На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Золотой век литературы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
   Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Южно-Уральский  государственный университет»
Торгово-экономический  факультет 
Кафедра «Маркетинговые коммуникации» 
 
 
 

«Золотой век» русской литературы
РЕФЕРАТ
  по  дисциплине  «Искусство и литература» 

Проверил 
                                                Бобина Татьяна  Олеговна
                                          ______________________2011г. 

                                                    Автор  работы (проекта)
                                                    студент  группы ТЭ-470
                                                    Ситникова  А.Л.           
                                           
                                                     Реферат  защищен
                                                    с оценкой 
                                              ___________________________ 
 
 
 
 
 

Челябинск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………....................................3  
1 «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ  ЧЕРТЫ…………………….…………………………..4  
2 ЛИТЕРАТУРА  ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В………………………..6  
3 ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.…………………..14  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………....….20  
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………….........................21  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
XIX век вобрал в себя, переосмыслил или развил многие тенденции, сложившиеся в русской культуре в Петровскую и послепетровскую эпохи, однако все еще остались неразрешенными главные проблемы прошлого столетия — государственное переуостройство общества, выбор между западным и славянским путями дальнейшего развития, положение крестьянства. Вероятно, именно поэтому ни один век русской истории не знал столько теорий, учений, вариантов обновления и «спасения» России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения: революционеры, разночинцы, нигилисты, анархисты, народники, марксисты. 
Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей. Начатые в XVIII в. реформы и преобразования также продолжались, и Россия ускоренно изменялась, обретая свое законное место среди ведущих держав мира.

В сфере  культуры XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. По богатству литературы, изобразительного искусства, музыки этот век несравним ни с каким другим периодом истории не только русской, но и мировой культуры. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых почетных мест. Это произошло благодаря тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Именно в XIX в. российская культура, став классической, создала совершенные образы и произведения, на которые ориентировались многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве. Все это позволяет назвать XIX век золотым веком русской культуры. 

1. «ЗОЛОТОЙ  ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕГО  ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ 
Восстание декабристов оказало огромное воздействие на дальнейшую эволюцию русской культуры. Последовал мощный подъем общественной и философской мысли — центральной стала проблема выбора пути развития, будущего России. Этот вопрос был не нов для страны, но теперь он оформился в виде двух важнейших течений духовной культуры — западничества и славянофильства. Оба течения отвергали режим самодержавия и крепостничества, но занимали противоположные позиции в понимании путей переустройства России.

Западники стояли на позициях культурного универсализма и рационализма. Они высоко ценили петровские реформы, выступали за развитие России по западному пути, считая его общим и неизбежным для всех народов. Западники были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, буржуазных преобразований, которые могли претворяться в жизнь, по их мнению, только путем реформ.
Славянофилы, напротив, стояли на позициях культурного релятивизма и православия. Они отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России. Они выступали за принципиально иной путь развития России, нежели западноевропейский. Славянофилы настаивали на самобытном развитии России, делая акцент на ее религиозно-историческом и культурно-национальном своеобразии, опираясь на формы, способы и традиции, источниками которых были русская община, артель и православие. 
Идеи славянофилов получили широкий общественный резонанс и положили начало развитию оригинального и самобытного направления в русской философии, основу, которого составил не западный рационализм, а православная религиозность. В познании истины западная философия отдает предпочтение разуму. Славянофилы разрабатывали концепцию целостности духа, согласно которой в познании участвовали все способности человека — чувства, разум, вера, воля и любовь.

