На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фискальная политика стабилизации экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
     Фискальная  политика. Так Дж. М. Кейнс назвал область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
     Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-фискальную политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране, и судьба всей страны в целом.
     Целью данной курсовой работы является исследование фискальной политики как механизма стабилизации экономики. Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:
      Рассмотреть теоретические подходы к государственному регулированию экономики.
      Исследовать бюджетно-налоговую политику
      Рассмотреть макроэкономическое регулирование в современных условиях.
     При написании данной работы, в основном, использовались материалы научных  статей российских экономистов, кандидатов и докторов наук ведущих университетов страны, опубликованных в известных экономических периодических изданиях. Также при написании работы использовалась учебная и справочная литература.
     В работе рассматриваются основные положения  макроэкономического регулирования  экономики, фискальная политика и её воздействие на экономику в условиях финансового кризиса. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Теоретические подходы к государственному регулированию экономики

1.1 Сущность и формы государственного регулирования

     Государство выполняет свои функции, применяя различные методы государственного регулирования.
     Государственное регулирование экономики– система  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
     В современной экономике государственное  регулирование осуществляется через  систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов. Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Они применяются на уровне не только центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования (схема 1). 
 

Схема 1  

  
 
 

     К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.
     Целевое финансирование – выделение денежных средств государством из бюджета  целевым назначением для использования  в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом  целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.
     Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).
     Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством  мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов. (Подробнее механизм косвенного государственного регулирования будет рассмотрен в теме «Особенности экономической политики государства»).
     Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже, потому что имеют много аспектов. Особое значение имеет тот факт, что ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, - это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой стороны – доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке.  При этом особенность государства состоит в том, что пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг. [5, 116-118]

1.2 Кейнсианский подход.

