На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансирование учреждений здравоохранения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования 
 Томский  государственный университет 
Бурятский Филиал
Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
По дисциплине: «Финансы бюджетных учреждений»
На тему: «Финансирование учреждений здравоохранения  » 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил: студент гр. 183б Шомоев Ю.А.
Проверил: преподаватель
Корытова  Е.В 
 
 
 
 
 
 
 
 

Улан-Удэ
2010
СОДЕРЖАНИЕ:
 

      ВВЕДЕНИЕ

 
     Одной из основных целей государственной социальной политики является формирование эффективной системы здравоохранения, ее ориентация на стимулирование постоянного роста и обеспечение функционирования медицинской сферы. Достижение устойчивости  системы здравоохранения требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов. Повышение результативности бюджетных расходов, прежде всего, связано с осуществлением преобразований в области здравоохранения.
     Качество  медицинских услуг является показателем экономического и социального положения государства. Результат экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того, насколько бюджетная политика государства адекватна современным требованиям.
     Начиная с 2005 года перед контрольными органами поставлена задача выявлять в ходе проверки не только нецелевое использование  бюджетных средств, нарушение бюджетного, гражданского и трудового законодательства РФ, но и производить оценку эффективности использования бюджетных средств. Однако в настоящее время такая оценка контрольными органами проводится далеко не всегда. Виной тому отсутствие методики проверки эффективности расходования бюджетных средств. Эта проблема была отмечена в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ от 09.03.2007 «О Бюджетной политике в 2008 – 2010 годах». В нем Президент РФ по поводу создания эффективной системы управления государственными финансами отметил, что финансовый контроль в малой степени затрагивает вопросы эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента, а его результаты практически не используются при формировании бюджетов и принятии управленческих решений. Следовательно, в ближайшее время при проведении мероприятий финансового контроля действия контрольных органов в большей степени будут направлены на выявление фактов неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств.
     Таким образом, на сегодняшний день одна из самых актуальных тем в сфере государственных финансов – реформирование системы здравоохранения, который предполагает эффективное и рациональное использование бюджетных средств не только при разработке стратегических государственных программ, но и в первую очередь при их реализации. Организация рационального и эффективного расходования бюджетных ресурсов необходима в любом современном обществе, поскольку существенно влияет на достижение оптимальных параметров функционирования экономики и решение стоящих перед государством приоритетных задач. Теоретически любое общество стремится использовать свои ресурсы максимально эффективно. Следовательно, необходимость оценки эффективности расходования бюджета продиктована требованиями общества.
     Цель  курсовой работы состоит в разработке методики оценки эффективности бюджетных расходов в учреждениях здравоохранения республики Бурятия. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
    анализа основных теоретических положений по сущности и назначению бюджета, бюджетных расходов;
    рассмотрения концептуальных аспектов оценки эффективности бюджетных расходов;
    комплексной характеристики системы здравоохранения Республики Бурятия;
    анализа финансирования системы здравоохранения Республики Бурятия;
    проведения оценки эффективности бюджетных расходов в здравоохранении.
     Объект  исследования – система экономических  отношений, возникающих при финансировании здравоохранения.
     Предмет исследования – эффективность бюджетных  расходов в здравоохранении.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     1.1. Характеристика системы здравоохранения в Российской Федерации

