На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экологическая Психология

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Экологическая Психология
Нилов В.
Проверил: Адаменко А.М.
Новосибирск - 2004
План. 

1.Введение 3
. 1.1. Два типа  мышления (инженерный и экологический) 3
2.Осн. часть  4
. 2.1. Предмет  экологической психологии 4
. 2.2. Ренессанс  натуралистического типа сознания 6
. 2.3. Рефлексия  и экологическое мышление 9
. 2.4. Социогенез  экологического сознания 13
3.Заключение 16
4.Список литературы……………………………………18 

1. ВВЕДЕНИЕ 

1.1 ДВА ТИПА  МЫШЛЕНИЯ – ИНЖЕНЕРНЫЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ 

Многие годы система образования была направлена на одновариантный типмышления: технологическое развитие, технократическое сознание человека;формальная рациональность; целью образования был специалист, выполняющийтехнократический заказ «машинного» развития. Чрезмерное увлечениеэффективностью результатов научно-технического прогресса привело к широкомурасширению инженерного образа мышления. Данный тип мышления сложился ираспространился в значительной мере под воздействием классическогоестествознания. Начиная со времен И. Ньютона и до начала ХХ-го века, успехинауки привели к возникновению претензий естественно-научного знания навсеобщность. Основные идеи классического естествознания сводятся кследующему: 

1) мир замкнутая  система; 2) все процессы в природе  полностью обратимы.
Инженерное мышление базируется именно на этих принципах, что отвечает
Ньютоновской  картине мира. Об односторонности  инженерного мышленияизвестный  психолог В.П. Зинченко писал: «Технократическое  мышление-этомировоззрение, существенными  чертами которого являются примат средства надцелью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием иреальностями современного мира, техники над человеком». С точки зрениятехнократического мышления, человек – это обучаемый, программируемыкомпонент системы, он объект самых разнообразных манипуляций. Его можносравнить с одним из героев романа Ф.М. Достоевского: Ставрогин представлялсобой воплощение исключительной умственной силы, в которой интеллектпоглощал прочие духовные проявления человека. 

В науке ХХ-го века многими специалистами отмечен переход кпредставлениям о мире как открытой системе и к науке, изучающей такженевоспроизводимые процессы, например школа И.Пригожина. Современная наукастроится на синергетических представлениях о мире. С другой стороны,человечество оказалось перед лицом принципиально новых глобальных проблем,порожденных необходимостью восстановления и разумного использованияприроды. Эти факты показали, что инженерный тип пышления устарел. Дляосмысления современных проблем развития человечества необходимо выработатьдругой тип мышления. Возникает проблема, как готовить специалистов,обладающих не только инженерным, но и экологическим мышлением. Новоенаучное понимание мира включает отношение Человека к Природе, процессывзаимодействия естественно-научного и гуманитарного знания, тенденцииинтеграции различных картин мира. Экологическое мышление – это системавзглядов на мир, отражающих проблемы взаимодействия Человечества и Природыв аспекте их гармонизации и оптимизации. Экологический тип мышленияособенно ярко отразился в новых научных и социально-философских концепциях
ХХ-го века: «Ноосферное  учение» В.И.Вернадского, «Мировоззрение Холизма»
Е.Нордланд, «Благоговенье  перед жизнью» А.Увейцера, «Биогеосистемнаяэкология»  И.В.Стебаева, «Экология человека»  В.П.Казначеева, «Этикаосознания» Р.Хиггинса, «Десять больших идей экологии» В.Джекобсона,экологическая педагоги и психология. 

Современная экология становится частью глобального мышления,превращается из специальной области в междисциплинарную. Экологическоепонимание мира формируется на пересечении и взаимодействии несколькихрядов научных дисциплин: от химии и термодинамики, от биологии и генетикидо истории культуры и философии, психологии и социологии. Теоретическимбазисом экологического образования, по признанию международного научногосообщества, является учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
В.И.Вернадский синтезировал в новой научно-философско-методологическойконцепции  эволюции природы и человека три  картины мира - физическую,естественно-научную  и социогуманитарную. Этот принцип построения научнойпарадигмы обеспечивает достижение сразу двух образовательных целей: 

1) формирование  специальных научных знаний; 

2) создание целостного  представления об эволюции глобальной  системы 

Человек-Природа. 

