На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Технология предупреждения конфликтов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство по образованию  РФ
     Государственное образовательное  учреждение
     Высшего профессионального  образования 
     «Омский государственный  технический университет»
     Факультет гуманитарного образования 
 

     Кафедра социологии, социальной работы и политологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат
     по  дисциплине «Конфликтология в социальной работе»
     на  тему:
     Технология  предупреждения конфликтов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск - 2007
 

Содержание 

Введение 1. Роль управления  в предупреждении конфликта
2. Технология  предупреждения конфликтов.
    2.1 Изменение своего отношения к  проблемной ситуации 
    2.2 Воздействие на поведение оппонента  или партнера по общению. 
    2.3 Психология конструктивной критики. 
    2.4 Методы психокоррекции конфликтного  поведения: 
Заключение
Список литературы
3 4
9
9
13
17
20
24
26
 
 

Введение.
     Конфликт  – наиболее острый способ развития и завершения значительных противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями друг к другу. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, а так же социальных групп и во всех взаимоотношениях между людьми. Поэтому конфликт является неотъемлемой частью жизни общества. Все конфликты можно трактовать в качестве положительного или отрицательного явления. Очевидно, что конфликты, наносящие непоправимый ущерб людям и природе, конфликты, связанные с насилием должны быть ограничены или еще лучше, предупреждены. Последнее конечно более разумно и полезно со всех точек зрения, чем прекращение или разрешение конфликта, уже имеющего место. Поэтому именно на предупреждение конфликтов направлены значительные усилия как общественных, так и государственных институтов. Предупреждение конфликта заключается в первую очередь в воздействии на все или некоторые его элементы до того, как открытое противостояние возникло. Поэтому в зависимости от причин и характера конфликта предупредительная деятельность может быть весьма разнообразной.
     Целью данной работы является знакомство с понятием «предупреждение конфликта» и рассмотрение различных технологий предупреждения конфликта.
     В первой части раскрывается сущность понятия «предупреждение конфликта» как одного из аспектов управления конфликтами в целом, так как именно через управление происходит практическая реализация поставленных целей и задач. Затем во второй части данной работы мной рассматриваются непосредственно основные возможные технологии по предупреждению конфликтных ситуаций и при проявлении их первых признаков.
 

1. Роль управления в предупреждении конфликта
     В социальной практике предупреждения конфликта решающее значение имеет управление общественными процессами.
    Если  конфликт не замечать, игнорировать, заниматься его словесным разрешением и практически ничего не делать, он будет развертываться стихийно, обостряться, объединяться с другими конфликтами и, в конечном счете, завершится разрушением той социальной системы (или субъекта), в которой происходит1.
     Управление  в социальных системах представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности-(личности, группы, специально созданного органа) на объект управления (общество в целом или отдельную его сферу - экономическую, политическую, духовную и др.) с тем, чтобы обеспечить его целостность, нормальное функционирование, совершенствование или перевод в желаемое состояние.
     Управление  конфликтом представляет собой часть  управления социальными отношениями:
    под управлением подразумевается урегулирование, разрешение или даже подавление конфликта в интересах общества в целом, либо отдельных его субъектов. Правильно организованное управление придает конфликтному процессу формы, обеспечивающие минимизацию неизбежных политических, социальных, экономических и нравственных потерь; оптимизацию тех или иных общественных сфер жизни2.
    Это своего рода искусство, требующее особых умений и навыков. Основным регулятором социального конфликта являются, как правило, органы легитимной власти.
    Управление  конфликтом связано с воздействием на причины конфликта в целях  осознанного изменения противостояния в целом или в частных проявлениях3. При этом осуществляется социальный контроль источников и динамики противоборства. Социальный контроль является способом саморегуляции системы, обеспечивающим упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования. Основная функция социального контроля - стабилизирующая, заключается в воспроизводстве и совершенствовании господствующего типа социальных отношений, социальных структур. Направленность и содержание социального контроля в условиях противоборства зависят от социально-экономических, идеологических, моральных и иных социокультурных характеристик социальной системы.
    Управление  конфликтами должно строиться на принципе компетентности и принципе сотрудничества и компромисса.
    Принцип компетентности.
