На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государство и право Древнего Египта

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План: 

1. Введение. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2
2. Глава I Общие сведения о Древнем Египте. - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3 – 10
2.1 Хронология истории Древнего Египта. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -3 – 5
2.2 Общество и социальная стратификация. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -5 – 9
2.3 Религия. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9 – 10
3. Глава II Государство Древнего Египта. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -11 – 21
3.1 Зарождение государства в долине Нила. - - - - - - - - - - - - - - - - - - -11 – 15
3.2 Политическое  устройство и форма правления. - - - - - - - - - - - - - - -15 – 20
3.3 Местное самоуправление. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 20 – 21
4. Глава III Право Древнего Египта. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -21 – 26
4.1 Источники и структура права. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 21 – 24
4.2 Правовые памятники и характерные черты права. - - - - - - - - - - - - 24 – 25
4.3 Суд и судебный процесс. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 25 – 26
5. Заключение. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 26 – 28
6. Список использованной  литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

 Оставаясь предметом изучения многих авторов на протяжении уже более двухсот лет, Древний Египет, его право, государственное и политическое устройство, до сих пор являются актуальной темой научного исследования, которая имеет почву для дальнейшего анализа и рассмотрения.
 В научной  литературе, очевидно, в силу почти  полного отсутствия исторических памятников права, всё же уделяется недостаточное внимание данной теме. В то время как Древний Египет, бесспорно, представляет большой интерес для исследования, поскольку даёт бесценный опыт одной из величайших цивилизаций в истории человечества.
   Исследование Древнего Египта, впервые начавшееся ещё в начале 19-го века с открытий Жана Франсуа Шомпольона, Говарда Картера, Джованни Бельцони, Карла Рихарда Лепсиуса, продолжается и сегодня. Среди отечественных учёных, занимавшихся исследованием Древнего Египта, можно назвать Френа Христиана Даниловича, Василия Васильевича Струве, Всеволода Георгиевича Авдиева, Владимира Голенищева.
 Со  временем интерес к Древнему Египту только возрастает. По мере роста информации, археологических находок и свидетельств прошлого, развивается египтология, увеличиваются сведения о государстве Древнего Египта и количество авторов, которых привлекает данная тема. Среди современных учёных наиболее известны Джон Менчил Уайт, Георг Эберс, Абдель Харим Нуреддин, Захи Хавасс.
 Учитывая  стремительное развитие науки и появление новых исторических открытий, необходимо обобщение и более глубокое рассмотрение данной темы, что наряду с анализом исторического значения государственно-правового устройства Древнеегипетского общества и является целью данного исследования.
 Источниковой  базой нашей работы является «История Египта» египетского жреца Манефона, «Музы» философа Геродота, а также собрание ритуальных действий и предписаний, условно называемое «Книга мёртвых».  

