрасли наступил быстрый спад, сопряженный с перепроизводством судов (особенно танкеров) на мировом рынке, двумя затяжными экономическими кризисами и жестокой конкуренцией со стороны стран с низкой оплатой труда (Корея, Бразилия). Если в 1975 судоверфи Швеции спустили на воду суда общим водоизмещением 2,5 млн. регистровых тонн, то в 1982 году производство сократилось до 300 тыс. т, а в 1990 – до 40 тыс. т.

    Энергетика  Швеции

Примерно 1/3 энергетических потребностей Швеции удовлетворяется  за счет импортных энергоносителей, среди которых главным является нефть, за ней следуют уголь и  природный газ. Основные местные  источники энергии – ядерное  топливо, гидроэнергетические ресурсы, древесина. В 1960–1970-е годы шведское правительство отпускало большие  средства на развитие атомной энергетики: в 1992 в стране действовали 12 АЭС, и  по производству атомной энергии  на душу населения Швеция занимала ведущее место в мире. Референдум, проведенный в 1980, подавляющим большинством голосов высказался за свертывание  этой отрасли к 2010. В 1996 доля атомной  энергии в энергобалансе страны достигла 47%, причем стоимость ее была одной из самых низких в мире. 
Гидроэнергетика всегда играла важную роль в экономическом развитии скандинавских стран. В 1996 ее доля в энергопотреблении Швеции составила 34%. По экологическим соображениям не разрешается строить плотины на реках, где сток до сих пор не зарегулирован, пока другие источники энергии обходятся не слишком дорого. 3/4 гидроэнергии поступает со станций, сооруженных на крупных полноводных реках Норрланда, хотя основными энергопотребителями являются города Средней и Южной Швеции. Поэтому важное значение приобрело возведение экономичных линий электропередач (ЛЭП) на большие расстояния. В 1936 была проложена первая ЛЭП напряжением 200 кВт, соединившая южный Норрланд с равнинами Средней Швеции. В 1956 ЛЭП напряжением 400 кВт связала гигантские гидроэлектростанции Стурноррфорсен на р.Умеэльвен и Харспронгет на р.Лулеэльвен.

    Транспорт Швеции

Внутренние перевозки  в Швеции осуществляются главным  образом автомобильным и железнодорожным  транспортом. На грузовых автомашинах  перевозится около половины всех грузов, причем преобладают перевозки  на небольшие расстояния. Железные дороги, к строительству которых  государство приступило в 1854, оставались главным видом транспорта вплоть до 1960-х годов. На их долю приходилась  около трети грузоперевозок (преимущественно  на большие расстояния). По железным дорогам доставлялась руда из северных месторождений в порты Нарвик и Лулео. На долю водного транспорта приходилась примерно 1/6 всех грузоперевозок (в основном строительные материалы). Около 90% пассажироперевозок осуществляется на легковых автомобилях и автобусах. В 1996 на каждых 2,4 человека приходился один автомобиль. 
Торговый флот Швеции в 1980 году имел общее водоизмещение менее 4 млн. брутто регистровых тонн, а в 1996 – всего 2,1 млн., причем половина из них приходилась на долю танкеров. По объему импортных грузов первое место занимает порт Гётеборг, а по объему экспортных грузов – Лулео. Важное региональное значение имеют порты Стокгольм, Хельсингборг, Мальмё и Норрчёпинг.

