На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Разработки и рекомендации по управлению затратами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                              СОДЕРЖАНИЕ                                                   

Введение………………………………………………………………………....3
I Глава: Теоретические   основы управления затратами…….6 
                1.1 Понятие затрат……………………………………………………  6  
              1.2 Методы отличия затрат………………………………………....  . 8                                
              1.3 Классификация затрат…………………………………………...  11 

II Глава: Анализ управления затрат на предприятии………....13      
                  ООО «Утёс»
              2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………13
              2.2 Анализ прямых материальных затрат……………………………14
              2.3 Анализ прямых трудовых затрат…………………………............15
              2.4 Анализ ассортимента и структуры продукции…………….........16
              2.5 Анализ обеспеченности предприятия материальными 
                     ресурсами……………......................................................................24                       
              2.6 Анализ эффективности использования материальных
                     ресурсов…………………………………………………………....28
              2.7 Анализ общей суммы затрат на производство продукции….......29 

III Глава: Разработки и рекомендации по управлению
                   затратами………………………………………………...33
              3.1 Методика определения резервов  снижения затрат……………...33
              3.2 Рекомендации по эффективному  снижению затрат……………..34 

  Заключение…………………………………………………………………….37 

  Список литературы…………………………………………………………...39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                2                          
                                                                                                                                                                                                                                                                                       ВВЕДЕНИЕ                                                    

Управление  затратами на предприятии является средством достижения высокого экономического результата - прибыли. Соблюдение всех принципов управления затратами  создает базу экономической конкурентоспособности предприятия, завоевания им передовых позиций на рынке.
 В  условиях хозяйственной самостоятельности  и обособленности предприятий,  сложности их ориентации в  рыночных условиях существенно  возрастает роль учета и анализа  как единого инструмента для принятия различных управленческих решений. Процесс управления издержками производства можно определить следующим образом: управление издержками - это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них. Основные ограничения для достижения этой цели - спрос на выпускаемую продукцию и затраты на производство. Повлиять на величину спроса невозможно в короткие сроки, а к снижению затрат стремиться как мелкий производитель, так и крупный холдинг.
 На  рынке совершенной конкуренции  побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.
 Формирование  рыночной экономики обусловливает  развитие анализа на уровне  отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделений, так как эти звенья (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.
 Внедрение  действенного коммерческого расчета  во все отрасли хозяйства, обеспечение  лучших результатов при наименьших затратах, соблюдение строжайшего режима экономии требуют постоянного наблюдения за всеми слагаемыми производственной себестоимости, глубокого анализа затрат по статьям и элементам. При этом тщательно должны анализироваться непроизводительные расходы и потери. Только повседневный контроль  за такими расходами и потерями, оперативный анализ факторов, их обусловивших, помогут исключить нерациональные траты живого и овеществленного труда. Соблюдение режима экономии повышает экономическую эффективность производства, увеличивает прибыль и расширяет возможности материального стимулирования.
Цена  продукции на рынке есть следствие  взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного  ценообразования, в условиях свободной  конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя - она выравнивается автоматически. 
 

                                                                                                                                3    
 Другое дело - затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом управлении. 

 Изучение  затрат  позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде затраты отражают все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что затраты применяются для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления. 

 Затраты   неразрывно связаны почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия. 

 Успех  фирмы зависит от управления  затрат по нескольким причинам:
- затраты  на производство изделия выступают  важнейшим элементом при определении  справедливой и конкурентоспособной  продажной цены;
- информация  о себестоимости продукции лежит  в основе прогнозирования и  управления производством и затратами;
- знание себестоимости необходимо для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета.
Так же не малую роль в управлении затратами  играет и себестоимость продукции. В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки в любой области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции.
 Снижение  затрат является фактором повышения  рентабельности, роста денежного  накопления, достижения экономического  эффекта и, следовательно, успеха предприятия. 
 

