На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновационная деятельность и особенности ее правового регулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ: 
 

 Введение……………………………………………………………………………………3 
ГЛАВА 1. Общая характеристика инновационной деятельности……………………..5 
     1.1. Понятие и виды инноваций, инновационной деятельности………………………5 
     1.2. Инновационные процессы и их классификация…………………………………..11

     1.3. Национальные инновационные системы (НИС)………………………………….14 
  ГЛАВА 2. Результаты инновационной деятельности………………………………...18 
     2.1. Характеристика результатов инновационной деятельности…………………….18 
     2.2. Оценка эффективности инноваций………………………………………………..21 
ГЛАВА 3. Правовое регулирование инновационной деятельности………………….23 
     3.1. Инновационная политика государства…………..………………………………...25 
     3.2. Правовая защита интеллектуальной собственности……………………………...27 
Заключение…………………………………………………………………………….….30 
Список используемой литературы………………………………………………………32

 


ВВЕДЕНИЕ
     Любая предпринимательская деятельность в первую очередь направлена на извлечение максимальной прибыли. Однако в условиях жесткой конкуренции этого сложно достичь, когда тысячи предпринимателей в разных сферах деятельности поставляют одинаковые товары, выполняют одинаковые работы или услуги. Чтобы приобрести решающее конкурентное преимущество, обеспечивающее получение сверхприбыли, нужно разработать и вывести  на рынок принципиально новую  или усовершенствованную продукцию, аналогов которой нет ни у кого или по крайней мере у большинства участников рынка.
     Несмотря  на то, что инновационная деятельность по своей сути направлена на извлечение сверхприбыли, она остро нуждается в государственной поддержке, поскольку создание нового продукта требует привлечения дополнительных материальных и интеллектуальных ресурсов. При этом нет никаких гарантий, что соответствующие вложения окупят себя и вновь разработанный продукт будет приносить соответствующую прибыль. Поэтому инновационная деятельность отличается повышенным риском по сравнению с остальными видами предпринимательской деятельности.
     Таким образом, поскольку инновационная  деятельность является высоко рисковой и затратной, для ее эффективного развития необходимо сочетать усилия бизнеса и финансово-организационную поддержку со стороны государства. Именно поэтому особенно актуальным является создание нормативно-правового механизма, направленного на стимулирование инновационной деятельности. При этом для создания правовых условий предоставления государственной поддержки, налоговых и иных льгот необходимо определить основные понятия в данной сфере, такие как инновационная деятельность и инновация.
     Инновационная деятельность в общем виде направлена на создание и внедрение инноваций. В отличие от научных исследований и разработок, в ходе которых создаются новые научно-технические знания (фундаментальные исследования) и определяются возможные пути их практического использования (прикладные исследования) или разрабатываются принципиально новые материалы, продукты, процессы, устройства, услуги, системы или методы (экспериментальные разработки), при осуществлении инновационной деятельности уже готовые результаты научных исследований и экспериментальных разработок используются при создании конкретных новых продуктов или процессов, внедряемых на рынок. Поэтому научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы могут входить в инновационную деятельность лишь как дополнительные работы постольку, поскольку они направлены на доведение уже имеющихся результатов научно-технической деятельности до стадии практического применения.
     Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины интереса к изучаемой проблеме.
     Целью данной работы является подробное рассмотрение инновационной деятельности. Эта  цель конкретизируется с помощью  основных задач: изучение правовой литературы; рассмотрение понятия инновации  и его основных составляющих, характеристика результатов инновационной деятельности и правовое регулирование.
     Курсовая  работа состоит из введения, трёх глав, которые в свою очередь состоят  из нескольких параграфов, заключения и списка использованной литературы. Работа изложена на 33 страницах.
     При написании работы были использованы нормативные материалы, учебные  пособия, которые наиболее широко освещают характер данной темы и наиболее актуальны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
      ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИННОВАЦИЙ, ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
     Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной  деятельности.
