На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Связи с общественностью в кризисной ситуации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Федеральное агентство по образованию  российской федерации
    Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского 
 
 

    Экономический факультет
    Кафедра маркетинга  
 

    Курсовая  работа по дисциплине : «Маркетинговые коммуникации»на тему:
    «Связи  с общественностью в кризисной ситуации» 
 
 
 
 
 
 

    Подготовила:
    Студентка 4 курса
    Вечернего отделения гр. 42
    Поменчук  О.В.
    Проверила:
    Доцент  кафедры МиПД
    к. э. н. Куликова А.В. 
 
 
 
 

    Нижний  Новгород,2010
    Содержание 

Введение………………………………………………………….......……………3
    Глава 1. Особенности кризисных ситуаций………………………………..6
       1.1 Определение понятия кризис и  его типологии……..………………6
       1.2 Причины возникновения кризисных  ситуаций……..……………....7
       1.3 Предсказуемая кризисная ситуация……………...…………………10
    Глава 2. Процесс управления кризисом………………….………………...14
       2.1 Работа с внутренней средой  организации...………………………..14
       2.2 Работа с внешней средой организации………………...…………...16
       2.3 Общие принципы работы со СМИ…………………………...……..18
    Глава 3 Антикризисный PR-план…………………………………………..24
    Глава 4. Случай из российской практики …….....………………………...29
Заключение……………………………………….........……………………….....31
Список  использованной литературы………………........……………………....33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    Правило ведения войны заключается в  том,
    чтобы не полагаться на то, что противник  не придёт,
    а полагаться на то, с чем я могу его встретить,
    не  полагаться на то, что он не нападёт,
    а полагаться на то, что я сделаю нападение  на себя невозможным для него. 

    Сунь-цзы. Искусство войны 

        На  следующей неделе не может 
        быть  никакого кризиса.
        Мое расписание уже составлено.  

        Генри Киссинджер (1923) 

