На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антимонопольные и антиинфляционные меры

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
  ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 4
1.1 Цели и типы государственного регулирования 4
1.2 Методы государственного регулирования 5
Глава 2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 6
2.1 Инфляция: сущность, виды, функции, последствия 6
2.2 Цели антиинфляционной политики 7
2.3 Методы и  инструменты антиинфляционной политики 8
2.4 Особенности инфляции и антиинфляционных процессов в  России 10
Глава 3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 10
3.1 Монополия, ее виды, последствия 10
3.2 Цели антимонопольной  политики 12
3.3 Методы регулирования  деятельности монополий 12
3.4 Особенности антимонопольных  процессов в России 14
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
  БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 16
 
   
 
 
 

Введение
  Целью данной работы является рассмотрение основных механизмов регулирования  государством рыночной экономики, а также раскрытие антиинфляционных и антимонопольных процессов.
  В условиях современного рынка государство  регулирует экономику на макро - и микроуровнях. Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций. Конкретными причинами вмешательства государства в рыночную экономику выступают такие факторы как роль государства в поддержании рыночной среды, так как именно государство через правовое регулирование обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции и т.д. Все экономики имеют общие проблемы- невозможность создания условий свободной конкуренции и неравномерное распределение доходов. Поэтому появляются такие явления как наличие монополий и инфляции. Борьба с инфляцией и монополиями это важнейшая задача стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики невозможно.  
 
 
 
 
 
 
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
  В условиях рынка государственное  регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.[1,2]
      Цели и типы государственного регулирования
  Цели  государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны  по значению, масштабам воздействия  и последствиям. В дереве целей  ГРЭ можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей главными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.
  Конкретные  цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости соединения общественных и частных интересов.
  К объектам регулирования следует  отнести наднациональный уровень  межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и  регионов, где возникают проблемы, неразрешимые посредством рыночных регуляторов.
  Субъектами  ГРЭ выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или  коммунальные органы управления.
  Различают следующие типы государственного регулирования:
• полный государственный монополизм в управлении хозяйством
• различные  варианты сочетания рыночных и государственных  регуляторов.
• крайний  либерализм, признающий эффективным  только условия неограниченного частного предпринимательства. 

