На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Понятие нормы и патологии в психологии личности

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План 
 

Введение
Понятие «нормы»  в психолого-педагогической литературе
Норма. Виды нормы
Понятие «патологии»  в психолог-педагогической литературе
Соотношение нормативного и отклоняющегося развития
Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Среди специалистов существуют значительные расхождения в определении того, что обозначается термином «проблемный  ребенок». Ученые и практики обращают внимание на то, что такие определения, как «дети-дебилы», «имбецилы», «шизофреники», абсолютно не отвечают ни гуманистическим  принципам, ни этике специалиста-психолога, ни собственно психологическому содержанию этого феномена. Иными словами, специальная  психология нуждается в собственном  профессиональном словаре, в языке  общения специалистов.
В начале XX века дети с недостатками в развитии считались «ненормальными» (А. Бине, Г.И. Россолимо и др.) или «дефективными» (В.П. Кащенко, Л.С. Выготский и др.). Эти определения не удовлетворяли  психологов, поскольку крайне односторонне характеризовали личность и были оскорбительны.
В конце 30-х годов появился термин «аномальный  ребенок», а во Франции «инадаптированный» -- трудно приспосабливающийся; в Англии -- «исключительный» (exceptional). Однако под  эти определения попадали не только аномальные, но и одаренные дети. В те годы получили распространение  термины «абнормальный», «атипический», «субнормальный» и др. В Словакии до сих пор официально используется понятие «дети и подростки, нуждающиеся  в специальной помощи». В нашей  стране общепринятыми терминами  являются «инвалид» и «лицо с  ограниченными возможностями здоровья». Это люди, в том числе дети, пользующиеся социальными льготами и пособиями.
В то же время в специальной литературе часто используется термин «дети  с нарушениями в развитии», т.е. те, кто имеет отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушений деятельности анализаторов или органического поражения  центральной нервной системы (ЦНС). При менее выраженных дефектах используется определение «дети с отклонениями в развитии». Получило распространение  и понятие «дети с ограниченными  возможностями здоровья». Однако оно  не вполне адекватно, так как не ясно, о каком здоровье идет речь и в  чем психологическое содержание жизнедеятельности таких детей. Ведь существуют нарушения здоровья в виде тяжелых хронических соматических заболеваний, например астмы или  диабета, накладывающие свой негативный отпечаток на жизнь и развитие ребенка или взрослого, и др.
Термин  «дети с особыми потребностями (нуждами)» в целом не определяет, какие нужды имеются в виду, какие из них особые. На наш взгляд, более правомерен термин «дети с  особыми образовательными потребностями», т.е. с отклонениями в развитии.
Распространенный  термин «дети с нарушениями развития»  также не совсем точен, так как  не дифференцирует, что является нарушением (повреждением), а что -- недоразвитием, несформированностью. А это весьма важно, так как от этого зависит  психологическое содержание дифференцированной работы с детьми.
Наконец, термины «дети с трудностями  обучения», «с проблемами развития», «проблемные  дети» также крайне неопределенны  и не дают возможности оценить  психологическую специфику их состояния.
Наиболее  адекватным признается термин «дети  с отклонениями в развитии». Однако есть значительное количество детей  с отклонениями в развитии, которых  нельзя отнести к «классическим», традиционным видам. Такие дети испытывают значительные трудности адаптации, обучения, развития в целом. Кроме  того, в последние десятилетия  во всем мире отмечается тенденция  резкого усложнения структуры отклонений в развитии, у многих детей значительно  увеличивается число сочетанных нарушений, а в 90-х годах XX века появились  новые формы отклонений и несформированности определенных сфер психического развития. Наконец, выделяются особые формы дизонтогенеза, достаточно сложные для психолого-педагогической диагностики и применения к ним  сложившегося понятийного аппарата. В настоящее время вопрос о  соотношении понятий номы и патологии  является актуальным.