     Тенденция развития ведущих индустриальных стран  последнего десятилетия всё нагляднее  демонстрирует непосредственное влияние  научно-технического процесса на экономический  рост и повышение благосостояния населения. Достижения науки и техники  выступают ключевым фактором улучшения  качества продукции и услуг, экономии трудовых и материальных затрат, роста  производительности труда, совершенствования  организации производства и повышение  его эффективности. Всё это, в  конечном счёте, определяет конкурентоспособность  предприятий и выпускаемой ими  продукции на внутреннем и внешнем  рынке.
     Основоположником  учения об инновациях считается Й. Шумпетер, его подход к определению инноваций считается классическим. По мнению Шумпетера, инновации - это технологически новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.
     Следует отметить, что в настоящее время  отсутствует общепринятое понимание  и терминология инноваций. Так, например, Р.А. Фатхутдинов считает целесообразно разграничить понятия «новшество» и «инновация». Новшество он понимает как результат фундаментальных прикладных исследований и разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повешению её эффективности, а инновации - это конечный результат внедрения новшества, с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта1.
     Инновационная деятельность — деятельность, направленная на внедрение 
     научно-технических  или научно-технологических  достижений в
     технологические процессы, новые или  усовершенствованные
     товары, услуги, реализуемые  на внутреннем и внешнем  рынках.
     (Ст. 2 Закона г. Москвы  «Об инновационной  деятельности в  городе Москве») 

     Инновационная деятельность - это деятельность по разработке и внедрению инноваций. Она включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, подготовку кадров, организацию производства, проведение маркетинговых исследований и организацию рынка сбыта, посредническую и иную деятельность, направленную на создание или улучшение товаров (работ, услуг). Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, получение преимуществ в конкурентной борьбе и как результат - получение дополнительной прибыли.
     Процесс создания, освоения и распространения  инноваций называется инновационной  деятельностью или инновационным  процессом. Результат инновационной деятельности можно назвать также инновационным продуктом.
     С термином «инновация» тесно связаны  понятия «изобретение» и «открытие».
     Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, созданные человеком.
     Под открытием подразумевают процесс  получения ранее неизвестных  данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду.
     В современной экономике роль инноваций  значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости  продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя  новых продуктов, к открытию и  захвату новых рынков, в том  числе и внешних.
     В инновационной деятельности присутствуют самостоятельность, риск и направленность на получение прибыли. Но получение  прибыли возможно лишь при реализации конечного продукта инноваций и определяется качеством этого продукта. На первых стадиях деятельность, как правило, бесприбыльна. И все же инновационная деятельность нацелена на получение дополнительной прибыли посредством повышения эффективности производства и достижения преимуществ в конкурентной борьбе, и ее можно рассматривать как предпринимательскую.
     Экономико-статистический анализ инноваций предполагает их правильную классификацию. Первоначальный подход к классификации инноваций был  сформулирован Й. Шумпетером ещё в начале ХХ в. Он предложил различать пять типов инноваций:
      введение нового продукта;
      введение нового метода производства;
      создание нового рынка;
      освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов;
      реорганизация структуры управления.
 Однако  в современной статистике особое  внимание уделяется технологическим  инновациям, обусловленным новыми  либо существенно усовершенствованными  научно-техническими решениями.
     Для управления инновационной деятельностью  необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия2.
     Новизна инноваций оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
     В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия3.
     По  типу новизны для рынка инновации  делятся на:
     а) новые для отрасли в мире;
     б) новые для отрасли в стране;
     в) новые для данного предприятия (группы предприятий).
     Научно-исследовательским  институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация  инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:
     1) технологические; 
     2) производственные;
     3) экономические; 
     4) торговые;
     5) социальные;
     6) в области управления.
     Если  рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
     1. Инновации на входе в предприятие  (изменения в выборе и использовании  сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
     2. Инновации на выходе с предприятия  (изделия, услуги, технологии, информация  и др.);
     3. Инновации системной структуры  предприятия (управленческой, производственной, технологической).
     В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
         * радикальные (базовые);
         * улучшающие;
         * модификационные (частные).
     Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.
     Достаточно  полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:
     1. По распространенности:
         * единичные
         * диффузные.
     Диффузия - это распространение уже однажды  освоенного новшества в новых  условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения  новшества к инновациям в масштабе всей экономики.