Истина  может принадлежать не отдельному человеку, а только коллективу людей, объединенному единой верой, надеждой и любовью, из чего рождается соборное сознание. Главным регулятором отношений между людьми должна выступать истинная вера, носителем которой является православная церковь. Славянофилы были убеждены, что именно русское православие со всей возможной полнотой воплощает в себе подлинно христианские начала, тогда как католицизм и протестантизм отошли от истинной веры. В связи с этим они выдвинули идею о мессианской роли России в спасении человечества и мировой культуры.
К середине столетия «брожение умов» достигло своего апогея. Писатели, художники, композиторы той эпохи не остались в стороне от жгучих проблем современности. Культура стала ярким и непосредственным отражением общественных проблем своего времени.
Наконец, культурно-исторический процесс в  России XIX в. имел еще одну важную особенность, которая в немалой степени обусловила его результаты. Дело в том, что на протяжении столетия основными творцами и носителями русской культуры были два общественных слоя: в первой половине века дворянская интеллигенция, а во второй половине — разночинцы, т.е. образованные представители всех сословий буржуазии. Этот слой состоял в основном из выходцев из чиновнического, мещанского, купеческого и крестьянского сословий. Они привнесли в художественную культуру новое мироощущение, идеи и образы, увеличили число писателей, поэтов, художников и тем самым во второй половине столетия существенно изменили ее лицо. На этом основании культуру России XIX в. принято разделять на два основных этапа, временная граница между которыми проходит как раз по середине столетия, т.е. на рубеже 50—60-х гг. 
 

2. ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Культура  первой половины XIX в. характеризовалась  быстрой сменой направлений. В общественном сознании происходил постепенный отход  от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма. И как следствие, усилилось внимание к человеку, его внутреннему миру, где чувство, а не долг выступало важным побудительным мотивом его поступков.
Широкое распространение и влияние в  русской культуре начала века имел романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Личность находится в противоречии с окружающей ее реальностью — таково исходное положение романтизма. Дело в том, что романское искусство создавалось художниками, которые зачастую сами находились в сложном разладе с «враждебной действительностью». Они искали умиротворения в идеализированном прошлом, в народных преданиях, в тишине и покое природы. На почве увлеченности «вечной красотой» народного творчества возрождается интерес к самобытным истокам культуры.
Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но при этом обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной всем ходом  предшествующего исторического  и духовного развития. Внимание к отечественной истории было характерно для всей культуры в целом. К исторической проблематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Но русская художественная интеллигенция, в соответствии со своей миссией глашатая свободы и либерализма, не испытывала приверженности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками XIX в. как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образности, которая сочеталась с романтическими средствами выразительности. Историки русской культуры справедливо полагают, что романтизм стал важным звеном в общем процессе развития культуры от классицизма к реализму. Именно это одновременное переплетение стилей и способствовало рождению выдающихся произведений русского искусства.
В культуре «золотого века» литература сыграла главную стабилизирующую и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Писатели-классики всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. Классическая литература XIX в. была больше чем литература. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась, по сути, универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.
На характер и содержание русской культуры существенное влияние оказало движение декабристов, которое придало ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Это влияние послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действительности, получившего впоследствии название критического реализма, одного из основных методов в русской литературе XIX в. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве передовых русских писателей Пушкина, Гоголя, Лермонтова.
Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837) — великий  национальный гений, создатель поэтических  произведении непревзойденной красоты  и совершенства. Как художник он развивался с необычайной быстротой, безошибочно усваивал самое ценное и значительное в русской и  мировой культуре. Воспитанный на французском классицизме XVII и просветительной  литературе XVIII в., он в начале своего творческого пути прошел через влияние  романтической поэзии и, обогатившись ее художественными завоеваниями, одним из первых в литературе XIX столетия поднялся на уровень высокого реализма.
Юношеская лирика Пушкина, в которой он прославляет  наслаждение жизнью, любовь и вино, дышит остроумием, проникнута эпикурейским отношением к жизни, унаследованным от поэзии XVIII в. На рубеже 10—20-х годов  в стихах Пушкина появились новые  мотивы: он славил свободу и смеялся  над царями. Его блестящая политическая лирика послужила причиной ссылки поэта  в Бесарабию. На юге, в кругу деятелей зреющего декабристского движения, в  общении с будущими греческими повстанцами  Пушкин жадно следил за борьбой народов против Священного союза.
В этот период Пушкин создал свои поэмы «Кавказский  пленник» (1823—1821 гг.), «Братья-разбойники» (1821—1822 гг.), «Бахчисарайский фонтан» (1821—1823 гг.), «Цыганы» (1824—1825 гг.)—произведения, сияющие яркими красками романтизма. В южных поэмах пробивается и  реалистическое начало, составляющее особенность дарования Пушкина. «Ты для себя лишь хочешь воли»—в  этих словах, обращенных старым цыганом  к Алеко, выразилось неприятие Пушкиным того романтического индивидуализма, который занимал воображение  его западных современников.  
После поражения восстания декабристов Пушкин начинает пристально всматриваться в реальную действительность, изучает жизнь народа в прошлом и настоящем, стремится к исторической объективности, непоколебимой реалистической правде. Опираясь на Карамзина и собственное изучение источников, он создает национальную историческую трагедию «Борис Годунов» (1824—1825 гг.), посвященную «эпохе многих мятежей» начала XVII в. Удивительное проникновение в дух русской старины, строгая и ясная форма трагедии поставили ее на огромную высоту в русском и мировом искусстве.

