На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Мотивацйна сфера особистост

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 МНІСТЕРСТВО ТРАНСПОРТУ І ЗВЯЗКУ  УКРАЇНИ
Дніпропетровський національний університет  залізничного транспорту ім. ак. Лазаряна
 
 
 

    Кафедра «Філософії та соціології» 
 
 
 
 
 

Реферат
по  курсу «Психологія  особистості»
на  тему :
     «Мотиваційна сфера особистості» 
 
 
 
 

                                                                      Виконала:  студентка 923 групи

Бикова  В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дніпропетровськ

2010

    План 

    1.   Введение
    2.    Мотивационная сфера личности
           2.1. Потребности
           2.2. Мотив
    3.    Иерархическая организация мотивационной сферы личности
    4.    Заключение
    5.    Список литературы 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 

    Мотивация - система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. 
Разработано множество часто противоречивых теорий для объяснения того, почему
индивид действует; почему он выбирает именно те действия, которые совершает; почему некоторые люди обладают более сильной мотивацией, чем другие, в результате чего добиваются успеха там, где имеющие не меньшие возможности и способности терпят неудачу. 
Одни психологи отдают предпочтение роли внутренних механизмов, ответственных за действия индивида; другие видят причину мотивации во внешних
стимулах, поступающих от окружающей среды; третьи изучают основополагающие мотивы как таковые, делая попытку выяснить, какие из них являются врожденными и какие - приобретенными; четвертые исследуют вопрос о том, служит ли мотивация для ориентирования деятельности индивида с целью достижения определенной цели или же просто является источником энергии для поведенческих актов, определяемых др. факторами, такими, например, как привычка. 
Уже давно идентифицированы
потребности и влечения как основные элементы в составе человеческой личности, но только со времени приложения теорий Чарльза Дарвина к проблемам психологической адаптации к окружающей среде были обнаружены две важные связи между идеями Дарвина и мотивацией. 
Первая состоит в том, что люди в силу своей принадлежности к животным, по крайней мере частично, действуют под влиянием инстинктов (утоления жажды, голода, стремления к продолжению рода и т.д.). 
Вторая заключается в эволюционной роли поведенческих характеристик, к которым относится способность к мотивации, - такой же, как роль характеристик физических.
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Мотивационная сфера личности 

    Мотивационной сферой личности называют совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение всей жизни человека. Она является образованием, в котором конкретные мотивы как временные функциональные образования появляются лишь эпизодически, постоянно сменяя друг друга.
    Р.С. Немов в своих работах характеризует мотивационную сферу личности с точки зрения её развитости по таким показателям как широта, гибкость иерархизированность. Широта - качественное разнообразие мотивационных факторов: диспозиций, потребностей и целей. Чем больше у человека мотивов, целей, потребностей, интересов, тем более развитой является его мотивационная сфера.
    Гибкость  мотивационной сферы личности характеризуется количеством разнообразных средств, с помощью которых человек может удовлетворить свою одну и ту же потребность. Например, один человек может удовлетворить свою потребность в информации с помощью только телевидения, а другому необходимы, помимо телевидения, газеты, книги, общение с людьми.
    Иерархизированность характеризует строение организации мотивационной сферы; это отражение в сознании человека значимости для него определенной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии с этим одни потребности являются доминирующими и формируют мотив, а другие — подчиненные, опосредованные. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы личности. 
 

