На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Конституционные основы экологического права

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО  «АмГУ») 

Юридический факультет 
Кафедра  гражданского права
Специальность 030501 - Юриспруденция 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

на тему: Конституционные основы экологического права 
 

по дисциплине «Экологическое право» 
 
 
 

Исполнитель
студент группы 823                                                                      М. А. Новоселов  

Руководитель                                                                                 Е. Г. Черкашина  
 

Нормоконтроль                                                                             Е. Г. Черкашина  
 
 
 
 
 

Благовещенск 2011
     Содержание 
 

Введение
       История конституционно-правового регулирования экологических отношений                           
    Конституционное регулирование экологических отношений в современном законодательстве      
      Понятие, содержание и классификация конституционных основ экологического права         
      Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды
Заключение
Библиографический список  
 
 

  введение 
 

     Экологическое право имеет особенности, которые  обусловлены спецификой, во-первых, его объектов - созданных природой, а не человеком, во-вторых, предмета - экологических отношений. Если уникальность объектов и предмета экологического права сегодня является очевидной, то нормы экологического права продолжают конструироваться по заданным правовым шаблонам, и не имеют особенностей по сравнению с нормами иных отраслей права. Однако они должны отражать специфику объектов (природных компонентов, природных ресурсов, природных комплексов), по поводу которых возникают экологические отношения, а любые общественные отношения, регулируемые правом, должны быть обусловлены экологическими отношениями, зависеть от них, а не наоборот. Признание приоритета экологических отношений в обществе позволит построить систему права не нарушающую законов естественного природного развития.
     Поэтому для определения юридической природы и выявления особенностей экологического права в первую очередь необходимо проанализировать его конституционные основы, которые позволяют подвести базу и указать ориентиры для направлений его дальнейшего развития. Прежде всего, конституционные основы, имеющие учредительный и организационный характер, очерчивают круг общественных отношений, входящих в предмет экологического права, способствуют формированию его институтов. Так, В Конституции Российской Федерации нашли отражение существенные преобразования, затрагивающие экологические отношения в обществе. Впервые на конституционном уровне, в качестве основных прав и свобод человека н гражданина были провозглашены экологические права: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии и право на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением. Конституционные нормы закрепили кардинальное изменение отношений собственности на природные ресурсы, отказавшись от исключительной государственной собственности на них, и установив многообразие форм собственности, включая и частную собственность.
     Конституционные экологические положения являются фундаментальными для развития отрасли  экологического права, направлены на регулирование основ экологических отношений. Кроме того, конституционные основы должны стать базой для формирования современного экологического законодательства.
     В то же время, само законодательство, и  в частности Конституция Российской Федерации, нуждаются в "экологизации", т.е. внедрении эколого-правовых требований в их содержание, а также признании значимости и приоритета экологических интересов общества. Ряд конституционных экологических положений требует пересмотра и толкования в целях отражения новейших достижений эколого-правовой доктрины в понимании предмета экологического права и экологического законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
     Возникновение конституционного регулирования экологических  отношений связано с появлением в России актов конституционного характера, как по форме (единый письменный акт, именуемый "конституцией"), так и по содержанию, т.е. актов регулирующих отдельные основные вопросы устройства общества и государства, но не являющихся в собственном смысле конституционными законами и не представляющих в совокупности единого письменного акта - конституции государства.
     История конституционного регулирования экологических  отношений формально началась не с принятия первого основного  закона в нашей стране - Конституции РСФСР 1918 года, а немного ранее, с принятия декрета "О земле" II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 года, который, безусловно, является актом конституционного характера и значения, оформлявшим основы земельных отношений в РСФСР.
