На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Оценка финансового потенциала предприятия

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РФ
ФГОУ  ВПО «Бурятская государственная  сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова » 
 
 

Кафедра «Финансы»
Дипломная работа
на тему: 

«Оценка финансового потенциала предприятия»
(на примере  ООО «ВиТ») 

Специальность: 080105 «Финансы и кредит» 
 

Дипломный руководитель,
ассистент                                                                                    Тимофеев В.И.
Допущена к  защите
«___»_______________2009г.
Зав. кафедрой «Финансы»                                                       Баниева М.А. 

Защита состоялась «___»______________2009 г.
Оценка__________________ 
 
 
 
 

Улан  – Удэ
2009
Содержание: 
 

     Введение
      Актуальность исследование обусловлена тем, что в условиях проводимых в стране экономических преобразований особую важность приобретают вопросы организации финансов и оптимального движения финансовых ресурсов как на макроуровне, так и на уровне субъектов хозяйствования. Важность данного положения обусловлена тем, что финансы, являясь стоимостной категорией, оказывают существенное влияние на стадии воспроизводственного процесса в стране и это влияние тем более заметно и существенно на низовом уровне хозяйствования - предприятиях. Именно на уровне предприятий создается национальных доход, который в последующем перераспределяется в другие звенья экономики. Тем самым становится очевидна значимость изучения финансовых аспектов деятельности предприятий национальной экономики.
     В настоящее время, когда предприятия  приобретают все большую самостоятельность и несут полную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности перед совладельцами (акционерами), работниками, банком и кредиторами, значение анализа финансового состояния существенно возросло. В условиях рыночной экономики залогом выживания предприятия является его конкурентоспособность. В связи с этим от предприятия требуется внедрение новых форм хозяйствования и управления, которые должны сопровождаться укреплением его финансового положения. При этом резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.
     Кроме того, чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях и не допустить банкротства, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и существующих и потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров в финансовом отношении. Также финансовый анализ позволяет своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения состояния предприятия и его платежеспособности предотвратить банкротство, а также определить возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта.
     Объект  исследования является – предприятие, предмет исследования - оценка финансового состояния ООО «ВиТ».
     Целью данной работы является поиск путей  улучшения финансового состояния  предприятия.
     Исходя  из цели, необходимо решить следующие задачи:
     - определить роль и сущность  анализа финансового состояния  предприятия в современных условиях;
     - выделить наиболее значимые методы  анализа финансового состояния  предприятия на основе отечественного  опыта;
     - изучить систему показателей оценки финансового состояния предприятия;
     - дать общую характеристику финансово-экономической  деятельности исследуемого предприятия;
     - определить тип финансовой устойчивости  ООО «ВиТ» и оценить его  платежеспособность;
     - произвести анализ рентабельности и деловой активности, а также финансовые результаты деятельности анализируемого предприятия;
     - рассмотреть основные направления  улучшения финансового состояния ООО «ВиТ»;
     - разработать мероприятия по управлению дебиторской задолженностью в ООО «ВиТ»;
     - определить эффективность выполнения предложенных мероприятий в ООО «ВиТ».
     Работа  структурирована в соответствии с поставленными целями и задачами.
     В первой главе рассматривается: «Теоретические аспекты финансового потенциала предприятия».
     Во  второй главе представлен: «Анализ финансового состояния ООО «ВиТ».
     В третьей главе предложена: «Разработка конкретных мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия».
     Финансовое  состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет потенциальные возможности предприятия, ее конкурентоспособность. Поэтому активное управления финансами предприятия, достижения желаемых финансовых результатов хозяйствования требует повседневной оценки финансового положения предприятия. Этот и предопределяет важность проведения анализа финансового состояния экономического субъекта и повышает роль такого анализа в экономическом процессе.
     Цель  работы – изучение сущности оценки финансового потенциала предприятия на примере Общества с ограниченной ответственностью «ВиТ».
     Основными документами для оценки финансового  потенциала исследуемого объекта послужила бухгалтерская отчетность предприятия за 2006 -2008 года («Бухгалтерский баланс» и «Отчет о прибыли и убытках»). 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические аспекты финансового потенциала предприятия
      Финансовый анализ: сущность, виды
     Под финансовым анализом (financial anaiysis) мы будим понимать процесс идентификации, систематизации и аналитической обработки доступных сведений финансового характера, результатом которого является предоставление потенциальному пользователю рекомендаций, которые может служить формализованной основой для принятия управленческих решений в отношении определенного объекта анализа [23].
     В качестве объекта анализом могут  выступать различные социально-экономические системы и их элементы: регион, страна, фирма, бюджетная организация, рынок, сегмент рынка и др. Очевидно, что сфера и принципы деятельности данных объектов с позиций финансовых отношений и денежных потоков существенно различаются. Анализ в приложении к хозяйствующему субъекту можно рассматривать в двух аспектах: с позиции специалиста, работающего в нем (финансового менеджера, финансового аналитика, бухгалтера), и с позиции некоторого лица, являющегося внешним по отношению к субъекту, но заинтересованного в его деятельности (инвестора, финансового аналитика, потенциального контрагента). В первом случае можно говорить о внутрифирменном финансовом анализе, во втором – о внешнем финансовом анализе.
     Внутрифирменный финансовый анализ (intrafirm financial analysis) можно определить как совокупность аналитических процедур в системе управления финансами фирмы [27]. Этот анализ рассматривается с позиции внутрифирменного аналитика (менеджера, бухгалтера) и имеет цель оптимизацию финансовой модели фирмы (т.е баланса) через аналитическое обоснование решений инвестиционно-финансового характера (т.е решение по мобилизации финансовых ресурсов и их инвестированию). В случае если в фирме бухгалтерский учет структурно и организационно на разделяется на финансовый и управленческий, в систему внутрифирменного финансового анализа может входить аналитическое обоснование решений по управлению затратами в фирме, т.е один на блоков, традиционно относимых к компетенции управленческого учета. Внутрифирменный финансовый анализ в приведенной трактовке является крупным подразделом финансового менеджмента, а к его основным особенностям относятся: а) ориентация на решения по оптимизации баланса; б) обоснование решений по привлечению ресурсов и их размещению; в) ориентация на оптимизацию внутрипроизводственной деятельности (точнее, производственно – технологического процесса); г) базирование на оперативных и учетных данных, имеющие ограниченный доступ лиц; д) принятие решений рутинного оперативного характера; е) принципиальная невозможность безусловной унификации; ж) достаточно высокая степень гибкости информационного обеспечения и счетных процедур в соответствии с текущими запросами линейных и функциональных руководителей; з) сочетание критериев в натуральных и стоимостном измерителе; и) высокий уровень субъективизма. Нередко в специальной литературе внутрифирменный финансовый анализ рассматривается в более узком смысле – как выявление и оценка возможностей оптимизации системы управления затратами на данном предприятии; может упоминаться под таким названиями, как «внутрипроизводственный анализ, анализ в системе управленческого учета, внутренний».
     Внешний финансовый анализ (external financial analysis) – это совокупность аналитических процедур по оценке инвестиционной и контрагентской привлекательности фирмы. Инвестиционная привлекательность означает целесообразность вложения денежных средств в данную фирму в форме капитала; смысл контрагентской привлекательности – в возможности, обоснованности, надежности и эффективности установления с фирмой бизнес – отношений. Основные исполнители – лица, сторонние по отношению к фирме, а потому анализ основывается на общедоступной информации финансового характера.
     В техническом плане внешний финансовый анализ представляет собой совокупность аналитических процедур на уровне фирмы, основывающихся, как правило, на общедоступной информации финансового характера и предназначенных для оценки ее экономического потенциала и перспектив развития. К основным особенностям этого вида анализа относятся: а) обеспечение общей характеристики имущественного и финансового потенциалов фирмы; б) базирование на общедоступной информации; в) информационное обеспечение решений тактического стратегического характера; г) доступность результатов анализа любых пользователей; д) возможность унификации состава и содержания счетных процедур; е) доминанта денежного измерителя в системе критериев; ж) высокий уровень достоверности и верифицируемости и итогов анализа (в пределах достоверности данных публичной отчетности).
