На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Малый бизнес и инфраструктура поддержки малого бизнеса

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МАЛЫЙ БИЗНЕС И ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
     Развитие  малого предпринимательства является важным фактором формирования рынка. История цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малые предприятия являются наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства.
     При отнесении предприятий к малому бизнесу могут использоваться различные критерии. Это прежде всего численность работников, объем реализованной продукции и услуг, отраслевая принадлежность, величина годовой балансовой прибыли, возможности и характер деятельности и др.
     По  своим возможностям малые предприятия  можно условно разделить на два вида:
    не  имеющие  потенциала  для  роста  (такие  предприятия , занимают 
    небольшую нишу, например, охватывают малый по территории рынок 
    или занимаются товарами, имеющими ограниченный спрос);

    быстрорастущие, которые имеют в будущем потенциал для роста деловой 
    активности, но вначале создаются как малые предприятия. По мере роста 
    масштабов деятельности и деловой активности они перейдут в категорию 
    крупных предприятий.

     По  характеру деятельности малые предприятия  можно разделить на экономически независимые, т. е. осуществляющие свою деятельность самостоятельно, и связанные с крупными предприятиями, т. е. выполняющие определенный вид услуг или работ по заказам этих предприятий [20, с.25].
     Как метод хозяйствования предпринимательство  характеризуется следующими признаками:
    экономической свободой хозяйствующего субъекта;
    ориентацией на коммерческий успех;
     3) финансовой  и экономической  ответственностью за результаты  своей 
деятельности;

     4) хозяйственным риском;
     5) новаторством,    творческим    поиском,    без    которых    немыслимо 
предпринимательство.

1.1 Роль малого бизнеса  в рыночной экономике
     Малое предпринимательство играет исключительно  важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта. Малый бизнес в рыночной экономике является ведущим сектором, определяющим темпы
     экономического  роста, структуру и качество валового национального продукта. Он относится  к новаторскому, антибюрократическому стилю хозяйствования.
     Значение  малого бизнеса в рыночной экономике  определяется следующими его специфическими особенностями:
     - способностью   наиболее   оперативно,   гибко   и   полно   удовлетворить 
потребительский спрос;

    экономичностью, связанной с высокой скоростью оборота авансированного 
    капитала,    вследствие    низких    затрат    на    его    пассивную    часть    и 
    производственную инфраструктуру, а также более полной загрузкой и высокой 
    производительностью живого труда и оборудования;

    способностью укреплять рыночные отношения, формировать и поддерживать 
    конкурентную   среду,   противостоять   и   преодолевать   монополистические 
    тенденции и монополизм;

    возможностью создавать новые рабочие места и поглощать незанятую 
    рабочую силу в условиях широкомасштабной незанятости и экономического 
    кризиса, что является эффективным инструментом снижения социальной 
    напряженности и решения проблем трудоустройства и переквалификации 
    работников;

    созданием условий для проявления и реализации творческого потенциала 
    людей, что делает малый бизнес мощным источником новейших научно- 
    технических разработок и инноваций [7, с. 15].

     В условиях острой товарной конкуренции, когда решающим фактором становятся темпы обновления ассортимента, малые фирмы проявляют изрядную мобильность и гибкость. Во всех промышленно развитых странах очень велика роль сферы услуг, в которой занято 60% рабочей силы.
     Бурное  развитие малого бизнеса в торговле и сфере услуг связано прежде всего с низкой начальной капиталоемкостью начинаний. Кроме того, создание малых предприятий в сфере услуг нередко связано с частичной диверсификацией крупного бизнеса (выделение таких функций как охрана, эксплуатация, ремонт, послепродажное обслуживание и др.). Довольно часто высококвалифицированные работники крупных корпораций, накопив некоторый капитал, открывают собственное дело [7, с. 15].
     Особо важную роль малый бизнес играет в  решении проблем занятости. По расчетам Международной Федерации мелких и средних промышленных предприятий, в США, Германии, Великобритании, Италии за счет малого бизнеса создаются две трети новых рабочих мест.
     Развитие  малого бизнеса несет в себе множество  важных преимуществ для становления рыночной экономики:
     -    увеличение числа собственников, а значит формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
    рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы 
    граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных 
    групп;

    создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными 
    затратами;

    трудоустройство  работников,  высвобождаемых  в  госсекторе,  а также 
    представителей социально уязвимых групп населения (молодежи, инвалидов, 
    женщин);

    подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным 
    профессиональным образованием, которые приобретают свою квалификацию 
    на месте работы;