    Сельское  хозяйство Швеции

В сельском хозяйстве  занято 3% населения, но благодаря высокой  производительности труда Швеция обеспечивает себя продовольствием на 80%. Основные отрасли: животноводство мясомолочного  направления. В растениеводстве  — производство кормов (3/4 обрабатываемой площади), зерна (ячмень, овес, пшеница), сахарной свеклы, картофеля. Большинство  ферм — небольшие семейные хозяйства. 
В 20 в. значение этой отрасли в экономике Швеции резко упало. В 1940 году в сельском хозяйстве было занято ок. 2 млн. человек, а в начале 1990-х годов – всего 43 тыс. В послевоенные годы в связи с массовым оттоком сельского населения в города многие фермы были заброшены, и площадь сельскохозяйственных угодий существенно сократилась. В 1960–1975 из обращения было изъято ок. 400 тыс. га пахотных земель, а в 1976–1990 гг. – еще 170 тыс. га. Поскольку многие мелкие фермы остались бесхозными после смерти владельцев, правительство стало стимулировать укрупнение землевладений. В результате число ферм с наделом до 5 га уменьшилось с 96 тыс. в 1951 году до 15 тыс. в 1990 году. 
Хотя в 1992 году доля занятых в сельском хозяйстве составляла всего 3,2% против 29% в 1940 году, производство сельскохозяйственной продукции не уменьшилось, а выросло, несмотря на сокращение площади обрабатываемых земель. Мелиорация, селекционная работа по интродукции сортов растений, наиболее подходящих для северных районов, широкое применение удобрений, кооперативы для сбыта сельскохозяйственной продукции и распространение сельскохозяйственной информации способствовали росту продуктивности сельского хозяйства. Резкое сокращение числа занятых в этой отрасли компенсировалось за счет возросшей механизации. 
Как и в других скандинавских странах, основная отрасль сельского хозяйства Швеции – животноводство и производство кормов. В 1996 году в Швеции насчитывалось ок. 1,8 млн. голов крупного рогатого скота, включая 500 тыс. молочных коров. Поголовье мясного скота резко возросло по сравнению с молочным. В Сконе важную роль приобрело свиноводство, поставляющее продукцию на местные мясокомбинаты, производящие бекон. 
3/4 обрабатываемых площадей страны используются для выращивания кормовых культур, причем более половины ее засевается высокопродуктивной травосмесью из райграса, тимофеевки и клевера. Бoльшая часть травы идет на сено, используемое во время 5–7-месячного стойлового содержания скота зимой. Производство зерновых культур по значимости занимает второе место в земледелии страны. Главные районы возделывания пшеницы – равнины Средней Швеции и Сконе, хотя яровая пшеница при благоприятных условиях может вызревать даже в долинах Норрланда, расположенных у Северного полярного круга. Овес высевают на прибрежных равнинах в западных районах страны. Ячмень – важная кормовая культура на юго-западе Сконе. 
Сельское хозяйство в Швеции имеет значительные региональные различия. Например, на юге крупные фермы весьма прибыльны, а в северных лесных районах мелкие землевладельцы получают дополнительные доходы от своих лесных участков, а иногда, чтобы свести концы с концами, вынуждены работать зимой на лесозаготовках или лесообрабатывающих предприятиях. На юге Швеции, где вегетационный период продолжается более 250 дней, крестьянские хозяйства мало отличаются от ферм Дании и Северной Германии. В Сконе почти 80% земель составляют пашни. Доля пахотных угодий сокращается до 30% в приозерных котловинах Средней Швеции, где продолжительность вегетационного сезона не превышает 200 дней. Тем не менее в этом районе, расположенном вблизи крупнейших городских рынков, получило широкое развитие товарное земледелие. В более северных районах страны преобладают леса, и в Норрланде менее 2% всей площади используется под пашню.

    Денежная  система и банки Швеции

Основная денежная единица – шведская крона. Она  выпускается Государственным банком Швеции, старейшим из государственных  банков мира (основан в 1668). Несмотря на присоединение к ЕС, Швеция решила не вступать сразу в Европейский  валютный союз и не переходить к  использованию единой европейской  валюты (экю). 
Инвестиции Государственного инвестиционного банка направлены на развитие и реструктуризацию промышленности; банк может владеть акциями других компаний. Коммерческие банки не имеют права держать корпоративные акции, но оказывают большое влияние на торговлю и промышленность. Сельскохозяйственные кредитные общества ведут счета фермеров и предоставляют им краткосрочные займы. Сберегательные банки предоставляют мелким вкладчикам долговременные кредиты на покупку недвижимости, развитие сельскохозяйственного производства и мелких промышленных предприятий. В середине 1990-х годов прошла волна слияний ряда коммерческих банков Швеции, причем крупный концерн «Нордбанкен», слившись с финляндским банком «Мерита», образовал необычное панскандинавское банковское объединение.