       В рамках и внешнего, и внутрифирменного  финансового анализа всю совокупность  аналитических действий можно  условно сгруппировать в два  крупных блока: анализ отчетности  и аналитическое обоснование  решений инвестиционно-финансового характера [47].
     Некоторое различие лишь в том, что в системе внешнего анализа доминирует первый блок; в системе внутрифирменного анализа – второй блок. Суть первого блока в формировании суждения об имущественном и финансовом положении фирмы; суть второго блока - оптимизация решений по финансированию (откуда и на каких условиях привлечь источники долго- и краткосрочного финансирования) и инвестированию (во что вложить финансовые ресурсы).
     В рамках первого блока внешние  инвесторы и кредиторы делают оценку инвестиционной и контрагентской привлекательности фирмы выступающей основной для принятия решений о целесообразности вложения средств в данную фирму и (или) установления с нею контрагентских отношений. Второй блок в большей степени ориентирован на топ- менеджеров фирмы и предназначен для обоснования решений на оптимизации финансовой модели фирмы и по наращиванию ее экономического потенциала (создание добавочной ценности для собственников фирмы).
     Аспекты методик вне- и внутрифирменного финансового анализа существенно различаются в содержательном плане, информационном обеспечении, применяемом инструментарии, частоте исполнения и др. Без особого преувеличения можно утверждать, что любые частные методики управления тем или иным аспектом финансовой деятельности фирмы имеют аналитическую составляющую в совокупности, представляют собой обобщенную методику внутрифирменного финансового анализа. Внешний финансовый анализ в содержательном плане гораздо уже и в большей степени унифицирован, поскольку его суть – в оценке имущественного и финансового потенциалов фирмы по данным публичной финансовой отчетности, которая, как известно, является унифицированной по основным параметрам. На самом деле строгое разделение внутри- и внефирменного анализа вряд ли возможно. Финансовый менеджер должен в равной степени владеть каждым из них: оценивая целесообразность инвестиционного проекта, менеджер формально находится в рамках внутрифирменного финансового анализа; оценивая финансовую состоятельность потенциального контрагента, он формально находиться внешнего финансового анализа.
      Бухгалтерская (финансовая) отчетность и ее состав
     Любая фирма представляет собой некий  набор ресурсов, целесообразно структурированных  и используемых ею для достижения поставленных целей. И ресурсный потенциал фирмы, и достигнутые результаты подаются в стоимостной оценке. Более того, для удобства ведения бизнеса предусмотрено регулярное составление бухгалтерской отчетности, в которой в акцентированном виде упомянутые ресурсы и результаты как раз в ней представлены [23]. Дело в том, что одним из необходимых условий внешнего ведения бизнеса в современной конкурентной среде является обладание информацией, в том числе и о своих конкурентах. Важнейшим элементом подобной информации являются данные о структуре затрат, которые накапливаются в системе бухгалтерского учета. Эти данные конфиденциальны, однако полная информационная изолированность возможна по определению – вряд ли контрагенты захотят иметь дело с абсолютным «черным ящиком». Поэтому в бизнесе найден компромисс - в отличий от сведений, накапливаемых в бухгалтерских книгах и регистрах, данные в бухгалтерской отчетности, в принципе, не считаются секретными; более того, определенные организационно-правовые формы бизнеса обязаны опубликовать свою годовую отчетность. Таким образом, в бизнес – среде появляется информационный ресурс, который может и должен быть использован в аналитических целях. Бухгалтерская отчетность не унифицирована абсолютно, однако общие принципы ее составления и предоставления едины, а поэтому становиться возможным разработать некоторые общие подходы к ее чтению и анализу [37].
     Состав  содержания отчетности и условия  ее предоставления пользователям определяются бухгалтерскими регулятивами. В информационно-содержательном смысле основную роль в системе российских регулятивов играют:
    Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129 – ФЗ (с изменениями), в котором определены состав отчетности, а также условия ее составления и представления пользователям;
    Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99) «Бухгалтерская отчетность организации», в котором даны рекомендации в отношении состава разделов и статей двух базовых форм – баланса и отчета о прибылях и убытках;
    Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67 н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», в котором приведены рекомендательные форматы отчетности.
    В том случае, если фирма имеет отношение к международной бизнес-среде, например пытается выйти на международные рынки, ей приходится принимать во внимание и требования так называемых Международных стандартов учета и отчетности.
      Согласно  российским регулятивам в состав годовой бухгалтерской отчетности входят:
      Бухгалтерский баланс (форма №1);
      Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
    Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: отчет об изменениях капитала (форма №3); отчет о движении денежных средств (форма №4); приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5); отчет о целевом использовании полученных средств (форм №6);
      Пояснительная записка;
      Итоговая часть аудиторского заключения.
      Основную информационную нагрузку несут две первые формы отчетности остальные формы содержат вспомогательную информацию. В пояснительной записке даются в произвольном формате аналитические комментарии, расшифровки и пояснения к отдельным статьям отчетных форм. Фирмы определенных законом организационно-правовых форм обязаны походить аудиторскую проверку, по результатам которой профессиональные независимые аудиторы делают заключение о достоверности и надежности приведенных в отчетности данных (напомним, отчетность составляется самой фирмой). Итоговая часть аудиторского заключения является как бы сертификатом качества, выданным сторонним профессионалом. Проведем экономическую интерпретацию основных статей разделов и статей отчетности.
      Фома  №1. бухгалтерский баланс (balance - sheet). В этой форме приводится в стоимостной оценке данные об имущественном финансовом потенциалах фирмы. Баланс состоит их двух крупных разделов – актива и пассива, поэтому нередко баланс представляется как двусторонняя таблица. Эти разделы в неизвестном смысле противопоставляются друг другу – каждый из них характеризует определенную сторону экономического потенциала хозяйствующего субъекта. Итог баланса на профессиональном языке носит название валюты баланса. Чаще всего актив баланса трактуется как опись имущества предприятия, а пассив как опись финансирования. За каждым источником в явном или неявном виде скрывает лицо, прямо или косвенно профинансировавшее предприятие, т.е предоставившее свои средства для формирования его ресурсной базы [24]. Таким образом, баланс характеризует предприятие с двух сторон: с одной стороны, он показывает общий объем и структуру средств, которыми распоряжается управленческий персонал предприятия, с другой – долевое участие различных лиц в его финансировании; отсюда следует, что итоговые суммы по активу и пассиву совпадают.
      Объекты, отражаемые в активе баланса, называются активами фирмы. Это ресурсы: а) выражаемые в денежном измерителе; б) сложившиеся  в результате событий прошлых периодов; в) принадлежащие ей на праве собственности или контролируемые ею; г) обещающие получения дохода в будущем. Активы подразделяются на реальные (синонимы: идентифицируемые, отторгаемые) и ирреальные (синонимы: неотторгаемые, отвлеченные) средства. К первым относятся материально-вещественные активы, средства в расчетах, денежные средства и их эквиваленты; ко вторым - налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям организационные расходы; приобретенный гуд-вилл, расходы будущих периодов и убытки. В отличии от реальных средств, поддающихся отторжению (можно в целом или по частям продать, подарить, уничтожить), отвлеченные средства (за исключением убытков) представляют собой неотторгаемые расходы, которые либо переходят в затраты – в ходе естественного процесса производства и продажи продукции, либо становятся убытками – в случае прекращения деятельности.
      Первый  признак означает, что в активе баланса только те ресурсы, которые имеют денежную оценку. Второй признак говорит о том, что активы могут появиться неоткуда, образно говорить свалиться с неба. Они являются результатом предшествующих событий, подтверждением которых являются надлежащим образом оформленные документы. Согласно третьему признаку отражаемый в балансе ресурс либо принадлежит фирме на праве собственности, либо контролируется ею, т.е фирма обладает правами владения и пользования. Наконец, четвертый признак заключается в том, что он должен потенциально обещать генерирование в будущем (в данном случае доход понимается в широком смысле – как вклад данного ресурса генерирование регулярных доходов, эффект от полезного применения ресурса по его прямому назначению или, по крайне мере, возможность продажи ресурса). Если ресурс такого дохода не обещает, он называется неликвидом и должен быть списан с баланса на убытки.