1.2 Методы государственного регулирования
  Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.
  Правовое  регулирование состоит в установлении государством правил «экономической игры»  для фирм-производителей и потребителей.
  Административное  регулирование включают в себя меры по регулированию, лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный  контроль над ценами, доходами, учетной  ставкой, валютным курсом.
  Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используются: бюджетная и фискальная политика; денежно-кредитная политика; программирование; прогнозирование и планирование.
  Прямые  методы регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также
льготных  кредитов.
  К  мерам  косвенного  вмешательства  государства  в  экономику  можно  отнести  стимулирование  инвестиций, обеспечение нормального уровня занятости, стимулирование экспорта или (и) импорта, поддержание  цен  на жизненно  важные  продукты. Для  проведения этих разнообразных мер  экономического  вмешательства  государство  прибегает главным образом к фискальной и денежной политике. [1,2]
Глава 2. АНТИИФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1 Инфляция: сущность, виды, функции, последствия
  Инфляция  (от лат. Inflatio- вздутие) является одной из важнейших макроэкономических проблем. Она предстает в виде долговременного процесса, который проявляется в росте общего уровня цен.[2,3]
  В другом источнике определение инфляции представляет собой многофакторное явление, которое проявляется в  росте общего уровня цен и в  обесценении денежных знаков по отношению  к реальным активам.[1]
  В противоположность инфляции под  дефляцией( от лат. Deflatio – сдувание) понимается общее падение цен и издержек.
  Инфляция  может протекать в открытой (явной) или скрытой (подавленной) форме.
  В зависимости от объекта исследования различают национальную, региональную и мировую инфляции.
  В зависимости от характера инфляционных импульсов по отношению к системе  различают импортируемую и экспортируемую инфляцию.
  В зависимости от того, насколько успешно  экономика адаптируется к темпам роста цен, инфляция подразделяется на сбалансированную и несбалансированную.
  Предсказания  субъектов экономики о темпах роста цен, или инфляционные ожидания, являются результатом и фактором развития инфляции. В зависимости  от степени точности инфляционных ожиданий выделяют прогнозируемую и непрогнозируемую (неожиданную) инфляцию.
  В зависимости от факторов, порождающих  и питающих инфляционный процесс, выделяют различные виды инфляции: «спроса» и «издержек», кредитную, социальную, структурную, «узких мест», прибылей, налогов.
  Особенностями протекания современной инфляции являются: непрерывность, всеобщность, неравномерность. За последние 50 лет рост цен происходит постоянно, охватывает все отрасли, рынки, страны и регионы, развивается  асинхронно. Увеличение денежной массы в обращении может быть вызвано разными причинами: покрытием бюджетного дефицита с помощью «печатного станка»; резким расширением кредита; ростом использования долговых обязательств населения в качестве средств платежа. [2]
  В экономике неоднократно наблюдались  одновременно и высокая безработица, и растущие цены на товары при отсутствии экономического роста; такое явление  получило название стагфляция.[4]
  Последствия инфляции многообразны, противоречивы  и заключаются в следующем: она приводит к перераспределению национального дохода и богатства между различными группами общества, экономическими и социальными институтами произвольным и неподдающимся прогнозированию образом, высокие темпы инфляции и резкие изменения структуры цен усложняют планирование (особенно долгосрочное) фирм и домохозяйств, уменьшается политическая стабильность общества, возрастает социальная напряженность, относительно более высокие темпы роста цен в «открытом» секторе экономики приводят к снижению конкурентоспособности национальных товаров, возрастает спрос на более стабильную иностранную валюту. [1]
  Небольшая инфляция может увеличивать платежеспособный спрос и тем самым стимулировать  экономический рост.[4]
2.2  Цели  антиинфляционной политики
  Антиинфляционная  политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.[1,2]
  Одной из важнейших задач антиинфляционной стратегии состоит в противодействии и гашении адекватными методами инфляционных ожиданий. Дело сводится к тому, чтобы переломить инфляционную психологию субъектов экономической системы, избавить их от страха обесценивания сбережений, предотвратить нагнетание текущего спроса, обусловленное неуклонным подорожанием товаров и услуг. Важным условием успеха в данной области может быть всемерное укрепление рыночной системы, способной вызвать естественное снижение цен или хотя бы замедление их роста.
  Другое  направление усилий правительства  и центрального банка связано  с постепенным искоренением неуправляемой  инфляции, что вселит уверенность в предсказуемости динамики цен и ситуации на денежном рынке.[2]
  Цель  регулирования инфляции - не подавление ее любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа.[4]
2.3  Методы  и инструменты антиинфляционной  политики
  Различают прямые и косвенные способы снижения темпов инфляции.
  Прямое  регулирование проводилось в  рамках политики доходов. Условно можно  выделить два направления политики доходов: установление ориентиров для  роста заработной платы, цен и  прямой контроль над ними. С их помощью  пытались уменьшить рост реальных доходов  и цен. Ориентиры представляют собой  набор правил, которым необходимо следовать добровольно. В качестве ориентиров применялись максимальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменения последних  обычно привязаны к темпам роста  производительности труда во всей экономике; цены же могли изменяться таким образом, чтобы компенсировать изменение затрат на оплату труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль — косвенно через цены.