 Глава I Общие сведения о Древнем Египте.
 Хронология  истории Древнего Египта. [1]
 Хронология  истории Древнего Египта всегда являлась одной из самых сложных проблем  египтологии. На трудности определения  временных рамок древней египетской истории указывал еще ученый-энциклопедист XVII века Атанасиус Кирхер. «Столько разных мнений, столько путаницы в различных летописях, до такой степени различны и разнообразны установленные течения времени, извращения имен собственных, что хронологию древнего Египта можно назвать непознанной наукой» восклицал он в книге «Египетский Эдип». «Непознанной наукой» хронология истории Древнего Египта оставалась и в XVIII, и в XIX веках. На ее характер мало повлияли открытия, сделанные в процессе археологических раскопок на территории Египта в конце XIX — начале XX века. В 1906 году американский египтолог Дж. Г. Брэстед писал о чрезвычайно «запутанном состоянии современной хронологии ранней египетской истории» и он имел все основания для такой оценки. В статье «Египет», опубликованной в 1910 году в одиннадцатом издании «Британской энциклопедии», были сведены в одну таблицу даты начала правления Менеса, которые указывали в своих работах наиболее авторитетные египтологи. Получилась весьма впечатляющая картина:
 Английский  египтолог У. М. Флиндерс Петри в качестве времени восшествия Менеса на престол называл: сначала — 4777 год до н. э., затем — 5510 год. Французский египтолог О. Мариэтт и его ученик Ленормант относили начало правления Менеса к 5004 году до н. э., немецкий египтолог Г. Бругш и английский египтолог Е. А. У. Бадж называли в качестве даты этого события 4400 год до н. э., немецкий египтолог К. Р. Лепсиус — 3892 год, американский египтолог Дж. Г. Брэстед — 3400 год, немецкий египтолог Курт Зетхе — 3360 год, немецкий египтолог Э. Мейер — 3180 год, барон Бунсен — 3059 год, сотрудник Британского музея Р. С. Пул — 2717 год, английский египтолог сэр Дж. Г. Уилкинсон — 2691 год.
 Как видим, расхождение между первой и последней датами в приведенном списке, достигает 2819 лет. Все приведенные даты египтологи представляли, правда, в качестве приблизительных (Э. Мейер, например, допускал ошибку до ста лет в своей датировке правлений первых десяти династий древнеегипетских властителей), но это не уменьшало разногласий между ними и свидетельствовало лишь о невозможности создания более точной хронологии древнеегипетской истории.
 Археологические раскопки, проводившиеся в Египте в течение XX века, изучение текстов, начертанных на древнеегипетских монументах и папирусах, — все это дало египтологам массу новых материалов о Древнем Египте. Однако состояние хронологии древнеегипетской истории осталось к началу XXI века в целом таким же, каким оно было столетие назад. «Как ни удивительно, но следует осознать, что зафиксировать подлинные и безусловные даты египетской хронологии чрезвычайно трудно», — такой вывод сделал в своей книге «Летописи фараонов», вышедшей в свет в 1994 году, английский египтолог Питер Клэйтон.
 Современные египтологи, так же как и их предшественники, сильно расходятся в датировке основных событий древнеегипетской истории, в определении протяженности правления многих египетских фараонов. Английский историк У. Уод одну из основных причин этих расхождений видит в характере материалов, находящихся в распоряжении ученых. По его мнению, на базе этих материалов точная хронология истории Древнего Египта не может быть построена, поскольку они допускают самую различную датировку одних и тех же событий. Подобный вывод делал в свое время и русский египтолог Ю. Я. Перепёлкин. «За недостаточностью данных, — отмечал он, — точное летоисчисление для большей части фараоновской древности неосуществимо».
 Недостаток  документальных материалов является, конечно же, серьезным препятствием на пути построения достоверной хронологии истории Древнего Египта. Но, вероятно, главная причина неудач египтологов в этом деле заключается в отсутствии надлежащей научной методики датировки событий древнеегипетской истории.
 В любом  случае, хронология истории Древнего Египта представляется весьма сложной, особенно учитывая то, что постоянно  появляются археологические свидетельства, отодвигающие время зарождения цивилизации в долине Нила назад в прошлое.
 В данной работе мы будем использовать наиболее устоявшуюся и общепризнанную периодизацию истории Древнего Египта, в самом общем виде разделённую на:
 1. Додинастический Египет (8000 – 3200 годы до н. э.)
 2. Раннее царство (3200 – 2778 годы д. н. э.).
 3. Древнее царство (2778 – 2263 годы д. н. э.).
 4. Первый  переходный период (2263 – 2220 годы  д. н. э.)
 5. Среднее царство (2220 – 1785 годы д. н. э.).
 6. Второй переходный период (1785 – 1554 годы д. н. э.)
 7. Новое  царство (1554 – 1069 годы д. н. э.).
 8. Третий переходный период (1069 – 664 годы д. н. э.).
 9. Позднее  царство (664 – 323 годы д. н.  э.).  

 [1] – все цитаты, приведённые в параграфе: Всемирная История: Первобытное общество. Государства Древнего Востока, Европы и Азии. Мн.: Харвест, 2002. – 496 с.  