     Основы  кейнсианского направления экономической  мысли были заложены английским экономистом  Дж.М.Кейнсом. 
    Кейнс и его последователи создали  стройную концепцию экономической  системы, регулируемой как рынком, так  и государством. Эту систему нередко называют кейнсианской смешанной экономикой. Концепция кейнсианцев включает следующие основные положения:
    а. оценка стихийного рыночного механизма  и причин государственного вмешательства  в экономику;
    б. формирование целей такого вмешательства;
    в. Определение направлений, форм и  методов государственного регулирования  экономики.
    Оценивая  плюсы рыночной системы, кейнсианцы, как и большинство  экономистов  других направлений, отмечают, что рынок  – это один из самых удивительных общественных институтов, созданных историей человеческого общества. Рыночная система чрезвычайно динамична, дает широкий простор изменениям, восприимчива к нововведениям, гибко приспосабливается к новым потребностям. Однако, как убеждены кейнсианцы, это не означает, что рыночному механизму удается эффективно решать абсолютно все экономические проблемы и что рыночная система не имеет минусов.
    Во-первых, рыночная экономика внутренне неустойчива. Для нее характерны циклический характер воспроизводства, когда бурный рост сменяется кризисным спадом, а также безработица, особенно увеличивающаяся в годы кризиса. Во-вторых, рыночная система безразлична к социальному результату. В рыночной экономике царствуют богатство и доход. Только они дают доступ к товарам и услугам. Те, кто не имеет богатства и по тем или иным причинам не может производить, не в состоянии получить доход при помощи рыночного механизма. Но и у тех, кто имеет доход и способен производить, возникают проблемы. Унаследовавшие большие состояния имеют доступ к доходам, хотя сами ничего не произвели. Да и удачливость в рыночной экономике определяет размер дохода в не меньшей степени, чем трудолюбие, квалификация или талант. Это значит, что распределение дохода, обусловленное действием рыночных сил, отнюдь не соответствует представлениям общества о социальной справедливости.
    К тому же не все блага и услуги могут быть оценены рынком. К их числу относятся, прежде всего, так  называемые общественные блага: национальная оборона, охрана общественного порядка, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундаментальных научных исследований и др. Рынок оказывается неэффективным и в случае с так называемыми внешними эффектами, связанными прежде всего с загрязнением окружающей среды.
    Преодоление «провалов рынка» требует активного  вмешательства государства, которому надлежит выполнять функцию «встроенного стабилизатора», ликвидируя (или сглаживая) неустойчивость – как экономическую, так и социальную. Оно призвано стать необходимым дополнением к рынку, заполняя бреши, решая вопросы, которые оказываются не по силам рыночному регулированию.
    На  основе общей концепции кейнсианцы разработали конкретные формы и  методы государственной экономической  политики в смешанной системе. Наибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического (конъюктурного) регулирования и экономического роста.
        Антициклическое (конъюктурное) регулирование.  Главное направление государственной  антициклической политики, по мнению  кейнсианцев, - это воздействие на  инвестиции. Основными её инструментами являются государственный бюджет, налоговая политика, регулирование норм процента.
    В условиях экономического спада предлагается стимулировать расширение инвестиций, во-первых, с помощью увеличения государственных расходов на закупки товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса; во-вторых, путем влияния на норму банковского процента. В целях расширения инвестиций она не должна быть слишком высокой. Это влияние государство обеспечивает за счет выпуска в обращение дополнительных денег, в результате чего возможна умеренная инфляция. И, наконец, в-третьих, воздействие на инвестиционный процесс государство осуществляет, регулируя ставки налогообложения, с тем, чтобы повысить как производственный, так и потребительский спрос. 
    Такова  система государственных мер, стимулирующих  расширение производства в условиях спада. В периоды же начинающегося  бума, грозящего кризисом перепроизводства, предлагаются государственные мероприятия, ограничивающие рост инвестиций, а, следовательно, и производства.
    Стимулирование  экономического роста. Большой интерес  на Западе вызвали концепции экономического роста. Именно благодаря теориям  роста кейнсианские рекомендации широко использовались правительствами всех развитых капиталистических стран в 50-60-х гг. XX века. Важнейшим фактором экономического роста в рассматриваемых теориях считается объем инвестиций. Из методов регулирования решающее значение придается государственным расходам, расширение которых обеспечивается в определенной степени дефицитным финансированием. Основная цель роста государственных расходов – увеличение эффективного спроса со стороны и создание благоприятных условий для частных капиталовложений. Важнейшие направления государственных расходов, согласно этой концепции, - научные исследования, производственная и социальная инфраструктура (образование подготовка и переподготовка кадров, медицинское обслуживание).
    И теории роста, и антициклическое  регулирование экономики отводят  главную роль государственному воздействию на инвестиции. Кейнс и его последователи обосновывают свой подход принципом мультипликации. Согласно ему, инвестиции, осуществляемые правительством, благоприятно сказываются на динамике национального дохода, занятости и потребления. Механизм его действия следующий. Отрасли, получившие первоначальный толчок, способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и в смежных производствах. Это в свою очередь приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производства в отраслях, производящих предметы потребления. Так возникает цепная реакция, в результате которой происходит возрастание национального дохода, обеспечивается полная занятость ресурсов труда и капитала.
    Использование кейнсианских концепций в практике государственного регулирования экономики США и большинства стран Западной Европы породило у многих западных обществоведов и политиков уверенность в том, что найдена почти идеальная модель смешанной экономики. В ней рыночные рычаги обеспечивают эффективность, а государство – дополняет, поправляет, заполняет ниши, оставленные частным предпринимательством и рынком, добиваясь экономической и социальной стабильности. Многие факты экономического развития свидетельствовали о том, что удалось в определенной степени сгладить цикл. Политика экономического роста стимулировала НТР и использование её достижений в самых различных сферах экономики. Этому способствовали также государственные вложения в отрасли производственной инфраструктуры. Расходы правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможным формирование совокупного работника новой, обусловленной требованиями НТР квалификации.
    Цели  государственной экономической  политики, с их точки зрения, - это  высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стимулирование экономического роста, социальная политика, обеспечение социальной справедливости в распределении. [3, с.75-79]
        

