На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Бюджет и бюджетирование

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
1. Понятие бюджета и бюджетирования. Принципы и цели бюджетирования 5
2. Функции  бюджетирования 8
3. Классификация бюджетов и методы  их разработки 10
4. Организация процесса бюджетирования 14
5. Система бюджетов организации  16
6. Построение прогнозной отчетности  в рамках бюджетного планирования 19
7. Автоматизация бюджетирования организаций 23
Заключение 26
Список  используемой литературы 28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Введение 

    Совершенствование системы управления предприятием предполагает проведение комплекса мер, способствующих созданию образа современной коммерческой организации.
    Планирование - одна из важнейших проблем в  жизни современного предприятия. Добиться эффективного использования привлеченных ресурсов возможно при условии разработки детального плана деятельности организации. Планирование является основой для принятия обоснованных управленческих решений, включает этапы определения целей и задач разрабатываемых мероприятий, рассмотрения различных вариантов их проведения, выбора оптимального варианта.
    Одним из наиболее эффективных инструментов современного планирования является бюджетирование. Бюджетирование - это процесс построения и исполнения бюджета компании на основе бюджетов отдельных подразделений.1 Бюджет - это количественное выражение взаимосвязанных планов деятельности организации в натуральных и денежных измерителях. 2По содержанию бюджет представляет собой финансовый документ установленного формата, содержащий определенные статьи и плановые показатели за конкретный временной период. Он составляется до начала выполнения предполагаемых действий и носит директивный характер.
    Самое ценное, что может дать бюджетирование, - это координация всех сторон деятельности компании. Процедура бюджетирования является обычной практикой для любой компании в развитых странах мира и в последние годы уже становится нормой в России.
    Однако, по оценкам специалистов, примерно на половине предприятий в РФ система бюджетирования неэффективна. Неэффективной считается такая систему бюджетирования, в которой отклонение фактических результатов от запланированных регулярно превышает 20 - 30%. Подобная ситуация представляет собой серьезную проблему, так как бюджет компании является основой для принятия оперативных управленческих решений.
    Невыполнение бюджета может означать срыв всех планов компании: производства, продаж, выплаты заработной платы, налогов и т.д. В конечном итоге это приводит к срыву основного плана любой компании - стратегии развития.
    Поэтому крайне важно для экономиста знать  все нюансы процесса бюджетирования на предприятия. Все это обуславливает актуальность работы написанной на тему «Бюджет и бюджетирование предприятия».
    В данной работе коснемся лишь основных моментов касающихся бюджета и бюджетирования на предприятии: дадим понятие бюджета и бюджетирования, раскроем принципы и цели данного процесса, определим его функции и назначение, приведем классификацию бюджетов, методы их разработки, рассмотрим организацию бюджетирования и систему бюджетов организации, построение прогнозной отчетности, автоматизацию бюджетного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие бюджета и бюджетирования. Принципы и цели бюджетирования
  Бюджетирование - это процесс подготовки, организации и контроля бюджетов с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.3
    Бюджет  представляет собой финансовый план организации, отражающий в количественном выражении стратегические и тактические  цели ее деятельности и мероприятия  по их достижению.4
    Наиболее  важными требованиями к бюджетам являются: соответствие целям и задачам финансовой стратегии предприятия, целостность, системность, доступность, сопоставимость, корректность, согласованность, оперативность и функциональность.
    Основными принципами бюджетного планирования являются:
    - унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки для компании и всех структурных подразделений независимо от специфики их хозяйственной деятельности;
    - совместимость бюджетных форм, форматов  с установленными формами государственной  отчетности;
    - совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;
    - обеспечение возможности составления  сводного бюджета;
    - стабильность, неизменность процедур  бюджетирования и установленных  целевых нормативов на протяжении  всего бюджетного периода;
    - разделение накладных расходов на затраты структурных подразделений и компании в целом по формуле, единой для всех подразделений;
    - непрерывность процедуры составления  бюджетов, что предусматривает регулярный  пересмотр и корректировку ранее  сделанных прогнозов на новый период, не ожидая завершения действующего;
    - заблаговременная формулировка  финансовых целей всех подразделений  в виде заданий определенных  норм рентабельности;
    - учет доходов и расходов, поступлений  и списаний денежных средств  в сопоставимых по времени единицах учета;
    - детальный учет наиболее важных  статей расходов, чья доля в  чистых продажах достаточно велика.5
    Разработка, анализ и контроль бюджетов являются важнейшей составной частью системы  управленческого учета в организации. В бюджетах находят отражение оперативные планы деятельности, на основе выявления и анализа отклонений от бюджетных показателей определяются проблемные участки работы. С помощью бюджетирования руководство имеет возможность заранее найти оптимальное соотношение в распределении производственных и финансовых ресурсов между отдельными подразделениями, а также видами деятельности. Бюджеты охватывают все аспекты функционирования организации - снабжение, производство, реализацию продукции, управление финансовыми потоками и т.д. Деятельность различных центров ответственности объединяется в единое целое. В результате достигается оптимальное соотношение централизации и децентрализации управления. Можно выделить следующие цели бюджетирования (бюджетного планирования):
    - планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
    - детализация и координирование  различных видов деятельности  в функциональных подразделениях;
    - оценка предстоящих затрат по  периодам;
    - стимулирование руководителей всех  рангов к достижению целей  своих центров ответственности;
    - контроль текущей деятельности  и обеспечение плановой дисциплины;
    - формирование базы для расчетов  эффективности деятельности организации;
    - оценка выполнения планов центрами  ответственности и их руководителями;
    - средство обучения менеджеров.
    Для составления бюджетных планов используются следующие информационные источники:
    - данные бухгалтерской отчетности (формы N N 1, 2, 4, 5) и выполнения финансовых  планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);
    - договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;
    - прогнозные расчеты продаж продукции  или планы сбыта исходя из  заказов, прогнозы спроса, уровень  цен и другие условия рыночной  конъюнктуры. На основе показателей  сбыта рассчитывается объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность и иные показатели;
    - экономические нормативы, утверждаемые  законодательными актами (налоговые  ставки, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т.д.);
    - утвержденная учетная политика.6
    Разработанные на основе этих данных финансовые планы  служат руководством (ориентиром) для  финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов. 