В конце 20-х годов Пушкин обратился к  образу Петра 1. В поэме «Полтава» (1828 г.), центральный момент которой  составляет полтавское сражение, и  в первых главах неоконченного исторического романа «Арап Петра Великого» поэт с исторической объективностью изображает переломную эпоху в жизни России.  
С 1823 г. Пушкин работает над величайшим своим созданием—романом в стихах «Евгений Онегин» (1823—1831 гг.). В «Онегине» дана широкая картина жизни русского общества, а в лирических отступлениях романа многообразно отражается личность самого поэта, то задумчивого и грустного, то язвительного и шутливого. В «Евгении Онегине» Пушкин реалистически продолжает то, что начал в романтических поэмах более раннего периода, — раскрытие образа своего современника, молодого человека дворянской эпохи в русском общественном движении XIX в.  
«Маленькие трагедии» (30-е годы) рисуют столкновение дерзкой человеческой личности с законами, традицией и авторитетом. Пушкин высоко ценит красоту свободной индивидуальности, но он осуждает демонический эгоизм, отдавая предпочтение безыскусной народной правде. Эта тема своеобразно преломляется и в повести «Пиковая дама» (1833 г.), в которой изображен носитель эгоистической страсти к обогащению, стремящийся сорвать приз жизни, любой ценой подняться вверх.  
В поэме «Медный всадник» (1833 г.) Пушкин воплотил свои представления об историческом развитии. В старом обществе прогресс осуществлялся ценой страданий личности. Мелкий чиновник Евгений поднимает бунт против «державца полумира», но в страхе отступает, ибо нельзя задержать неумолимый ход истории, нельзя помешать ему.