Задачи экологического образования и воспитания следующие:
. Формирование  научных представлений о взаимодействии  Человечества с Миром природы,  о закономерности, эволюции природы  как глобальной системы, о законах  развития научной мысли, рассматриваемой  как планетное явление;
. Воспитание ценностных ориентаций и нравственно-эстетических идеалов экологического характера;
. Развитие интеллектуальных  способностей к экологической  оценке конкретной ситуации, формирование  умений и навыков целесообразного  практического взаимодействия человека  с природой – экологической деятельности. 

Экологическое образование должно стать неотъемлемой составной частьюсодержания основного, среднего, специального и высшего  образования. Впринятых решениях международных  конгрессов по проблемам окружающей средыотмечено, что именно экологическое образование выступает главным средствомконструктивного преобразования и совершенствования сознания современногочеловека. Формирование экологического мышления и экологического сознания –главная задача гуманизации и гуманитаризации современного образования ипросвещения. 

2.1 Предмет экологической  психологии 

Новая междисциплинарная  область знаний – экологическая  психология –начала формироваться  в отечественной науке в 90-х  годах ХХ-ого века.
Предметом экологической  психологии является специфический вид общественногосознания – экологическое сознание. Этот термин появился в трудахновосибирских ученых-обществоведов – А.Н. Кочергина, А.А. Чечулина, Ю.Г.
Маркова – в  конце 80-х годов; в середине 90-х  годов вышли работы С.Д.
Дерябо и В.А  Ясвина, в которых представлены психологические аспектыэкологического сознания. Конкретно под экологическим сознанием большинствоавторов понимают систему взглядов (естественно-научных, философских,социально-психологических, педагогических, эстетических, нравственных,юридических, культурно-исторических) на проблемы взаимодействия
Человечества  и Природы в целом (Биосферы). Проблемы психологии какмеждисциплинарной области  знаний выстраиваются на пересечениимногочисленных  направлений научной и социально-психологической мысли:исторической психологии в общей экологии; этнопсихологии, экологии иистории мировой культуры в целом; психологии окружающей среды и Экологиичеловека, медицинской психологии и физиологии; истории искусства, теорииценностей и социальной экологии; эстетических концепций природы ипсихологии развития; истории философской мысли и истории науки, историиестествознания в особенности. 

Экологическая психология изучает феномен экологического сознания в трехосновных аспектах: социогенез, онтогенез, функционалгенез. Следуетподчеркнуть, что экологическое сознание включает целую палитруинтеллектуально-эмоциональных аспектов синтетического понимания мира:отражение, созерцание, познание, отношение, оценка, рефлексия, мышление,чувства, переживание, поведение. Экологическое сознание включает научноемировоззрение, религиозное миропонимание, рефлексивное отношение к мируприроды, эстетическое восприятие ландшафтов и пейзажей, научные картинымира. Таким образом, психологический аспект сознания гораздо шире,многограннее, богаче социально-философских аспектов сознания. Это перваяметодологическая особенность экологической психологии как новоймеждисциплинарной области знаний. Вторая особенность – природарассматривается не как окружающая среда, а как Мир Природы, как целостныйживой организм, как совокупность природных объектов, взятых в ихмногообразии, единстве и уникальности. Третья методологическая особенностьэкологической психологии – субъектное восприятие Мира Природы – восприятиеприродных феноменов как живых субъектов. Четвертая особенностьэкологической психологии – в ней используется понятийный аппарат психологииличности, психологии развития, социальной психологии, историческойпсихологии, возрастной психологии, медицинской и педагогической психологии. 