    Данный  принцип предполагает, что вмешательство  в естественный ход развития конфликта  должны осуществлять люди, которые  имеют определенные знания в данной области и компетентны осуществлять действия по разрешению возникшего конфликта. Эти специалисты должны знать динамику конфликтов вообще. Такие знания они могут получить как в результате обучения (тогда эти знания будут носить теоретический характер), так и на практике, т. е. в результате личного жизненного опыта (и в этом случае эти знания будут обладать практической ценностью). Также люди, выполняющие задачу по разрешению конфликта, обязаны собрать максимально полную и разностороннюю информацию о данном конкретном конфликте.
     Управление  конфликтом - это своего рода вмешательство в его естественный процесс, поэтому осуществление такого вмешательства должно основываться только на тех знаниях, которыми обладает человек по поводу данной ситуации, иначе это может привести к еще более негативным последствиям по сравнению с теми, которые могли бы быть в случае естественного развития конфликта.
     Принцип сотрудничества и  компромисса.
     Данный  принцип предполагает, что оппоненты  стоят на позиции защиты собственных  интересов и достижения своих  целей, но при этом они используют соответствующие конструктивные стратегии - сотрудничество, компромисс, избежание конфронтации. В этом случае необходимо отказаться от желания внести радикальные изменения в развитие ситуации и сосредоточить все усилия на том, чтобы форма разрешения противоречия носила конструктивный характер и противоборствующие стороны использовали мирные стратегии и тактики. Целью здесь становится не блокирование, подавление развития противоречия, а стремление разрешить его конструктивными, неконфликтными приемами.
     Управление  конфликтом включает в себя следующие  аспекты: анализ симптомов, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. В качестве управленческих воздействий  также могут выступать пресечение, гашение, преодоление и устранение конфликта4.
    Управление  конфликтом имеет три основных элемента воздействия, распределенных по пространству динамики социального конфликта:
а) предупреждение, профилактика, предотвращение, урегулирование конфликта на предконфликтной стадии;
б) регулирование  динамики конфликта на этапе открытого  противоборства;
в) воздействие  на завершение конфликта, в том числе  в постконфликтное время.
     Одним из важнейших способов управления конфликтами  является именно их профилактика. Это означает, что организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия должна строиться таким образом, чтобы исключалась или минимизировалась вероятность возникновения и развития деструктивных противоречий и конфликтов между ними. Профилактика конфликтов является важнейшей частью комплекса мероприятий по их управлению, так как является гораздо менее затратной. В результате профилактики конфликтов снижается вероятность их возникновения и развития, а значит, снижается уровень затрат и силы на их урегулирование. Предупредить конфликт всегда легче, чем конструктивно его разрешить
     Предупреждение  и профилактика конфликта отражают в сущности некоторые особенности одного и того же явления.
     Предупреждение конфликта необходимо для того, чтобы заранее принятыми мерами можно было отвратить его нежелательное развертывание. Оно заключается в воздействии на общественные противоречия, провоцирующие социальное напряжение до возникновения открытого противостояния, т.е. до момента осознания оппонентом фундаментальности проблем. Предупреждение противоборств имеет целью недопустить развертывания социальных конфликтов и избежать ущерба в виде моральных, материальных, человеческих и иных потерь.
     Профилактика конфликта - это совокупность мероприятий, направленных на преодоление социальных противоречий с целью сохранения и укрепления нормального состояния, порядка в определенной сфере или обществе в целом. Профилактика социальных конфликтов связана со способностью субъекта управления обобщать имеющиеся теоретические и эмпирические данные, распространять познанное на непознанное и на этой основе предсказывать, прогнозировать, предвосхищать предвидеть развитие событий.
    Профилактика  конфликта и представляет такой  вид управленческой деятельности, который  состоит в заблаговременном распознании, устранении или ослаблении  конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем5.
   Именно  профилактика противостояний исключает  возможность возникновения деструктивных  конфликтных ситуаций.
   Существуют  объективные условия предупреждения конфликтов, к которым относятся:
    Разработка правовых и иных нормативных процедур разрешения типичных предконфликных ситуаций;
    Создание благоприятных условий жизнедеятельности людей: материальная обеспеченность семьи, создание базы для ее воспроизводства (работа для родителей, возможность получения образования для детей, реализация своих потребностей и др.)
    Справедливое и гласное распределение материальных благ;
    Успокаивающая экономическая, политическая, экологическая правовая среда, окружающая человека6.
   При наличии в социуме перечисленных  факторов антиконфликтное действие реализуется самопроизвольно. При  этом не нужно специально организовывать управленческое профилактическое влияние  на ситуацию. В противном случае необходима целенаправленная, систематическая антикризисная работа.
