На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Искусство эпохи викингов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Тульский государственный  университет 

Кафедра Дизайн 
 
 
 
 

История искусств 
 

РЕФЕРАТ
на  тему:
Искусство эпохи викингов. 
 
 
 
 

Выполнил  студент гр. 830682
гум. факультета                         Титова А.Е. 
 

Проверил  доц. каф. Дизайн, к.т.н.     Волкова А.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тула, 2010г.
Содержание. 

    Введение……………………………………………………………………….3
    Скандинавская мифология. Космогония……………………………………4
    Орнаментальное и изобразительное искусство………………………......6
    Кораблестроение. ………………………………………………………….13
    Устройство жилищ. Архитектура………………………………………...16
    Поэзия древних скандинавов. …………………………………………….18
    Заключение…………………………………………………………………21
    Список литературы…………………………………………………………22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение. 

В своем  реферате я рассматриваю основные моменты искусства викингов: архитектуру, орнаментальное и изобразительное искусство, кораблестроение, поэзию. Искусство викингов было самобытным, исполненным жизни и фантазии. Оно являлось общескандинавским и обладало только ему присущими чертами. Это в равной степени относится как к орнаментике, так и к изобразительному искусству и поэзии. Как вид искусства наиболее долговечной оказалась поэзия. Ее очень ценили в кругах знати в Скандинавии уже в первой половине 1200-х годов, но культ ее в особенности процветал в Исландии.
Слово "викинг" восходит к древненорвежскому "викингр". Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее убедительная из которых возводит его к "вик" — фиорд, бухта. Слово "викинг" (букв. "человек из фиорда") применялось для обозначения разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах. В Скандинавии они были известны задолго до того, как приобрели дурную славу в Европе. Французы называли викингов норманнами или различными вариантами этого слова (норсманны, нортманны — букв. "люди с севера"); англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне, греки, хазары, арабы именовали шведских викингов русью или варягами.
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Скандинавская мифология. Космогония. 

О скандинавской  мифологии раннего периода известно очень мало. Очевидно, она была связана  с культами плодородия и культом  мертвых; уже во второй половине II тыс. до  н. э. скандинавы поклонялись божествам плодородия и богу, держащему в руках топор. Позже объектами почитания стали бог-громовержец Тор, бог плодородия и солнца Фрейр, бог ветра и бури Ньерд и бог мертвых и болезней Один. Систематизация древнескандинавских мифологических представлений произошла только в конце I тыс. н.э., в эпоху викингов. К этому времени усложнились представления о структуре вселенной, ее происхождении и грядущей судьбе, установилась иерархия между богами, усилилась теомонархическая тенденция, особое значение приобрели мифы, связанные с Одином и военно-небесной тематикой.
Скандинавский пантеон состоит из двух категорий  богов — асов (основная группа) и  ванов (небольшая группа богов плодородия). Его возглавляет Один который в мифологии I тыс. н. э. превратился в бога войны и неба, оттеснив на второй план двух других богов-асов с похожими функциями — Тора и Тюра. Один — бог военной магии и военного раздора, покровитель героев и владыка "военного рая" (Вальхалла), тогда как Тор— бог грома, защитник богов и людей от чудовищ, а Тюр — богом-хранителем воинских правил, покровитель поединков и военных собраний. Кроме них, в число асов входят бог скальдической поэзии Браги, страж богов и мирового древа Хеймдалль, бог стрельбы из лука и лыжного бега Улль, бог правосудия Форсети, бог луны Мани, богиня брака, любви, семейного очага и деторождения Фригг (Мать-Земля и супруга Одина), богиня солнца Соль, богиня плодородия и бессмертия Идунн (супруга Браги), покровительница умерших девушек Гевьон, а также боги, не обладающие специализированными функциями, — спутник Одина Хенир, антипод Одина зловредный плут Локи, светлый бог Бальдр, его убийца слепец Хед и группа младших богов (Вали, Видар, Моди, Магни и др.). Среди ванов самые значительные — Ньерд, бог моря, ветра, мореплавания, рыболовства и плодородия, и его дети — Фрейр, бог растительности, урожая, богатства и мира, и Фрейя, богиня плодородия, любви и красоты; все они обладают пророческим даром и сакральным миролюбием. Небесная семья представляет собой подобие патриархальной родовой общины; важную роль в ней играют собрания ее членов и ритуальные пиры.
Помимо  асов и ванов, мифологический мир древних скандинавов населен различными демоническими существами и духами. Это противостоящие богам хтонические чудовища (волк Фенрир, змей Ермунгард, хозяйка царства мертвых Хель, пес Гарм) и етуны (великаны), а также цверги (карлики-кузнецы, живущие под землей или в камнях), альвы (низшие природные духи), норны (женские духи, определяющие судьбу всех людей при рождении), валькирии (воинственные женские духи, служительницы Одина) и эйнхерии (мертвые герои, обитающие в Вальхалле). 

