Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка конкурентоспособности оптового торгового предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ 

      Введение………………………………………………………………………3
      Глава 1. Конкурентоспособность торговых организаций в условиях современной  экономики…………………………………………………………….6
      Конкурентоспособность: сущность, виды и значение…………..6
      Современное состояние конкуренции в торговле……………...12
      Показатели конкурентоспособности организаций торговли…..14
    Глава 2. Оценка конкурентоспособности ООО «Сан Инбев»…………...20
      Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Сан Инбев»…………………………………………………20
      Оценка конкурентоспособности ООО «Сан Инбев»………………23
      Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности ООО «Сан Инбев»...33
      Заключение…………………………………………………………………..39
      Библиографический список………………………………………………...41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

       В рыночной экономике одним из важнейших  факторов роста продаж продукции предприятия является повышение уровня его конкурентоспособности и роли в занимаемой им рыночной нише. Повышение уровня организации всех ключевых структур предприятия, занимающихся  вопросами реализации продукции и оказанием услуг,   расценивается в настоящее время как решающее условие роста его конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках.
       Конкурентоспособность - сравнительная характеристика товаров, содержащая комплексную оценку всей совокупности его качественных и экономических свойств относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. На конкурентоспособность продукции оказывают влияние 3 основных фактора: качество выпускаемой продукции; экономические показатели, определяемые затратами потребителя на приобретение и эксплуатацию товаров; организация продажи и продвижения товаров на рынке.
      Проблема  конкурентоспособности носит универсальный, всемирный характер. Ныне она затрагивает  практически все страны мира, всех товаропроизводителей.
      В рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний.  

      В этих условиях успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его устойчивое рыночное положение.
      Решение проблемы повышения конкурентоспособности  розничных торговых предприятий  предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ на рынке потребительских товаров.
      В последние годы как в теории, так  и на практике все больше уделяется  внимания необходимости комплексного решения проблемы развития конкуренции  и повышения конкурентоспособности торговых предприятий.
       Актуальность  настоящей работы обусловлена, с  одной стороны, большим интересом  к теме в современной науке, с  другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с  данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
      Цель  курсовой работы – изучение теоретических  положений сущности конкурентоспособности  торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение  основных направлений дальнейшего  развития предприятия.
      В соответствии с поставленной целью  в работе решался комплекс следующих  взаимосвязанных задач:
   1)  изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность торгового предприятия»;
   2)  обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность торгового предприятия;
   3)  провести оценку конкурентоспособности оптового торгового предприятия ООО «Сан Инбев»;
   4)  определить основные направления повышения конкурентоспособности оптового торгового предприятия.
      Предметом исследования является конкурентоспособность  оптового торгового предприятия  ООО «Сан Инбев».
      Объектом исследования определена деятельность ООО «Сан Инбев».
      Практическая  значимость исследования заключается  в возможности использования  выводов и рекомендаций работы в  качестве теоретической основы эффективного управления розничной торговлей  на уровне предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Конкурентоспособность  торговых организаций  в условиях современной  экономики 

