На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекция по "Истории"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Теоретический метод  к постижению истории.
2. проблема славянского  этноса.
3. Киевская Русь: государство  и идеология этногенеза. 

1. Теоретический метод  к постижению истории. 

     1. До конца XX века в гуманитарных науках преобладает описательные модели постижения истории, в рамках которых общество рассматривалось как закрытая система. С конца XX века начался переход и динамика модели постижения истории, в рамках которых общество изучается как открытая система, т.е. Во взаимодействии, с биосферой, с ноосферой и даже тем, что стоит за природой (некий абсолют, Бог).
     В современной истории 2 модели динамического  порядка:
     1. Теория социальной пассионарности
     2. Теория социокультурной динамики  и генетики общества. 

     1. Теория социальной  пассионарности.
     Применяется для изучения истории народов (этносов), возникновения и развития народов объясняется с помощью механизма мутаций (внезапное взрывоподобное изменение генофонда живых существ). Источники мутаций – хим. препараты, физ. космические мутагены (наиболее сильные) – субатомные частицы Н2 и Не2, возникающие в массовом масштабе вселенной в результате взрыва сверхновых звезд; под воздействием избыточной биохимической энергии живые организмы имеют способность проявлять повышенную активность (страсть, «Passia» - лат). У человека повышенная активность проявляется в страсти к власти, к накоплению, к разрушению веры, или к утверждению таковой. Под воздействием повышенной биохим энергии в этносе в истории народов выделяет ряд этапов:
     1. Пассионарный подъем – когда  под воздействием полученной извне биохим энергии отдельные человеческие особи взаимодействуют, образуют некую целостность, которая устремляется к освоению окружающего географического пространства как своей среды обитания.
     2. Акматический этап, когда в этносе  наблюдается самый высокий уровень биохим энергии, который заставляет людей не считаться с общим установлениями, а следовать только собственной природе. В результате в истории народа происходят затяжные гражданские войны и др. кровопролития, что приводит к остыванию этноса.
     3. Инерциональный этап (зрелый возраст  этноса) когда по мере убывания  биохим энергия у людей вновь  возникает стремление к взаимному  подчинению друг другу. В результате  в истории народов начинается  процесс государство образования  и народы достигают вершины в развития их материальной и духовной культуры.
     4. Этап обскурации (благородной старости) когда в результате значительного  убывания биохим энергии этносы  былым великим замыслам предпочитают  обывательский покой. 
     5. Этап депопуляции, котором этносы  сходят с исторической арены (византийцы), а другие возрождаются в новый народ (восточные славяне). 

     Эти 5 этапов этногенеза укладываются в 12-15 веках. 

     2. Теория социокультурной  динамики и генетики  общества.
     1. Все существовавшие и существующие  цивилизации делят на 2 типа: традиционные (восточные) и либеральные (западные).
     Первоначально в мировой истории возникли традиционные цивилизации (с рубежа IV – III тыс. до н.э. на юге Междуречья, Тигра и Евфрата [Месопотамия] развивалась до 23 года шумерских цивилизаций; XXIII – XXII до н.э. Шумеро-Аккадская цивилизация; с XIX – VI до н.э. Шумерскую сменила Вавилонская цивилизация; а с XX – VII в до н.э. Шумеро-Аккадскую цивилизацию сменила Ассирийская; западнее Месопотамии – с XVII – XII в до н.э. живших Хеттов и Метаннийцев; со 2 половины III тыс. до н.э. – IV в до н.э. существовала Финикийская цивилизация; а с XII в до н.э. – по II в Древне-Иудейская цивилизация. Восток от Месопотамии – в начале III тыс. до н.э. возникла Древне-иудейская цивилизация; а тысячелетие спустя Древне-Китайская цивилизация).
     В начале I тыс. до н.э. в Средиземноморье возникла первая западная цивилизация – Древняя Греция, Древний Рим, составляющие понятие Античной цивилизации.
     Эконом  основой трад цивил был феномен  власти – собственности, т.е. у кого была власть, тот обладал и собственностью, а сама власть – собственность.
     Полит основа Востока – деспотии, власть одного лица, неограниченная законами, обожествленная и опирающаяся на административную и военную силы.
     Полит основа запада – был полис, гражданский коллектив мелких и средних земельных собственников. Эконом основа антич цивил – феномен собственности-власти, т.е. кто обладал властью одновременно был собственником.
     Россия  в ходе своего исторического движения минула трад цивил, но не дошла до границ либеральной, ее динамика оказалась замкнутой между двумя типами цивилизаций.
     2. Межцивилизационный.
     Характер  истор движения России обусловил  возникновение и действие в отечественной  истории такого феномена, как  социальный раскол, под которым понимается наличие 2 субкультур в рамках 1 истор культуры. Представители первой субкультуры, традиционалисты, ориентируются на общество коллективистского типа, строгую дисциплину и уравнительность, как принципы распределения. Представители 2 субкультуры, либералы, ориентируются на общество индивидуалистического типа, свободу личности и частную инициативу.
     3. Соц. раскол обусловил господство  в отечественной истории 2 типов  мышления: традиционалисты мыслят  категориями инверсионной  ложки  (инверсия – движение по типу маятника), в рамках которых при принятии решения бросаются из крайности в крайность; либералы мыслят категориями медиационного движения (медиум - средний), в рамках которого отыскивается средняя линия между крайностями.
     4. Попытки России избавиться от соц. раскола обусловили сложн колебательное движение, которые отчерчивает Россия в историческом пространстве и времени. С монолита образов государства в отеч истории имели место 2 полных, глобальных инверсионных цикла:
      2 поло IX в – 1917г
      1917 – 1991 г.
С 1991 только начался 3 глобальный инверсионный цикл, т.к. Россия в начале XXI века остается точно такой же, что и тысячу лет назад, т.к. страна находится в межцивилизационном пространстве. 

2. Проблема славянского  этногенеза.
Отеч  история своими истоками восходит к истор движению восточных славян, которые относились к индоевропейской языковой и этнической группе народов. 

Индоевропейцы возникли в мировой истории в  V-VI тыс. до н.э. в Передней (Западной) Азии. В III тыс. до н.э. началось расселении индоевропейцев по земному шару 3 потоками: 
зап ветвь индевр (Греко-кельто-италийцы и балто-славяне) расселилась на евразийском континенте: греки на Балканском полуострове; кельты – в Центральной Европе, а балто-славяне на Южн побережье Балтийского моря. В I тыс. до н.э. произошел распад балто-славянского единства, из которого выделились славяне; с рубежа н.э. начался славянский этногенез (возникновение и первоначальное развитие народа), в котором выделяют 3 этапа:

    I-VII в.
Эти века в мировой истории совпали  с таким явлением как Великое переселение народов (ВПН), начало которому положили в Азии гунны, а в Европе готы. Под давлением готов славяне были вовлечены в ВПН и вынуждены были переселиться со совей первоначальной родины (территория, ограниченная бассейном Зап.Двины, Окой и Верхним Поднепровьем) в междуречье Днепра и Днестра, где существовала общеславянское царство, хотя в процессе переселения славяне разделились на 3 ветви: Западные славяне (венды), Южные славяне (скандинавы), Восточные славяне (анты).
    VII – 2 пол. IXв.
Начало  этому периоду положило движение через южно-русские степи азиатских  племен аваров, которые нанесли значительный урон антам и территориально отделили их от Южн. и Зап славян, т.е. было нарушено территориальное единство славян. Одновременным стало и нарушение их соц. единства, т.к. Южн и Зап славяне раньше восточных приступили к процессу государствообразования.
В VII – VIII в. через южнорусские степи прошли новые орты азиатов: венгры, хорваты, болгары и хазары. Венгры не задержались здесь, а прошли в долину Дуная, Болгары разделились на 2 ветви, одна из которых ушла в междуречье Волги и Камы, где было образовано Волжско-Болгарское царство (Волжская Булгария). Вторая ветка ушла на юг от Дуная, где Вольтман 2 пол VII века (681г.) было образовано Балканское Болгарское царство (1 государство в истории славян).
Западные  славяне образовали свое 1 государство  в 1 пол IXв на р.Мораве (совр Чехия) – Велико-Моравская Держава.
Южные и западные славяне раньше восточных  прикоснулись к цивилизационным  ценностям человечества. Западные слав входили в мировую история через единственное в раннесредневековой Восточной Европе государство через Византийскую империю, являющейся наследницей Древнегреческой цивилизации.
Восточные слав осуществили 2 волну переселения  из Южн Прибалтики в район Поднепровья. Это были кривичи, образовавшие Витебск, Псков, Смоленск; Словене – Великий Новгород. 