     2. По месту в производственном  цикле:
         * сырьевые
         * обеспечивающие (связывающие)
         * продуктовые
     3. По преемственности:
         * замещающие
         * отменяющие
         * возвратные
         * открывающие
         * ретровведения
     4. По охвату:
         * локальные
         * системные
         * стратегические
     5. По инновационному потенциалу  и степени новизны:
         * радикальные
         * комбинаторные
         * совершенствующие
     Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну  инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени  выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют  значение для экономической оценки их последствий и обоснования  управленческих решений.
     По  стимулу появления (источнику) можно  выделить:
         * инновации, вызванные развитием  науки и техники;
         * инновации, вызванные потребностями  производства;
         * инновации, вызванные потребностями  рынка. 
     Инновация как экономическая категория  отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства  и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении  конкурентоспособности предприятий.
     Можно сказать, что инновация выполняет  следующие три функции:
        1. воспроизводственную;
        2. инвестиционную;
        3. стимулирующую. 
     Воспроизводственная функция означает, что инновация  представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции  состоит в получении прибыли  от инновации и использовании  ее в качестве источника финансовых ресурсов.
     Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным  направлениям, в том числе и  в качестве капитала. Этот капитал  может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким  образом, использование прибыли  от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации4.
     Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует  основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя  для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать  спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.
     Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители  продукции или услуг постоянно  вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки  сбыта. Поэтому предпринимательские  фирмы, первыми освоившие эффективные  инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.
     Инновация является реализованным на рынке  результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). В связи с  этим необходимо подчеркнуть, что при  всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации является привлечение инновационных  инвестиций в достаточном объеме.
     Таким образом, товар, работа или услуга становятся инновацией, если в них воплощены новые технологии, т.е. любые научно-технические, производственные, управленческие, коммерческие знания и опыт5.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ  И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
     Необходимым условием экономического роста и  повышения качества жизни любой  страны является инновационная активность. В свою очередь она зависит  от экономического и научно-технического потенциала государства, его инновационной  политики и ресурсов, духовного состояния  общества.
     Достижения  научно-технического прогресса распространяются в производстве в форме инноваций.
     Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему  распространению результатов.
     Инновационные процессы зарождаются в отдельных  отраслях науки, а завершаются в  сфере производства, вызывая в  ней прогрессивные, качественно  новые изменения.
     Характерной чертой инновационных процессов  является их нелинейность в отличие  от производства и логистики. Линейность предполагает однократное использование  знаний, а инновационные процессы - перманентное, т.е. параллельность новаторской  деятельности в отношении продукции, организации и управления - многообразие областей нововведений.
     Укрупнённо  инновационный процесс можно  разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный  цикл продукта.
     В зависимости от сложности инновационного проекта задачи, решаемые на первой стадии инновационного процесса, могут  быть достаточно разнообразны. В частности, при разработке и освоении крупных  инновационных проектов осуществляется системная интеграция результатов  научно-исследовательских работ, проводимых в разное время другими коллективами, отладка и доработка как отдельных подсистем, так и технологий в целом. Исполнителями работ на данной стадии являются творческие коллективы учёных и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов, научно-технических центров.
     Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.
     К этим элементам относятся:
         * инициация инновации;
         * маркетинг инновации;
         * выпуск (производство) инновации;
         * реализация инновации;
         * продвижение инновации;
         * оценка экономической эффективности  инновации;
         * диффузия (распространение) инновации. 
