На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по «Инфраструктура товарного рынка»

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Украины
Приазовский Государственный 
Технический Университет 
 
 
 
 

Кафедра «Менеджмента и маркетинга» 
 
 
 
 

Опорный конспект по дисциплине:

«Инфраструктура товарного рынка»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
                Разработчик:
                ст. преп. Макаров А.Н. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Мариуполь 2007

 

Содержание. 
 

1.Введение.
2.Содержание  учебной дисциплины.
3.Самостоятельная  работа студента.
4.Вопросы для  самостоятельной работы студента.
5.Список рекомендуемой  литературы.
6.Критерии оценок.
7.Образец экзаменационного  билета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Введение 

ФОРМИРОВАНИЕ  ИНФРАСТРУКТУРЫ 
ТОВАРНОГО РЫНКА
 
 

      Сложная социально-экономическая ситуация в нашей стране требует поиска реальных путей выхода из создавшегося положения, что позволит Украине  занять достойное место в ряду экономически развитых государств.
      Осуществить это можно только при ускоренном и качественном развитии рыночного хозяйства с использованием мирового опыта, особенностей и условий Украины.
      Рынок - это механизм формирования и движения воспроизводственных процессов, форма связи производства и потребления, а также различных видов коммерческо-хозяйственной деятельности посредством купли-продажи товаров, капиталов, рабочей силы, технологий, информации и др. В условиях конкуренции участники рынка вынуждены стремиться к высококачественному результату труда, снижению материальных, финансовых и трудовых затрат.
      Важнейший признак рыночной экономики - общественное разделение труда, при котором каждый субъект рынка (юридическое или физическое лицо) вправе самостоятельно выбирать наиболее оптимальный и выгодный для него вид предпринимательской деятельности, не противоречащий действующему законодательству.
      Для рынка характерны экономическая  независимость его субъектов (возможность  по своему усмотрению реагировать на потребительское поведение общества), экономическая ответственность (неукоснительное соблюдение обязательств, нарушение которых влечет различные санкции, утрату доверия деловых партнеров, ухудшение репутации, "бойкот" участниками рынка). 