   Успех профилактической работы определяется:
    знанием общих принципов управления социальными структурами и умение использовать их для анализа конфликтной ситуации;
    уровнем общетеоретических знаний по конфликтологии о сущности конфликта, его причинах, видах, этапах развития.
    глубиной анализа предконфликтной ситуации, которая в каждом конкретном случае оказывается уникальной и поэтому требует особой стратегии.
    адекватностью применяемых способов и средств предупреждения конфликтов7.
   Способами нейтрализации противоречий как  источников конфликтов являются:
      вовлечение прогнозируемых участников конфликта в общее дело;
      уважение оппонентов, недопущение дискриминации противников;
      кооперирование;
      информирование партнера о предполагаемых действиях;
      диалог по спорным вопросам, обмен мнениями, достижение консенсуса;
      доверительность в отношениях, выполнение взаимных обязательств и договоренностей;
      справедливость при разделении достижений совместной деятельности8.
     В связи с этим особую актуальность приобретают переговоры и договоренности относительно степени опасности  ситуации и возможности возникновения  противоборства в будущем.
     Для предупреждения конфликтов важно знать  не только что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие9.
2. Технология предупреждения  конфликтов.
2.1 Изменение своего отношения к проблемной ситуации
   Воздействовать  на проблемную ситуацию взаимодействия можно по двум направлениям: влиять на свое поведение и воздействовать на психику и поведение оппонента. Второй способ более сложен. Рассмотрим способы и приемы коррекции своего отношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней. Ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением человека грамотно общаться.
    Умение определить, что общение стало предконфликным; и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт.
   Предконфликтная ситуация возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя определить, что эмоциональный накал спора начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками обострения спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Прекратить или сгладить обостряющийся спор можно следующими приемами: сказать, что в чем-то правы вы, а в чем-то ваш оппонент, что, кстати, обычно и бывает; свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна для вас, и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по ее реализации; сказать, что вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (когда эмоции улягутся).
    Умение понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.
   Это субъективное условие предупреждения конфликтов. Сообщаемая вам партнером  информация может теряться и искажаться, иногда существенно. Кроме того, партнер может оценивать обсуждаемую проблему не с тех же позиций, что и вы. Эти две причины, а не действительные противоречия между людьми, могут вызвать спор. Споров, вызванных непониманием друг друга и различными подходами к проблеме, целесообразно избегать.
    Терпимость к инакомыслию.
Это также  может предотвратить возникновение  конфликтов. Достаточно того, что вы разобрались более глубоко по сравнению с партнером и знаете это. Иногда необходимо сообщить партнеру, что он не прав, но не обязательно делать это при свидетелях, настаивать на том, чтобы он публично признал свою неправоту и т.п. Необходимо быть твердым по отношению к проблеме, к выполнению требований дела и мягким по отношению к людям.
    Забота человека о снижении своей относительно устойчивой тревожности, и агрессивности.
   Это субъективное условие предупреждения конфликтов. Социально-экономическая среда, в которой россиянин вырос, нынешняя социально-экономическая ситуация способствуют формированию у него повышенной тревожности и агрессивности. Это сказывается, на характере взаимоотношения человека с окружающими, повышая его конфликтность. Снижать собственную тревожность и агрессивность можно, используя соответствующую аутогенную тренировку, физические упражнения, организуя для себя полноценный отдых, подцеживая благоприятный социально-психологический климат на работе, в семье и т.п.
    Управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении.
   Текущее психическое состояние изменяется в течение суток под влиянием различных обстоятельств, иногда существенно. Успешность работы, степень усталости, общение с сослуживцами, физиологическое состояние организма, погода и т.д. - все это влияет на состояние психики человека и, следовательно, на его конфликтность. Каждый человек может оценить, в каком состоянии он в данный момент находится, и учесть это с целью предупреждения конфликтов, причиной которых будет собственная раздраженность.