  Контроль  обычно применялся путем принятия законов  об одновременном «замораживании»  на определенный срок цен и заработной платы. Практически
осуществить контроль над ценами гораздо труднее, чем над зарплатой, так как  существует множество товарных групп. Кроме того, увеличение производительности труда в экономике автоматически  ведет к относительному и абсолютному  сокращению доли рабочих в национальном доходе.
  Одним из вариантов политики доходов является социальный контракт. Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между  ростом цен и заработной платой, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий  и профсоюзами. Другим способом обхода ограничений роста цен является снижение качества и веса фасованных готовых продуктов. Кроме того, административный контроль над ценами препятствует нормальному функционированию рынка, переливу ресурсов и капиталов. В результате в экономике будет накапливаться дефицит, станет необходимым нормирование потребления. Сторонники политики доходов считают, что она может помочь погасить инфляционные ожидания, если предприниматели и рабочие поверят, что у правительства достаточно воли и средств для борьбы с ней.
  К косвенным методам воздействия  на цены относятся «дифляционные» мероприятия монетарной и фискальной политики. По мере усиления инфляции Центральный банк вводит ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повышение учетной ставки и норм обязательных резервов продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке.
  Кроме ограничения количества денег в  обращении государство пыталось уменьшить совокупный спрос фискальными методами: ограничением государственных закупок и инвестиций, отменой льгот или повышением ставок прямых и косвенных налогов, ужесточением правил, регулирующих порядок и нормы амортизационных отчислений.
  Во  временном аспекте у правительства  существуют две альтернативы проведения антиинфляционной политики: осуществлять ее постепенно, ориентируясь на длительный период, или проводить резко-(шоковая терапия). В экономической теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее. Все зависит от размеров страны, состояния ее экономики, степени и условий вхождения в мировой рынок, поддержки преобразований международными финансовыми организациями, социально-политической обстановки в стране и т. п.[1,2]
2.4 Особенности  инфляции и антиинфляционных  процессов в России
  Российский  тип инфляции отличается тем, что  объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономики  к рыночной.
  В переходной экономике России антиинфляционные меры первоначально сводились к использованию исключительно монетаристских методов шоковой терапии, которые не дали положительных результатов. Развитие инфляции в России происходит как сочетание инфляции «спроса и издержек». Рост денежной массы в России обусловлен тремя причинами. Во-первых, кредитами Центрального банка правительству для финансирования бюджетного дефицита. Во-вторых, кредитами Центрального банка коммерческим банкам- кредиты рефинансирования. В-третьих, кредитами государствам СНГ в условиях дефицита их торговли с Россией.
  В целом же инфляционные процессы российской экономики связаны и с общим расстройством хозяйства, разрывом экономических связей, финансированием огромного управленческого аппарата. Именно поэтому с середины 90-х годов основным инструментом проведения антиинфляционной политики становятся меры по общей экономии ресурсов и ликвидации бюджетного дефицита.[1,2]
Глава 3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
3.1 Монополия,  ее виды, последствия
  Монополия  — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).[7]
  Выделяют несколько типов монополий.
  Закрытая  монополия имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции.
  Открытая  монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге).
  Естественная  монополия характерна для отраслей, в которых присутствие единственного производителя обусловливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса.
  Монопсония  представляет собой тип рыночной структуры, для которой характерна концентрация монопольной власти у покупателя. Рыночная власть монопсонии состоит в том, что монопсонист способен оказывать влияние на цены закупаемых им благ. Причем если монополист употребляет вою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество блага по более высокой цене, то монопсонист использует имеющуюся у него рыночную власть для того, чтобы меньше покупать по более низким ценам.
  Двусторонняя  монополия имеет место в том  случае, когда монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя.
  Олигополия - это рыночная структура, при которой  в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление  новых продавцов затруднено или  невозможно.
  Несмотря  на то что рынок в условиях монополии  является равновесным, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. В условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов. Монопольный выпуск меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокращению общественного благосостояния.
  Монополия приводит не только к отрицательным  последствиям — она дает и некоторые  выгоды: позволяя получать экономическую прибыль, рыночная власть создает более широкие возможности для инновационной деятельности фирм и способствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры проникновения в отрасль невысоки, рыночная власть ведет к экономии на информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией для потребителя, в условиях монополии существует возможность более полного извлечения экономии от масштабов и, следовательно, производства при более низких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках.[3]
