Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Процесс стратегического планирования на фирме

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ» 
 
 
 
 

Кафедра экономики производства 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине  «Экономика фирмы» 
 

Тема:  «Процесс стратегического планирования на фирме» 
 
 
 
 
 
 

Автор курсовой работы                                          ______________ Егорова А. Н.
Группа                     212
Научный руководитель       ________  доц. Бурганова Р. А. 

                                                            «____» ____________ 2009 г. 
 
 
 
 
 
 

Казань 2009
     Содержание 

 Введение                                                                                                                3
 1. Понятие и роль стратегического планирования в деятельности фирмы    5             
 2. Организация процесса стратегического планирования на фирме             14
 3. Выбор стратегии развития фирмы                                                               21
 Заключение                                                                                                        26
 Список использованных источников                                                                28
 Приложения                                                                                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

     Введение

 
     Современные рыночные отношения усложняются  с каждым днем. Динамичная изменчивость внешней среды, возрастающая роль инноваций, необходимость соблюдать конкурентоспособность на более высоком уровне ставят фирму перед сложным выбором дальнейшего развития, перед проблемой выживания в сложившихся условиях. Поэтому роль стратегического планирования в сегодняшнем мире значительно возрастает.
     Стратегическое планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих  решений. Функции организации, мотивации и контроль ориентированы на выработку стратегических планов. Стратегическое планирование не связано с временными ограничениями и ориентировано на изменение масштабов производства, номенклатуры и тому подобное. В стратегическом планировании плановый горизонт ограничен не временем, а темпами развития компании и отрасли в целом. Динамичный  процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции; не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой,  так и с иностранными корпорациями.
     Целью написания курсовой работы является выявление механизмов стратегического планирования, которые обеспечивают стабилизацию внутреннего и внешнего состояния компании и адекватную реакцию фирмы на изменения внешней среды.
     Основными задачами курсовой работы являются исследование сущности стратегического планирования, его миссии и структуры, определение этапов, изучение технологии оценки стратегических планов и решений для их реализации.
     В первой главе курсовой работы рассматривается сущность стратегического планирования, раскрываются его основные этапы.
     Во  второй главе рассматривается организация процесса стратегического планирования, определяются подходы к выбору той или иной стратегии.
     В ходе исследования заключительной главы рассматривается стратегическое планирование на примере двух конкретных фирм, анализируется выбор стратегий, то есть сущность стратегического планирования раскрывается на практике.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Понятие и  роль стратегического планирования в деятельности фирмы.
     Стратегическое планирование - вид плановой работы, состоящей в разработке стратегических планов, предусматривающей выдвижение таких целей и стратегий развития фирмы, реализация которых обеспечит ее эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Суть стратегического планирования заключается в научной постановке целей предстоящего развития и применения средств их реального достижения. Стратегическое планирование – это адаптивный процесс, при котором регулярно осуществляется корректировка сформированных планов, пересмотр системы мероприятий по их выполнению и оценка происходящих изменений [2, с.15]. Поправки неизбежны вследствие того, что реальная жизнь постоянно вносит свои коррективы, поэтому некоторые аспекты выбранной стратегии реализуются, некоторые – нет.
     Общими  принципами стратегического планирования являются: гибкость, непрерывность, коммуникативность, участия, адекватность, комплексность, многовариантность, итеративность [3, с.103].