    разработка и внедрение технологических и организационных новшеств;
    ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
    улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
     Также к достоинствам малого бизнеса относятся:
    сравнительно низкая капиталоемкость и поэтому широкая доступность всем желающим открыть свое дело;
    гибкость и оперативность в действиях и решениях, что позволяет в короткие 
    сроки наладить производство, торговлю разнообразными товарами и услугами;

    личное общение с клиентами, ориентация на потребителя, быстрая адаптация 
    к особенностям местных условий, что значительно повышает вероятность 
    выживаемости малого бизнеса. Индивидуальный предприниматель, например, 
    идеально приспособлен для изучения пожеланий, обычаев, привычек и других 
    характеристик местного рынка;

    возможность быстрого накопления капитала, высокая его оборачиваемость, 
    свободный и оперативный перелив капитала в наиболее доходные сферы 
    деятельности, что позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться и 
    изменяться. Благодаря высокому обороту доходность малых предприятий 
    может быть выше, чем крупных фирм;

    низкие эксплуатационные издержки, что позволяет малым фирмам оставаться 
    «на плаву» даже в самые тяжелые периоды развития экономики;

    независимость действий,  возможность  быстро реализовать  свои идеи, 
    изобретения, достичь личного успеха, что особенно важно для людей с ярко 
    выраженными индивидуальными чертами характера;

    мобильность на рынке и в сфере высоких технологий, что способствует 
    достижению высоких научно-технических результатов.

     Несмотря  на большое значение малого бизнеса  для экономики, его становление и развитие связано с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе - это нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Недостаток капитала, в свою очередь порождает ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы, специалистов по менеджменту, приобретение устаревшего оборудования, неудобное месторасположение фирмы и т. д.
     К недостаткам малого бизнеса также  относятся:
     - большая физическая и умственная интенсивность, особенно на начальном 
этапе предпринимательской деятельности;

     - длинный рабочий день и большая ответственность;
    значительная зависимость от других лиц, фирм, государства;
    личные проблемы предпринимателей.
Становление и развитие малого бизнеса в Республике Беларусь
     Предпринимательство - это особый тип хозяйствования. В соответствие с Законом Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь»     предпринимательская     деятельность «самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия)». Согласно этому же документу предпринимательством не может являться деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений [6, с.2].
     Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение [7, с.572]. Его роль не всегда понималась правильно. В 1960-е годы преобладала тенденция на сворачивание малого бизнеса, когда происходило массовое поглощение малых фирм крупными компаниями. Считалось, что малый бизнес менее эффективен по сравнению с крупным. Изменение отношения к малому бизнесу началось в 1970-е годы, когда значительно снизились темпы роста национального продукта и производительности труда. Большинство развитых стран столкнулось с огромной инфляцией и безработицей. Глобальный экономический кризис, вызванный гигантскими масштабами хозяйствования, привел к переоценке места и роли малого бизнеса в экономике. С этого момента начинается его стремительное развитие и становление класса мелких собственников, которые и составили ядро современного среднего класса, обеспечивающего экономическую и политическую стабильность государств.
     История развития малого предпринимательства  в Республике Беларусь насчитывает около 18 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса.
     Основными нормативно-правовыми документами, определяющими направления и меры в данной области, являются Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства», Указ Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства».
     По  действующему законодательству малое  предпринимательство в Республике Беларусь может осуществляться в двух формах:
     - юридическими   лицами   (малые   предприятия),   т.   е.   организациями, прошедшими государственную регистрацию, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.
     - индивидуальными   предпринимателями   (гражданами)   без образования юридического  лица  с  момента  государственной  регистрации  в  качестве индивидуального предпринимателя.
     В РБ действуют два нормативных  документа, раскрывающих содержание видов и форм предпринимательской деятельности:
    Общегосударственный классификатор Республики Беларусь (ОК РБ) 
    организационно-правовых   форм   юридических   лиц   и   индивидуальных 
    предпринимателей.

    Общегосударственный классификатор Республики Беларусь (ОК РБ) 
    форм собственности