Особое  внимание Пушкина привлекает проблема крестьянских движений. Он коснулся этой темы в романе «Дубровский» (1832—1833 гг.), но не довел ее до конца. Тщательно  изучив все доступные ему материалы  о Пугачеве, собрав сведения на месте  восстания, Пушкин создает книгу  «История Пугачева», первое историческое исследование о крестьянской войне XVIII в. Опираясь на художественные принципы Вальтера Скотта, Пушкин написал «Капитанскую дочку» (1836 г.), историческую повесть  с классической ясностью сюжетных линий и глубиной психологических характеристик. В «Капитанской дочке» Пушкин показал не только стихийный характер крестьянского движения, но и его поэзию, и его обреченность.
Неповторимая  красота искусства Пушкина с  огромной силой проявилась в его  лирике. Лирика Пушкина не менее  глубоко раскрывает внутренний мир  человека, чем лирическая поэзия романтиков, но у великого поэта душа и сердце гармонически сочетаются с могучей  силой разума. Произведения Пушкина  овеяны духом гуманности. По глубине  чувства и классической гармонии формы они вместе с лирическими  стихотворениями Гёте принадлежат  к лучшим созданиям мировой поэзии.
Пушкин  был центральной фигурой русской  литературы первых десятилетий XIX в. Белинский  прямо называет этот период русской  литературы «пушкинским». С именем Пушкина связан не только высокий  расцвет русской поэзии, но и формирование русского литературного языка. Пушкин показал духовную красоту и мощь русского человека, прелесть родной природы, народной поэзии — сказок, песен, преданий. Его значение для русской литературы неизмеримо. «Он у нас начало всех начал»,—-говорил о Пушкине Горький.
Вслед за Пушкиным и одновременно с ним  выступали первоклассные поэты, которые, опираясь на достижения Пушкина, пошли своим особым путем. Среди  них были пламенный лирик Н. М. Языков, автор остроумных фельетонов в стихах П. А Вяземский, мастер элегической  поэзии Е. А. Баратынский. Особняком  от пушкинской плеяды стоит Федор  Иванович Тютчев (1803 —1873). Поэт-мыслитель, он достигает удивительного единства мысли и чувства. Тютчев посвящает  свои лирические миниатюры изображению  связи человека и природы. Несмотря на свой политический консерватизм, Тютчев ясно ощущал неустойчивость существующих общественных отношений, те подземные  толчки, которые предвещали революцию.
В конце 30-х годов обозначился переход  к новому типу реализма. Белинский  видел основную его особенность  в усилении критического начала, росте  разоблачительной тенденции. Творчество величайшего преемника Пушкина  в области поэзии, Михаила Юрьевича Лермонтова (1814—1841), отмечено пафосом  отрицания современной ему действительности. Лермонтов сложился как поэт в  эпоху безвременья, когда декабристское  движение было уже задушено, а новое  поколение русских революционеров еще не окрепло. Это породило в  его поэзии мотивы одиночества и горького разочарования.
Ненависть к «светской черни», к голубым  жандармским мундирам николаевской России проходит через всю поэзию Лермонтова. В его лирике звучат мотивы мятежа, смелого вызова, ожидания бури..-Образы мятежников, ищущих свободы  и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах («Мцыри», 1840 г.; «Песня про купца  Калашникова», 1838 г.). Лермонтов —  поэт действия. Именно за бездеятельность  бичует он свое поколение, воспитанное  эпохой реакции, неспособное к борьбе и созидательному труду («Дума»).
В центре самых значительных произведений Лермонтова стоит образ гордой личности, ищущей сильных ощущений в борьбе. Таковы Арбенин (драма «Маскарад», 1835—1836 гг.), Демон («Демон», 1829—1841 гг.) и Печорин («Герой нашего времени», 1840 г.). Разочарованный в окружающей мелочной жизни, поэт прошел через увлечение такой демонической личностью, но в своих произведениях  последних лет он развенчивает романтическую  поэзию гордого одиночества. В его  творчестве ясно наметилась глубокая симпатия к простым, но полным настоящей  самоотверженности и героизма людям,—то  настроение, которое образует основной пафос русской литературы XIX в.
Николай Васильевич Гоголь (1809—1852) завершил чрезвычайно  важный для русской литературы XIX в. поворот к прозаическим жанрам—повести и роману.  
Первое значительное произведение Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—1832 гг.) вводит читателя в мир народных преданий. Фантастика этой книги и ее беззаботно веселый тон имеют мало общего с последующими произведениями Гоголя-реалиста. Вторая книга —«Миргород» (1835 г.), хотя она и является продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», носит более зрелый характер. Четыре повести, составляющие «Миргород», как бы контрастируют друг с другом. В «Тарасе Бульбе» Гоголь передает удаль и героику казацкой вольницы. В повести «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» показано засилье пошлости и мелких интересов в современной жизни и разыгрываются ничтожные происшествия, от которых тоскливо и скучно становится каждой живой душе. Страшной фантастике «Вия» противостоит патриархальная идиллия «Старосветских помещиков».