 
     Здравоохранение представляет собой особую сферу  деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи. В законе РФ  №5487-1 «Основы законодательства РФ  об охране здоровья граждан» отмечено, что государство гарантирует каждому человеку доступность медико-социальной помощи и социальную защищенность в случае утраты здоровья. Данные принципы свидетельствуют о том, что изначально государством гарантирован лишь определенный объем медицинских услуг.
     Реализация  указанных принципов осуществляется в специально создаваемых для  этих целей субъектах хозяйствования, представляющих собой сеть учреждений здравоохранения. В соответствии единой номенклатурой (приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ  от 7 октября 2005 г. №627) все государственные и муниципальные учреждения здравоохранения сгруппированы в следующие блоки:
    Лечебно-Профилактические
    Учреждения здравоохранения особого типа
    Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
    Аптечные учреждения
     В России развивается бюджетно-страховая  модель финансирования здравоохранения.
     Основными задачи, которые решались при переходе к ОМС в РФ, были:
    привлечение в систему здравоохранения дополнительных средств на основе взносов организаций на ОМС;
    повышение эффективности использования расходов здравоохранения за счет перехода к системе договорных отношений между заказчиком и ЛПУ;
    повышение качества медицинской помощи и обеспечение защиты прав потребителей за счет включения в систему независимого посредника в лице страховых медицинских организаций (СМО).
     ОМС имеет принципиальные отличия от других видов страхования.
     Во-первых, средства фондов ОМС предназначены  для оплаты медицинских услуг, а  не для производства выплат в денежной форме.
     Во-вторых, организационные функции при  оплате услуг выполняют коммерческие организации – страховые медицинские компании, являющиеся страховщиками населения.
     В–третьих, при страховании задействованы средства бюджетов, т.к. органы исполнительной власти выступают страховщиками неработающего населения.
     Модель финансовых потоков можно представить следующей схемой:
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                Схема 1. Модель финансовых потоков
      Утверждаемая  ежегодно Программа государственных  гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи определяет минимально необходимые объемы медицинской помощи и финансовые ресурсы, необходимые для их выполнения. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств ОМС и других поступлений.
     Программа включает в себя:
    виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно;
    медицинскую помощь, предоставляемую в рамках базовой программы ОМС;
    медицинскую помощь, предоставляемую за счет средств бюджетов всех уровней;
    нормативы объемов медицинской помощи;
    нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
    подушевые нормативы финансирования Программы.
      За счет средств федерального бюджета оказывается:
    специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях;
    дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая учреждениями здравоохранения муниципальных образований, предоставляющих первичную медико-санитарную помощь.
     К компетенции субъектов РФ (по ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 и законодательство по разграничению полномочий между различными уровнями власти1) относят следующие вопросы, связанные с управлением и организацией здравоохранения:
    разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;
    организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных) и формирование соответствующих расходов бюджетов субъектов РФ;
    организация обязательного медицинского страхования (ОМС) неработающего населения;
    организация оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;
    развитие учреждений здравоохранения субъектов РФ; их материально-техническое обеспечение;
    разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, включающих территориальные программы ОМС;
    установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;
    координация деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
     К вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относятся:
    развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности;
    организация оказания первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
    организация оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) гражданам;
    финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения.
Таким образом, финансовое обеспечение мероприятий  по оказанию скорой медицинской помощи является расходным обязательством муниципального образования, а по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи — расходным обязательством субъектов РФ.
      Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения
     Финансирование  здравоохранения может быть частным  и государственным.
     Источниками средств для оплаты медицинской помощи служат индивидуальные доходы граждан и средства работодателей. Граждане по собственному желанию приобретают страховки для себя и для членов своей семьи. Полисы добровольного медицинского страхования дают возможность их владельцам получать в случае заболевания медицинскую помощь, за которую они либо уже ничего не платят, либо делают небольшие соплатежи. Страховки могут приобретаться индивидуально или коллективно — обычно лицами, работающими в одной организации. Коллективные страховые программы могут оплачиваться полностью или частично за счет средств работодателя. Наличие и условия оплаты медицинских страховок выступают в таких случаях предметом коллективного соглашения между работодателем и профсоюзной организацией и/или одним из элементов индивидуального контракта, заключаемого работодателем с каждым работником. Те, кто не имеет страховки, вынуждены в случае заболевания пользоваться медицинской помощью на условиях полной оплаты оказываемых услуг либо заниматься самолечением2.
     Добровольное медицинское страхование осуществляют частные страховые организации, действующие на коммерческой основе. Для частной системы финансирования здравоохранения характерна сильная конкуренция между страховщиками. Они предлагают различные виды страховых программ, имеющих разную стоимость и разные условия оказания медицинской помощи. Виды и объемы медицинских услуг, которые могут получить застрахованные, зависят от того, сколько они или их работодатели заплатили за частную страховку. При этом страховщики обычно дифференцируют тарифы страховых взносов в зависимости от возраста страхующихся, а иногда и в зависимости от перенесенных ими ранее заболеваний. Таким путем осуществляется учет риска заболеваемости в цене страховки. Страховые программы могут также различаться и по возможностям выбора врачей и медицинских организаций, которые они предоставляют застрахованным. Более дорогие страховки предусматривают право застрахованного лица обращаться к любому врачу и быть госпитализированным в больницу по его собственному выбору. Другие страховки, имеющие меньшую цену, ограничивают такие возможности.
     Страховые медицинские организации аккумулируют взносы застрахованных и из этих средств  оплачивают их лечение. Разница между  суммой собранных взносов и расходами  на оплату услуг врачей и медицинских организаций и на ведение страхового дела составляет прибыль страховщиков. 