        Конкурентоспособность: сущность, виды и  значение
 
 
             Несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, существуют некоторые различия в понимании категории «конкурентоспособность». Многовариантность определений, относительность, а также различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях.
       Прежде  всего, необходимо отметить, что различают  конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой [см. 3, с. 11].
     Конкурентоспособность - это характеристика товара, отражающая его отличие от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
     Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару - конкуренту. Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.
     При совершении покупки потребитель  осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и  приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.
     При этом покупатель учитывает их потребительские  свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности. Каждая потребность  обладает свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют ее сущность, необходимый потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров потребности с параметрами, характеризующими само изделие и совершается покупка.
     Для того, чтобы товар был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать потребностям по техническим параметрам и финансовым возможностям потребителя (цена потребления товара), при этом потребитель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара, то есть оптимизировать свои полные затраты.
     Поскольку потребности каждого отдельного покупателя складываются по воздействиям обширного комплекса факторов и  носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными  потребителями могут не совпадать. Соответственно неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной.
     Наибольшее  признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.
     Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.
       Однако  конкурентоспособность товара является необходимым, но не достаточным условием конкурентоспособности предприятия. Предприятие может производить конкурентоспособную продукцию, но не быть конкурентоспособным. Ярким примером такой ситуации является состояние многих отечественных предприятий военно-промышленного комплекса.
       Можно выделить следующие основные отличия  между понятиями конкурентоспособности товара и предприятия [см. 4, с. 342]:
    оценка конкурентоспособности товара применяется к каждому конкретному его виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю номенклатуру и ассортимент, а также все виды производственно-экономической деятельности, осуществляемые предприятием;
    признание конкурентоспособности и товара, и предприятия осуществляется на рынке. В то же время в отличие от оценки конкурентоспособности товара оценку конкурентоспособности предприятия дает не только потребитель, но и сам производитель. Именно предприятие решает вопрос о целесообразности выпуска данной продукции в конкретных условиях;
    товар и предприятие имеют разные временные периоды своего жизненного цикла. Если предметом исследования является текущая оценка конкурентоспособности, то фактор времени не имеет определенного значения, но когда речь заходит о долговременном аспекте, то следует учитывать, что жизненный цикл предприятия, как правило, более продолжителен – за период его функционирования может сменяться несколько поколений изделий. Вместе с тем, иногда жизненный цикл продукции превышает период функционирования предприятия.
      Конкуренция - необходимое явление при условии, что предложение превышает спрос  и, как правило, возникает между  товарами, а не производителями. Различают  следующие виды конкуренции: функциональная, видовая, предметная, ценовая, скрытая, ценовая, незаконная.
Функциональная - может возникать из-за того, что одну и ту же потребность можно удовлетворить поразному.
Видовая - выпуск аналогичных товаров разными предприятиями или одним предприятием, но разного оформления. Важно иметь образ предприятия.
Предметная - как правило, между аналогичными товарами разных предприятий.
Ценовая - наиболее простой вид. Снижая цену можно осуществить захват рынка.
      Нельзя  забывать, что конкурентоспособность - это, прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает товар производителя, то нельзя было бы говорить о его конкурентоспособности.
      Причины конкурентоспособности товаров  надо искать в конкурентных преимуществах отдельных его характеристик.
      Параметры, определяющие конкурентоспособность  предприятия:
   1.   производственный или торгово-сбытовой потенциал (объем продукции, производимой за единицу времени; объем реализации торгового предприятия за единицу времени);
   2.   финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала);
   3.   имидж предприятия – моральный капитал предприятия;
   4.   товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров);
   5.   научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки);
   6.   инвестиционный потенциал;
   7.   трудовые ресурсы;
   8.   управленческий и информационно-аналитический потенциал;
   9.   бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) – установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности.
      Различаются следующие виды конкурентных преимуществ:
- Конкурентное  преимущество высокого порядка;
- Конкурентное  преимущество низкого порядка.
      Конкурентное  преимущество высокого порядка –  более надежно, требует значительных затрат на его обеспечение, его действие носит более продолжительный характер. Для того, чтобы достигнуть конкурентного преимущества высокого порядка, необходимо больше новизны и способности от руководства предприятия, требуются долговременные и интенсивные вложения капитала в производственные мощности, специальное обучение персонала.
      Конкурентное  преимущество низкого порядка –  менее устойчиво, т.к. легко достижимо, оно действует не продолжительное  время и его легко перенять (дешевая рабочая сила, низкие издержки производства, методы и приемы, позаимствованные у конкурентов).
      Конкурентные  преимущества имеют различные формы  проявления, которые можно представить  в виде следующей классификационной  структуры:
   -       конкурентное преимущество, основанное на экономических факторах- оно определяет лучшим общеэкономическим состоянием рынков, объективными факторами, стимулирующими спрос (большая и растущая емкость рынка);
   -       конкурентное преимущество, основанное на нормативно-правовых актах (льготы, иные привилегии, которые предоставляются региону или отдельному предприятию, органов власти и управления, исключительные права на интеллектуальную собственность);
   -       конкурентное преимущество структурного характера определяется высоким уровнем производства и реализации на предприятиях, возможностью быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка;
   -       конкурентное преимущество, связанное с административными мерами, определяется ограничениями со стороны органов власти (выдачи лицензий, патентов);
   -       конкурентное преимущество, определенное уровнем развития инфраструктуры предприятия. Они возникают в разной степени развития необходимых средств коммуникации, организованности и открытости рынков труда и капитала;
   -       конкурентное преимущество технические (технологические) определяются уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли;
   -       конкурентное преимущество, определяемые хорошей информированностью, базируются на наличии обширного банка данных (о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка);
   -       конкурентное преимущество, основанное на географических факторах – выгодное географическое положение, недоступность транспортных средств для перемещения товаров;
   -       конкурентное преимущество, основанное на демографических факторах;
   -       конкурентное преимущество не правового порядка, достигаемые в результате недобросовестной конкуренции, недобросовестного выполнения представителями органов власти своих обязанностей.  
 