     Положения первых советских декретов, затрагивающие вопросы использования и охраны земли и других природных ресурсов, в дальнейшем получили конституционное закрепление. Так, в Конституции РСФСР 1918 года, находят отражение положения декрета "О земле", касающиеся отмены частной собственности на землю и национализации других природных ресурсов. Конституция РСФСР 1918 года уделяла внимание только вопросам отмены частной собственности на землю и другие природные ресурсы, природопользованию и устанавливала ряд государственных органов, наделенных компетенцией в области природопользования. Однако в Конституции 1918 г. не затрагивались вопросы охраны природы в целом и даже отдельных природных ресурсов. Такое положение вещей свидетельствует о том, что проблемы охраны природы по своей актуальности и значимости стояли в тот период далеко не на первом месте, и поэтому не могли быть подняты на конституционный уровень регулирования. В данный период регламентирование экологических отношений государством сводится к правовому регулированию преимущественно вопросов использования и, в меньшей степени, охраны отдельных природных ресурсов и' заповедной охраны природы, осуществляемому в рамках природоресурсовых кодексов, а также текущим законодательством -декретами и постановлениями ВЦИК и (или) СНК, ВСНХ. Приоритет законодателя, отдаваемый регулированию использования природных ресурсов, в первую очередь отвечал экономическим интересам нового советского государства.
     Конституцией  РСФСР 1918 года и первыми законодательными актами об использовании и охране отдельных природных ресурсах был заложен принцип дифференцированного (пообъектного) регулирования природопользования.
     В Конституции СССР 1924 г. и Конституции  РСФСР 1925 г. достаточно скудно регулировались отношения по использованию и  охране природных ресурсов. В Конституции СССР предусматривался лишь один пункт, посвященный,, данным отношениям, а именно установлению предметов ведения высших органов СССР в области природопользования. Этот период истории развития конституционных основ экологического права можно охарактеризовать следующими тремя чертами. Во-первых, под конституционное регулирование подпадают только вопросы использования природных ресурсов, причем не всех, а только земли, недр, лесов и вод. Охрана природы в Конституциях не рассматривалась в качестве самостоятельной сферы общественных отношений, требующих конституционного регулирования, кроме того, понятие "охрана природы" вообще не употреблялось. Во-вторых, в Конституции СССР и конституциях союзных республик в общем виде решался вопрос о разграничении компетенции между Союзом ССР и союзными республиками в области использования природных ресурсов. Так, в ведение Союза ССР передавалось регулирование только "общих начал" пользования природными ресурсами. В-третьих, впервые с момента Октябрьской революции 1917 года в актах конституционного значения устанавливалась государственная собственность на все природные ресурсы (ст. 15 Конституции РСФСР 1925 г.).
     Следующий этап в развитии конституционных  основ экологического права открывается  с принятием Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. Необходимо отметить, что в данный период наметилась тенденция к расширению и детализации конституционноправового регулирования отношений в области охраны и использования природных ресурсов. В Конституции СССР 1936 г. в отличие от Конституции СССР 1924 г. содержалось больше правовых норм, затрагивающих вопросы охраны'и использования природных ресурсов.
     Анализ  развития конституционного регулирования  в период с 1936 г. по 1977 г. позволяет  сделать следующие выводы.
     По-прежнему на конституционном уровне отсутствовало  регулирование вопросов охраны природы (окружающей среды), а также охраны отдельных природных ресурсов. Несмотря на это, активно принимались и  дополнялись акты о заповедной охране природы. Впервые в союзных республиках издаются законы об охране природы, в которых "охрана природы" понимается не только как заповедование отдельных природных территорий, а гораздо шире, комплексно. Конституция СССР 1936 г. использует только понятие "пользование" природными ресурсами: землей, недрами, лесами и водами (п. "с" ст. 14). В то же время, анализ текущего законодательства показал, что регламентировались не только отношения по использованию природных ресурсов, но и одновременно при этом уделялось внимание вопросам их охраны. На основе конституционных положений в законодательных актах продолжает развиваться дифференцированный подход к регулированию отношений природопользования, т.е. по отдельным природным ресурсам принимаются соответствующие самостоятельные нормативные акты (например, Основы законодательства, кодексы и т.п.).
     Как и предыдущие конституции, Основной закон 1936 г. большое внимание уделял вопросам собственности на природные  ресурсы. Все они объявлялись  собственностью государства, при этом данная форма собственности характеризовалась как "общественное достояние". Таким образом, в Конституции произошло смешение этих понятий, что в дальнейшем повлияло на установление исключительности государственной собственности на природные ресурсы. Причем опять же, как в других советских конституциях, перечень природных ресурсов (земля, недра, леса, воды), находившихся в государственной собственности, остается закрытым. Следует отметить, что в текущем законодательстве также не закреплялось право государственной собственности на иные природные ресурсы (животный мир и растительный мир).
     Особое  место отводиться регулированию  земельных отношений. Впервые на уровне Конституции, помимо права собственности  государства на землю, устанавливалось  право пользования землей. Конституционно закреплялись субъекты, имеющие иные права на землю (право пользования).
