На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Соотношение типа и формы государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Основные  данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Ачинский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Теория государства  и права
Тема Соотношение типа и формы государства
Фамилия студента Белолипецкая
Имя студента Наталья
Отчество  студента Петровна
№ контракта 14300100104126
 

     Содержание

Введение………………………………………………………………………….………. 3
Основная часть…………………………………………………………………………….5
1 Понятие типа и формы государства …..………………………………………….…... 5
1.1 Форма государства – понятие и сущность ….…………..…..………....…..………. 5
1.2 Необходимость в типологии, основные понятия .……………...…………………..8
2 Классификация типов и форм государства.…………………………..…………….. 13
2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства………...……13
2.2 Соотношение типа и формы государства...………...……………………...……….19
Заключение …………………………………………………………………..…………..22
Глоссарий …………………………………………………………………….………… 24
Список использованных источников………………………………………..………… 26
Приложения… ………………………………………………………………..………… 27

     Введение

     Актуальность темы, прежде всего, проявляется в том, что изучение типологии и формы  государства является залогом правильного  построения государства правового, учитывая все недостатки, предыдущих форм государства, которые существовали и существуют в истории человечества. 
     Четкого соотношения между типом и  формой государства нет. С одной  стороны в пределах государства  одного и того же типа могут встречаться  различные формы организации  и деятельности государственной  власти, а с другой государства  различного типа могут обличаться в одинаковую форму.
     Государство  –  это,  прежде  всего  исторически  сложившаяся,  сознательно организованная социальная  сила,  управляющая  обществом.  Это  фактически первая,  сознательно  созданная  обществом   и   планомерно   функционирующая организация, оказывающая огромное  воздействие  на  жизнь  индивидуумов, социальных групп и всего общества.
     Традиционно отечественная теория государства  и права в этих  целях  выделяет в формах государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национального и  административно-территориального устройства, политический режим.
     Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
     Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
     Целью настоящей работы является проведения анализа соотношения типа и формы государства. Необходимо ответить на вопрос, как взаимосвязаны эти два понятия насколько тесно.
     В связи, с чем для раскрытия  цели поставлены ряд задач:
     - необходимо определить понятие формы государства, его элементы.
     - определить необходимость типологии, раскрыть основные понятия в данной категории.
     - далее считаем необходимым охарактеризовать типы государств и элементы формы государства. Потому что прежде чем выявить соотношение между двумя категориями, необходимо понимать их сущность, классификацию.
     - непосредственно проанализировать соотношение типа и формы государства.
     Поставленные  цели и задачи будут решены методом  сравнительного анализа учебной  литературы, монографий и статей следующих  авторов: Матузов, Малько, Пиголкин, Мелехин и др.
     Структура курсовой работы состоит из введения двух глав, разбитых на подпункты, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.
     В первой главе рассматривается понятие типа и формы государства, во второй главе классификация типов и форм государства, а также соотношение типа и формы государства.
     Государство очень сложный механизм, но изучение типов, формы государства и других составляющих необходимо, т.к. чтобы  построить действительно правовое  государство, необходимо учитывать опыт прошлого.
     При написании курсовой работы использовался  широкий круг юридической литературы, нормативно-правовых актов и периодической  печати. Основными нормативно-правовыми актами послужили - Абдулаева М.И. Теория государства и права; Венгерова А.Б. Теория государства и права; Хропанюк В.Н. Теория государства и права.