                                                                                                                                    
 

                                                                                                                                  4                                                                                                                                 
 На  средства экономии, получаемые путем  снижения затрат, осуществляется  значительная часть по расширению и совершенствованию производства.
 Каждое  предприятие должно уделять повышенное  внимание анализу и управлению  затратами, понимая роль этого  показателя в оценке его деятельности.
 Актуальность проблемы обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и другие, необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расходов.
 Целью исследования являются анализ затрат предприятия, объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение возможностей использования анализа в качестве инструмента текущего и перспективного управления себестоимостью.
 Основными задачами, которые поставлены в работе, являются:                      -раскрытие особенности формирования затрат на предприятии;                                                                                    -определение недостатков и трудностей управления себестоимостью;              -анализ динамики структуры себестоимости продукции;                                      -выявляющих факторов влияющих на себестоимость;                                       
-анализ прямых трудовых затрат ;                                                       
-выявление резервов снижения себестоимости продукции.
Объектом  исследования является деятельность предприятия ООО «Утёс» , предмет - управление затратами на рассматриваемом предприятии.
 Основными  источниками информации для проведения  анализа затрат являются статистическая  отчетность — форма №5-з «Сведения  о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), форма № 2Т«Сведения о движении работающих и затрат на оплату труда»; ведомость № 12, 15; журналы-ордера № 10, 10/1; отчет о себестоимости товарной продукции. Теоретическими источниками являются: Савицкая Г.В , Шеремет А.Д , Омаров А.М , Гражданский кодекс , электронный каталог базы данных. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                  5   

I Глава: Теоретические  основы управления  затратами 

                                1.1 Понятие затрат 

Понятие затрат предприятия существенно различается в зависимости от их экономического назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в процессе воспроизводства является определяющим моментом в теории и практической деятельности. В соответствии с ним на всех уровнях управления осуществляется группировка затрат, формируется себестоимость продукции, определяются источники финансирования. По воспроизведенному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида: затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала;
затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера  под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и проч.;
затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые  и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) представляют собой расходы  предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической деятельности предприятия.
Наиболее  общее понятие издержек производства фирм в зарубежных учебниках определяется как затраты на вводимые факторы или экономические ресурсы.
Все издержки принимаются как альтернативные (или вмененные), что означает, что  стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Это один из важнейших принципов  рыночной экономики.      
 

                                                                                                                                  6   
                                                                                                                   
 Различают издержки экономические и бухгалтерские. Под экономическими издержками понимаются все виды выплат фирмы поставщикам за используемые ресурсы. Они состоят из двух видов: внешних (явных, или денежных) и внутренних (неявных, или имплицитных). Внешние издержки представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов: оплату сырья, материалов, топлива, заработную плату, начисление износа и т.д. Эта группа издержек и составляет бухгалтерские издержки, соответствующие затратам наших отечественных предприятий. Внутренние издержки фирм имеют неявный, имплицитный характер. Они отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы: земли, помещений, их личного труда, нематериальных активов и т.д., за которые фирма формально не платит. В обобщенном понимании внутренние издержки представляют собой доход на собственный дополнительно используемый ресурс (капитал, землю, труд в пределах нормального процента или ренты, как если бы денежные средства были положены в банк, земля сдана в аренду и т.д.) и нормальную прибыль (она включает заработную плату и вознаграждение предпринимателя, как если бы он работал по найму). Предприниматели в действительности несут эти затраты, но не в явной, не в денежной форме, что позволяет включать их в экономические издержки.
Понятие «экономические» издержки является общепринятым; бухгалтерские - исчисляются  на практике: при подсчете реальной суммы затрат, налогооблагаемой прибыли  и т.п.
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) классифицируются по ряду признаков:
по роли в процессе производства они подразделяются на основные и накладные. Основные затраты непосредственно формируют создаваемый продукт, составляют его физическую основу:
сырье, материалы, полуфабрикаты, заработная плата и т.п. Накладные затраты связаны с обслуживанием процесса производства: содержание оборудования, цехового и общезаводского персонала и т.п.;
по способу  включения в себестоимость продукции  затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты можно непосредственно отнести на себестоимость единицы каждого вида изделий: сырье, энергия технологическая, заработная плата станочников и др. Косвенные затраты распределяются по отдельным группам продукции пропорционально избранной базе;
по зависимости  затрат от изменения объема выпуска продукции они подразделяются на постоянные и переменные.                                                                                                                                  Величина постоянных затрат остается одинаковой при изменении объема производства (арендная плата, амортизация, содержание зданий и др.).  
 

