На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Надзор и контроль Банком России за деятельностью коммерческих банков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Содержание
                                                                   
      Введение  ……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Особенности правового регулирования осуществляемые банком России надзора  за деятельностью кредитных организаций…………………………………………………..4
2. Осуществление банком России контроля и надзора  за деятельностью коммерческих банков.……………….…………………………………………………………………….......6 

2.1.Необходимость  контроля и надзора за деятельностью  коммерческих банков……….7
2.2Этапы контроля  и надзора за  деятельностью  коммерческих банков…………………15
2.3Требование  по выполнению обязательных нормативов  ЦБ РФ……………………….16
3Лицензирование  деятельности кредитных организаций  как превентивная мера надзора………………………………………………………………………………………..20 

3.1Виды Лицензий…………………………………………………………………………..22
3.2Требования, предъявляемые  к вновь создаваемым кредитным  организациям………23
3.3Особенности регистрации и получения лицензий на право осуществления банковской деятельности…………………………………………………………………………………24 

Заключение…………………………………………………………………………………..27  
Список использованной литературы………………………………………………………29       

Приложение………………………………………………………………………………....30 
 
 
 
 
 
 

 Введение 

      Банки — одно из центральных звеньев  системы рыночных структур. Развитие их деятельности — необходимое условие реального создания рыночного механизма.
Тема данного  реферата является достаточно актуальной в силу того, что деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные  и социальные права широкого круга  граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их вкладчиками, кредиторами  и акционерами. Поэтому государство  в лице Центрального банка осуществляет наблюдение и контроль за устойчивостью  каждого банка и всей банковской системы.
 Коммерческие банки  относятся  к особой категории деловых предприятий, получивших  название  финансовых  посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и   другие  денежные средства, высвобождающиеся в процессе  хозяйственной  деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают  новые требования и обязательства,  которые становятся товаром на денежном рынке.
      Главными  целями банковского регулирования  и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков.
      Цель  курсовой работы – исследовать как  происходит надзор и контроль Банком России за деятельностью коммерческих банков. Банки выполняют разнообразные  функции и вступают в сложные  взаимоотношения между собой и другими субъектами хозяйственной жизни.
      Таким образом, объектом курсовой работы является коммерческий банк.
      Задачей данной  курсовой работы является рассмотрение таких вопросов как: правовое и экономическое  регулирование деятельности банков; лицензирование; оценка структуры коммерческих банков и проблемы и пути совершенствования банковского регулирования. 
 
 
 

