На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальные институты: сущность, признаки, типология, функции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования РФ
     Государственное образовательное  учреждение
     высшего профессионального  образования
     «ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ)»
     Институт (факультет) малого и  среднего бизнеса 
 

     Реферат
     по  дисциплине
     «Социология»
     на  тему:
     «Социальные институты: сущность, признаки, типология, функции» 
 

      Выполнил:
      ст. гр. МИ-109
      Т.М.Меленова 

      Принял:
                                                                                        доцент, к.с.н.
                                                                                        И.И.Нечаева 
 
 
 
 

Владимир 2011 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава I. Сущность и признаки социальных институтов………………………..4
Глава II. Признаки, типология и функции социальных институтов
2.1. Признаки  социальных институтов…………………………………………..7
2.2. Типология  социальных институтов………………………………………..12
Глава III. Функции социальных институтов…………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список  литературы………………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Социальная  практика показывает, что для человеческого  общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.
     Практика  закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.
     Системы ролей, статусов и санкций создаются  в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
     Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами. 
 
 

     Глава I
     Сущность и структура социальных институтов. 

     Социология  и социальная философия уделяет  большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.
     Понятию «социальный институт» в отечественной  социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
     Под институтом, кроме того, подразумевают  относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.
     Если  суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:
     – ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
     – совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
     – формальную и неформальную организацию;
     – совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
     – обособленный комплекс социальных действий.
     Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.
     Приспосабливаясь  к среде, общество в течение истории  вырабатывает инструменты, пригодные  для решения множества задач  и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.
     Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.
     Социальные  институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института  брака и семьи, а заболев –  к институтам здравоохранения и  т. Д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. Д.
     Институты одновременно выступают и инструментами  социального контроля, т. К. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.
     Поскольку зарубежные, а вслед за ними и  отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т. Е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т. Е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:
     1. Установки и образцы поведения  (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);
     2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест,  иконы и др.);
     3. Унитарные культурные черты (дом  для семьи, общественные здания  для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);
     4. Устный и письменный кодексы  (запреты, правовые гарантии, законы, правила);
     5. Идеология (романтическая любовь  в семье, демократизм в государстве,  свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).  

     Глава II
     Признаки, типология и функции  социальных институтов. 

     2.1. Признаки социальных институтов. 

     Каждый  социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие с другими институтами признаки.
     Общие для всех институтов признаки объединены в пять групп 
     1.               установки и образцы поведения
     2.               утилитарные и культурные черты
     3.               культурные символы
     4.               кодекс устный и письменный
     5.               идеология
     Хотя  институт должен обязательно обладать,  утилитарными культурными чертами, у него есть и новые специфические качества, зависящие от потребностей, которые он удовлетворяет. Некоторые институты в отличие от развитых могут не обладать полным набором признаков. Это означает только то, что институт несовершенен, полностью не развился или находится в упадке. Если большинство институтов недостаточно развиты, значит общество, в котором они функционируют, находится либо в упадке, либо на начальных стадиях культурного развития.
     Рассмотрим  подробнее некоторые институциональные  признаки.
     Культурные  символы. Все институты стремятся к приобретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви – распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи – обручальное кольцо, для университета – эмблема «альма-матер». Образ промышленного объединения в концентрированной форме можно представить себе из его названия или торговой марки. Музыка может тоже стать символикой. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебный марш используются в целях формирования образа института. Символами институтов могут быть также здания, так как трудно представить себе родину без дома, религию без церковного сооружения, образование без школы или правительство без правительственного здания либо королевского дворца. Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.
     Кодексы поведения (устные и  письменные). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, в таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля.
     Формальный  кодекс поведения, конечно, производит значительное внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполнения ролей. Мужья и жены часто игнорируют супружескую клятву; граждане, пылко повторяющие государственную присягу на верность, вполне могут совершить государственную измену; члены церковного прихода, клятвенно обещающие вести праведную жизнь, могут одновременно с этим грешить, относясь с полным равнодушием к клятве. При оценке степени влияния на людей того или иного кодекса важно знать, что принятие устного или письменного кодекса в значительно большей степени гарантирует его соблюдение, чем самостоятельное формирование установок на ту или иную форму поведения. Однако, если кодекс правил и норм искусственно придуман, оторван от реальной жизни, он практически не будет выполняться. Не будет выполняться институциональный кодекс и в случае, когда не существует быстрого и неотвратимого наказания за его нарушение.
     Формальный  кодекс – лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных  ролях (солдата, родителя, профессора, политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли. Дети, которые никогда не жили в гармоничной семье, вероятно, с трудом будут представлять себе истинную роль родителей, мужа или жены. Они не имеют достаточных возможностей для изучения этих ролей, чтобы успешно выполнять их впоследствии, отобрать установки, необходимые для такого исполнения. Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.
     Идеология. Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения институциональных норм в повседневной жизни.
     Например, подростковое отклоняющееся поведение  является проблемой во всех современных  обществах. Все основные институты пытаются объяснять эту важнейшую проблему с точки зрения своих Пазовых норм. Подростковая преступность рассматривается социалистом как результат капиталистической эксплуатации, производственником – как результат неправильной политики в области занятости молодежи, работниками системы образования – как результат порочной системы школьного воспитания, а примерным семьянином — как симптом разрушения домашнего очага. Очевидно, что в данном случае, независимо от истинности этих суждений, каждый представитель института непроизвольно стремится к его укреплению, усилению его влияния и инспирированию лояльности по отношению к институциональным нормам.
     Идеология, таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института. При этом критицизм институциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.
     Для удобства  понимания основных признаков социальных институтов, приведем таблицу, в которой они рассматриваются на примере пяти главных социальных институтов общества.
     