      Из  определения активов хозяйствующего субъекта видно, что теоретический актив баланса может комплектоваться одним из двух способов; в активе отражаются средства, принадлежащие предприятию либо на праве собственности, либо контролируемые предприятием. Первый способ традиционно применяется в нашей стране, второй рекомендован международными стандартами. (Заметим, что текущее российское бухгалтерское законодательство не возражает против второго способа). На практике имеет место сочетание этих способов, что наглядно проявляется в разном отражении в учете и отчетности объектов финансового лизинга и операционной аренды. Право собственности на арендуемые активы в обоих случаях принадлежит арендодателю (лизингодателю), однако в международной практике принято отражать объекты договора о финансовой аренде на балансе лизингополучателя, а объекты договора об операционной аренде – на балансе арендодателя.
      Активы  принято разделять на две группы: оборотные и внеоборотные (правильнее использовать другое название - необоротные). Последовательность расположения оборотных и внеоборотных активов в балансе имеет страновые особенности [10].
      Оборотные активы (working capital, current assets) – это, активы потребляемые в ходе производственного процесса в течении года или обычного операционного цикла, превышающего 12 мес. в силу специфики технологического процесса и поэтому полностью приносящие свою стоимость на стоимость произведенной продукции. Непрерывность технологического процесса предполагает многократное обновление оборотных активов. Обособляются в отдельном разделе бухгалтерского баланса. Как правило, подразделяются на производственные запасы, дебиторскую задолженность и денежные средства и их эквиваленты.
      Внеоборотные  активы (long – term assets) определяются как активы хозяйствующего субъекта, не являющиеся оборотными (синоним: долгосрочные активы). Внеоборотные активы, принимающие участие в производственной –коммерческой деятельности, являются амортизационными, т.е перенос расходов, связанных с их приобретением, на себестоимость готовой продукции осуществляется в течении длительного времени путем применения той или иной системы амортизационных отчислений. Смысл подобного временного распределения предопределяется необходимостью следования одному из ключевых принципов бухгалтерского учета: доходы должны сопоставляться с расходами, эти доходы обусловившими. (Данный принцип обеспечивает логику расчета конечного финансового результата по итогам очередного периода). Внеоборотные активы обособляются в отдельном разделе бухгалтерского баланса. Согласно ПБУ 4/99 в этом разделе рекомендуется выделять четыре основных подраздела: нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в нематериальные ценности и финансовые вложения. Объединяет эти активы то обстоятельство, что, однажды появившись в предприятии в некоторой материально-вещественной форме как результат предшествующих сделок, они прибывают в этой форме, как правило, в течении более одного года.
      Пассив  баланса – это часть баланса, в которой представлены так называемые источники средств. Источники средств (sourсe of financing) – это условное название какой-либо статьи в пассивной стороне бухгалтерского баланса, трактуемой как совокупность капитала собственников и обязательств (т.е. задолженности) предприятия перед третьими лицами. Каждая статья пассивов означает, по сути, вклад соответствующего лица (собственника, кредитора, государственного органа, банки и др.) в финансировании актива данного предприятия. В простейших операциях источниковый характер пассивных статей легко демонстрируется. Например, в результате предоставленного банком кредита на расчетном счете фирмы появились денежные средства. Поэтому, с одной стороны, средства появились (в активе баланса возросла статья «Расчетный счет»); с другой стороны, появилась задолженность перед банком как источник полученных денежных средств (в пассиве баланса возросла статья «Кредиты и займы»).
      Из  приведенного примера следует и  легко обобщаемый очевидный вывод: любая статья в пассиве должна трактоваться не как собственные финансовые ресурсы, а как некий условный источник, за которым стоит реальное физическое или юридическое лицо, представляющие хозяйствующему субъекту денежные средства в прямой или опосредованной форме. Поскольку возникшие в связи с предоставлением средств обязательства раньше или позже будут непременно погашены, соответствующий источник исчезнет. Источники средств и собственно средства – это совершенно разные категории, поэтому они представлены в разных разделах – соответственно в пассиве и активе баланса.
    Статьи  пассива принято группировать в три раздела:
    капитал и резервы (раздел отражает совокупную «задолженность» фирмы перед своими учредителями; итог раздела показывает, какая доля учетной стоимости активов фирмы принадлежит ее собственникам; подразделение статьи не играет значимой роли и обусловлено желанием более наглядно представить совокупную долю собственников);
    долгосрочные обязательства (приведены статьи характеризующие долгосрочную задолженность перед сторонними лицами которая обязательно будет погашена согласно заключенным договорам);
    краткосрочные обязательства (в статьях этого раздела отражает задолженность перед сторонними лицами, однако, во-первых носит краткосрочный характер; во-вторых некоторые виды задолженности возникают спонтанно, как результат осуществления финансово-хозяйственной деятельности).
     Форма №2. Отчет о прибылях и убытках (profit and loss account\statement, income statement). В этом отчете, составляемый по данном бухгалтерского учета, содержатся в упорядоченном виде данные о доходах и расходах (затратах) предприятия, признанных в отчетном периоде, и чистой прибыли (убытке) как разница между ними. Отчет составляемый поквартально (точнее по итогам 3, 6 и 9 мес.) и по итогам года. В квартальных отчетах все показатели, включая прибыль, приводятся нарастающим итогом. Рекомендательный перечень статей отчета приведен в ПБУ 4/99. ключевым для понимания смысла и содержания отчета является четкое определение понятий «доходы», «расходы», «прибыль» и соотношения между ними. По сути, сам отчет представляет собой упорядоченный набор различных доходов и расходов с указанием промежуточных итогов. Заметим, что согласно современной системе регулирования учета и отчетности прибыль отчетного периода можно видеть лишь в форме №2; этим предоставляется ее самостоятельность и безусловная значимость.
     Форма №3. Отчет о движении капитала (report on the movement of capital). В этой форме приведены показатели о состоянии и движения собственного капитала хозяйственных товариществ и обществ, целевых финансирования и поступлений, резервов предстоящих расходов и платежей и оценочных резервов.
     Движение  каждого вида капитала или резерва  построено по принципу балансового  управления. Сведения на остатках средств  определяются по данным бухгалтерского учета. Детализация показателей  по строкам увеличения и уменьшения капитала в общем случае приведена в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».
     Форма №4. Отчет о движении денежных средств (cash flow statement). В этой отчетной форме характеризуются имевшее место в отчетном периоде источники появления и направления использования денежных средств в фирме в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности (их суть раскрыта в приказе Минфина России от 12 июля 2003 г. №67н «О формах бухгалтерской отчетности организации»). Отчет о движении денежных средств может быть составлен двумя способами: прямым или косвенным. Первый способ подразумевает движение от счетов (перебор всех операций по счетам денежных средств и их разноску по статьям отчета); второй предполагает сортировку отчетной прибыли на операции, отражавшиеся на величине прибыли, но не предполагавшие реального движения средств [51].
     Форма №5. Приложение к бухгалтерскому балансу (appendix to the balance sheet). Представляет собой совокупность аналитических расшифровок и примечательных пояснений к ряду статей баланса и отчета о прибылях и убытках. В частности, здесь можно видеть структуру основных средств, структуру расходов, структуру финансовых вложений, данные о накопленной амортизации, составе обязательств обеспечений и др.
      Основы методики анализа финансовой отчетности
     Доминирующий  уже несколько столетий бухгалтерский  учет, основанный на двойной записи, безусловно имеет национальную специфику, однако основополагающие принципы его ведения инвариантны [27]. Одним из них является составления баланса по итогам очередного отчетного периода [8]. Состав статей баланса, равно как и варианты их представления могут варьировать, однако сущностная структура баланса неизменна. Это обстоятельство позволило разработать унифицированные методики анализа предоставленных в балансе данных [22].
     Суть  методик заключается в расчете  по балансу ряда взаимосвязанных  индикаторов (показателей), которые  при рассмотрении их в динамике позволяют получить весьма информативное предоставление о предприятии и тенденциях изменения его имущественного и финансового потенциалов. В наиболее общем виде типовая методика анализа в виде структурированной системы показателей представлена на рис. 1. Число индикаторов, включаемых в тот или иной блок, варьируется, а один из вариантов развернутой системы показателей.
     