1.Особенности правового регулирования осуществляемые банком России надзора  за деятельностью кредитных организаций.
Статья 55 Закона о Банке России устанавливает, что  органом банковского регулирования  и надзора за деятельностью кредитных  организаций на территории РФ является Банк России. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями  банковского законодательства, нормативных  актов Банка России, а также  экономических нормативов, установленных  Банком России.
Главная цель банковского  регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.
Банк России не вмешивается в оперативную  деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами.
Надзорные и  регулирующие полномочия Банка России могут осуществляться им непосредственно  или через создаваемый при  нем орган банковского надзора. Решение о создании данного органа принимается Советом директоров.
Банк России устанавливает обязательные для  кредитных организаций правила  проведения банковских операций, ведения  бухгалтерского учета, составления  и представления бухгалтерской  и статистической отчетности.
Для осуществления  своих полномочий в соответствии с перечнем, установленным Советом  директоров Банка России, Банк России имеет право запрашивать и  получать у кредитных организаций  необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. При этом он не вправе требовать  от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая  контроль за расходованием фонда  потребления (заработной платы) юридических  лиц — клиентов.
Для исполнения возложенных на него полномочий Банк России вправе принимать нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к его  компетенции, в том числе по вопросам контрольной и надзорной деятельности. Эти акты являются обязательными  для исполнения всеми органами государственной власти, местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами.
Для реализации контрольных и надзорных полномочий в Банке России образован Комитет  банковского надзора Банка России. Комитет является действующим на постоянной основе органом, через который  Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные  законодательством РФ. Комитет объединяет структурные подразделения Банка  России, обеспечивающие выполнение его  надзорных функций. К структурным  подразделениям относятся: департамент  лицензирования деятельности и финансового  оздоровления кредитных организаций; департамент пруденциального банковского  надзора; департамент по организации  банковского санирования; департамент  инспектирования кредитных организаций; департамент валютного регулирования  и валютного контроля, департамент  внутреннего аудита и ревизий, департамент  банковского регулирования и  надзора, юридический департамент, главное управление безопасности и  защиты информации и др.
Основной формой работы Комитета являются заседания, в  которых принимают участие с  правом голоса Председатель Комитета, его заместители и руководители структурных подразделений Банка  России. В части работы Комитета по вопросам регистрации кредитных  организаций и выдачи им лицензии на осуществление банковской деятельности принимает следующие решения:
- Государственная  регистрация кредитных организаций  при создании;
- Выдача генеральных  лицензий на осуществление банковских  операций, лицензий на привлечение  во вклады денежных средств  физических лиц банкам, ранее  не имевшим такого права;
- Вынесение заключения  о соответствии банков требованиям  к участию в системе страхования  вкладов;
- Формирования  собственных средств (капитал)  кредитных организаций с использованием  инвесторами ненадлежащих активов;
- Введение и  изменение пруденциальных норм  деятельности кредитных организаций  в тех случаях, когда для  этого не требуется решения  Совета директоров Банка России;
- Назначение  временной администрации по управлению  кредитной организации;
- Аннулирование  и отзыв у кредитных организаций  лицензий на осуществление банковских  операций, а также государственной  регистрации кредитных организаций  в связи с их ликвидацией;
- Выдача кредитным  организациям разрешений на создание  на территории иностранного государства  дочерних организаций;
- Применение  мер воздействия к кредитным  организациям в случаях, предусмотренных  нормативными актами Банка России.
2. Осуществление банком России контроля и надзора за деятельностью коммерческих банков.
Контроль и  надзор в банковской практике представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и периодических проверок финансово-хозяйственной  деятельности и реорганизации работы в банке и его учреждениях.
Контроль и  надзор за операциями банков осуществляется в следующих основных формах:
- межгосударственный  контроль;
- государственный  контроль;
- аудиторский  контроль;
- учредительский  контроль (для паевых и акционерных  банков).
Межгосударственный  контроль и надзор осуществляются:
а) в рамках различных  объединений и группировок самостоятельных
государств, практикующих координацию денежно-кредитной, валютной и финансовой политики;
б) силами международных  валютно-финансовых организаций, участие  в деятельности и кредитно-финансовое обслуживание в которых предполагает наличие контроля не только за деятельностью конкретного банковского учреждения, но и за развитием экономической ситуации в стране в целом и в кредитной системе в частности.
2.1.Необходимость  контроля и надзора  за деятельностью  коммерческих банков
Необходимость осуществления надзора за коммерческими  банками, имеющими филиалы, обусловлена  возникновением дополнительных рисков в их деятельности. К таким рискам относятся региональные риски, территориальные и страновые риски, риск потери управляемости (вероятность принятия управляющим филиала несогласованных с Правлением головного банка решений или невыполнение общебанковских указаний и решений). Целью данного надзора является выявление указанных рисков, оценка степени риска для банка и приведение банковской деятельности в соответствие с нормами и требованиями ЦБ РФ.       Банковский надзор - это  надзор  в  банковской  сфере. Организация   банковского надзора  основывается  на  национальной законодательной   базе и  рекомендациях  международных  банковских  комитетов. Система   банковского надзора обычно включает:
    -   типы банковских учреждений, подлежащих надзору;
    -   процедуру выдачи лицензий  на совершение банковских операций;
   -   стандарты бухгалтерского  учета, банковской и статистической  отчетности;
    - порядок аннулирования лицензий  на банковскую  деятельность  или   ограничения банковских  операций;
    -  обязательность аудиторских  проверок;
    -  порядок назначения временной  администрации по управлению  банком;
    -   объявление банков неплатежеспособными. 