    2 пол IX – рубеж  XIII-XIV.
На котором  Южн и Зап славяне продолжали процесс государствообразования. Болгария в сер IXв при царе Борисе приняла христианство от Византии; и тем самым вошла в сообщество мировых цивилизаций.
На рубеже IX – X в при царе Семионе в ходе его военных походов была заложена территориальная основа Болгарского государства. После смерти Семиона начались княжеские распри, ослабившие страну; и из Болгарии выделились Сербия и Черногорье. В 1 четв XIв Болгария была покорена Византией и потеряла независимость на 2,5 столетия.
Велико-Моравская  держава первоначально находилась под диктатом Франкской империи, а после ее распада попала под власть Германии. В борьбе с германскими князьями Великая Моравия ослабла, из нее выделилась Чехия, а остальная часть территории была завоевана Венгрией, которая провозгласила в начале IXв о создании своего государства.
Вост. слав Вольтман 2 пол IXв только приступившие к созданию своего государства Киевская Русь. Это государство сформировалось на основе синтеза различных этнических элементов. С одной стороны: местных для Поднепровья германоязычных племен Ругов (Руссов/Росов), а с др. стороны пришедших сюда востслав племен Полян. Этот синтез обнаружился на уровне деятельности отдельных исторических лиц. В 852г в Киев пришли Руги во главе с князем Аскольдом и Поляне во главе с Диром. Эти вожди здесь правили одновременно и мирно в течении 30 лет. 

3. Киевская Русь: государство и идеология человека.
1. Государство Киевская  Русь 
В основе жизни востслав в догосуд период лежал вечевой соц. порядок.
Вече – представляло собой народное собрание, состоящее из первых лиц (родоплеменной знати, предводителей дружин, старцев и т.д.) локальных миров.
Вечевой порядок имел двойственный характер: решения, регулировавшие жизнь востслав общества принимались на собрании, НО оно было лишь собрание первых лиц. В результате в вечевом порядке  содержались с одной стороны  соборная (коллективная) ориентация на власть собрания, а с другой стороны авторитарная (сводящая все властные полномочия  к 1 человеку) ориентация на власть первого лица.
В момент формирования государства вост. слав вечевой порядок расколол всех на 2 начала: на авторитарное и соборное, циклическая система которых в их различных вариантах представляла собой содержание всей последовательной отеч истории вплоть до сегодняшнего дня. 

Со 2 пол  IXв по рубеж XIII – XIV в. в отеч истории имело место государственность Киевская Русь. Формирование у вост. слав было связано с ростом княжеской власти. До сер IXв князья выступали орудием народной воли. А во 2 пол IX – XII в произошло изменение свойств княжеской власти под влиянием ряда факторов:
    тенденция к отрыву княжеской власти от народа была связана с появл в IX – XIв на территории Руси варяг, под которыми понимали северных германцев (шведов, норвежцев, датчан) и Полабских славян (Лютичи, Ободриты). Др. русские города и торговля нуждались в вооруженной охране, для чего и приглашались варяжские князья и их дружины. Однако энергичные варяги не мирились с ролью наемных охранителей, а там, где чувствовали силу – захватывали власть, превращаясь из союзников в властителей. В ПВЛ: «В 862 Новгородский князь Гостомысл пригласил варяжского князя Рюрика, захватившего власть в городе». Варяжский элемент представлял собой инородное тело в востслав среде и мог прижиться только с помощью силы, что стимулировало рост княжеской власти, как власти публичной.
    В истории 1 гос-ти  особую роль сыграло собирание востслав племен в единый суперэтнос. В 9 – 1 пол 10в на территории Вост-европейской равнины проживало до 15 востслав племен союзов (Поляне в средн течении Днепра, Радимичи в верховье Днепра, Древляне и Дреговичи на р.Припять, Северяне на р.Десна, Вятичи на р.Ока и т.д.). объединение вост. слав происходило в форме подчинения Полянами др. племен ПВЛ: «В 879 В Новгороде умирает Рюрик, передав власть и своего малолетнего сына Игоря на воспитание племяннику Олегу, который в 882г пришел в Киев и захватил власть». Именно с его правления (882 - 912) берет история Древне Русского государства, т.к. ему удалось объединить Новгород и Киевские земли и племена, проживавшие на этой территории. Олег получил титул Великого Князя и положил начало истории династии Рюриковичей. Поскольку объединение вост. слав происходило с помощью силы, постольку этот фактор вновь подпитывал рост княжеской власти.
    Объединение вост. слав привело к образ огр территории, у правления которой предъявило новые требования к княжеской власти: до сер 10в гос институты использовались только для сбора дани с покоренных племен в ходе полюдье, т.е. объезда князем подведомственных ему территорий с указанными целями. Дань собирали в неформальной форме – от этого пострадал князь Игорь. Со времени правления княгини Ольги (945-964) гос институты стали использоваться для решения большинства проблем соц. регуляции т.к. ею была проведена первая в отечественной истории реформа гос управления, в ходе которой полюдье было заменено системой погостов (т.е. прав центров на местах, в которой назначались на места наместники князя, которые не только собирали дань, но выполняли судебные, фискальные и др. административные функции)
 
Княжеская власть представляла собой авторитарное начало древне русской жизни, НО оно не было определяющим в Киевской Руси т.к. князья в проведении своей политики опирались на старшую дружину, состоящую из крупных землевладельцев, вояк, которые в качестве сословия оформились на рубеже 9-10в; до этого времени в Древней Руси не существовало частной собственности на землю, а основные источники экономического роста были торговля и управление, с боярами князь заключал иммунитетные грамоты, где юридически фиксировались их права и привилегии, а значит князь в старшей дружине был лишь первым среди равных. Дружинный элемент власти – это соборное начало др. русской жизни. Более того в Др. Русских городах во 2 пол 9 их насчитывалось около 20, а в нач 13в около 200. в др. рус городах имелись вече, которые приглашали и свергали князей, объявляли войну и заключали мир, определяли налоговую политику a вечевой элемент власти это также соборное начало др. рус жизни.
Вывод: 
в результате преобладания соборных элементов власти над авторитарными. Древне русское государство нельзя определять как самодержавное по характеру государство. Киевская Русь была государством раннего соборного идеала.
 

Идеология Киевской Руси.
Роль  идеологии в средневековом государстве  выполняла религия. К моменту  образования Древней Русского государства  востслав не успели создать своей национальной (мировой) религии, но Др Русь находилась на границе вост. и зап. миров, где встречались различные народы и их религии, поэтому определение идеологии для Киевской Руси было проблемой выбора среди существующих в мире религий. Эта проблема была решена внуком княгини Ольги – князем Владимиром Святославовичем (980 – 1015 - правление). Его выбор состоял из 3 выборов. 

1. Выбор  между древними религиями востслав  и мировыми религиями. В пользу  первых «В 980-х Владимир провел  языческую реформу, в ходе которой был создан объединенный пантеон богов, в который вошло 6 наиболее почитаемых у востслав богов (Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Семаргл, Мокошь).» Но эта реформа не принесла успеха в силу ряда причин:
    Перун был не исконно славянского, а балтоскандинавского происхождения – не пользовался всеобщим авторитетом
    наряду с основными востслав предложили поклоняться своим местным богам
    в язычестве (многобожии) объектом религиозного поклонения являлась природа, а почитание каждым племенем и родом определенной природной стихии не содействовало духовной интеграции большого общества т.е. государства.
 