    В современном мире, на пороге нового тысячелетия, бизнес становится глобальным занятием, а жизненная среда делового мира изменяется с лавинообразной скоростью: она сложна и подвижна. Каждое предприятие, как и любой биологический организм, растет, развивается, стареет и подвергается за период своего существования множеству опасностей.
    Нестабильность  социально-политического положения  России приводит к частым сбоям в  работе как больших, так и малых  предприятий, влечет за собой повышенную вероятность возникновения кризисов в той или иной сфере их деятельности. Словарь современных понятий и терминов определяет кризис как "затруднительное, тяжелое положение, острый недостаток, нехватка чего-либо; болезненный, переходный период; резкий, крутой перелом."
    Практика  показывает, что с критическими периодами  рано или поздно сталкивается каждая организация. Кризисы - обязательный компонент  нашей жизни, в которой многое непредсказуемо, а главное - никто  не застрахован от беды.
    Согласно  теории Чарльза Дарвина, сохранившиеся  виды выжили только потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. Другими  словами, для обеспечения своей  жизнеспособности, нужен естественный механизм, позволяющий эффективно выходить практически из любой опасной ситуации.
    В России быстрый прогресс многих фирм в большинстве случаев опережает рост квалификации их работников и руководителей. В результате выживают только самые талантливые из них, действующие оригинально, нестандартно, творчески используя потенциал западного менеджмента.
    Уже можно сказать, что шаг за шагом  проторяет себе дорогу и становится все более популярной у нас  такая сфера управления, как Public Relations.
    На  том или ином этапе деятельности мы постоянно сталкиваемся с различными вариантами кризисных ситуаций.
    Кризисные ситуации страшно раздражают. Проблема заключается в том, что большинство  из них невозможно предугадать. Они  могут возникнуть в любой момент, но не должны застать вас врасплох! От вас не ждут готового ответа, как разрешить внезапную кризисную ситуацию, но у вас должны быть предусмотрены все определенные процедуры и механизмы, чтобы разрешить проблемную ситуацию.
    Как известно, сфера деятельности PR предполагает прежде всего позитивный настрой  к деловым партнерам. Для обеспечения жизнеспособности организации, подтверждения своей надежности и стабильности, ее отношения в обществе должны строится на основе честности и открытости. Это имеет первостепенное отношение к управлению кризисными ситуациями. Все тайное все равно станет явным. Публике всегда нужна адекватная картина событий.
    "Принято  считать, что "дело о телиноле ", медицинском препарате фирмы  "Джонсон и Джонсон", оказавшимся  губительным для здоровья человека, повлекло возникновение в США  понятия "кризисная коммуникация". Тогда, в начале 80-х годов компании удалось найти верный путь разрешения кризиса, основанный на установлении открытого диалога с общественностью, на демонстрации своей социальной ответственности перед ней, на полноте предоставляемой информации. Свою роль при этом сыграло ее кредо: "Мы считаем, что наша первейшая забота - о докторах, медсестрах и пациентах, об отцах и матерях, - всех, кто пользуется нашими товарами и услугами". Таким образом, фирма не только смягчила последствия кризиса, но и сохранила свою добрую репутацию.
    Со  временем кризисная коммуникация твердо определила свою роль как инструмент кризис-менеджмента, а история с компанией Johnson&Johnson стала образцом, моделью для других компаний, попавших в беду.
    Конечно же коммуникации в условиях кризиса являются рискованными и нет гарантии успеха. Но существуют некоторые правила подготовки PR компаний в чрезвычайных обстоятельствах, позволяющие ввести такие механизмы, которые дают шанс выбраться из трудностей с наименьшими потерями. О чем и пойдет речь дальше.
