На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Объединение предприятий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Гуманитарный  юридический колледж
Кафедра общеобразовательных дисциплин 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине «Экономика организаций (предприятий)» 

Объединение предприятий  
 

                                                                                      Руководитель работы:
                                                                         А.А. Подкуйко
                                                                                      «__»  ________ 2011 

                                                                         Исполнитель:
                                                                                             Студент группы 10 ЗИО 1
                                                                      А.А. Коннов
                                                                                     «__» ________ 2011 

Оренбург 2011 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                       3

1 Виды объединений предприятий                               4

1.1 Концерн                               4
1.2 Холдинг                               8
1.3 Синдикат                              11
1.4 Трест                              14

2 Другие формы объединений и их особенности                              16

3 Организационно - правовые формы предприятий и их объединений  19

4 Некоммерческие  организации                             27

 

ВВЕДЕНИЕ

   В этой работе рассмотрены  различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Практика экономических отношений  таких структурных образований  показывает, что возникает побуждение к объединению предприятий в  интересах координации деятельности. Их может интересовать также совместное представление или защита имущественных  интересов. Гражданский Кодекс РФ устанавливает  право коммерческих организаций  объединяться в форме ассоциаций и союзов. Такие объединения строятся на добровольной основе, причем связи  могут носить временный или постоянный характер. Объединения являются некоммерческими  организациями, имеют статус юридического лица. Члены объединений сохраняют  самостоятельность и статус юридических  лиц, имея возможность, как правило, состоять одновременно в разных объединениях.
     В учредительных документах таких  некоммерческих организаций должны быть отражены предмет и цели их деятельности. Ранее уже было отмечено, что участники такого объединения  не имеют имущественных прав в  отношении объединений. За ними сохраняется  право безвозмездно пользоваться услугами объединений, в т. ч. получать имеющуюся  информацию. Участники несут субсидиарную ответственность по обязательствам объединения, а в случае добровольного  выхода из объединения или исключения из его состава в установленном  порядке несут такую ответственность  в течение двух лет с момента  выхода (исключения).
     Цели  объединения состоят в обеспечении  благоприятных условий функционирования путем координации совместной деятельности и могут иметь научно-технических  задач, разработка новых видов продукции, методов экономических исследований, решение сложных социальных задач. Для российских предпринимателей такие  объединения в настоящее время  особенно важны, т. к. способствуют вхождению в мировую экономическую систему, ускоренному достижению необходимого уровня конкурентоспособности.
     Мировая практика хозяйствования выработала значительный круг форм объединений. Все они, с  позиций российского законодательства, признаются некоммерческими организациями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Виды объединений предприятий