 Основными видами государственного контроля за деятельностью коммерческих банков являются:
- внутриведомственный  контроль;
- межведомственный  контроль;
- региональный  контроль;
- вневедомственный  контроль.
Для реализации каждого из видов государственного контроля создаются соответствующие  контрольные органы. Так, внутриведомственный  контроль за деятельностью банков осуществляется, как правило, двумя центральными ведомствами:
- Центральным  банком России, являющимся основным  субъектом государственного контроля  и надзора в банковской системе;
- Министерством  финансов России и его региональными  учреждениями.
Внутриведомственный контроль направлен на обеспечение  стабильности, надежности и законности действий подведомственных организаций - банков и их учреждений. Он осуществляется силами специального подразделения, создаваемого для этих целей - контрольно-ревизионной  службы. Согласно действующему законодательству на ведомственный контроль возложены  функции по периодическому проведению ревизий финансово-хозяйственной  деятельности подведомственных организаций.
Вневедомственный  контроль осуществляется силами специально созданных вневедомственных органов (например, контрольных палат, ревизионных  комитетов), в том числе включающих специальные подразделения для  осуществления проверок и ревизий  по заданиям правоохранительных органов.
Межведомственный  контроль осуществляется путем объединения  усилий ряда заинтересованных министерств  и ведомств. Органами межведомственного  контроля в банковской системе могут  выступать:
- комитеты по  делам банков, в работе которых  участвуют представители заинтересованных  ведомств;
- специально  созданный контрольный орган  по ряду вопросов подотчетный  и Центральному банку России, и Министерству финансов.
Органами регионального  контроля выступают региональные комиссии по делам банков. Среди целей организации  государственного контроля и надзора  за банковской деятельностью можно  выделить:
- проверку соответствия  деятельности банковских учреждений  действующему законодательству;
- оценку степени  риска операций отдельных банков, их группировок, секторов;
- проверку состояния  ликвидности баланса, ликвидности  активов и ликвидности контролируемого  банка;
- контроль и  анализ прибыльности банковских  операций, структуры доходов и  расходов банка;
- проверку фискальной  и социальной защиты работников  банка. В банковском законодательстве  фиксируются следующие основные
моменты организации  государственного банковского контроля:
- банковские  учреждения и специализированные  кредитно-финансовые институты обязываются  предоставлять любую необходимую  информацию в соответствующий  контролирующий орган;
- устанавливаются  механизм, порядок и сроки проверки  банков;
- определяются  основные нормативные методы  регулирования, обязательность соблюдения  контрольных и желательность  оценочных коэффициентов;
- в самом общем  виде разрабатываются порядок  и периодичность предоставления  различных форм отчетности, причем  конкретное содержание этих форм  не фиксируется.
Комитет по делам  банков создается для согласования деятельности и разработки основных направлений и форм регулирования  и контроля за деятельностью банков. Может создаваться в качестве самостоятельнойорганизации либо при  Правлении Центрального банка России.
Участниками деятельности Комитета выступают представители  Центрального банка России; Министерства финансов России; Государственной Думы; Министерства внешних экономических  связей России, а также представители 10-15 крупнейших банков России. Возглавляет  работу Комитета в большинстве случаев  председатель Правления Центрального банка России.
Среди наиболее важных направлений деятельности Комитета по делам банков можно выделить:
- определение  направлений деловой политики  коммерческих банков;
- планирование  функционирования банковской системы  в целом;
- определение  и пересмотр прямых количественных  ограничений банковских операций;
- решение вопросов  организации новых кредитных  учреждений и регулирование процессов  развития банковской сети;
- вопросы согласования  банковской политики;
- организация  и совершенствование системы  страхования банковских депозитов;
- организация  и совершенствование системы  банковского надзора.
Для согласования деятельности банков и решения более  узкоспециализированных вопросов их деятельности создаются региональные банковские комиссии, деятельность которых финансируется  совместно банками и государством.
Региональные  банковские комиссии наделяются правом разработки и распространения среди  банков как методической, так и  нормативной документации, являющейся обязательной для исполнения. В случае выявления комиссией нарушений  она может применить соответствующие  санкции к банкам- нарушителям:
- предупреждение  и порицание;
- запрещение (квотирование, приостановление) определенного  вида операций;
- отстранение  (временное или постоянное) руководства  банка и назначение своих уполномоченных (временно) или руководителей (постоянно);
- временное приостановление  действия лицензии;
- штрафы в  денежной или натуральной форме.
Центральный банк России является основным субъектом  государственного банковского контроля. К функциям департамента по регулированию (надзору) и лицензированию банковской деятельности можно отнести:
- разработку  единых правил лицензирования  и экономических нормативов для  коммерческих банков, координацию  деятельности служб банковского  надзора Центральных банков, оказание  консультационных и методических  услуг Центральным и коммерческим  банкам по данным вопросам, ведение  общегосударственного реестра коммерческих  банков;
- выдача лицензий  и осуществление прямого надзора  за крупномасштабными и межрегиональными  коммерческими банками;
- проведение  ревизий коммерческих банков;
- управление  процессами слияния и поглощения  банков;
- координация  и установление связей с банками;
- установление  нормативных коэффициентов, определение  форм, сроков и содержания отчетности.