    2.1. Потребности 

    Потребности — одна из составляющих мотивационной сферы личности.
    По  определению А.Н.Леонтьева, «потребность как биологическое понятие выступает перед нами как объективная необходимость, т.е. объективная нужда организма в чем-то внешнем, во внешних условиях, которые служат как бы дополнением живых существ». Необходимо отметить, что между объективной нуждой и субъективным переживанием необходимости лежит целая пропасть.
 Например, организм нуждается в определенном уровне радиационного фона. Но наш организм не имеет специфических рецепторов, отвечающих за оценку этого параметра. Последствия повышенной радиации человек ощущает не сразу, а позже, когда делать что-либо становится поздно. Потребностные состояния организма должны ему «сигнализироваться» (по А.Н.Леонтьеву). Поэтому потребностью нужно называть только такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами её обнаружения и устранения. Причем эти механизмы могут
быть как природными (физиологическими), так и социальными (культурно обусловленными).
    Потребности можно классифицировать по различным  основаниям. Например, У.МакДауголл, который понимал потребность как инстинктоподобные, готовые способы реагирования выделяет: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, поиск помощи, созидание, смех, отдых и сон, комфорт, передвижение; «примитивные склонности»- кашель, дыхание и др. Однако, как указал А.Маслоу: «При желании можно создать «перечень», в котором будет фигурировать лишь одна потребность, и равноправным такому списку будет другой, объединяющий в себе миллион желаний. Пора уже осознать, что каждая из фундаментальных человеческих потребностей на самом деле представляет собой  коллектор разнообразных желаний и подходить к его анализу следует так же, как к анализу фундаментальных категорий».
    По  критерию притягательности или отторжению потребности, говорят о позитивных и негативных мотивах. Первые будут побуждать человека к достижению какого-либо объекта, а вторые, наоборот, — к избеганию (мотив достижения и мотив избегания неудач).
    По  критерию времени актуализации потребности (постоянство её присутствия у субъекта) выделяют постоянные (например, в кислороде), циклические (в пище), ситуативные (поедание мела беременными женщинами). По интенсивности субъективного переживания потребностного состояния сильные и слабые потребности.
    По  преобладанию ориентации на результат  деятельности (труд, учение) или на сам процесс её выполнения (игра) выделяют процессуальные и результативные. Близко к данной классификации стоит предложенное А.Н.Леонтьевым разделение потребностей на предметные и функциональные.
    Важным  критерием для классификации  потребностей является их витальность (необходимость для поддержания жизни) и факультативность. Причем одни авторы считают, что факультативные потребности- это некоторая надстройка над витальными, «более хитрый способ их удовлетворения». А другие говорят о том, что факультативные потребности изначально независимы от первичных, биологических.
    А. Маслоу строит свою классификацию потребностей на основании разграничения двух видов потребностей, тех, что отражают актуальные нужды, и тех, что как бы «смотрят в будущее», т.е. не ограничиваются сохранением существующего, а нацелены на рост и развитие. Маслоу назвал эти группы соответственно потребностями дефицита и потребностями роста. Первые функционируют
по гомеостатическому  принципу (принцип баланса, равновесия): актуализация-удовлетворение- угасание. Отсюда следует циклическая природа их динамики. Вторые отличаются своей принципиальной не насыщаемостью и возрастанием интенсивности по мере удовлетворения. «Много пользы нам бы принесло осознание того факта, что высшие стремления являются частью биологической природы человека, столь же неотъемлемой, как потребность в пище»,- пишет А.Маслоу. Но в то же время он сам же говорит, что высшие потребности, т.е. потребности роста, могут стать явными только после минимального удовлетворения низших (дефицитарных).
    Потребности также можно разделить по их представленности в конкретной ситуации, когда речь идет об актуализированных и потенциальных потребностях. В определенных ситуациях потребности по предшествующим наблюдениям, безусловно, типичные для данного человека, не проявляются открыто. Например, любознательный человек не проявит своей потребности в познании, если
очень утомлен.
    Г.Мюррей разделяет потребности на проактивные и реактивные в зависимости от степени активности субъекта, вовлеченного в мотивационный процесс. Первые преимущественно детерминированы внутренним состоянием (сон после тяжелой работы), а вторые активируются вследствие определенных событий во внешней среде (засыпание в затемненной комнате в полной тишине).
    Существует  ряд классификаций потребностей, базирующихся на представлении о диалектической борьбе разнонаправленных побуждений, динамика которых создает внутренне противоречивую картину жизни человека. Этот присущ психоаналитическим концепциям. З.Фрейд выделял в качестве базисных потребностей влечение к жизни и экспансии (либидо) и влечение к смерти и исчезновению (мортидо). Протекание психической активности человека представлялось ему в непрекращающейся борьбе либидо и мортидо. Представители неофрейдизма, сохранив общую модель «единства и борьбы противоположностей» в мотивационной сфере личности, заменили крайне биологизированную пару «либидо - мортидо» другими парами: стремление к власти, могуществу, превосходству и стремление к принадлежности, общности (А.Адлер).
    Специалисты, работающие в области психопатологии, акцентируют свое внимание на особых «невротических» потребностях, которые не присущи здоровому человеку. К.Хорни предложила в 1942 году перечень из десяти невротических потребностей, формирование которых обусловлено крахом в совладении с неизбежно возникающим у каждого ребенка при рождении «чувством изоляции и беспомощности в потенциально враждебном мире»:       
      невротическая потребность в любви и одобрении (человек живет ради
    хорошего  мнения о себе);   
      невротическая потребность в опекуне (такую позицию в быту часто
    называют  «вампиризмом» - человек тратит свою энергию на то, чтобы не
    оказаться брошенным партнером);       
      невротическая потребность в ограничении жизненных целей  
      невротическая потребность в силе (проявляется в подчеркнутом
    презрении к слабым и неудачливым);  
      невротическая потребность в эксплуатации других;
      невротическая потребность в собственной значимости;
      невротическая потребность в том, чтобы быть объектом
    восхищения;
      невротическая потребность в личных достижениях (гонка за
    успехом);
      невротическая потребность в независимости (страх связать себя узами
    с другим человеком);       
      невротическая потребность в совершенстве и безупречности.
 