    Цель  данной работы - показать, как решаются кризисные ситуации средствами и  инструментами Public Relations.
    Задачи:
    Обобщить и систематизировать опыт западных и российских исследователей в области управления кризисными ситуациями;
    Разработать коммуникационную модель управления кризисной ситуацией;
    Разработать стратегический план действий в кризисной ситуации.
    Источниками для изучения этой злободневной темы послужили: западные и появившиеся  уже отечественные книги и учебники по связям с общественностью, статьи и публикации в печатных средствах массовой информации.
    Предметом исследования являются собственно связи с общественностью.
    Объект  – кризисная ситуация  в компании, на предприятии или фирме. 
 
 

    Глава 1. Особенности кризисных ситуаций
    1.1 Определение понятия кризис и его типологии
    Целесообразно начать с базового определения. Сразу необходимо отметить, что единого определения кризисной ситуации не существует. Приведем несколько определений, которые раскрывают сущность данного понятия.
    Итак, с точки зрения кризисного управления (“crisis management”) кризис – это и  прекращение нормального процесса, и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность предприятия, и внезапное серьезное происшествие, обладающее потенциалом повредить или даже разрушить репутацию кампании. М. Реджестер, один из ведущих специалистов в области управления кризисами, дает такое определение.
    Кризис  – это событие, по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий, в том числе акционеров, профсоюзных организаций, движений в защиту окружающей среды, которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации.
    Кризисные ситуации можно подразделить на следующие типы.
    1. Внезапные кризисы, когда нет  времени для подготовки и планирования. Сюда подпадает крушение самолета, землетрясение, пожар, гибель  первого лица, что требует заранее  согласованных между ведущими  управленцами действий, чтобы не  дать развиться непониманию, конфликту, задержке в реакции.
         2. Возникающий кризис дает время  для исследования и планирования, где задачей становиться проведение  коррекции, до того, как кризис  перейдет в критическую фазу.
         3. Постоянные кризисы, которые  могут длиться месяцами или годами, несмотря на усилия по их приостановке. Сюда, к примеру, подпадают слухи.
         Исследователи выделяют еще одну  типологию кризисов:
         1. Кризисы-происшествия
         Сюда входят кризисы экологического  характера, связанные с деятельностью предприятий, несущих урон и угрозу окружающей среде и жизнедеятельности человека; кризисы, вызванные ошибками в процессе производства продукта; кризисы из-за прямых угроз предприятию в форме шантажа и т.д.
    2. Социальные кризисы
    Это кризисные ситуации, обусловленные социальной структурой и социально-производственными связями предприятий в обществе. Например, забастовки.
    3. Экономические или финансовые  кризисы
         Это кризисы, связанные с деятельностью  компаний на финансовом рынке.  Последствия таких кризисов могут привести к полному исчезновению фирм или их поглощению другими и т.д.
    Исходя из направленности кризисной ситуации можно подразделить на:
    1. Кризисы, имеющие внешнюю направленность
    Кризисные ситуации, сказывающиеся отрицательным  образом на внешней среде организации, т.е. затрагивающие интересы общественности (например, несущие угрозу жизни людей).
    2. Кризисы внутренней направленности
    Сюда  подпадают такие кризисные ситуации, которые имеют в большей степени  внутреннее значение для организации. Ситуации, связанные со столкновением корпоративных интересов, кризисом управленческой подсистемы, сменой руководства и т.д. 