Норма. Виды нормы
В самом  общем смысле понятие нормы восходит к латинскому «правило», «образец», «руководящее начало».
В науках, изучающих человека, выделяют различные  виды норм -- статистические, физиологические, индивидуальные и др. В психологии корректное обращение к этому  понятию предполагает дифференцирование  норм по возрасту, полу, социальной, культурной, этнической принадлежности субъекта. Многообразие факторов, обусловливающих  различия в нормах, уже само по себе указывает на неоднозначность самой  проблемы нормы, корни которой, с  одной стороны, в общебиологических  законах психического развития человека и его психосоциального взаимодействия, с другой -- в этико-философских  взглядах. Иными словами, это междисциплинарная  проблема, которую невозможно решить с учетом лишь какого-то одного аспекта. Рассмотрим наиболее часто применяющиеся  в психологии виды норм.
Статистическая  норма. Большинство свойств, характеристик  или достижений у людей тождественны. Самое большое количество случаев  расположено около средней величины и уменьшается по направлению  к крайним величинам и экстремальным  вариантам. Но само «среднее» не тождественно «частому», оно может быть даже исключительным или реально вовсе не проявляться. Например, среднеарифметический вес  исследуемой группы людей составил 74,8 кг, а реально такого веса не было ни у одного человека этой группы.
Ю.Б. Гиппенрейтер, рассматривая категорию «нормальный  характер» задалась целью выяснить, насколько он распространен. При  этом «нормальными» считались люди, имевшие какие-то отклонения от среднематематического. Тогда по одной четверти популяции  размещается у полюсов «оси»  этого свойства. Но если взять два  независимых свойства, то в «нормальной» зоне окажется уже одна четверть популяции, а остальные попадут в зоны «отклонений». При пяти независимых  свойствах «нормальным» окажется один человек из 32, а при десяти -- один из 1024. Таким образом, «нормальный» характер -- явление довольно редкое.
Имеются сложности и при понимании  нормы как самой высокой частоты  появления признака. Они возникают, например, при оценке желательных  свойств человека, но наблюдаемых  крайне редко. Тогда возникает парадокс: люди с желаемым качеством, с точки  зрения статистической нормы, ненормальны. Так, бескорыстие, способность абсолютно  адекватно оценивать свое поведение  и др. встречаются довольно редко.
Если  бы принцип статистической нормы  применялся в полном объеме, пришлось бы считать нормальными только средних, конформных и ничем не примечательных людей, что вряд ли можно считать  эталоном для здорового общества. Ч. Ломброзо описывал нормального человека как индивида, «обладающего хорошим  аппетитом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпеливое, уважающее всякую власть домашнее животное».
Как видим, статистическую норму следует воспринимать сдержанно и тем более не ограничиваться в оценке свойств, качеств, характеристик  человека только ей одной.
Функциональная, или индивидуальная норма. Нормальным считается то, что обеспечивает человеку как субъективное удовлетворение, так  и самореализацию при адекватном восприятии и принятии реальности.
Объектом  анализа и оценки здесь является не «средний» человек, а индивид  со своими собственными возможностями, способностями, потребностями, желаниями, опытом и др. Этот индивид нормален, если он такой, каким должен быть со своей собственной точки зрения; проявляется так, как ему это  свойственно; находит удовлетворение в том, что сам считает правильным или красивым.
Но если эту концепцию довести до абсурда, то и невротика можно считать  нормальным, если он ведет себя как  невротик. В то же время в работе с лицами с отклоняющимся развитием  при обсуждении нормальности их поведения  следует исходить прежде всего из их возможностей и способностей, так как именно их диапазон и является для них нормой, а все отклонения от него -- прогрессом или регрессом в развитии.
В целом, оценивая уровень развития индивида с точки зрения индивидуальной нормы, необходимо учитывать его собственный  особенный путь развития и любое  отклонение считать отклонением  от нормы только в сопоставлении  с этим путем. Но применение этой нормы  также должно быть осторожным в силу социальной позиции личности, ее взаимодействия с социумом. Индивидуальная норма  излишне акцентирует личную свободу  и право на собственный путь развития и образ жизни в целом без  должного учета того, что является социально приемлемым.