     С учетом предмета инноваций  различают  следующие их виды:
     - технико-технологические инновации  проявляются в форме новых  продуктов, технологий их изготовления, средств производства. Они являются основой технологического прогресса и технического перевооружения производства;
     - организационные нововведения - это  процессы освоения новых форм  и методов организации и регламентации  производства и труда, а также  инновации, предполагающие изменения  соотношения сфер влияния (как  по вертикали, так и по горизонтали)  структурных подразделений, социальных  групп или отдельных лиц; 
     - управленческие нововведения - целенаправленное  изменение состава функций, организационных  структур, технологии и организации  процесса управления, методов работы  аппарата управления, ориентированное  на замену элементов системы  управления (или всей системы  в целом) с целью ускорения,  облегчения или улучшения решения  поставленных перед предприятием  задач; 
     - экономические инновации на предприятии  можно определить как положительные  изменения в его финансовой, платежной,  бухгалтерской сферах деятельности, а также в области планирования, ценообразования, оплаты труда и оценки результатов деятельности;
     - социальные нововведения проявляются  в форме активизации человеческого  фактора путем разработки и  внедрения системы усовершенствования  кадровой политики; системы профессиональной  подготовки и усовершенствования  работников; системы социально-профессиональной  адаптации вновь принятых на  работу лиц; системы вознаграждения  и оценки результатов труда.  Это также улучшение социально-бытовых  условий жизни работников, условий  безопасности и гигиены труда,  культурная деятельность, организация  свободного времени; 
     - юридические инновации - это новые  и измененные законы и нормативно-правовые  документы, определяющие и регулирующие  все виды деятельности предприятий; 
     - экологические нововведения - изменения  в технике, организационной структуре  и управлении предприятием, которые  улучшают или предотвращают его  негативное воздействие на окружающую  среду6. 
 

     Как выглядит структура инновационного процесса?
     Началом инновационного процесса является инициация. Инициация — это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом  обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение  идеи в товар (имущество, новый продукт  и т.д.).
     После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается  спрос на новый продукт, определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует  придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление  на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности  и диффузия7.
     Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли и др.).
     Результаты  реализации инновации и затраты  на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании  чего рассчитывается экономическая  эффективность инновации.
     Инновационный процесс заканчивается диффузией  инновации. Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ  СИСТЕМЫ (НИС)
     Характеризуя  переход мировой экономики на инновационный путь развития, исследователи  говорят о формировании "экономики  инноваций", "экономики знаний", "новой экономики" и др. Но вне  зависимости от терминологии и оценок причин перехода большинство из них  признает, что изменился тип воспроизводства; его основной чертой становится развитие национальных инновационных систем (НИС).
     Обычно  НИС характеризуют как совокупность предприятий и организаций, деятельность которых направлена на генерирование  и диффузию инноваций. О ней говорят как об обеспечивающей инновационные процессы системе экономических механизмов и видов деятельности8. Под НИС также понимают "совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ. Другая часть НИС - комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности9.
     Таким образом, НИС - это совокупность хозяйствующих  субъектов, взаимодействующих в  процессе создания и реализации инновационной  продукции (услуг), осуществляющих свою деятельность на основе соответствующей  нормативной правовой базы в рамках проводимой государством политики.
     Основоположниками теории формирования НИС можно по праву считать  К.Фримэна, Б.А. Лундвалла и Р. Нельсона, проанализировавших развитие инновационной деятельности в различных странах и на этой основе давших определение понятия НИС. При этом в основу исследования были положены результаты, ранее полученные Й. Шумпетером, Ф. Хайеком, Д. Нортом, Р. Солоу, П. Ромером и Р. Лукасом.
     Большинство исследователей проблем перехода экономики  на инновационный путь развития фиксируют  принципиальные условия и следствия  данного перехода: 
     - мировая экономика переживает  качественно новый этап в своем  развитии. Свидетельство этому - востребованность инноваций не  отдельными предпринимателями, а  национальными экономиками.
     - возникла такая экономическая  категория, как "человеческий  капитал". Накапливая и используя  его, экономические субъекты получают  ренту, по содержанию идентичную  доходу от вложений в ценные бумаги или от банковского кредитования. Как результат, на национальном и международном уровнях обостряется борьба за присвоение названной ренты, а значит, за права собственности на человеческий капитал.
     - "провалы рынка" в инновационной  сфере вынуждают государственные  органы развитых стран в случае  необходимости принимать на себя  часть расходов и ответственности,  регулировать направления рынка  инноваций и быстро реагировать  на изменение ситуации10.