1.3 Неоклассический подход

    Концепции государственного регулирования экономики определяются методологией того или иного направления и трактовкой сущности и роли рыночного координирующего механизма. Главным мотивом действия человека неоклассики считают собственный интерес. Экономика рассматривается ими как равновесная и относительно гармоничная система, в которой компетентный эгоизм всех её членов через посредство свободной конкуренции ведет к наибольшему благосостоянию всего общества. Всякое вмешательство государства в действия рыночных сил наносит им огромный ущерб, затрудняя достижение индивидуумом, а следовательно, и всем обществом своего оптимума.
    Такой подход, впервые разработанный А. Смитом, получил название экономического либерализма. Роль государства английский классик ограничивал функцией «ночного сторожа» для поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции.
    Отвечая потребностям современного общественного развития, неоклассики XX столетия модернизировали и развили идеи А.Смита. по их мнении., государство, не вмешиваясь непосредственно в действия рыночных сил, должно создавать благоприятные экономические условия для эффективного функционирования рынка и предпринимательства. Один из авторов этой идеи, немецкий экономист В. Ойкен доказывал, что государство нельзя подпускать к планированию и регулированию экономического процесса, но в то же время оно необходимо для формирования элементов экономического порядка.
    Современная неоклассическая мысль такими необходимыми элементами «экономического порядка», создаваемыми государством, считает  охрану закона и порядка, защиту прав собственности, поддержание конкуренции, обеспечение здорового, неинфляционного денежного обращения, осуществление налоговой политики, стимулирующей предпринимательство.
    Регулирование денежного обращения. Чикагский профессор М.Фридмен важнейшим условием эффективного функционирования  рыночного механизма считает стабильное денежное обращение. Его теория вошла в историю экономической науки под названием «монетаризм».
    В основе концепции Фридмена лежит  так называемая количественная теория денег. Согласно ей денежная масса, находящаяся в обращении, оказывает непосредственное влияние на уровень цен. Это означает, что деньги выполняют функцию управления спросом, а через неё – и хозяйственными процессами, в частности, они оказывают влияние на объем производства и занятость.
    М.Фридмен  отстаивает идею об исключительном значении устойчивости денег для нормального  функционирования экономики. Отклонение от этого правила означает распад всех механизмов, с помощью которых  части рыночной экономики образуют единое целое. Стабильный рост запаса денег обеспечивает – с определенным лагом – стабильный рост производства.
    Теория  предложения и налоговой политики. В 70-80-х гг. ещё одна неоклассическая теория нашла применение в практике государственного регулирования экономики. Её создателями были американские экономисты А.Лаффер и Дж.Гильдер. изучая возможные зависимости между различными сторонами государственной экономической политики, они стремились отыскать пути выхода из стагнации производства, характерной для тяжелого экономического кризиса 70-х гг. В изучении рынка и деятельности на нем хозяйственных агентов неоклассики особое значение придают анализу предложения (считая, что спрос порождается предложением). Это значит, что во главу угла они ставят эффективность использования факторов производства, среди которых особо выделяется предпринимательство.
    Важнейшим средством стимулирования предпринимательства  неоклассическая теория считает  налоговую политику государства. [3, с. 71-74]      

1.4 Институциональный  подход

    После окончания Второй мировой войны  многие страны Западной Европы обратились к государственному планированию экономики  как к ведущему методу послевоенных преобразований и дальнейшего стимулирования развития народного хозяйства. Главную  роль в создании принципиально новой концепции, предполагающей введение элементов управления рыночными процессами, играли экономисты институционального направления. В их числе наиболее заметными были французский экономист Фр. Перру,  лауреаты Нобелевской премии голландец Я.Тинберген и швед Г.Мюрдаль.
    Основные  принципы индикативного плана. Основу концепции составляет идея «согласованного  хозяйства», предполагающая добровольное согласие всех заинтересованных субъектов  на осуществление задач, содержащихся в плане. При этом предоставляется свобода выбора и принятия решений, сохраняется конкуренция, возможность конфликтов.
     План  назван индикативным. Это означает что он рекомендательный, указывающий, не предполагающий какой-то специальной  ответственности за невыполнение. В  то же время, по отношению к рынку, это волевое вмешательство государства, его большее или меньшее влияние на поведение  хозяйствующих субъектов, на их выбор. Для государственного сектора применяются и элементы обязательности.
     Концепция индикативного плана включает следующие позиции:
      прогнозирование важнейших процессов на длительную, среднюю или ближайшую перспективу;
      составление более или менее детальных программ, ориентирующих экономическое развитие в определенных целях. Целями являются, как правила, прирост национального продукта в определенных размерах с учетом социальной и экологической платы за прирост, увеличение занятости, улучшение структуры платежного баланса, преодоление диспропорций (региональных, отраслевых), перестройка структуры национальной экономики и т.п.;
      определение средств реализации плана. В их числе предусматриваются государственное финансирование капиталовложений, система преференции (кредиты, субсидии, налоговые льготы), т.е. использование закона прибыли. Применяются так же заниженные тарифы на государственный транспорт и электроэнергию;
      выработка экономических, политических и административных мер и создание учреждений (институтов), т.е. механизма, с помощью которого государству предстоит реализовать принятые планы;
      перманентная корректировка планов и модификация механизма их осуществления.
     Вера  в неограниченные возможности научно-технического прогресса, его способность преобразовать  общество, государство и самих  людей придавала идеям планирования, разрабатываемым институционалистами, необыкновенную привлекательность, сделала их научные труды исключительно популярными. [3, с. 79-84] 