В идеальной  норме при оценке человека на передний план выступают не количественные, а качественные показатели; соответственно -- норма не среднее или наиболее часто встречающееся, а образцовое, идеальное. Но этого достигнуть невозможно, можно только более или менее  приблизиться к идеалу, поэтому такая  норма -- бесконечный процесс самореализации индивида.
Идеальные нормы возникали в виде обобщения  положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивавших его прогрессивное развитие, и  фиксировались в так называемых нормативных науках, например педагогике, политике, праве и др. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в  регуляции поведения человека и  жизни общества.
В психологии идеальные нормы представлены в  гуманистических моделях Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Мас-лоу и др. Это  направление характеризуют как  «психологию эталонов», поскольку  психологи-гуманисты создавали идеальные  и возвышенные образы здоровой личности, далекой от деструктивных проявлений психопатологии.
Отсутствие  идеала или стремления к нему -- это  признак ненормальности. Одинаково  ненормально, когда человек имеет  много противоречивых идеалов, резко  их меняет или считает идеалом  нечто, с точки зрения общества идеалом  не являющееся.
В общей  группе расстройств личности лица с  проявлениями устойчивого безответственного  поведения определяются как социопаты. Другое определение социопатии -- незрелость личности и ее неадекватность. Речь идет об индивидуумах с ослабленной  структурой личности, что обычно обусловлено  совокупностью проблем, возникающих  при столкновении человека с обществом.
Очевидно, что именно идеальные нормы заложены в определении Всемирной организацией здравоохранения здоровья человека как состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или  физических дефектов.
Социальная  норма. Это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов  и групп. Социальные нормы обладают общими основными свойствами -- объективностью, историчностью, универсальностью, схематичностью, безусловностью.
Наличие определенных общественно значимых стимулов деятельности (целей, идеалов, ценностей), образцов или правил «нормального»  для данной группы поведения и  санкций за уклонение от них составляет основы социального контроля в любом  сообществе. Моральные нормы как  вид социальных регулируют нравственное поведение и взаимоотношения  людей, служат основанием оценки их поступков.
Социальные  нормы -- феномен достаточно изменчивый во времени и пространстве. Например, гомосексуализм в Древней Греции был составляющей культуры общества, во времена инквизиции за него сжигали  на кострах, он преследовался православной церковью, сейчас наступило время  его реабилитации.
Другой  пример дают исследования трансформации  социальных отношений в российском обществе. Советская идеология воспитывала  психологию коллективизма, сегодня  на смену ему приходит индивидуализм.
Групповая норма. Это специфический вид  и своеобразная призма преломления  социальных норм. Наличие в группе достаточно развитой, разветвленной  и устойчивой системы норм позволяет  ей соотнести поведение каждого  ее члена с эталоном и на этом основании выбрать эффективное  средство воздействия на индивидуума. Групповые нормы облегчают осуществление  социального контроля активности членов группы.
Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы, однако они  нередко порождают ригидность и  неспособность группы к перестройке  жизнедеятельности в изменившихся условиях.