                                                                                                                                   7
                                                                                                                                                                                                                                                        
Переменные  расходы, напротив, увеличиваются или уменьшаются под влиянием динамики выпуска продукции. Эта группировка затрат широко используется в теории зарубежной микроэкономики;
по способам учета и группировки затрат они  подразделяются на простые (сырье, материалы, зарплата, износ, энергия и т.п.) и комплексные, т.е. собираемые в группы либо по функциональной роли в процессе производства (малоценные и быстро изнашиваемые предметы), либо по месту осуществления затрат (цеховые расходы , общезаводские расходы и т.п.);по срокам использования в производстве различаются каждодневные, или текущие затраты и единовременные, разовые затраты, осуществляемые реже чем один раз в месяц.[1,8] 
 
 
 

                             1.2 Методы отличия затрат 
 

Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Как видно из определения затраты характеризуются:
денежной  оценкой ресурсов, обеспечивая принцип  измерения различных видов ресурсов;
целевой установкой (связаны с производством  и реализацией продукции в  целом или с какой-то из стадий этого процесса);
определенным  периодом времени, т. е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени.
Отметим еще одно важное свойство затрат: если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т. д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т. п. Из этого следует, что затраты обладают свойством  запасоемкости и в данном случае они относятся к активам предприятия.
Согласно  Положению по бухгалтерскому учету  расходами организации признается уменьшение экономических выгод  в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).  
 
 
 

                                                                                                                                 8
                                                                                   
                                                                                                                                    Кроме того, предусматривается ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках.                                                                                                                                      Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.  

Под обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых  выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отметим, что существенно различается классификация расходов для целей налогообложения и бухгалтерского учета.
Расходы — это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках. Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.
Понятие «издержки» используется в экономической  теории и практике в качестве понятия  «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Некоторые авторы рассматривают понятия «затраты на производство» и «издержки производства» как идентичные, однако это не соответствует действительности. Понятие «издержки» шире понятия «затраты».
Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей. Например, издержки производства — это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные только в определенных условиях.                                                                                                                                    
                                                                                                                                       В бухгалтерском учете, согласно Положению по бухгалтерскому учету, расходы предприятия дифференцируются следующим образом:
расходы по обычным видам деятельности;прочие расходы (в том числе операционные, внереализационные, чрезвычайные расходы).[15] 

                                                                                                                                 9 

Классификация расходов и их состав представлены в таблице. 

Вид расходов Состав расходов
1. Расходы  по обычным видам деятельности Расходы на приобретение сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов (МПЗ) 
Расходы по переработке (доработке) МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном виде, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.) 
Расчеты по оплате труда 
Отчисления в страховой фонд 
Амортизационные отчисления
2. Операционные  расходы Расходы, связанные  с предоставлением организациями  активов во временное пользование  за плату 
Расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности 
Расходы, связанные с участием в уставном капитале других организаций 
Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, товаров, продукции 
Проценты, уплачиваемые организацией за пользование денежными средствами (кредитами, займами) 
Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями 
Прочие операционные расходы
3. Внереализационные  расходы Штрафы, пени, неустойки  за нарушение условий договоров, возмещение убытков, причиненных организацией 
Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году 
Сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания 
Курсовая разница 
Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов) 
Прочие внереализационные расходы
4. Чрезвычайные  расходы Расходы, связанные  с чрезвычайными обстоятельствами (стихийные бедствия, пожары, аварии и др.)
 