    Внешняя торговля

Швеция  является страной значительно интегрированной  в мировую экономику. По размеру  внешнеторгового оборота Швеция занимает 10-е место среди развитых капиталистических стран. В экспорте преобладают: продукция машиностроения и металлообработки (49% по стоимости), деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (20%), металлургии (8%). Основные статьи импорта: машины и оборудование (36%), топливо (18%), химические продукты (8%), металлы (7%). Географическое направление  внешней торговли Швеции свидетельствует  о сильной экономической и  торгово-политической привязанности  данной страны к государствам Европейского союза.  
Главными потребителями шведского экспорта являются Германия, Великобритания, Норвегия, США, Дания, Франция и Финляндия . Основными импортерами выступали Германия и вышеперечисленные шесть стран. Около 60% всей внешней торговли связано со странами ЕС, 12,5% – со странами ЕАСТ.
 

2.2 Место в экономике на сегодняшний день 

За сто лет  из отсталой (одной из беднейших  в Европе) страны, какой она была в середине XIX в., превратилась в одно из наиболее развитых в экономическом  отношении государств. В 1970-х годах  по стоимости промышленной продукции  на душу населения Швеция находилась на первом месте в Европе. 
Превращению экономики из отсталой аграрной в передовую промышленную способствовало наличие больших запасов важных природных ресурсов: железной руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на шведский лес и железную руду, способность Швеции разрабатывать ресурсы и близость европейских рынков в эпоху высоких транспортных издержек были основными факторами развития. 
В 70-х годах прошлого столетия шведские железная руда и лес были необходимы для индустриализации Европы. Расширение шведского экспорта способствовало индустриализации страны и росту городского населения, что в свою очередь привело к развитию сети железных дорог и строительства. На основе шведских изобретений создавались и быстро росли новые компании в металлургии и машиностроении. Хотя по-прежнему доминировали лесопильная и железорудная отрасли, быстро развивались целлюлозно-бумажная промышленность и машиностроение.  
Доля рабочей силы, занятой в промышленности, с 1870 по 1913 г. выросла с 15 до 34%. К началу первой мировой войны на сельское хозяйство все еще приходилась половина работающего населения. 
В условиях быстрого роста населения важное значение имела эмиграция, прежде всего в Северную Америку. В 1860-1930 гг. страну покинули 1,2 млн. шведов. Эмиграция позволила избежать голода и массовой безработицы. Швеция избежала участия в обоих мировых войнах, что позволило не только сохранить производственный потенциал и трудовые ресурсы, но и значительно обогатиться на поставках воюющим странам и при восстановлении европейской экономики. 
В межвоенный период Швеция по темпам роста ВПП уступала только США. Однако серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических кризиса: в 1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны, что привело к падению промышленного производства на 25% ниже уровня 1913 г., и в начале 30-х годов, когда безработица среди членов профсоюзов в 1933 г.составляла 25%. 
В послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами. Это были ее “золотые” годы. Главным фактором этого развития был экспорт. Рост производительности труда составлял в среднем в год 5,1% в первой половине 60-х годов и 4,3% в 1965-1974 гг. Это объяснялось значительными капиталовложениями и успехами в политике занятости. 
В 70-е годы темпы роста упали. После энергетического кризиса 1973-1974 гг. в промышленности страны возник ряд серьезных проблем. В значительной степени это стало следствием весьма глубокого и продолжительного мирового кризиса середины 70-х годов. Швецию поразили глубокие структурные кризисы. Около 25% промышленного производства приходилось на отрасли, пораженные кризисом: горнодобывающую, черную металлургию, лесную и судостроение. Возросла международная конкуренция. На мировой рынок вышли страны с низкими трудовыми издержками. Сократились издержки на транспорт. Резко возросли цены на нефть. В тоже время конкурентоспособность шведской промышленности резко снизилась в 1975-1976 гг., когда издержки на рабочую силу возросли примерно на 40%. В результате шведская промышленность потеряла за 1975-1977 гг. почти 20% своей доли на мировом рынке. 
Избыток мощностей и низкий мировой спрос на чугун и сталь отрицательно отразились на черной металлургии Швеции. Лесная промышленность теряла свои позиции под натиском конкурентов, прежде всего из Северной Америки. Большой мировой избыток мировых мощностей в судостроении в сочетании со слабым спросом как на новые суда, так и на фрахтование резко сократил выпуск судов в Швеции. Производство обуви и одежды испытывало очень серьезную конкуренцию со стороны некоторых развивающихся стран, где издержки на рабочую силу были значительно ниже, чем в Швеции. Чтобы избежать слишком резких структурных сдвигов в промышленности и быстрого роста безработицы, государство с середины 70-х по начало 80-х годов предоставляло в значительных объемах помощь пораженным отраслям, прежде всего черной металлургии, судостроению и горнодобывающей промышленности. 
В 1977 г. (впервые за 25 лет ) сократился ВПП. Слабый прирост в 1978-1980 гг. сменился очередным падением в 1981 г. С середины 70-х годов темпы роста производительности труда резко замедлились и составили в 1975-1984 гг. только 1,4% в год. Количество отработанных часов с середины 60-х годов сократилось в основном вследствие законодательных реформ о рабочих часах, о пенсионном возрасте и об отпусках. Эти реформы учитывали рост населения и долю занятых женщин. 
С целью восстановления конкурентоспособности правительство осуществило серию девальваций начиная с августа 1977 г., когда крона была девальвирована на 10%. Одновременно Швеция вышла из европейской валютной системы, известной как “валютная змея”. Однако спрос на новые товары и технологический прогресс привели к росту удельного веса высокотехнологичных отраслей. Машиностроение за последний период укрепило свои позиции. Быстро развивалась и фармацевтическая промышленность. 
С 1983 года положение резко изменилось, и шведская экономика начала выбираться из кризиса. Вследствие двух девальваций кроны возросла ценовая конкурентоспособность, что привело к росту экспорта. В 1883 г. ВПП возрос на 2,4%, промышленное производство - на 5,1%, производительность труда - на 7,4%. В 1984 году рост ВПП составил 4% - наивысший показатель с 1973 г. Главным фактором роста опять являлся экспорт. В последующие два года темпы роста несколько снизились из-за замедления роста экспорта. Повышение доходов населения привело к увеличению личного потребления, ставшего важным катализатором продолжительного экономического подъема. В абсолютных показателях ВВС в текущих ценах составлял в 1970 г. -172 млрд. крон, в 1980 - 525 млрд., в 1985 г. - 861, в 1989 г. - 1221 млрд. крон. 
В целом в 80-х годах Швеция имела прирост ВПП чуть выше среднего по Западной Европе. Благоприятная мировая конъюнктура положительно сказалась на шведской промышленности. Производственные мощности использовались на 90%, а во многих отраслях этот показатель был еще выше. Это потребовало значительного объема новых капиталовложений. За 1983-1989 гг. объем промышленных инвестиций вырос более чем на 60% . Нехватка квалифицированной рабочей силы и большое количество невыходов на работу - основные причины, сдерживающие расширение промышленного производства. Несмотря на это, объем производства быстро увеличивался. Поступление и объем заказов, прибыльность после 1982 года находились на достаточно высоком уровне. Высокий инвестиционный уровень наблюдался и в сфере услуг, которая в меньшей мере зависит от конъюнктуры. Он выражался главным образом в рационализации производства и насыщении его электронно-вычислительной техникой. 
Ведущей тенденцией экономического развития Швеции в 80-е годы стал переход от традиционной зависимости от железной руды и черной металлургии к передовой технологии в производстве транспорта, электротоваров, средств связи, химических и фармацевтических изделий.