     Рисунок 1. Блочная структура системы показателей
     оценки  возможностей и результативности деятельности фирмы 
     по  данным отчетности.
     Имущественный потенциал. В этом блоке рассчитываются (или берутся из баланса фирмы) отдельные показатели, дающие представление об объеме средств в целом и по видам активов, которыми распоряжается фирма, о доле той или иной группы активов и др. в частности, величина валюты баланса традиционно рассматривается как одна из наиболее наглядных характеристик размера фирмы. Одним из исключительно важных аналитических показателей является величина чистых активов фирмы (net assets), понимаемая как стоимостная оценка ее имущества после формального или фактического удовлетворения всех требований третьих лиц. Этот показатель имеет весьма наглядную интерпретацию: величина чистых активов, рассчитанная по ликвидационному балансу, показывает ту часть стоимости активов, которая может быть распределена среди собственников фирмы в случае ее ликвидации. Отсюда видно, что наращивание величины чистых активов – это, по сути, и есть реализация базовой целевой установки, стоящей перед фирмой. Основной способ наращения – прибыльная текущая деятельность. Возможны и другие, в некотором смысле экзотические, варианты: например, получение ценностей на безвозмездной основе [1].
     Чистые  активы – это, с одной стороны, размер гарантии интересов сторонних лиц (чем весомее эта гарантия, тем безопаснее могут чувствовать себя контрагенты фирмы, поскольку, как известно, они имеют приоритет перед собственниками в случае ликвидации фирмы); с другой стороны, это учетная оценка доли собственников в совокупных активах фирмы. Величина чистых активов меняется в зависимости от того, в каких оценках – исторических или текущих рыночных – составлен баланс. Современный формат баланса позволяет получить примерную величину чистых активов без дополнительных расчетов – это итог по разделу IV «Капитал и резервы». Величина чистых активов, оцененная по отчетному балансу, контролируется в сравнении с уставным капиталом акционерного общества, а также принимается во внимание при определении величины дивидендов (см. ст. 99 и 102 БКРФ).
     Ликвидность и платежеспособность. Показатели этого  блока позволяют получить представление о собственности фирмы обеспечивать текущей платежно-расчетной дисциплине. На первый взгляд, приведенное утверждение не выглядит абсолютно корректным – баланс публикуется лишь один раз в год, становится доступным пользователям с существенным временным лагом, а его планирует использовать для вынесения суждений оперативного характера. На самом деле здесь нет никакого противоречия [44]. Действительно, баланс не предназначен для решения оперативных задач, однако его аналитические возможности позволяют делать определенные суждения и в этом направлении. При этом принимаются во внимание следующие обстоятельства. Во-первых, предполагается, что на фирму распространяется предпосылка о непрерывно действующем предприятии. Во-вторых, экономические индикаторы, описывающие стабильно работающую экономические индикаторы, описывающие стабильно работающую фирму, отличаются взаимосвязанностью и инерционностью. Эти обстоятельства дают основание утверждать, что у фирмы складывается некая структура активов и обязательств, устраивающая ее в плане эффективной работы. Поэтому баланс можно рассматривать как отражение некоторой объективно существующей взаимосвязи между включаемыми в него показателями. Иными словами, публикуемый баланс (а это редкое событие) в принципиальном плане (имеется в виду его структура) не слишком отличается от баланса, который теоретический можно было бы составлять, например, ежедневно, а потому он может применяться в том числе и для оценки ликвидности и платежеспособности фирмы.
     Под ликвидностью (liquidity) понимается способность какого-либо актива трансформировать в денежные средства либо способность какого-либо актива трансформировать в денежные средства в ходе предусмотренного производственно-технологического процесса. Разница в понятиях заключается в том, что данный актив рассматривается в первом случае как товар, а во втором – необходимый элемент производственно-технологического процесса, в ходе которого имеет место последовательная естественная, т.е. предусмотренная технологией производства и продажи, трансформация оборотных активов из одного вида в другой. Именно трактовка актива как элемента технологической цепочки (…> ДС1>ПЗ>НП>ГП>ДЗ>ДС2>…) является основной при характеристике эффективности управления оборотными средствами. ДС1. В этом случай ликвидный закрепляется за оборотными средствами. Степень ликвидности определяется продолжительностью периода, в течении которого трансформация в денежные средства может быть осуществлена. Вне зависимости от того, в каком смысле понимается ликвидность, предполагается, что сумма денежных средств, в которую трансформируется актив, является обоснованной, разумной.
     Под ликвидностью предприятия понимается наличие у него оборотных средств  в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств (хотя бы и с нарушением погашения, предусмотренных контрактами). Иными словами, предприятие ликвидно, если его оборотные активы формально превышают краткосрочные обязательства. Логика этого понятия проистекает из условного, но естественного предположения о том, что в ходе текущей деятельности расчеты по текущим платежам (т.е. погашение кредиторской задолженности) осуществляются за счет оборотных активов; для этой цели не предполагается распродажа долгосрочных активов.
     Платежеспособность (solvency) в широком смысле – это способность предприятия без нарушений выполнять график погашения задолженности перед своими кредиторами. В узком смысле – это наличие у него денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются отсутствие просроченной кредиторской задолженности и наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете.
     Заметим, что термины «платежеспособность» и «ликвидность» близки к друг другу, но не идентичны.
     Ликвидность и платежеспособность могут оцениваться  с помощью абсолютных и относительных показателей. Из абсолютных основным является показатель, характеризующий величину собственных оборотных средств, или чистого оборотного капитала (net working capital, WC). Наиболее распространенный алгоритм расчета показателей, широко используемый и в западной учетно-аналитической практике, таков [22].
     WC = E + LTL – LTA или WC = CA – CL, (1)
     где, Е – капитал собственников  фирмы (итог раздела III баланса);
     LTL – долгосрочные обязательства (итог раздела IV баланса);
     CA – оборотные активы (итог раздела II баланса);
     CL – краткосрочные обязательства (итог раздела V баланса).
     Экономическая трактовка индикатора WC может быть и такой: он показывает, какая сумма оборотных средств останется в распоряжении предприятия после расчетов по краткосрочным обязательствам. В некотором смысле это характеристика свободы маневра и финансовой устойчивости предприятия с позиции краткосрочной перспективы. Возможно и другая интерпретация показателя WC – как доли собственного капитала, направленное на финансирование оборотных активов. Заметим, что в (1) неявно подразумевается, что капитал лендеров (LTL) в полном объеме используется для покрытия внеоборотных активов, а капитал собственников (Е) покрывает оставшуюся часть внеоборотных активов и, насколько его хватает, внеоборотные активы. Нормативов по показатели WC, естественно, нет; его анализируют в динамике. С ростом объемов производства величина собственных оборотных средств обычно увеличивается.
     Являясь абсолютным, показатель WC не приспособлен для пространственно-временных сопостановлений; поэтому в анализе более активно применяются относительные показатели – коэффициенты ликвидности. Принято выделять три группы оборотных активов, различающиеся с позиции их участия в погашении их участия в погашении расчетов, - производственные запасы, дебиторскую задолженность и денежные средства и их эквиваленты. Эта простейшая классификация обособляет группы оборотных активов, различающихся по видовому признаку, а также по степени ликвидности в контексте упоминавшегося трансформационного цикла. Действительно, средства, омертвленные в запасах, должны пройти стадию «средства в расчетах», т.е. побывать в виде дебиторской задолженности, а потому они относительно дольше исключены из активного оборота, т.е. менее ликвидны. Приведенное разделение оборотных активов на группы позволяет ввести три основных аналитических коэффициента, которые можно использовать для обобщенной ликвидности и платежеспособности предприятия.
       Коэффициент текущей ликвидности (current ratio) дает общую оценку ликвидности предприятия, показывая, сколько рублей оборотных средств (текущих активов) приходится на один рубль текущей краткосрочной задолженности (текущих обязательств):
     kcr = оборотные средства / краткосрочные обязательства. (2)
     Значение  показателя может значительно варьировать  по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост обычно рассматривается как благоприятная тенденция. В западной учетно-аналитической практике критическое нижнее значение kcr = 2; однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.
     Коэффициент быстрой ликвидности (quick ratio, acid-test ratio) по своему смысловому назначению аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу оборотных активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть – производственные запасы:
     kqr = дебиторская задолженность + денежные средства краткосрочные обязательства. (3)
     Логика  такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности  запасов, но (что гораздо более  важно) в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже расходов по их приобретению. В работах западных аналитиков приводится ориентировочное нижнее значение kqr = 1, однако эта оценка носит также условный характер.
     Коэффициент абсолютной ликвидности (cash ratio) является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств; может быть назван коэффициентом платежеспособности. Рассчитывается следующим образом:
     kmr = денежные средства \ краткосрочные обязательства. (4)
     Общепризнанных  критериальных значений для этого коэффициента нет. Опыт работы с отечественной отчетностью показывает, что его значение, как правило, варьируется в пределах 0,05 – 0,1.
     Рассмотренные коэффициенты являются основными для  оценки ликвидности и платежеспособности. Тем не менее известны и другие показатели, имеющие определенный интерес для аналитика. Оценку ликвидности и платежеспособности надо проводить осмысленно; например, если величина собственных оборотных средств отрицательна, то финансовое положение предприятия в краткосрочной перспективе рассматривается как неблагоприятное и расчет коэффициентов ликвидности уже не имеет смысла.
