На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация как социально-экономическая система

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ              СИСТЕМ………………………………………………………………………….4
1.1. Организация  как система…………………………………………………….4
1.2. Общие понятия систем, признаки, свойства, классификация……………..7
1.3. Организационные отношения, их типология и схемы……………………11
1.4. Социальные и хозяйственные организации, их примеры и отличия...….14
ГЛАВА 2.СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ……………………………………19
2.1. Каковы варианты реализации на практике закона самосохранения?........19
2.2. Примеры    использования   стратегий   предпринимательства  на
примере   конкретных   организаций.   Примеры   обосновать   (пассивно-индивидуалистическая, пассивно- коллективная, активно-индивидуальная, активно-коллективная…………………………………………………………...21
2.3. За   счет   каких мероприятий   можно усилить   созидательные
ресурсы организации…………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
    Каждый  конкретный человек – это часть организации, проводящий в ней значительное время. Поэтому он должен знать основные законы и принципы функционирования организаций, уметь использовать их практически. В основе теории организации лежит теория систем. Система - это целое, созданное из частей и элементов для целенаправленной деятельности. Иногда систему определяют как совокупность взаимосвязанных действующих элементов. Признаками системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную, поэтому данная тема актуальна.
    Объектом  исследования изучения курсовой работы являются теоретические и практические положения теории организации.
      Предметом курсовой работы является понятие и сущность организационных систем.
    Цель  курсовой работы – рассмотреть организацию  как социально-экономическую систему.
    Для достижения намеченной цели в курсовой работе были определены следующие задачи:
    - рассмотреть теоретические основы  организационных систем;
    - рассмотреть сущность социально-экономической системы;
    - выявить элементы системы;
        Библиография проблемы отражена в работах Туровец О.Г., Родионова В.Н., Смирнов Э.А и другие. 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ               СИСТЕМ
    1.1. Организация как  система
    Для удовлетворения потребностей общества, разных групп населения в материальных и духовных благах, бытовых услугах, охране здоровья, воспитании детей, образовании общество создает специальные учреждения — организации, являющиеся органическими ячейками общества и самой массовой формой объединенного труда. В них реализуются производственные, социальные и экономические отношения, концентрируются основные трудовые ресурсы страны, ее технико-технологическая база и финансовые средства.
    Организация - это целевая общность людей, деятельность которых интегрирована и соответствующим образом упорядочена. Организация создается обществом для решения определенного круга социальных задач и осуществления определенных целей. Цели организации задаются извне или вырабатываются внутри нее, с учетом этих целей выбираются форма и устройство организации /1, с. 6/.
    В организацию входят ее участники, члены, работники, поскольку организация - это не один человек, а общность людей, причем людей, не просто связанных между собой, а взаимосвязанных, где действия одного обусловлены действиями другого и вызывают их. Люди объединяются в организации потому, что цели, которые они ставят перед собой и которые важны для каждого из них, не могут быть достигнуты никем из них порознь. Только интеграция целей отдельных членов организации позволит достичь целей самой организации.
    Возникает вопрос: почему человечество так часто  прибегает к такой форме устройства, как организация? В чем ее преимущества?
    Многовековой  опыт указывает на важное достоинство  организации, которое состоит в том, что, соединившись наилучшим образом, люди могут получить больший результат своей деятельности, чем действуя порознь. В этом находит выражение так называемый эффект организации, являющийся следствием возникновения при объединении людей прироста энергии. Источником дополнительной энергии является взаимодействие участников организации /2,  с. 43/.
    Понятие организации, подчеркивающее ее единство и целостность, в определенной мере совпадает с часто применяющимся понятием системы. Следует выяснить, в чем эти понятия совпадают и в чем их различие.
    Системой  называется организованное сложное целое, совокупность или комбинация предметов или частей, образующих комплексное, единое целое. Иначе говоря, под системой понимается наличие множества объектов с набором связей между ними и между их свойствами.
    При такой трактовке системами являются:
    - машины, собранные из множества  деталей и узлов;
    - человеческий организм, образуемый совокупностью клеток;
    - предприятие, объединяющее и связывающее  в единое целое множество производственных  процессов, коллективов людей,  машины и т.д.
    Рассмотрим  такие термины, как «объекты», «свойства», «связи».
    Объекты - это части или компоненты системы. Такая сложная система, как предприятие, включает в себя цехи и участки, станочный парк, коллективы людей и т.д.
    Свойства  - это качество параметров объектов, а качество есть внешнее проявление того способа, с помощью которого получается знание об объекте или которым объект вводится в систему. Свойства позволяют описывать объект количественно, выражая его в единицах, имеющих определенную размерность.
    Связь - это то, что соединяет объекты и свойства в единое целое. Без связей система не может функционировать /1, с. 7/.
    Организации создаются людьми для достижения определенных общественных, корпоративных и личных целей. В этом заключается смысл их существования. Таким образом, с одной стороны, организация является элементом общественной системы.
    Основой деятельности любой организации является ее цель. Цель — это желаемое состояние системы в результате управляемого процесса ее развития. Цель должна быть социально значимой, актуальной, реальной, измеряемой, понятной исполнителям, совместимой с подцелями, с возможностями, иметь конкретные сроки исполнения и допускать возможность корректировки при изменении внешних и внутренних условий.
    Цель  организации зависит не только от желания членов ее коллектива (субъективная сторона), но и от реальных возможностей ее выполнения (объективные условия). Диалектика субъективного и объективного лежит в основе целеполагающей деятельности каждого человека в отдельности, организации и общества.
    Организация будет жизнеспособной только в том  случае, если ее цель достаточно хорошо согласуются с целями, стоящими перед обществом в целом. Поэтому организация является целенаправленной системой.
    Успешное  достижение поставленной цели или реализация подцелей предусматривают согласованное  действие всех членов организации, обоснованное распределение материальных и финансовых ресурсов, создание системы информационного обеспечения, использование современных технологий управления. Чтобы достичь цели с минимальными временными и материальными затратами, необходимо скоординировать деятельность всех звеньев организации. Для этого в любой организации выделяется:
    - управляющая часть (дирекция, административно-управленческий аппарат, менеджеры),
    - управляемая часть (исполнительные звенья).
      Таким образом, организации относятся к управляемым системам. /3, с. 18-19/.