     Несмотря  на появление в Конституции 1936 г. отдельной главы "Основные права  и обязанности граждан" (причем впервые в советских конституциях), в ней не содержалось каких-либо прав или обязанностей граждан в области природопользования и охраны природы, говоря современным языком - экологических. Косвенное (смежное) отношение к ним имели возможность "бесплатной медицинской помощи трудящимся" и "пользование трудящимися широкой сети курортов" (ст. 120). Опосредованно, через охрану социалистической собственности устанавливалась обязанность беречь природные ресурсы (богатства).
     Новый этап в развитии конституционных  основ экологического права связан с принятием Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г.[3]. Причем "новым" он является не столько в смысле принятия очередных конституций, сколько как привнесший совершенно новые качественные изменения в регулирование рационального природопользования и охраны природы (окружающей среды), естественно, сохраняя принципиальные положения предшествующих конституций.
     Можно выделить следующие характерные  черты данного период! конституционного регулирования экологических отношений. Во-первых, произошли количественные и качественные изменения в конституционных основах экологического права. В Конституции СССР увеличилось число норм, регулирующих отношения в области взаимодействия общества и природы. Сами эти отношения, согласно конституционным положениям, включали помимо отношений по использованию природных ресурсов, отношения и по их охране, а также - по охране природы и оздоровлению окружающей человека среды.
     Во-вторых, большое внимание уделялось регулированию  отношений собственности на природные  ресурсы и вопросам землепользования. Впервые конституционно устанавливается исключительная собственность государства на землю, недра, воды, леса (перечень природных ресурсов, как и в прежних конституциях, остается закрытым). Претерпевает изменения регулирование вопросов землепользования: субъектами права пользования землей, помимо колхозов, выступают и граждане, которым земельные участки предоставляются только для целей, прямо предусмотренных Конституцией. Особо обговаривалась обязанность колхозов и граждан рационально и эффективно использовать землю.
     В-третьих, среди основных прав и свобод граждан впервые выделяется право на охрану здоровья, обеспечиваемое мерами по оздоровлению окружающей среды и являющееся по своей природе правом смежным с экологическими правами. Однако сами экологические права граждан и их объединений в Конституции отсутствовали. Несомненно, большим шагом вперед в конституционном регулировании экологических отношений явилось закрепление экологической обязанности граждан - обязанности охранять и беречь природу и ее богатства.
     В-четвертых, в нормах Конституции нашла отражение природоохранительная (экологическая) функция государства, осуществляемая в трех формах: заповедной охраны природы, организации рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей человека среды. Кроме того, впервые закреплялась организационная основа природоохранительной деятельности государства: полномочия Совета министров и местных Советов народных депутатов.
     В конце 80-х - начале 90-х годов, в связи  с политическими и экономическими реформами, как в Союзе ССР, так и в РСФСР, Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. претерпевают существенные изменения, в них вносятся поправки и дополнения, которые затрагивают и нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Анализ этих изменений и дополнений, внесенных в период конституционных реформ с 1988 по 1992 гг., привел к следующим выводам.
     Существенно были затронуты отношения собственности  на природные ресурсы. Произошел  отказ от исключительной государственной  собственности на природные ресурсы в пользу установления многообразия форм собственности, включая государственную, частную, муниципальную и иные формы и провозглашения их равенства. Однако устанавливались конституционные ограничения оборота земельных участков, что мешало в полной мере реализовать гражданам и юридическим лицам право собственности на землю. Субъектами права государственной собственности стали выступать как Российская Федерация в целом, так и ее субъекты Федерации.
     В конституции наметился путь к  экологизации ее положений. В первую очередь, появляются производные от термина "экология" понятия "экологическое благополучие", "экологическое развитие", "экологическая безопасность". Кроме того, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, наряду с рациональным использованием природных ресурсов выделяются в качестве одних из направлений деятельности государства, составляющих его экологическую функцию. Конституционно закрепляется экологическая обязанность граждан - сохранять природу и окружающую среду, однако по-прежнему отсутствуют экологические права граждан и их объединений.
     На  закрепление и распределение  полномочий государственных органов  в области регулирования экологических  отношений повлияли следующие факторы: 1) произошедшая замена структуры государственного аппарата, построенной на верховенстве таких органов государственной власти, как Советы, на новую систему, основанную на принципе разделения властей; 2) ведение института местного самоуправления; 3) установление нового федеративного устройства России. Регулирование отношений в сфере "общество-природа" стало осуществляться на двух уровнях: федеральном и субъектов Федерации. Экологическое законодательство (в широком смысле слова) было отнесено к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. 
 