Общество  и социальная стратификация.
 Для Древнего Египта характерен сравнительно высокий уровень развития общества, учитывая, что данная цивилизация зародилась за тысячи лет до нашей эры. При этом можно отметить крайнюю замедленность эволюции социальной структуры. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, — мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие “слуга царя” - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта. Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству.
 Процессы  социального расслоения древнеегипетского  общества особенно усиливаются в  конце IV тысячелетия до н.э. когда  формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи “людей, скота, золота”, на основе которых и устанавливались налоги.
 Раннее  создание единого государства с  централизованным в руках фараона  земельным фондом, к которому переходят  функции управления сложной ирригационной  системой, развитие крупного царско-храмового  хозяйства способствует фактическому исчезновению общины как самостоятельной единицы, связанной коллективным землепользованием. Она прекращает существование вместе с исчезновением свободных земледельцев, независимых от государственной власти и неподконтрольных ей. Неким подобием общин остаются постоянные сельские поселения, главы которых отвечают за уплату налогов, за бесперебойное функционирование ирригационных сооружений, принудительные работы и пр. Вместе с тем укрепляет свои экономические и политические позиции правящая верхушка, пополняющаяся в основном за счет местной номовой аристократии, чиновничества, складывающегося централизованного административного аппарата и жречества. Ее экономическая мощь растет, в частности, за счет рано сложившейся системы царских пожалований земель и рабов. От времени Древнего царства сохранились царские указы, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых Поселений, свидетельства о царских пожалованиях земельных участков аристократии и храмам.
 В царских  хозяйствах и хозяйствах светской и  Духовной знати трудились различные категории зависимых подневольных лиц. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, “слуги царя”, выполнявшие предписываемую им норму работы под надзором царских надсмотрщиков. Они владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание из царских складов.
 Эксплуатация  “слуг царя”, оторванных от средств  производства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении  так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее были собственностью царя. Границы, отделяющие рабов (которых в Египте никогда не было много) от “слуг царя”, были выражены нечетко. Рабов в Египте продавали, покупали, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали на землю и наделяли имуществом, требуя с них часть урожая. Одной из форм возникновения рабской зависимости стала самопродажа египтян за долги (которая, однако, не поощрялась) и превращение в рабов преступников.
 Рано  выявившаяся неэффективность громоздких царских хозяйств, основанных на труде  подневольных земледельцев, способствует широкому развитию надельно - арендной формы эксплуатации трудящегося люда. Земля стала отдаваться “слугам царя” в аренду, она обрабатывалась ими в основном своими орудиями в относительно обособленном хозяйстве. При этом выплачивалась рента-налог казне, храму, номарху или вельможе, но по-прежнему выполнялась трудовая повинность в пользу казны.
 В эпоху  Среднего царства из общей массы “слуг царя” выделяются так называемые ” неджес (“Маленькие”), а среди них “сильные неджес”. Их появление было связано с развитием частного землевладелия, товарно-денежных отношений, рынком. Не случайно в XVI—XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появляется понятие “торговец”, а мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро.
 Неджес  вместе с ремесленниками (особенно таких дефицитных в Египте специальностей, как каменотесы, золотых Дел мастера), будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, приобретают более высокий статус, продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объединения ремесленников по специальностям. Об изменении правового положения состоятельных групп населения свидетельствует и расширение понятия “дом”, ранее обозначающее родственно-клановую группу подвластных патеру-вельможе членов семьи, родственников, слуг-рабов и пр. Главой дома мог выступать теперь и неджес. Сильные неджес вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему классу. Растет число частных рабов, усиливается эксплуатация зависимых земледельцев-надельщиков, несущих главные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян, к которым впоследствии присоединились рабы и даже некоторые Представители состоятельных земледельцев.
 Данный  период длился 80 лет и завершился после многолетней борьбы с завоевателями (в 1560 г. до н.э.) созданием фиванским царем Яхмосом Нового царства.
 В результате победоносных войн Египет Нового царства  становится первой крупнейшей империей в древнем мире, что не могло  не сказаться на дальнейшем усложнении его социальной структуры. Ослабляются  позиции номовой родовой аристократии. Яхмос оставляет на местах тех правителей, которые изъявили ему полную покорность, или заменяет их новыми. Благосостояние представителей правящей верхушки отныне прямо зависит от того, какое место они занимают в должностной иерархии, насколько близко стоят к фараону и его двору. Центр тяжести администрации и всей опоры фараона существенно перемещается на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев и даже приближенных рабов. Дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных школах, руководимых царскими писцами, и по окончании его получить ту или иную чиновничью должность.
 Наряду  с неджес в это время появляется и особая категория египетского  населения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином “немху”. В  эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые, по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства. Связано это было с созданием по мере централизации в Среднем царстве системы общегосударственного перераспределения рабочей силы. В новом царстве, в связи с дальнейшим ростом многочисленного имперского, иерархически соподчиненного слоя чиновничества, армии и пр., эта система нашла дальнейшее развитие. Суть ее заключалась в следующем. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие население в целях определения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определенной мере были связаны со своеобразным сословным делением населения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Египта, на жрецов, войско, чиновников, мастеров и “простых людей”. Своеобразие этого деления заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских.
 “Наряд” на постоянную квалифицированную работу, например архитектора, ювелира, художника, относил “простого человека”  к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую частную собственность. До тех пор, пока мастер не переводился в разряд “простых людей”, он не был бесправным человеком. Работая в том или ином хозяйственном подразделении по указанию Царской администрации, он не мог покинуть его. Все то, что производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью.
 Чиновники, мастера противопоставлялись “простым людям”, положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было купить или продать  как рабов. Эта система распределения  рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счет которых и содержалась эта огромная армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет и распределение на работу основного резерва рабочей силы в Древнем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества.
 Таким образом, как можно увидеть, Древний  Египет в социальном отношении мало, чем отличался от других государств Востока, хотя и имел целый ряд  специфических особенностей. Одной из таких особенностей Древнеегипетского общества являлась его религия.  