    2. Функции  бюджетирования
    Бюджетирование  выполняет три основные функции.
    Функция планирования. Данная функция самая  важная. Бюджетирование является основой  для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному и четкому целеполаганию на предприятии, разработке стратегии бизнеса.
    Функция учета. Бюджетирование является также  основой для управленческого  учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам  продукции, районам торговли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию на предприятии можно получать точную информацию, сравнивать намеченные цели с действительными результатами деятельности предприятия.7
    Роль  бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, своевременно представлять показатели финансовой деятельности предприятия в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.
    Функция контроля. Бюджет представляет собой  набор показателей или критериев, которые должны использоваться при  контроле за деятельностью предприятия. Путем непрерывного сопоставления  фактических данных с плановыми  показателями можно оценивать деятельность на любом этапе. Бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия.
    Контроль  исполнения бюджета базируется на следующих  основополагающих принципах:
    1. Принцип темпоральности определяет, что контроль исполнения бюджета  осуществляется множественно и  параллельно во времени на  базе соответствующего отчетным  интервалам информационного обеспечения.8 Предварительный и текущий контроль возможен при совершенствовании электронно-документированного управленческого (оперативного) учета, контроль по завершению отчетного периода базируется на данных бухгалтерского учета.
    2. Принцип объективности предъявляет  требования системности и целостности  к информационному обеспечению, на базе которого осуществляется контроль исполнения бюджета. Априори целостной системой учета хозяйственных операций на предприятии является бухгалтерский учет. Соблюдение принципа объективности предварительного и текущего контроля возможно при гармонизации данного учета с бухгалтерской отчетностью.
    3. Принцип сравнимости обусловливает  необходимость однозначной идентификации  хозяйственных операций и их  параметров, что, естественно, включает  требование наличия единого бюджетного  классификатора, таблиц соответствия регистров бухгалтерского и бюджетного учета, а также систему согласования информации в параллельных контурах учета.
    4. Принцип ответственности - принцип  персональной ответственности руководителей  структурных подразделений при  формировании, утверждении и последующем исполнении бюджета в рамках компетенций, определенных регламентом. Персональная ответственность также распространяется на достоверность используемой в бюджетном процессе информации.9
    Бюджеты на предприятии должны постоянно  пересматриваться и корректироваться по мере необходимости, для того чтобы сохранять их контролирующую роль. 