    1.2 Причины возникновения  кризисных ситуаций
    Среди типичных признаков кризисной ситуации большинство руководителей наверняка  назовут появление негативных публикаций в СМИ и участившиеся проверки государственными органами контроля и надзора, явно спровоцированные конкурентами. Однако специалист по связям с общественностью с сожалением отметит, что эти события являются лишь следствием. Компания наверняка не столкнулась бы с ними, если бы руководство фирмы активно разрабатывало стратегические и тактические шаги в сфере связей с общественностью. Последнее предполагает анализ развития компании и внешних условий, в которых она живет и работает, прогнозирование возможных негативных событий и разработку мер по их преодолению.
    Существует  ряд факторов, которые могут спровоцировать кризис:
    Предположим, анализ ситуации на рынке показывает, что существует возможность быстрого развития конкурента, которому нужно будет пространство для роста. Пусть даже сейчас его шаги не носят враждебного характера, но обязательно надо быть готовым к тому, что агрессия еще последует, и разработать приемы отражения информационных атак. Если же ожидается приход зарубежной компании-конкурента, необходимо разработать грамотную PR-стратегию, позволяющую выжить в условиях жесткого информационного и экономического давления.
    Другим основанием для беспокойства является, как это ни парадоксально, сам факт процветания компании. Если компания динамично развивается, это дает лишний повод конкурентам «подставить ножку». В этой ситуации важно заниматься репутационным пиаром, т.е. активно формировать позитивную репутацию компании и постоянно заботиться о том, что думает по поводу фирмы общественность, что люди знают о миссии вашей организации. Ежедневно задаваться вопросом о том, как работают те или иные связи: с коллективом, со СМИ, с властными структурами, с партнерами.
    Если ваша компания является монополистом на данном рынке, ваш бизнес процветает, а проверки из различных органов случаются все чаще, стоит выяснить, не желает ли какой-нибудь облеченный властью чиновник поставить своего человека во главе вашего бизнеса.
    Если же вы заметили, что происходит активное перераспределение акций вашего предприятия, нелишним будет удостовериться в том, что это не планомерная работа конкурентов с акционерами, направленная на формирование контрольного пакета.
    Во  многих случаях предпосылки кризиса  вызревают внутри компании:
    Так, например, все отношения усложняются в преддверии того момента, когда надо отчитываться перед акционерами. Всегда есть группы недовольных. С ними надо активно работать, выстраивая взаимоотношения.
    Особую осторожность следует проявлять в периоды реорганизаций в компании, при принятии непопулярных мер (увольнении работников или продаже активов компании).
    Если на предприятии число «удобных сотрудников» (люди, с которыми вам прежде всего комфортно, и неважно, что они посредственные специалисты) преобладает над числом «сотрудников для работы» (профессионалы, которых нелегко удерживать, мотивировать, которые готовы спорить, если считают предлагаемый путь решения неверным), то это тревожный симптом.
    Очень опасные факторы — нечеткая структура подчинения и распределения ответственности; переполненность и незаполненность функциональных позиций; применение западных механизмов стимулирования сотрудников, неадекватных российской действительности; нарушение обмена информацией в компании и возникновение «пропасти» между руководством и сотрудниками и т.д. В такой ситуации достаточно «одной искры» извне — изменения экономической ситуации или появления негативной публикации, — чтобы «взорвать» компанию изнутри. Внешнее напряжение передается коллективу, и начинается разрушительный процесс.
    Так, одна из крупнейших в стране авиакомпаний пережила сложный момент своей жизни, когда при угрозе снятия первого лица вдруг начали бастовать коллективы: авиадиспетчеры, стюардессы, летчики. Анализ ситуации показал, что сотрудники и руководство были, как несообщающиеся сосуды. Поэтому люди воспринимали директоров как паразитов, впустую тратящих их кровные деньги. Появление в газетах маленькой заметки о возможности замены руководства этой компании взорвало накопившееся внутри коллектива негативное отношение к нему.
    Следствием недовольства того же рода часто бывает продажа конкурентам «секретов фирмы».
    Во  всех этих и подобных случаях необходимо начать действовать, не дожидаясь, пока проблемная ситуация перерастет в серьезный кризис. 