Самое характерное  и существенное в новой дисциплине, на наш взгляд, это
– применение психологической  модели познания к изучению экологическогосознания в его различных аспектах. Психологическая  модель познания включаетследующие  утверждения: человек – это личность как целостная уникальнаясистема социально значимых качеств; основной способ бытия личности –развитие; возможности личностного развития безграничны. Как показал Б.Г.
Ананьев, психологическое  познание человека становиться в  современныхусловиях одной из самых  общих моделей человекознания, посколькуисследование многообразных отношений человека к миру невозможно безисследования его сложнейшей структуры; саму эту структуру тем болееневозможно понять без системы отношений человека к обществу и к природе,звеном котрых он является. Задачи экологической психологии следующие: 

. Анализ развития  экологического сознания в процессе  социогенеза (в мировой культуре  в целом); 

. Разработка  типологии экологического сознания; 

. Анализ развития  экологического сознания в онтогенезе; 

. Анализ механизмов формирования и функционирования экологического сознания; 

. Анализ индивидуальной  и групповой специфики экологического  сознания и его развития; 

. Разработка  принципов и методов диагностики  экологического сознания у разных  групп населения. 

Главная цель элективного  курса экологическая психология – представить ипоказать феномен  экологического сознания как новый  тип мышления, как однуиз ведущих  тенденций развития современной  науки в целом, как теоретическуюи практическую стратегию деятельности человечества в целях устойчивогоразвития общества. 

2.2. Ренессанс  натуралистического типа сознания 

Идея природы  – это важнейший регулятивный принцип, задающий исходныеметодологические и онтологические концептуальные модели, которым ученыеследуют в своих  поисках. Эти регулятивные принципы играют роль социально-психологической и философско - теоретической стратегии, воплощающейся внаучно – исследовательских программах. Природа в широком смысле – это всесущее, весь мир в многообразии его форм и качеств. Природа в более узкомсмысле – это объект исследований, объект естествознания и предметхудожественного изображения. Основными характеристиками природы каквсеобщего универсума являются: универсальность, законосообразность,развитие, самоорганизация, самодостаточность. Одной из главных тенденцийсовременного этапа взаимодействия человечества и природы выступает переходот идеи абсолютного господства над природой к идее отношения общества иприроды как отношений партнеров, соизмеримых по своему потенциалу. Первымтеоретическим выражением этой позиции явилась созданная В.И. Вернадскимконцепция ноосферы. 

В современном  естествознании происходит переход  к изучению сложныхсистем. В связи  с новым радикальными преобразованиями в естествознании ХХ-го века возникает  проблема формирования нового типа сознания и новогомировоззрения, отражающего как современное знание о природе, так и реальные жизненные способности людей. В книге «Порядок из хаоса» И.Пригожин и
И.Стенгерс совершенно справедливо отметили: «Наше видение  природыпретерпевает радикальные изменения в сторону множественности,темпоральности и сложности. Долгое время в западной науке доминироваламеханистическая картина мироздания. Ныне мы осознаем, что живем вплюралистическом мире». Многие специалисты отмечают факт возрожденияфеномена натуралистического сознания в научных, социально – психологическихи философско – этико – эстетических концепциях природы. Натуралистическоесознание – это историческая традиция изучения природы, имеющая своимиисточниками античное мышление, мировосприятие эпохи Нового Времени иосновные идеи века Просвещения. Натуралистическое сознание – этоинвариантная компонента естественно – научных исследований.
Натуралистическое – это специфическое мировоззрение  естествоиспытателя,порождаемое непосредственным контактом с природой основанное на почтении к
Природе, на благоговейном  отношении к ней, на любви к  природе. Благоговениеперед Миром  Природы, согласно натуралистическому мировосприятию – этожизненное важнейшее  ощущение, пронизывающее жизнь и  научную деятельностьестествоиспытателя. Философы связывают этот феномен сознания с возрождением натурфилософского типа мышления. Но, тем не менее, с точки зренияэкологической психологии, натуралистическое сознание – это один из видовэкологического типа сознания: он включает психологический настрой личности,манеру чувствовать и думать, многогранное осмысление проблемывзаимодействия Человечества и Природы. «Это – необходимая компонентамироощущения, отражающая строй души, сопричастной природе, включающийощущение человеком себя как живого существа в ряда других существ, а такжев ряду других естественных тел Вселенной. Путь к Космосу преодолен длячеловека, воспринимающего себя как природное существо». 