3. Классификация бюджетов и методы их разработки
    По  формам можно выделить следующие  группы бюджетов:
    - финансовые (основные, главные) бюджеты  - бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс;
    - операционные бюджеты - бюджеты  продаж, производства, затрат на  основные материалы, затрат труда,  накладных расходов производства, коммерческих, управленческих расходов  и др.;
    - вспомогательные бюджеты - инвестиционный бюджет, кредитный план и др. Финансовые бюджеты являются конечными документами, разрабатываемыми при бюджетном планировании. Они обязательны для предприятия.
    Назначение  операционных бюджетов - увязка натуральных  показателей планирования со стоимостными; определение наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов.
    Операционные  и вспомогательные бюджеты составляются для разработки финансовых бюджетов. Их состав произвольный, исходя из целесообразности их разработки, и определяется руководством предприятия. Наиболее общая классификация видов бюджетов предприятия по основным классификационным признакам приведена таблице.
    Таблица 1
Классификация бюджетов хозяйствующего субъекта
Классификационный признак  Вид бюджета          
По  сферам деятельности        
предприятия                 
По операционной деятельности     
По  инвестиционной деятельности   
По  финансовой деятельности       
По  видам затрат              Текущих затрат                   
Капитальных затрат               
По  широте номенклатуры затрат Функциональный                   
Комплексный                      
По  методам разработки        Фиксированный                    
Гибкий                           
По  длительности планируемого  
периода                     
Ежедневный, понедельный, месячный, 
квартальный, годовой             
По  периоду составления       Оперативный                      
Текущий                          
Перспективный                    
По  непрерывности планирования Самостоятельный                  
Непрерывный (скользящий)         
По  степени содержания         
информации                  
Укрупненный                      
Детализированный                 
 
    Бюджет  по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и  расходов по операционной деятельности.
    Бюджет  по инвестиционной деятельности направлен на детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.
    Бюджет  по финансовой деятельности призван  детализировать показатели текущего плана  поступления и расходования денежных средств.
    Бюджет  текущих затрат состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированных в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг).
    Бюджет  капитальных затрат и представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т.д.
    Функциональный  бюджет разрабатывается по одной  или двум статьям затрат, например бюджет оплаты труда персонала.
    Комплексный бюджет разрабатывается по широкой  номенклатуре затрат - например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п.
    Фиксированный (статичный) бюджет должен оставаться без изменений независимо от объемов  выпуска и другого достигнутого уровня деятельности, т.е. он основан  только на одном уровне активности (для одного объема производства или продаж). Этот бюджет подходит для предприятий, уровень производства (реализации) которых предсказуем и достаточно стабилен или, наоборот, у которых изменение уровня деятельности в производстве не внесет изменений в затраты или годовой доход. Фиксированный бюджет относительно прост при составлении и не нуждается в пересмотре при изменениях уровня деятельности. Тем не менее даже при составлении бюджета такого типа должна быть возможность при необходимости внести, по крайней мере, незначительные корректировки.10
    Гибкий  бюджет является скорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается  с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов предприятия. В случае гибкого бюджета характер изменения затрат по каждому пункту учитывается путем пересмотра заложенных в бюджет допущений в свете фактически достигнутого уровня деятельности. Гибкий бюджет - эффективное средство для сравнения фактических затрат с предписанными для выбранного уровня активности.
    Оперативный бюджет прямо связан с достижением  целей предприятия, например, план производства, материально-технического снабжения.
    Текущий бюджет - краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия.
    Перспективный бюджет - бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры  предприятия.
    Самостоятельный бюджет - это изолированный, не зависящий  от других бюджетов.
    Непрерывный (скользящий) бюджет - по мере того, как  заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый.
    Укрупненный бюджет - бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются  укрупнено.
    Детализированный  бюджет - бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим.
    Говоря  о методах разработки бюджетов, можно  выделить метод прироста и метод  нулевого базиса.
    Метод прироста является традиционным. При  подготовке бюджета часто применяется  подход, когда в основу его составления на предстоящий период закладываются данные о полученных ранее уровнях дохода и затрат. Затем эти данные перерабатываются с учетом ожидаемых цен, а также изменений объема или характера осуществляемой деятельности. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста затрат и доходов от достигнутого уровня деятельности.11
    Недостаток  этого метода в том, что неэффективные  решения, «заложенные» в достигнутом уровне, переходят в бюджеты будущих периодов.
    Метод нулевого базиса позволяет подготовить бюджет затрат для конкретной сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить, оформив решение в виде отдельного документа, затраты и выгоды от дополнительного прироста деятельности. Суть метода в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности или же структурного подразделения, в начале года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. В результате руководство получает информацию, позволяющую точнее определить приоритеты.
    При сопоставлении данных методов выявляются как недостатки, так и их преимущества. Составление бюджета по методу прироста имеет то преимущество, что оказывается  относительно простым. Вместе с тем оно хотя и более обоснованно, но практически труднее осуществимо. Если применять его ко всем разрабатываемым бюджетам, процесс потребует больших затрат времени.
    Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности предприятия и т.д. 