     Гибкость  предусматривает постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды.
     Непрерывность предполагает скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов.
     Под коммуникативностью понимается координация и интеграция усилий. Здесь необходимы взаимосвязанность и взаимозависимость.
     Принцип участия предполагает необходимость вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия.
     Адекватность в процессе стратегического планирования заключается в объективном отражении существующих проблем и реальной оценке собственных сил. Данный принцип предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия.
     Комплексность подразумевает, прежде всего,  взаимосвязанное отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
     Многовариантность позволяет выбрать оптимальный вариант из альтернативных возможностей достижения первоначально поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки нескольких путей будущего развития предприятия исходя из вероятностного прогнозирования развития окружающей и внутренней среды.
     Итеративность предусматривает неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итераций). Это придает процессу стратегического планирования творческий характер [3, с.105].
     Целью стратегического планирования является стабилизация внутреннего и внешнего состояния компании. Задачами стратегического планирования являются [4, с.25]:
      – изменение организационной структуры;
      – укрепление штатов компании специалистами-профессионалами;
      – стандартизация документооборота;
      – создание обновленной информационной системы;
      – повышение профессиональной подготовки сотрудников и руководства.
     Каждое предприятие, организуя процесс производства и реализации продукции, преследует глобальные цели – повышение прибыльности, доходности своего бизнеса. Однако эта цель распадается на системы подцелей, реализация каждой из которых требует разработки собственной стратегии. К таким родам подцелей можно отнести: увеличение объема продаж, повышение конкурентоспособности продукции, расширение производственных мощностей, внедрение совершенно новых технологий, снижение затрат, диверсификацию.
     Стратегическое планирование включает в себя четыре функции. К ним относятся:
      – распределение ресурсов;
      – адаптация к внешней среде;
      – внутренняя координация и регулирование;
      – организационные изменения.
     Раскроем значение каждой функции в отдельности.
     Распределение ресурсов – это процесс, который включает в себя планирование потребления ресурсов, таких как финансовые, трудовые, информационные ресурсы, материальные и другие. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на постоянном снижении издержек производства, эффективном потреблении ресурсов, что способствует максимизации прибыли. Поэтому важнейшей функцией стратегического планирования является эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск рациональных пропорций их потребления.
     Под адаптацией мы понимаем приспособление предприятия к постоянно изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия. Задачей данной функции является приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, то есть, воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Безусловно, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность управления будет достигнута только в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут спланированы заранее. В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации фирмы к внешней среде [3, с.70].
     Функция координации и регулирования предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных задач и целей. Все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям, исполнителям и функциональным процессам.
     Организационные изменения предусматривают формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. Эта функция проявляется при проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана.
     Процесс стратегического планирования на предприятии  может быть представлен в виде алгоритма, состоящего из последовательных этапов решения соответствующих проблем.
     Первый  этап процесса стратегического планирования представляет собой выбор миссии.