1.1 КОНЦЕРН
     Концерн — объединение предприятий, при  котором они сохраняют свою юридическую  самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству, маркетингу предприятий  взяты под единое управление. Участники  концерна не могут одновременно входить  в состав других концернов. Типичные современные концерны сочетают вертикальную интеграцию производства с диверсификацией, т. е. располагают полным технологическим  циклом одновременно в нескольких отраслях и сферах экономики.
     Виды  концернов
     Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также  называемые конгломераты).
     Под вертикальными понимаются объединения  фирм, охватывающие весь цикл от закупки  материалов через производство до сбыта  одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции.
     Горизонтальные  концерны обычно объединяют похожие  фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен  с различными сортами пива. Большую  роль в становлении современных  концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися  спадами и подъёмами. Это позволило  конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.
     В русском языке слово концерн  чаще всего применяется по отношению  к мультинациональным финансово-промышленным группам Европы, например Сименс, ThyssenKrupp, Фольксваген, Drager. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ.
     Деятельность  концерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в Германии концерн Siemens — электротехническую промышленность). Концерны действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная металлургия и сталелитейная промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.
     С точки зрения системы участия  в капитале можно выделить два  вида концернов:
     концерн подчинения, организованный в виде материнской и дочерних компаний;
     концерн координации, состоящий из сестринских  обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен  акциями. Тем самым все члены  концерна оказывают взаимное влияние  на проводимую концерном политику, и в то же время он остается под  единым руководством.
     Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производств  по технологической цепочке, а концерн  координации — в целях интеграции финансовой деятельности или научно-технической  политики, согласованного производственного  развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерн координации, включая  порой слабо связанные технологически предприятия, по своей сути становится близок такой форме интеграции компаний, как конгломерат.
     Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные  концерны. Причем капиталовложения международных  концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными.
     Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более  компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы.
     Например, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс. фирм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 ХОЛДИНГ
     Холдинг — акционерная компания, владеющая  контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для  осуществления контроля над ними. Поэтому менеджмент холдингов заключается  преимущественно в смене неэффективного руководства при проведении собрания акционеров и финансовом менеджменте (дивидендная политика, выпуск ценных бумаг и т. д.).
     Холдинг — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. В РФ правильнее говорить холдинговая  компания. Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское  общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ, существуют и более  сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских  компаний по отношению к другим компаниям. При этом материнская компания, стоящая  во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.
     Контроль  материнской компании за своими дочерними  обществами осуществляется как посредством  доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения  их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного  органа), так и иным предусмотренным  законодательством образом.
     Характерные черты холдинга
     1. Концентрация акций фирм различных  отраслей и сфер экономики  или фирм, расположенных в различных  регионах.
     2. Многоступенчатость, то есть наличие  дочерних, внучатых и прочих родственных  компаний. Нередко холдинг представляет  собой пирамиду, возглавляемую одной  или двумя фирмами, нередко  разной национальной принадлежности.
     3. Централизация управления в рамках  группы путём выработки материнской  компанией глобальной политики  и координации совместных действий  предприятий по следующим направлениям:
     выработка единой тактики и стратегии в  глобальном масштабе;
     реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;
     осуществление межфирменных связей;
     финансирование  капиталовложений в разработку новой  продукции;
     предоставление  консультационных и технических  услуг.
     Типы  холдинга
     1. В зависимости от способа установления  контроля головной компании над  дочерними фирмами выделяют:
     имущественный холдинг, в котором материнская  компания владеет контрольным пакетом  акций дочерней;
     договорной  холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций  дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.
     2. В зависимости от видов работ  и функций, которые выполняет  головная компания, различают: 
     чистый  холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций  дочерних предприятий, но сама не ведет  никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;
     смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.
     3. С точки зрения производственной  взаимосвязи компаний выделяют:
     интегрированный холдинг, в котором предприятия  связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил  широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия  по добыче, транспортировке, переработке  и сбыту продукции;
     конгломератный  холдинг, который объединяет разнородные  предприятия, не связанные технологическим  процессом. Каждое из дочерних предприятий  ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других «дочек».