    1.2. Общие понятия систем, признаки, свойства, классификация

    В основе теории организаций лежит теория систем.
    Система – это целое, созданное из частей и элементов целенаправленной деятельности и обладающее новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей, его образующих;
    Признаками  системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и  иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.
    Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем.
    Подсистема – набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (экономическая, организационная, техническая подсистемы).
    Большие системы (БС) – системы, представляемые совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках данной большой системы базовые элементарные функции.
    Свойства системы – это качества элементов, дающие возможность количественного описания системы, выражения ее в определенных величинах.
    Система обладает рядом свойств.
- система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации - законе самосохранения;
- система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);
- в системе  формируется сложная зависимость  от свойств входящих в нее  элементов и подсистем (система  может обладать свойствами, не  присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов) /4, с.31/.
    Каждая  система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь (рис. 1.1).
    
 
Рис. 1.1. Схема функционирования системы

    Классификация систем может быть проведена по различным  признакам, однако основной является группировка  их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.
    Техническая подсистема - включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный может испортить информационную и техническую базу компьютера.
    Биологическая подсистема - включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например муравейник, человеческий организм и др. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов, решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений, т.е. он должен правильно ответить на вопрос: что будет, если?
     Социальная (общественная) подсистема - характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. /5, с. 79/.
    Перечисленные виды подсистем обладают различным  уровнем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реализации решений (рис. 1.2).
    
 
Рис. 1.2. Соотношение неопределенностей  
в деятельности различных подсистем

    Социальная  система может включать биологическую  и техническую подсистемы, а биологическая – техническую (рис. 1.3).
    