Рассмотрим примеры  натуралистического сознания как инвариантнойкомпоненты естественно-научного познания и специфического психолого-философского мировосприятия. Особый интерес в этом плане представляют труды
Ж.Бюффона, М.В.Ломоносова, И.В.Гете. В.И.Вернадский писал вавтобиографических  записках, что перед поступлением в университет он сособой тщательностью прочитал и изучил труд Ж.Бюффона «Всеобщая и частнаяестественная история», вышедший в свет впервые в 1749 г. Этотэнциклопедический труд, оказавший сольное воздействие на формированиенаучных интересов В.И.Вернадского, весь пронизан особым духом величия
Природы с большой  буквы, пропитан идеями натуралистического миропонимания
«Природа всегда стремится к органической жизни  более, - писал Бюффон, - имогущество  Природы в этом «благоприятнейшем  деянии» ничем не ограничено». Вописании  живого мира Земли Бюффон поставил на первое место животных, ибоживотное, «по образу нашего понимания, есть совершеннейшее естествапроизведение, а человек изящнейшее». В книге «Бюффон для юношества» (1814г.) представлено описание маленькой птички Медосос (муха-Птица илисовременная Колибри) как одного из самых совершенных и изящных произведенийприроды. В её наряде все цвета природы так удачно и гармонично сочетаются,что никакие драгоценные камни и металлы, обработанные лучшими мастерами, немогут сравниться с её великолепием и красотою. Бюффон писал, что Природа
«…украсила  её одну всеми дарами, которые достались  в удел каждой птицепорознь; легкость, быстрота, проворство, прелести, богатый  убор, все этоистощила она для  своей любимицы. Изумруды, топазы, рубины блистают на еяодежде…» (11, с.85-86). Одним словом, заключил Бюффон свою характеристикумаленькой птички, она представляет собой «крайней степени Величие Природы».
Эти его высказывания как нельзя лучше характеризуют  натуралистическоесознание и мировосприятие естествоиспытателя. 

Научное творчество М.В.Ломоносова также проникнуто пафосом  любви кприроде, прославлением её могущества, гармонии и красоты. Его  научно-философско-гуманистическое  мировоззрение можно вполне назватьнатуралистическим сознанием и мировосприятием. Он писал в работах пофизической химии, что «натура тем паче всего удивительна», что в простотесвоей многохитростна, и от малого числа причин большое многообразие качестви явлений производит. Ломоносов подчеркивал, что нужно развивать не толькоприкладные науки, но и стремиться к глубокому познанию «естества», краскрытию общих управляющих природой законов. Даже в оде «К Елизавете», какбы указывая на значение своих собственных теоретических изысканий,
Ломоносов восклицает: 

Открыты естества уставы, 

Твоей умножат громкость славы. 

Ломоносов-поэт не только прославил научное изучение Природы (Естества),но и сумел представить  Истину в единстве научных понятий  и художественныхобразов и средств. Его поэтическая мысль сама становится средством познанияприроды. Его внимание привлекают бурные и грозные процессы, непрестанносовершающиеся в «Натуре»: клокочут недра Земли, рождая металлы, извергаютлаву огнедышащие вулканы, ревет неумолчный океан, где движутся ледяныегоры, сверкает молния и на мачтах кораблей появляются таинственные огни св.
Эльма. Мир еще  далеко не познан. В «Вечернем размышлении  о Божиимвеличестве при случае великого северного сияния» Ломоносов  не толькосозерцает ночное небо, но и стремится познать закон  «Натуры», и обсуждаетпо этому  поводу различные гипотезы: 

Что зыблет ясной  ночью Луч? 

