На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Собственность и формы предпринимательской деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра менеджмента 
 

Курсовая  работа  

по «Экономической теории» 

            На тему: «Собственность и формы предпринимательской деятельности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентки 1 курса
Группы 86101
Борик Веры Игоревны
Научный руководитель:
Резанова  Светлана Вячеславовна  

                                                        

                  г. Петрозаводск
                    2010 
            СОДЕРЖАНИЕ
             

 

   Введение

     Можно ли представить современного человека, не использующего понятие «собственность»? Обладание предметами собственности является для современного человека объективной необходимостью.
     В условиях современной развитой рыночной экономики весьма актуальна как  тема собственности, так и анализ основных форм предпринимательской деятельности в России.
 Система экономических  отношений собственности охватывает  – от начала и до конца  – весь хозяйственный процесс.  Она пронизывает и составляет  сердцевину всех отношений между  людьми по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг.
     Организационно  – правовые формы предпринимательской  деятельности отличаются крайним разнообразием: к этой категории относятся как  гигантские корпорации, подобные General Motors, так и местные специализированные магазины или семейные продуктовые лавки с одним-двумя служащими и ежедневным небольшим  объемом продаж. Такое разнообразие порождает необходимость классифицировать фирмы по некоторым критериям, таким, например, как правовой статус, отрасль деятельности, выпускаемая продукция, или размер.
     Принимая  решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.1
     Целью данной работы будет рассмотрение существующих форм предпринимательства в России, выявление преимуществ и недостатков тех или иных форм. Собственность рассматривается с различных точек зрения  (экономической и юридической), приводится анализ различных форм, видов собственности, её трансформации.
     В своей работе я ставлю такие задачи, как: изучить собственность как  экономическую и юридическую  категории, проанализировать формы  собственности, дать определение понятиям собственность и предпринимательская деятельность, определить формы предпринимательской деятельности и объединения предпринимателей.
 

   Глава 1. Собственность

 
     Собственность —
Экономическая категория — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями.
Юридическая категория — наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества. В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность.
Гражданско-правовой институт — совокупность юридических норм, направленных на регулирование экономических отношений собственности методами гражданского права.
Имущество — непосредственно сам объект собственности, само имущество, принадлежащее кому-либо на праве собственности.2

  1.1 Собственность как экономическая категория.

     В самом общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ. Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения людей к  экономическим ресурсам как своим или чужим.   
     Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными подзаконными правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных государственных органов).
        Любая национальная экономика  включает три типа экономических  отношений. Во-первых, технико-экономические  отношения, детерминируемые уровнем  развития производительных сил,  состоянием техники и технологии, но не определяемые отношениями собственности, соотношением спроса и предложения товаров на тех или иных рынках.
        Во-вторых, социально-экономические  отношения, или отношения собственности  как отношения присвоения экономических  ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена,  распределения и потребления.
        В-третьих, организационно-экономические,  или организационно-управленческие  отношения. Они детерминируются  отношениями собственности и  выражаются в формах и характере  организации производства на микро- и макроэкономическом уровнях.3
        Главным в содержании собственности  является присвоение. Присвоение  есть отчуждение объекта собственности  субъектом от других субъектов,  осуществляемое, наряду с экономическими, насильственными, юридическими способами. Исследуя категорию присвоения, можно выделить присвоение посредством труда, посредством обращения и как акт, совершаемый в самом процессе производства, момент производства.
        От собственности как полной  формы присвоения и отчуждения  следует отличать владение, пользование и распоряжение.
        Владение – это неполное, частичное,  присвоение. Владелец – представитель  средств производства. Он является  персонифицированным представителем собственника. Владение – функционирующая собственность при условиях, определяемых собственником. Например, аренда, кредит, которые предполагают срочность, платность, возвратность, а также присвоение части дохода.
        Пользование – фактическое применение вещи в зависимости от ее назначения. Пользование представляет собой форму реализации владения и собственности. Если владение есть функция собственности, то пользование есть функция владения.
        Распоряжение – это принятие  решений владельцем или другим  лицом по поводу функционирования объекта собственности, основанное на праве предпринимателя передавать в пользование имущество в пределах, дозволенных собственником. В связи с этим важно отметить, что предприниматель в рыночной экономике может не быть собственником, но обязательно должен обладать правами владения, пользования и распоряжения – триадой полномочий собственности.
        Итак, собственность – это целое,  а ее элементами (частями) являются  владение, пользование и распоряжение. Связь между элементами такова: распоряжение определяется пользованием, пользование определяется владением, владение определяется формами собственности.
        Согласно экономической теории  прав собственности не ресурс (средства производства или рабочая  сила) сам по себе является  собственностью, а пучок или доля  прав по использованию ресурса.
        У истоков теории прав собственности стояли два известных американских экономиста – Р. Коуз и А. Алчиан. В дальнейшей разработке этой теории принимали участие Й. Барцель, Г. Беккер, Д. Норт, Н. С. Ченг, Р. Познер и другие.
        Полный «пучок прав» состоит  из одиннадцати элементов, куда входят:
    право владения, т.е. исключительного физического контроля над благами;
    право использования, т.е. применения полезных свойств благ для себя;
    право управления, т.е. решения, кто и как будет обеспечивать использование благ;
    право на доход, т.е. на обладание результатами от использования благ;
    право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожения блага;
    право на безопасность, т.е. защиту от экспроприации благ и вреда со стороны окружающей среды;
    право на передачу благ в наследство;
    право на бессрочность обладания благом;
    запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде;
    право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга;
    право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.
        Права собственности понимаются  как санкционированные обществом  (законами государства, традициями, обычаями, распоряжениями администрации  и т.д.) между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования.
        Формы собственности находятся  в постоянном развитии. По мере  развития цивилизации менялись  и отношения собственности, принимая  самые разнообразные формы. Это  дает основание утверждать, что собственность есть историческая категория.4
  
