На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая природа и типы монополий. Монополии в экономике России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Российский  Университет Дружбы Народов
Инженерный  факультет
Кафедра инженерного  бизнеса и управления предприятием 
 

Курсовая  работа
На тему: Экономическая  природа и типы монополий. Монополии  в экономике России 
 
 
 

Выполнила: Абдурахманова  А.К.
Проверила: Журавлева  Е.А.
Группа: ИЭ-203 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2010
Оглавление
Введение 3
Характерные черты монополии 4
Формы и виды монополий 4
Естественная монополия 5
Административная монополия 6
Экономическая монополия 7
Типы монополий 8
Монополии в экономике России 11
Заключение 19
Список литературы 20

Введение

    В условиях идеальной конкуренции  на рынке задействовано достаточное  количество производителей того или  иного товара, что не позволяет  ни одному производителю в отдельности  повлиять на цену товара. Цена определяется правилом спроса и предложения, а  производители принимают рыночную цену за основу, решая, сколько производить  и продавать.
    В данной курсовой работе я рассматриваю явление рынка, противоположное  понятию «идеальной конкуренции». В  работе рассмотрены виды, формы и  типы монополий, их влияние на рынок.
    Хотя  монополия в чистом виде довольно редкое явление в современном  мире, однако фактически на большинстве  мировых рынков друг с другом конкурируют  лишь несколько фирм, и эти фирмы  могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. Эти фирмы обладают монопольной  властью на рынке.
    Монополистические тенденции в разных формах и степени  проявляются на всех этапах развития рынка. Главным признаком монопольного образования является занятие монопольного положения, что означает доминирующее положение на рынке производителя. Занятие господствующего положения  позволяет ему ограничивать конкуренцию  на рынке производимого товара и  помогает избежать проблем и рисков, связанных с конкурентами. Монополии  имеют возможность влиять на других участников рынка и на покупателей, навязывая им свои условия. Эти факторы  делают монополию привлекательной  для каждого предпринимателя.
    В России проблема монополий стоит  острее, чем в развитых странах  Запада. В СССР на долю единого государственного сектора приходилось более 90% всей экономики страны; и невозможно крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, в один момент заставить играть по рыночным правилам.

  Характерные черты монополии

    Как я писала выше, совершенная монополия  представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:
      монополист является единственным производителем данного товара;
      продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
      проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает  рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
      степень влияния монополиста на рыночную цену очень высока, но не безгранична, так как он не может назначить любую сколь угодно высокую цену. Любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен.
    Иными словами, монополия противоречит экономическому равноправию производителя и  покупателя; более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать  за товары.
    Для получения максимальной прибыли  предприниматель-монополист использует неценовые факторы воздействия  на рыночный спрос, то есть рекламу, улучшение  качества товара, расширение диапазона  предлагаемых услуг и т.д.

Формы и виды монополий

      Существует три  основных вида монополий:
      естественная
      административная
      экономическая.