   Например, за полчаса до совещания, которое  вы проводите с подчиненными, вы зашли к начальнику для решения сложной проблемы. Разговор с начальником сложился так, что он высказал в ваш адрес несколько замечаний, несправедливых и даже оскорбительных. Поскольку эти замечания были для вас неожиданными, то вы не нашли сразу·что ответить, а после окончания разговора. в подавленно-агрессивном состоянии пошли на свое совещание. Негативные эмоции, которые в данной ситуации являются естественной реакцией на несправедливые замечания начальника, к началу совещания не исчезли. Они были вытеснены из сознания в, подсознание. Поэтому если в процессе совещания вы, как вы полагаете, обоснованно накричите на кого-то из подчиненных, то причиной этого крика может быть не вина этого подчиненного, а ваши вытесненные негативные эмоции после неприятного разговора с начальником. По сути, ваш крик предназначен начальнику, а достался подчиненному. Нужно избегать подобных ситуаций.
    В общении с окружающими нужно быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избегания или уступки.
   Окружающие  так же, как и мы, обладают своими интересами. и имеют право отстаивать их. В процессе взаимодействия столкновение интересов разных людей и разных социальных групп естественно и  неизбежно. Однако отсутствует неизбежность разрешения социальных противоречий путем конфликтов.
    В ходе общения с партнером желательно хотя бы изредка улыбаться.
   Улыбка  выполняет четыре позитивные функции. Она показывает, что у вас все  в порядке. Люди с большим удовольствием  общаются с теми, кто достиг успеха. Скорее всего это связано с неосознанным желанием заимствовать у победителя опыт достижения успеха, с надеждой получить полезную информацию и т.п. Если у человека проблемы и. это написано у него на лице, то окружающие могут избегать общения с ним. Улыбка показывает, что человек рад собеседнику. Это способствует бесконфликтному решению проблем. По закону эмоционального заражения улыбка вызывает ответную симпатию·к улыбающемуся у партнера по общению. Улыбка приводит к уменьшению негативных эмоций, если они есть у улыбающегося.
    Не нужно ждать от, окружающих слишком многого.
   Негативные  эмоции – один из основных факторов, способствующих возникновению конфликтов. Они часто являются реакцией человека на заметное и значимое несовпадение реального хода развития событий с тем, на который рассчитывал. Существует три способа минимизации негативных эмоций: необходимо уметь хорошо прогнозировать возможные варианты развития событий. Чем точнее окажется прогноз, тем меньше негативных эмоций. Желательно иметь возможности для изменения хода событий в нужную сторону в случае, если они начнут развиваться не так, как ожидалось. Нужно рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий, и быть готовым к нему. Если они не оправдают ожиданий, что часто бывает, это вызовет у человека негативные эмоции, ухудшит его взаимоотношения с партнерами. Нужно уметь делать добро бескорыстно, не рассчитывая получить что-либо взамен. Желательно не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих.
    Общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению.
   Эта рекомендация Д.Карнеги способствует предупреждению межличностных конфликтов. Искренняя заинтересованность проявляется  в стремлении понять проблемы партнера по общению, в желании помочь ему хотя бы советом. В условиях современной сложной и трудной жизни люди часто нуждаются в сочувствии. Интерес  к проблемам собеседника должен быть не искусственным, наигранным, а искренним. Такой стиль общения особенно необходим в деятельности социального работника, конфликтолога.
    Конфликтоустойчивость - способность человека сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов.
   Это важное индивидуально психологическое  условие предупреждения конфликтов, Люди, обладающие низкой конфликтоустойчивостью, могут легко пойти на конфликт из-за пустяка. Низкая устойчивость к воздействию конфликтогенных факторов является отрицательным качеством личности. Высокая конфликтоустойчивость особенно необходима руководителям, социальным работникам, самим конфликтологам. Конфликтоустойчивость зависит от четырех групп факторов: психофизиологических - проявляющихся в эмоционально-волевой устойчивости; когнитивных - проявляющихся в качестве психических познавательных процессов человека; мотивационных - проявляющихся в направленности личности человека и его мотивах в конкретной ситуации общения; социально-психологических - отражающих социально-психологические особенности личности, стереотипы ее, взаимодействия с окружающим.
    Не забывайте о чувстве юмора.
   В предупреждении конфликтов трудно переоценить  роль здорового чувства юмора. Наличие этого чувства – одно из свидетельств духовного здоровья человека. Юмор иногда определяют как «примиряющую улыбку», способность человека соединять, примирять возвышенное и мелкое, смешное и серьезное. Юмор способствует разрядке возникшего напряжения в человеческих взаимоотношениях, является хорошим средством «выпустить пар», вызвать позитивные чувства. Способность понимать юмор, являясь важным позитивным качеством личности, служит одним из слагаемых престижа. Конечно, этим средством следует пользоваться, соблюдая чувство меры, нельзя допускать превращения всего дела в шутку10.