     Согласно  марксистской теории, собственность  как экономическая категория  выражает отношения присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых  с их помощью материальных благ в  процессе их производства, распределения, обмена и потребления.
     Здесь внимание фиксируется на том, что  факт принадлежности материальных благ субъекту должен признавать не только он сам, но и другие субъекты, поэтому  возникает право собственности  как общественное отношение.
     Западные  экономисты видят в собственности  лишь отношение человека к вещи. Элемент истины состоит в том, что реального взаимодействия собственника с его имуществом, распоряжения им, его пользования.
     Собственность как экономическая категория, согласно марксистской теории, существует независимо от воли и сознания людей. Еще Солон (594 до н.э.) и Клисфен (509 до н.э.) отмечали, что законы не создают отношений собственности, они закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе. Поэтому следует различать экономическую и юридическую категории собственности.
     Как экономическая категория собственность  выражает отношения присвоения и  отчуждения между людьми.
     Отношения собственности есть объективно-субъективные отношения, где объектом выступают материальные условия производства и жизни человека (средства производства и рабочая сила), а также результаты производства (материальные блага и услуги), а субъектами – человек, товарищество, ассоциация, трудовой коллектив, представители государства, работники государственного аппарата.5 

  1.2 Формы собственности

     Нередко утверждают, что основой рыночных отношений может быть лишь частная собственность, под которой понимают собственность отдельных лиц или индивидуальную собственность. Мировой опыт свидетельствует, что развитая рыночная экономика, цивилизованный рынок опираются на различные формы собственности. Объясняется это тем, что душой рынка является конкуренция, которая требует большого количества рыночных субъектов. Сам рынок безразличен к формам собственности. Он не безразличен к тому, насколько самостоятельны рыночные субъекты и насколько они свободны в своей хозяйственной деятельности (в рамках закона), не безразличен к условиям конкуренции.
Истории человеческого  общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственности.
     Государственная собственность. В современном мире нет ни одной страны, где бы государство  не занималось активно хозяйственной  деятельностью. В западных странах доля государства в основных фондах составляет от 7 до 30 и более процентов.
     Базой государственной формы собственности  служат те сферы экономики, в которых  объективно велика потребность в  прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность недостаточна для функционирования в общественных интересах. Сюда относятся виды деятельности, которые могут функционировать только как общие (как единое целое), благодаря чему объективно складывается государственная форма управления ими и их материальной основой (средства информации, социальная и производственная структура, экологическая защита, фундаментальная наука и наукоемкое производство, такое как освоение космоса и так далее). Государственная форма собственности возникает и при необходимости государственной помощи терпящим банкротство негосударственным предприятиям. Происходит это на основе национализации фактически убыточных предприятий, их санации с помощью государственных средств и последующей реприватизации.
     В России до недавнего времени в  экономической практике преобладало  стремление в «единой фабрике», укрупнению производства в 10 и более раз на основе развития государственной собственности. Последняя объявлялась ведущей  и общенародной, что сегодня правомерно оспаривают многие экономисты.
     В результате деформации общественной собственности  возникли такие виды эксплуатации, как «лагерный», где ежегодно эксплуатировалось 10-15 млн «врагов народа» и членов их семей; «казарменный» - эксплуатирующий 35 млн крестьян и 3 млн спецпоселенцев; «государственный» - в форме плутократического присвоения (теневая экономика, коррупция, тотальная бесхозяйственность и другие виды хозяйственных преступлений).
     Мировая практика показывает, что государственная  собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами собственности, обусловленные ее функциями: способность осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной в конечном счете на человека.
     В то же время вне зависимости от экономического и социального строя  государственная собственность  в большинстве случаев функционирует с меньшей эффективностью, чем другие формы. С одной стороны, это связано с развитием государственной формы собственности в сферах, где возможности рынка ограничены и снижена мотивация к труду. С другой – эффективность государственной собственности может снижаться и в отраслях с нормально функционирующим рынком из-за обезличенности собственника и утраты предприятием рыночной ориентации.
     Преобладание  государственной формы собственности  ведет к возникновению государственной  монополии, которая пагубна для развития экономики страны, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна для производителя.
     Таким образом, речь может идти об устранении не государственной собственности, а ее монопольного положения. Государственная  собственность в виде общенациональной, республиканской и муниципальной всегда играет существенную роль в экономике.
     Муниципализация (лат. municipium – самоуправляющаяся община) означает передачу государственной властью права собственности на землю, строения, предприятия местного хозяйства органам городского (сельского – в сельской местности) самоуправления.
     Объектами муниципальной собственности в  городах становятся прежде всего  системы их жизнеобеспечения: водопроводная  и канализационная сеть, газовое  хозяйство, электроснабжение, транспорт, жилой фонд и т.д. Сосредоточение этих служб в ведении городских властей дает немало преимуществ как самим городам, так и населению. Прежде всего, это экономическая выгода: объединенное городское хозяйство и представляемые населению услуги оказываются, как правило, значительно дешевле, нежели в случае рассредоточения этих служб по отдельным частным собственникам (или, как это нередко случалось в нашей стране, ведомствам); благодаря упорядочению финансов содержание муниципальной собственности и городского хозяйства обходится дешевле и государственному бюджету – муниципализация способствует уменьшению дотаций.