Специалисты-психологи  и психиатры считают, что показатели психической «нормы» и «не  нормы» все еще не разработаны. Применяемые  в этих случаях социологические, психологические, медицинские критерии обычно имеют негативную основу, выделяющую факторы, которых в «норме» быть не должно. Наиболее удачной, хотя и  громоздкой, считают формулировку Г.К. Ушакова, которая включает первоочередные критерии нормы:
-- детерминированность  психических явлений, их необходимость,  причинность, упорядоченность;
-- соответствующую  возрасту индивида зрелость чувства  постоянства места обитания (константность);
-- максимальное  приближение формирующихся субъективных  образов отражаемым объектам  действительности;
-- гармонию  между отражением обстоятельств  действительности и отношением  человека к ней;
-- адекватность  реакций человека на окружающие  его физические, биологические и  психические влияния и адекватную  идентификацию образов впечатлений  с образами однотипных памятных  представлений;
-- соответствие  физических и психических реакций  силе и частоте внешних раздражителей;
-- удовлетворение  своим местом в среде себе  подобных, гармонию взаимоотношений  с ними;
-- умение  уживаться с иными лицами и  с самим собой;
-- критический  подход к обстоятельствам жизни;
-- способность  самокоррекции поведения в соответствии  с нормами, типичными для разных  коллективов;
-- адекватность  реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);
-- чувство  ответственности за потомство  и близких членов семьи;
-- постоянство  и идентичность переживаний в  однотипных обстоятельствах;
-- способность  изменять способ поведения в  зависимости от смены жизненных  ситуаций;
-- самоутверждение  в коллективе (обществе) без ущерба  для его остальных членов;
-- способность  планировать и осуществлять свой  жизненный путь.
При анализе  перечисленных параметров становится ясно, что единый образец жизни  и поведения для всех людей -- это  скорее абстрактная схема, слабо  связанная с многообразием реальной психической жизни.
П.Б. Ганнушкин, отечественный психиатр с мировым  именем, называл гармонические натуры по большей части плодом воображения  и утверждал, что у каждого  человека можно найти психопатические  черты. Человек здоров настолько, насколько  он не позволяет патологическим чертам разрастись больше положенного.
Б.С. Братусь  отмечал, что самым расхожим для  многих психологов и психиатров остается понимание нормы как чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы и наиболее адаптированного  к окружающей среде. Такое, понимание  согласуется со здравым смыслом  и имеет глубокие корни в житейском  сознании, прочно отождествляющем нормальное и общепринятое, однако оно упрощает представления о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим «шаблонам поведения».
Французский психиатр Кюльер утверждал, что «в тот  самый день, когда больше не будет  полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет -- погибнет не от избытка  мудрости, а от избытка посредственности».
Гете  принадлежит афоризм: «Дураки и  умные люди равным образом безвредны. Опасны только полудурки и полумудрецы».
К. Ясперс в «Общей психопатологии» цитирует высказывание Вильманса: «Так называемая нормальность -- не что иное, как легкая форма слабоумия» и далее объясняет: «Логически это означает следующее: объявив нормой умственную одаренность, мы должны будем признать, что большинство  людей слегка слабоумно. Но мера здоровья -- это нечто статистически среднее, т.е. свойственное большинству; соответственно, легкая степень слабоумия -- это и  есть здоровье. Следовательно, нечто  болезненное и есть норма. Таким  образом, «здоровое -- синоним «больного». Такой логический ход мысли завершается  очевидным распадом обоих понятий, независимо от того, основываем ли мы их на оценочных или среднестатистических суждениях».
А. Маслоу пишет о том, что общепринятый подход к человеку, когда нормой считается среднестатистическое, подталкивает к выводу, что «нормальность» -- лучшее, чего можно ожидать от человека, и потому должно довольствоваться ею. Однако он склонен считать такую  норму скорее болезнью, уродством, задержкой  человеческого развития, «недочеловечностью».
Некоторые психологи подвергают критике и  адаптационный подход, приверженцы  которого считают, что любая патология  представляет собой либо «расстройство  врожденных форм поведения», сбой в  нормальном функционировании адаптирующейся живой системы (К. Лоренц), либо результат  внутреннего несоответствия социального  и природного (В.И. Вернадский), либо вынужденное «стеснение» жизни  в ее «свободе», форма выживания  человека в экстремальных для  него условиях внешней или внутренней среды (И.В. Давыдовский).