     
     Схема 2. Система частного финансирования здравоохранения 

     Выделяют два основных типа государственных систем финансирования: система обязательного медицинского страхования и система бюджетного финансирования здравоохранения. Рассмотрим их подробнее.
     Источниками финансирования медицинской помощи населению являются страховые взносы, которые в обязательном порядке  уплачивают определенные категории  страхователей. Страхователями работающего населения выступают сами работающие и/или их работодатели. Государство обязывает их производить взносы на обязательное медицинское страхование, устанавливаемые обычно в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда. В России взносы на ОМС работающих делают работодатели.
     Страховые взносы за неработающее население выплачиваются из средств государственного бюджета или внебюджетных фондов. Например, взносы за лиц старше трудоспособного возраста перечисляются пенсионными фондами, а за безработных — фондами занятости. 

 

     Схема 3. Система обязательного медицинского страхования 

     Страховщиками в системе ОМС выступают специализированные страховые организации. Во многих странах  это негосударственные некоммерческие фонды. В России функции страховщиков в системе ОМС выполняют одновременно негосударственные коммерческие страховые организации и государственные фонды ОМС.
     Перечень  видов и объемы медицинской помощи, получение которых гарантируется  застрахованным в системе ОМС, определяются государством в национальной программе ОМС. Эти обязательства увязываются с размерами страховых взносов, которые обычно устанавливаются законодательным путем. Страховщики имеют право предлагать своим клиентам более широкую программу ОМС и соответственно устанавливать более высокие размеры взносов3.
     В обязательном медицинском страховании, в отличие от добровольного, размеры  взносов не связаны напрямую с  оценкой индивидуального риска  заболеваемости и с объемом медицинской  помощи, которую застрахованный может  получить. Размеры страховых взносов увязываются с величиной прогнозируемых расходов в общегосударственном масштабе — в расчете на все категории застрахованного населения. При этом возникает проблема неравенства возможностей финансирования медицинской помощи застрахованным в разных страховых фондах. Страховщик в системе ОМС обязан страховать всех лиц, живущих на данной территории или имеющих определенную профессию независимо от их возраста и здоровья. Однако распределение лиц по риску заболеваемости неравномерно по территории страны и по сферам деятельности. Поэтому неизбежны различия в возрастной структуре и в состоянии здоровья застрахованных у разных страховщиков. Следовательно, будут существенно различаться и необходимые расходы на оказание медицинской помощи в расчете на одного застрахованного, которые должны производить страховщики.
     Лишь  частично остроту этой проблемы можно  уменьшить с помощью дифференциации страховых взносов по отраслевой принадлежности работающих. Решения проблемы необходимо либо субсидирование государством тех страховщиков, которые имеют более значительную долю застрахованных с высокими рисками заболеваний, либо перераспределение взносов между страховщиками. В системах ОМС применяются два альтернативных механизма решения проблемы выравнивания финансовых условий деятельности страховщиков.
     Первый  механизм: взносы на ОМС полностью  или в определенной части направляются в специальный центральный фонд. Государство может также предоставлять  этому фонду дополнительные субсидии. Фонд финансирует каждого страховщика в зависимости от количества застрахованных и характеристик рисков их заболеваемости. Финансирование осуществляется по подушевым нормативам, значения которых рассчитываются по единой формуле и отражают различия в возрастной структуре застрахованных и структуре их заболеваемости.