Муниципальная собственность становится той экономической  базой, благодаря которой появляется возможность улучшать и облегчать  условия жизни населения. Муниципалитеты принимают на себя значительную часть затрат на содержание нетрудоспособных членов общества, особенно в критические для страны периоды.
Сосредоточение  в единых руках всех технических  служб города (водоканализационного, газового, электрического и транспортного хозяйства) позволяет, упорядочив их эксплуатацию, представлять населению дополнительные удобства.
     Наконец, еще одно преимущество муниципализации  собственности – возможность  видеть и обеспечивать перспективы  развития городов и их хозяйств, строить и развивать городские службы с расчетом на будущее (особенно это относится к системам водоснабжения, канализации, элетро- и теплоснабжения, транспорту и жилищному строительству).
     Городское самоуправление получает обыкновенно  исключительное (монопольное) право производства отдельных продуктов и услуг, выполнения ряда работ для населения. Ввиду общественной роли, которую играют подобные предприятия, на них нельзя смотреть исключительно с точки зрения доходности. Основным требованием, предъявленным к предприятиям, перешедшим в собственность городской или сельской власти, является снабжение населения доброкачественными продуктами и услугами по возможно более низким ценам, а иногда бесплатно.
     История становления муниципальной собственности относится к концу (в некоторых странах к середине) XIX в., а ее становлении – к началу XX в.
     Частная собственность. Исторический термин «частная собственность» возник, чтобы ограничить государственное (казенное) имущество  от всех других имуществ. Поэтому считалось, что все негосударственное есть частное. Сегодня, при огромном разнообразии форм собственности, «неказенной» является собственность не только отдельных граждан, но и кооперативов, ассоциаций, народных предприятий. В западной экономической теории и практике утвердилось представление, согласно которому под частной собственностью понимается всякая негосударственная форма собственности. В таком понимании есть своя логика. Государство выступает в качестве представителя всего общества, а остальные субъекты собственности олицетворяют лишь часть общества, и поэтому правомерно считать их обладателями собственности.
     Многие  сегодня утверждают, что частная  собственность – это безраздельная, ничем не ограниченная (кроме воли своего хозяина) собственность. В действительности частный собственник имеет полное право производить над объектом своей собственности все операции, которые сочтет нужными, лишь бы эти операции не вторгались в сферу частной собственности других лиц. В цивилизованном обществе выработаны определенные правила поведения собственников.
     К частной собственности можно  отнести:
    домашние хозяйства как экономические единицы, осуществляющие производство продукции и услуг для собственных нужд;
    легальные частные предприятия, действующие в соответствии с законодательством. Это предприятия любого размера: от индивидуальных, кустарных до крупных;
    нелегальные частные предприятия в составе «теневой экономики». Сюда входит вся деятельность в сфере производства товаров и оказания услуг, которую частные лица осуществляют без специального разрешения властей;
    любой вид использования частного имущества или личных сбережений – от сдачи внаем квартир до денежных операций между частными лицами.
     Частный сектор развивается спонтанно, без  каких-либо инструкций из центра, что свидетельствует о жизнеспособности частной собственности. Одним из основных условий развития частного сектора является полная свобода учреждения предприятия и начала любой производственной деятельности. Частный сектор не должен сталкиваться ни с какими запретами, должен иметь неограниченное право сдавать в аренду имущество, находящееся в его собственности, на основе свободного договора между арендодателем и арендатором, а также накапливать, продавать и покупать любые высокоценные предметы. Свободные цены, основанные на свободном договоре покупателя и продавца, свобода кредитования с уплатой процента, свобода найма рабочей силы, свобода финансовых инвестиций в любые частные предприятия – вот та атмосфера, которая необходима для развития частного сектора.
     Второе  условие развития частного сектора  требует гарантии законами выполнения частных договорных обязательств. В  случае любого нарушения частного договора пострадавший гражданин должен иметь  право обратиться в суд, чтобы  принудить нарушителя к выполнению принятых им обязательств.
     Третье  условие – необходимость абсолютной безопасности частной собственности. Гарантии ее неприкосновенности должны предусматриваться законами, программами  партий и заявлениями ведущих  государственных деятелей. Нужны гарантии, что конфискаций не будет никогда.
     Четвертое условие требует, чтобы кредитная  политика стимулировала частные  капиталовложения. Для развития всех форм собственности идеальным можно  считать положение равных возможностей. Но в реальной действительности государственным сектором накоплен колоссальный капитал, произошло сращивание бюрократического аппарата, государственной частной системы и государственных предприятий. Это обусловило несомненные стартовые преимущества государственного сектора. Несмотря на это, эффективность частного сектора возрастает именно потому, что над ним постоянно висит угроза разорения в случае финансовых трудностей, какие бы при этом ни были условия кредитования.
     Для дальнейшего развития частного сектора  очень важно уважение в обществе к частному сектору (пятое условие). В условиях рыночной экономики, если покупателю нужен товар, предлагаемый продавцом, и данный покупатель готов заплатить запрашиваемую цену, деятельность предпринимателя в качестве продавца должна рассматриваться как общественно полезная.