Экономическое положение Швеции в настоящее время 

Швеция  принадлежит к числу высокоразвитых индустриальных капиталистических  стран. Как уже было сказано, страна обладает значительными (на общеевропейском  уровне) запасами природных ресурсов: древесины, железной руды, гидроэнергии. Вплоть до середины ХХ века, отрасли, связанные  с переработкой леса и железной руды, составляли основу промышленного производства и экспорта. В современной экономике  лес, железная руда и вырабатываемые из них полуфабрикаты играют уже  второстепенную роль, уступив ведущее  место машиностроению, электротехнике и электронике. Однако Швеция по-прежнему остается одним их крупнейших в мире производителей и экспортёров железной руды, качественной стали, пиломатериалов и целлюлозно-бумажной продукции. Одна из важнейших особенностей экономики  Швеции — ее “ярко выраженная экспортная направленность”: на внешнем рынке  реализуется около 25% валового национального  продукта и более 30% промышленных товаров. Страна сильно зависит от импорта, за счет которого покрывается до 25% потребностей Швеции в товарах и услугах. Это  может быть объяснено процессами интеграции, происходящими в Европе. 
Экономике страны свойственна высокая степень концентрации производства и капитала. В ведущих отраслях промышленности, судоходстве, банковском деле преобладают крупные концерны, такие как “СКФ”, “АСЕА”, “Эриксон”, “Электролюкс”, “СААБ-Скания”, “Вольво”. Эти и многие другие фирмы находятся в тесной связи с крупными банками. Монополизация экономики очень высока в Швеции. Особенностью является и сосредоточение крупных капиталов в руках отдельных семейств. Например, семейство Валленбергов контролирует компании, биржевая стоимость акций которых превышает 1\3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм.  
Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как “смешанная экономика, соединяющая основные формы собственности: частную, государственную, кооперативную”. Около 85% всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. Остальная часть приходится на государство и кооперативы. Государственный сектор расширяется, а доля кооперативного почти не меняется с 1965 года. 
Шведский государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих половину сферы услуг, доля государства — 92%, в том числе в здравоохранении — 91,9%, в образовании — 88,7%, в социальном страховании — 98,2% (по данным 1982 года). В целом же по статистике на государство приходится 49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний — 56%.