     В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства - юридическим лицам - относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:
     -  в промышленности и на транспорте — до 100 человек;
     - в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и научно-производственной сфере - до 60 человек;
    в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
    в других отраслях производственной сферы, общественной питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 человек;
    в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек [5, с. 1].
     В п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» закреплено, что «для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в том числе заключаемым с юридическими лицами.» [15, с.85]. Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 № 760 в часть вторую и третью п. 2 Указа № 285 были внесены следующие изменения, которые значительно ограничили трудовую правосубъектность индивидуального предпринимателя: «Деятельность индивидуального предпринимателя с 1 января 2008 года может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки)» [15, с.85]. Остальные субъекты предпринимательства могут осуществлять свою деятельность только после регистрации частного унитарного предприятия (ЧУП).
     Субъекты  малого предпринимательства образуют разветвленную сеть, действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса.
     Развитие  малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное  благосостояние и достойный уровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
     На  переходном этапе Республики Беларусь к рынку развитие малого бизнеса приобретает особое значение. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменение потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке.
     Малый бизнес вносит существенный вклад в  формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики РБ имеет первостепенное значение.
Государственное регулирование деятельности малых предприятий  в Республике Беларусь
     Государственное регулирование малого предпринимательства  в транзитивной экономике представляет собой систему законодательных, исполнительных, координационных мер, а также мер по контролю, проводимых соответствующими государственными учреждениями и организациями, для повышения социально-экономической эффективности предпринимательского сектора и обеспечения его развития в заданном трансформацией направлении (в Республике Беларусь это социально ориентированная рыночная экономика).
     Главной целью государственного регулирования малого предпринимательства в странах с рыночной и транзитивной экономикой является стимулирование предпринимательской активности населения посредством создания благоприятной институциональной среды или поддержка малого предпринимательства. Государственное регулирование призвано решать задачи обеспечения равных условий хозяйствования и развития конкуренции, повышения ответственности субъектов предпринимательства за результаты хозяйственной деятельности, устранения правовых, административных, организационных и экономических препятствий на пути развития предпринимательства и т. д.
     Эффективная система государственного регулирования  будет включать институты, побуждающие  субъектов малого предпринимательства  действовать по их собственному выбору и на основании мотивов, направляющих их поведение на то, чтобы вносить максимально возможный вклад в удовлетворение потребностей других социальных групп и общества в целом.
     Система поддержки малого предпринимательства  в Республике Беларусь имеет сложную структуру, состоящую из Департамента по предпринимательству,   государственных   фондов   финансовой   поддержки, субъектов инфраструктуры поддержки и программ государственной поддержки малого предпринимательства.
     Основными задачами Департамента по предпринимательству Министерства экономики являются поддержка и развитие предпринимательства в Республике Беларусь, координация деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в этой сфере. Департамент разрабатывает проекты законов Республики Беларусь, решений Президента, Правительства, нормативных правовых актов по вопросам поддержки предпринимательства, осуществляет разработку ежегодных республиканских программ государственной поддержки малого предпринимательства, содействует формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства, оказывает организационную и информационно-методическую помощь по вопросам финансово-кредитной поддержки. Им, в частности, принимаются программы по развитию предпринимательства в Республике Беларусь.
     Основные  задачи Фонда поддержки малого и  среднего бизнеса Министерства экономики:
     - финансовое обеспечение  государственной  политики  поддержки  малого 
предпринимательства путем участия в  финансировании соответствующих 
государственных, отраслевых и региональных программ, оказания субъектам 
инфраструктуры поддержки малого бизнеса финансовой, организационной и 
информационно-методической помощи на льготной или безвозмездной основе;