2. Выбор  между вост. (буддизмом) и зап  (христианство) мировыми религиями.
В 986 Владимир пригласил миссионеров от мировых  религий, представителей от буддизма НЕ ПРИГЛАСИЛ, хотя буддийские монахи иногда появлялись на Руси, а древнегреческие купцы доходили до Индии.
Буддизм относится к индийской религиозной  культуре, которая прошла в своем  развитии 4 формы:
    Ведическая религия.
    Возникла  в конце 2 тыс. до н.э.. священное писание – Веды. Ведическая религия была языческой. Древние индийцы покланялись более чем 3 тыс. богам. На уровне господства вед религии др. индийцы впервые в истории дух культуры человечества понятие потустороннего (трансцендентального) бога (весь материальный мир рассматривался как ? часть мифологического первочеловека Пуруен, который на ? пребывает в сияющих сферах – т.е. была высказана догадка о наличии собственно божественной сферы бытия) 

    Брахманизм.
    Возник  в нач 1 тыс. до н.э. Священное писание  – веды + Упанишады (тайные знания). В брахманизме был осуществлен переход от много к единобожию т.к.  все ведические боги и материальный мир рассматривался как проявление одной великой сущности. Ее проявление считалась его душа (Атман). Подчеркивалось, что брахман и Атман едины и целью человеческого существа являлось преодоление душой бесконечных материальных перевоплощений (Сансары) для достижения Нирваны. 

    Индуизм.
    Возник  в сер 1 тыс. до н.э.. Священное писание  – Бхагават-гита (путь бога). Главная  идея индуизма – идея иллюзии, согласно которой весь материальный мир нереален, не потому что постоянно изменяется, а все изменяемое нереально. Нереален только Брахман. 

    Буддизм.
    Возник  одновременно с индуизмом. Священная  книга – Трипетака (3 корзины закона). Основатель буддизма – Ситхартха (Гаутама) – Будда. В раннем буддизме отсутствует понятие бога, которое было заменено понятием причинно-зависимого возникновения, согласно которому одно событие вызывает другое, которое в свою очередь вызывает следующее событие как причина.
    Конкретным  проявлением этого понятия является закон кармы (воздаяния), под которой  понимается сумма добрых и злых дел, определяющих материальную форму перерождения души. Если в рамках буддизма отсутствует  учении о боге, то оно получило всестороннее развитие в 2ух направлениях, на которых в 3-1 в до н.э. раскололся:
    Хинаяна – малый путь к спасению, согласно которой спастись могли только монахи
    Махаяна, спастись могут все миряне
 
Таким образом, все индийские религиозные  культуры ориентировали человека исключительно на потусторонний план бытия. Такая ориентация не соответствовала мироощущению относительно молодого востслав этноса, который в 9-10в находился на иннерциональной стадии этногенеза, а значит испытывал сильное земное притяжение, обладая еще высоким уровнем энергетического заряда, потому призывы буддистов отказаться от земной жизни ради достижения потусторонних далей были для него не воспринимаемы -  Владимир буддистов даже не приглашал. 

     Ислам.
Возник  в 7в н.э. в Аравии. Ислам обладает спецификой в понимании бога – Аллаха («Ал» - божество) с одной стороны проявляется в материальном мире через откровения пророков, с др. стороны – он абсолютно потусторонен этому миру («нет ничего подобного ему» - Коран).
Потому  даже правоверный мусульманин не способен после смерти достичь собственно божественной сферы бытия. Он после смерти попадает в рай, который находится хотя и на самом последнем 7 небе (ярусе), но материального космоса. Такое понимание бога также не соответствовало мироощущению относительно молодого востслав этноса, который испытывал сильное земное притяжение, в конечном итоге мечтал о потусторонних далях. Много пищевых запретов (вино, свинина).   

    Христианство.
Возникло  на рубеже н.э., в вост. провинции  Римской империи Палестины. Христианство также обладает особенностями в понимании бога. В нем впервые отчетливо на основе иудаизма сформулирована идея личного бога, критериями которого является воля и способность к творению. Конкретное проявление личного бога является феномен богочеловека, Иисуса Христа, под которым понимается вся полнота как божественной, так и человеческой природы. Такое понимании бога соответствовало мироощущению востслав т.к. давало возможность проявиться в земной истории и не закрывала божественную перспективу.
Потому  Владимир обратил взор к христианству, но в нем в конце 4в в связи с распадом Римской империи на Зап Римскую и Вост. Римскую (Византийскую) империи обозначились 2 направления: зап христианство (католицизм)и вост. христианство (православие). 

3. В  результате перед Владимиром встал 3 выбор между католицизмом и православием, которые он осуществит в 988г. 

Катол церковь с самого начала истории всю энергию обратила на овладение искусством управления людьми, и потому христианство в катол-ме воспринимается как богооткровенная программа соц. устройства (акцент на социальность, т.е. освоение окружающего мира). Целью истории считается построение царства божьего на земле. Организационно катол церковь строится на принципе жестокой централизации. У нее единый центр – Рим, затем Ватикан и единый глава – Папа римский, который воспринимается в качестве наместника бога на земле. Богослужение осуществляется на интернациональном латинском языке.  

Правосл церковь с самого начала истории всю энергию обратила на борьбу за чистоту христ веры. Поэтому христианство воспринимается как путь к познанию сущности бога и спасению человека через нравственное самосовершенствование (акцент на духовность). Целью истории считается построение царства божьего в душе каждого верующего. Православная церковь – федеративный союз самостоятельных церквей (4-17). Глава – патриарх, рассматривался как первый среди равных ему священнослужителей. Богослужение проводится на национ языках. 

Руси  государства: Волжская Булгария и Хазарская  держава. В ходе военных походов князя Святослава в 964-967 был нанесен значительный урон Волжской Булгарии и разгромлена Хазарская держава. После этих событий центр мировой торговли, располагавшийся до сер 10в на Волге, переместился на Воско-Днепровский путь (путь из Варяг в Греки), на протяжении которого простиралось жизненное пространство востслав. Установление или контроль над мировой торговлей подготовило эконом предпосылки для расцвета Древней Руси. 

2. Внешнеполитический (цивилизационный).  Из двух тенденций мирового развития прозападнической и восточной (провизантийской) Древняя Русь выбрала вторую. 

Эти тенденции  своими корнями уходят в историю  Древней Греции и Древнего Рима. Провизантийская тенденция зачиналась в рамках древнегреческой цивилизации, история которой разворачивалась на Балканском полуострове. Его основные области (Аттика, Македония) были обращены на восток и, потому древнегреческая цивилизации зерна своей исторической культуры бросила на восток.  

В истории  древнегреческой цивилизации выделяют 3 периода:
    Архаический (9 – 6в до н.э.)
    Классический (5 – сер 4в до н.э.)
    Эллинистический (2 пол 4 – кон 1в до н.э.)
 
1. В  архаический период имело место великая греческая колонизация в 3 направлениях: на запад вплоть до Испании, на юг – до Северной Африки, на с-з – до пролива из Средиземного в Черное море. В ходе колонизации переселенцы выходили из-под контроля своих родов и на новых территориях создавали самоуправляющие общины, которые со временем были трансформированы в материковую Грецию, т.е. у Древних Греков шел переход от родоплеменного к государственному (полисному устройству). Этот переход сопровождался борьбой, с одной стороны, родоплеменной знати и народа, а с другой стороны, родоплеменной знати и военных вождей. Народ для обуздания власти стал приводить к власти военных вождей в качестве единоличных правителей (тиранов). Так впервые в мировой истории на древнегреческой почве возникла такая форма правления как тирания, которая не могла трансформироваться в монархическую власть восточного типа, т.к. в Древней Греции не было господства госуд собственности и сильной служивой знати, а наоборот, тираны выступали вождями народа, проводя реформы в интересах развития ремесла и торговли, и потому тирания была формой перехода к античной демократии или «детской болезнью» роста греческого полиса. 