     Частная собственность в своем функционировании обретает отдельные черты общественного  характера. Это проявляется в  выплате обязательных взносов по социальному страхованию, налогов  в государственный и местный  бюджеты, ренты. Кроме того, частные собственники несут такую же экономическую и правовую ответственность, удовлетворяют определенные потребности, как государственные и коллективные предприятия.
     Разрушения  и полная дискриминация частной  собственности в нашей экономике  в недавнем прошлом привели к тому, что были утрачены не только негативные черты частного предпринимательства, но и его сильные мотивационные стороны. Важно также помнить, что частная собственность служит непосредственной основой других форм собственности. В современном цивилизованном обществе изменилось и состояние частной собственности. Многие экономисты признают, что она выступает теперь не только в индивидуальной (трудовой и нетрудовой), но и в других формах: коллективной, групповой, акционерной.
     Коллективная (групповая) собственность. Коллективная собственность в России представлена прежде всего кооперативной собственностью колхозов, потребительской и других форм кооперации, а также акционерной собственностью и собственностью совместных, смешанных предприятий.
     Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран мира. По имеющимся оценкам, в мире действует около 1 млн кооперативных организаций более чем 120 видов и разновидностей. Объединяют они 600 млн человек. Первые кооперативы по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции возникли в Дании и Швеции в 1880 – 1885 гг., по продаже удобрений и сельскохозяйственных орудий – в Нидерландах, Франции. Через 100 лет в 12 странах на долю кооперативов приходилось 60% сбыта сельхозпродукции.
     Собственность потребительской кооперации существенно отличается от собственности колхозов. Колхозы – это производственные кооперативы, и их собственность функционирует в сфере производства. Потребкооперация – это потребительские кооперативы в сфере потребления и обращения (хотя они выполняют и производственные функции), но здесь работают не только их члены. Члены кооперативов имеют преимущества в приобретении той или иной продукции.
     Деформация  собственности в нашей стране коснулась ее кооперативной формы, что проявилось в огосударствлении, размывании кооперативных принципов, характеристике этой формы как незрелой, второстепенной. Тем не менее в силу своей специфики кооперативная форма в условиях рыночной экономики обладает более высоким потенциалом, чем государственная собственность, что обуславливает ее преимущества (связь оплаты труда с конечными результатами деятельности предприятия, самоокупаемость, самофинансирование, демократические формы управления и более сильная мотивация к труду).
     Кооперативная – это коллективная форма собственности, не утратившая индивидуализма, что проявляется в связи дохода с индивидуальным вкладом (паем). Отсюда – ее более сильный мотивационный потенциал.
     Разновидность коллективной формы собственности  представляет акционерная собственность. Например, собственность фирмы «Дженерал Моторс» принадлежит трем миллионам акционеров. Акционерная собственность является коллективной и по способу возникновения, функционирования, и по экономическим формам реализации. Исторически материальной основой возникновения акционерной формы была потребность обобществления, присущая крупному машинному производству. Но только этого явно недостаточно. Крайне необходимо также высокое развитие кредита, порождающее доверие. Акционерная собственность возникает на основе добровольного объединения денежных средств различных слоев населения. Такое объединение становится базой совместного коллективного создания доходов в процессе функционирования акционерного предприятия и индустриального их присвоения в виде дивидендов. Акционерная собственность наследовала частную собственность, не разрушая, но постепенно преобразуя ее, поэтому К. Маркс назвал ее «всеобщей частной собственностью».
     С известной долей условности можно  выделить две существенные сегодня  базовые модели акционерной собственности:
    англосаксонская иммодель: 20-30% акций иммобильны, надолго оседают в руках немногих владельцев, формируют контрольные пакеты; 70-80% акций подвижны, легко переходят из рук в руки, становятся объектом торговли на фондовом рынке;
    «континентальная» модель: у постоянных акционеров сосредоточено 70-80% бумаг, а 20-30% поступают на рынок и рассматриваются инвесторами как объект временного помещения средств.
     Кардинальное  различие между этими двумя моделями состоит в той роли, которая  отводится рынку акции. Первая модель допускает, что из бумаг, обращающихся на бирже, можно сформировать новые контрольные пакеты. Биржа выступает здесь в качестве «рынка контроля», который ставит судьбу каждого открытого акционерного общества в зависимости от присущих этому рынку критериев эффективности, высшим из которых является курс акций.
     Акционирование  в России , скорее всего, приведет к  формированию второй, «континентальной», модели собственности на акции.
     Итак, ни одна из форм собственности не может  быть идеальной и универсальной. Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и кооперативная формы собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Частная собственность используется там, где не требуется большой концентрации средств, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально.
     В экономической литературе помимо основных форм собственности выделяют и другие, производные, формы, такие как собственность  общественных организаций, ассоциации, товариществ, церкви и т.д., семейная собственность. Особое место занимает интеллектуальная форма собственности, представляющая собой присвоение знаний, обмен научной информацией, культурой, искусством, изображениями, которая делает возможной так называемую утечку мозгов.
     Развитие  форм собственности на современном  этапе характеризуется процессом интернационализации отношений собственности, в результате чего появляются совместные, смешанные предприятия, а также транснациональные корпорации. Все это дает основание говорить о существовании системы форм собственности.
Многообразие  форм собственности с учетом различных критериев схематически показано на рис 1.1.6
 