Что тонкий пламень  в твердь разит 

Как молния без  грозных туч 

Стремится от Земли  в зенит 

Как может быть, чтоб мерзлый пер 

Серди зимы рождал пожар (51, с. 214). 

Чувство Космоса  выражено у Ломоносова с необыкновенной глубиной ипоэтической силой: 

Открылась бездна, звезд полна, 

Звездам числа  нет, бездне дна (51, с. 213). 

Необыкновенное  сочетание художественно-исторического  и научно-философского мышления позволяло  Ломоносову глобоко проникнуть в  тайныприроды. Он ставил проблему даже в поэтических одах: «Но где ж, Натура,твой закон» (51, с. 214). «Размышления о Божиим величии…» и «Письмо опользе стекла» принадлежат к числу наиболее значительных произведенийнаучно-философской поэзии не только русской, но и мировой литературы. Рядомс ними можно поставить, может быть, только философскую поэму Лукреция Кара
«О природе  вещей». Натуралистическая поэзия М.В.Ломоносова несла в себезаряд жизнеутверждающего оптимизма. 

Натуралистическое сознание было характерным явлением для миропониманияхудожников XVIII-го века – представителей реализма. В 1753 г. Вышла в светкнига английского художники У.Хогарта «Анализ красоты», которая была полнойнеожиданностью для всех, кто знал этого художника как прославленногосатирика. Красота доступна взорам, она всеми легко ощущается ивоспринимается, но почти все попытки объяснить её причины оказалисьбесплодными. У.Хогарт выступил с новой теоретической концепцией
Прекрасного. Источником наших представлений о Прекрасном, по его мнению,является сама Природа. Прежние художники базировались на идеалистическойэстетике: прекрасное в искусстве есть результат следования канонам, суммеправил, формалистическому анализу старых художественных образцов,математическим пропорциям человеческого тела. У.Хогарт отказался от техникикопирования с гипсовых моделей при создании своих картин. Он считал, чтоизучение природы во всем многообразии её форм гораздо полезнее длявоспитания художника, чем копирование старых художественных образцов: «Яначал ставить природу выше лучших произведений искусства; в жизни яусматривал такие тонкости, какие превосходят высшие усилия подражания» (48,с. 27). 

Эстетическая  теория Хогарта включает следующие  принципы: 

. Природа выше  всех произведений искусства; 

. Природа –  это образец Прекрасного, источник Прекрасного; 

. Форма может  быть прекрасной только тогда,  когда соответствует внутренней  цели художника; 

. Сущность красоты  в природе – в гармоническом  сочетании единства и многообразия;
. Красота природы  проявляется в е6динстве простоты  и сложности 

(предпочтение  волнообразной или волнистой  линии в противовес прямой  линии). 

В этой теории Красоты  Природы мы сразу узнаем главные  признаки природыкак самоорганизующейся великой Системы Мира. Трактат  английскогопредставителя реализма У.Хогарта  «Анализ красоты» демонстрируетнатуралистическое миропонимание XVIII-го века. Вместо принципа симметрии истрогой пропорциональности У.Хогарт выставил принцип многообразия и особогоизящества изогнутой линии» (48, 130). Глаз получает наслаждение отизвилистых аллей, змеящихся речек и всех предметов, форма которыхсоставлена главным образом волнообразными и змеевидными линиями. Глаззаставляет нас следовать за красотой организованной сложной формы. Истиннаякрасота природы, писал Хогарт, проявляется в следующих её реалистичныхкачествах: целесообразности, многообразии, единстве, простоте, сложности,соответствии частей общему замыслу, гармонии формы и содержания, величине
(48, ч. 122). Красивые  формы должны быть огромнейших  размеров, считал
У.Хогарт, чтобы  поражать и восхищать наше сознание. Как торжественновыглядит роща высоких деревьев, большие храмы, пирамиды и Храмы Солнца в
Египте! «Красота сложности заключается в изобретении  изогнутых форм.
Подобных старинным  головным уборам, которыми украшают головы сфинксов».
Таким образом, можно сказать, что натуралистическое сознание действительноявляется историческим инвариантом естественно-научного познания Мира
Природы и художественного  изображения Величия Натуры. 