2.3 Экономические отношения

Швеция  и Россия. Торгово-экономические  отношения.

         Несмотря  на то, что Россия и Швеция соседи, прямая торговля между ними по большей  части носила незначительный характер. На то были свой причины. Во-первых, страны долгое время оставались бедными  родственниками в мировой торговле, а значит, не представляли большого интереса друг для друга. Во-вторых, в XVIII-XIX веке Россия и Швеция предлагали на рынок почти одни и те же товары – лес и железо – так что  скорее они выступали конкурентами, нежели партнерами. В советское время  развитие российско-шведской торговли жестко ограничивалось. 
    Единственное исключение в череде упущенных возможностей – это начало XX, когда бурноразвивающиеся шведские машиностроительные компании буквально завалили российский рынок передовой по тем временам технической продукцией. Особой популярностью пользовались знаменитые молочные сепараторы Густава де Лаваля. Которые в русских деревнях любовно называли “лавальками”. В 1916 году, уже в период Первой мировой войны, шведский экспорт в Россию вышел на рекордный показатель, составив 8% от всего шведского экспорта. 
    В абсолютных показателях российско-шведская торговля росла довольно быстрыми темпами вплоть до августа 1998 г., когда финансовый кризис в России привел к сокращению торговли между Россией и Швецией. 
    По данным Центрального статистического агентства Швеции, с 1992 по 1997 г. объем российско-шведской торговли увеличился более чем в три раза (с 4,3 млрд. до 13,9 млрд. крон). В 1998 г. было зафиксировано снижение оборота на 18%, до 11,4 млрд. крон. В январе – ноябре 1999г. объем российско-шведской торговли сохранился примерно на уровне января – ноября 1998г., при этом российский экспорт в Швецию вырос на 36%, а шведский экспорт в Россию уменьшился на 32%. 
    Взаимная торговля, хотя и растет, но по-прежнему с преобладанием российского экспорта: по данным Минторга РФ, в 1999 году его объем составил 850 миллионов долларов, а встречный импорт - 470 миллионов долларов. Между тем, доля промышленных полуфабрикатов и готовых изделий в российских поставках (нефтепродукты, металлолом, сплавы цветных металлов, деловая древесина, мебель, текстиль) превысила 30 процентов против примерно 20 процентов в середине 90-х годов. Только за январь - сентябрь прошлого 1999 года экспорт из России в Швецию - причем несырьевых товаров - возрос более, чем наполовину. 
    Импорт России из Швеции почти на две трети состоит из высокотехнологичных товаров, прежде всего оборудования; по оценкам шведских экспертов совместной комиссии, объем этих поставок возрастет в ближайшие годы как минимум в полтора раза: из-за торговых ограничений других стран - членов ЕС в отношении России, роста ее потребностей в современном оборудовании и трудностей со сбытом этой шведской продукции в валютной зоне "евро", в которую Швеция не входит. 
    Правительство Швеции не исключает возможности введения со временем шведско-российской зоны свободной торговли и в ее рамках, "обмена" налогово-инвестиционными льготами, к которой затем смогут подключиться другие страны региона. 
    Как считают эксперты шведского посольства в России, инвесторы Швеции хорошо представляют потенциал российского рынка. Поэтому подавляющая часть шведских инвестиций осталась в России и после августа 1998 года. Кроме того, стабильно растет количество запросов российских промышленных предприятий в отношении возможных партнеров в Швеции. В посольстве уверены, что Россия будет подниматься все выше в списке главных торговых партнеров Стокгольма (пока она занимает 25-е место). 
    По мнению торгового советника посольства Швеции в России Яна-Улофа Нюстрема, "Швеция может предложить многие товары, причем не столько готовые изделия, сколько технологию их производства, в том числе совместного. На наш взгляд, экономики России и Швеции нуждаются в таком взаимодействии. Знакомство с современной российской промышленной продукцией убеждает, что шведские предприятия могут все больше доверять российским партнерам производить для них разнообразные детали и комплектующие. А в целом Россия, безусловно, становится все более важным торгово-экономическим партнером Швеции". 
    С 1988 года, со времени визита в Швецию тогдашнего премьер-министра Н. Рыжкова, предпринимаются попытки превратить шведов и в потребителей российского газа. Россия еще в большей степени заинтересована в транзите газа через Финляндию и Швецию в континентальную Европу. Этот вопрос занял центральное место на межгосударственной встрече 1997 года, когда Стокгольм с официальным визитом посетил Борис Ельцин. 
    Швеция также является поставщиком инвестиций в Россию. По статистике Росстата за 1996-1998 годы, Швеция входит в десятку крупнейших иностранных инвесторов в России, занимая в ней шестое место, опережая итальянские, французские, японские капиталовложения. Причем сконцентрированы они примерно на 75 процентов в производственных отраслях (целлюлозно-бумажная, телекоммуникации, металлообработка, энергетика, стройиндустрия, пищевая, тароупаковка). Шведские инвесторы усиливают присутствие именно в реальном секторе экономики России, в первую очередь в северо-западном и центрально-европейском регионах. И одна из приоритетных сфер шведского инвестирования в ближайшие годы - совместные разработки, внедрение и экспорт ресурсосберегающих технологий.  
    Советник посольства Швеции в РФ Ян-Улоф Нюстрем считает: шведские капиталовложения в Россию стабильно растут. Как полагает Я. Нюстрем, "компании Швеции убеждены, что значение России для шведской промышленности возрастет уже в ближайшем будущем. Сегодня только в Москве и Петербурге представлены около 200 шведских фирм. А всего на российском рынке активно работает около тысячи компаний из Швеции". 
    В Европейском Союзе шведы выступают за отмену дискриминационных мер против российских предприятий и за создание в долгосрочной перспективе зоны свободной торговли между ЕС и Россией. В Швеции исходят из того, что в XXI веке торгово-экономические отношения с восточным соседом станут гораздо более оживленными, а значимость российского рынка для шведских кампаний возрастет в несколько раз.