2. В  классический период сформированы основы греческого полиса: его экономической основой была античная двуединая форма собственности, т.е. одновременно существовали собственность всего гражданского коллектива на территорию богатства полиса, а с др. стороны, частная собственность каждого гражданина. 

Полит основой полиса определялась тем, что  каждый гражданин, будучи собственником, выступал и непосредственным носителем  власти. В 5в до н.э. в Древней Греции насчитывалось несколько сот  полисов, из которых выделилось 2: Афина и Спарта, которые стали двумя центрами древнегреческой цивилизации. 

Афины объединили вокруг себя в основном передовые аграрно-ремесоенные полисы в афинский морской союз. Образование  этих союзов. Спарта объединила полисы в основном отсталых аграрных союзов было отражением объективной потребности полит единения полиса, достичь которого им не удалось за всю историю, по причине гражданского сепаратизма, когда за не гражданами не признавались никакие права. Этот сепаратизм был причиной постоянных межполисных столкновений, которые достигли своей остроты в конце V века до н.э. и вышли в войну между Афинами и Спартой. Эта война была началом кризиса греческого полиса, а значит и всей древнегреческой цивилизации. Этим кризисом воспользовалось молодое западное государство, возникшее в V веке до н.э. на севере Балкан — Македония, которое отличалось от греческих полисов наличием государственной собственности и разветвленной чиновничьей бюрократией, что содействовало централизации власти. Достигшей своих зрелых форм в середине IV века до н.э. при царе Филиппе II. Ему удалось одержать победу в войне с греческими полисами, навязать им неравноправный договор, нацеленный на использование материальных и людских ресурсов древних греков для установления мирового господства, но в 336 году до н.э. Филипп П был убит, и к власти пришел его сын Александр Македонский, реализовавший внешнеполитические замыслы отца. В ходе десятилетнего похода Македонского была создана первая в истории Европы много этническая империя, в которую вошли народы Балканского полуострова, островов Эгейского моря, Северной Африки, Малой Азии, южных районов Средней Азии и Центральной Азии до реки Инд. 

     Эта империя держалась лишь на энергии  великой личности и потому, со смертью  Македонского в 323г. до н.э., распалась на ряд самостоятельных государств (Македонию, Египет, Иран и т.д.) 

     3. Период мировой и древнегреческой  истории с 323 г. до н.э. по 30 год н.э. называют эпохой эллинизма.  Следует различать понятия эллин  и эллинизм. Эллин - самоназвание греков, понятие эллинизм возникло в XIX веке и означает «подражаю грекам». 

Феномен эллинизма означал собой синтез греческой и национальных восточных культур. Этот синтез в социально-политической сфере означал формирование эллинистических территориальных монархий (смотреть название государств выше). В них были синтезированы, с одной стороны, элементы греческих полисов, т.к. города в монархиях обладали широкой автономией, а с другой стороны, элементы восточной деспотии, т.к. власть в них принадлежала монарху, не ограниченному законами и опирающуюся на административную и военную силы.
     В эпоху эллинизма произошло разбавление  только что начавшей формироваться  в Древней Греции античной цивилизации, элементами восточной исторической культуры. Это влияние Востока испытает на себе наследница древнегреческой цивилизации - Византия, через которое оно будет транслировано на Древнюю Русь. 1йв 

Прозападническая  тенденция своими истоками восходит к истории Древнего Рима, которая  разворачивалась на Апеннинском полуострове. Его основные области (Лаций, Этрурия, Кампания) обращены на запад и потому римская цивилизация зерна своей исторической культуры бросило на западе. История Рима представляла собой движение от маленького города в центре Апеннин (Рима) к образованию огромной империи. Такая траектория движения определялась географическим фактором. Если природный ландшафт Балкан (высокие и обрывистые горы) препятствовали контактам между областями, и потому здесь сложилась целая мозаика городов-государств, то природный ландшафт Апеннин (невысокие горы) благоприятствовал взаимодействию областей, и потому перед Римом стоял выбор либо покорить соседей, либо самому быть ими покоренным. Рим выбрал первую альтернативу, которая реализовалась на всех трех этапах истории Римской цивилизации:
    Царский (VIII - VI века до н.э.)
    Республиканский (VI -1 века до н.э.)
    Императорский (конец I века до н.э. - середина V века)
 
     В царский период в VIII веке до н.э. возник Рим на основе объединения 300 городов, населявших Лаций, т.е. сформировался римский полис. Его полноправные граждане были потомками коренных родов. Позднейшее пришлое население не имело гражданских прав. Первые назывались патрицами, а вторые - плебеями. За царский период плебеи добились только одного нрава — участвовать в военных походах в качестве легионеров, благодаря чему римляне сумели завоевать около 50 соседних племен.
В республиканский период продолжала решаться задача по расширению жизненного пространства римлян (латан). В зависимости от способов решения этой задачи республиканский период делят на 2 этапа:
    - С VI по Щ века до н.э. протекал этап ранней республика, на котором римляне сумели завоевать все италийские племена, что привело к образованию римско-италийского союза. Одновременно плебеи добились уравнивания их в гражданских правах с патрициями, что привело к образованию патрицианско-плебейской знати.
    С Ш по I века до н.э. протекал этап поздней республики, на котором римляне в распространении своего влияния, вышли за пределы Апеннин и завоевали все побережье Средиземного моря, образовав здесь свои провинции, т.е. к концу поздней республики сложилась римско-средиземноморская держава. Однако внешние завоевания опережали процессы внутреннего развития Рима. Со П века до н.э. начался кризис римского полиса: легионеры, возвращаясь из военных походов, находили свои земли в запустении и стали продавать их более состоятельным соседям, что привело к образованию крупного землевладения. В этих условиях крестьянский труд стал непроизводителен, ему на смену пришел труд рабов. Одновременно изменилась и социальная структура городов в связи с появлением зажиточных горожан, не обладавших властью (новая знать).
 
     Самым острым для Рима оказался италийский вопрос, сущность которого заключалась  в том, что союзнике Рима италийцы принимали активное участие в завоевании римских провинций и потому воспринимались там как римляне, а у себя на родине были отделены от римлян правовой стеной, т.е. не имели гражданских прав. Этот вопрос стал причиной союзнической войны 90-88 гг. до н.э., в ходе которой всем италийцам были предоставлены гражданские права (появились новые граждане). В результате Рим перестал быть центром, где концентрировались граждане, а значит, из полиса превратился в общеиталийское централизованное государство. Процесс государственной централизации сопровождался обострением целого кубка противоречий между старой и новой знатью, старыми и новыми гражданами, Римом и провинциями и т.д. Выход из этих противоречий стали искать на путях отказа от республиканской традиции и установлении единоличной власти, сначала в форме диктатуры, затем императорской власти. Становлению единоличной власти содействовала такая форма правления — триумвират. Это не законная коллегия должностных лиц, подменявшая официальные органы власти. В истории Рима было 2 триумвирата:
    1 .Со второй половины 60х по 53 г до н.э. в лице Юлия Цезаря, Маркса Красе и Помпея, победителем из которых вышел Юлий Цезарь, провозглашенный со временем пожизненным диктатором, за что расплатился жизнью.
    41-30 гг. до н.э в лице Октавиана Августа, Марка Антония и Липида, победителем из которых вышел Октавиан, провозглашенный с 27 г. до н.э. императором.
 
     В истории императорского мира выделяют 2 периода:
     1 .Конец I века до н.э. - конец  III века. Это период принципата, когда  под видом сохранения республиканской традиции шло наращивание позиции императорской власти.
     2. Конец III - середина V веков. Это  период доминанта, когда была  отброшена республиканская традиция  и утвердилась военно-бюрократическая  монархия. 