     2 КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
     2.1 Понятие, содержание  и классификация  конституционных  основ экологического  права.
     Конституционные основы экологического права имеют  особый характер в ряду конституционных основ других отраслей права, поскольку экологическое право - отрасль права, имеющая специфику, обусловленную сущностью регулируемых ей отношений - экологических отношений. Они являются не только базой развития экологических отношений, отражающей особенности последних, но сами находятся в зависимости от естественных законов развития природы, и, следовательно, должны их выражать и быть ими связаны.
     Конституционные основы экологического права - самостоятельный  межотраслевой правовой институт, который  понимается в узком и широком значениях.
     В узком понимании - это совокупность норм Конституции Российской Федерации, регулирующих основы экологических  отношений, включающих в себя отношения  по охране окружающей среды, обеспечению  экологической безопасности, рациональному использованию и охране природных ресурсов.
     В широком значении под конституционными основами экологического права понимается совокупность конституционно-правовых норм, содержащихся в Конституции  Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, решениях Конституционного Суда Российской Федерации, в Федеративном договоре, договорах между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, направленных на регулирование экологических отношений.
     Классификация конституционных основ охраны окружающей среды обычно дается на основе выделения групп норм Конституции РФ 1993 года. Основанием такого деления норм являются принципы, исходные положения и конкретные правила поведения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
     При анализе Конституции России как  источника экологического права  можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки  зрения последовательного обеспечения  охраны окружающей среды и рационального природопользования, и "чисто" экологические.
        К общим относится норма, сформулированная  в ст. 1: "Российская Федерация  есть демократическое федеративное  правовое государство". Характеристика  РФ как правового государства  означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии экологически значимых решений, превалируют принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности. Один из наиболее существенных признаков правового государства - это то, что власть связана правом, когда право превыше власти. Не случайно в некоторых странах вместо категории "правовое государство" используется понятие "господство права". Правовое государство исходит, с одной стороны, из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и возложения на соответствующих субъектов обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто уполномочен на это Конституцией и законами, причем в рамках определенных им предметов ведения и компетенции. Построение правового государства послужит мощным фактором установления строгого экологического правопорядка в России. С другой стороны, соблюдение требований экологического права будет служить одним из критериев правового государства.
        В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма также имеет непосредственное отношение в праву окружающей среды, прежде всего в части обеспечения соблюдения и защиты экологических прав каждого. "Достойная жизнь человека", которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические компоненты. В той мере, в какой проблемы окружающей среды затрагивают экологические интересы человека, эти проблемы носят социальный характер. Соответственно последовательное их решение в интересах человека и общества с помощью средств экологического права является инструментом создания в России социального государства.
        Одна из наиболее существенных новаций основ конституционного строя России, установленных действующей Конституцией, связана с закреплением принципа разделения государственной власти в России на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Конституция закрепила не что иное, как разделение труда уполномоченных государственных органов на осуществление законодательной, исполнительной и судебной деятельности. Применительно к рассматриваемой сфере - это деятельность по формированию современного законодательства об окружающей среде, обеспечению его реализации, а также рационального природопользования и охраны окружающей среды, последовательному соблюдению, охране и защите экологических прав физических и юридических лиц. Соответствующие ветви власти при этом являются независимыми одна от другой. Цель разделения властей - создание гарантий от произвола, обеспечение законности.