     Экономике инноваций присуща своя форма  накопления, собственная структура  богатства и особые критерии оценки эффективности накопления. То, что  считалось ростом в системе индустриального  общества, не является таковым в  современных условиях, поскольку  не любой экономический рост приводит к инновационному развитию и не любой  рост основан на инновациях. Наконец, такая экономика рискованна и  невозможна без "длинных денег", которые не появятся без соблюдения как минимум двух исходных условий: доверия инвесторов к государству  и четко сформулированной им инновационной  политики.
     Анализ  результатов исследований отечественных  и зарубежных ученых по проблеме инноваций  позволил обобщить и сформулировать некоторые основополагающие признаки инновационной экономики. Представляется, что она является таковой, если в  обществе происходят следующие процессы:
     - выделяется особая роль научных  знаний, наблюдается положительное  восприятие обществом и государством  новых идей и технологий, присутствует  готовность к трансферу знаний, их практической реализации в  различных сферах деятельности;
     - осуществляется ускоренная автоматизация  и компьютеризация всех сфер  и отраслей производства и  управления, в результате чего  образуются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных  информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания  постоянно растущего научно-технического  прогресса;
     - сформированы развитые инновационные  инфраструктуры, способные оперативно  и гибко реализовывать инновационный  процесс, основанный на внедрении  высоких производственных технологий  и повышении конкурентоспособности  производства;
     - происходят радикальные изменения  социальных структур, которые приводят  к расширению и активизации  инновационной деятельности не  только в производственной, но  и в других сферах - управлении, образовании, культуре, а также  в быту;
     - создана система опережающей  подготовки и переподготовки  профессиональных кадров в области  инноваций, эффективно реализующих  комплексные проекты восстановления  и развития отечественного производства  и регионов страны11.
     Данные  процессы в целом свидетельствуют  о том, что важнейшим условием формирования экономики знаний являются высокая инновационная активность на всех уровнях управления (общественном, государственном, предпринимательском), а также наличие эффективной  инновационной инфраструктуры. Последняя выступает в качестве базовой составляющей инновационного потенциала общества, "точки опоры" и фундамента инновационной экономики.
     Инновационная инфраструктура представляет собой  совокупность взаимосвязанных общественных и производственных институтов (технологических  и организационно-управляющих систем, предпринимательских структур, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, отдельных ученых и изобретателей), необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций.
     Опираясь  на опыт эволюции НИС в странах  с рыночной экономикой, а также  учитывая советско-российский опыт научно-технического прогресса и рассматривая оба  эти опыта в контексте информационной эпохи, можно выделить три типа национальных инновационных систем, различающиеся механизмами их организации.
     Типы  НИС:
    Административно-командная инновационная система есть совокупность организаций, действующих централизованно-иерархически с целью развития инновационных процессов в стране. Но как только такие организации оказываются в центре внимания, сутью системы становятся командно-административные методы, свойственные организациям как иерархическим структурам.
    Рыночно-сетевая инновационная система представляет собой прежде всего институционализированную совокупность мотивов, правил, стратегий деятельности, направленной на развитие инноваций.
    В смешанно-сетевой системе участвуют не только частные организации, как в рыночно-сетевой системе, но и государственные организации, которые по своей природе тяготеют к доминированию. Поэтому принципиально важно, чтобы в смешанно-сетевой системе их взаимодействие с частными организациями было партнерским, паритетным.
     Мотивация инновационных действий и взаимодействий индивидов и организаций определяется такими механизмами, как нормы вознаграждения новатора (изобретателя, разработчика), внутренние и внешние инвестиции, законодательное регулирование  ликвидности венчурных инвестиций, государственный заказ и бюджетная  субсидия, налоговое стимулирование инициаторов новшеств, правила международного и российского рынка, включая  неправовые практики и нормы последнего12.
     Проанализировав основные определения, признаки, типы НИС, можно сделать следующие  выводы:
     - НИС - это совокупность хозяйствующих  субъектов, взаимодействующих в  процессе создания и реализации  инновационной продукции (услуг);
     - существует ряд признаков, которые  характеризируют переход экономики  к инновационной;
     - в современном мире преобладает  уже не либеральная рыночная  экономика, а такая, в которой  активно участвует, подчас энергично  вмешивается государство; соответственно  и инновационные системы оказываются  эффективными в той мере, в  какой они становятся гибридными, смешанно-сетевыми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
     В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и  усовершенствованные продукты, новые  или усовершенствованные технологические  процессы, появляются новые формы  организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.