Естественная  монополия

      Естественная монополия возникает в случаях, если спрос на данный товар удовлетворяется в лучшей степени одной-двумя фирмами. Это такие сферы рынка, как энергообеспечение, связь, телефонные услуги и т.п. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. В этих отраслях производства обычно существует единое национальное предприятие, или же ограниченное количество производителей, что создает монопольное положение на рынке.
      При отсутствии конкуренции деятельность естественных монополий значительно  эффективнее, что связано с существенной экономией на масштабах производства. Фирмам-конкурентам сложно укрепиться на рынке, так как слишком высоки фиксированные издержки, которые  терпит предприятие, например, при строительстве  дорог или линий связи.
      Продукция естественных монополий удовлетворяет  важнейшие потребности населения, и ее нельзя заменить альтернативным товаром. Это влияет на снижение эластичности спроса, и спрос на продукцию или  услуги, производимые естественными  монополиями, практически не зависит  от изменения цены. Например, при  повышении цен на автомобили, люди могут отказаться от приобретения данного  товара и воспользоваться общественным транспортом. Но при росте цен  на электроэнергию спрос падать не будет.
    Существуют  два типа естественных монополий:
а) природные  монополии. Эти монополии появляются вследствие барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, геологи фирмы обнаружили месторождение  уникальных полезных ископаемых, и  фирма покупает права на земельный  участок, где располагается это  месторождение. Так, данное предприятие  становится собственником, и его  права защищены законом. Никто другой не сможет использовать данное месторождение; предприятие становится единственным в своем роде и приобретает монопольную власть. Однако государство может вмешиваться в деятельность такого монополиста.
      б) технико-экономические монополии. Так  условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением  эффекта масштаба.
      Например, крайне нерационально создание в  городе двух сетей канализации, подвода  газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается  попытка проложить  в одном  и том же городе кабели двух конкурирующих  телефонных фирм, тем более что  им все равно пришлось бы постоянно  обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
      Наиболее  крупномасштабными монополиями  обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется  в том, что создание в таких  отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста  несколько меньшего размера может  привести  к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А  в этом общество, естественно, не заинтересовано.

Административная  монополия

      Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. Она предоставляет отдельным  фирмам абсолютное и исключительное право на выполнение определенного  рода деятельности, а  так же это  организационные структуры для  государственных предприятий, когда  они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Обычно здесь группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке как один хозяйственный  субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего СССР являлась одной из наиболее монополизированных в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств.
      Существование административных монополий на рынке  конкретных товаров и услуг вызвано естественным монополизмом отдельных государственных предприятий и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль.
      Монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих  издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Поэтому во всех развитых странах мира проводится политика регулирования деятельности монополий.

Экономическая монополия

    Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами. Экономические монополии  образуются предпринимателями, сумевшими  теми или иными способами завоевать  монопольную власть на рынке. Основными  путями достижения монопольного положения  на рынке является успешное развитие предприятия, увеличение его масштабов, а также вследствие централизации  капиталов, т.е. на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Таким образом, предприятие достигает  огромных масштабов, что позволяет  ему доминировать на рынке.
    Многие  экономисты считают образования  монополий закономерными. Например, английский экономист А. Пигу настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”.1Она является логическим завершением стратегии предприятий. Сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности  увеличения  своих прибылей.2  Одной из  них,  наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
      Закон концентрации производства и капитала также является движущей  силой  действий предпринимателей в этом направлении. Чтобы выжить в условиях жесткой  конкуренции и получить большие  прибыли, предприниматели вынуждены  вводить новую технику, увеличивать  масштабы производства. При этом несколько  более крупных предприятий отделяются от массы  средних и малых. Когда  это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает необходимость прийти к соглашению относительно масштабов  производства, цен, рынков сбыта и  т.д. Это приводит к появлению  сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации  экономики. Таким образом, появление  предприятий-монополистов обусловлено  прогрессом производительных сил.

Типы  монополий

      Современная экономическая теория выделяет три  типа монополий:
    монополия отдельного предприятия;
    монополия как соглашение;
    монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
 
      Достичь монопольного положения путем захвата  монопольной власти отдельным предприятием нелегко, так что такие образования  встречаются крайне редко. Такой  путь предполагает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижение преимущества над конкурентами.
      Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных  фирм. В таком случае конкурентная борьба становится невозможна; предприятия, заключившие соглашение, регулируют цены на свой товар, и покупатель оказывается  в безальтернативных условиях.
      Существует  пять основных форм монополистических  объединений. На основе монополизации  сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений  — картели и синдикаты.
      Картель — это объединение нескольких предприятий в одной сфере производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.
      Синдикат  — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
      Еще один способ монополизации – корнер. Корнер был придуман еще в ХVI веке. Смысл этого метода состоит в том, что продавцы или производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники соглашения получают повышенный доход.
      Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники  корнера  спустя  год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.
      Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.
      Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Иными словами, они объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
      Существуют  также отраслевые холдинги, созданные  в результате скупки акций конкурирующих  фирм и установлении благодаря этому  над ними экономического контроля с  целью проведения единой монопольной  политики продаж и цен.
      Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
      В 60-х годах в США и некоторых  странах капитала появились и   начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разно отраслевых предприятий, не имеющих  технического и производственного  единства.
      Опыт  показывает, что монополии, монополизировав  определенную отрасль и, захватив прочные  и монопольные позиции, рано или  поздно теряют динамику развития и  эффективности. Объясняется это  тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
Появление монополий  нарушает работу  рыночных механизмов, а это вредно для интересов  нации в целом, потому большинство  стран мира постепенно пришло к пониманию  необходимости борьбы с монополией. 
 