СОБСТВЕННОСТЬ
По форме присвоения: 

Индивидуальная: Коллективная: Государственная:
Личное  подсобное хозяйство Кооперативы Общегосударственная
Трудовое  хозяйство Коллективные предприятия Муниципальная
Индивидуальная  трудовая деятельность Арендные предприятия  Образования на территории государства
Личная  собственность  Товарищества
Акционерные предприятия
Ассоциации  и т.д.
 
По форме права  собственности: 

Частная: Государственная: Совместная:
Граждан Федеральная Совместных  предприятий и организаций
Юридических лиц (предприятий, объединений, организаций) Республик и  других образований в составе  государства
Муниципальная
 
По субъектам  и объектам: 

Объекты: Субъекты:
Продукт Отдельные граждане
Рабочая сила Коллективы, группы, семьи
Земля, природные ресурсы Государство
Жилые дома Другие 
Ценные  бумаги и т.д.
 
 
Рис 1.1 Формы  собственности
       Теперь обратимся к отнюдь  не праздному вопросу: какая  из рассмотренных форм собственности лучше? Обычно этот вопрос ставится в виде дилеммы: государственная или частная собственность? В действительности такая альтернативная постановка вопроса неплодотворна. Речь должна идти о поиске наиболее рационального, оптимального сочетания обеих форм.
     Критерий  оценки может быть только один: какая  форма собственности обеспечивает в данный исторический момент и в  отдаленной перспективе более высокую  экономическую эффективность, более  высокий уровень удовлетворения потребностей населения в благах (уровень жизни), но обязательно с учетом индикаторов качества жизни (уровень занятости населения и объективные возможности для безработных получить работу; степень социальной защищенности населения, особенно по болезни и старости; состояние окружающей среды).
     По  совокупности этих критериев предпочтение следует отдать частной собственности, являющейся в настоящее время  стержнем развитой рыночной экономики  стран Запада. К формированию именно такой хозяйственной системы  стремятся развивающиеся и бывшие социалистические страны. Она содержит в себе мотивы прибыли и конкуренции, реализация которых приносит наивысшую экономическую эффективность и наилучшее удовлетворение потребностей. Однако и частная собственность имеет свои недостатки, в первую очередь касающиеся занятости и безработицы.
     Ведь  мотив прибыли и конкуренции  вынуждает предпринимателей постоянно  стремиться к возможно большему сокращению издержек производства, в том числе  и на наем рабочей силы.
     В странах Запада волна приватизации в 80-х - первой половине 90-х гг. привела к сокращению доли государственной собственности в производстве ВВП с 9 до 7% в среднем (разумеется, по отдельным странам — членам ОЭСР этот показатель немного отклоняется в ту или иную сторону), что означает преодоление наследия предвоенных и первых послевоенных лет. В 30-х гг. прямое участие государства в экономике расширялось в процессе преодоления самого глубокого в истории капитализма кризиса 1929— 1933 гг. Государственная собственность в предвоенные годы в большинстве стран Запада была заметно усилена как своего рода «подпорка» частного предпринимательства, обнаружившего очевидные слабости, и инструмент поддержания прочности общественного строя. В конце 40-х — начале 50-х гг. в Западной Европе и Японии частный капитал был временно ослаблен военными разрушениями и некоторыми другими обстоятельствами. Такого рода брешь по необходимости была заполнена государством, в чем теперь нет надобности.
