На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Договор аренды в сфере природопользования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание
     Введение……………………………………………………………………2
     Глава I. Общая характеристика договорного регулирования
       в сфере природопользования…………………………………………..4
     § 1. Право природопользования: понятие, виды, объекты,
     основания возникновения……………………………………………….4
     § 2. Особенности гражданско-правовых договоров
     в сфере природопользования:
     общая характеристика…………………………………………………...7
     Глава II. Гражданско-правовое регулирование
     договора  аренды в сфере  природопользования………………………9
     § 1. Общая характеристика договора аренды
       в сфере природопользования…………………………………………...9
     § 2.Договор аренды земельного участка………………………………10
     § 3.Договор аренды лесного участка…………………………………..17
     § 4. Договор водопользования…………………………………………..21
     Заключение…………………………………………………………………24
     Библиография……………………………………………………………..25 
 
 

     Введение
     Актуальность  темы работы. Актуальность выражается в первую очередь в том, что  на сегодняшний день существуют недостатки в области разработанности нормативно-правовой базы договоров в сфере природопользования.
     В течение долгого времени отношения  в сфере природопользования в  основном регулировались административными методами. Договорное регулирование этих отношений практически не использовалось, что объяснялось слабой развитостью гражданского оборота. В начале 90-х годов прошлого столетия  возникла необходимость перехода к частноправовым методам регулирования. Эта необходимость вытекла из отношений по природопользованию, которые начали обладать имущественными признаками.
     Актуальность  темы работы объясняется и тем, что  проблема договорного регулирования  природопользования не получила комплексного, глубокого изучения ни в трудах ученых-цивилистов, ни в трудах ученых-экологов. Однако на практике в связи с углублением коммерческих отношений в сфере природопользования соответствующие договоры получили широкое распространение.
     Нормативную правовую базу моей работы составили  гражданское, экологическое и природоресурсное законодательство.
     Целью моей работы является изучение теоретических  проблем договорного регулирования.
     Основные  задачи моей работы:
    Выявить и классифицировать договоры, использующиеся в сфере природопользования;
    Изучить особенности договора аренды в сфере природопользования.
     Предмет работы составляют законодательство, регулирующее отношения в сфере  природопользования; отношения складывающиеся по поводу использования природных  объектов, и непосредственно сами договоры на право пользования природными объектами.
     Глава первая моей работы посвящена общей  характеристике договорного регулирования  в сфере природопользования, где  рассмотрены понятие, виды, объекты, основания возникновения договоров в сфере природопользования; их место и значение в современных условиях, а также выделены виды договоров в сфере природопользования.
     Вторая  глава  рассматривает договор  аренды в сфере природопользования, где раскрыты его особенности, условия и содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Общая характеристика договорного регулирования в сфере природопользования
     § 1. Право природопользования: понятие, виды, объекты, основания возникновения
     Природоресурсное  право определяется как совокупность правовых норм, регулирующих отношения  по использования и охране земель, вод, лесов, недр в целях удовлетворения экономических потребностей общества и охраны окружающей среды. Составными частями природоресурсного права  признаются – земельное, лесное, горное, водное право, которые включают в  себя систему норм, регулирующих отношения  по поводу отдельных природных ресурсов.1
     Природоресурсные  законы и подзаконные акты включают в себя как частно-правовые , так  и публично-правовые нормы. Перечень частноправовых институтов, закрепленных в законах и подзаконных актах  о природных ресурсах, сформулирован  Е.В. Новиковой. К их числу отнесены: право собственности и иные вещные права на природные ресурсы, обязательственные  отношения природопользования, гражданско-правовые способы защиты прав природопользователей и некоторые другие.
     Теперь  несколько слов о видах правопользования. Этот термин часто встречается в  литературе по использованию и охране природы. Виды права пользования  – это группы внутри исследуемого явления (в данном случае внутри права  пользования), размежеванные между  собой по какому-то общему критерию и отличающиеся друг от друга своими правовыми характеристиками. Следовательно, можно определить виды правопользования как части природопользования, обладающие собственными правовыми характеристиками, по которым право природопользования можно разделить по какому-то одному классификационному критерию.
     Выделим несколько групп видов правопользования.
     Первая  группа составляет вид используемого  природного объекта: земля, недра, леса и т.д. Этот критерий стал первым, поскольку  каждый такой вид обслуживает  своя отрасль законодательства.
     Во  вторую группу можно включить остальные  критерии:
    По срокам пользования – срочные и бессрочные;
    По способу предоставления права – на общие и специальные;
    По субъектам – на общественные и индивидуальные.