 Религия.
 Данный  вопрос включён в нашу работу, поскольку  освещать тему государства и права  Древнего Египта, невозможно, не затронув вопрос религии. Такого влияния на все сферы жизни общества, как в Древнем Египте религия не достигла ни в одном государстве Древнего мира, даже учитывая, что в этот исторический период (особенно в странах Востока), она контролировала практически всё общество, иногда, исключая правящую верхушку.
 Древние египтяне верили в загробную жизнь и считали её продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах - душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или “двойник”, обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего.
 Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к  стремлению сохранить тело умершего от разрушения - забальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Один из этих способов описывает греческий историк Геродот. Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена.
 Геродот пишет «Египтяне – самые богобоязненные люди из всех» («Музы», «Евтерпа» 37) и в этом нам следует согласиться со словами древнегреческого философа.
 Вообще, исследуя Древний Египет, создаётся впечатление, что египтяне рождались только за тем, чтобы рано или поздно умереть и готовились к этому событию всю жизнь. Даже беднейшие слои общества стремились хоть как-то подготовить себя к загробной жизни, поскольку верили, что человек, которого должным образом не приготовили к «жизни после смерти», будет обречён на вечные муки в ином мире.
 Чем выше стоял человек по социальной лестнице, тем больше была его гробница, тем пышнее проходили его похороны и богаче вещи, положенные вместе с ним в могилу. При этом страх перед божественным наказанием за несоблюдение религиозных предписаний делал древнеегипетское общество весьма зависимым от воли жрецов. Так в периоды, когда страной управлял фараон, не имевший реальной власти, большое значение приобретала власть верховного жреца, который становился едва ли не первым лицом в государстве.   
   Простое население Древнего Египта полностью обеспечивало жрецов и храмовые хозяйства, в которых было задействовано значительное число земледельцев.
 В целом  жрецы – хранители священных  традиций – сыграли положительную  роль в истории Древнего Египта. Об этом свидетельствует неоспоримый факт – ни одна цивилизация не просуществовала столь длительный период как древнеегипетская.
 Изучая  жречество Египта более углублённо, египтологи соглашаются, что оно  играло основную роль в формировании и процветании государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении исторических и культурных ценностей, поддержании и укреплении центральной власти, обоснования божественного происхождения власти фараона.
 Жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали, как утверждают сторонники идей марксизма и научного атеизма – религия в Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования.
 В Древнем  Египте отдельные группы жрецов выполняли  определенные обязанности, они были не только хранителями священных  тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Если судить по карьере верховного жреца Бакенхонса - эпохи Рамсеса Великого, обучение начиналось, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчивалось к двадцати годам.
 Высокого  уровня достигла врачебная техника, получили развитие различные прикладные науки, астрономия, математика. Не стоит  также забывать, что Древний Египет – родина письменности и заслуга  в его создании принадлежит именно жрецам.
 Добавим также, что религия в Древнем Египте способствовала консолидации общества, не смотря на то, что каждый ном имел своих богов и священных животных.  
 

Глава II Государство Древнего Египта
 Зарождение  государства в долине Нила.
 Неизвестно, Шумер или Египет был колыбелью древнейшей цивилизации мира. Возможно, что цивилизация, возникшая на северо-востоке Африки, на берегах великого Нила, была более древней. Во всяком случае, несомненно, что централизованное государство возникло здесь впервые в мировой истории.
  