СЕМЬЯ ГОСУДАРСТВО ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЕ РЕЛИГИЯ
1.  Установки и образцы поведения
Привязанность Послушание  Производительность  Стремление  к знанию Почтительность 
Лояльность  Лояльность     Лояльность 
Ответственность Субординация  Экономность Посещаемость  Поклонение 
Уважение    Производство  прибыли     
2. Символические культурные признаки
Обручальное кольцо Флаг  Фабричная марка  Школьная эмблема, форма  Крест
Брачный ритуал Печать  Патентный знак Школьные песни  Иконы
  Герб      Святыни
  Национальный  гимн     Гимн 
3. Утилитарные культурные черты
Дом Общественные  здания Магазин, фабрика  Классы  Церковь
Квартира  Общественные  работы Оборудование  Библиотеки  Церковный реквизит
Мебель  Бланки и  формы  Бланк и формы  Стадионы  Литература 
4. Кодекс устный и письменный
Семейные  запреты и допущения  Конституция Контракты Правила учащихся Вера 
  Законы  Лицензии    Церковные запреты 
5. Идеология
Романтическая любовь Государственное право  Монополия Академическая свобода  Православие
Совместимость Демократия  Свободная торговля Прогрессивное образование  Баптизм
Индивидуализм Национализм Право на труд Равенство при  обучении Протестантизм
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2.2. Типология социальных институтов. 

     Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой  более мелкие образования. Помимо деления  институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
     Р. Миллс насчитывал в современном  обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:
     1. Экономический – институт, организующий  хозяйственную деятельность;
     2. Политический — институт власти;
     3. Семейный – институт, регулирующий  половые отношения, рождение и  социализацию детей; 
     4. Военный – институт, организующий  законное наследие;
     5. Религиозный – институт, организующий  коллективное почитание богов. 
     Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.
     Пять  основных потребностей и институтов:
     1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
     2. Потребность в безопасности и  социальном порядке (политические  институты, государство);
     3. Потребность в средствах существования  (экономические институты, производство);
     4. Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т. Е. включая науку и культуру);
     5. Потребность решения духовных  проблем, смысла жизни (институт  религии).
     Институты возникли в глубокой древности. Социологи  определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т. Д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.
     Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или  обычаями. У каждого главного института  существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т. Д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т. Д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава III
     Функции социальных институтов. 

     Общество  является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции, которые, осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом
     Как же функционирует социальный институт? Какова его роль в процессах, происходящих в обществе? Рассмотрим эти вопросы.
     Явные функции социальных институтов. Если рассматривать  в самом общем виде деятельность любого социального института, та можно считать, что его основной функцией является удовлетворения социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует, Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей.  Это прежде всего следующие функции:
     1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Действительно, кодекс института семьи, например, подразумевает, что члены общества должны разделяться на достаточно устойчивые малые группы – семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Разрушение института семьи – это прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения.
     2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.
     3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций.
     Всякая  интеграция в институте состоит  из трех основных элементов, или необходимых  требований:
     1) консолидация или совмещение усилий;
      2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;
     3) конформность личных целей индивидов  с целями других или целями  группы. 
     Интегративные процессы, осуществляемые с помощью  институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция – это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.
     4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше новых членов.
     5. Коммуникативная  функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику – это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).
     Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются  и декларируются в кодексах и  закреплены в системе статусов и  ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.
     6. Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом. Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако часто бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида с культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.