     Римская империя была первой в истории Европы много этнической империей, после императора Македонского, но если первая была империей великой личности, то вторая - империей великого народа, создавшего высокую городскую культуру и римское право, как право частной собственности. Однако влияние римской культуры пределах империи не поддались 2 субэтноса - иудеи и христиане. На основе христианства возникает 3-я много этническая империя в Европе - «Священная империя»-
     Первой  записанной книгой христиан было «Откровение  Святого Иоанна» (или «Апокалипсис»), в соответствии с идеалами которой первохристиане ждали скорого конца света и второго пришествия Христа, и поэтому они не стремились к освоению земной истории, у них отсутствовала идея о создании собственного государства на Земле (теократическая идея). Ситуация в христианстве изменилась в IV веке при римском императоре Константине (306-337 гг.) - была объявлена веротерпимость по отношению к христианам. При римском императоре Феодосии (279-395 гг.) христианство было признано в качестве официальной идеологии Римской цивилизации» т.е. языческой государство склонилось перед духовной мощью христиан и с этого времени в христианстве возникает теократическая идея в двух формах, соответственно двум частям, на которые в 395 году распалась Римская империя - это латино-язычная западная Римская империя и греко-язычная восточная Римская империя (Византийская империя). 

     В западноевропейской части, распадавшейся  Римской империи, начнет реализовываться  первая форма теократической идеи - идея папской теократии. На ее основе в Средневековой Западной Европе утвердится римско-католическая модель социально-исторического движения. Ее духовным стершем был католицизм, а социально-политическим стержнем - исключительная государственное значение римских пап, т.к. католическая церковь в период распада Римской империи, казалась единственной силой способной к социальной организации населения. В IV - VI веках в западноевропейской части распадавшейся Римской империи парил социальный хаос, вызванный нашествие варварских германоязычных племен, которые проживали на огромной территории от Рейна до Вислы, а по Рейну проходила западная граница Римской империи, которая была впервые нарушена варварами в 375 году, но после отдельных столкновений с римскими легионами, они были приняты на службу императорами, а с начала V века в Германии предприняли массированный натиск на империю. В 410 году Рим подвергся нападению со стороны германоязычных племен вестготов, которые затем удалились в Испанию, где образовали Вестготское королевство. 

     В 455 году Рим стал объектом неслыханного грабежа и разрушений со стороны вандалов, которые затем удалились на север Африки, где образовали Вандальское королевство. 

     В 476 году один из предводителей германских дружин Одоакр сместил последнего римского оператора. 

     В 493 году Италия стала объектом нападения  со стороны остготов, которые образовали здесь свое королевство, просуществовавшее  до середины VI века, когда в Италию вторгнуться лангобарды. 

     В условия нашествия варваров иерархи  католической церкви выполнили не только духовные, но и военные, экономические, социальные и другие функции, и потому они были единственной силой, способной стать восприемницей разрушавшейся Римской государственности, что содействовало возвышению власти римских пап над светской властью. На основе такой конфигурации властей и сформируется священная империя. 

     Свое  непосредственное начало эта империя  брала в середине VIII века, благодаря  оформлению союза католической церкви и франкского государства, которое  было образовано в конце V века наиболее многочисленными и воинственными из варваров франками, сумевшими объединить многие германоязычные племена в единое государство. 

     В середине VIII века короли Франкского государства  пошли на заключение союза с католической церковью. 

     В 756 году франкский король Карл Великий был коронован Римским Папой короной римских императоров, и с этого времени Франкское государство стало империей. В образовавшемся союзе первоначально ведущие позиции принадлежали светской власти. С этим мирились римские папы, т.к. опираясь на военную мощь империи, они продолжали распространять католицизм Западной Европы (к IX века он достиг пределов Испания и Британии). Ситуация во взаимоотношениях вышей светской и духовной властей стала меняться с середины IX века, когда при внуках Карла Великого Франкская империя распалась на ее развалинах стали возникать современные западноевропейские государства: Франция, Германия, Италия. Наиболее слабым из них была Италия, чем воспользовалась Герани. В 962 году германский король Ото I перешел Альпы, завоевал северную и среднюю Италию, подключив эти территории к своему государству. Так возникла первая Германская империя, которая в средине века называлась «Священной империей». 

     Первоначально в ней германские императоры назначали  римских пап и других священнослужителей. В середине XI века римские папы отвоевали право быть выбираемыми на съезде римских кардиналов, а затем получили право самим назначать других священнослужителей. 

     А в начале ХШ века в понтификат Иннокентия Ш все западноевропейские короли и императоры признали себя вассалами Римского Папы. 

     Верховенство  высшей духовной власти над светской содействовало воспроизводству  в Средневековой Западной Европе хотя бы минимального правового пространства, т.к. здесь господствовало в указанное  время католической право, как право управления, зафиксированное в Священном писании, а его носителями выступали иерархи католической церкви во главе с Римским Папой, который воспринимался в качестве наместника Бога на земле и потому управление обществом на христианском Западе основывалось на божественном, но законе. 

     Другой  была траектория исторического движения средневековой Восточной Европы (Византии), где реализовалась вторая форма теократической идеи - идеи императорской теократии. На ее основе на христианском востоке утвердится эллинистически-византийская мораль социально-исторического движения. 

     Ее  духовным стержнем было православие, а  социально-политическим стержнем - исключительное церковное значение византийских императоров, т.к. Византия представляла собой уникальный пример в мировой истории, ибо выбрав единожды монархический принцип правления она ни разу на протяжении своей тысячелетней истории (конец IV - середина XV веков) не отказалась от него. 

     Византийская  концепция власти формировалась на основе трех исторических традиций:
    1 .Классической греческой.
    2.Римской.
    3 .Эллинистической.
 
     1. От античной Греции Византия  первоначально унаследовала демократические  институты в лице сената и  органов городского самоуправления, которые придавали ему закономерности и авторитет императорской власти, но в VI - X веках происходит постепенный отказ от демократических обычай, проявлением чего было изменение порядка вступления на престол первого лица. До 10в императоров провозглашал народ на Ипподроме. С 10в стали венчать на царство как божьих избранников в Софийском соборе, и императоры получили титул басилевса (царя) и автократа (самодержца) и тем самым они отстранили народ от гос правления. 

     2. От античного мира Византия  восприняла идею государства  как вечной ценности. Именно на основе этой идеи в Риме возникла система доминанта, из которой вышла Византия, и потому ее гос строй определялся как военно-бюрократическая монархия. От Древнего Рима Византия восприняла идею почитания императорской власти, но не самой личности императора. Из 109 византийских императоров только 34 умерли своей смертью, т.к. в Византии не было закона о престолонаследии. 

     3.  От эллинистического мира Византия  восприняла идею обожествления  императорской властью, это проявилось  в наделении императора прерогативами высшей духовной власти и в том, что глава православной церкви Византии находился в полной зависимости  от императора. Такая конфигурация власти блокировало воспроизводство хотя бы минимального правового пространства в средневековой Восточной Европе, т.к. управление обществом здесь основывалось не на законе, а на воле и на капризе императора, который выступал в качестве главного источника законотворчества. 

     Римско-католическая и эллинистически-византийская модели соц-исторического движения средневековой Европы представляли собой соответственно западный и восточные полюсы исторического развития Древней Руси. С точки зрения культурно-цивилизационной, для Руси была бы желательна первая модель, но с точки зрения конкретного этапа этногенеза, она была для Руси опасной, т.к. западноевропейские народы и востслав находились на различных этапах этнического развития (первые на акматическом, вторые на инерционном), и потому молодая Западная Европа могла поглотить стареющую Древнюю Русь. Не случайно с 11в итальянское купечество и немецкое рыцарство рвались к берегам Днепра. 