     Финансовая  устойчивость. Под финансовой устойчивостью  понимается способность фирмы в долгосрочном аспекте поддерживать сложившуюся структуру источников финансирования [16]. Смысл данного тезиса предопределяется тем обстоятельством, что во-первых, бесплатных источников финансирования практически не бывает и, во-вторых, стоимость источников варьируется. Сформулированный тезис говорить о том, что теоретически можно оптимизировать структуру источников финансирования. Суждение об уровне финансовой устойчивости, в принципе, не предполагает решения оптимизационной задачи, т.е. анализ сводится лишь к тому, чтобы убедиться о финансовой состоятельности данной фирмы в ее долгосрочных отношениях с инвесторами.
     Все источники финансирования подразделяются на две группы: собственные (это раздел III «Капитал и резервы»; за этим источником стоят собственники фирмы) и привлеченные (это раздел IV «Долгосрочные обязательства» и раздел V «Краткосрочные обязательства»; за этими источниками стоят соответственно лендеры и кредиторы фирмы). Принципиальное различие между ними в том, что выплата регулярного вознаграждения собственниками не является обязательной для предприятия, тогда как выплаты лендерам и кредиторам обязательны (не получив свое вознаграждение они могут инициировать процедуру банкротства фирмы). Отсюда следует очевидный вывод – привлеченные от сторонних лиц средства гораздо более рисковы для фирмы, нежели средства, предоставленные ее собственниками.
     Количественно финансовая устойчивость оценивается двояко: с позиции структуры источников средств и с позиции расходов, связанных с обслуживанием внешних источников. Соответственно выделяют две групп показателей, называемые условно коэффициентом капитализации и коэффициентом покрытия. Показатели первой групп рассчитываются по данным пассива баланса (доля собственного капитала в общей сумме источников, доля заемного капитала в общей сумме долгосрочных пассивов, под которым понимается собственный и заемный капитал, уровень финансового левериджа и др.). во вторую группу входят показатели, рассчитываемые соотнесением прибыли до вычета процентов и налогов с величиной постоянных финансовых расходов, т.е. расходов, нести которые предприятия обязано вне зависимости от того, имеет оно прибыль или нет.
     Коэффициент концентрации собственного капитала характеризует  долю собственности владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность.
     Kеr = собственный капитал \ всего источников средств = Е \ TL, (5)
     где, TL – общая сумма источников средств (долгосрочных и краткосрочных), т.е итого баланса.
     Чем выше значение этого коэффициента, тем более стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие. Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации привлеченных средств (kdr) как отношение величины привлеченных средств к общей сумме источников. Очевидно, что сумма коэффициентов равна 1 (или 100%).
     К показателям, характеризующим структуру  долгосрочных источников финансирования, относятся два взаимодополняющих  показателя: коэффициент финансовой зависимости капитализированных источников (k) и коэффициент финансовой независимости капитализированных источников (kес ), исчисляемые соответственно по формулам:
     k = долгосрочные обязательства \ собственный капитал + долгосрочные обязательства =LTD \ E + LTD? (6)
     kес = собственный капитал \ собственный капитал + долгосрочные обязательства = Е \ Е + LTD? (7)
     Рост коэффициента k является негативной тенденцией: с позиции долгосрочной перспективе предприятие все сильнее зависит от внешних инвесторов. По поводу степени привлечения заемных средств в зарубежной практике существуют разные, порой противоположные точки зрения. Наиболее распространено мнение, что доля собственного капитала в общей сумме долгосрочных источников финансирования (kес) должна быть велика. Указывает и нижний предел этого показателя – 0,6 (или 60%); он был неоднократно подтвержден и эмпирически. Если учесть, что в данном случае речь идет о балансовых оценках элементов собственного капитала, которые, как правило, ниже рыночных, то в терминах рыночных оценок доля собственного капитала в общей сумме капитализированных источников будет еще выше.
     Одной из основных характеристик финансовой устойчивости предприятия является уровень финансового левериджа. Этот коэффициент считается. Известны разные способы его расчета; наиболее широко применяется следующий:
     kbfl = долгосрочные заемные средства \ собственный капитал (балансовая оценка) =LTD \ E, (8)
     Экономическая интерпретация показателя очевидна: сколько рублей заемного капитала приходится на один рубль собственных средств. Чем выше значение финансового левериджа, тем выше риск, ассоциируемый с данной компанией, и ниже ее резервный заемный потенциал.
     В приведенной формуле использованы балансовые оценки. Однако возможен расчет и на основе рыночных оценок:
     kmfl = долгосрочные заемные средства \ рыночная капитализация =
     =LTD \ MVs . (9)
     Коэффициенты капитализации, характеризующие структуру долгосрочных пассивов, логично дополняют показатели второй группы, называемые коэффициентами покрытия и позволяющие оценить, в состоянии ли компания поддерживать сложившуюся структуру источников средств. Здесь можно упомянуть о коэффициенте обеспеченности процентов к уплате и коэффициента покрытия постоянных финансовых расходов, рассчитываемых соответственно по формулам (10) и (11).
     TIЕ = прибыль до вычета процентов и налогов \ проценты к уплате;(10)
     FCC = прибыль до вычета процентов и налогов \ проценты к уплате + расходы по финансовой аренды. (11)
     Очевидно, что значение обоих коэффициентов  должны быть существенно больше единицы, в противном случае фирма не сможет в полном объеме рассчитаться с внешними по текущим обязательствам.
     Снижение  величины значений коэффициентов TIE и FCC свидетельствует о повышении финансового риска. Эти показатели тесно связаны с уровнем финансового левериджа. Как правило, низкое значение показателей TIE и FCC соответствует высокой доле заемного капитала. Вместе с тем сочетание показателей структуры источников и коэффициентов покрытия варьируют по отраслям. Доля заемного капитала, рисковая для одной отрасли, может не быть таковой для другой.
     Внутрифирменная эффективность. Этим термином характеризуется способность руководства фирмы организовывать рациональное и эффективное прохождение ресурсов в ходе текущей финансово-хозяйственной деятельности. Ключевыми индикаторами в этом блоке являются показатели оценки оборачиваемости средств, вложенных в производственные запасы и дебиторов. Один из вариантов расчета представлен соответственно формулами (12) и (13):
    Оборачиваемость запасов (в днях)
      Invd = Inv \ COGS\D, (12)
      где, COGS – себестоимость продукции, реализованной в отчетном периоде (совокупные затраты сырья и материалов);
      D – количество дней в отчетном периоде;
     Inv – средние запасы сырья и материалов в отчетном периоде (в стоимостном выражении);
    Оборачиваемость средств в расчетах (в днях)
      ARd = AR \ S\D, (13)
      где, S – выручка от реализации в отчетном периоде;
      D – количество дней в отчетном периоде;
      AR – средняя дебиторская задолженность в отчетном периоде.
      В знаменателе дроби формулы (12) –  однодневная себестоимость, т. е  объем сырья и материалов, потреблявшихся ежедневно в течение отчетного периода. Показатель изменяется в днях и характеризует, сколько в среднем дней денежные средства были омертвлены в производственных запасах. Чем меньше продолжительность этого периода, тем лучше, т.е снижение показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция. Индикатор, представленной формулой (13) показывает, сколько в среднем дней омертвлены денежные средства в дебиторской задолженности. Снижение показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция.
      Для обобщающей характеристике степени иммобилизации (т.е отвлечение средств из активного оборота) денежных средств в запасах и дебиторах применяется показатель продолжительности операционного цикла, рассчитываемый как сумма показателей (12) и (13).
      Прибыльность  и рентабельность. Эффективность работы фирмы может быть оценена с помощью абсолютных и относительных показателей. К первым относятся различные показатели прибыли, ко вторым – показатели (коэффициенты) рентабельности. Прибыль по бухгалтерскому учету есть разность между некоторыми доходами и соответствующими им расходами. Разновидностей доходов и расходов много; поэтому, принимая во внимание те или иные их наборы, можно получить различные показатели прибыли: валовую, операционную, чистую и др.
      Коэффициент рентабельности, а их в теории и практике разработано довольно большое число, представляет собой относительный показатель как сопоставление одного из показателей прибыли с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон – либо ресурсы, либо совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности [51]. Поэтому известны две группы показателей рентабельности: рентабельность инвестиций (капитала) и рентабельность продаж – в первом случае прибыль относится с капиталом, во втором – с выручкой от реализации.
      Оценка  эффективности (рентабельности) всегда осуществляется с позиции некоторого лица (субъекта). К основным субъектам относятся: а) собственно фирма как самостоятельный участник бизнес-отношений; б) собственники фирмы; в) лендеры. Наибольшее распространение в практической аналитике получили следующие показатели рентабельности инвестиций (капитала): коэффициент генерирования доходов (ВЕР), рентабельность инвестированного капитала (ROI) и рентабельность (доходность) собственного капитала (ROE). Они рассчитываются по формулам:
ВЕР = EBIT \ A, (14)
ROI = Pn + In \ Ct - CL, (15)
ROE = Pn \ E, (16)
      где, EBIT – прибыль до вычета процентов и налогов (операционная прибыль);
     А – стоимостная оценка совокупных активов фирмы (итог баланса – нетто по активу);
      Pn - чистая прибыль (прибыль, доступная к распределению среди собственников);
      In - проценты к уплате по долгосрочным обязательствам (регулярный доход лендеров);
      Ct – совокупный капитал (итог баланса – нетто по пассиву);
      CL – краткосрочные обязательства (пассивы);
      E – собственный капитал (в отечественном балансе это итог раздела «Капитал и резервы»).