        Давая характеристику специальным конституционно-экологическим нормам, можно обнаружить следующее их деление на подгруппы:
      1) нормы, устанавливающие основы конституционного строя;
      2) нормы, определяющие права и  свободы человека и гражданина;
      3) компетенционные нормы.
      В первую группу конституционных норм в области охраны окружающей среды  и природопользования входят положения  ст. 9 Конституции Российской Федерации. Во-первых, в этой статье, использование и охрана природных ресурсов провозглашаются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. данная норма определяет роль и место природных ресурсов, с учетом их естественных и экономических свойств, в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на соответствующих территориях (ч. 1). Во-вторых, данная норма указывает на два вида отношения к природным ресурсам - их использование и охрану, именно в этой норме закрепляется "экологическая функция государства" (ч. 1). В-третьих, закрепляется возможность частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, то есть разнообразие, защита и равноправие форм собственности на природные ресурсы и объекты (ч. 2). При этом природоресурсное законодательство последовательно решает вопрос о формах собственности в пользу установления государственной собственности на подавляющее большинство природных объектов (водные объекты, лесной фонд, недра, животный мир), оставляя на долю частной и муниципальной собственности только обособленные объекты (их участки) и (или) предоставляя возможность на определенных условиях пользоваться ими. Такая политика не отличается принципиально от принятой в зарубежных странах, где, например, водные объекты, как правило, также являются государственной собственностью. Однако, в настоящее время все чаще вносятся предложения о распространении частной собственности на природные ресурсы, оборот которых действующим законодательством не допускается
      Вторую  группу конституционных норм в области  охраны окружающей среды и природопользования составляют положения ст.ст. 36, 41, 42, 58 Конституции Российской Федерации. Так, статья 36 во многом дополняет ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации. Она подчеркивает связь права собственности на природные ресурсы с основными правами и свободами человека и гражданина. Тем самым она создает основание для целого ряда юридически значимых действий и их последствий - вплоть до обращения в национальные и международные судебные инстанции для защиты данного права. Здесь существует коллизия правовых норм. Во-первых, в ч. 2 ст. 9 закрепляется возможность частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы. Конституционная формулировка "могут находиться" может трактоваться по-разному: с одной стороны, можно полагать, что на все природные ресурсы разрешены любые формы собственности, с другой - по усмотрению законодателя природные ресурсы могут и не быть во всех формах собственности. Во-вторых, и в ч. 1 ст. 36 и в ч. 2 ст. 9 конкретизируется только земля как объект права частной собственности. В отношении других природных ресурсов в ч. 2 ст. 36 говорится о трех полномочиях права собственности: владения, пользования и распоряжения. Отсюда споры о равнозначности понятий. Смысл данной формулировки с эколого-правовой точки зрения состоит в определении крайне важных конституционных ограничений права собственности на природные ресурсы, состоящих из двух групп: 1) запрещается нанесение вреда окружающей среде и 2) запрещается нанесение вреда правам и законным интересам иных лиц. В эту группу входят также положения ч. 1 ст. 41, устанавливающие права на охрану здоровья и медицинскую помощь, так как охрана окружающей среды является важным фактором обеспечения охраны здоровья. Согласно ч. 2 ст. 41 гарантиями такого обеспечения являются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. С учетом значимости последовательного решения вопроса об информировании населения об экологических опасностях немалый правовой смысл приобретает норма ч. 3 ст. 41 об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Ядром конституционных основ охраны окружающей среды является ст. 42, закрепляющая три самостоятельных правомочия: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В ст. 58 Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. При этом в Конституции особо выделяется обязанность собственников при осуществлении владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами не наносить ущерба окружающей среде и не нарушать прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36).