     Однако  цивилизационный выбор Руси осуществлялся  не в одночасье. Она на пути к мировым  цивилизациям прошла ряд этапов: 

    Время правления Владимира Святославовича (980-1015), когда в ходе христианизации Руси на уровне решения только первого лица был задан провизантийский вектор ее развития.
    Время правления Святополка I (1015-1019), которые в борьбе за власть обратился за помощью к полякам, и впервые на Руси стола проникать западное влияние из Польши.
    Время правления Ярослава Мудрого (1019-1054), при котором осуществлялся баланс прозападнической и провизантийской линий развития Руси. Ярослав был женат на дочери шведского короля. Выдал замуж своих дочерей и женил 5 из 6 своих сыновей на представителях зап правящих домов, что содействовало проникновению влияния запада на Русь. С другой стороны, при Ярославе в Киеве и Новгороде были возведены Софийские соборы, а повторное посвящение храма в честь богини мудрости подчеркивало едино верность Руси православной Руси православной Византии. Более того, при дворе Ярослава мирно уживались прозападническая партия, возглавляемая его старшим сыном Изяславом (1054 - 1078), и провизантийская партия, возглавляемая его младшим сыном Всеволодом (1078 - 1093). 
    Время правления Святополка II (1093-1113 гг.). Это время торжества провизантийской линии, когда на Руси к жизни были вызваны децентрализаторские тенденции.
    Время правления Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), при котором было созвано общерусское вече, где соборно была подтверждена приверженность Руси православной церкви, как равновеликой и единоверной державе.
     Таким образом, в результате окончательного выбора провизантийской линии развития был обеспечен цивилизационный  взлет Руси во второй половине X - начале XII веков. 

     Этнический. Со второй половины X века восточные славяне перевели свои отношения с соседними народами на суперэтнический уровень, т.е. они не только отразили внешний натиск (аваров, варяг, печенегов, половцев), но и вобрали соседние народы в свою этническую систему. В результате в середине XII века в понятие «Русская земля» входили фино-угры, балты, некоторые тюрко-язычные племена, северокавказские народы при ведущем восточнославянском этническом элементе, что привело к образованию древнерусской народности, в качестве этнической предпосылки для расцвета Древней Руси. 

     Духовный. С обретение восточных славян своей письменности. Возникновение письменности считается второй после появления у человека членораздельной речи информационной революцией. Первая письменность возникла во второй половине III тысячелетия до н.э. в Древнем Египте, в конце III тысячелетия в Месопотамии, на рубеже II тысячелетия до н.э. в Древней Индии. Первая письменность была пиктографической и иероглифической, когда с помощью рисунков передавалась информация о предметах и понятиях. В начале II тысячелетия до н.э. у финикийцев возникла первая алфавитная письменность, когда с помощью абстрактных знаков передавалась информация о звуках. Финикийский алфавит состоял из 22 согласных букв. На его основе возникли все алфавиты народов современной Европы и Евразии. Первыми у финикийцев заимствовали алфавит древние греки, преобразовав часть согласных букв в гласные. На основе греческого алфавита возникла славянская письменность. 

     В 863 году велико-моравский князь Ростислав в борьбе с католической Германией обратился за помощью к православной Византии, откуда в Великую Моравию были направлены 2 ученых монаха Кирилл и Мефодий. Византийские власти рассчитывали, что они станут проводниками греческого влияния в славянской среде, но эти ученые мужи повели борьбу за духовную самостоятельность славян. Ими была разработана на основе греческого письма одна из форм славянской письменности азбука для западных славян - глаголица. Одновременно Кирилл и Мефодий добились разрешения у Римского Папы вести богослужение не только на каноническом латинском, но и на славянском языках. После распада великой Моравии и смерти Кирилла и Мефодия их ученики переселились в Болгарию. Болгарского царя Симеона привлекла идея богослужение на славянском языке, но язык глаголицы был для Болгар непонятен. Они обратились ко второй форме славянской письменности - кириллице, разработанной на основе греческого классического письма и символов, отражавших чисто славянские звуки, т.е. кириллица, стала азбукой для южных славян. 

     Из  Болгарии кириллица пришла на Древнюю  Русь, где на ее язык были переведены многие священные книги священного писания, и на языке кириллице  стала осуществляться практика богослужения, что обеспечивало доступ восточных славян к высотам мировой культуры, и потому они были одним из самых образованных народов в мире, что подготовило духовные предпосылки для расцвета их цивилизации. 

     Угасание  восточнославянского  суперэтноса.
     Со  второй половины XII века Древняя Русь вошла в полосу жестокого кризиса, обусловленного действием ряда факторов:
     1.  Экономический. С конца XI века католическая Западная Европа начала серию крестовых походов на восток. Основные пути крестоносцев пролегали через Средиземноморье, куда переместился центр мировой торговли, раннее располагавшийся на Волковско-Днепровской водной магистрали, т.е. на жизненном пространстве восточных славян. Утрата ими контроля над мировой торговлей подготовило экономические предпосылки для угасания их цивилизации. 

     2. Внутриполитические. С середины ХП века Русь ощутила действие удельной системы или государственной раздробленности (в середине ХП века некогда единое древнерусское государство распалось на 8 самостоятельных княжеств. В середине XIII века их было более 50, а в середине XIV  века около 250). 

     Удельная  система являлась закономерностью  средневекового европейского развития и была вызвана к жизни общеисторическими  причинами, связанными с формированием  землевладельческого сословия в  средней Европе.
     Западная  Европа с конца V по середину VII веков была объектом нападения извне со стороны аваров, викингов, арабов и других. С середины VIII века Западная Европа становится центром сопротивления внешнему натиску благодаря эффективной системе поземельных отношений, созданных во Франкском государстве при Карле Великом. Этот король для отражения внешнего натиска и управления страной стал раздавать земля в государстве своему ближайшему окружению на условиях службы и верности ему. Так возникла единица средневековых поземельных отношений — феод, и так стал складываться слой землевладельческой аристократии — герцоги и графы, как вассалы короля, с которыми он и заключали иммунитетные грамоты, где фиксировались их права и обязанности. Герцоги и графы часть земли передавали своим вассалам - баронам и виконтам. В результате сложилась система вассолитных отношений, сущность которых заключалась в том, что князья любого уровня были землевладельцами и потому обладали относительной независимостью. Но в средние века земля не являлась объектом свободной купли-продажи, а предоставлялась при условии службы, и потому все землевладельцы находились в абсолютной зависимости 

     Причудливое переплетение относительной независимости  и абсолютной зависимости землевладельцев  порождало усобицы между ними. На Руси удельная система была, вызвала к жизни и конкретно историческими причинами, коренившимися в механизме престолонаследовании. Все земли в Киевской Руси не дробились, а определенная их часть передавалась во временное управление князям, в зависимости от их старшинства. Вслед за властвующим великим князем шли все его братья, а затем уже его сыновья. Эта система лестничного восхождения порождало усобицы между братьями, сыновьями и племянниками великого князи. 

     Удельная  система, будучи закономерность средневекового европейского развития на Руси, имела ряд особенностей:
    Усобицы князей на Руси приняли характер межэтнической войны. В 1157 году суздальский князь Юрий Долгорукий пришел в Киев, чтобы занять принадлежавший ему по праву столичный престол, но не был принят киевлянами, посадившими на столичный престол местного князя Мстислава Волынского. В этом факте обнаружилось не простое столкновение князей, а имел место начавшийся раскол этнического поля восточных славян, когда северо-восточная часть этноса пришла в противодействие с ее юго-западной частью.
    Усобицы князей на Руси приняли характер и межгосударственной войны. В 1169 сын Юрия Долгорукого суздальский князь Андрей Боголюбский пришел в Киев отомстить за смерть своего отца и привел с собой дружину в более 50000 человек. Если раньше княжеские дружины насчитывали сотни человек, то теперь они выросли до нескольких тысяч. Если раньше князья лишь соперничали как претенденты на один и тот же престол. То теперь они воевали как представители различных государств.
 
Межэтнический и межгосударственный характер княжеских  усобиц свидетельствовал об изменении  стереотипа поведения востслав, когда  созидательная деятельность сменилась  на разрушительную, патриотизм на предательство, героизм на жестокость. Это в свою очередь свидетельствовало о старении востслав этноса, который с сер 12в вступил в стадию дряхлости (абскурации). 

3.  Внешнеполитический. С сер 12в на территории Руси  столкнулись железный натиск  с запада и неожиданный ураган  с востока. 