     Итак, в соответствии с российским законодательством  можно выделить следующие виды природопользования:
    Право землепользования;
    Право недропользования;
    Право водопользования;
    Право пользования атмосферным воздухом;
    Право лесопользования;
    Право пользования растительным миром вне лесов;
    Право пользования животным миром.
     Теперь  поговорим об объектах права природопользования.
     Для наиболее полного и глубокого  изучения права природопользования необходимо определить его объекты. Объектом права природопользования является природный ресурс. В юридическом  плане к понятию «природные ресурсы» относятся те компоненты природы, которые  не оторваны от экосистемы и находятся  в состоянии непосредственного  взаимодействия с ней. Например, земельные  участки.
     Перечень  природных ресурсов, в общих чертах определен в ст.1 Закона РФ «Об  охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 года, включает в себя землю, ее недра, поверхностные и  подземные воды, атмосферный воздух, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
     Объекты права природопользования имеют  ряд общих правовых черт. Практически каждому из видов объектов посвящена в системе права специальная отрасль права: земельное право, горное право, водное право, лесное право. Каждый объект имеет собственную правовую характеристику. В ней отражаются наиболее полно (полнее, например, чем в правах и обязанностях пользователей) те естественные, хозяйственные и иные свойства объекта, которые учитываются правом. Объект определяет объем и содержание самого права пользования, характер правоотношений между пользователями.2
     Говоря  об основаниях возникновения права  природопользования стоит отметить, что ст.8 Гражданского Кодекса РФ приводит следующий перечень оснований  возникновения гражданских прав и обязанностей:
    из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок не предусмотренных законом, но не противоречащим ему;
    из актов государственных органов и органов местного самоуправления;
    из судебных решений, установивших гражданские права и обязанности;
    в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым в законе;
    в результате создания произведений науки, литературы, искусства и иных результатов интеллектуальной деятельности; -
    вследствие причинения вреда другому лицу;
    вследствие неосновательного обогащения;
    вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
    вследствие событий с которыми закон или иной- правовой акт связывает наступление гражданско- правовых последствий.
 
         § 2. Особенности гражданско-правовых договоров в сфере  природопользования: общая характеристика
     Говоря  об особенностях договоров в сфере  природопользования следует отметить такой принцип гражданского, как  принцип свободы договора. Он является одним из ключевых принципов гражданского права. Поскольку гражданское право  регулирует, прежде всего, имущественный, товарно-денежный оборот, а основой  этого оборота служат договоры, то правовое закрепление принципа свободы  договора является для гражданского права первостепенной задачей. Конкретно  свобода договора выражается, во-первых, в том, что любой участник гражданского оборота вправе самостоятельно решать вопрос о том, заключать или не заключать договор. Во-вторых, свобода  договора выражается в выборе контрагента. В-третьих, сами договаривающиеся стороны  решают, какой именно договор будет  заключен между ними. В-четвертых, стороны  сами определяют условия договора.
     Другой  особенностью договоров в сфере  природопользования является участие  в качестве одной из сторон, органов  государственной власти РФ, органов  государственной власти субъектов  РФ, муниципальных образований.
     В отношениях природопользования государство  выступает прежде всего в качестве распорядителя имущества (собственника), а не носителя публичной власти. Выступая в этой роли, оно обладает как имущественной самостоятельностью, так и автономией воли, реализуя в отношении объектов природопользования субъективные частные права.
     Автономия воли и имущественная самостоятельность  предполагают равенство участников. На практике в отношениях с участием государства этот принцип пока проводится законодателем непоследовательно. Так, в ряде случаев за публично-правовыми образованиями закрепляется право использовать в гражданско-правовых отношениях административные рычаги воздействия, что, безусловно, ущемляет права их контрагентов по договору. Например, в отношениях, связанных с пользованием недрами, такого рода воздействие осуществляется через административно-правовую систему лицензирования.
     Особенности договоров в сфере природопользования заключаются в специфике предмета данных договоров, т. е. самих природных ресурсов. С одной стороны, они выступают недвижимостью, на которую распространяются нормы ГК, регулирующие порядок заключения и государственной регистрации таких договоров. С другой стороны, природные ресурсы выступают как государственная и муниципальная собственность, что автоматически включает в гражданско-правовой оборот органы государственной власти. Далее, специфика природных ресурсов определяет относительно общий круг прав и обязанностей природопользователей, которые распространяются практически на все виды договоров в данной сфере.3 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Гражданско-правовое регулирование договора аренды в сфере природопользования
     § 1. Общая характеристика договора аренды в сфере природопользования
     Договор аренды – это сделка, позволяющая  расширить возможности хозяйственного использования имущества. Собственник  имущества не отчуждает его, а  предоставляет в пользование  другому лицу, извлекая из этого  определенный доход. Пользователь имущества  получает свою выгоду благодаря эксплуатации чужого имущества.4
     В соответствии с п.1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование  или во временное пользование.