Особое  место в наследии Гоголя занимают его «Петербургские повести», изображающие современный Гоголю большой город  с его социальными контрастами. Одна из этих повестей, «Шинель» (1842 г.), имела особое влияние на последующую  литературу. Сочувственно изображая  судьбу забитого и бесправного мелкого  чиновника, Гоголь открыл путь всей демократической  русской литературе" от Тургенева, Григоровича и раннего Достоевского до Чехова. «Все мы вышли из гоголевской  «Шинели»»—в этой фразе Достоевского истинное признание значения повести Гоголя.
В комедии  «Ревизор» (1836 г.) Гоголь выступает как  продолжатель традиции Фонвизина и  Грибоедова. Он дает глубокое и беспощадное  разоблачение чиновной камарильи, ее беззаконий и произвола. Гоголь отбросил традиционную любовную интригу и построил свое произведение на изображении общественных отношении. Сатира Гоголя направлена не против отдельных «злоупотреблений», а против самых основ
общественного строя, той действительности, которая  порождает хлестаковых и городничих.
Величайшее  создание писателя—«Мертвые души» (1842—1852 гг.). Само название книги имеет  не только прямой, но и обобщенный символический смысл.Гоголь изображает целую галерею уродов помещичьей России, воплощающих различные формы паразитизма. Его произведение названо поэмой, и это название только отчасти звучит иронически. Оно дышит своеобразным поэтическим пафосом, который вырастает из сознания огромных сил народа, из предчувствия его великого исторического будущего. Все это находит свое выражение в лирических отступлениях, образующих существенный элемент повествовательной манеры Гоголя. Его юмор переплетается с серьезными, даже трагическими размышлениями. Гоголь испугался того размаха, который приняла критика русской действительности в его произведении. Он хотел во втором томе «Мертвых душ)) показать нравственное возрождение своих героев. Внутренняя фальшь поставленной задачи побудила писателя уничтожить многое из того, что им было написано. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.
Столичное дворянство было основным носителем культуры примерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новые общественно-политические силы — разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция. Эти силы видели свою историческую миссию в решении двух основных проблем — образ России и судьба человека. Способы решения этих проблем получили разнообразное социально-политическое, нравственное, религиозное и духовное выражение. В творчестве писателей, композиторов, художников, архитекторов решение этих проблем и соответствующее их выражение обрели черты новой картины мира, сквозь призму которой произошла переоценка общественной роли и значимости культуры.
Кроме того, разночинцы сделали русскую  культуру более социальной по проблематике и в значительно большей мере демократичной по направленности и формам. Отныне гораздо активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. Никогда ранее культура так непосредственно не участвовала в крупных общественных движениях. Отсюда ее характерными чертами стали гражданственность, высокая нравственность и демократическая направленность. 
Стиль реализма все более принимает критический характер и в этом качестве становится основным художественным направлением. Критический реализм существенно изменил общественные функции искусства, которое должно было не только воспроизводить и объяснять жизнь, но и выносить «приговор о явлениях ее».

Русская литература пореформенного времени  подарила миру «яркое созвездие великих  имен». Новое поколение писателей-реалистов  пришло в литературу в 60—70-х гг. и  предложило обществу новые темы, жанры, идейно-художественные принципы. Переосмысление и переработка старых принципов  и форм изображения жизни привели  к развитию жанра социально-бытового романа и повести. Выдающиеся достижения в этом жанре принадлежали И.С. Тургеневу, Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому.
Иван  Сергеевич Тургенев (1818—1883) начал  свою литературную деятельность в 40-е  годы, когда в русской общественной жизни еще окончательно не размежевались  либеральная и демократическая  тенденции. Он испытал на себе благотворное влияние идей Белинского. В очерках, которые Тургенев печатал на страницах  «Современника» под общим названием  «Записки охотника» (1847—1852 гг.), показано бесчеловечное угнетение крестьян при крепостном праве. В романах  «Рудин» (1856 г.) и «Дворянское гнездо» (1859 г.) писатель изображает передового представителя дворянства, чувствующего глубокую неудовлетворенность окружающей его средой, но не находящего в себе энергии, чтобы порвать с ней  и стать борцом против нее. Как  Пушкин в «Евгении Онегине», послужившем  прообразом для этих романов, Тургенев сталкивает своего «лишнего человека»  с женщиной, обладающей сильным нравственным складом. Тонкость и глубина психологического анализа, проникновенное изображение  русской природы, классическая завершенность  стиля делают эти романы превосходными  произведениями русской и мировой  литературы.  
Тургенев не ограничился изображением «лишних людей». В романе «Накануне» (1860 г.) он показал болгарского революционера Инсарова, за которым самозабвенно пошла русская девушка Елена Стахова. Но Тургенев искал героя, сложившегося на русской почве и посвятившего себя служению России. Такой образ он нашел в лице разночинца Базарова, изображенного им в романе «Отцы и дети» (1862 г.). Базаров отрицает поэзию и возвышенные чувства, которыми гордятся представители дворянской среды (поэтому он в их глазах — «нигилист», отрицатель), он думает, что главная задача состоит в распространении естественных наук. Хотя некоторые черты Базарова коробят писателя, Тургенев изображает все же своего героя как глубокую и трагическую личность, истинного гиганта рядом с мелкими фигурами образованных помещиков.