    2.2. Мотив 

    Мотив- побуждение к деятельности, связанное  с удовлетворением потребностей субъекта. Процесс внутреннего управления поведением человека, который включает в себя совокупность мотивов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение, называют мотивацией. Она и объясняет целенаправленность действий.
    Стадиальную модель трансформирования потребности  в мотив предложил В.И.Ковалев. Он говорил о том, что если стимул не превратился в мотив, значит, он или «не понят» или «не принят». Таким образом, возможный вариант возникновения мотива можно представить следующим образом:
            возникновение потребности — осознание
    встреча потребности со стимулом , трансформирование посредством стимула потребности в мотив и его осознание.
    В процессе возникновения мотива происходит оценка различных сторон стимула: значимость для данного субъекта и для общества, справедливость и др.
    А.Файзуллаев считает, что в определенный момент мотив может находиться на одном из следующих этапов своего формирования:
    Первый  этап-возникновение и осознание побуждения, которое включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой именно предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения могут выступать потребности, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности (образ, мысль, эмоции). При этом побудительный аспект может и не осознаваться человеком. Но побуждение – это
еще не мотив; первым шагом к формированию мотива является осознание побуждения. Отсутствие этого этапа – ведет к слепому поиску, импульсивному поведению.
    Второй  этап-это «принятие» мотива, т.е. внутреннее принятие побуждения или идентификация его с мотивационно – смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно- личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека. Человек, сравнивая со своими нравственными принципами, ценностями, решает насколько значима, возникшая потребность и стоит ли её удовлетворять.
    В этой стадии мотив приобретает не только побудительность, осознанность и направленность, но и смыслообразующую функцию. Если мотив внутренне не принимается, может возникнуть чувство раздвоенности, неопределенности, нерешительности.
    Третий  этап-это реализация мотива. В течение этого этапа в зависимости от конкретных условий и способов реализации психологическое содержание мотива может измениться. При этом мотив приобретает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса). Это приводит к переходу на следующий этап. Невозможность реализации мотива вызывает фрустрацию побуждения.
    Четвертый этап-этап закрепления мотива. Обусловлен тем, что многократное повторение ведет к преобразованию мотива в черту характера. Если закрепления мотива не происходит, формируется нецельность характера, возникает ощущение социально - ролевой неадекватности.
    Пятый этап- актуализация потенциального побуждения, т.е. осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания. После этого этапа может начаться новый цикл формирования мотива.
    Зарубежные  психологи рассматривают стадиальность  мотивационного процесса в основном в рамках гештальт- подхода. В нем выделяется до шести фаз:
    ощущение  стимула его осознание, возбуждение,  начало действия, контакт с объектом, отступление. Отмеченные фазы могут легко дифференцироваться или накладываться друг на друга.
    Стадии  мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов. Под влиянием которых начинают формироваться намерения как конечный этап мотивации. Стимулы могут быть физическими (внешние раздражители, сигналы) и внутренними (неприятные ощущения, исходящие от внутренних органов). Стимулами также могут быть и социальные факторы, такие как требования, просьбы, чувство долга и другие.
    Легкость  формирования мотива, как отмечает К.Обуховский, наблюдается у двух противоположных полюсов – у лиц с примитивным мышлением и у лиц с высокой духовной культурой. Утонченные интеллектуалы, привыкшие постоянно себя контролировать, испытывают трудности в выборе целей и средств их достижения. Зачастую формирование цели становится для них невозможным. Из-за этого они характеризуются непоследовательностью действий, внезапностью порывов и отказов от намеченного. 