 
 

        Современное состояние конкуренции в торговле
 
       В современной экономической теории конкуренция в общем своем  проявлении понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка [см. 2, с. 29].
       Понятие конкуренции  настолько многозначно  как для общества, так и для  предприятия, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.
       Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
       Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.
       Роль  конкуренции для современного предприятия  – участника рынка сложно определить. Она охватывает как негативные, так  и положительные для предприятия  и для общества процессы. Однако в современной теории экономики выделяют следующие характеристики роли конкуренции на рынке [см. 2, с. 40]:
      а) конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов”.
      б) конкуренция поддерживает общественно  нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил  на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства и в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
      в) конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит «уравнительницей цен», то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества с максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
      г) при противоборстве субъектов рынка  усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.  
 
 

        Показатели  конкурентоспособности  организаций торговли
 
      Конкурентоспособность предприятия – это относительная  характеристика, которая выражает отличия  развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей  и по эффективности производственной деятельности.  Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. [5]
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких  факторов, как:
• конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
• вид производимого товара;
• ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
• лёгкость доступа на рынок;
• однородность рынка;
• конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
• конкурентоспособность отрасли;
• возможность технических новшеств в отрасли;
• конкурентоспособность региона и страны.
      Рассмотрим  отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.
      Так, технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом.
      Основные  требования потребителей к техническим  показателям находят отражение  в национальном и международном  стандартах.
      Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется), стандартизируемый продукт, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам.
      Соответствие  стандартам это регламентируемый потребительский  параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к  нулю. [5]
      В каждой стране существует своя система  стандартизации товаров, соответствующая степени развития национальной экономики, науки, техники и технологии.
      Оценка  конкурентоспособности основывается на сравнении характеристик анализируемой  продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя.
      Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы:
• параметров качества (технических);
• экономических параметров.
      К группе технических относятся параметры  потребности, которые характеризуют  содержание этой потребности и условия ее удовлетворения. К ним относятся:
• параметры назначения;
• эргономические параметры;
• эстетические параметры;
• нормативные параметры.
      Параметры назначения характеризуют области  применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления.
      Параметры назначения подразделяются:
• на классификационные параметры, характеризующие принадлежность продукции к определенному классу и используемые при оценке только на этапе выбора области применения продукции и товаров - конкурентов, они служат базой для последующего анализа и в дальнейших расчетах не участвуют (пример: пассажировместимость, скорость вращения);
• параметры технической эффективности, характеризующие прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции (например, производительность станка, точность и быстрота срабатывания измерительных приборов, объем памяти для ЭВМ), они могут быть и одновременно и классификационными;
• конструктивные параметры, характеризующие основные проектно - конструкторские решения, использованные при разработке и производстве изделия (состав изделия, его структура, размеры, вес), отдельные параметры также могут служить целям классификации;
      Эргономические  параметры, характеризующие продукцию  с точки зрения ее соответствия свойствам  человеческого организма при  выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические, свойства человека, проявляющиеся в производственных и бытовых процессах);
      Эстетические  параметры, характеризующие информационную выразительность (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида), они моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными, они ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции;
      Нормативные параметры, характеризующие свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами  и законодательством на рынке, где  эту продукцию предполагается сбывать (параметры патентной чистоты, характеризующие  степень воплощения в продукции технических решений и не подпадающих под действие патентов, выданных в странах предполагаемого сбыта, экологические параметры, параметры безопасности, по которым для данного рынка установлены обязательные действующие требования международных, национальных стандартов, технических регламентов, норм, законодательства).
      К группе экономических параметров относятся  полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также условиями ее приобретения и использования на конкретном рынке.
      Полные  затраты потребителя в общем  случае включают единовременные и текущие  затраты.
      Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности  продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и целей оценки. Схема параметров конкурентоспособности показана на рис. 1. [7]
 
 
Рис 1. Показатели конкурентоспособности
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.