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам, которая является единой и обязательной для организаций всех отраслей:
материальные  затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления  на социальные нужды;
амортизация;
прочие  затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.).
Состав  расходов, учитываемых в налогообложении, отличается от состава расходов, признаваемых в бухгалтерском учете. В отличие  от приведенной выше классификации  расходов организации в налоговом  учете расходы подразделяются на:
расходы, связанные с производством и  реализацией продукции;
внереализационные расходы (без выделения операционных и чрезвычайных расходов).
Расходы, связанные с производством и  реализацией, подразделяются на:материальные расходы;расходы на оплату труда;суммы начисленной амортизации;прочие расходы.[4,14] 

                                                                                                                                    
                            1.3 Классификация затрат  

В основе классификации затрат по экономическим элементам лежит признак экономической однородности затрат, независимо от того, где эти затраты осуществлены.
Источником  информации для анализа являются данные формы № 5-з. В ней отражаются все материальные, денежные и трудовые затраты, произведенные предприятием в ходе хозяйственной деятельности в расчетном периоде. Они группируются по экономическим элементам.
 Доля  отдельных видов затрат в различных отраслях экономики различна, поэтому структура себестоимости будет разной. Зная структуру себестоимости, можно определить, каким является производство: 

                                                                                                                                 11
  
материалоемким,
трудоемким,
энергоемким,
капиталоемким,
фондоемким.
Структура себестоимости дает возможность  определить направления снижения затрат, а следовательно, выявить резервы роста прибыли.
Анализ  затрат по экономическим элементам  осуществляется следующим образом:
Определяется общая величина затрат по плану и по факту (смета затрат).
Определяется  абсолютное отклонение по смете затрат (фактические затраты минус плановые).
Сопоставляются  фактические затраты данного  периода с фактическими затратами  прошлого периода. Анализ показателя в динамике (за ряд лет).                                                                                                                             
Определяется  абсолютное отклонение по каждому экономическому элементу и удельный вес каждого элемента затрат.
По изменению  удельного веса расходов на зарплату определяют изменение трудоемкости продукции. Увеличение удельного веса затрат является следствием увеличения трудоемкости продукции, и наоборот.
По изменению  удельного веса материальных затрат определяют изменение производительности труда. Увеличение удельного веса материальных затрат является следствием роста производительности труда и наоборот.
По изменению  удельного веса амортизационных  отчислений определяют изменение технического уровня производства.
В целом  анализ затрат по экономическим элементам  позволяет установить влияние технического прогресса на структуру затрат.
Уменьшение  доли зарплаты и одновременно рост доли амортизации свидетельствуют  о повышении технического уровня производства, о росте производительности труда.
Снижение  удельного веса зарплаты является результатом  увеличения доли покупных комплектующих  изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.[14]
Выводы  по I ГЛАВЕ: Подразделение затрат по элементам необходимо для определения затрат на производство всей производственной деятельности предприятия относительно их целевому назначению: непосредственно на изготовление и выпуск продукции, на обслуживание производства и управление и т. д. Такое подразделение затрат создает возможность выявлять качественные показатели деятельности предприятия, организовать контроль за расходами в соответствии с их целевым назначением в процессе производства продукции. [4] 
 
 

                                                                                                                               12 

                                                                                                                                      II Глава: Анализ управления затрат на предприятие 

   2.1 Краткая характеристика  предприятия ООО «Утёс» 
 

Общество  с ограниченной ответственностью «Утёс» представляет собой мебельную фирму, производящую корпусную мебель и  офисные кресла по индивидуальным дизайн-проектам и некоторые виды серийной мебели.
 
Уставный капитал сформирован  из долей участников-учредителей, между  которыми заключен учредительный договор  и имеется Устав организации. 

 
Высшим органом общества является общее собрание его участников. Для  текущего руководства деятельностью общества создан исполнительный орган. В ООО «Утёс» он является единоличным в лице генерального директора.

 
Потребителями продукции являются в основном конечные потребители (индивидуальные заказчики, население), а также предприятия  и организации (юридические лица), которые берут мебель для своих офисных помещений. 
ООО «Утёс» возникло в 1994 году на базе лесопильного предприятия по переработке древесины с целью изготовления столярных изделий.  
Сегодня «Утёс» – стабильно работающее предприятие города.