     По  юридической природе договор  аренды является консенсуальным, возмездным, двусторонним и взаимным.
     Сторонами договора аренды является арендодатель и арендатор.
     Арендодателями  могут быть собственники, а также  лица, управомоченые законом или  собственником сдавать имущество  в аренду, в том числе лица, обладающие правомочиями по распоряжению государственным и муниципальным имуществом, например унитарные предприятия. Унитарные предприятия имеют право без согласия собственника передавать в аренду закрепленное за ними движимое имущество, а недвижимое имущество – только с согласия собственника. Унитарные предприятия, являющиеся субъектами права оперативного управления, могут передавать в аренду закрепленное за ними как движимое, так и недвижимое имущество.
     Земля и другие природные объекты, находящиеся  в публичной собственности, могут  передаваться в аренду органами публичной  власти, указанными в природоохранном  законодательстве. Арендодателями земельных  участков, находящихся в публичной  собственности, являются их собственники в лице соответствующих государственных  и муниципальных органов.
     Говоря  о форме договора, стоит сказать, что данный договор должен быть заключен в письменной форме и подлежит государственной регистрации при  условии, что он заключается на срок более одного года или хотя бы одна из сторон является юридическое лицо. Краткосрочные же договоры аренды, то есть заключенные меньше чем на один год, в регистрации не нуждаются.
     К самостоятельным видам аренды следует  отнести аренду земельных участков и аренду участков лесного фонда. Земельное и лесное законодательство закрепили с учетом особенностей предмета аренды особый круг прав и  обязанностей сторон, своеобразный порядок  их осуществления и исполнения. Необходимо отметить, что общие положения  об аренде, предусмотренные нормами  Гражданского кодекса, применяются  к договорам аренды земельных  участков и аренды участков лесного  фонда лишь в тех случаях, когда  иное не установлено земельным и  лесным законодательством.
     Особым  видом договора аренды является договор  водопользования. К отношениям по данному  договору по прямому указанию Водного  кодекса применяются нормы Гражданского кодекса о договоре аренды, если иное прямо не установлено Водным кодексом и не противоречит существу договора водопользования. Об этом виде договора я расскажу дальше в отдельном  параграфе.
         § 2.Договор аренды земельного участка
     Начиная с характеристики любого договора в  первую очередь необходимо затронуть  вопрос о юридической природе  договора которого мы рассматриваем. В  параграфе первом я затрагивал вопрос о юридической природе данного  договора и раскрыл его некоторые  общие положения.
     Стоит отметить, что предметом договора аренды земельного участка могут  быть земельные участки (за исключением  изъятых из оборота), а также части  земельных участков. Сдача земельного участка в аренду на срок более  года возможна только после его кадастрового учета, данные которого являются юридической  основой для определения границ земельного участка. Поэтому государственная  регистрация договора аренды земельного участка может быть осуществлена только при условии предоставления регистрирующему органу кадастрового плана земельного участка.
     Поговорим теперь о сторонах договора, которыми являются арендодатель и соответственно арендатор. Арендодателем земельного участка может быть только его  собственник. Гражданский кодекс допускал сдачу в аренду земельных участков лицами, владевшими ими на праве  постоянного (бессрочного) пользования  и пожизненного наследуемого владения, однако Земельный кодекс исключил для  них такую возможность. Если в  аренду передаются земельные участки, находящиеся в публичной собственности, то арендодателями выступают по общему правилу органы местного самоуправления.
     Арендатором земельного участка может быть любое  лицо, поскольку иное не установлено  законом. Заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, возможно только с лицом, которое  приобрело право на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах). 5
     Форма договора аренды земельного участка  подчинена общим нормам статьи 609 ГК РФ. Договоры аренды и субаренды  земельного участка, заключенные на срок более года, подлежат государственной регистрации. Договоры аренды земельных участков могут заключаться на любой срок, если иное не установлено законом. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен только на срок, не превышающий 49 лет. Говоря о правах и обязанностях арендатора земельного участка отметим следующие основные. Арендатору принадлежат следующие права: во-первых, использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы; во-вторых, возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; в-третьих, проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; в-четвертых, право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации; в-пятых, возможность осуществлять другие права по использованию земельного участка, предусмотренные законодательством.