3.2 Цели  антимонопольной политики
  Цели  антимонопольной деятельности могут  быть сформулированы следующим образом: насыщение рынка продуктами и  услугами, ликвидация дефицита; развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции и формирование тем  самым цивилизованных отношений; ограничение  и пресечение деятельности сложившихся  монополий, недопущение образования  новых; борьба с нарушениями закона, в первую очередь препятствующими  развитию нормального рынка, в том  числе борьба с коррупцией; поддержка  новых, прежде всего негосударственных, экономических структур; защита прав потребителей.[4]
3.3 Методы  регулирования деятельности монополий
  Антимонопольная политика государства предполагает комплекс осуществляемых государством экономических, административных, и  законодательных мер по обеспечению  условий эффективного функционирования конкурентного рынка и недопущению его чрезмерной монополизации.[4]
  Антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти ( в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.[5]
  Регулирование действия монополий осуществляется посредством законодательных и  экономических мер, которые образуют систему антимонопольного регулирования.
  Законодательные меры регулирования деятельности монополий — это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают: запрещение договоров о ценах и разделе рынка, установление контроля за разделом рынка и слияниями, регулирование наборов услуг, предоставляемых потребителям доминирующими продавцами. Направленность действия данных мер связана с а) коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурентным, и б) проведением структурной политики, в ходе которой сама отрасль становится более конкурентной.[3]
  Экономические меры регулирования деятельности монополий — это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей.
    Прямое регулирование цен и прибылей обычно реализуется в форме установления потолка цен, т.е. верхнего или нижнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли. Целью установления потолка цены является увеличение выпуска при более низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введение потолка цены будет наблюдаться лишь при условии приемлемого для фирмы уровня такого потолка, что составляет главную проблему при использовании этого метода регулирования.
  Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посредством налогообложения  либо продукции, либо прибыли. В первом случае проблема состоит в том, что  введение налога приведет к росту  издержек и монополист сократит выпуск и повысит цену Цель косвенного регулирования прибыли состоит в том, чтобы изъять у фирмы монопольную прибыль, оставив ей только нормальную прибыль. Налогообложение прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибыли, превышающей по своему уровню среднюю.[4]
3.4 Особенности  антимонопольных процессов в  России.
  Для противодействия монополизации  рынков и защиты конкуренции государство  разрабатывает законы, на основе которых  можно выявлять и наказывать фирмы - монополии; создает организации, которые проводят антимонопольную политику и поддерживают предпринимательство (помогают созданию новых фирм, противодействующих монополизации рынков и разрушающих ее)
  В настоящее время к основным законодательным  актам по антимонопольному регулированию  в России относятся: Конституция РФ, Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.. Федеральным антимонопольным органом является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое проводит политику и осуществляет управление в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечивает контроль за соблюдением законодательства РФ.[6]
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Таким образом, исходя из вышеизложенного,  можно охарактеризовать антимонопольное  законодательство и антимонопольную  политику как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Также, в  некоторых случаях существование  монополии является оправданным  и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению  злоупотребления своим монопольным  положением.
  Также говоря об антиинфляционной политике, она должна базироваться на разумном сочетании рыночного и государственного регулирования. Антиинфляционная политика должна быть направлена на стимулирование стабилизации, а затем подъема  национальной экономики в целях  повышения уровня жизни народа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. - СПб.:
Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2004. - 544 с: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
2. Экономическая  теория: Учебник/ Под общ. ред.  акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина,  Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2003. -714с.- (Серия «Высшее  образование»).
3. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики:  Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. — 832 с. — (Серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова).
4.Национальная экономика: Учебник/ Под общ. ред. Р.М. Нуреева– М.:ИНФРА-М, 2010. -655с.
5. Нуреев Р. М.Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд.,изм. — М.: Норма, 2005. — 576 с.
6. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов (под ред. Камаева В.Д.) Изд.13-е, перераб., доп.- Владос,2007.-591с
7. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org – 01.12.2010.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.