2.3. Рефлексия  и экологическое мышление 

Рефлексия –  это специфическое свойство человеческого мышления, котороевыступает механизмом переосмысления содержания сознания и различных видовдеятельности человека. Изучение рефлексивных процессов в мыслительнойдеятельности человека. Изучение рефлексивных процессов в мыслительнойдеятельности началось с 1956 г. В работах И.С.Ладенко и Г.П.Щедровицкого.
Основное внимание обращалось на рефлексию в процессах  порождения новогознания, на её механизм в условиях выделения новых задач. В такихисследованиях сформировался  предмет генетической логики, как раздел науки,занимающейся вопросами механизмов новых логических образов мышления. Вработах Г.П.Щеровицкого рефлексия определяется как механизм развитиямыследеятельности. В теории интеллектуальных систем И.С.Ладенко рефлексияопределяется как механизм самоорганизации сложных интеллектуальных систем.
В 70-е и 80-е  годы ХХ века в отечественной психологии сформировался новыйраздел –  психология рефлексии (работы Н.Г.Алексеева, В.А.Лефевра,
В.В.Давыдова, А.З.Зака, Я.А.Пономарева, Л.В.Григоровской,
В.К.Зарецкого,И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова и др.). Предметом психологиирефлексии выступают закономерности и механизмы осмысления содержанийсознания, регулирующие функционирование и развитие высших психическихпроцессов (памяти, мышления, творческого воображения). В современнойпсихологии разработано множество новых моделей мышления. Возрастает интереск личностной компоненте в структуре мыслительной деятельности. Особенныйинтерес представляет новая концептуальная модель, разработанная
И.Н.Семеновым. Она  отражает главные тенденции современной  психологиитворчества: системное изображение  индивидуальной познавательнойдеятельности; взаимодействие когнитивного и личностного аспектов мышления. 

Согласно новой  модели, мышление осуществляется при  взаимодействиичетырех его уровней: операционального, предметного, рефлексивного,личностного. Мыслительный процесс рассматривается как целостная организациякачественно различных направлений познавательной деятельности (рис.1).
Уровни различаются  по тем объектам, на которые направлено творческоемышление. На операциональном  уровне мысль фиксируется на отдельныхконкретных действиях. На предметном уровне движение мысли направлено наанализ конкретной действительности. Рефлексивный уровень обеспечиваетпереосмысление личностью собственной практической и теоретическойдеятельности. И.Н.семенов определяет рефлексию как один из главныхсистемообразующих факторов творческого процесса мышления, который реализуякоммуникативно-личностную обусловленность мышления, осуществляет смысловуюрегуляцию его интеллектуально-содержательного плана. 

------------------------- VI личностный уровень 

------------------------- III рефлексивный уровень 

--------------------------II предметный уровень 

-------------------------- I операциональный уровень рис. 1 

Личностный уровень  является центральным в творческом процессе мышления,так как именно он обеспечивает такие важные характеристики, каксистемность, целостность, конструктивность. Именно здесь обнаруживаетсяспецифика индивидуально-человеческого подхода к решению интеллектуальныхзадач; здесь осуществляется проявление личного отношения к решаемойпроблеме, а также проявляется воздействие всего прежнего опыта на выборрешения. На личностном уровне происходить выход за границы конкретнойситуации, обусловленной решаемой задачей. Более того, «…личностный уровеньдвижения мысли (по описываемой модели) – энергетический источник,стимулятор процесса мышления в целом, в нем каждая конкретная цель находитсвое обоснование и место в целостной жизнедеятельности» (49, с.144). 

В современных  психологических исследованиях  рефлексия рассматривается вдвух  аспектах – в интеллектуалистическом и личностно-психологическом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.