     В формуле (14) сопоставляется операционная прибыль с величиной активов, благодаря эксплуатации которых эта прибыль была получена. Операционная прибыль представляет собой разницу между выручкой и всеми расходами производственного (нефинансового) характера, т.е. теми расходами, которые необходимы для производства и продажи продукции. Во внимание принимается операционная прибыль потому, что именно она была получена как результат целенаправленно используемого имущественного комплекса, обобщенно представляемого в виде контролируемой фирмой имущественной массы, предусматривающей определенный производственно-комерческий процесс. Иными словами, на входе – имущественная масса, на выходе – операционная прибыль. Далее эта прибыль будет делиться между всеми заинтересованными и имеющими отношение к фирме лицами. Показатель ВЕР является наиболее наиболее общей характеристикой генерирующей способности фирмы, т.е. индикатором, по которому сторонние по отношению к фирме лица (инвесторы, контрагенты) могут принимать суждение о целесообразности инвестирования в нее установления с нею контрагентских связей. Показатель ROI ориентирован на инвесторов, поэтому в числителе (15) представлен регулярный (годовой) доход инвесторов (прибыль – доход собственников, проценты – доход лендеров), а в знаменателе – вложенный ими капитал. Показатель ROE ориентирован на собственников – в формуле (16) сопоставляют доход собственников с вложенным ими капиталом. Все упомянутые индикаторы рассчитываются в динамике.
     Показатели  оценки эффективности инвестиций дополняются  коэффициентами рентабельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления, в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная (прибыль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль. Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж: норма валовой прибыли, или валовая рентабельность реализованной продукции (GPM); норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции (ОРМ); норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализованной продукции (NPM).
     GPM = валовая прибыль (или валовая маржа) \ выручка от реализации = S – COGS \ S; (17)
     ОРМ = операционная прибыль \ выручка от реализации = EBIT \ S
     = S – COGS – OE \ S ; (18)
     NPM = чистая прибыль \ выручка от реализации = Pn \ S, (19)
     где, COGS – себестоимость реализованной продукции;
     OE – операционные расходы;
     S – выручка от реализации в отчетном периоде.
     Уместно сделать следующие замечание  к приведенным формулам. При определении  себестоимости (COGS) существенную роль играет учет амортизационных отчислений производственного назначения, при этом возможны два варианта расчета. Согласно первому варианту амортизационные отчисления привязываются к продукции и рассматриваются как элемент себестоимости, а потому в числителе показателя GPM берется значение валовой прибыли. По второму варианту амортизационные отчисления не связываются с продукцией, а трактуются как расходы периода, т.е они в полном объеме относятся к постоянным операционным расходам (ОЕ) и списываются непосредственно в дебет счета «Прибыли и убытки»; в этом случае расчет валовой рентабельности осуществляется через показатель валовой маржи (EBITDA).
     Интерпретация коэффициентов рентабельности продаж очевидна: они показывают, какую  часть в каждом рубле выручки  от продаж составляет соответственно валовая, операционная или чистая прибыль. Каких-либо нормативов для этих показателей не существует, поэтому их значение сравнивают со среднеотраслевыми, а также оценивают в динамике. Рост рентабельности – положительная тенденция, однако необходимо всегда иметь в виду, за счет чего был достигнут рост, не было ли необоснованного снижения себестоимости продукции и других затрат, ч то может сказаться на качестве производимой продукции.
     Рыночная  привлекательность. Подомным образом  характеризуется уровень доверия к фирме со стороны фактических и потенциальных инвесторов, кредиторов, покупателей продукции. Это обобщающий термин для обозначения инвестиционной (в фирму выгодно вкладывать деньги на долгосрочной основе) и контрагентской (фирма аккуратно выполняет свои обязательства, а потому с ней возможны долгосрочные бизнес - отношения) привлекательности фирмы. В теории и практике финансовой аналитики для характеристики рыночной привлекательности фирмы разработаны различные индикаторы. Рассмотрим некоторые из них [38].
     Прибыль (доход) на акцию (earnings per share, ESP) – одна из ключевых характеристик эффективности работы фирмы с позиции ее акционеров, рассчитываемая соотнесением чистой прибыли, доступной к распределению среди держателей обыкновенных акций, к средневзвешенному числу этих акций. Именно этот показатель в значительной степени влияет на рыночную цену акций, поскольку он рассчитан на владельцев обыкновенных акций. Рост этого показателя (или, по крайней мере, отсутствие негативной тенденции) способствует увеличению операций с ценными бумагами данной компании, повышению ее инвестиционной привлекательности. Необходимо подчеркнуть, что повышение цены находящихся в обращении акций компании, естественно не приносит непосредственного дохода эмитенту; вместе с тем этот процесс сопровождается косвенными доходами, например растет доход от капитализации, что стимулирует действующих акционеров реинвестированию прибыли в активы компании; возрастает резервный заемный потенциал компании, становится возможным размещать вновь эмитируемые ценные бумаги на более выгодной основе и т.п.
     Коэффициент котируемости акции (price \ earnings ratio, P\E ) представляет собой один из наиболее известных рыночных индикаторов и рассчитывается по формуле:
     P\E = Pm \ EPS, (20)
     где, Pm – текущая рыночная цена акции (обыкновенной);
     EPS – прибыль на акцию.
     Коэффициент Р\Е служит индикатором спроса на акции данной компании, поскольку показывает, как много согласны платить инвесторы в данный момент за один рубль прибыли на акцию. Относительно высокий рост этого показателя указывает на то, что инвесторы более быстрого роста прибыли данной фирмы по сравнению с другими. Этот показатель уже много использовать в пространственных (межхозяйственных) сопоставлениях. Для компаний, имеющих относительно высокое значение коэффициента устойчивости экономического роста, характерно, как правило, и высокое значение показателя Р\Е.
       Дивидендная доходность акции (dividend yield) выражается отношением дивиденда, выплачиваемого по акции, к ее рыночной цене. В компаниях, расширяющих свою деятельность путем капитализации большей части прибыли, значение этого характеризует процент возврата на капитал, вложенный в акции фирмы. Это прямой эффект. Есть еще и косвенный (доход или убыток), выражающийся в изменении цены на акции данной фирмы и характеризующийся показателем капитализированной доходности.
     Дивидендный выход (dividend payout) рассчитывается путем деления дивиденда, выплачиваемого по акции, на прибыль на акцию. Наиболее наглядное толкование этого показателя – доля чистой прибыли, выплаченная акционерам в виде дивидендов. Значение коэффициента зависит от инвестиционной политики фирм. С этим показателем тесно связан коэффициент реинвестирования прибыли, характеризующий ее долю на развитие производственной деятельности. Сумма значений показателя дивидендного выхода и коэффициента реинвестирования прибыли равна 1.
     Дивидендное покрытие (dividend cover, DC) – это соотношение между прибылью на обыкновенную акцию и дивидендом, по ней выплачиваемым:
     DC = EPS \ DPS, (21)
     DPS – дивиденд на одну обыкновенную акцию.
     Рассматриваемый в динамике показатель делает некоторую оценку способности фирмы выплачивать дивиденды. Чем выше его значение, тем больше гарантия того, что фирма по формальным позициям имеет возможность выплатить дивиденды; по крайне мере, она имеет соответствующий источник. Очевидно, что произведение этого и предыдущего индикаторов равно 1.
     Коэффициент рыночной оценки (market – to – book ratio, price – to – book ratio, P\B ratio) – это показатель, отражающий рыночную привлекательность акции и исчисляемой как отношение рыночной цены акции к ее книжной (учетной) стоимости:
     MBR = Pm \ Eс \Qс , (22)
     где, Pm – текущая рыночная цена акции (обыкновенной);
     Eс – величина обыкновенного акционерного капитала по балансу (в исторических ценах) (для российского баланса – это итог раздела «Капитал и резервы» за минусом привилегированных акций);
     Qс – число обыкновенных акций.
     Знаменатель дроби показывает, сколько стоит  обыкновенная акция по балансу (это величина стоимостной оценки активов, приходящихся на акцию); в том числе дроби – текущая рыночная цена акции, причем эта оценка сформирована в условиях публичности отчетности, когда баланс фирмы, а значит, данные о книжной цене ее акций известны. Книжная цена характеризует долю собственного капитала, приходящегося на одну акцию. Очевидна, что она складывается из номинальной стоимости (т.е стоимости, проставленной акции, по которой она учтена в акционерном капитале), доли эмиссионной прибыли (накопленной разницы между рыночной ценой проданных акций и их номинальной стоимости) и доли накопленной и вложенной в развитие фирмы прибыли. Значение коэффициента означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающую бухгалтерскую оценку реального капитала, приходящегося на эту акцию на данный момент.
     Коэффициент Тобина (или q – отношение, q-ratio) представляет собой рыночную характеристику инвестиционной привлекательности фирмы. Логически этот индикатор тесно связан с предыдущим коэффициентом. Различие в том, что при расчете коэффициента котировки акции используется отчетный баланс, т.е. учетные цены, тогда как коэффициент Тобина полностью ориентируется на рыночные цены. Этот показатель является основным в арсенале профессиональных рейдеров. Известны два подхода к исчислению коэффициента Тобина: в первом случае сопоставляются рыночная капитализация фирмы и величина его чистых активов; во втором случае сравниваются рыночная цена акций и облигаций фирмы с восстановительной стоимостью активов фирмы (формулы (23) и (24) соответственно):
     q = MVs \ MVna , (23)
     q = MVs + MVd \ RCa, (24)
     где, MVs – совокупная рыночная цена акций фирмы, т.е. ее рыночная капитализация;
     MVna – величина чистых активов в рыночной оценке;
     MVd – рыночная стоимость долговых обязательств фирмы;
     RCa – восстановительная стоимость активов фирмы.
     Итак, мы рассмотрели принципы и логику формирования системы аналитических коэффициентов, позволяющих дать комплексную оценку имущественного и финансового потенциала фирмы. Подавляющее количество индикаторов либо приводятся в годовых отчетах фирм, либо могут быть рассчитаны аналитиком самостоятельно по данным годовой отчетности.
     Что касается методик внутрифирменного анализа, то они, естественно, не поддаются  унификации. Кроме того, следует  иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, являясь встроенной несамостоятельной подфункцией общих функций управления, анализ сопровождает каждую из них, а глубина и содержание соответствующих аналитических процедур определяются лицом, принимающим управленческое решение. Такая же вспомогательная роль отводится анализу и в любой комплексной управленческой процедуре или конкретном виде деятельности. Например, при разработке плановых ориентиров можно воспользоваться более или менее сложными аналитическими методами выявления складывающихся трендов; выбор метода – дело вкуса и привычки менеджера. Во-вторых, в рутинной повседневной деятельности фирмы ключевую роль играет управление себестоимость продукции. Выбор аналитического инструментария здесь также весьма субъективен. 
 