Надзор за деятельностью  коммерческих банков осуществляют Главные  управления Центральный банк РСФСР  по месту их нахождения, а также  Главное управление по работе с коммерческими  банками. При этом контролируется соблюдение банками обязательных экономических  нормативов, правильность применения банковского законодательства и  нормативных актов Центрального банка РФ.
Во исполнение этих функций может быть назначена  сплошная или выборочная проверка операций коммерческих банков. В целях обеспечения  функций по надзору коммерческие банки обязаны представлять учреждению Центрального банка по месту своего нахождения балансы, планы, отчеты и  другие документы, необходимые для  определения правильности ведения  кредитно- расчетных операций.
Центральный банк РФ может обязать коммерческий банк принять меры, необходимые для  достижения устойчивого положения, увеличить долю собственных средств, осуществить изменения структуры  активов, а также использовать другие полномочия.
Учет и отчетность в коммерческих банках осуществляется в соответствии с Правилами, установленными Центральным банком РФ. Банки публикуют  в печати годовой баланс и отчет  о прибылях и убытках после  подтверждения ревизионной комиссией  или уполномоченной аудиторской  службой достоверности представленных в них сведений.
Региональные  управления Центрального банка РФ ежеквартально  направляют Главному управлению по работе с коммерческими банками информацию о результатах анализа деятельности коммерческих банков, соблюдении ими  установленных экономических нормативов, допущенных нарушениях, принятых мерах  и запросах, требующих централизованного  решения.
Для обеспечения  стабильности банковской системы качественного  анализа и надзора за ее работой  Центральный банк РФ создает информационную базу данных по коммерческим банкам. С  этой целью Главное управление по работе с коммерческими банками  и Главные управления Центрального банка РФ организуют сбор, хранение и анализ данных балансов коммерческих банков, динамику соблюдения ими экономических  нормативов, и другие показатели работы коммерческих банков. Указанная информация носит конфиденциальный характер.
Аудиторский контроль представляет собой форму независимого, нейтрального контроля за деятельностью  банков и иных кредитных учреждений. Он осуществляется в двух основных формах:
- внешний аудит;
- внутренний  аудит.
Внешний аудит  банковской деятельности осуществляется на договорной платной основе специализированными  аудиторскими организациями, обладающими  соответствующей лицензией Центрального банка России, или физическими  лицами - независимыми частными аудиторами, также получившими лицензию. В  целях координации и согласования деятельности аудиторских организаций  создаются
их различные  объединения: ассоциации, палаты и т.д. В качестве основных целей внешних  аудиторских проверок можно выделить:
- подтверждение  достоверности банковской отчетности;
- подтверждение  факта соблюдения банком установленных  нормативных и законодательных  требований;
- анализ финансово-хозяйственной  деятельности банка;
- подготовка  и выдача официального заключения  аудиторов, состоящего из двух  основных частей: констатирующей  и рекомендательной.
Для реализации указанных целей аудиторы проверяют  состояние бухгалтерского учета  и внутреннего контроля, устанавливают  соответствие финансово-хозяйственных  операций законодательству и достоверность  отчетности, и в соответствии с  заключенным договором аудитор  вправе оказать банку также различные  услуги по анализу финансово-хозяйственной  деятельности , консультации и рекомендации в вопросах учета, отчетности, инвестиций и т.д.
Проведение аудиторской  проверки не должно нарушать нормальной работы банка.
Основными направлениями  работы аудиторов при проверке состояния  дел в банке являются:
- проверка правовых  аспектов хозяйственных и операционных  договоров и иной документации (гарантийных писем, обязательств, досье);
- контроль за  правильностью ведения дел, организации  документооборота и работы отдельных  подразделений и органов управления;
- проверка условий  заключения договоров, их соответствия  решениям правления (Кредитного  комитета);
- контроль за  правильностью составления и  своевременностью предоставления  установленных форм отчетности, соблюдения и расчетов экономических  нормативов, обязательных отчислений  в централизованные фонды;
- контроль за  обеспечением кредитов;
- контроль за  правильностью осуществления операций  с векселями и другими ценными  бумагами;
- контроль за  состоянием и использованием  собственных средств банка,
оплатой уставного  фонда и работой с акционерами (пайщиками);
- проверка правильности  расходования и поступления средств,  включая погашение сумм основного  долга, начисление и порядок  уплаты комиссионных, а также  взаимоотношений с налоговыми  органами.
Руководство банка  и его работники обязаны предоставить аудиторам всю необходимую документацию. Кроме того, аудиторы имеют право  присутствовать на заседаниях органов  управления банка; получать разъяснения  и уточнения по любому вопросу  проверки у сотрудников банка.
По результатам  проверки аудиторы составляют заключение, в котором дается оценка состояния  учета, внутреннего контроля и достоверности  отчетности проверяемого банка, соблюдения законодательства и правильности отношений  с бюджетом, на основании чего аудиторами принимается решение об утверждении  или отказе от утверждения годового бухгалтерского отчета проверяемого банка. В случае отказа от подтверждения  годовой отчетности банк обязан в  месячный срок устранить отмеченные недостатки и представить исправленный отчет на повторное подтверждение.
Основанием для  отказа аудиторов от подтверждения  достоверности отчетности могут  служить:
- выявление серьезных  недостатков в работе банка;
- оказание давления  на аудиторов;
- отсутствие  подтверждающей достоверность отчетности  документации.
Внутренний аудит  представляет собой форму управленческого  контроля, для осуществления которого в банке создается специальное  подразделение - отдел внутреннего  контроля. Деятельность данного отдела строится по специальной программе  конфиденциального характера, утвержденной правлением.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.