     - контроль целевого использования средств, выделяемых субъектам инфраструктуры или получаемых этими субъектами при содействии Фонда. При этом централизованная государственная финансовая поддержка деятельности частных предприятий осуществляется прежде всего через Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.
     Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей был создан в 1992 году как государственная организация, содействующая проведению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий. Фонд осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:
     -  содействие проведению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного    использования    финансовых    ресурсов    для    реализации соответствующих целевых программ, проектов;
     -  участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации государственных, отраслевых и региональных программ, проектов и мероприятий, способствующих созданию рабочих мест путем развития малого предпринимательства и конкуренции, демонополизации экономики, насыщения рынков товарами;
     -  участие  в  формировании  рыночной  инфраструктуры,  обеспечивающей субъектам малого предпринимательства равные условия и возможности для осуществления предпринимательской деятельности;
     - поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, использованию патентов, лицензий, ноу-хау;
    содействие привлечению национальных и иностранных инвестиций для осуществления   приоритетных   направлений   деятельности   по   созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;
    участие в реализации международных программ и проектов по вопросам развития малого предпринимательства.
     В республике функционируют центры и инкубаторы, которые оказывают поддержку представителям малого предпринимательства в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-технологическом.
     Субъекты  инфраструктуры проводят маркетинговые исследования, разработку и экспертизу бизнес-планов, проводят обучающие семинары, курсы и другие мероприятия.
     Ежегодные республиканские и региональные программы государственной поддержки разрабатываются и реализуются с целью совершенствования государственной поддержки и развития малого предпринимательства, включают в себя совершенствование нормативной правовой базы, финансово-кредитную и инвестиционную поддержку субъектов малого предпринимательства.
     В рамках республиканской Программы  государственной поддержки малого предпринимательства реализовываются мероприятия по созданию льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам.
     Региональные  программы государственной поддержки  малого предпринимательства осуществляются по направлениям:
    совершенствование нормативной правовой базы;
    ресурсное и финансовое обеспечение развития малого предпринимательства;
    формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса;
    информационное, учебное и методическое обеспечение предпринимательства.
     Жизнестойкость  малого  бизнеса  определяется  тем,  сумеет  ли  он использовать следующие условия:
    территориальная, производственная и технологическая дифференциация бизнеса. Крупным предприятиям не везде выгодно заниматься бизнесом из-за слишком узких рыночных параметров. Небольшой объем продаж и высокие    эксплуатационные    расходы    не    позволяют    крупным предприятиям заниматься многими видами деятельности и небольшими по емкости рынками;
    важность персонального обслуживания. Основу многих видов бизнеса составляет персональное обслуживание клиентов. В этом случае качествоработы зависит во многом от профессионального мастерства владельца фирмы;
    удобство обслуживания. Расположение фирмы и поздние часы работы позволяют   их   владельцам   успешно   конкурировать   с   крупными предприятиями, которые не имеют таких преимуществ;
    потребность  в  каком-либо  специализированном ремесле,  например, печников, столяров, кулинаров, механиков и т. д.;
    нерегулярность спроса. Деятельность сезонного характера зачастую не способствует тому, чтобы создавать крупномасштабное предприятие, например, по прокату лодок, лыж и т. д.;
    оперативность и гибкость структур. Это условие имеет особенно важное значение при разработке и внедрении наукоемких проектов, когда необходимо быстро сконцентрировать финансовые и интеллектуальные ресурсы на новом направлении.
     Для развития малого бизнеса необходим  отдельный комплекс общих и специфических предпосылок социально-экономического, инфраструктурного, правового, организационного и кадрового характера. Малый бизнес — это длинный рабочий день, высокая степень риска, большая конкуренция и ограниченный потенциал для получения прибыли. Считается, что без реальной поддержки государства малый бизнес не может успешно развиваться. Всеми своими достижениями, которыми располагает малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой, он обязан прежде всего государственной политике. Малому бизнесу в этих странах оказывается всестороння помощь и предоставляются различные льготы. В их числе создание сети бесплатных консультативных пунктов, где начинающие предприниматели могут получить необходимые знания по бизнесу и информацию, связанную с выбором сферы деятельности, разработкой бизнес-планов, организацией управления и бухгалтерского учета, взаимодействием с внешними партнерами и клиентами. Кроме того, малые предприятия и индивидуальные предприниматели под гарантии государства могут воспользоваться льготными кредитами, получить реальную материальную помощь различных предпринимательских фондов.
     Советом Министров Республики Беларусь утвержден  комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года [11, с.1]. Данный комплекс включает в себя следующие мероприятия:
    организационные меры по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на 2006 — 2010 годы;
    совершенствование нормативной правовой базы;
    упрощение    системы    налогообложения    для    субъектов    малого предпринимательства;
    совершенствование  имущественной  поддержки  субъектов  малого  и среднего предпринимательства;
    совершенствование         инфраструктуры         поддержки малого предпринимательства; развитие производственной кооперации субъектов малого и среднего предпринимательства с другими организациями;
    взаимодействие с некоммерческими организациями предпринимателей по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
    совершенствование информационной поддержки  малого и  среднего предпринимательства;
    подготовка кадров для малого и среднего предпринимательства;
    международное сотрудничество в области  малого и среднего предпринимательства;
    мониторинг развития малого и среднего предпринимательства.
     

АНАЛИЗ  РАЗВИТИЯ  МАЛОГО  БИЗНЕСА  В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

Анализ  развития  малого  предпринимательства  в  Республике Беларусь в период с 2001 по 2006 гг.
     Количество  малых предприятий всех форм собственности  на конец 2006 года составило 37660 предприятий, по сравнению с 2005 годом их число  увеличилось на 4566 предприятий или на 13,8%. В общее количество малых предприятий вошли 2022 крестьянских (фермерских) хозяйства, которые до 2006 года не попадали под статистическое обследование как субъекты малого предпринимательства.
     Динамика  количества малых предприятий за 2001 - 2006 гг. представлена на рисунке 2.1.