  
При изготовлении мебели используются самые передовые технологии и материалы, поэтому качество мебельной продукции ООО «Утёс» очень высоко. Полностью оснащенное современным импортным оборудованием и материалами, производство позволяет изготавливать качественные детали с высокой точностью.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                              13   

                  
                                                                                                                              
                    2.2 Анализ прямых материальных затрат 

По способу  включения в себестоимость затраты  делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты непосредственно связаны с производством конкретного вида продукции (работ, услуг) и могут быть учтены в себестоимости данного вида продукции (сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие, зарплата рабочих).
Прямые  затраты делятся на две группы: прямые трудовые и прямые материальные. Прямые материальные затраты занимают значительный удельный вес в себестоимости промышленной продукции. Сумма прямых материальных затрат зависит от объема и структуры производства продукции, изменения удельных затрат на отдельные изделия. В свою очередь удельные затраты зависят от нормы расхода на единицу изделия (количества расходуемых материалов) и цены единицы материала.
Анализ  материалов осуществляется в основном в разрезе фактических калькуляций, т.е. исследуется расход материалов на определенный вид продукции. Источником данных в этом случае является калькуляция себестоимости продукции.
Анализ  затрат на материалы осуществляется по нескольким наиболее важным видам изделий и материалов.
Анализ  затрат на материалы выполняет задачи:
контроль за соблюдением установленных норм расхода материала (прогрессивность норм расхода материалов),
выявление причин отклонения фактического расхода  материалов от планового расхода,
        • определение путей экономии материальных ресурсов. 
Изменение материалов относительно плановой величины зависит от ряда факторов:

изменения количества расходуемых материалов (норм расхода),                                                                                                                            изменения цен на материалы,
замены  одного вида материала на другой.
Степень влияния каждого фактора в  отдельности на изменение величины расходуемых материалов определяется методом цепной подстановки.Для того чтобы определить изменение (прирост или снижение) суммы материальных затрат на производство данного вида изделия , необходимо изменение удельного расхода материала за счет того или иного фактора умножить на плановую цену и фактический объем производства i-ro вида продукции :
(факторы нормы расхода).                            формула №1 
 

                                                                                                                               14     
 

Для того чтобы определить, как изменилась общая сумма материальных затрат за счет факторов, влияющих на цену , необходимо изменение средней цены i-гo вида или группы материалов ( ) за счет i-гo фактора умножить на фактическое количество используемых материалов соответствующего вида :
                                                                                  формула №2 

В результате замены одного материала другим изменяется не только количество потребленных материалов на единицу продукции, но и стоимость. Чтобы определить, как изменились материальные затраты на единицу продукции , необходимо разность между нормой расхода заменяющего (УР ) и заменяемого (УР ) материала умножить на цену заменяемого материала (Z ):
                                                                            формула №3
либо  разность между ценой заменяющего (Z ) и заменяемого (Z ) материала умножить на норму расхода заменяющего материала:
                                                                              формула №4
                                                                                                                      
Аналитические расчеты делаются по каждому виду продукции на основе плановых и отчетных калькуляций с последующим обобщением полученных результатов в целом по предприятию.[1,2,5,8] 
 

                    2.3 Анализ прямых трудовых затрат 

Прямые  трудовые затраты наряду с материальными  являются важнейшей статьей себестоимости продукции. Они оказывают большое влияние на формирование ее уровня.
В процессе анализа определяются: динамика зарплаты на рубль товарной продукции; доля прямых трудовых затрат в себестоимости  продукции; факторы, определяющие ее величину, и поиск резерва экономии средств по данной статье затрат.
Анализ  прямых трудовых затрат осуществляется в двух направлениях. Изучается весь фонд зарплаты и анализируется зарплата в себестоимости определенных изделий. Для анализа используются данные формы № П-4 «Сведения о численности, зарплате и движении работников» — по анализу фонда зарплаты. Анализ осуществляется в такой последовательности. 
 