2.2 Воздействие на поведение оппонента или партнера по общению.
     Воздействовать  на поведение партнера можно как  с целью конструктивного урегулирования уже возникшего конфликта, так и  с целью его профилактики. Существуют следующие приемы, способы и правила воздействия на поведение оппонента или партнера по общению.
    Учет индивидуальных особенностей и возможностей партнера в осуществлении той или иной деятельности.
   Это означает, что требования, которые  предъявляются к работнику, должны соответствовать его уровню развития, профессионализма, личностным качествам  и психологическим особенностям. Например, если сотрудник имеет плохой почерк, не стоит поручать ему письменное заполнение документов (личных дел и др.), которые требуют идеально красивого почерка, так как он может с ним не справиться по объективным причинам. Также важно при постановке задачи указывать реальные объективные сроки ее выполнения, при этом тоже необходимо учитывать индивидуальные особенности сотрудника. Так, нельзя поручать сотруднику, имеющему низкую скорость переключения внимания или деятельности, дело, которое требует быстрого принятия решений, активности и быстроты исполнения. Таким образом, предотвращение возможного возникновения конфликта основывается на грамотном подборе заданий для каждого конкретного сотрудника, т. е. на индивидуальном подходе.
    Отказ от использования быстрых, радикальных средств и приемов воздействия и перевоспитания человека.
     Созидание является долговременным и кропотливым процессом, поэтому: необходимо запастись терпением и не ждать немедленных результатов воздействия. Конфликт может возникнуть из-за неоправданных ожиданий от воспитательных воздействий по отношению к партнеру. Чем более серьезны, значительны предполагаемые изменения, тем больше времени они занимают.
     Существуют две стратегии искоренения негативной черты, качества и т. п. у партнера (подчиненного). Первая стратегия предполагает методичное и прямое указание на нежелательную черту, качества, которые не устраивают группу, коллектив, самого воздействующего. Вторая стратегия менее жесткая и предполагает более мягкие приемы воздействия. Например, на недостаток или
негативное  качество можно указать в процессе дружеского разговора, в неформальной обстановке и т. п. Первая стратегия более конфликтогенна по своей природе и имеет низкую эффективность, тогда как вторая обычно приводит к хорошим результатам, так как ее задачей является формирование у партнера личной мотивации на преодоление этой негативной черты или недостатка, т. е. он сам должен стремиться исправить недостаток.
    Оценка актуального психологического состояния партнера.
В случае высокой вероятности реакции  агрессии или раздражения партнера по общению не стоит обсуждать  острые, спорные проблемы и ситуации, так как в этом случае проблема будет воспринята им неадекватно.
    Знание законов невербальной коммуникации.
   Одним из условий объективной и адекватной оценки актуального психологического состояния партнера по общению является знание невербальных способов и приемов общения. О психологическом состоянии человека красноречиво говорят его мимика, жесты, которые он использует, позы и специфика движений. Также эту информацию можно получить, проанализировав голос человека, его темп, интонации, громкость и другие характеристики. Невербальная сфера принадлежит к бессознательной области психики, а потому не всегда может контролироваться человеком, что и дает возможность узнать его актуальное состояние, а также выявить его истинные намерения и цели, что дает возможность предупреждения конфликтов.
    Своевременное информирование об ущемлении собственных прав.
     Иногда  человек может даже не догадываться о том, что своими действиями причиняет  неудобства другому человеку или  затрагивает его интересы. В этом случае простое и корректное информирование его об этом поможет предотвратить возможный конфликт.
    Различие позиций в отстаивании своих интересов и в отношении к оппоненту.
     Как правило, в обоих случаях оппоненты  занимают жесткую позицию, и это  часто становится причиной конфликта. В отстаивании своих интересов можно быть жестким и непреклонным, но при этом более мягкое и дружелюбное отношение к личности оппонента будет повышать вероятность достижения своих целей и возможность предотвращения конфликта. По отношению к партнеру целесообразна более гибкая позиция, когда человек демонстрирует свое расположение и понимание недостатков партнера и готов помочь ему в их устранении.
    Предоставление партнеру возможности выговориться.
     Важно не перебивать партнера и спокойно выслушать все его доводы и аргументы. Это даст возможность минимизировать проявление негативных эмоций, что является важным условием для профилактики возможных конфликтов и разрешения уже возникших.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.