     4. В зависимости от степени взаимного  влияния компаний различают: 
     классический  холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в  их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями  головной компании, хотя абсолютно  исключить такую возможность  нельзя. В ряде случаев они имеют  мелкие пакеты акций материнской  компании;
     перекрестный  холдинг, при котором предприятия  владеют контрольными пакетами акций  друг друга. Такая форма холдингов  характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом  акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного  капитала, что, с одной стороны, облегчает  предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а  с другой стороны, дает банкам возможность  полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им кредиты».
     Примеры холдингов России: РосБизнесКонсалтинг, РАО ЕЭС, Агрохолдинг.
1.3 СИНДИКАТ
     Синдикат - более жесткая разновидность  картеля, при которой для всех участников синдиката сбыт или снабжение  осуществляется одним предприятием.
     Синдикаты были широко распространены в дореволюционной  России. Классическим примером синдиката  является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики.
     Синдикат кредиторов
     Синдикат  — группа банков из различных стран, которые по взаимному соглашению объединяются для размещения кредита.
     Иерархия  банковского синдиката
     В синдикате участвует от двух до тридцати-сорока кредитных институтов разных стран. Для выдачи ссуды под крупномасштабный проект банковские синдикаты специализируются по региональному или отраслевому  признаку. Синдикат включает в себя максимально четыре уровня иерархии. В некоторых случаях часть  звеньев синдиката может быть пропущена. Отношения между членами  синдиката основываются на синдикационном соглашении, которое представляет собой юридический документ, закрепляющий объединение участников синдиката по предоставлению кредита.
     Центральное место в группе занимает организатор  синдиката. На практике, он выполняет  всю работу по формированию синдиката: подбирает потенциальных участников группы, определяет круг обязанностей каждого члена синдиката, устанавливает условия кредитования, согласует действия банков и т.д. Вслед за организатором синдиката идут со-организаторы. Они оказывают непосредственное содействие организатору в подготовке кредита.
     Отдельное место в иерархии синдиката занимает банк-агент. Он должен взять на себя вспомогательные функции по организации  работы группы банков. В их число  входит координация действий банков, осуществление связи между заемщиком  и кредиторами, информационное обеспечение  сделки, контроль за исполнением заемщиком обязательств и т.д. За свою работу банк-агент получает специальное агентское вознаграждение. Нередко в качестве банка-агента выступает сам организатор синдиката или одна из его дочерних структур.
     Как и в случае с эмиссией еврооблигаций, заемщик может иметь несколько  схем работы с синдикатом. Чаще всего  используются только две схемы — "на лучших условиях" и "купленная  сделка".
     "На  лучших условиях" (best efforts) — договоренность, согласно которой организатор синдиката обязуется сделать все возможное, чтобы привлечь кредит на оптимальных условиях. Заемщик сообщает организатору о своих потребностях во внешних ресурсах, поле чего в ходе роад-шоу заемщик встречается с потенциальными кредиторами и выясняет возможные параметры кредита. Ключевым недостатком этой схемы является отсутствие гарантий со стороны организатора синдиката конечных результатов синдикации.
     Процедура "купленной сделки" (bought deal) состоит в том, что заемщик согласовывает с организатором синдиката условия кредитования на ранней стадии синдикации. В итоге все параметры кредита фиксируются задолго до подписания кредитного соглашения. Хотя нередко это и бывает удобно для заемщика, но к моменту предоставления кредита рыночная конъюнктура может измениться до неузнаваемости, сделав условия кредитования неприемлемыми для должника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 ТРЕСТ
     Трест — наиболее тесное объединение предприятий. Предприятия, входящие в его состав, теряют свою юридическую и хозяйственную  самостоятельность и превращаются в подразделения треста.
     Реальная  власть в тресте сосредотачивается  в руках правления или головной компании.
     Наиболее  широко были распространены в XIX веке.
     В СССР тресты появились в связи  с НЭП. Они представляли объединения  предприятий одной отрасли с  хозрасчётом. Декретом ВЦИК и СНК  от 10 апреля 1923 трест определялся  как государственное промышленное предприятие, которому предоставлена  самостоятельность в производстве своих операций согласно утвержденному  для них уставу и который действует  на началах коммерческого расчета  с целью извлечения прибыли".
     Особенности трестов
     Трест — объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются  в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью  осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий.
     Особенности трестов:  
     трест — самая жесткая из всех рассмотренных  форма интеграции компаний;
     при этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо одна, как  в картеле или синдикате;
     трест отличается от других видов объединений  сравнительной производственной однородностью  деятельности, что проявляется в  специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции;
     в рамках треста объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность;
     все объединяемые в трест предприятия  подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное  руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями.
     Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в  одной компании предприятий разных отраслей промышленности, представляющих собой либо последовательные ступени  обработки сырья, либо играющих вспомогательную  роль по отношению друг к другу. В  случае межотраслевых объединений  тресты представляют собой комбинаты. 
 