Монополии в экономике России

 
     Особенности экономики России в конце XIX – начале ХХ вв.
     В конце XIX – начале XX вв. капитализм в России переходит к стадии несовершенной конкуренции, или империализму.
     Российский  империализм развивался в условиях сохранения пережитков феодализма и  диктатуры царизма и поэтому  имел свои особенности. Одна из них  состояла в том, что высокоразвитые формы промышленного и финансового  капитала сочетались с отсталым социально-политическим строем, с отжившими свой век формами  полукрепостнических отношений, с архаичным землевладением.3
     Для развития в России империализма, как  и в других капиталистических  странах, была необходима, прежде всего, усиленная концентрация производства.4
     Процесс концентрации производства интенсивно происходил в России еще в конце  XIX в., и уже в 70–80-х гг. возникли отдельные синдикаты. В 90-х гг. монополизация заметно усиливается.
     В начале XX в. число крупнейших предприятий быстро росло, увеличивалась их доля в производстве.
     На  возникновение монополий в России большое влияние оказал кризис 1900-1903 гг., вследствие которого большинство  мелких предприятий обвалилось, и  возникли крупнейшие монополистические  объединения.
     В 1902 г. образовалось монополистическое  объединение "Продамет", 1904 г. – "Продуголь", 1907 г. – синдикат фабрикантов сельскохозяйственных машин и орудий и т.д. Образовались монополии в табачной, спичечной, пищевой, строительной отраслях промышленности и т.п.
     Возникновение монополий сыграло решающую роль в развитии экономики России. Внутри монополий обострялась борьба за доли участия в производстве и сбыте продукции, за условия получения сырья, топлива и т.д. Монополии боролись и с другими монополистическими объединениями-аутсайдерами.
     Среди монополистических организаций  в промышленности России видное место  занимало предприятие "Продамет" (Общество для продажи изделий русских металлургических заводов). Оно объединяло 30 металлургических предприятий и монополизировало свыше 80% всей продукции металлургической промышленности России.
     В нефтяной промышленности три монополистических  объединения: "Товарищество Нобель", англо-голландский трест "Шелл" и "Русское генеральное нефтяное общество" – контролировали больше половины всей добычи в стране нефти.5
     Синдикаты были наиболее распространенной формой монополистических организаций  в России. Многие монополии возникали  в форме обычных акционерных обществ, поэтому формальные уставы этих обществ в очень малой степени отражали реальную деятельность монополистических организаций. Например, крупнейшая монополия в металлургической промышленности "Продамет" имела форму незначительного торгового акционерного общества, а в действительности диктовала цены, вела активную борьбу за сырье и господство на рынке металлургической промышленности, проводила политику ограничения производства и т.д.6
     Монополизация промышленности росла, хотя велась антимонополистическая  борьба; существовало даже особое законодательство. Но в обход этого законодательства буржуазия использовала форму акционерных  обществ, создавала различные "управления" и "советы" для руководства  предприятиями, входящими в монопольные органы.7 