     Основная  часть

     1 Понятие типа и формы государства

     1.1 Форма государства – понятие и сущность

     Понятие формы государства относится  к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.
     Выделяют  три основных элемента в форме  государства:
     - форму правления,
     - форму территориального (государственного) устройства
     - политический (государственный) режим.
     В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.
     Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.
     Монархия  обладает следующими юридическими признаками:
     1) это, как правило, единоличное  правление;
     2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается  по наследству;
     Выделяют  две разновидности монархической  формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.
     В абсолютной монархии власть монарха  безусловна и не ограничена никакой  иной властью. В государстве отсутствуют  какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.
     В ограниченной монархии власть монарха  ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую  роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.1
     В настоящее время ограниченная монархическая  форма правления существует в  Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.
     Для республиканской формы правления  характерны следующие юридические  признаки:
     1) высшие органы власти формируются  путем выборов на определенный  срок, либо должности в них  замещаются путем назначения  на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.
     2) должностные лица несут политическую  и юридическую ответственность  за невыполнение или ненадлежащее  выполнение возложенных на них  полномочий. Эта ответственность  выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.2
     Республиканская форма правления также относится  к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при  феодальном строе (аристократическая  республика в Древнем Риме или  демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).
     Выделяют  два вида республик: президентскую  и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.
     Форма государства означает, кто и как  правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население  на данной территории, каким образом  оно связано через различные  территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.
     В понятии "форма государства" выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга.3
     От  формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов.
     Форма государства - это способ организации  политической власти, охватывающий форму  правления, форму государственного устройства и политический режим.
     В форме государства выражается его  строение, на которое влияют как  социально-экономические факторы, так  и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные  особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
     Например, в Англии в результате своеобразного  компромисса между буржуазией и  феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.
     1) форма правления - характеризует  порядок образования и организации  высших органов государственной  власти, их взаимоотношения друг  с другом и населением. В зависимости  от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
     2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру  государства, соотношение между  государством в целом и его  составными территориальными единицами.  По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;
     3) политический (государственный) режим  - представляет собой систему  методов, способов и средств  осуществления государственной  власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.
     Таким образом, форма государства - это  его структурное, территориальное  и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих  (Приложение А).

     1.2 Необходимость в типологии, основные понятия

 
 
     Типология по отношению к существовавшим ранее  и нынешним государствам необходима для того, чтобы не растерять накопленный  человечеством опыт организации  государственной или общественной жизни. Осознание и использование предшествующего опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить эффективность общественного прогресса.
     Типология - осуществляемое посредством аналитических  процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев).4
     Тип (исторический) государства и права - это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества.5
     Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы являются: принадлежность государственной власти, - кому принадлежит закрепленная в праве государственная (политическая) власть; целенаправленность государственной власти - в интересах каких социальных групп эта власть осуществляется; порядок осуществления государственной власти - какими способами и методами эта власть осуществляется; государственно-правовые и бытовые традиции - какие цивилизованные факторы играют большую роль. (Приложение Б)
     На  протяжении многих лет вопрос о сущности государства решался в нашей  науке односторонне. Сущность государства  видели лишь в его насильственной стороне, рассматривая его как диктатуру, ничем не ограниченную власть господствующего класса. При этом упускалось из вида, что общество едино. Следовательно, государство всегда выражает интересы всего общества и является способом его интеграции. Выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.
     Формационный  подход выражает марксистское отношение  к вопросу о типе государства. С точки зрения марксизма, под  историческим типом государства  и права понимаются взятые в единстве наиболее типичные их черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису.
     Для определения типа государства и  права в данном значении необходимо ответить на следующие три вопроса:
     1) Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство;
     2) Орудием какого класса оно является;
     3). Каково социальное назначение данного государства.
     Согласно  марксистской типологии государства делятся на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Смена одного исторического типа другим - процесс объективный, естественноисторический, его реализация возможна в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
     Рабовладельческие, феодальные, буржуазные типы государства  охватываются единым понятием эксплуататорского  государства.
     В качестве противоположности указанным  типам государства классики марксизма определяли социалистическое государство.
     Рассматривая  формационный подход к типологии  государства в тесной связи с  марксистским учением о государстве, нельзя не заметить, что марксистской трактовке этих вопросов принадлежит  значительная роль в научном объяснении возникновения и развития рабовладельческого и феодального типов государства. Она охарактеризовала буржуазный тип государства, соответствовавший состоянию общественного развития середины девятнадцатого столетия, когда завершилось формирование промышленного капитализма.
     Буржуазный  тип государства характеризовался только с позиции Маркса и Энгельса, данным эпохе промышленного капитализма, и сводился к тезисам Ленина об империалистическом государстве. Вопреки  предсказаниям о загнивании и гибели капитализма, капиталистический строй перенес не только политический удар, нанесенный революцией в России, но и выстоял в условиях глубочайшего экономического кризиса и депрессии конца 20-х - начала 30-х годов.
     Благодаря вмешательству государства в экономику он оказался способным в сравнительно короткий срок осуществить научно-техническую революцию, использовав ее достижения для повышения уровня жизни народа. При регулирующей роли государства непосредственно были приняты меры по перераспределению доходов, внедрены многочисленные средства социальной защищенности человека.
     Немало  противоречий возникает в применении формационного подхода и к  социалистическому типу государства, сложившемуся после Октябрьской  революции. В соответствии с марксистской типологией все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была многовариантной. Далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип. В развитии некоторых из них наблюдалось движение назад, длительные переходные состояния.
     Марксистскую  типологию государств можно критиковать, можно и отказаться от нее, но обязательно  надо изучать. Это необходимо делать хотя бы потому, что нельзя игнорировать опыт государств, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство - Китайская Народная Республика - продолжает успешно строить социализм, но с китайской (читай - национальной, учитывающей тысячелетиями складывающуюся ментальность населения) спецификой.
     Другим  заслуживающим внимание современным  подходом к типологии государства  является цивилизационный. В настоящее  время в нем преобладает так  называемое технологическое направление.
     Оно связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которым соответствует данное государство. Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является теория стадий экономического роста, автор которой - известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу.6
     Согласно  этой теории, призванной, по словам ее автора, бросить вызов марксизму  и вытеснить его как метод  рассмотрения современной истории, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий:
     - традиционное общество;
     - переходное общество, в котором закладываются основы преобразований;
     - общество, переживающее процесс сдвига;
     - созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного потребления.7
     К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке  и технике и на преобладании сельского  хозяйства.
     Вторая  стадия - это период трансформации  общества в более развитый период закладывания основ для "сдвига" в области обрабатывающей промышленности.
     Третья  стадия - "сдвиг", "взлет" научно-технического развития как в промышленности, так  и в сельском хозяйстве.
     Четвертая стадия характеризуется как пора "зрелости". В этой стадии достигается  устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения.
     Пятая стадия - это период "высокого уровня массового потребления", в который  ведущие секторы экономики переходят  на производство предметов потребления  длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать "государством всеобщего благоденствия".
     Представителем  другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах  государства является английский историк  А. Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков.
     В соответствии с ним он выделяет в  мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом.
     При изучении вопроса о типах государства  следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным  подходами.
     Исходя  из формационных представлений и критериев, различаются пять общественно-экономических формаций, но четыре типа политико-правовых систем; рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистическая) и социалистическая (теоретически - первая стадия коммунистической формации). Примеры: рабовладельческая формация в Древности, феодальная - в Средневековье, капиталистическая и социалистическая - в Новое время. 8
     Известные миру цивилизации различаются во времени, пространстве (географически) и духовно. Это, например, цивилизация Древнеегипетская и Античная, Западноевропейская и Китайская, Христианская и Исламская. Актуальна проблема православной и, в частности, российской (русской) цивилизации.9
     Формационные  и цивилизационные объяснения типологии  государства и права существенно дополняют друг друга. Это имеет большое политическое и государственно-управленческое значение.