 
Рис. 1.3. Взаимодействие подсистем

    Социальные, биологические и технические  системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и  закрытыми, полностью и частично предсказуемыми (детерминированные и стохастические), жесткими и мягкими. В дальнейшем классификация систем будет рассматриваться на примере социальных систем.
    Искусственные системы создаются по желанию человека или какого-либо общества для реализации намеченных программ или целей. Например, семья, конструкторское бюро, студенческий профсоюз, предвыборное объединение.
    Естественные системы создаются природой или обществом. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, стратегия устойчивого развития мировой экономики.
    Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой, сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информации, органы местной власти.
    Закрытые системы характеризуются главным образом внутренними связями и создаются людьми или компаниями для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего персонала, компании или учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, масонские общества, семья на Востоке.
    Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство типовой продукции.
    Стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компании, игра в русское лото.
    Мягкие системы -характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого – слабой устойчивостью. Например, система котировок ценных бумаг, новые организации, человек при отсутствии твердых жизненных целей.
    Жесткие системы – это обычно авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей организации. Такие системы обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям, слабо реагируют на небольшие воздействия /6, с.231/.

    1.3. Организационные отношения, их типология и схемы

    Организационные отношения – воздействие, взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении. Схематично среда организационных отношений представлена на рис. 1.4.
    

    Рис. 1.4. Среда организационных отношений:  
В – взаимодействие; П – противодействие

    Элементы организации – составные неделимые части, которые лежат в основе конкретной организации, или ее первичные компоненты, которые достаточны для появления организации как нового целостного явления.
    Организационные отношения могут складываться на уровне:
        – здравого смысла;
        – взаимного уничтожения;
        – заранее спроектированного взаимодействия.
    Внешняя среда включает условия и организации, в том числе политические, экономические и экологические условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д. Так, для учебного института внешней средой будет город, где он расположен, отношение общества к образованию и т.д. Внешние организационные отношения возникают с чиновниками различных муниципальных и федеральных служб, спонсорами, поставщиками и потребителями и т.д. Внутренней средой для учебного института являются все его подразделения, в том числе кафедры, деканаты, хозяйственные службы, персонал, студенты.
    Создание  благоприятной атмосферы взаимодействия организации с внешней средой и во внутренней среде – это  задача профессионального управления /7, с. 211/.
    Организационные отношения складываются в процессах организации: производства в целом или его отраслей; труда на предприятии; сферы обращения; создания, реформирования, реорганизации, реструктуризации и ликвидации.
    В основе организационных отношений  лежит порядок, т.е. принятый или  установленный свыше регламент нахождения объекта во времени и в пространстве. Порядки бывают алфавитными , номерными, должностными, сложившимися, ведомственными, особыми (при чрезвычайных ситуациях), уставными, по законодательству и др.
    Организационные отношения между персоналом компании могут быть представлены в виде базовых, производных и смешанных схем. К базовым схемам относятся линейная и кольцевая (рис. 1.6, 1.7. ), к производным – колесообразная, звездообразная, иерархическая, штабная и матричная (рис. 1.8,1.9.). Из наборов базовых и производных схем формируются смешанные схемы. В рамках одной компании может существовать несколько типов отношений. Линейная схема представлена на рис. 1.6.
    
 
Рис. 1.6. Линейная схема (в схеме нет обратной связи)

    В схеме нет обратной связи. Линейная схема работает в небольших организациях при высоком профессионализме и  авторитете руководителя, а также  большой заинтересованности подчиненного в успешной работе организации.
    Кольцевая схема (рис. 1.7. ) хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций со стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.
    
 
Рис. 1.7. Кольцевая схема (функциональные связи)

    Схема «колесо» (рис.1.8.) хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска продукции и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.
    
 
Рис. 1.8. Схема «колесо» (линейно-функциональные связи)

   Схема «звезда», представленная на рис.1.9.,дает положительные результаты при филиальной структуре организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности каждой составляющей организации /8, с. 144/.
    
 
Рис.1.9. Схема «звезда» (линейная связь) 