 
 

2 ДРУГИЕ ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

     Консорциум  является временным объединением предприятий, которое оформляется соглашением. Он возглавляется определенным лицом. Целью объединения может быть получение заказа для совместного  исполнения, когда каждому из участников такое получение недоступно. Возможно также осуществление операции, требующей  значительных финансовых средств, при  инвестировании в крупный проект. Иным вариантом объединения служит совместная научная разработка, особенно если речь идет об исследованиях, охватывающих стыковые зоны разных отраслей производства. Известны примеры банковского консорциума  в интересах проведения крупных  кредитных или гарантийных операций, когда преследуется цель разделения рынка между участниками. Возможен и экспортный консорциум при оказании содействия крупномасштабной внешнеторговой операции.
     Конгломерат — объединение разнородных предприятий, которое возникает в результате слияния разных хозяйствующих субъектов  вне зависимости от их горизонтальных или вертикальных связей. Другими  словами, конгломератная диверсификация предусматривает выход компании в сферы деятельности, прямо не связанные с основной номенклатурой  производства.
     Важнейшим инструментом конгломератной диверсификации является слияние и поглощение других предприятий.
     Конгломераты  появились в период усиления диверсификации производства в условиях динамических изменений конъюнктуры рынка, спроса и предложения.
     Консорциум  — временное объединение (соглашение) между несколькими банками, предприятиями, научными центрами, государствами для  совместного проведения крупных  финансовых операций по размещению займов, акций или осуществления наукоемких и капиталоемких проектов, в том  числе международных. Консорциум — одна из форм сращивания банковского и промышленного капитала.
     Участники консорциума сохраняют самостоятельность  и могут входить в состав любых  других добровольных объединений. Консорциумы  создают единые финансовые и материальные фонды за счет взносов участников, бюджетных средств и кредитов банка.
     Консорциум  дает следующие преимущества: 
       возможность проведения работ,  которые нельзя осуществить самостоятельно;  
       распределение расходов и снижение  риска; 
       объединение с организациями-участницами  дефицитных
     людских и материальных ресурсов для выполнения исследований;  повышение технического уровня и конкурентоспособности.
     Комбинат  — объединение технологически связанных  между  собой предприятий, в котором продукция одного предприятия «иужит сырьем или полуфабрикатом для производственной деятельности другого предприятия.
     Эта форма широко используется в деревообрабатывающей и пищевой промышленности, например предприятия в молочный комбинат входят не только заводы по переработке, но и фермы, поставляющие охлажденное  молоко, и магазины по продаже этой продукции.
     Корнер  — корпоративное объединение  с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения  рынки ми какого-либо товара.
     Сетевая организация — часть существенных для бизнеса функций, прежде всего  производство, передана на контрактной  основе сторонним подрядчикам. В сетевых организациях на первый план выходят информационные кооперационные связи.
     Финансово-промышленные группы (ФПГ)  — объединения предприятий, осуществляющих скоординированную промышленную, коммерческую, финансовую или консалтинговую политику. Предприятия обычно ведут общий учет и управляют общими финансами. Иногда члены группы обмениваются акциями друг друга или создают совместные предприятия. Вариантом промышленной группы является сетевая организация.
     Франчайза — объединение, по условиям которого крупная корпорация обязуется снабжать мелкую фирму своими товарами, рекламными услугами, технологиями, предоставлять услуги в области менеджмента, маркетинга с учетом местных условий или особенностей обслуживаемой фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

      
Вначале рассмотрим организационно-правовые формы коммерческих предприятий (объединений).

       Хозяйственное товарищество — это коммерческая организация с разделенным на доли участников общим (так называемым «складочным») капиталом. Имущество, которое создано за счет вкладов участников, а также произведенное и приобретенное товариществом в ходе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
     Хозяйственные товарищества создаются в форме  полных товариществ и товариществ  на вере (коммандитных товариществ). Полное товарищество — такое, в котором  участники (их называют «полные товарищи»), в соответствии с заключенным  между ними договором, занимаются предпринимательской (коммерческой) деятельностью от имени  товарищества и несут ответственность  по его обязательствам всем принадлежащим  им имуществом. Прибыль и убытки распределяются между полными товарищами, как правило, пропорционально их долям в складочном капитале. Не допускается соглашений об устранении кого-либо из участников от участия  в прибылях или в убытках. По обязательствам товарищества участники несут солидарную ответственность.
     Товарищество  на вере или коммандитное товарищество, — такое, в котором наряду с полными товарищами, ведущими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по его обязательствам, имеется еще один или несколько 
участников, сделавших вклады, но не отвечающих по обязательствам товарищества своим имуществом и не участвующих в его 
предпринимательской деятельности. Эти особые участники (их называют коммандистами) несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, лишь в пределах своих вкладов. Что касается полных товарищей, то они действуют и несут ответственность по правилам для полных товариществ.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.