     Второй  механизм: ответственность за перераспределение  страховых взносов возлагается  на одну из страховых компаний. Обычно это та, которая страхует наибольшую долю населения. Все остальные страховщики  направляют установленную законодательством долю собранных ими взносов на специальный счет указанной организации. Далее эти средства перераспределяются между всеми страховщиками также в зависимости от количества и структуры застрахованных.
     В системе ОМС страховщики несут  ответственность за предоставление и оплату медицинской помощи застрахованным и обеспечивают решение этой задачи, заключая контракты с производителями медицинских услуг: частнопрактикующими врачами и медицинскими организациями, которые могут иметь разные формы собственности.
     Финансирование  медицинской помощи населению осуществляется из средств государственного бюджета, формируемых за счет общего налогообложения. В отдельных странах в качестве источника финансовых средств для  здравоохранения используются закрепленные налоговые поступления4.
     В системе бюджетного финансирования распорядителями средств выступают  государственные органы управления здравоохранением. Они оплачивают медицинскую помощь, оказываемую гражданам частнопрактикующими врачами и медицинскими организациями, которые в основном являются государственными.
     Система бюджетного финансирования и система  обязательного медицинского страхования  являются альтернативными способами  организации государственного финансирования здравоохранения. Важнейшее отличие  этих систем от системы частного финансирования здравоохранения — независимость объема медицинской помощи, получаемой заболевшим, от его платежеспособности. Преимуществом бюджетной системы по сравнению со страховой является меньший уровень необходимых административных издержек — расходов на содержание органов управления здравоохранением. Такая система обладает относительно лучшими возможностями обеспечить контроль государства за деятельностью производителей медицинских услуг при наименьших затратах. В страховой системе больше субъектов управления — это и сами страховщики, и государственные органы управления здравоохранением, которые выполняют функции регулирования всей системы и контроля за деятельностью медицинских организаций и страховщиков. В страховой системе больше объемы собираемой и обрабатываемой информации, документооборота.
     Преимуществом системы страхового финансирования, в сравнении с системой бюджетного финансирования здравоохранения, является четкое институциональное разделение функций и ответственности между  субъектами финансирования медицинских  услуг и их производителями. Страховщики несут ответственность за то, чтобы застрахованные получили необходимую им медицинскую помощь, и за оплату этой помощи. Они являются посредниками между медицинскими организациями и населением, экономически заинтересованными в защите прав застрахованных и в эффективном использовании финансовых ресурсов, которыми они распоряжаются.
     В бюджетных системах государственные  органы выполняют функции не только финансирования производителей медицинских услуг, но и управления работой государственных медицинских учреждений, находящихся в их ведении. Бюджетные системы возникали как части государственного сектора экономики, управляемые административными методами. Органы управления здравоохранением, в отличие от страховых фондов, отвечают и за результаты медицинского обслуживания, и за состояние сети подведомственных им государственных медицинских учреждений: за их ресурсное обеспечение, за финансовое покрытие их расходов и т.п. Это создает условия для воспроизводства затратного типа хозяйствования и не стимулирует к повышению эффективности использования ресурсов. Органы управления здравоохранением склонны жертвовать интересами пациентов в пользу интересов медицинских учреждений.