     Рисунок 2.1 - Динамика количества малых предприятий  за 2001 - 2006 гг. Источник:   статистические   данные   Министерства   статистики   и   анализа Республики Беларусь [8, с. 9]
     В общем количестве малых предприятий 91,8% составляют предприятия частной формы собственности (рисунок 2.2). В то время как предприятия иностранной формы собственности составляют 4,4%, а государственной -только 3,8%.
 

     
     
 
      
 
     Рисунок 2.2 - Распределение малых предприятий  по формам собственности в 2006 году (в % к общему количеству)
     Источник:   статистические   данные   Министерства   статистики   и   анализа  Республики Беларусь [8, с. 10]
     Постепенно  растет удельный вес малых предприятий  в таких показателях как: валовой внутренний продукт, выпуск товаров и услуг, объем промышленного производства, инвестиции в основной капитал, среднесписочная численность работников, средняя численность работников в среднем за год (таблица 2.1). В 2006 году средняя численность внешних совместителей значительно выросла в сравнении с 2000 годом (22,9% в 2000 году, 32,7% в 2006 году). В то же время наблюдается снижение средней численности работников, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам (37,2% в 2000 году, 26,4% в 2006 году) (таблица 2.1). 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.1 - Удельный вес  малых предприятий  в основных экономических  показателях (в процентах)
     
                                Наименование показателя 2000 2005 2006
Валовой внутренний продукт 6,7 8,1 8,8
Выпуск  товаров и услуг 6,8 7,6 8,1
Объем      промышленного      производства,      включая      стоимость переработанного давальческого сырья 6,4 7,0 7,3
Инвестиции  в основной капитал 6,5 6,9 7,1
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг 17,2 21,2 22,8
Розничный товарооборот, включая общественное питание 7,0 10,1 10,2
Внешнеторговый  оборот - 21,3 23,9
Экспорт товаров - 13,3 15,3
Импорт  товаров - 29,1 31,6
Среднесписочная численность работников 8,1 10,2 10,5
Списочная численность работников в среднем  за год 7,9 10,2 10,6
Средняя численность внешних совместителей 22,9 30,0 32,7
Средняя численность работников, выполнявших  работу по гражданско-правовым договорам 37,2 25,0 26,4
 
     Источник:   статистические  данные  Министерства  статистики и анализа Республики Беларусь [8, с. 8]. 

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, количество индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, на 01.01.2007 составило 191815, из них количество плательщиков единого налога - 112 961. За 2006 год количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 13866 человек (8%), количество плательщиков единого налога - на 5210 человек (5%). Динамика численности индивидуальных предпринимателей представлена на рисунке 2.3.
     
     Рисунок 2.3 - Динамика численности индивидуальных предпринимателей за 2001-2006 гг.
     Источник:   статистические  данные  Министерства  экономики  Республики Беларусь [22, с. 8]
     Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей по сравнению с 2005 годом возросла на 119,5 млрд. рублей или на 22,6% и составила 646,8 млрд. рублей, из них 232,9 млрд. рублей - сумма единого налога. Таким образом, наметилась устойчивая тенденция роста поступлений в бюджет от индивидуальных предпринимателей. Удельный вес налоговых поступлений от деятельности индивидуальных предпринимателей в общем объеме налоговых поступлений по республике представлен в таблице 2.2. В 2006 году он составляет 2,7%, что на 0,7 п. п. больше, чем в 2001 году, но в то же время это на 0,6 п.п. меньше, чем в 2003 году.  
 
 

     Таблица 2.2 - Удельный вес налоговых поступлений от деятельности индивидуальных предпринимателей в общем объеме налоговых поступлений по республике 

    Период
Сумма налоговых  поступлений от индивидуальных предпринимателей, млн. рублей Удельный вес  в общем объеме налоговых поступлений, %
      2001 год      96 931,0      2,0
    2002 год
     181 657,4      2,6
    2003 год
     330 239,3      3,3
    2004 год
     410 466,2      2,9
    2005 год
     527 332,2      2,7
    2006 год
     646 791,3      2,7
     Источник: составлено автором на основе статистических данных Министерства экономики Республики Беларусь [22, с. 9].
     При формировании статей поступлений платежей в бюджет субъекты малого предпринимательства - юридические лица не выделяются в отдельный вид налогоплательщиков из числа организаций негосударственного сектора экономики.
     Численность работников на малых предприятиях в 2006 году составила 478988 человек или на 5% больше, чем в 2005 году. Динамика количества работников малых предприятий представлена на рисунке 2.4. 
 