Само  понятие «приспособленность» в  ряде исследований признается не подходящим для описания здорового или нормального  существования. Так, польский психолог и клиницист К. Домбровский считал, что способность всегда приспосабливаться  к новым условиям и на любом  уровне свидетельствует о моральной  и эмоциональной неразвитости. За этой способностью скрываются отсутствие иерархии ценностей и жизненная  позиция, не содержащая в себе элементов, необходимых для позитивного  развития личности и творчества.
Социальные  психологи считают, что адаптация  может быть добровольной и принудительной. Принудительная адаптация наносит  ущерб человеку -- деформирует его  интеллектуальные и моральные качества, приводит к эмоциональным нарушениям.
Соотношение нормативного и отклоняющегося развития
В специальной  психологии очень часто применяется  понятие «аномальность». Одним из ее критериев является своеобразие  расшифровки сигналов окружающего  мира конкретным человеком и воспринимающим его иначе, чем большинство людей. Показатели, характеризующие нормальную психическую деятельность, ограничены достаточно определенными параметрами, выход за границы которых позволяет  говорить о ее нарушении. При этом настроение человека, его эмоции, суждения, решения возникают не вследствие соответствующих внешних стимулов, а в результате измененной высшей нервной деятельности. Восприятие организуется и упорядочивается головным мозгом, при этом его важная функция -- фильтрация внешних сигналов. У людей с  дефектами слуха, зрения, интеллекта, неадекватно воспринимающих и оценивающих  внешние стимулы, формируется неадекватное представление об окружающем мире, а часто неправильная адаптация  к нему.
Чаще  всего «ненормальным» считают человека, поведение которого явно и значительно  отклоняется от обычных норм, идет вразрез с привычками, установками, ценностями других людей. И тем он «ненормальней», чем опаснее -- реально  или потенциально -- представляется его поведение окружающим.
М. Совак  определяет дефективность (аномальность) как нарушение целостности человека, его связей и отношений с обществом, в том числе в сфере воспитания и образования, профессиональной деятельности. При этом дефективность характеризуют  пять признаков.
1. Изменения  в структуре личности из-за  нарушений высшей нервной деятельности, отражающие влияние первичных  органических, функциональных или  социальных нарушений.
2. Долговременность  состояния.
3. Нарушения  связей аномальных лиц по отношению  к обществу здоровых.
4. Изменения  отношения к аномальным лицам,  когда общество чувствует себя  обремененным, обязанным заботиться  о них и занимает определенную  позицию, по которой судят о  его гуманности. (Общество исключает  аномальных из своего круга,  изолирует их или проявляет  преувеличенную заботу.)
5. Непостоянство  состояния дефективности, поддающееся  изменениям как в лучшую, так  и худшую сторону.
В этих охарактеризованных признаках речь идет о двух психологических феноменах: о чувстве неполноценности, могущем  возникнуть как следствие первичных  дефектов, и проблемах социальной адаптации аномальных людей к  обществу здоровых.
Проблема  «норма--аномальность» далеко выходит  за пределы медицины и является одной  из актуальных проблем человекознания. Мы рассмотрели лишь некоторые подходы  к ее решению.
Психология  развития представлена многочисленными  теориями, акцентирующими внимание на различных сторонах этого феномена. Среди авторов наиболее известных  концепций: А. Валлон, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, 3. и А. Фрейд, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др. Разные подходы определяют и различия в понимании развития -- это может быть рост, созревание, накопление, совершенствование, трансформации, универсальные изменения и пр.
С позиций  адаптационного подхода развитие определяется как необратимый процесс изменения  способов взаимодействия с окружающей средой. Такой процесс охватывает все уровни развития психики и  сознания и заключается в качественно  иной способности интегрировать  и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности.
В рамках гуманистической психологии развитие предполагает стремление к какой-либо цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований.