  Железный  натиск с запада был связан с крестовыми походами католической западной Европы в трех направлениях: на запад (в Испанию) против арабов-мусульман, на северо-восток против язычников, прусов и славян, на восток в Сирию и Палестину против арабов-мусульман. 

  В ходе походов на запад Испания была освобождена от арабов, и здесь было образовано 5 христианский королевств: Леон, Арагон, Навара, Португалия и Кастилия.  

  В результате походов на северо-востокемецкие  крестоносцы в сер 12в завоевали  Полабских славян-язычников и  их страну Бранденбург. К концу 12в они покорили ливов, а середине13в – пруссов. С покорением ливов и пруссов немецкие крестоносцы овладели всей Прибалтикой как плацдармом наступления с севера на Древнюю Русь, но оно захлебнулось в 1240г. в устье р.Невы и в 1242 на Чудском озере. 

  Более опасным для судьбы оказалось  продвижение к ее южным границам франко-итальянских крестоносцев, которое  было составной частью 8 крестовых  походов на восток. В конце 4 похода на восток в 1204 был захвачен Константинополь, и перед крестоносцами открылась прямая дорога к южным границам Руси, но 1205 они были остановлены болгарами, а значит, угроза вторжения на Русь крестоносцев отступила , но ее овладело чувство одиночества, т.к. после захвата Константинополя в 1204 византийская империя распалась, и византийская цивилизация в целом с начала 13в пошла под свой исторический уклон. После этих событий Русь, входившая в мировую историю через Византию, осталась один на один с католической Западной Европой.  

  Неожиданный ураган с востока появился в нашествии монголо-татарских полчищ. В 10-11в в Южной Сибири и в Средней Азии кочевали многочисленные монгольские племена. Но в 12в выделяется одно из них – племя кереитов, которых сумел объединить их вождь Тэмучин, провозглашенный в 1206 вождем всех монголов и получивший титул Чингисхана. 

  Этот  год считается началом образования  Монгольской империи. Первоначально  монголы завоевали соседние племена  бурятов и уйгуров. В 1215 – Северный Китай. Затем Среднюю Азию и через  южные побережья Каспийского  моря вошли в Закавказье, т.е. оказались на южной границе Древней Руси. Первые столкновения с татаро-монгол и русичей произошло в мае 1223 на р.Калка, а в 1237-1241 начался планомерный поход монгол на Русь. Первый удар монголов приняла Рязанская земля в 12.1237. Зимой 1237-38 были разрушены основные города северо-восточной Руси и разгромлены ее военные силы, и перед монголами весной 1238 года открылась прямая дорога на северо-западную Русь, но, не дойдя 100 км до Новгорода, монголы повернули обратно в Приазовские степи. 

     В 1238-39 годах они собирали силы для  похода в Европу, который предприняли  осень 1240 года через южную Русь. Весной 1241 года монголы опустошили Венгрию, Чехию, Польшу и вышли к границам Германии и Северной Италии, но ведение  военных действий в непривычных для монголов условия гористой местности и потери в живой силе, заставили их повернуть обратно, уйти в степи Нижней Волги, где в 1243 году ими было организовано государство Золотая Орда, в качестве западного улуса монгольской империи, а после распада последней в 60е годы XIII века Золотая Орда стала самостоятельным государством, находившемся на границе с Древней Русью. 

     Отношение древних русичей и татаро-монгол следует оценивать корректно. С  одной стороны, татаро-монголы нанесли  значительный урон производительным силам Руси. Ими было разрушено 2/3 городов северо-восточной и южной Руси, 1/5 часть из которых не восстановилась. Были уничтожены многие ремесленные специальности (стеклоделие до XVII века, каменное строительство на 50 лет, исчезла филигрань). Был нанесен урон и демографической ситуации страны 

     С другой стороны, татаро-монголы не распространили на Русь действие своего правового  кодекса (Ясы Чингисхана). На Руси продолжали функционировать законы древнерусского общества, зафиксированные в Русской  Правде Ярослава и Ярославичей. Здесь монголы не создали своей правящей династии, на Руси управление находилось в руках древнерусских князей. И самое главное, монголы не затронули духовной основы Руси - православия. 

     И, тем не менее, наступление запада и востока вызвало кризис древнерусского мировоззрения. Юго-западная Русь, представленная в лице Галицко-волынского княжества в лице его князя Даниила Галицкого отдала свои симпатии католической Европе. В 1251 году пошел на заключение союза с Западной Европой, условием которого было обращение со временем населения коренных земель Киевской Руси в латинскую веру - католицизм, а значит юго-западная Русь была обречена на потерю духовной свободы - православия, что обернется утратой ее государственной независимости, ибо юго-западная Русь войдет в состав молодого западного государства Великого Литовского княжества. 

     По-другому  поведет себя северо-восточная Русь, представленная Великим Владимирским княжеством в лице его князя Александра Невского. Это княжество в 1254 году пошло на заключение союза с Золотой Ордой, по условиям которого Русь признавала над собой полное господство со стороны монгольского хана и обязывалась выплачивать ему дань. 

     Союз  с Золотой Ордой позволило  северо-восточной Руси сохранить  духовную свободу - православие, что было залогом сохранения государственной независимости, ибо северо-восточная Русь никогда не входила в состав иноземного государства Золотая Орда, а поддерживало с ним договоренные отношения 

     В целом наступление запада и востока  и действие удельной системы стали причиной первой в отечественной истории национальной катастрофой, проявившейся в развале древнерусского государства. 

     Россия  и мир в средние  века
     Средний восток как историческое пространство на рубеже XIII - XIV веков - начала XVII века 

С рубежа 4-3 тысячелетия до н.э. до середины 2 тысячелетия до н.э. в мировой  истории господствовал феномен  традиционного войска, характеризовавшийся  наличием трех бессмертных цивилизаций: индо-буддийской, дальневосточной конфуцианской и мусульманской. 

     Самой консервативной из них выступает  мусульманская цивилизация, т.к. в  исламе религия тесно переплетена  с политикой. Более подвижной  является индо-буддийская цивилизация, признающая определенный простор для  самореализации человека, хотя он ограничен  лишь сферой потустороннего мира. Самой динамичной является дальневосточная конфигурация цивилизаций, признающая за каждым право на самореализацию в земном (в жизни), что при высокой культуре труда, исторически сложившейся в рамках этой цивилизации, способствует развертыванию предпринимательского потенциала человека, а значит, эта цивилизация была более желательной для России в период позднего средневековья в качестве цивилизационного ориентира, т.к. дальневосточный конфликтный мир имел внутреннюю способность быстрого отхода от традиционного направления современного этапа развития. (Лебедев гл.З п.4) 

     Средне  восточный Запад  как историческое пространство на рубеже ХШ-XIV - начала XVII веков
В истории  средневековой Европы выделяют 3 периода:
    Раннесредневековый  (V-Х века)
    Классическое средневековье (Х-ХV века)
    Позднее средневековье (XV — середина XVII веков)
 
В период раннего средневековья в результате нашествия варварских германоязычных племен в пределы Римской империи, разрушилась античная цивилизация (разрушились римские города, закрывались римские школы; была забыта латынь, достижения древнегреческих мыслителей и др.). Поэтому раннее средневековье называют «Темными веками»; однако это не было время настоящего мрака, сколько перемен, когда закладывались основы средневековья и даже современная европейская цивилизация. Этому во многом содействовал романо-язычный синтез, т.е. синтез римской и германской исторических культур, который проявился в следующем:
    На основе романо-варварского синтеза формировалась правовая культура Европы. Все варварские племена принесли письменные конституции на основе римского права как право частной, собственности и почему, хотя в средневековой Европе господствующим было каноническое право как право управления, римское право не было забыто для Европы.
    На основе романо-варварского синтеза шел процесс государственного строительства в Средневековой Европе. На развалинах римской империи первоначально возникли варварские королевства (вестготы в Испании, остготы в Италии, бургунды - между Рейном и Альпами, англы и саксы в Англии). Наиболее многочисленные и воинственные из германцев, франки, сумели в конце V века объединить многие варварские королевства в единое Франкское государство, которое в 800 году стало империей, а в середине IX века эта империя распалась, и на ее развалинах стали возникать современные западноевропейские государства: Франкская империя в западной и Византийская в восточной, то к концу раннего средневековья их насчитывалось более 20.
     Таким образом, благодаря романо-варварскому синтезу, достижения античной цивилизации были не забыты, а трансформированы через средневековье к современной Европе. 