     Потенциал для дальнейшей приватизации в странах  Запада в основном исчерпан. Доля государства  в них, по меньшей мере в среднесрочной перспективе, будет оставаться примерно на нынешнем уровне, немного изменяясь в отдельных странах. При этом в ряде случаев для борьбы с безработицей возможно создание в трудоемких отраслях (прежде всего в инфраструктуре) новых предприятий за счет государственных инвестиций. Программы западноевропейской социал-демократии, пришедшей в последние годы к власти в ряде стран, в том числе во Франции, в Великобритании, Германии и Италии, предусматривают подобные меры.
     В развивающихся странах в тот же период указанный показатель оставался на уровне     11 %. С одной стороны, это было обусловлено притоком иностранных частных инвестиций, за счет которых создавались новые частные предприятия. С другой стороны, слабость национального частного капитала вынуждала государство поддерживать сравнительно высокий уровень своего присутствия в экономике. Поскольку в среднесрочной перспективе нельзя ожидать массированного увеличения притока прямых инвестиций из стран Запада, а также по ряду других причин нынешний показатель вряд ли заметно изменится в обозримом будущем.
     Бывшие  социалистические страны встали на путь перехода от планового к рыночному  хозяйству преимущественно на рубеже 80-х и 90-х гг. Рыночная трансформация, естественно, в первую очередь потребовала вытеснения государственной собственности частной путем приватизации первой и создания новых частных предприятий.
     В этом направлении страны с переходной экономикой с начала 90-х гг. уже  прошли (каждая в разной степени) значительный отрезок пути. Вместе с тем доля госсобственности в производстве ВВП этих стран, как правило, все еще составляет 20—30% и более, т.е. заметно превышает соответствующий показатель для развитых и развивающихся государств.7

  Выводы

    В самом  общем виде собственность представляет собой отношения между  экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ, причем второе производно от первого.
    Всем известным с истории экономическим системам присущ свой набор форм собственности. В настоящее время во всем мире формы собственности выделяют прежде всего по такому критерию, как ее юридический субъект. Под этим углом зрения различают в первую очередь частную и государственную собственность, которые имеют много разновидностей.
    О том, какая форма собственности лучше, можно судить по следующему критерию: какая из форм обеспечивает в данный исторический момент и в отдаленной перспективе более высокую эффективность общественного производства, более высокий уровень жизни и удовлетворения потребностей населения, но обязательно с учетом социально-экономических и экологических индикаторов качества  жизни. В настоящее время по совокупности данных показателей предпочтение следует отдать, безусловно, частной собственности, являющейся стержнем развитой рыночной экономики стран Запада.
 

   Глава 2. Формы  предпринимательской  деятельности

 
     Предпринимательство существует везде, где люди по собственной  воле (а не по разработанному государством плану) производят товары и оказывают  услуги. Но им свойственно ошибаться. Удача в предпринимательстве не падает с неба. Как ее добиваться, как уберечь себя, свой бизнес от ошибок? Чаще всего истоки неудач закладываются на стадии организации предпринимательства. Такие ошибки наиболее трудно исправимы. По этой причине знание теоретических основ предпринимательства
является необходимым  условием долгой и успешной жизни в бизнесе. Становление рыночной экономики в России ведет к увеличению числа граждан, занимающихся предпринимательством. К предпринимательской деятельности готовят в университетах,
академиях, институтах, колледжах.8
     Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.9 

  2.1. Предпринимательские способности (предпринимательство)