     Глава 2. Анализ финансового состояния ООО «ВиТ»
    2.1. Экономическая характеристика предприятия ООО «ВиТ»
     Общество  с ограниченной ответственностью «ВиТ» (сокращенное наименование ООО «ВиТ») было создано в 2005 году в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и на основании учредительного договора, заключенного между физическим лицом Нагибневой Е.В.
     Правовой  основой ООО «ВиТ» является свидетельство о государственной регистрации № 2973 от 16.11.05 г.
     Осуществляя свою деятельность ООО «ВиТ» руководствуется законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, Учредительным договором и Уставом Общества.
     Уставный  капитал Общества составляется из номинальной  стоимости долей его участников. Для обеспечения деятельности Общества за счет долей участников образуется Уставный капитал в размере 30 тыс. рублей, формируемый денежными средствами учредителей.
     Свою  деятельность ООО «ВиТ» осуществляет на основе полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости.
     Общество  было создано в целях формирования рынка, производства товаров народного потребления, осуществления работ, оказания услуг, а также получение прибыли в интересах участников.
     В соответствии с этими целями ООО «ВиТ» осуществляет следующие виды деятельности:
     - розничная и оптовая торговля  товарами народного потребления;
     - создание и развитие собственной  торгово-сбыточной сети с применением различных форм и видов торговли;
     - закуп и реализация металлической и офисной мебели;
     - посредническая деятельность;
     - осуществление торгово-закупочной  деятельности;
     - маркетинг, информационная и рекламная деятельность.
     ООО «ВиТ» специализируется в торговле металлической и офисной мебели.
     На весь реализуемый товар ООО «ВиТ» имеет сертификаты качества. Указанная в сертификатах продукция соответствует действующим в Российской Федерации стандартам и техническим условиям.
     Высшим  органом управления Общества является собрание Участников. Оно состоит  из Участников или назначенных ими  представителей. Каждый Участник Общества обладает количеством голосов в  собрании Участников пропорционально своей доле в Уставном капитале.
     Руководство текущей деятельностью Общества и исполнение решений, принятых собранием  Участников, осуществляется Генеральным  Директором.