 

                                                                                                                             15
 Определяется абсолютное отклонение по фонду зарплаты.
 Общее  изменение по прямой зарплате  на весь выпуск товарной продукции является объектом анализа. Количественное влияние факторов: увеличение объема выпуска продукции, изменение структуры производства, изменение трудоемкости продукции, изменение уровня оплаты труда. Определяется способом цепных подстановок. Затем выявляются причины изменения величины прямой заработной платы. Основные причины изменения общей величины прямой зарплаты — изменение уровня квалификации и несоответствие разряда работ разряду рабочих; изменение организации труда, уровня применяемой техники, технологии.
                                                                                                                               Анализ зарплаты в себестоимости отдельных изделий зависит от изменения объема выпуска , от удельной трудоемкости , среднечасовой зарплаты :
[1,2,5,8]                                                                 формула №5
.  
 
 

        2.4. Анализ ассортимента и структуры продукции 
 

Оценка  выполнения плана по ассортименту продукции  может производиться (таб. 2):
- по  способу наименьшего процента = 41100 / 43500 *100 = 94,48 %
- по  способу среднего процента = 132088 / 134488 * 100 = 98,22 %
- по  удельному весу изделий, по  которым выполнен план = 25,5+30,3+29,4+12,8 = 98 % 

Таблица 2
Выполнение  плана по ассортименту продукции
Изделие Объем производства продукции, тыс. руб. Удельный  вес выпуска, % Изменение уд. веса, +;- Процент выполнения плана  Объем продукции, зачтенный в выполнении плана  по ассортименту, тыс. руб.
план факт план факт
1 2 3 4 5 6 7 8
A 34300 35840 25,5 26,4 + 0,9 104,5 34300
B 43500 41100 32,3 30,3 - 2 94,5 41100
C 39468 39930 29,4 29,4 0 101,2 39468
D 17220 18900 12,8 13,9 + 1,1 109,8 17220
Итого 134488 135770 100 100 - 410 132088
Вывод: из таблицы 2 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 98,2 %  (132088 / 134488 * 100) .
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.                                                                                                                             
Внутренние  причины - недостатки в организации  производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.[1,8,9 ] 


Рисунок 1 

Расчет  влияния структуры производства на уровень экономических показателей можно произвести способом цепной постановки (таблица 3), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
9 ст. таб.3 = ВПусл0 = a(Vпл.общ. * Удiпл * Цiпл) = ((21815 * 0,281 * 5600) + (21815 * 0,332 * 6000) + (21815 * 0,274 * 6600) + (21815 * 0,113 * 7000)) = 34328,084 + 43455,480 + 39450,246 + 17255,665 = 134489,475 тыс. руб.
10 ст. таб.3 = ВПусл1 = a(Vф.общ. * Удiпл * Цiпл) = ((22000 * 0,281 * 5600) + (22000 * 0,332 * 6000) + (22000 * 0,274 * 6600) + (22000 * 0,113 * 7000)) = 34619,200 + 43824,000 + 39784,800 + 17402,000 = 135630,000 тыс. руб.
11 ст. таб. 3 = ВПусл2 = a(Vф.общ. * Удiф * Цiпл) = ((22000 * 0,291 * 5600) + (22000 * 0,311 * 6000) + (22000 * 0,275 * 6600) + (22000 * 0,123 * 7000)) = 35851,200 + 41052,000 + 39930,000 + 18942,000 = 135775,200 тыс. руб.                                                                                                                              
12 ст. таб.3 = DВПстр = ВПусл2 – ВПусл1= 145,200 