    В связи со сказанным выше можно  говорить о различных стилях мотивации. В.Н.Азаров выделил следующие стили действования: импульсивный и управляемый (рефлексивно- волевой). Эти стили в значительной степени отражают особенности формирования мотива. Под импульсивным стилем действования понимается склонность реализовывать ситуативные тенденции при минимальном обдумывании вариантов и последствий своих действий, а под управляемым — стиль, который
характеризуется выраженной регуляцией действий, опосредуемых развернутым анализом возможных способов достижения цели.
    Следовательно, мотив является сложным психологическим образованием, которое должен строить сам субъект. В процессе развития, воспитания и социализации личности формируются интересы и склонности, нравственные принципы и установки, которые будут в дальнейшем влиять на направленность личности.
    В психологической науке существует несколько взглядов на сущность мотива. Его рассматривают в следующих ракурсах: 

    ·       
    как побуждение, потребность. Такие авторы как П.В.Симонов,
    Д.В.Колосов  отождествляют мотив с потребностью, т.к. она является источником
    активности  человека, движущей силой человеческого  поведения, побуждает к
    деятельности. 

    ·       
    как цель, предмет удовлетворения потребностей. С.Л.Рубинштейн,
    основатель  этого подхода, говорит о том, что предметы становятся объектами
    желаний и возможными целями действий человека, когда он включает их в практическое
    осознание своего отношения к потребности. 

    ·       
    как намерение. Б.В.Зейгарник и К.Левин, исходя из того, что
    намерение является волевым актом, побудительной  силой, предполагают, что оно тесно
    связано с мотивацией и мотивом. 

    ·       
    как свойство личности. М.Мадсен, К.Платонов, Х.Мюррей считают, что
    устойчивые  характеристики личности (предпочтения, ценности, мировоззрения, идеалы)
    обусловливают поведение в такой же мере, как  и внешние стимулы. 

    ·       
    как состояние. Р.Пилоян, Дж.Гилфорд, Е.Хилгард под мотивом понимают
    любое состояние человека, которое заставляет его действовать или
    бездействовать. 

    ·       
    как удовлетворенность. В.Асеев, А.Ковалев  говорят о том, что
    удовлетворенность (положительное эмоциональное состояние) выступает одним из
    факторов  влияющих на продолжение деятельности. 

    В отношении структуры мотива мнения исследователей также
    расходятся. 

    В.Терентьев  выделяет в мотиве три компонента: интеллектуальный, волевой и эмоциональный. В разных случаях преобладает разный мотив.
    В.Леонтьев в структуре мотива выделяет две  подструктуры: подструктуру свойств, образующих мотивационное ядро (содержательные, установочные, волевые свойства, направленность, значимость, динамичность, эмоциональность) и подструктуру функций (селективной, когнитивной, целемоделирующей, смыслообразующей, регуляторной, побудительной).
    Е.Ильин  выделяет в структуре мотива компоненты, которые распределяет по блокам: 

    - потребностный блок: биологические, социальные потребности,
    осознание необходимости, долженствования; 

    - «внутренний  фильтр», который обеспечивает
    нравственный  контроль, оценку внешней ситуации, оценку своих возможностей,
    предпочтения; 

    - целевой.  Содержит образ предмета, который  может удовлетворить
    потребность; определенное действие, потребностную цель, представление о процессе
    удовлетворения  потребности. 