           
     Рисунок 2.4. - Динамика количества работников малых  предприятий за 2001 -2006 гг.
     Источник:   статистические  данные   Министерства   статистики   и   анализа  Республики Беларусь [8, с. 17] 

     Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей) по итогам 2006 года занято 670,8 тыс. человек, что составляет 15,4% от занятых в экономике.
     Отраслевая  структура малого предпринимательства  неоднородна. По итогам 2006 года наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании - 39,1%. В промышленности сосредоточено 22,3%, строительстве - 11,7%, сельском хозяйстве (включая крестьянские (фермерские) хозяйства) - 6,1%, транспорте - 5,1% от общего количества малых предприятий. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве малых предприятий.
     Анализ  показателей последних лет свидетельствует о постепенных изменениях в отраслевой структуре предпринимательского сектора в сторону увеличения количества малых предприятий, занятых в промышленности. Если в 2001 году малых промышленных предприятий насчитывалось 5860, то в 2006 году - 8409 предприятий.
     Постепенно  растет количество малых предприятий  в таких1 сферах, как строительство, транспорт, связь, финансово-кредитная сфера, бытовое обслуживание населения. Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание (рисунок 2.5).
     
 
     Рисунок 2.5 - Распределение малых предприятий  по отраслям экономики в 2006 г.
     Источник:   статистические  данные  Министерства  статистики   и   анализа  Республики Беларусь [8, с. 11] 

     По  численности занятых на малых  предприятиях лидируют промышленные предприятия - 37,1% от общего числа количества занятых на малых предприятиях, на предприятиях торговли и общественного питания занято 25,1%, в строительстве - 16,3% (рисунок 2.6).
 
 
     
 
 
     Рисунок 2.6 - Распределение численности занятых на малых предприятиях в зависимости от отраслевой принадлежности в 2006 г.
     Источник:   статистические   данные   Министерства   статистики   и   анализа  Республики Беларусь [8, с. 26]
     В 2006 году малыми предприятиями произведено продукции (работ, услуг промышленного характера) на сумму 5197,5 млрд. рублей или 7.5% от общего объема по республике. В сопоставимых ценах объем производства промышленной продукции малыми предприятиями за этот период по сравнению с 2005 годом увеличился на 25,0%, в то время как в целом по республике - на 11,3%.
     Треть объема промышленной продукции, произведенной  малыми предприятиями, - продукция машиностроения и металлообработки (31,3%), 14,3 - химической и нефтехимической промышленности, 13,1% - пищевой промышленности, 12,8% - лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, 6.0% - легкой промышленности.
     Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на малых предприятиях в 2006 году составила 43609,5 млрд. рублей - 22,8% от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству, и увеличилась по сравнению с 2005 годом на 50,2%.
     По  итогам работы за 2006 год малыми предприятиями  была получена прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в  размере 1967,6 млрд. рублей (рост по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 86,7%).
     Наилучшие финансовые показатели деятельности были у малых предприятий, занимающихся торговлей и общественным питанием — 561,3 млрд. рублей, промышленным производством - 519,0 млрд. рублей, общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка -386,5 млрд. рублей, строительством - 275,3 млрд. рублей.
     Доля  убыточных малых предприятий  в 2006 году снизилась по сравнению  с 2005 годом с 26,9% от общего количества малых предприятий до 25,6%. Наибольшее количество убыточных предприятий (в процентах к общему количеству малых предприятий) отмечается в Брестской (29,4%), Витебской (26,4%) и Минской (26,1%) областях.
     Основным  показателем, характеризующим эффективность  работы предприятий, является уровень рентабельности. В 2006 году он составил 13,3% против 10,6% в 2005 году. Рентабельность увеличилась на предприятиях частной формы собственности на 3,1 процентных пункта и составила 15,7%, на малых государственных предприятиях - на 2,6 процентных пункта (10,3%), на малых иностранных предприятиях — на 2.1 процентных пункта (8,3%).
     Самый высокий уровень рентабельности отмечался на предприятиях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом (44,5%), связи (27,8%), торговли и общественного питания (26,4%), материально-технического снабжения и сбыта (26,3%), строительства (17,5%), самый низкий - на предприятиях здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения (2,1%) (рисунок 2.7).

     Рисунок 2.7 - Рентабельность реализованной продукции (товаров, работ, услуг) по малым предприятиям по отраслям экономики, % в 2006 г.
       Источник:   статистические  данные  Министерства   статистики   и   анализа Республики Беларусь [8, с. 66].
     Развитие  малого предпринимательства в регионах республики характеризуется неравномерностью, что обусловлено такими факторами, как географическое положение, наличие сырьевых и трудовых ресурсов, уровень доходов населения, отношение и поддержка местных властей (рисунки 2.8, 2.9).
 