     Определение бизнеса должно быть сформулировано в терминах, достаточно конкретных, чтобы ими можно было реально руководствоваться, и в то же время достаточно общих, чтобы стимулировать творческий подход персонала фирмы в отношении возможностей расширения ассортимента производимой продукции, его реструктуризации или диверсификации. Поэтому общепризнанно, что целесообразно начинать процесс определения стратегического планирования фирмы с формулирования ее миссии. Миссия представляет собой четко выраженную причину существования предприятия, определяет его статус и обеспечивает основные ориентиры для постановки целей на разных организационных уровнях. Миссия – это краткое описание бизнеса фирмы, которое по возможности должно включать в себя четкие формулировки основной общей цели фирмы и причину ее существования. Принципиально это ответ на вопросы:
     – каким бизнесом занимается фирма;
     – кто ее клиенты;
     – какие потребности клиентов фирма может и должна удовлетворять;
     – какой должна быть фирма.
     Перейдем  к следующему этапу. Для описания характера и уровня деловых притязаний, свойственных тому или иному виду бизнеса, применяется термин «цель». Цель должна отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме [16, с.450].
     Детальной расшифровкой направления развития фирмы являются ее долгосрочные и краткосрочные цели.
     Долгосрочные цели –  это более конкретное и детальное описание предполагаемого развития фирмы в той или иной сфере ее деятельности.
     Краткосрочные цели – это конкретизация долгосрочных целей с ориентацией на описание результатов деятельности в ближайшем будущем.
     Следует иметь в виду, что долгосрочные и краткосрочные цели конфликтуют в силу своей природы. Действия, которые необходимо предпринимать для достижения долгосрочных целей, часто противоположны действиям, необходимым для скорейшего достижения краткосрочных целей. В этом одна из причин того, что стратегия не является детально разработанным планом конкретных действий. Стратегия должна содержать правила разрешения конфликта краткосрочных и долгосрочных целей и поиска баланса между ними. Конкретные планы действий – это тактика, а стратегия– это выражение путей достижения целей [9, с.35].
     Третий  и четвертый этапы стратегического планирования следует рассматривать в единстве. Синтез анализов внутренней и внешней среды представляет собой стратегический анализ, который предопределяет выбор возможных вариантов стратегии в зависимости от внешней и внутренней среды, т.е. учитывает важнейшие факторы, влияющие на экономику предприятия. Рассмотрим каждый из анализов поэтапно.
      Анализ  внешней среды должен выявить  стратегически важные тенденции развития в области экономики, техники, правового регулирования, политики, экологии.
      Исследование  макросреды (внешней среды), предполагает изучение факторов прямого (заданная среда) и косвенного воздействия (общая среда). 
      Общая среда — это те внешние факторы, которые не оказывают прямого влияния на деятельность организации, но опосредованно воздействуют на нее. Часто ее называют «экологией фирмы». К таким факторам относят состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, значимые для организации события в мире.
      Заданная  среда (ее также называют рабочей) включает участников рынка, непосредственно  влияющих на предприятие (поставщики, посредники, потребители, конкуренты, консалтинговые фирмы и др.).
     Анализ  внутренней среды предприятия должен проводиться по следующим функциям:
      – производство (мощности, технологические переделы, тип оборудования и его износ, уровень автоматизации и пр.);
      – НИОКР (содержание исследований, объем затрат, ожидаемый эффект);
      – рабочая сила (профессионально-квалификационный состав);
      – менеджмент (структура управления, профессионализм и компетентность, затраты на управление и его эффективность);
      – финансы (показатели ликвидности, платежеспособности, доходности, источники денежных поступлений, безубыточность).
     Анализ  внутренней среды по предлагаемым функциям ведется по своему предприятию и  по предприятиям-конкурентам. Выявить и оценить свои слабые и сильные стороны по сравнению с конкурентами, определить возможности и угрозы со стороны внешней среды предприятие может используя метод SWОТ-анализа (силы, слабости, возможности, угрозы — по начальным буквам идентичных английских слов). На основе информации о внешней и внутренней среде предприятие выделяет то главное, на чем оно должно сосредоточить свое внимание [10,с.18].
     В целом, проведение SWОT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной на рисунке 1.1., так называемой «матрицы SWОT-анализа».  
 

          СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ фирмы (Strengths)
          Рыночные ВОЗМОЖНОСТИ (Opportunities)
          СЛАБЫЕ  СТОРОНЫ фирмы (Weaknesses)
          Рыночные УГРОЗЫ (Threats)
 
     Рис. 1.1. Матрица SWOT-анализа [13, с. 12] 

     В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны  предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
     Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
     Слабые  стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что предприятию пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит его в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
     Рыночные  возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWОT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.
     Рыночные  угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
     Метод SWОТ-анализа помогает оценить вероятность каждой из угроз и ту опасность, которую они представляют. Руководство предприятия должно сосредоточить свое внимание на наиболее опасных угрозах, рассчитать уровень рисков и принять меры по их снижению или предотвращению.
     Пятым этапом является анализ стратегических альтернатив. На этом этапе фирма должна определить для себя все возможные пути дальнейшего развития, согласованные с поставленными целями и удовлетворяющие им. При этом крайне важно соблюдать объективность. После определения альтернатив производится тщательный анализ каждой из них с максимальным участием руководства и участников производства. Таким образом выявляются положительные и отрицательные стороны каждой из альтернатив и отбираются наиболее оптимальные.
     Выбрав  определенную  стратегическую  альтернативу, руководство должно обратиться к  конкретной стратегии, что является следующим, шестым этапом. Правильный выбор стратегической альтернативы максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию предприятия и его будущего. Приверженность к какому-либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы, а именно риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента [16,с. 454].
     Седьмой этап стратегического планирования – это реализация выбранной стратегии. Успешной реализации стратегии способствует соблюдение следующих требований:
      – цели и мероприятия стратегии должны быть хорошо структурированы, доведены до работников и восприняты ими;
      – необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами.
     Оценка  и контроль реализации стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией [10, с.16].
     Основными задачами контроля являются:
      – определение того, что и по каким показателям проверять;
      – оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
      – выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
      – осуществление корректировки, если она необходима и возможна.
     В случае контроля реализации стратегий  эти задачи приобретают определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность осуществления стратегии или правильность выполнения определенных работ, функций и операций. Стратегический контроль сосредоточен на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей [5, с.196].
      Контролю  подвергаются все этапы стратегического  плана и, в зависимости от меняющейся обстановки, стратегический план может  быть скорректирован.
     Очевидно, что эффективность выполнения стратегического  планирования зависит от добросовестного  отношения к каждому этапу. Важно  своевременное определение каких-либо изменений в текущей ситуации и отображение их в стратегическом плане, то есть внесение поправок. Также следует использовать объективные, комплексные подходы. Соблюдение данных принципов даст возможность успешно пройти каждый этап стратегического планирования.

     2. Организация процесса стратегического планирования на фирме

 

     Современный темп изменения экономики является настолько быстрым,  что стратегическое планирование представляется единственным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей, оно должно обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы фирмы могли эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, они должны постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
     Специалисты по стратегическому планированию доказывают, что для получения представления о стратегической позиции организации во внешней среде и выяснения тенденций, опасностей, шансов, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны повлиять на сложившиеся тенденции, необходимо провести стратегический анализ. Требуется пройти несколько этапов для постепенного перехода от концепций к конкретным организационно-техническим мероприятиям.
     Организация процесса стратегического планирования включает следующие шаги:
     –  Определение ожиданий и информирование всех вовлеченных в разработку стратегического плана; получение от генерального директора или президента четкой формулировки того, что он ожидает от стратегического планирования; доведение этой информации до сведения всех участников процесса.
     – Сбор информации для плана, например, миссия организации на данный момент, основные цели, планы, уже выполненные; опрос основного управленческого состава и определение ключевых вопросов на будущее.
     – Определение цели стратегического плана, периода планирования. В общем случае, времени должно быть достаточно для перевода направленности деятельности организации в нужную сторону.
     – Достижение соглашения по поводу работы процесса планирования, определение степени участия групп заинтересованных лиц в процессе.
     – Завершение формирования комитета планирования; распределение ответственности и определение требований к ресурсам.
     Перед началом организации процесса необходимо убедиться в готовности организации  к стратегическому планированию. Например, если стратегическое планирование применяется впервые, то нужно начинать плавно. Возможно, в организации происходит слишком много нового, и поэтому нужно временно отложить стратегическое планирование. Важно понять, что стратегическое планирование дает лучший эффект при соблюдении следующих условий:
     а)  в организации отлажена система управления;
     б)  организация имеет отработанные каналы коммуникаций;
     в)  организация открыта для новых идей;
     г)  в организации отсутствует господство бюрократии.
     Центральным моментом стратегического планирования является выбор стратегии. Часто фирмы выбирают стратегии из нескольких возможных вариантов. Так, если фирма хочет увеличить свою долю на рынке, она может достигнуть своей цели несколькими путями:
     – понизить цены на продукцию;
     – продавать товар через большее число магазинов;
     – представить на рынок новую модель;
     – через рекламу представить более привлекательный образ товара и т.д.
     Каждый  путь открывает разные возможности. Таким образом, фирма может столкнуться с большим количеством альтернативных стратегий:
     – Ограниченный рост. Эта стратегия применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в основном удовлетворена своим положением. При стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются от “достигнутого” и корректируются на изменяющиеся условия (например, инфляцию).
     – Рост. Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем развития прошлого года.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.