Содержание  учебной дисциплины 

  Характеристика товарного  рынка
      Основным  объектом коммерческо-хозяйственных  взаимоотношений между субъектами рынка является товар в виде конкретного  изделия, материала, услуги, идеи и др.
      Товар - продукт труда (с физиологическими, материальными, финансовыми, временными затратами), предназначенный для определенных потребителей, то есть изготовленный с целью продажи нуждающимся в нем.
      Товар обладает стоимостью: потребительной (свойство быть полезным и удовлетворять  соответствующие потребности владельца) и меновой (цена, удовлетворяющая потенциальных покупателей).
      По  завершении производственного цикла  продукт труда поступает в  сферу обращения, представляющую собой:
      а) механизм организации товародвижения, определенную систему, обеспечивающую действенную связь между производством и потреблением товара;
б) совокупность актов купли-продажи определенных видов товаров в соответствии с их функциональным назначением;
      в) формы реализации конкретного товара или группы товаров, связанных между собой определенными признаками потребительского или производственного характера.
      Сфера обращения практически является товарным рынком, где проявляются все признаки рыночных отношений: действие законов стоимости, спроса и предложения, самостоятельность предпринимательской деятельности, демонополизация экономики, конкуренция, наличие рыночной инфраструктуры.
    В обобщенном виде товарный рынок позволяет:
    следить за изменением спроса и приспосабливаться к нему;
    побуждать производителей к выпуску новых, более совершенных товаров;
    расширять и совершенствовать коммерческо-хозяйственные связи;
    рационально направлять товарный поток от производителя к потребителю в достаточном объеме, нужном ассортименте, в требуемое время;
    хранить товарные запасы;
    предоставлять соответствующие услуги.
      Развитие  товарного рынка в Украине  происходит в сложных условиях. Для  него характерны относительно низкий уровень культуры рыночных отношений, недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение, нестабильная и несовершенная система финансово-кредитных отношений, склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств, хронические неплатежи, влияние криминальных структур и пр. В сложившейся ситуации государственное управление должна решать такие задачи, как создание соответствующих условий для беспрепятственного развития подлинно рыночных отношений, защита российских экономических интересов на внутреннем и внешнем рынках.
      Практика  рыночной экономики показывает, что  товарный рынок обладает несомненными достоинствами:
    объединяет интересы продавцов и потребителей естественным образом, без всякого давления на какую-либо из сторон;
    заинтересовывает   производителей   в  удовлетворении   потребностей, выражаемых через спрос;
    препятствует монополизации в производстве и обращении товаров;
    освобождает экономику от товарного дефицита, противоречащего интересам общества;
    расширяет возможности субъектов предпринимательской деятельности;
    эффективнее других хозяйственных систем решает проблемы экономики (уровень жизни, качество продукции, эффективность производства, рациональная структура потребления).
      Товарный  рынок - это обобщенное понятие, подразумевающее, по существу, систему рынков, воплощенных, главным образом, в рынки товаров: а) потребительского и б) производственно-технического назначения.
    Потребности общества на товарную продукцию подразделяются на:
    потребности, связанные с определенными обязательствами каждого человека в семье, личной жизни;
    потребности,  продиктованные общественными условиями  проживания людей,  предусматривающими подчинение законам, подзаконным актам и правилам общежития;
    потребности, возникающие вследствие общения и деятельности в малых социальных группах (компании друзей, случайных попутчиков);
    потребности, возникающие вследствие включения людей в деятельность больших коллективов - производственных (завод, фирма, мастерская, цех, бригада, рабочий участок) и непроизводственных (театр, спортивная организация, научное и конструкторское учреждение, кафедра, профсоюз, мэрия и др.).
     Данные  обстоятельства определяют отношение общества к той или иной товарной продукции, что позволяет подразделять товары на потребительские (для личного или коллективного пользования) и производственно-технического назначения (средства производства).
      Характер  приобретения и потребления этих товаров существенно различается по мотивам и способам.
      Рынок товаров потребительского назначения включает в себя обращение:
    изделий кратковременного пользования (продукты питания, предметы личной гигиены, косметика, моющие средства и др.);
    изделий длительного пользования (мебель, бытовая техника, автомобили, оргтехника, музыкальные инструменты, одежда и др.);
    изделий,  полученных в результате оказания  соответствующих услуг (индивидуальный пошив одежды или обуви, набор на компьютере рукописного текста и т. п.).
      Рынок товаров производственно-технического назначения предполагает обращение:
    предметов труда (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, энергия, топливо);
    орудий труда (производственные и складские здания, сооружения, конструкции, машины, механизмы, оборудование, аппаратура, приборы).
      Поскольку длительное время товарная продукция, особенно средства производства, распределялась планово, согласно фондам и лимитам, рыночные отношения в нашей стране не существовали.
      Товарное  распределение на основе фондов имело, в частности, следующие существенные недостатки, препятствовавшие возникновению рыночных отношений:
    - ни один планирующий орган, несмотря на его штат, уровень теоретической подготовки специалистов, степень оснащения современными оргсредствами, не в состоянии точно и своевременно рассчитать и распределить фонды на потребительские товары и материально-технические средства;
    цена на распределяемую товарную продукцию устанавливалась центром;
    товарная продукция централизованно выделялась для продажи потребителям без учета их финансовых возможностей;
    доминировало  централизованное  прикрепление   покупателей   к  поставщикам;
    торговые организации, предприятия-потребители зачастую запрашивали товар в большем количестве, чем требовалось, поскольку не были уверены, что их официальные заявки будут полностью удовлетворены;
    в централизованном порядке сложно было определить, сколько в действительности товаров потребительского или производственно-технического назначения, а также связанных с ними транспортных средств, складских площадей, трудовых, финансовых ресурсов необходимо на- 
    селению, предприятиям, отраслям, регионам.