    1.4. Социальные и хозяйственные  организации, их  примеры и отличия
    Выделение социальных и хозяйственных организаций  связано с особенностями функционирования различных социальных систем.
    Теория  организации рассматривает преимущественно  социальные системы, так как все другие так или иначе приводятся к ним. Основной связующий элемент социальной системы - человек. Социальные системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др.
    В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т.д. Продукция таких организаций – это товары (услуги), информация или знания. Таким образом, социальная организация - это социальная (общественная) подсистема, характеризующаяся наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов и реализующая себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний /9, с. 305/.
    Примерами социальной организации выступают: средняя школа, высшее учебное заведение, поликлиника, симфонический оркестр, библиотека, правительственное учреждение, футбольная команда «Динамо», политическая партия и т.д., в сфере экономики - промышленное предприятие, торговая организация, банк, строительная или транспортная организация, фирма, компания и т.д. У социальной организации есть свое название, устав (программа), сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников. Ее деятельность выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. Социальная организация может состоять из нескольких человек (агентство недвижимости), а может включать сотни тысяч работников (транснациональная компания).
    Особенностями социальных организаций являются:
    1) реализация потенциальных возможностей  и способностей человека;
    2) формирование единства интересов людей (личных, коллективных,
    общественных);
    3) сложность, динамизм и высокий  уровень неопределенности.
    Важнейшими  элементами социальной организации  являются организационное пространство, организационная культура, отношения  власти.  
    Хозяйственные организации создаются для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде.
    К хозяйственным организациям относятся:
    -  юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т.д.;
    -  неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуально-трудовой деятельности и т.д.
    Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Встречаются организации со смешанной формой собственности, например, акционерные общества, в которых государство имеет только часть ее акций, а остальные принадлежат частным лицам - юридическим или физическим.
    Хозяйственные организации принято разделять  на четыре группы: микро, малые, средние  и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе /10, с.122/.
    Особенностью  хозяйственных организаций является прежде всего то, что они создаются  для удовлетворения потребностей и  интересов человека и общества во внешней для организации среде, кроме того хозяйственные организации могут производить продукцию в виде товаров, услуг, работ, информации. Независимо от того, относится организация к социальным или хозяйственным, она может быть помещена в рамки более общей классификации. При этом выделяют ряд классификационных признаков социальных и хозяйственных организаций. Прежде всего, можно говорить о статусе организации по отношению к своим членам; в этом смысле организации бывают первичными и вторичными. Первичность означает, что организация для объединяемых ею людей выступает как некая внешняя данность, образованная и существующая независимо от них. Включаясь в уже действующую организацию, люди признают ее главенство над собой, невозможность влиять на решение принципиальных вопросов; подчиняются ее требованиям; действуют в соответствии с устанавливаемыми ею правилами, что и свидетельствует о первичности и абсолютной приоритетности организации над ними. Примером первичной организации может служить государственное учреждение, которое как структура возникает на основе решения вышестоящих инстанций, а затем уже заполняется людьми. Вторичные организации создаются, наоборот, их членами, наделяющими их определенными правами и ресурсами, устанавливающими «правила игры», которым на определенных условиях готовы подчиняться. Они существуют в двух формах: корпоративных и ассоциативных организаций. К корпоративным организациям относятся те, члены которых готовы для достижения своих целей в определенной степени жертвовать собственным суверенитетом. Организация согласовывает эти индивидуальные цели и способствует их достижению путем подчинения общей цели, формально выступающей как ее цель.
    Для этого она должна обладать некоторой  независимостью от участников и временным приоритетом по отношению к ним. Примером такого рода организации является акционерное общество, которое в промежутке между собраниями участников диктует им свою волю, а последние подчиняются его решениям. В то же время на самом собрании они определяют судьбу организации, стратегию и перспективы ее развития. Поэтому приоритет корпорации является условным. Организация ассоциативного типа создается своими членами для повседневной координации их деятельности без потери ими суверенитета, поэтому не обладает даже условным приоритетом над ними. Решения здесь принимаются с всеобщего согласия, и неукоснительно действует принцип увязки интересов, защищаемый правом вето со стороны меньшинства. Это обеспечивает преобладание интересов членов организации над интересами самой организации.
    Исходя  из особенностей взаимодействия отдельных элементов, организации подразделяются: на механистические и органические.
    Механистические характеризуются незыблемостью границ, преобладанием жестких «вертикальных» связей, официальным характером отношений, всесторонней регламентацией и запрограммированностью деятельности, напоминающей работу технических устройств. При решении простых повторяющихся задач в условиях стабильного окружения и определенности перспектив это бывает часто даже полезно. Такие организации обычно требуют от своих членов безусловной лояльности, ограничивают свободу информации, действий, высказываний, игнорируют мнения людей и саму их личность. Механистическими по своей сути являются все государственные организации, а также крупные и средние коммерческие фирмы, функционирующие в традиционных отраслях экономики, слабо подверженных воздействию НТР и конкурентной борьбы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.