      Третья  группа конституционных норм в области  охраны окружающей среды и природопользования включает положения ст.ст. 71, 72, 74, 114 Конституции Российской Федерации. Регулирование некоторых отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды в целом отнесено Конституцией Российской Федерации к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что некоторые положения ст. 71, в частности, п. "е" и п.п. "в", "д", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации в области прав человека и гражданина, собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды относятся к "чисто экологическим" нормам. Функции государства по охране окружающей среды получили в Конституции Российской Федерации развитие также в ч. 2 ст. 74, устанавливающей, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, а также в п. "в" ст. 114, согласно которому Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии.
      Следует отметить, что приведенная классификация  конституционных норм в области  охраны окружающей среды и природопользования представлена нормами, непосредственно регулирующими экологические отношения. Вместе с тем в правоприменительной практике особое значение приобретает реализация конституционных норм в области охраны окружающей среды и природопользования в том ракурсе, что их нельзя рассматривать в отрыве от конституционных норм общего характера, которые дополняют, конкретизируют их, а в некоторых случаях позволяют избегать их неправильного толкования.
      Рассматривая  конституционные нормы в области  охраны окружающей среды и природопользования в рамках трех обозначенных групп, правильнее было бы говорить о двух видах норм. С этой позиции следует выделять:
      - конституционные нормы в области  охраны окружающей среды (ч. 2 ст. 36, ст. 42, ст. 58, п.п. "д" (в части,  касающейся охраны окружающей  среды), "к" ст. 72);
      - конституционные нормы в области природопользования (ст. 9, ч. 2 ст. 36, ст. 58, п.п. "в", "д" (в части, касающейся природопользования), "к" ст. 72, ч. 2 ст. 74).
      При этом конституционные нормы в  области природопользования, нашедшие дальнейшую конкретизацию в законодательстве, обозначенном многими специалистами как природоресурсное, целесообразно также делить на нормы в области охраны уже конкретного компонента природной среды, например охрана земель, и нормы в области его использования, которые будут составлять две стороны одного явления - "использование и охрана природных ресурсов", обеспечивая тем самым неразрывность использования и охраны природных ресурсов.
      2.2 Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
      Сердцевиной гуманитарной составляющей конституционных основ экологии является ст. 42 Конституции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду, повторяющая аналогичные нормы конституций многих европейских стран. Как и в других государствах, этот конституционный тезис представляется слишком общим, нуждается в конкретизации, подкреплении иными актами и правоприменением. Иски граждан, основанные на этой статье Конституции РФ, либо остаются без удовлетворения, а если удовлетворяются, то остаются нереализованными, как это случилось в Подмосковье, где муниципальные образования оказались не в состоянии выполнить решения судов о переселении граждан, проживающих в неблагоприятных шумовых условиях вблизи аэропорта Быково.
      Предусмотренные в той же статье российской Конституции  права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением, в какой-то мере раскрывают содержание общего права на благоприятную среду, но недостаточны и также нуждаются в разъяснении, прежде всего в федеральных законах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.