      Административно-командная  система управления экономикой порождала в стране товарный дефицит, как правило, вследствие "силового воздействия" на экономику, хозяйственного принуждения производителей и потребителей продукции, игнорирования их объективных экономических интересов.
      Совершенно  иная ситуация складывается в условиях современного товарного рынка, где  каждый его субъект не только предъявляет спрос на конкретную товарную продукцию исходя из потребительских или технологических нужд, имеющихся у него денежных средств, но и может самостоятельно ее выбирать. Конкретный товар приобретается в ассортименте и количестве, необходимых для личного или коллективного пользования, а также изготовления продукции или оказания услуг.
      Товарный  рынок выступает в качестве альтернативы одному из элементов административно-командной системы - фондовому распределению товара, а также условия, способствующего подлинной конкуренции, установлению объективных цен. Рынок стимулирует внедрение современных технологий, разработку новых изделий и производство только той продукции, которая найдет покупателя.
      В нынешних условиях, несмотря на остроту социально-экономических проблем, доставшихся от административно-командной системы, нехватку материальных и финансовых ресурсов, сопротивление инерционных сил, рыночная экономика набирает силы. Развитие товарного рынка сопряжено с большими трудностями. Понятно, что этот рынок не может быть повсеместно внедрен каким-либо постановлением или волевым решением.
      Рынок товаров - это подвижный хозяйственный  организм, и для его рационального  формирования, успешного развития в  стране должны быть созданы необходимые предпосылки и соответствующие условия.
      Формирование  рационального товарного рынка - сложный процесс, требующий глубинных  преобразований не только в сфере  экономических отношений, но и в  общественном сознании. В стране необходимо создать реальные благоприятные условия воспроизводства и прежде всего преодолеть сложившиеся в экономике диспропорции и деформации, отрицательно повлиявшие на сбалансированность народного хозяйства. Сбалансированность предполагает соблюдение оптимального равновесия между спросом и предложением по каждому конкретному товару, между денежными средствами и их товарным покрытием.
      Обращение товаров и, соответственно, рынок  представлены отношением "продавец - покупатель", отражающим связи и противоречия между производством и потреблением. Поэтому такие экономические категории, как спрос и предложение, активно формируют рыночные отношения.
      Спрос - это форма выражения потребности  в конкретном товаре, обеспеченной соответствующими денежными средствами.
      Предложение - совокупность конкретных товаров на рынке, представленных к реализации товаропроизводителями и торговлей.
      Соотношение спроса и предложения влияет на изменение  пропорций производства, перелив  капитала, естественное рыночное распределение  материальных ресурсов и рабочей  силы между отраслями, регионами, предприятиями.
      В определенном соотношении спроса и  предложения как по товарной массе  и ее группам, так и по отдельным  товарам проявляется конъюнктура рынка, которая складывается и изменяется под воздействием многочисленных факторов, включая масштабы и структуру производства, торговли, динамику цен, денежные доходы покупателей, размеры товарных запасов, организацию товародвижения.
      Для нормального развития товарного  рынка характерны сбалансированность спроса и предложения или некоторое превышение предложения над спросом, что должно способствовать снижению цен на товары.
    Товарный рынок  имеет следующие основные признаки:
    наличие товаров и предоставление услуг на всех уровнях товародвижения;
    массовый   характер    коммерческо-хозяйственных   взаимоотношений партнеров;
    самостоятельность в  выборе продавцом,  посредником,  покупателем соответствующего   партнера   исходя из коммерческо-хозяйственных приоритетов и потенциальных возможностей;
    конечный результат взаимоотношений партнеров воплощается в акте купли-продажи товара.
 
 
  Элементы инфраструктуры  товарного рынка 

      Товар сам по себе не может "найти" своего покупателя, поэтому для рационального  товародвижения на рынке необходимо осуществить мероприятия по информационному, финансовому, юридическому, трудовому, транспортному и складскому обеспечению этого процесса.
      Важнейшим условием успешного функционирования товарного рынка является формирование и развитие его инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойное продвижение товаров  от изготовителей до потребителей.
      Термин "инфраструктура" (от лат. infra - основание, фундамент и stntctura - строение, взаиморасположение) означает комплекс соответствующих составляющих, применительно к товарному рынку - внутреннее строение, основа коммерческо-хозяйственных отношений в нем.
      Инфраструктура  товарного рынка  - комплекс видов деятельности в сфере обращения соответствующих групп предприятий, организаций, учреждений, задача которых сводится к рационализации товародвижения, рыночному регулированию товарно-денежного оборота. Она создает предпосылки и условия для ускорения оборачиваемости средств в экономике, совершенствования рыночного процесса реализации вновь созданной стоимости, укрепления материально-технической базы сферы обращения, оптимизации коммерческо-хозяйственных связей. Благодаря наличию инфраструктуры деловые взаимоотношения субъектов товарного рынка ведутся на стройной целенаправленной основе.
    Функции инфраструктуры товарного рынка:
    содействие субъектам товарного рынка в реализации их экономических интересов;
    организационное  оформление  коммерческо-хозяйственных  отношений деловых партнеров;
    обеспечение  юридического, финансового,  страхового,  контрольного обслуживания;
    изучение конъюнктуры  рынка, товаров,  конкурентов,  посредников, потребителей;
    собственно торговая или  иная  коммерческо-хозяйственная деятельность;
    посредничество в реализации товаров, налаживании коммерческо-хозяйственных связей;
    оказание соответствующих услуг субъектам товарного рынка;
    использование возможностей транспорта, средств связи, складского хозяйства, топливно-энергетического комплекса.
      Эти функции должны выполняться соответствующей  разветвленной структурой предприятий, организаций, учреждений - участников товарного рынка.
      Инфраструктура  товарного рынка в нашей стране продолжает формироваться в процессе относительно длительной эволюции коммерческо-хозяйственных отношений между субъектами рынка.
      Положительно  и весьма важно, что с развитием  рыночной экономики в Украине  элементы инфраструктуры товарного  рынка не навязываются кем-либо, а являются объективным порождением складывающихся коммерческо-хозяйственных отношений между субъектами товарного рынка.
      В настоящее время в стране образовалась действенная система предприятий и организаций - элементов инфраструктуры товарного рынка, состав которой можно представить в виде схемы . 
 