      Рисунок 2. Организационная структура ООО «ВиТ»
     Контроль  за хозяйственной и финансовой деятельностью  ООО осуществляет Ревизионная комиссия.
     Основными нормативными документами, регулирующими  вопросы учетной политики ООО «ВиТ», являются: Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 09.12.98 г. № 60н; Приказ Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций»; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н; Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).
     Среди круга поставщиков и покупателей «ВиТ» имеет положительную деловую репутацию. Общество постоянно размещает свою рекламу в СМИ и справочниках.
       Приемка товаров по качеству производится при получении товара от поставщика в соответствии с требованиями Инструкции Госарбитража № П-7.
     Отгрузка  товара производится железнодорожным  транспортом - вагонами, полувагонами, контейнерами.
     Контингент  обслуживаемых ООО «ВиТ» покупателей обширен. Это и различные индивидуальные предприятия и различные организации. Среди постоянных клиентов можно выделить ООО «Митра», «Байкал-Банк», «Сбербанк», «Русь банк», «ТрансКредитБанк», «Банк Москвы», «Бурятская таможня», ООО «Витра», ООО «Спец-мебель».
     Такой обширный список клиентов можно объяснить  разнообразием форм и методов  их обслуживания.
     То  есть оплата может производиться  и за наличный и за безналичный  расчет, по предоплате, в форме взаимозачетов и уступки прав требования.
     ООО «ВиТ» работает напрямую с производителями металлической и офисной мебели, такими как ООО «Надежда» (Санкт-Петербург), ООО «Диком» (Санкт-Петербург), ООО «Асорт» (Санкт-Петербург), ООО «ПромМеталломплектация» (Москва), ПКП «Ритм» (Благовещенск), ООО «Промет» (Иркутск). Проведем анализ структуры баланса ООО «ВиТ». 


 


 


 




Таблица 1
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.