 

          Список использованной литературы

 
    Адрианов  В. Конкурентоспособность России в  мировой экономике. – МЭ и МО, 2006, №3.
    Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики. – Вопросы экономики, 2005, №4 – С. 75-81.
    Бекетов Н. Перспективы развития национальной инновационной системы России. – Вопросы экономики, 2004, №7 – С. 96-105.
    Белькова Г.Д. Торговая конкуренция США и Японии [Текст] / Г. Белькова // Вестник Иркутского ун-та: Спец. выпуск. – Материалы ежегодной научно-теоретической конференции молодых ученых. – Иркутск, 2007 – С. 115-116.
    Бередашкевич А.П. Государственная политика в области образования и науки, и конкурентоспособность России. – ЭКО, 2005, №10 – С. 64-85.
    Бурнышев К. Инновации и проблема качества. – Вопросы экономики, 2001, №7 – С. 33-47.
    Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий. – Вопросы экономики, 2005, №2 – С. 40-52.
    Гурков И.Б., Авраамова Е.М., Тубалов В.С. Стратегическая архитектура конкурентоспособной фирмы. – ЭКО, 2004, №5 - С. 100-104.
    Деменьтьева А. Конкурентоспособность международных компаний [Текст] / А. Деменьтьева // Маркетинг. – 2003, №3 – С. 64-67.
    Калюжнова Н.Я. Человеческий капитал и конкуренция [Текст] / ИГУ, ред. Н.Я. Калюжнова. – Иркутск: изд-во ИГУ, 2003 – С. 170.
    Калюжнова Н.Я. Повышение конкурентоспособности регионов путем привлечения иностранных инвестиций: уроки китайского опыта [Текст] / Н.Я. Калюжнова // Регион на перекрестке Востока и Запада: глобализация и конкурентоспособность; Коллектив, монография – М., 2003 – С. 128-138.
    Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. – Вопросы экономики, 2001, №6 – С. 36-49.