    1.3 Предсказуемая кризисная ситуация
    Настоящая кризисная ситуация обычно вызывается тем, что не находится непосредственно  под вашим контролем. Поэтому  какие-либо приготовления не могут  быть специфическими, — только общими.
    Однако  бывают более или менее предсказуемые  кризисные ситуации, и вы можете подготовиться, чтобы противостоять им. Во многих случаях вы даже можете приготовить план PR-мероприятий, адресованный для решения предсказуемой проблемы.
    Очевидно, что многие из этих проблем вызваны  внутренними трудностями (например, недостатки в качестве продукции, выявленные вашим отделом качества даже раньше, чем публика узнала о них). Другой пример — финансовый дефицит. В этом случае развитие информационной стратегии и меры по разрешению проблемы должны идти параллельно. Если время позволяет, можно провести в жизнь хороший PR-план с продуманными целями и методами измерения результатов.
    Коммуникационная  стратегия в подобных случаях  должна содержать несколько положений, включая следующие:
    Общайтесь со всеми заинтересованными сторонами (например, с клиентами, СМИ, партнерами по каналам дистрибьюции, деловыми партнерами и т. д.) вовремя и в правильной последовательности.
    Во избежание путаницы и недопонимания адаптируйте свои ключевые сообщения к аудитории.
    Держите процесс коммуникации под контролем.
    Убедитесь, что коммуникация со всеми аудиториями (с клиентами, СМИ, партнерами и т. д.) осуществляется последовательно и в соответствии с развитием ситуации во времени.
    Во всех контактах со СМИ используются согласованные ключевые сообщения.
    Впрочем, наиболее важное мероприятие — установка ясных целей ваших действий; в этом случае принимаемые меры логично вытекают из них.
    Обычно  при кризисных ситуациях информационные меры бывают в большей степени  качественными, чем количественными.
    В случае проблемы с качеством продукта это, например, означает, что вам следует указать на то, что ваша компания обращает особое внимание на качество и удовлетворение клиентов. Вы можете обсудить свои измерения качества и отчеты, связанные с ним, и, если вам повезет, выводы будут сделаны в вашу пользу.
    В случае плохих финансовых результатов  вы можете объяснить их скрытые причины. Может быть, ваша компания произвела  инвестиции в будущие проекты, что  временно негативно повлияло на бизнес-показатели. Возможно, результаты можно объяснить сложной экономической ситуацией, а не причинами, лежащими внутри компании. Может быть, вы произвели крупное разовое вложение денежных средств в необходимые закупки или траты, связанные с отзывом товара.
    Какой бы ни была причина, лучше, чтобы пресса передала ваши объяснения, а не слухи или, того хуже, негативные комментарии, распространяемые вашими конкурентами. Эскалация беспочвенных домыслов — худшее, что может с вами случиться. Поэтому одна из наиболее важных целей — не дать им возможности возникнуть или пресечь их как можно скорее.
    Некоторые кризисные ситуации не могут быть полностью предсказуемы. Однако, хотя они вам и не подвластны, их все-таки можно предвидеть.
    Примером  такого кризиса может быть ситуация, когда конкурент объявляет о  появлении на рынке своего нового продукта, лучшего, чем ваш. В быстро развивающихся областях, таких как информационные технологии или телекоммуникации, компании нередко «играют в чехарду», периодически опережая друг друга. Поэтому внезапное появление нового мобильного телефона вашего конкурента, или новой услуги, или более быстрого процессора не должно быть для вас сюрпризом. Ваша компания, возможно, уже работает над еще лучшим телефоном, еще лучшей услугой или еще более быстрым процессором. Просто ваш конкурент немного быстрее вышел на рынок.
    Поскольку подобный сценарий — обычное явление  для сравнительно молодых отраслей, вы должны быть готовы к этому. Как  правило, для таких случаев компании имеют план действий в непредвиденных ситуациях, при реализации которого используют несколько PR-инструментов. Тут важно не дать конкуренту сфокусировать на себе все внимание. Вместо этого следует разделить с ним славу, то есть информационное освещение. Этого тоже можно достичь несколькими способами, например, опубликовать анонс ваших последних разработок или интервью на эту тему с вашими ведущими специалистами.
    В идеале вы должны опираться на грамотно проведенную коммуникационную работу. Вам удалось позиционировать  свою компанию как промышленного  лидера, и, если вы наладили хорошие отношения с ключевыми репортерами, вполне вероятно, что они будут обращаться за вашим мнением всякий раз, когда конкурент сделает очередной ход. Деловая пресса, в частности, часто следует этому сценарию.
    Независимо  от того, насколько вам удалось  повернуть в свою сторону публикацию в прессе, принципиально, что статья вообще появилась. В нашей книге мы постоянно говорим о том, как важно следить за конкурентами и сравнивать свои PR-результаты с достижениями других игроков на вашем рынке. Здесь мы имеем прекрасный пример того, как сполна окупается пристальное внимание к PR-деятельности конкурентов, и как можно даже извлечь выгоду из их усилий. Позволяя конкурентам «проехать за ваш счет», вы получаете простор для усовершенствований в своем PR-отделе.
    На это можно взглянуть с другой точки зрения. Представьте, что вы лидируете на рынке в определенной отрасли и позволили своему конкуренту занять центральное место, представив свой новый улучшенный продукт или услугу. При этом вы сохраняете спокойствие и молчание. Это можно расценить как сдачу своих позиций или даже как признание превосходства конкурента. Это недопустимая ситуация, ваша реакция должна быть адекватной.
    Однако  практиковать такие вещи можно только в уравновешенной и благоразумной  манере. Например, если вы комментируете малейшее движение конкурентов, ваши комментарии легко могут быть расценены как СНС (Страх, Неопределенность, Сомнение) по отношению к ним. Решение о том, что предпринять, должно быть принято совместно с коллегами по развитию бизнеса и маркетингу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Процесс управления кризисом
    2.1 Работа с внутренней средой организации
    Специалисты отмечают, что персонал организации  – один из главных ресурсов в  условиях кризисной ситуации. Каждый служащий должен осознавать свою значимость в процессе управления кризисной ситуацией.
    Условно, весь комплекс действий в отношении персонала можно разделить на две составляющих:
    а) Создание кризисной команды, которая  непосредственно будет заниматься разработкой кризисной стратегии  и отвечать за ее реализацию.
    б) Работа непосредственно с персоналом организации на всех уровнях.
    Участие занятых работников в разрешении кризиса очень часто недооценивается. Персонал организации понимает возможный риск и знаком с аналогичными ситуациями в той же сфере. Они знают организацию изнутри. В отношении персонала должна вестись отдельная работа в ситуации кризиса.
    Факторы и элементы, определяющие поведение  человека в условиях кризисной ситуации, были сведены психологами в единую схему, которая получила название “звезда храбрости”.
    