                                                                                                                                17
Такой же результат можно получить и  способом процентных разностей. Для  этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных (Кст=Nф/Nпл) и условно-натуральных показателей (Кн=Qф/Qпл) умножим на запланированный выпуск ВП в стоимостном выражении:
DВПстр = (Кст – Кн) * ВПпл = ( ) * 134489475 = 0,001079635 * 134489475 = 145200
                                                                                                                      Определить изменение объема товарной продукции:
1) Объем  ВП при фактическом выпуске,  плановой структуре и плановой  цене N1 = Qф*(?Diпл*Piпл) = 22000 * ((0,281 * 5600) + (0,332 * 6000) + (0,274 * 6600) + (0,113 * 7000)) = 135630000
2) Объем  ВП при фактическом выпуске,  фактической структуре и плановой  цене N2 = Qф*(?Diф*Piпл) = 22000 * (0,291  5600) + (0,311 * 6000) + (0,275 * 6600) + (0,123 * 7000)) = 135775200
3) Изменение  объема ВП за счет структурных  сдвигов N2-N1 = 145200
4) Общее  изменение объема ВП: = ((22000 * 5600) + (22000 * 6000) + (22000 * 6600) + (22000 * 7000)) – ((21815 * 5600) + (21815 * 6000) + (21815 * 6600) = (21815 * 7000)) = 554400000 – 549738000 = 4662000
5) Изменение  объема ВП за счет изменения  объема выпуска: ?(Qф *Diпл*Piпл) - * Diпл) = ((22000 * 0,281 ** 5600) + (22000 * 0,332 * 6000) + (22000 * 0,274 * 6600) + (22000 * 0,113 * 7000)) – ((21815 * 5600  0,281) + (21815 * 6000 * 0,332) + (21815 * 0,274 *6600) + (21815 * 7000 * 0,113) = 135630000 – 47578515 = 88051485
6) Объем  ВП, пересчитанный на фактический выпуск при плановой структуре N3 = ?(Qпл * Diпл * Pi) * Iвп(шт) = ((21815 * 0,281 * 5600) + (21815 * 0,332 * 6000) + (21815 * 0,274 * 6600) + (21815 *0,113 * 7000)) * 1,008480403 = 134489475 * 1,008480403 = 135630000
I вп (шт) = Qa : Qпл = 4 ст. : 3 ст. = 1,008480403
7) Влияние  структурных сдвигов на объем  ВП: = ((22000 * 5600 * 0,291) + (22000 * 6000 * 0,311) + (22000 * 6600 * 0,275) + (22000 * 7000 * 0,123)) – 135630000 = 135775200 – 135630000 = 145200   
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                 18
 
                Таблица 3
Анализ  структуры произведенной продукции 

Изделие Цена  за 1 шт., руб. Р
Объем производства продукции, шт. Q Структура продукции, %D Изменение структуры, +;- Процент выполнения плана Стоимость выпущенной продукции, тыс. руб.N Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. руб.
план факт план факт план Факт при  плановой структуре факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
А 5600 6125 6400 28,1 29,1 + 1 104,5 34328,084 34619,200 35851,200 1232,000
В 6000 7250 6850 33,2 31,1 - 2,1 94,5 43455,480 43824,000 41052,000 - 2772,000
С 6600 5980 6050 27,4 27,5 +0,1 101,2 39450,246 39784,800 399300,000 145,200
D 7000 2460 2700 11,3 12,3 +1 109,8 17255,665 17402,000 18942,000 1540,000
Итого - 21815 22000 100 100 - 410 134489,475 135630,000 135775,200 145,200
                                                                                                            
  Вывод: как показывают данные таблицы 3, отклонение за счет изменения структуры составило 145,200 тыс. руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,848 % (22000/21815 * 100) по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 135630,000 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 145,200 тыс. руб. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                 19