     Обязанности арендатора определяются общими положениями  ГК об аренде. Земельное законодательство либо конкретизирует содержание этих обязанностей, либо устанавливает специальные  обязанности арендатора земельного участка. Большинство обязанностей арендатора земельного участка являются обязанностями пассивного типа и заключаются в соблюдении законодательных запретов. К ним относятся обязанности по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранению межевых, геодезических и других специальных знаков, установленных на земельных участках в соответствии с законодательством; соблюдению порядка пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдению порядка пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; недопущению загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий.
     На  арендаторе лежат и обязанности  активного типа, требующие от него совершения активных действий. К ним  относятся обязанности своевременно приступать к использованию земельных  участков (например, к их застройке) в случаях, если сроки освоения земельных  участков предусмотрены договорами; вносить арендную плату; осуществлять мероприятия по охране земель, определенные статьей 13 Земельного кодекса РФ. Поскольку  обязанности по охране земель ст.42 ЗК РФ возлагаются одновременно как  на собственников земельных участков, так и на их арендаторов, договором  аренды может быть предусмотрено  распределение между ними обязанностей по совершению отдельных действий. Договором аренды на любую из сторон могут быть возложены другие обязанности по поддержанию земельного участка в состоянии, определенном договором.
     Имущественной обязанностью арендатора земельного участка  является внесение арендных платежей. Размер арендной платы определяется договором и является его существенным условием. Общие начала определения  арендной платы при аренде земельных  участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ. Порядок определения размера  арендной платы, порядок, условия и  сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности  Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. При аренде земельных участков, находящихся  в частной собственности, порядок  определения и внесения арендных платежей, их размер подчинены общим  нормам статьи 614 ГК РФ.
     Арендатор обладает определенными правомочиями по распоряжению арендованным земельным  участком. Если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное, арендатор  в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при  условии его уведомления вправе сдать участок в субаренду; передать свои права и обязанности по договору аренду земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив.6
     При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, на срок более пяти лет  арендатор земельного участка имеют право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, включая передачу арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Это императивное правило значительно повышает оборотоспособность права аренды земельных участков, принадлежащих публично-правовым образованиям.
     Преимущественные  права арендатора земельного участка  весьма различны. Во-первых, если продается  земельный участок, находящийся  в государственной или муниципальной  собственности, арендатор данного  земельного участка имеет преимущественное право его покупки во всех ситуациях, за исключением случая продажи земельного участка собственнику расположенных на нем построек. Во-вторых, по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет по общему правилу преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка. Это право не возникает у арендатора земельного участка, если данный участок приобретается в аренду собственником расположенной на участке постройки, а также когда право аренды прекращается досрочно по установленным законом и договором основаниям. Порядок осуществления преимущественного права и последствия его нарушения установлены общей нормой ст. 621 ГК РФ.
     Помимо  оснований, установленных нормами  гражданского законодательства, имеются  и специальные основания для  досрочного прекращения договора аренды земельного участка по инициативе арендодателя. Они установлены п.2 ст.46 ЗК и могут  быть разделены на 2 группы.
     К первой группе относятся разнообразные  нарушения договора аренды и земельного законодательства со стороны арендатора, а именно:
      использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категорий земель;
      использование земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
      неустранение умышленно совершенного земельного правонарушения, выражающегося в отравлении, загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшего за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
      неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течении трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
     В приведенных случаях обязательство аренды прекращается путем расторжения договора аренды, осуществляемого в судебном порядке по общим правилам ГК РФ, если иное не установлено в самом договоре аренды. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.7
     Во  вторую группу специальных оснований  для досрочного прекращения арендного  обязательства входят обстоятельства, не связанные с неправомерными действиями арендатора, а именно:
      изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, установленными ст. 55 ЗК РФ;
      реквизиция земельного участка в соответствии с правилами, установленными ст. 51 ЗК РФ.
     Арендатор в случае предоставления ему арендодателем  заведомо ложной информации: об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о  разрешении на застройку данного  земельного участка; об использовании  соседних земельных участков, оказывающих  существенное воздействие на использование  арендуемого земельного участка; о  качественных свойствах земли, могущих  повлиять на планируемое арендатором  использование земельного участка, и требования о предоставлении которой  установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения арендной платы или расторжения договора аренды земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.
     § 3.Договор аренды лесного участка
     По  договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, арендодатель предоставляет  арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса.
     Арендодателями  по данному договору являются органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенны в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса. Арендаторами могут быть как граждане, так и юридические лица.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.