4. Организация процесса бюджетирования
    Основой любого бизнес - процесса является документ, в котором четко оговорены  права и обязанности всех участвующих в нем подразделений, формы и сроки предоставляемой информации, получатели промежуточных и результирующих документов. Если такого документа на предприятии нет, то весь процесс может держаться на одном человеке, который и определяет эффективность бюджетирования и сам факт его существования как бизнес - процесса. Помимо этого, в данной ситуации нет ответственного за неправильную или не предоставленную в срок информацию.
    Крайне  важным для процесса бюджетирования является наличие коллегиального распорядительного органа, который может называться бюджетным комитетом, финансовым комитетом или как-то по-другому. Если в компании нет подобной структуры, которая имеет полномочия перераспределять средства между статьями бюджета, разрабатывать меры по ликвидации дефицита бюджета, наказывать и поощрять ответственных лиц, система бюджетирования становится бессмысленной.
    При этом важна именно коллегиальность, т.е. членами бюджетного комитета должны быть руководители всех отделов и  подразделений. Один человек, даже если он и генеральный директор, может что-то упустить, так как не может и не должен знать все. По сути, бюджетный комитет является главным подразделением в системе бюджетирования.
    Отметим, что важной функцией бюджетного комитета является определение приоритетов платежей. На одном из предприятий пришлось столкнуться с такой ситуацией: план по доходам был исполнен на 90%. План платежей был исполнен на 95%. Однако в непроплаченные 5% попали услуги по предоставлению мобильной связи всем руководителям отделов, большинство которых находились в это время в зарубежных командировках. Поэтому необходимо, чтобы каждый платеж, включенный в бюджет, имел идентификатор его приоритета.12
    Очень важным, и не только для процесса бюджетирования, является определение и разграничение полномочий и ответственности отдельных служб. Ситуация, когда интересы служб пересекаются, а полномочия дублируются, редко приводит к положительным результатам. Например, нередко встречаются ситуации, когда реализацией продукции на заводе одновременно занимаются: отдел сбыта, торговый дом, отдел снабжения (бартер на материалы), техническая дирекция (бартер за услуги по ремонту), отдел главного энергетика (расчеты за энергоносители).
    Каждая  служба имеет право самостоятельно заключать договоры, и, естественно, каждая служба торгует по своим ценам. В результате происходит снижение эффективности работы как предприятия в целом по причине несогласованности ценовой политики, так и системы бюджетирования в частности, так как единая база по договорам отсутствует и возникают проблемы со сбором исходной информации.
    Итак, выделим следующие требования к  организации бизнес - процесса бюджетирования: наличие на предприятии единого документа, регламентирующего бюджетный процесс; организация бюджетного комитета; установление жесткой финансовой дисциплины; выстраивание приоритетов платежей; четкое разграничение полномочий и ответственности отделов и подразделений.
    Все это будет возможно только при  условии, если руководство предприятия  осознает всю важность и необходимость финансового планирования. Следовательно, самым главным в организации процесса является участие в нем руководства организации. 

5. Система бюджетов организации
    Для организации эффективной системы  бюджетного планирования деятельности предприятия предлагается составлять следующую сквозную систему бюджетов: материальных затрат; потребления энергии; фонда оплаты труда; амортизационных отчислений; прочих расходов;погашения ссуд банков; налогового бюджета.13
    С позиции количественных оценок планирование текущей деятельности заключается в построении так называемого генерального бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Данная система бюджетов охватывает весь денежный оборот предприятия. Генеральный бюджет предприятия равен сумме всех бюджетов структурных подразделений. Дирекции предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета. При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Оптимальным считается такой бюджет, в котором доходный раздел равен расходной части. При дефиците сводного бюджета возникает необходимость его корректировки посредством увеличения доходов или снижения расходов.
    Рассмотрим  в общих чертах логику и смысловое  содержание каждого из бюджетов.
    Бюджет  продаж. Цель данного бюджета - рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.
    Бюджет  производства. Цель данного бюджета - рассчитать прогноз объема производства товарной продукции исходя из результатов  расчета предыдущего бюджета  и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов продукции). Формула расчета для каждого вида продукции выглядит следующим образом:
    Qп  = Впр + Ок - Он,
где Qп - продукция, предназначенная к выпуску  в планируемом периоде; Впр - прогноз объема продаж; Ок - целевой остаток готовой продукции на конец планируемого периода; Он - остаток продукции на начало планируемого периода.
    Бюджет  прямых затрат сырья и материалов. На основе данных предыдущего бюджета  об объемах производства, а также  нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, объемы закупок и общая величина расходов на приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.