     Рисунок 2.8 - Распределение количества малых предприятий по областям Республики Беларусь (в % к общему количеству) в 2006 г.
     Источник:   статистические  данные   Министерства   статистики   и   анализа  Республики Беларусь [8, с. 9]
 

     Рисунок 2.9 - Распределение количества индивидуальных предпринимателей по областям Республики Беларусь (в % к общему количеству) в 2006 г.
     Источник:  статистические данные Министерства экономики    Республики Беларусь [22, с. 7] 

     Большая часть малых предприятий (46,5%) и  индивидуальных предпринимателей (19,8%) сконцентрированы в Минске. Город обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры. Он имеет реально (по сравнению с другими регионами страны) и потенциально (в связи с возможным экономическим ростом и, соответственно, повышением реальных доходов населения) емкий рынок. Большое внимание вопросам развития малого предпринимательства уделяется со стороны местных властей. Названные факторы, а также наличие СЭЗ «Минск» делают город привлекательным для предпринимателей.
     Основной  проблемой областного предпринимательства  является неравномерность распределения субъектов хозяйствования по территории региона. Большая часть малых предприятий и индивидуальных предпринимателей сконцентрирована в областных центрах. Крайне низка плотность субъектов малого бизнеса в районных центрах и сельской местности, где малое предпринимательство представлено в основном индивидуальными предпринимателями. Вместе с тем именно для этих населенных пунктов в большей мере характерны дефицит товаров и услуг, проблемы трудоустройства, культурного досуга и т. п.
     Анализ  развития малого предпринимательства  позволяет определить следующие основные тенденции динамики данного сектора:
    рост числа индивидуальных предпринимателей, что обусловлено менее сложной и дорогостоящей процедурой их регистрации в отличие от малых предприятий,  меньшей  налоговой  нагрузкой  и  более  простой  системой налогообложения;
    ориентированность предпринимательских структур в основном на торгово-посредническую деятельность;
    неравномерность развития по регионам республики;
    сохранение доли малого предпринимательства в ВВП республики на уровне 7-8% [10, с.6].
2.2 Сравнительный анализ развития малого бизнеса по областям
     По  данным Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь по количеству малых предприятий на конец 2006 года лидируют город Минск и Минская область (таблица 2.2). Такая же ситуация была и в 2000 году. Менее всего малых предприятий на данный момент в Гродненской области - 7,5% от общего количества по республике. 

     Таблица 2.2 - Число малых предприятий по областям (на конец года,единиц)
       2000 2005 2006
    В процентах  к итогу
 
2000
2005 2006
Республика  Беларусь 28 310 33 094 37 660 100      100     100
Области:                                          
Брестская 2010 2 429 3 106 7,1 7,3 8,3
Витебская 2 155 2717 3 326 7,6 8,2 8,8
Гомельская 2 292 2812 3 158 8,1 8,5 8,4
Гродненская 1 921 2 181 2 835 6,8 6,6 7,5
г. Минск 15 224 16 592 17 503 53,8 50,1 46,5
Минская 2 744 3 800 4718 9,7 11,5 12,5
Могилевская 1 964 2 563 3 014 6,9 7,8 8,0
     Источник:   статистические   данные   Министерства   статистики   и   анализа  Республики Беларусь [8, с. 9].
     В таблице 2.3 представлена среднесписочная численность работников в разрезе областей. 
 

     Таблица 2.3 - Среднесписочная  численность работников по областям (человек)
 
      
2000  
2005 
     
 
2006 
     
В процентах  к итогу
2000 2005 2006
Республика  Беларусь 327 848 385 833 400 375 100 100 100
Области:                                          
Брестская 32 150 39 305 40 476 9,8 10,2 10,1
Витебская 32 073 34 263 36 814 9,8 8,9 9,2
Гомельская 32 003 39313 37 122 9,8 10,2 9,3
Гродненская 29 631 31 125 32 722 9,0 8,1 8,2
г. Минск 134 256 159 355 167 963 41,0 41.3 41,9
Минская 38 432 51 373 53 735 11,7 13,3 13,4
Могилевская 29 303 31 099 31 543 8,9 8,0 7,9
     Источник:   статистические  данные   Министерства   статистики   и   анализа  Республики Беларусь [8, с. 29].
     В таблице 2.3 представлена среднесписочная  численность работников малых предприятий  по областям, включая 2000, 2005 и 2006 годы.
     Как видно из таблицы 2.3, по среднесписочной  численности работников, занятых  на малых предприятиях, лидирует город  Минск (41,9% в 2006 году, 41,0% - в 2000 году). Самым  отстающим регионом по данному показателю является Могилевская область. Здесь среднесписочная численность работников составляет 7,9% от общего показателя по республике.
     Во  всех регионах наблюдается общая  тенденция к увеличению числа  малых промышленных предприятий (таблица 2.4). В целом по республике их количество в период с 2000 по 2006 гг. выросло на 42,6%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.4 - Число малых  промышленных предприятий  по областям (на конец  года, единиц) 