     От  абсолютной монополии  к конкурентному  рынку
     В Советском Союзе в 30-е годы рынок  вырубили «до основания», а конкуренцию  заменили товарищеским социалистическим соревнованием. Затем установилось господство государственной монополии, которая охватывала всю экономику  страны.
     Об  экономике советского периода известный  экономист Билимович писал: «Теперь двери наглухо захлопнуты, и государственная промышленность является монополией. Она защищена от всякой, даже потенциальной конкуренции и от всякого притока свободных сил. А потому она, с одной стороны, задыхается, а с другой стороны, деморализуется и бесконтрольно уродуется в угоду целям и прихотям коммунистической партии».
     Об  отличиях этой монополии от конкурентного  рынка можно судить по таблицы, приведенной  ниже8.
     Естественно, что для перехода от абсолютной монополии  к конкурентному рынку требуется, как показывает опыт многих стран, от 2 до 5—7 лет. Особенно этот период продолжителен  в стране, где идет непрерывное  падение производства, не развиты  производство высококачественных предметов  и сфера услуг, слабы традиции экономической демократии. Последние  обстоятельства относятся к нашей  стране.9
     Основные  признаки абсолютной монополии и  конкурентного рынка
Абсолютная  монополия Конкурентный  рынок
Плановое  распределение центром всех факторов производства и финансовых средств Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в негосударственном  секторе
Строго  регламентированные сверху вертикальные хозяйственные связи Свободное предпринимательство  с установлением горизонтальных экономических связей
Централизованное  установление строго фиксированных  цен Цены, основанные на договоре покупателей и продавцов
Нормированное сверху распределение продуктов Свободный выбор  покупателями всех товаров
Монополия государства во внешней торговле Свобода внешнеэкономической  деятельности
Абсолютная  монополия государства на рынке Конкуренция всех товаровладельцев и покупателей
 
     В Российской Федерации с января 1992 г. было провозглашено ускоренное движение к рынку. Однако за 1992—1997 гг. страна продвинулась к цивилизованному рынку очень незначительно. Выявились и отрицательные явления. Однако в науке отрицательный результат — тоже результат поучительный. В настоящее время более четко, чем вначале, обозначились проблемы, которые предстоит решать.10
     Для начала необходимо правильно выбрать  тип рынка, к которому следует  перейти.
     У инициаторов рыночной реформы возобладала  идея создания свободного рынка. В январе 1992 г. всем гражданам было разрешено  торговать чем угодно и где  угодно, что привело к моментальному  возникновению неорганизованной торговли с рук.
     Само  движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику.
     Также необходимо было провести демонополизацию  рынка. Слабо выполнялись законодательно провозглашенные меры по ограничению  монополистической деятельности и  развитию конкуренции. Поэтому освобождение рыночных цен от государственного контроля проводилось фактически руками монополий, в их интересах.
     Безусловно, что требуется усилить ответственность  юридических и физических лиц, препятствующих демонополизации рынка. В связи  с этим Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), принятый в 1996 г., впервые  предусматривает в качестве преступлений в сфере экономической деятельности то, что ведет к монополизации рынка и к подавлению конкуренции. К числу таких преступлений, в частности, относятся:
      монополистические действия и ограничение конкуренции (монополистические действия, совершенные путем монопольно высоких и монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен);
      незаконное использование товарного знака;
      заведомо ложная реклама;
      обман потребителей и др. (УК РФ. Ст. 178, 180, 182, 200).
     Естественно, что требуется многое сделать  для кардинального изменения  структуры национального рынка.11 

     Антимонопольное регулирование
     Важнейшим средством регулирования деятельности монополии является антимонопольное  законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации. Антимонопольное  законодательство представляет собой  пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.12
     Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:
      контроль над ценами;
      контроль над слиянием компаний.
     Антимонопольное законодательство в первую очередь  запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами  в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.13
     Слияние компаний происходит вследствие приобретения одной фирмой акций другой. Правительство  предпринимает меры против того, когда  в результате объединения сходных  компаний их рыночная доля значительно  увеличивается. Исключение может быть сделано в случае, если одна из фирм находится на грани банкротства.
     Закон «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в  марте 1991 г. Его цель – определение  организационных и правовых основ  предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и  недобросовестной конкуренции для  обеспечения условий создания и  эффективного санкционирования товарных рынков.14
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.