    Различные компоненты структуры обеспечивают реализацию различных функций мотива.
    Источником  возникновения потребностного состояния, определяющего поведение человека, является побуждающая функция.
    Стимулирующая функция связана с дополнительным побуждением. Из-за появления усталости и спада возбуждения для окончания деятельности требуется дополнительное волевое усилие.
    Направленность  энергии на определенный объект и  цель определяет направляющая функция.
    Организующая, направляющая, регулирующая и структурирующая функции включают в себя мысленное планирование действия, анализ ситуации, стабилизацию функционирующей системы с помощью контроля.
    А.Н.Леонтьев кроме всего этого выделил  еще и смыслообразующую функцию. Она связана с контролированием общей направленности деятельности личности, придает ей личностный смысл.
    Выделяют  также отражательную функцию  мотива. Она заключается в отражении в сознании человека потребностей и целей, средств их достижения и своих возможностей, последствий для себя и нравственного самочувствия. С помощью этой функции формируются структура и содержание мотивационной сферы личности.
    Н.Ерошина  и Е.Головаха обращают внимание на объяснительную функцию, которая является обоснованием действий или поступков, в то время как мотив сознательно формулируется личностью и является источником её поведения.
    В качестве характеристик мотивов  выделяют различные особенности и , прежде всего, динамическую характеристику мотива, которая включает в себя силу, устойчивость и содержание.
    Сила  мотива определяется интенсивностью мотивационного возбуждения, определяющего знание результатов деятельности, определенную свободу творчества. Сила мотива во многом зависит от эмоции, которая его сопровождает.
    Устойчивость  мотива — это проявление инертности потребности и ригидности установок, мировоззрения, ценностей и склонностей человека. Устойчивость мотива относится в большей мере к мотивационным установкам, привычками, интересам.
    Содержание  мотива определяется полнотой осознания  структуры мотива; уверенностью в правильности выбора, принятого решения; направленностью мотива (личностная или общественная); ориентированностью на внешние или на внутренние факторы при объяснении своего поведения; тем, на удовлетворение каких потребностей направлены (биологические или социальные); с какой деятельностью связаны (игровая, трудовая, спортивная).
    Мотивы  отличаются друг от друга. В психологии их принято делить на следующие группы: 

    -ситуационные. Обусловлены конкретной обстановкой, в которой находится человек; 

    -мотивы  целей. Связаны с деятельностью личности.
    Выражают  предмет потребностей и направленность устремлений личности; 

    -мотивы  выбора средств  и способов достижения  цели.
    Зависят от степени подготовленности, видения  других путей успешно действовать, реализуя поставленные в данных условиях цели.
    Мотивы  также классифицируют по степени  значимости:
    ·       широкого социального плана. Относятся к обществу в целом. Это могут быть идеологические, этнические, религиозные мотивы; 

    ·       группового плана. Связаны с жизнью личности в коллективе, членом которого она является. Сюда относятся такие мотивы как мотив одобрения, аффилиационный и др. 

    ·     индивидуально- личностного плана.
    Л.С.Выготский разделяет мотивы по ведущему мотиватору на«многозначные», которые содержат сразу несколько мотиваторов, и«однозначные».
    Е.Ильин  выделяет мотивы на основании их структуры: первичные (имеют только абстрактную  цель) и вторичные( имеют уже конкретную цель; делятся на полные, в которых присутствуют компоненты из всех блоков: потребностного, «внутреннего фильтра» и целевого) и укороченные (сформировавшиеся без участия блока «внутреннего фильтра»).
    Реально действующими мотиваторами становятся в процессе мотивации (выбор цели и способов её достижения) те, которые приобретают наибольшую значимость для человека, приводят к формированию побуждения. Сформированный мотив всегда действен, т.к. включает в себя побуждение к достижению цели «здесь и сейчас».
    Принято выделять следующие группы мотиваторов: 

    - нравственный  контроль; 

    - предпочтения; 

    - внешняя  ситуация; 

    - собственные  возможности; 

    - собственные  состояния в данный момент; 

    - условия  достижения цели; 

    - последствия  своего действия, поступка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.