     Результаты  инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в  неовеществленной форме (например «ноу-хау»).
     Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967г. Задача Всемирной организации интеллектуальной собственности состоит в содействии ее охране. В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована ст.44 Конституцией Российской Федерации.
     Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В ст. 138 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено средство индивидуализации продукции - товарный знак. В Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение:
     «Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических  или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических  или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое  изображение, сочетание цифр, букв и  т.п.
     Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются  и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и для покупателей  новшеств. Они указывают, кто несет  ответственность за определенный товар.
     Однородная  продукция может выпускаться  разными производителями, распространяться разными продавцами. Причем и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служит ориентиром, основанием при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком.
     Товарный  знак выполняет следующие функции:
     - служит ориентиром при выборе  товара;
     - указывает на наличие соответствующего  качества товара;
     - выделяет товар из однородных  товаров других производителей;
     - показывает источник происхождения  товара, так как информация о  владельцах товарных знаков внесена  в реестр товарных знаков, зарегистрированных  в Патентном ведомстве;
     - рекламирует товар, так как  обеспечивает производителю известность,  что стимулирует и сохраняет  спрос на товары;
     - позволяет производителю или  продавцу занять определенное  положение на рынке благодаря  признанию товарного знака.
     Результатом инновационной деятельности являются и ноу-хау, которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и  иного характера. Использование  «ноу-хау» обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.
     «Ноу-хау» могут быть незапатентованные технологические  знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты  материалов, веществ и др., а также  опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов13.
     Следствием  инновационной деятельности являются новые художественно-конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия - промышленные образцы.
     Права на изобретения, товарные знаки и  другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией.
     Материальные  результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и  освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы  машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся  на новые, модернизированные и модифицированные.
     Эффективность инновационной деятельности можно  оценить через конкурентоспособность  новой продукции, успешное представление  ее на внутреннем и внешнем рынках.
     Результаты  инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках могут быть представлены путем передачи научно-технических  знаний и опыта для оказания научно-технических  услуг, новых технологий.
     Лицензионная  торговля представляет собой основную форму международной торговли. Она  охватывает сделки с «ноу-хау», с  патентами на изобретения. Кроме  того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего «ноу-хау». Одним из факторов быстрого развития лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций. Это объясняется и тем, что  они менее рискованны по сравнению  с прямым инвестированием.
     Результаты  инновационной деятельности, являющиеся объектом лицензионных сделок и нелицензионной продажи «ноу-хау», - это специфический  товар мирового рынка.
     Такой товар, как технология, нужно рассматривать  с учетом:
     - потребительной стоимости;
     - труда по созданию;
     - процесса потребления технологических  знаний. Технологические знания  являются нематериальным продуктом,  его полезность не определяется  формой материального носителя (техническая  документация, опыт и т.п.). Она  заключается в создании условий  для повышения эффективности  производства, выпуска новых видов  продукции и ускорения ее реализации.
     Затраты труда на производство нематериального  продукта отличаются от затрат труда  на производство материальных носителей  знаний. Прежде всего труд по созданию новой технологии как один из видов научного труда носит творческий характер. Затраты труда по созданию технологии отличаются от затрат труда по ее непосредственному внедрению в производство. Последние включают работы по проектированию и строительству предприятий, обучение персонала, организацию и управление и др.
     Базой международной торговли лицензиями и «ноу-хау» является патентная деятельность стран - экспортеров технологии. Ведущая  роль в патентовании изобретений  принадлежит промышленно развитым странам. Первое место по числу заявок на патенты и выданных патентов занимает Япония, второе - США. Промышленно развитые страны являются привлекательным рынком технологий. 

2.2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИННОВАЦИЙ
     Оценка  эффективности инновации должна быть осуществлена с различных точек зрения, исходя из особенностей инновации: техническая, технологическая, экологическая, социальная, организационная эффективность. Однако для любой инновации необходимо оценить ее экономическую эффективность.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.