 

 
 


 

 




 
 

 



 
 
 
 

 
 
 

Рис. 1.  Элементы инфраструктуры товарного  рынка 

Указанные элементы инфраструктуры товарного  рынка составляют широкий спектр разноплановых равноправных организаций и систем, представляющих различные сферы экономики страны. Рыночные отношения требуют соблюдения пропорциональности между становлением, развитием товарного рынка и его инфраструктуры, поскольку даже частичное отсутствие и нарушение этой взаимосвязи отрицательно сказывается на коммерческо-хозяйственных связях, деятельности конкретных субъектов товарного рынка.   
 

 

 
 


 
 
 


 
 
 


 
 

 
 
 
 

Рис.2.   Торговые предприятия и организации. 

       Торговые  предприятия и организации являются объектом воплощения экономических интересов субъектов товарного рынка.(
Ошибки в выборе торговца и проблемы во взаимоотношениях с ним могут лишить покупателя возможности приобретать нужный товар в требуемом количестве, ассортименте, качестве, в желаемое время, по оптимальной цене, получать торговые услуги, сервисное обслуживание. Торговое предприятие или организация, в свою очередь, может лишиться потенциального покупателя и шансов на коммерческий успех.
 ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
       В Украине свободные рыночные отношения  пришли на смену центре лизованному  распределению товаров, которое  характеризовалось жеа ким прикреплением  покупателей к поставщикам, регламентацией поел вок товаров, твердыми фиксированными государственными ценами, ни: ким уровнем хозяйственной самостоятельности. При этом проявлени инициативы и предприимчивости не приветствовалось.
      Современная система торговли определяет спрос  и предложение, це ны на товары и  услуги, структурные изменения в  сферах производства обращения, принципиально новые подходы к установлению коммерче ско-хозяйственных связей.
      Развитию  товарных рынков, уменьшению потерь и  издержек в сфер обращения должны содействовать следующие факторы:
    оказание поддержки свободной торговле;
    свобода выбора торгового партнера;
    равноправие партнеров в процессе товародвижения, заключения сделок купли-продажи;
    конкуренция между поставщиками, посредниками, торговцами, покупателями;
    саморегулирование процессов поставки товаров;
    устранение  препятствий  на пути  свободного движения товаров по всей территории страны, региона, на внешнем рынке;
    развитие эффективных организационных форм торговли;
    свободное ценообразование;
    экономическая ответственность сторон;
    рациональное формирование инфраструктуры товарного рынка.
      Несмотря  на всемерную свободу рыночной торговли, ее планирова нию и способам организации  чужд хаотичный характер. Современный  товарный рынок должен быть рационально  организован с учетом социально-экономических требований.
Понятие "организованный товарный рынок" предусматривает систему взаимосвязанных торговых предприятий, организаций, которые на основе действующего законодательства, правил и методов современной торговли осуществляют заготовку товарной продукции, ее хранение и реализацию конкретным покупателям. В состав организованного товарногс рынка входят следующие торговые предприятия и организации
У большинства  из них, как правило, отсутствует  реальная возможность прямой реализации потребителям готовой продукции  или полуфабрикатов, поскольку весьма сложны коммерческо-хозяйственные взаимоотношения между субъектами товарного рынка, велики расходы на товародвижение.
      Эти функции берет на себя оптовая  торговля, являющаяся промежуточным звеном между производителями и покупателями товарной продукции.
      Оптовая торговля обслуживает главным образом  покупателей, приобретающих товары с целью перепродажи или использования их в относительно больших количествах в профессиональных целях. В условиях рыночных отношений оптовая торговля благоприятствует коммерческо-хо-зяйственной деятельности как производителей товарной продукции, так и покупателей. В частности, производитель продукции имеет коммерческо-хозяйственные отношения с оптовиком, а не с многочисленными потребителями, при этом сокращается документооборот. Оптовик территориально ближе находится к покупателям, чем производитель, знает их нужды, больше контактирует с ними.