Б.С. Братусь  описывает нормальное развитие человека как последовательное обретение  им родовой человеческой сущности, а именно:
-- отношение  к другому человеку как к  самоценности;
-- способность  к любви и творчеству;
-- целетворящий  характер жизнедеятельности;
-- потребность  в позитивной свободе (не от  чего-то, а для чего-то);
-- способность  к свободе волепроявления;
-- внутреннюю  ответственность перед собой  и другими;
-- обретение  смысла жизни.
Развитие  с противоположными проявлениями следует  считать аномальным. Задачи развития -- это требования, с которыми индивид  должен справиться на каком-то определенном отрезке жизни. Но развитие как процесс  продолжается всю жизнь, последовательно  решая неотложные задачи переадаптации  и реадаптации, причем многие задачи воспринимаются человеком как личностные, от решения которых зависит его  самооценка. В табл. 1 дан перечень задач развития, относящихся к традиционным этапам роста и взросления ребенка.
 

Таблица 1
Задачи  развития и типичные для них источники  расстройств
 
Периоды Задачи развития Типичные социальные источники расстройств  
Раннее детство:
0--3 года
Адаптация к  ритму сон --еда. Формирование  привязанности.
Формирование  речи.
Прямохождение.
Контроль  над функциями выделения.
Дифференцирование психосексуальной организации
Нарушенная  интеракция «мать (или тот, кто ее заменяет) -- ребенок». Перерывы  в интеракциях (переживания разлуки).
Слишком мало интеракций
 
Дошкольный  и школьный возраст:
3--12 лет
Автономия. Социальная  адаптация.
Ориентирование  на достижения.
Приобретение  культур ных навыков.
Формирование  половой
роли
Родители много  диктуют и слишком часто наказы- вают.
Завышенные  или заниженные требования
педагогов.
Неудача в сфере достижений.
Неструктурированная или излишне структу рированная семья
 
Подростковый  возраст: 12--18 лет Поиск идентичности. Адаптация к половому
созреванию.
Поиск половой идентич-
ности.
Уход  из родительского
дома
Неструктурированная или излишне структу- рированная  семья.
Табуирование  сексуальности.
Несоответствующие модели (образцы поведения).
Семейные  условия, препятствующие автономии
 
       
В возрастной психологии понятие «нормативное (нормальное) развитие» рассматривается как  набор статистически определяемых количественных показателей, характеризующих  срез психического развития в конкретный возрастной момент. С этих позиций  качественные изменения структуры  психической деятельности ребенка, иерархия высших психических функций, психологические образования оцениваются  как изменяющиеся на границах возрастных периодов. Отсюда закономерно возникает  представление, что новообразования, возникающие в возрастных кризисах, практически «неизменяемы» в  межкризисные периоды.
На практике оказывается, что такое понятие  «нормы» не учитывает разновременность формирования различных функций, тесную взаимосвязь и взаимообусловленность  всех психических систем и образований  в процессе развития.
Специальная психология предлагает для более  четкого определения «нормативного  развития» использовать понятие  «идеальная программа развития» (Н.Я. и М.М. Семаго). Под этим подразумевается  своевременное поступательное формирование взаимосвязанных функций и их систем в условиях их «идеальной»  обусловленности генетическими  законами и таким же «идеальным»  воздействием внешних факторов. Естественно, «идеальная модель» может существовать только как программа развития некоею «идеального» ребенка в идеальных условиях, каждый же конкретный случай имеет индивидуальные различия онтогенеза.
Однако  социально-психологический норматив (СПН), предъявляемый обществом к  психическому и личностному развитию каждого из его членов, и идеальная  модель системы требований социальной общности к личности историчны и  меняются вместе с развитием общества.
В образовательном  пространстве СПН позволяет выделить определенный разброс количественно-качественных показателей соответствия требованиям, которые вполне реальны -- они присутствуют в образовательных программах, в  квалификационных профессиональных характеристиках, в общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Благодаря наличию такого разброса показателей, или их «коридора», по одной и той же программе  дети обучаются на «отлично» и  на «удовлетворительно» -- и те и  другие соответствуют СПН.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.