     В период классического средневековья  были заложены основы средневековой  европейской цивилизации:
    средневековой общество было универсалистским, т.к. католическая церковь стремилась под своей крышей объединить весь христианский мир. Под влиянием универсалистских устремлений католическая церковь в XV веке стали формироваться европейские центральные государства (в Англии при Генрихе VII Тореадоре, во Франции при Людовике XI, в Испании при Изабелле Кастильской и Фернандте Орагоском).
    средневековое общество было иерархичным, т.к. оно имело сословный характер и каждое сословие выполняло определенный вид государственных повинностей, (крупные землевладельцы управляли обществом, средние и мелкие землевладельцы служили орудием управления и несли военную службу, а ремесленники и крестьяне были основным податным сословием).
    средневековое общество было корпоративным, т.к. человек в средние века не рассматривался в качестве самоценности, а растворялся в каком-либо типе корпорации (в сельской общине, рыцарских и монашеских орденах, купеческой гильдии, ремесленных цехах и т.д.)
    средневековое общество было теоцентричным, т.к. религия и церковь определяли его духовное развитие
 
     Таким образом, католическая церковь, будучи духовным и социально-политическим интегратором средневековой европейской  цивилизации, играло неоднозначную  роль. С одной стороны, она дала Европе идею объединения и вносило  в общество дух законности, ибо с средневековой Европе господствовавшим было каноническое право, носителем которого выступали иерархи католической церкви. С другой стороны, католическая церковь не признавала права национальных государств, значения национальных церквей и роль национальных языков. В результате к рубежу XIII - XIV веков обозначилось противоречие между универсалистскими устремлениями католической церкви и новой силой молодых национальных государств. Это противоречие нашло проявление в конфликте Римского папы Бонифация VIII и французского короля Филиппа IV, в котором впервые за последние столетия победу одержала светская власть. Филиппу IV удалось разгромить ряд влиятельных католических орденов, сместить Бонифация VIII и назначить своего ставленника на роль римского первосвященника и переместить резиденцию римских пап на юг Франции, где она просуществовала до конца XIV века 

     Падение авторитета римских пап нарушило всю структуру средневекового общества. 

     В духовной сфере получили распространение  еретические движения, ратовавшие за поиск собственного Бога в собственной душе.
     В соц-полит сфере человек перестал представлять тот или иной союз, а стал выступать как индивидуальный подданный государя.
     В эк сфере произошел переход от работы на заказ к работе на рынок  и был снят запрет на взимание процентов как условие получения прибыли. 

     Все эти изменения привели средневековую  цивилизацию к ее завершающему этапу  истории -позднему средневековью, которое  характеризовалось двумя феноменами: возрождением и реформацией.
     1. Возрождение возникло в первой четверти XIV века и быстро распространилось по Европе. Внешне оно представляло собой страстную ностальгию по всему античному (возрождался интерес к латинскому языку, достижениям древнегреческих мыслителей, античному искусству и т.д.). Однако, более чем тысячелетнее господство христианства не прошло бесследно и поэтому человек эпохи возрождения был раздвоенным. С одной стороны, он, подобно античному человеку, продолжал придаваться духовным исканиям. Эта раздвоенность наиболее отчетливо обнаружилась в искусстве. Античный архитектурный стиль назывался классическим и характеризовался как бы совершенными закругленными формами. Средневековый архитектурный стиль назывался готическим и характеризовался как бы несовершенными заостренными формами. Все средневековые храмы, устремясь ввысь, как бы застыли в своей тоске по внеземному совершенству, подчеркивая несовершенство земной жизни
     2. Реформация возникла в начале XIV века в Германии. Ее результатом  было появление третьего направления  в христианстве - протестантизма в его национальных формах (лютеранство - Германия, кальвинизм - Швейцария, английская церковь - Англия, гугеноты - Франция). Протестантизм стимулировал формирование европейского индивидуализма, т.к. в нем спасение человека достигается не добрыми делами и не таинствами церкви, а есть награда за личную веру каждого в спасительную миссию Христа. В результате отрицается необходимость сложной церковной иерархии вплоть до римского папы, т.е. провозглашается непосредственная духовная связь человека и Бога. Протестантизм стимулировал невмешательство церкви в дела государства, т.к. в нем вера признается личным делом каждого и дается духовная санкция на взимание процентов, как условие получения прибыли. Протестантизм стимулировал формирование трудовой этики реформации, согласно которой успех и неуспех человека в практической деятельности его богоизбранности или богоотверженности, а значит, протестантизм как бы освещал становление европейск капитализма. Таким образом, порождение и реформация закладывали духовные предпосылки для развертывания предпринимательского потенциала личности, что благоприятельствовало отходу Европы от традиционализма в направлении современного типа развития. 

     Превращение Руси в Россию
     На  рубеже XIII - XIV веков на коренных землях Киевской Руси прошла этническая вспышка, которая привела к проявлению здесь значительного количества людей с повышенной активностью, однако в условиях вырождающейся цивилизации они не могли найти приложения своей энергии и, увлекая за собой все остальное население, ушли в древние регионы. Одна часть населения ушла на запад, войдя в состав молодого западного государства Великого Литовского княжества. Эта часть населения унесла с собой древнерусскую культуру, но потеряло религию (православие). Другая часть населения ушла на северо-восток Русской земли в междуречье Оки и Верхней Волги, унеся с собой древнерусскую культуру и религию. Именно северо-восток Руси (Владимир, Ростов, Суздаль, Москва и т.д.) стали родиной возрождения восточных славян, т.к. этот регион был периферией древнерусской цивилизации, и когда она вошла в стадию возрождения, то на северо-востоке Руси сохранились еще в значительной степени достижения ее материальной и духовной культуры. 

     Рождение  на основе восточных славян русского этноса произошло в ходе Куликовской битвы (8 сентября 1380 г.). На Куликово поле пришли сражаться с татаро-монголами владимирцы, ростовцы, суздальцы как представители своих удельных княжеств, а с Куликова поля ушли уже русские, только живущие в различных городах. Всемирно-историческое значение Куликовской битвы заключалось в том, что оно, положив начало освобождению от татаро-монгольского господства, содействовало интеграции потомков восточных славян в новый русский этнос. 

     Таким образом, с распадом Древней Руси отечественная история не прекратилась, а отечественно-историческое пространство лишь раскололось на 3 составляющие: на юго-западную, северо-западную и северо-восточную Русь. 

     Сравнительная характеристика траектории исторического движения юго-западной, северо-западной и северо-восточной Руси.
     Юго-западная Русь была представлена молодым западным государством, возникшем в 40-е годы XIII века при князе Гедимине. 2/3 территории этого государства и % населения  были древнерусскими. Политической основой  развития данного государства был федеративный союз отдельных земель, а экономической основой - господство частной собственности на землю, поэтому население коренных земель Киевской Руси, находясь в составе Великого Литовского княжества, могло развиваться в режиме западной цивилизации. Однако эта возможность была утрачена в последней четверти ЧШМ — XVI веках. 

     В 1385 г при внуке Гедимина князе  Ягайло был заключен династический  союз Великого Литовского княжества  и Польши, по условиям которого население  коренных земель Киевской Руси обращалось в католическую веру. 

     В 1569 году Великое Литовское княжество  и Польша объединились в единое государство  Речь Посполитую. Угроза католизации  и полонизации обусловило осознание  потомками древнерусского населения  общности их интересов на основе православия, что содействовало формированию в XIV - XV веках в пределах Великого Литовского княжества украинского и белорусского народов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.