    Шведская  модель

1. Вступление 
Термин “шведская  модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении  государств. Он появился в конце 60-х  годов, когда иностранные наблюдатели  стали отмечать успешное сочетание  в Швеции быстрого экономического роста  с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
Сейчас этот термин используется в различных  значениях и имеет разный смысл  в зависимости от того, что в  него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и  государственное регулирование, преобладающую  частную собственность в сфере  производства и обобществление потребления.
Другая характерная  черта послевоенной Швеции - специфика  отношений между трудом и капиталом  на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области  заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих  лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между  различными группами трудящихся.
Еще один способ определения шведской модели исходит  из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и  исключительно большой государственный  сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Наконец, в  самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических  и политических реалий в стране с  ее высоким уровнем жизни и  широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская  модель” не имеет однозначного толкования.
Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени  были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может  быть объяснено уникальной силой  шведского рабочего движения. Более  полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) - у власти находится Социал-демократическая  партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.
Стремление  к равенству сильно развито в  Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа” , где говорилось об общности интересов  нации в создании общего дома, большие  группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В  Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних  слоев.
К числу  специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814., неучастие в  обеих мировых войнах, рекордное  по продолжительности пребывание у  власти Социал-демократической рабочей  партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование  реформизма в рабочем движении, утвердившем  эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и  предпринимателями в Сальтшебадене  в 1938 г.) , поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.
На экономическое  развитие определенное влияние оказали  культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще  со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания “Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в  Швеции и до сих пор входит в  дюжину крупнейших экспортеров страны.
Успешное  функционирование экономической системы  зависит от динамики цен, конкурентоспособности  шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности  шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания  полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию  на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и  инфляцией явилась ахиллесовой  пятой шведской модели.
С середины 70-х годов в связи с обострением  конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли  промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в  очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.
Шведская  модель исходит из положения, что  децентрализованная рыночная система  производства эффективна, государство  не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора  и как можно большем перераспределении  государством части прибыли через  налоговую систему и государственный  сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия  на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
Это привело  к очень большой роли государства  в Швеции в распределении, потреблении  и перераспределении национального  дохода через налоги и государственные  расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая  деятельность получила название “функциональный  социализм”
2. Основные  черты экономического развития 
За сто  лет из отсталой (одной из беднейших  в Европе) страны, какой она была в середине XIX в., превратилась в одно из наиболее развитых в экономическом  отношении государств. В 1970-х годах  по стоимости промышленной продукции  на душу населения Швеция находилась на первом месте в Европе.
Превращению экономики из отсталой аграрной в  передовую промышленную способствовало наличие больших запасов важных природных ресурсов: железной руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний  спрос на шведский лес и железную руду, способность Швеции разрабатывать  ресурсы и близость европейских  рынков в эпоху высоких транспортных издержек были основными факторами  развития.
В 70-х годах  прошлого столетия шведские железная руда и лес были необходимы для  индустриализации Европы. Расширение шведского экспорта способствовало индустриализации страны и росту  городского населения, что в свою очередь привело к развитию сети железных дорог и строительства. На основе шведских изобретений создавались  и быстро росли новые компании в металлургии и машиностроении. Хотя по-прежнему доминировали лесопильная  и железорудная отрасли, быстро развивались  целлюлозно-бумажная промышленность и  машиностроение.