Рисунок 2 

Для расчета  влияния структурных сдвигов  и устранения их влияния на экономические  показатели используются несколько  методов:
Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого  изделия в общем выпуске:
?N(D) = Qф*(?Diф*Pi - ?Diпл*Pi) = 22000 * ((0,291 * 5600) + (0,311 * 6000) + (0,275 * 6600) + (0,123 * 7000)) – ((0,281 *5600) + (0,332 * 6000) + (0,274 * 6600) + (0,113 * 7000)) = 22000 * (6171,6 - 6165) = 22000 * 6,6 = 145200
Метод прямого счета по всем изделиям по проценту выполнения плана:
?N(D) = ?(Qф *Diф * Pi) - ?[(Qпл * Diпл * Pi) * Iвп(шт)] = ((22000 * 0,291 * 5600) + (22000 *0,311 * 6000) + (22000 * 0,275 * 6600) + (22000 * 0,123 * 7000)) – [((21815 * 0,281 * 5600) + (21815 * 0,332 * 6000) + (21815 * 0,274 * 6600) + (21815 * 0,113 * 7000)) * 1,008480403] = 135775200 – (134489475 * 1,008480403) = 135775200 – 135630000 = 145200
Метод средних цен:
?N(D) = [?(Dфi – Dплi)*P]*Qобщф или ?N(D) = [?Dфi * P –  ?Dплi*P]*Qобщф = [((0,291 – 0,281) * 5600 + (0,311 – 0,332) * 6000 + (0,275 – 0,274) * 6600 + (0,123 – 0,113) * 7000))] * 22000 = (56 – 126 + 6,6 + 70) * 22000 = 6,6 * 22000 = 145200
Для расчета  влияния структурного фактора на объем производства продукции в  стоимостном выражении используют способ абсолютных разниц. Сначала определяется изменение среднего уровня цены 1 шт. (DРстр) за счет структуры (таблица 4).
D стр = a(Удiф – Удiпл) Рi / 100 = ((1 * 5600 / 100) + (- 2,1 * 6000/ 100) + (0,1 * 6600 / 100) + (1  7000 / 100)) = 56 – 126 + 6,6 + 70 = 6,6 

                                                                                                                       
 
 
 

                                                                                                                               20
   

Таблица 4
Расчет  изменения средней цены изделия  за счет структурного фактора
Изделие Цена  за 1 шт., руб. Структура продукции Изменение средней цены за счет структуры, руб. Изменение ВП за счет структуры
план факт +, -
1 2 3 4 5 6 7
A 5600 28,1 29,1 + 1 56 -
B 6000 33,2 31,1 - 2,1 - 126 -
C 6600 27,4 27,5 + 0,1 6,6 -
D 7000 11,3 12,3 + 1 70 -
Итого - 100 100 - 6,6 145,200
Вывод: из таблицы 4 видно, что изменение  средней цены за счет структурного фактора составило 6,6 руб., в том числе средняя цена продукции В уменьшилась на 126 руб., а средние цены продукций А, С, D увеличились и равны 56, 6,6 и 70 руб.

Рисунок 3 

Затем узнаем изменение объема товарной продукции  в стоимостном выражении:
?ВПстр = D стр * Vф.общ = 6,6 * 22000 = 145200
Расчет  влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции  в стоимостном выражении можно  произвести и с помощью средневзвешенных цен, если продукция однородна:
D стр = (a(Р * Удiф) / 100) – ((a(Р * Удiпл) / 100) = ((5600 * 29,1) : 100 + (6000 * 31,1) : 100 + (6600 * 27,5) : 100 + (7000 * 12,3) : 100) – ((5600 * 28,1) : 100 + (6000 * 33,2) : 100 + (6600 * 27,4) : 100 + (7000 * 11,3) : 100) = 6,6 

                                                                                                                                21
                                                                                                             
I пл = a (P * Удiпл) / 100 = (5600 * 28,1) : 100 + (6000 * 33,2) : 100 + (6600 * 27,4) : 100 + (7000 * 11,3) : 100 = 6165 

I ф =a (P * Удiф) / 100 = (5600 * 29,1) : 100 + (6000 * 31,1) : 100 + (6600 * 27,5) : 100 + (7000 * 12,3) : 100 = 6167,6
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (таблица 5). 

Таблица 5
Расчет  влияния структуры реализованной  продукции на сумму выручки
Изделие Цена  за 1 шт., руб. Объем реализации продукции, шт. Структура продукции, % Изменение структуры, +;- Процент выполнения плана Стоимость реализованной продукции, тыс. руб. Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. руб.
план факт план факт план Факт при  плановой структуре факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.