     Предпринимательские способности (предпринимательство) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.
В свою очередь, к предпринимателям относятся прежде всего владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих.
     Используют  также термин «предпринимательский потенциал». В целом предпринимательский  потенциал можно охарактеризовать как потенциальные возможности  по реализации предпринимательских способностей людей.
     Уникальность  значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы — труд, капитал, земля, знание. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран с рыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпы экономического роста, инвестиции, нововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержку предпринимательства, уменьшение государственных расходов, и государственного регламентирования, позволил США и ряду других стран Запада эффективно преодолеть многие трудности 80—90-х гг.
     Можно утверждать, что предпринимательские  способности как ресурс более  эффективно реализуются в условиях максимально либеральной экономической  системы, не обремененной чрезмерной государственной бюрократией, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешного использования предпринимательских способностей являются прежде всего сами предприниматели, их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде, а также их чувство социальной ответственности.
     В странах с высоким предпринимательским  потенциалом важную роль обычно играет малый и средний бизнес, являющийся питательной средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. В США, например, 40% ВНП создается на предприятиях малого и среднего бизнеса. Государство оказывает предпринимательству широкую поддержку. В стране, наряду с поддерживающим предпринимательство федеральным органом — Администрацией малого бизнеса, при органах исполнительной власти на местах действуют 19 тыс. региональных комиссий по экономическому развитию, призванных способствовать развитию бизнеса в конкретном регионе, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос в данной местности. Кроме того, в США в середине 90-х гг. действовало около 600 так называемых предпринимательских инкубаторов, т.е. специализированных государственных и частногосударственных учреждений, осуществляющих многоплановую поддержку вновь создающимся компаниям. Такой бизнес-инкубатор территориально объединяет новые компании под одной крышей и способствует их «выращиванию» и становлению.
     Предпринимательская способность как ресурс имеет  свою специфическую оплату — предпринимательский доход. В реальной хозяйственной жизни его трудно выделить, тем не менее это не абстрактная экономическая категория. Предпринимательский доход — это та плата, которую получает предприниматель за свою организаторскую работу по объединению и использованию экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть.
     В экономической теории предпринимательский доход делят на две части, образующих основу нормальной прибыли и экономической прибыли (см. 3.3). К первой относят как бы гарантированный доход предпринимателя, своего рода его заработную плату; ко второй — плату за риск, инновации, монопольную власть. Понятно, что величина предпринимательского дохода колеблется прежде всего за счет второй составляющей.10 

  2.2. Цели и функции  предприятия (фирмы)

     Предприниматели создают в рыночной экономике  сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль. 

     Целевые установки фирмы.
     Конечной  целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является безусловно определяющей в условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.
     В условиях несовершенной конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.
     Характер  целевых установок предприятия  определяется состоянием экономики  в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.
     Цикл  жизни предприятия (фирмы) — это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли. Первая стадия характеризует собственно процесс .создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Целевая установка на этой стадии — выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж. На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков. На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка — борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На четвертой стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков (результаты коммерческой деятельности предприятия становятся отрицательными). На этой стадии единственной целью предприятия становится либо продолжение  его операций в течение определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке (сохранение его жизнеспособности) с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.
     Минимизация убытков является оборотной стороной максимизации прибыли как одной  из целей деятельности предприятия.  Эти два понятия неразрывно связаны  между собой. Однако следует отметить, что, будучи ориентированной на высокий положительный результат, в краткосрочном плане фирма может переживать менее успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность (см. 5.6). Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится и недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, и возникновение убытков. 

     Система ценностей фирмы.
     Процветающее  предприятие — это предприятие, занимающее прочные позиции на рынке и получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача-максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в теории и практике бизнеса концепции, через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы в постоянном и все возрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, развитии с ним долгосрочных отношений, благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие их по качеству и цене (рис. 1.1).
     Создание  ценностей - это функция фирмы. Процесс  создания ценностей представляет собой  удовлетворение индивидуальных или  групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного  признания своей деятельности. Такое признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж, увеличивать прибыль и в конечном счете укреплять свои рыночные позиции.
При этом особое место отводится созданию фирмой определенной ценности (блага) для своих потребителей, так как это оказывает решающее влияние на результат ее деятельности. Ценность, созданная фирмой для своих потребителей, определяется денежной суммой, которую последние готовы заплатить за ее товары или услуги. Фирма получает прибыль только в том случае, если эта денежная сумма превышает все затраты, необходимые для создания ценности. 
 