      Различного  рода торговцам выгоднее закупать товарную продукцию у оптовика, чем определенными  долями у разных производителей.
      Основное внимание, материальные, финансовые и трудовые ресурсы товаропроизводители сосредоточивают на производственной деятельности, а не сбытовой, предоставляя выполнение этой функции оптовой торговле. Имея специально подготовленный торговый персонал и соот-
ветствующее информационное обеспечение, оптовики охватывают множество клиентов и покупателей.
      Оптовик способен сформировать оптимальный  товарный ассортимент, сориентированный на потенциального покупателя.
      Закупая товары в большом количестве, оптовик  разбивает их на мелкие партии, рассчитанные на конкретного покупателя.
      Оптовик осуществляет хранение товарных запасов, тем самым снижает соответствующие затраты производителя и покупателей.
      Кроме того, он обеспечивает покупателей  необходимым товаром в нужное время, требуемом количестве и ассортименте.
      Приобретая  товарную продукцию у изготовителей, оптовики берут на себя риски, связанные  со сбытом, повреждением, хищением, порчей товара. Проводя маркетинг, они предоставляют изготовителям, поставщикам и покупателям информацию о конъюнктуре товарного рынка, оказывают также консультационные, рекламные, транспортно-экспедиционные услуги, услуги по подготовке товаров к применению или использованию.
      Развитие  и совершенствование оптовой  торговли повышает значимость соответствующих оптовых предприятий (баз, складов, складов-отелей, терминалов, управлений производственно-технологической комплектации, распределительных холодильников и др.), специализирующихся на хранении и продаже товаров большими партиями.
      Предприятия оптовой торговли могут быть государственными, муниципальными, акционерными, частными и смешанными. Они обычно находятся в административных центрах, на специально отведенных территориях. Должны иметь необходимые подъездные пути, располагать соответствующими инженерными коммуникациями, развитым складским хозяйством, различными цехами (транспортным, тарным и др.), мастерскими (по изготовлению и ремонту тары, поддонов, стеллажей, грузозахватных средств, эксплуатации и обслуживанию подъемно-транспортных машин, механизмов, оборудования, средств оргтехники и т. п.). Кроме того, на территории таких предприятий должны функционировать информационно-консультационные службы, отделения банка, страховой компании, узел связи.
      Поступает товарная продукция на предприятие оптовой торговли из срответствующих источников: а) от поставщиков-изготовителей; б) от поставщиков-посредников.В качестве поставщиков-посредников могут выступать оптовые предприятия общенационального , регионального уровня, оптовые посредники (дистрибьюторские, дилерские, брокерские фирмы), организаторы оптового оборота (оптовые ярмарки, оптовые и мелкооптовые рынки, товарные биржи, аукционы).
      Завозимая на предприятие оптовой торговли товарная продукция может на время стать его собственностью, что необязательно (все зависит от статуса, стратегических и тактических задач предприятия).
      Предприятия оптовой торговли условно можно  классифицировать по некоторым признакам.
    1. Дислокация.
      В зависимости от расположения выделяют: а) оптовые предприятия, находящиеся рядом с несколькими предприятиями-товаропроизводителями; б) оптовые предприятия, расположенные поблизости от крупного предприятия-производителя; в) оптовые предприятия, находящиеся в зоне потребителей; г) оптовые предприятия, одно из которых расположено в зоне производства, а другое - в зоне сбыта; д) оптовые предприятия, находящиеся в непосредственной близости от крупного транспортного объекта (рядом с товарной станцией, пристанью, портом).
    2. Сфера деятельности.
      Предприятия оптовой торговли могут функционировать в экономическом районе, группе районов, районе, городе.
    3. Товарная специализация.
      Предприятия оптовой торговли бывают универсальными, смешанными, специализированными и узкоспециализированными. Первые реализуют продукцию различных отраслей промышленности, сельского и лесного хозяйства, вторые - товары потребительского и производственно-технического назначения, третьи - продукцию одной отрасли (при значительных объемах продаж однородной продукции), четвертые - продукцию одного предприятия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.