Доля рабочей  силы, занятой в промышленности, с 1870 по 1913 г. выросла с 15 до 34%. К началу первой мировой войны на сельское хозяйство все еще приходилась  половина работающего населения.
В условиях быстрого роста населения важное значение имела эмиграция, прежде всего  в Северную Америку. В 1860-1930 гг. страну покинули 1,2 млн. шведов. Эмиграция позволила  избежать голода и массовой безработицы. Швеция избежала участия в обоих  мировых войнах, что позволило  не только сохранить производственный потенциал и трудовые ресурсы, но и значительно обогатиться на поставках воюющим странам и  при восстановлении европейской  экономики.
В межвоенный период Швеция по темпам роста ВПП  уступала только США. Однако серьезный  удар по экономике нанесли два  глубоких экономических кризиса: в 1921-1922 гг. вследствие дефляции после  первой мировой войны, что привело  к падению промышленного производства на 25% ниже уровня 1913 г., и в начале 30-х годов, когда безработица среди  членов профсоюзов в 1933 г. составляла 25%.
В послевоенный период экономика Швеции развивалась  быстрыми темпами. Это были ее “золотые”  годы. Главным фактором этого развития был экспорт. Рост производительности труда составлял в среднем  в год 5,1% в первой половине 60-х  годов и 4,3% в 1965-1974 гг. Это объяснялось  значительными капиталовложениями и успехами в политике занятости.
В 70-е годы темпы роста упали. После энергетического  кризиса 1973-1974 гг. в промышленности страны возник ряд серьезных проблем. В значительной степени это стало  следствием весьма глубокого и продолжительного мирового кризиса середины 70-х годов. Швецию поразили глубокие структурные  кризисы. Около 25% промышленного производства приходилось на отрасли, пораженные кризисом: горнодобывающую, черную металлургию, лесную и судостроение. Возросла международная  конкуренция. На мировой рынок вышли  страны с низкими трудовыми издержками. Сократились издержки на транспорт. Резко возросли цены на нефть. В тоже время конкурентоспособность шведской промышленности резко снизилась  в 1975-1976 гг., когда издержки на рабочую  силу возросли примерно на 40%. В результате шведская промышленность потеряла за 1975-1977 гг. почти 20% своей доли на мировом  рынке.
Избыток мощностей  и низкий мировой спрос на чугун  и сталь отрицательно отразились на черной металлургии Швеции. Лесная промышленность теряла свои позиции  под натиском конкурентов, прежде всего  из Северной Америки. Большой мировой  избыток мировых мощностей в  судостроении в сочетании со слабым спросом как на новые суда, так  и на фрахтование резко сократил выпуск судов в Швеции. Производство обуви и одежды испытывало очень  серьезную конкуренцию со стороны  некоторых развивающихся стран, где издержки на рабочую силу были значительно ниже, чем в Швеции. Чтобы избежать слишком резких структурных  сдвигов в промышленности и быстрого роста безработицы, государство  с середины 70-х по начало 80-х годов  предоставляло в значительных объемах  помощь пораженным отраслям, прежде всего черной металлургии, судостроению и горнодобывающей промышленности.
В 1977 г. (впервые  за 25 лет) сократился ВПП. Слабый прирост  в 1978-1980 гг. сменился очередным падением в 1981 г. С середины 70-х годов темпы  роста производительности труда  резко замедлились и составили  в 1975-1984 гг. только 1,4% в год. Количество отработанных часов с середины 60-х  годов сократилось в основном вследствие законодательных реформ о рабочих часах, о пенсионном возрасте и об отпусках. Эти реформы  учитывали рост населения и долю занятых женщин.
С целью  восстановления конкурентоспособности  правительство осуществило серию  девальваций начиная с августа 1977 г., когда крона была девальвирована на 10%. Одновременно Швеция вышла из европейской валютной системы, известной  как “валютная змея” . Однако спрос  на новые товары и технологический  прогресс привели к росту удельного  веса высокотехнологичных отраслей. Машиностроение за последний период укрепило свои позиции. Быстро развивалась  и фармацевтическая промышленность.
С 1983 года положение  резко изменилось, и шведская экономика  начала выбираться из кризиса. Вследствие двух девальваций кроны возросла ценовая конкурентоспособность, что  привело к росту экспорта. В 1883 г. ВПП возрос на 2,4%, промышленное производство - на 5,1%, производительность труда - на 7,4%. В 1984 году рост ВПП составил 4% наивысший  показатель с 1973 г. Главным фактором роста опять являлся экспорт. В последующие два года темпы  роста несколько снизились из-за замедления роста экспорта. Повышение  доходов населения привело к  увеличению личного потребления, ставшего важным катализатором продолжительного экономического подъема. В абсолютных показателях ВВС в текущих  ценах составлял в 1970 г. -172 млрд. крон, в 1980 - 525 млрд., в 1985 г. - 861, в 1989 г. - 1221 млрд. крон.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.