 


Рис. 1.1. Система ценностей акционеров, персонала, поставщиков и потребителей продукции предприятия 
 

     Основной  инструмент фирмы в создании системы ценностей — это ее долгосрочная стратегия, которая базируется на использовании конкурентного преимущества предприятия. Конкурентное преимущество — это то, что выигрышно отличает данное предприятие от его конкурентов и обеспечивает его превосходство на рынке. Оно базируется на конкурентоспособности и обычно связано либо с более высоким, чем у конкурентов, качеством товаров, либо с более низкими издержками их производства. Различают два основных вида рыночной стратегии предприятия.
     Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность в условиях рыночной конкуренции, предприятия должны или выпускать на рынок сравнимые товары с меньшими, чем у конкурентов, издержками и получать большую прибылью как разницу примерно одинаковых цен и более низких затрат (стратегия меньших издержек), или создавать для покупателя большую ценность в виде нового качества товара, особых потребительских свойств, высокого уровня сервиса, что выражается в более высокой цене и при сравнимых с конкурентами издержках соответственно в более высокой прибыли (стратегия дифференциации).
     Руководство фирмы должно серьезно проанализировать имеющиеся конкурентные преимущества и выбрать одну из двух стратегий  поведения на рынке. Как любой  экономический выбор, необходимость  четкой ориентации в своей стратегии связана с ограниченностью экономических (производственных) ресурсов. Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности. Из этого, однако, не следует, что фирма, сделавшая ставку на более низкие издержки, не должна заботиться о приемлемом для потребителей качестве своих товаров и услуг. В свою очередь, предприятие, выбравшее стратегию дифференциации, не должно несоразмерно завышать цены по сравнению с конкурентами.
     Выбирая оптимальную для своей фирмы  рыночную стратегию, ее руководство также должно решить, в какой сфере конкуренции будет реализовываться конкурентное преимущество. Речь идет либо о конкуренции во всех секторах рынка одновременно, либо о нацеленности на какой-то узкий его сегмент. Причем, избрав узкий целевой сегмент и работая точно в соответствии с его специфическими потребностями, фирма может иметь выигрыш с точки зрения более низких издержек или более высокой дифференциации по сравнению с конкурентами, работающими на более широкий рынок.
     После того как конкурентная рыночная стратегия и сфера конкуренции определены, следующим инструментом реализации целевых установок предприятия, обеспечивающим устойчивое положение на рынке, является стратегическое планирование, т.е. систематическое составление плана действий, направленных на достижение целевых установок предприятия.
     Первый  этап планирования — анализ внешней среды, т.е. экономической и политической ситуации в стране (экономическая политика государства, политическая стабильность, культурные особенности), отрасли (темпы роста, цикличность, международные воздействия, финансовые характеристики), рынка (изменения и тенденции развития конъюнктуры, альтернативные технологии, конкуренты, тактика продаж, реклама, цены), спроса (изменяемость, формируемость, длительность, устойчивость), ресурсов (доступность, заменяемость, изменение цен, воздействие на окружающую среду).
     Второй  этап планирования — оценка возможностей фирмы действовать в этой среде (прежде всего с точки зрения прибыльности, жизнеспособности, риска). Оценка потенциальных возможностей предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов и реальных возможностей самого предприятия, выработать обоснование производственной программы и поведения на рынке, а также обеспечить принятие грамотных управленческих решений. Третий этап — выбор вариантов развития фирмы.11

  2.3 Организационные формы предприятий

     Предприятие (фирма) является самостоятельным (обособленным) субъектом, что в первую очередь  означает свободу в принятии экономических  решений. Однако любое решение, касающееся деятельности предприятия, принимается с учетом результатов анализа внутренней и внешней среды. Внутренняя среда фирмы — это собственная экономика предприятия, охватывающая все составляющие его деятельности: производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, систему управления. Внешняя среда фирмы — это экономическая, правовая и социальная среда, в которой предприятие работает, являясь частью национального хозяйства. Внешняя среда фирмы может быть схематически представлена следующим образом (рис. 2.1). 

    
 

Рис. 2.1. Внешняя среда предприятия (фирмы)
     Предпринимательский сектор национального хозяйства  обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации.по формам собственности, размерам, характеру деятельности,  отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.
        По формам собственности предприятия подразделяются на:
частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая); государственные, под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении. По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственными следует считать предприятия, в которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников).
     Смешанные предприятия иногда занимают существенное место в экономической жизни  страны. Например, в России конца 90-х  гг. государство сохраняет пакет  акций во многих приватизированных  предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых).
     По  размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров: численность занятых и объем производства (продаж).
     По  количеству обычно преобладают малые предприятия (в России на них приходится около 1/2 общего числа предприятий).
     В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По Закону «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. в нашей стране к ним относят те предприятия, где средняя численность работников не превышает 30 человек — в розничной торговле и бытовом обслуживании, 50 человек — в оптовой торговле, 60 человек — в научно-технической сфере, сельском хозяйстве и 100 человек — на транспорте, в строительстве и промышленности.
     Классификация фирм по характеру деятельности предполагает их деление на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги. Данная классификация близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.