    ГЛАВА II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ ЗА 2008-2010ГГ

    2.1. Анализ финансирования программы государственных гарантий в Республике Бурятия за 2008-2010гг

 
     В Российской Федерации используется бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения (рис.1). Источниками финансирования здравоохранения являются бюджетные средства, средства обязательного медицинского страхования (ОМС) и средства населения. 

                  платежи
                      
           
                    

Ассигнования  на содержание 

                 полис ОМС предоставление услуг
                                              

               оплата мед. услуг  
                          
Схема 2.1. Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения в РФ 

     В Республике Бурятия бюджетные средства в значительной мере обеспечивают выполнение гарантий государства на получение  населением бесплатной медицинской  помощи. Эти гарантии зафиксированы в ст. 41 Конституции РФ, где записано, что «медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно».
     Постановлением  Правительства Республики Бурятия  ежегодно утверждается территориальная Программа государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. Данная программа финансируются за счет бюджетных средств Республики Бурятия и средств Бурятского Территориального Фонда ОМС (БТФ ОМС). Различные виды бесплатной медицинской помощи, оказываемой населению в рамках программ государственных гарантий.
     В рамках территориальной программы  государственных гарантий Министерство здравоохранения РБ совместно с  БТФ ОМС формируют подушевые  нормативы, принимая во внимание нормативы стоимости всех видов бесплатной медицинской помощи, рассчитанные ими в соответствии с федеральными методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий.
     На  муниципальном уровне формируется муниципальный заказ, обеспечивающий реализацию Программы государственных гарантий в муниципальном образовании. На основе объемов медицинской помощи, реализуемых Республикой Бурятия с учетом нормативов финансовых затрат, а также предложений медицинских учреждений формируется финансовый план оказания медицинской помощи населению в медицинских учреждениях муниципального образования, а также заказ на получение жителями медицинской помощи за пределами территории проживания (в медицинских учреждениях регионального и федерального подчинения). Сформированный муниципальный заказ согласовывается в Министерстве здравоохранения Республики Бурятия. Если после признания его параметров в муниципальном образовании имеются дополнительные ресурсы, то муниципальный заказ может быть увеличен сверх территориальной программы государственных гарантий.
     На  уровне медицинских учреждений разрабатываются  предложения по использованию их мощностей для реализации муниципального заказа. Согласованные показатели муниципальных  заказов служат основой для формирования бюджетных заявок муниципальным бюджетам и системе ОМС.
     Основные  нормативы стоимости единицы  бесплатной медицинской помощи за 2008-2010гг., которая оказывалась населению в рамках программы государственных гарантий, приведены в таблице 1.1.
     Таблица 1.1
     Стоимость единицы объема оказанной медицинской  помощи
     в 2008-20010гг.
     (руб.)
     Наименование показателя      2008      2009      2010
     Один койко-день в  стационаре                     
     расчетный норматив      758,0      932,0      967,6
     фактическое значение      638,4      790,4      832,7
     Одно посещение  амбулаторно-поликлинического учреждения                     
     расчетный норматив      177,0      209,4      216,4
     фактическое значение      117,6      140,8      153,6
     Один день пребывания в дневном стационаре                     
     расчетный норматив      296,0      297,0      297,9
     фактическое значение      181,7      184,7      245,3
     Один вызов скорой медицинской помощи                     
     расчетный норматив      1306,0      1611,4      1625,5
     фактическое значение      672,6      859,0      911,4
 
     Подушевые нормативы объема бесплатной медицинской  помощи представлены в таблице 1.2. 

     Таблица 1.2
     Объем медицинской помощи в расчете на одного жителя в 2008-2010 гг.

и т.д.................


     Наименование показателя      Ед. измерения      2008      2009      2010
     Стационарная медицинская  помощь койко-дни      3,00      2,95      3,01
     Амбулаторно-поликлиническая  помощь посещения      7,11      7,58      7,95

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.