     Выводы  к главе 

     В данной главе раскрывается сущность государственного регулирования экономики  и его подходы.
     Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. 
 
 
 
 
 

2. Бюджетно-налоговая политика

2.1 Теоретическое обоснование фискальной политики

     Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Также под фискальной политикой государства понимается совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения.
     Фискальная  политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
     Фискальная  политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.
     Фискальная  политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов налогообложения и государственных расходов. В связи с этим выделяются два типа фискальной политики: дискреционная и автоматическая (недискреционная).
     И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях, однако ни та, ни другая не является панацеей от всех экономических бед. [8, с. 69-70]
     Дискреционная фискальная политика – это целенаправленное изменение величин государственных  расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных  решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.
     При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного  спроса в период спада целенаправленно  создается дефицит государственного бюджета  вследствие увеличения государственных расходов или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.
     Дискреционная политика правительства связана  со значительными временными лагами, так как изменение структуры  государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте. [1, с. 127-128]
     Второй  тип фискальной политики — автоматическая (недискреционная) или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов, использующая такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла. Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы предприятий и работников благодаря прогрессивному налогообложению, еще быстрее увеличиваются суммы налогов. Одновременно уменьшается безработица и улучшается положение малообеспеченных семей, вследствие чего уменьшаются выплаты пособий по безработице и ряд социальных выплат. В итоге уменьшается общая величина совокупного спроса, чем сдерживается неумеренный экономический рост. На фазе кризиса суммы налоговых поступлений автоматически уменьшаются, а социальные выплаты возрастают. В результате возрастает покупательная способность населения, что способствует выходу из кризиса.
     Автоматическая  фискальная политика — это автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.
     Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Эти изменения происходят под действием встроенных стабилизаторов.
     Встроенный  стабилизатор — это экономический  механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.
     Встроенные  стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов (разрыв по времени между двумя взаимосвязанными экономическими явлениям) дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства правительства.
     Такими  автоматическими стабилизаторами являются:
     1. Прогрессивная налоговая система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периоды экономического роста, так как по мере роста дохода население подвергается более высокой ставке налогов, и, наоборот, при уменьшении дохода, вызванного экономическим спадом, происходит стимуляция совокупного спроса, так как происходит увеличение располагаемого дохода вследствие снижения налоговой ставки.
     2. Пособия по безработице и прочие  социальные выплаты, которые в  ситуации экономического спада  увеличиваются вследствие увеличения  числа безработных, и, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты автоматически снижаются.
     3. Субсидии.
     Встроенные  стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний.
     Фискальная  политика, проводимая государством, основывается на положении о том, что изменение налоговых изъятий и объема государственных расходов влияет на совокупный спрос и, следовательно, на величину ВНП, занятость и цены. В краткосрочном периоде снижение налогов и увеличение правительственных расходов оказывает повышающее воздействие на совокупный спрос и, наоборот, увеличение налогов и сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос. В долгосрочном периоде фискальная политика может оказывать негативное воздействие на экономический рост. Особенность фискальной политики состоит в том, что все изменения налогов и государственных расходов отражаются на объеме ВНП. [8, с. 74]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.