Границы собственно древнего Египта резко очерчены самой природой; южным его пределом были труднопроходимые первые нильские пороги, находившиеся близ современного Асуана, в 1300 км от Средиземноморского побережья; с запада к реке теснились песчаные уступы Ливийского плоскогорья, с востока подступали безжизненные каменистые горные отроги. Ниже первых порогов Нил нес свои воды строго на север по узкой длинной долине (Верхний Египет), ширина которой колебалась от 1 до 20 км; лишь в двухстах километрах от устья, там, где река в древности разветвлялась на несколько рукавов, долина расширялась, образуя знаменитую нильскую Дельту (Нижний Египет).
 

 В двух тысячах километров к югу от первых нильских порогов, у нынешней столицы Судана, Хартума, соединяются две реки - Белый и Голубой Нил. Стремительный Голубой берет свое начало из высокогорного эфиопского озера Тана, навстречу через цепь великих озер и заболоченные равнины Центральной Африки, течет спокойный полноводный Белый Нил. Весной, когда в горах Эфиопии интенсивно тает снег, а в Тропической Африке в разгаре дождливый сезон, реки, питающие Нил, одновременно вбирают в себя громадное количество избыточной воды, несущей мельчайшие частицы размытых горных пород и органические остатки буйной тропической растительности. В середине июля паводок достигает южных границ Египта. Поток воды, в десять раз превосходящий обычную норму, пробившись через горловину первых нильских порогов, постепенно затопляет весь Египет. Наводнение достигает своей высшей точки в августе-сентябре, когда уровень воды на юге страны повышается на 14 м, а на севере - на 8-10 м выше ординара. В середине ноября начинается быстрый спад воды, а река снова входит в свои берега. За эти четыре месяца принесенные Нилом органические и минеральные частицы тонким слоем оседают на залитое в период паводка пространство.  

 Этот осадок постепенно и создавал египетскую почву. Вся почва страны - наносного происхождения, результат многотысячелетней деятельности реки в период ее ежегодных наводнений. И узкое каменное ложе верхнеегипетской долины, и бывший когда-то морским заливом Нижний Египет сплошь покрыты глубоким слоем речных отложений - мягким пористым нильским илом. Именно эта очень плодородная, легкая для обработки почва и есть основное богатство страны, источник ее стабильных высоких урожаев.  

 Увлажненная, готовая к посеву земля Нильской долины имеет чёрный цвет. Кемет, что значит Черная, называли свою страну ее древние жители.
«Египетская почва – черная, рыхлая, 
именно  потому, что она  состоит из ила, перенесенного  Нилом из Эфиопии» (Геродот «Музы», Книга вторая «Евтерпа», 12).    

 В течение тысячелетий Нил создал своими наносами более высокие по сравнению с уровнем самой долины берега, поэтому существовал естественный уклон от берега к краям долины, и вода после паводка не спадала сразу и распространялась по ней самотеком. Чтобы обуздать реку, сделать поток воды в период наводнения управляемым, люди укрепляли берега, возводили береговые дамбы, насыпали поперечные плотины от берегов реки до предгорий, чтобы задержать воду на полях до тех пор, пока достаточно не насытится влагой почва, а находящийся в воде во взвешенном состоянии ил не осядет на поля. Много сил потребовало и прорытие водоотводных каналов, через которые сбрасывалась в Нил перед посевом оставшаяся на полях вода.  

 Так в первой половине IV тысячелетия до х.э. в древнем Египте создается бассейновая система орошения, ставшая основой ирригационного хозяйства страны на многие тысячелетия, вплоть до первой половины нашего века. Древняя система орошения была тесно связана с водным режимом Нила и обеспечивала выращивание одного урожая в год, который в этих условиях созревал зимой (посев начинался только в ноябре, после паводка) и собирался ранней весной.  

 Так в условиях создания ирригационных систем возникает своеобразная общность людей в рамках локального ирригационного хозяйства, которой присущи как черты соседской земельной общины, так и черты первичного государственного образования. По традиции мы называем такие общественные организации греческим термином ном.  

 Каждый самостоятельный ном располагал территорией, которая была ограничена местной ирригационной системой, и представлял собой единое хозяйственное целое, имея свой административный центр - окруженный стенами город, место пребывания правителя нома и его приближенных; там же находился и храм местного божества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.