    В соответствии со “звездой храбрости” психологическая устойчивость человека определяется его доверием к руководству, сотрудникам, собственной духовной и физической готовностью. Доверие  же к коллективу зависит от уровня групповой сплоченности, убежденности в необходимости и справедливости своих действий, уровня обученности, физического состояния и развития требуемых личностных качеств.
    В этой связи на первый план выходит  тренировка персонала организации. Используются методики психологического тестирования, деловые игры, тренинги, направленные на развитие навыков делового взаимодействия, психологической саморегуляции. Например, компания «Леви Страус» проводила программу борьбы со стрессами, в которой на ежедневных семинарах участвовало 1500 сотрудников. Преподавались техники расслабления, самомотивационные процедуры, проводилось обучение способам изменения поведения.
    А вот пример того, какие приемы использовали консультанты, приглашенные нефтяной компанией “LASMO”, заключившей в  середине 1989 года соглашение с компанией “CROWN” о разработке прибрежных нефтяных месторождений, расположенных в 250 км к югу от Галифакса (Канада). Попытка начать разработку нефти у берегов Канады вызвала сопротивление общественности, в частности местных рыбаков, которые представляли серьезную силу. Кроме того, в массовом сознании еще были сильны воспоминания о катастрофе танкера Exxon Valdez, в результате которой разлившаяся нефть нанесла колоссальный ущерб природе.
    В ходе реализации кампании, одной из целевых аудиторий которой являлись СМИ, консультанты провели для руководителей «LASMO» курс лекций о работе с журналистами и получили совет встречаться с журналистами один на один и давать личные интервью. Кроме того, подобный курс по взаимодействию с журналистами прошли и все менеджеры компании.
    В условиях кризисной ситуации стратегия, направленная на персонал организации, должна иметь своей целью организовать эффективную коммуникацию с занятыми. Главное – не допустить принципиальной изоляции от принятия решений и обеспечить достаточную информированность персонала.
    Также рекомендуется создать систему  контроля слухов, т.е. создать такую систему, при которой персонал организации мог бы задавать вопросы и получать быстрые ответы без страха репрессалии, что может обеспечиваться анонимным характером коммуникации со стороны источника (например, закрытая коробка для листков с вопросами и настенная доска, на которой размещаются ответы).
    Кроме того, помимо опосредованной, используется прямая коммуникация. Например, хорошо работают личные встречи руководства со всем составом сотрудников, или если это невозможно, то выделяются референтные личности, т.е. люди, которые пользуются в фирме наибольшим авторитетом, чтобы в дальнейшем они стали агентами влияния. 

    2.2 Работа с внешней средой организации
    Английский  лорд сидит у камина. Вдруг вбегает  слуга:
    - Сэр! Спасайтесь! Темза вышла из  берегов! Через пять минут вода  ворвется сюда!
    - Джон! Выйдите и доложите, как  подобает английскому слуге.
    Слуга выходит. Ровно через пять минут  он распахивает дверь и сообщает:
    - Темза, сэр! 

    Английский  анекдот 

    Налаживание эффективной коммуникации со СМИ  является одним из важнейших этапов урегулирования кризисной коммуникации. Дело в том, что СМИ, как известно, выполняют функцию формирования так называемой agenda, т.е. повестки дня. Проблемы, представляемые СМИ как наиболее важные в данный момент, могут и не являться таковыми, но сам факт того, что данные вопросы освещаются журналистами, чья работа в принципе заключается в обслуживании интересов общественности, приводит к тому, что эти проблемы идентифицируются общественностью как наиболее важные. Таким образом, общественное мнение очень сильно подвержено воздействию средств массовой информации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.