       2000 2005 2006                     В процентах к итогу
 
 
 
 
2000
2005 2006
Республика  Беларусь Области:
Брестская
Витебская
Гомельская       Гродненская
г. Минск
Минская
Могилевская
5 895 
521
551
572
470
2 487
783
511
7 793 
741
730
691
638
3 103 1 186
704
        8 409 
820
796
729
752
3 306 1 301
705
         100 
8,8
9,3
9,7
8,0
4 2,2 13,3
8,7
        100 
9,5
9,4
8,9
8,2
39,8 15,2
9,0
         100 
9,7
9,5
8,7
8,9
39,3 15,5
8,4
     Источник:   статистические   данные   Министерства   статистики   и   анализа  Республики Беларусь [8, с. 45].
     В каждом регионе растет производство потребительских товаров. Однако если сравнивать процентные показатели 2000, 2005 и 2006 годов, можно увидеть, что в Брестской области производство потребительских товаров снижается (таблица 2.5). Также в данном регионе по сравнению с 2005 годом снижается производство продовольственных товаров - 73 988 миллионов рублей в 2005 году и 69 271 миллион рублей в 2006 году (таблица 2.6). По этому показателю такая же тенденция наблюдается и в Гомельской области (30 653 миллионов рублей в 2005 году, 27 582 миллиона рублей в 2006 году).
     Таблица  2.5  — Производство  потребительских  товаров  по  областям  (в фактически действовавших ценах, миллионов рублей)
       2000 2005 2006      В процентах к предыдущему году
 
 
   2000
2005 2006
Республика  Беларусь 314 123 1 358 908 1 775 613        125,7 117,6 121,6
Области:                                     
Брестская 84 417 257 672 230 064 162,0 139,2 115,9
Витебская 21 831 113 837 152 994 106,9 106,7 119,5
Гомельская 21427 88 053 101 520 140,1 107,4 113,6
Гродненская 32 003 113 122 185 291 99,8 98,5 127,6
г. Минск 87 798 447 717 641 159 134,5 119,2 127,1
Минская 40 690 243 789 336 847 95,3 116,6 119,1
Могилевская 25 957 94 718 127 738 117,7 115,4 115,5
     Источник:   статистические   данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [8, с. 49].
 

     
     Таблица 2.6 - Производство продовольственных товаров по областям (в фактически действовавших ценах, миллионов рублей) 

       2000 2005 2006 В процентах  к предыдущему году
 
 
 
 
2000
2005 2006
Республика  Беларусь 129 682 415 349 509 351 116,1 119,2 116,1
Области:                                     
Брестская 39 798 73 988 69 271 134,5 134,5 121,6
Витебская 11 552 53 070 65 872 104,0 104,0 110,3
Гомельская 6 696 30 653 27 582 123,0 123,0 117,8
Гродненская 18712 45 913 76 187 98,9 98,9 110,7
г. Минск 26 216 76 532 84 535 120,4 120,4 113,4
Минская 17 258 105 196 149 276 108,8 108,8 125,8
Могилевская 9 450 29 997 36 628 104,8 104,8 100,2
     Источник: статистические данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [8, с. 49].
     Что касается производства непродовольственных  товаров, большой скачок в сторону увеличения можно наблюдать в Гродненской области - 10562 миллиона рублей в 2000 году, 107182 миллиона рублей в 2006 году. В процентах к предыдущему году производство непродовольственных товаров в Гродненской области составило 143,7% (таблица 2.7.).
     По статистическим данным на конец 2006 года, производство винно-водочных изделий и пива лучше всего налажено в городе Минске, Минской и Витебской областях, 29394, 21566 и 21299 миллионов рублей соответственно (таблица 2.8.). Однако, если сравнивать с данными 2000 года в целом по республике, можно говорить о незначительном снижении производства данной продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.7 - Производство непродовольственных  товаров по областям (в  фактически действовавших  ценах, миллионов  рублей) 

 
      
2000  
2005 
     
2006 В процентах  к предыдущему году
2000 2005 2006
Республика  Беларусь 162 660 851 627 1 181 095 145,0 120,0 128,9
Области:                                          
Брестская 44 299
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.