     2 Классификация типов и форм государства

     2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства

     В типологии государства  существует несколько основных типов государств, которые рассмотри ниже:
     1. Рабовладельческое государство.  Государства рабовладельческого  типа возникли позднее ранневосточных  государств в результате появления  частной собственности, имущественного  расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (8-6 вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик.
     Основные  классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы. Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией.
     Рабовладельческая республиканская форма правления  была двух видов. Первый - демократическая  республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид - аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители власти и представители крупной военно-земельной аристократии.
     Пройдя  период становления и развития, рабовладельческое  государство вступило в полосу упадка. Ему на смену шло феодальное государство.
     2. Феодальное государство. На основе  феодальных производственных отношений  возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки. Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.
     Подводя итог, необходимо отметить, что основа феодального государства - частная собственность на средства производства, включая феодальную собственность на землю, но не работников (по общему правилу). Жесткое разделение общества, в том числе феодалов, на сословия и сословные группы с четко выраженным юридическим неравенством.
     3. Буржуазное (капиталистическое) государство. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом: "Свобода, равенство, братство". Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной - огромный шаг вперед по пути социального прогресса.10
     Экономическую основу буржуазного государства  на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность  на средства производства. В этом государстве  все граждане считались равны  перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов - буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. В своем развитии оно прошло ряд этапов. Буржуазное государство - это, прежде всего, неукоснительное распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества.
     4. Социалистическое государство.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.