В последние  годы своей жизни писатель почти  постоянно жил за границей. Он выступал на Западе в роли пропагандиста русской  литературы; его собственные произведения во многом способствовали ее мировому влиянию.
Художник  огромного таланта, Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) был сложным  и противоречивым писателем. Он создал непревзойденные по силе и выразительности  картины страданий людей под  гнетом капитализма, но отвергал революционный  путь и в течение многих лет  вел ожесточенную борьбу против идей революционно-демократического лагеря.
Достоевский вступил в литературу как представитель  «натуральной школы», продолжая традиции Пушкина и Гоголя. Его первая повесть  «Бедные люди» (1846 г.) была восторженно  встречена Белинским. В этой повести  Достоевский с глубоким сочувствием  изображает страдания «бедных людей», живущих в большом городе, защищает достоинство простого человека, показывает его превосходство над представителями  аристократии. Но уже в этой повести  проявились в зародыше некоторые  черты будущих воззрений Достоевского. Он не видит в «маленьком человеке»  способности к протесту и борьбе, не верит в возможность активного  воздействия на действительность.  
Молодой Достоевский состоял в кружке Петрашевского и был приговорен в 1849 г. к смертной казни, замененной каторгой. После отбытия каторги его зачислили на военную службу рядовым. Именно в эти годы писатель пережил внутренний надлом. Он разочаровался в идеях революционной интеллигенции, объявил революционеров людьми, далекими от народа, и призвал обратиться к народной правде, основой которой считал смирение, долготерпение, простодушную веру. Возвратившись из ссылки, Достоевский как публицист и писатель неоднократно вступал в полемику со сторонниками революционного лагеря, писал против них памфлеты, пародировал их.

Но и  в этот период своего творчества Достоевский  создает произведения огромного  критического размаха, изображает кричащие противоречия пореформенной России. Такова его книга «Записки из мертвого дома» (1861—1862 гг.), в которой показаны страдания людей на царской каторге.  
Крупнейшее произведение Достоевского—роман «Преступление и наказание» (1866 г.). В нем выведен человек, проникнутый сознанием своей исключительности, презрением к массе и уверенностью в своем праве нарушать моральные нормы. Достоевский развенчивает этого индивидуалиста и вскрывает внутренний крах его устремлений. Роман дает потрясающее по силе изображение нищеты и страданий людей при капитализме, показывает распад личности и семьи, унижение и поругание человеческого достоинства.

Реакционные взгляды Достоевского уже отчетливо  сказались в этой книге, Писатель считает, что буржуазный индивидуализм  характерен для представителей революционного лагеря и выдает индивидуалиста за революционера. Развенчивая его, Достоевский  хочет развенчать в его лице и  все революционное движение. С  другой стороны, эгоизму и «наполеоновскому»  принципу подавления слабых Достоевский  может противопоставить только мораль смирения, покорности и кроткой веры.  
Свой положительный идеал, идеал нравственно прекрасного человека Достоевский воплотил в романе «Идиот» (1868 г.). В этой книге также дано изображение жестокости, эгоизма, изуверства господствующих буржуазно-дворянских кругов. Им противопоставлен положительный герой, воплощение кротости, сочувствия человеческим страданиям, с чертами Дон-Кихота. Он беспомощен в борьбе с социальным злом, но тем не менее представляет единственное начало, которое можно выдвинуть против жестокости современной жизни.

Творчество  Достоевского получило мировое признание. Его реакционные идеи, его высказывания о том, что в сознании человека господствуют темные, эгоистические  инстинкты, которые надо подавлять  при помощи религиозного смирения, использовались идеологами господствующих классов для реакционной пропаганды. Но, как великий реалист и страстный  обличитель капитализма, Достоевский служит своим искусством прогрессивному человечеству.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.