Согласно  скандинавским мифологическим представлениям, основой вселенной является мировое  древо — ясень Иггдрасиль, ветви которого простираются над всеми мирами; на вершине его сидит орел, в середине четыре оленя щиплют его листву, дракон Нидхегг и змеи грызут его корни, по стволу носится белка Рататоск. Иггдрасиль соединяет верх (небо), середину (земля) и низ (подземный мир). На небе, которое по углам поддерживают четыре цверга с именами сторон света (Аустри, Вестри, Нордри, Судри), находятся крепость богов-асов Асгард и жилище эйнхериев Вальхалла, в подземном мире — царство мертвых Хель и разнообразные водные источники. В центре округлой земли располагается обиталище людей ("срединный замок" Мидгард), на ее пустынных, каменистых и холодных окраинах) — страна великанов (Утгард, или Етунхейм). Землю омывает Океан, в глубинах которого пребывает чудовищный змей Ермунганд. 

Космогония. Первоначально существовала лишь бездна, пустое неорганизованное пространство — Гинунгагап. Затем на севере образовался Нифльхейм ("темный мир"), страна тумана и холода, а на юге — Муспелльсхейм ("огненный мир"), страна жары и света. В Нифльхейме бил родник Хвергельмир ("кипящий котел"), из которого вытекали двенадцать подземных рек (Эливагар); чем дальше они отдалялись от своего истока, тем больше покрывались льдом; от него образовался ядовитый иней, заполнивший всю северную часть Гинунгагапа. Под воздействием теплого воздуха из Муспелльсхейма иней стал таять и превратился в инеистого великана—Имира, первое человекообразное существо; из подмышек Имира и от трения его ног родились и другие. Из растаявшего инея возникла также корова Аудумла, выкормившая Имира своим молоком. Она лизала соленые ледяные глыбы; в первый день из них появились волосы, на второй — голова, на третий — тело Бури, предка богов. Бури произвел на свет великана Бора, от которого родились три первых бога-аса Один, Вили и Ве. Они убили Имира, в потоках крови которого погибли все хримтурсы, кроме его внука Бергельмира. Из тела Имира асы сотворили мир: из плоти — землю, из крови — море, из костей — горы, из зубов — камни, из черепа — небо, из волос — деревья, из мозга — облака. Из земли, словно черви, выползли цверги. Залетевшие из Муспелльсхейма искры огня асы поместили на небесную твердь в качестве солнца, луны и звезд; они повелели богине Соль править колесницей солнца, а ее брату Мани — колесницей луны. На морском берегу Один вместе с Вили и Ве (по другой версии, с Лодуром и Хениром) нашли два дерева и сделали из них людей: Один вдохнул в них жизнь и душу, Вили одарил их разумом и движением, Ве же наделил их человеческим обликом, речью, слухом и зрением (по другой версии, разум дал Хенир, а облик и кровь — Лодур). Так появились первый мужчина Аск ("ясень") и первая женщина Эмбля ("ива"). Для них асы огородили середину землю, выстроив из ресниц Имира стены Мидгарда, новому поколению великанов (етунам) отвели окраины, а для себя возвели на небе Асгард, соединив его с землей радужным мостом Биврест.
 


Орнаментальное  и изобразительное  искусство
Искусство эпохи викингов стремилось к контрастности, краскам и к гармонии движения. Это было яркое, выразительное искусство, и его язык был понят и оценен. В лучших работах детали воспроизводятся  столь же тщательно, как и все  произведение в целом. Часто орнаментика  бывает столь мелкой, что ее восприятие дается лишь путем пристального изучения с близкого расстояния. Лучше всего сохранились образцы прикладного искусства, которое обнаруживается на всевозможных предметах функционального назначения: одежде, пряжках, кораблях, оружии, санях, упряжи, строениях, памятных камнях, настенных коврах, кубках и многом другом. Трехмерное изображение здесь прежде всего проявляется в передаче голов. Как правило, это головы животных, которые завершают и отмечают важные конструктивные звенья на небольших предметах, повозках или ларцах. Чаще всего для изображения декоративного орнамента использовались, вероятно, ткани и дерево, хотя подобных образцов сохранилось немного.
 
За исключением  рунических камней с острова Готланд, остальные памятные камни стали  украшаться орнаментом лишь с середины 900-х годов. Образцом может служить  камень, воздвигнутый в Йеллинге королем Харальдом Синезубым. С этого времени все чаще встречаются камни, украшенные орнаментом. Часть из них сохранилась в Дании и Норвегии, но большинство находится в Швеции. Здесь они относятся к позднему периоду эпохи викингов. На металле, особенно в погребениях и зарытых кладах, в больших количествах встречается мелкий орнамент. Он был распространен на всем протяжении эпохи викингов повсюду в Скандинавии. Кузнечные работы по золоту и серебру ценились особенно высоко и, вероятно, поэтому они поражают своей особой изысканностью. Распространена была также резьба по кости, для которой использовались моржовый зуб, китовая кость и лосиные рога. Великолепными образцами резьбы с использованием этих материалов являются ларцы Бамберг и Каммин, которые сохранились как реликварии в церквях Германии и Польши. Ларец Каммин исчез во время Второй мировой войны, но остались его описания, фотографии, слепки. Сохранилась также резьба по кости, янтарю и гагату (разновидность мелкозернистого каменного угля, «черный янтарь», добываемый на побережье Северной Гренландии).
 Выполнялись  рельефные работы, использовались  контрасты между материалами  и красками, между тенью и светом  на гладкой и орнаментированной  поверхности. Так, например, в  каком-либо украшении могли применяться  позолоченная бронза, которая выразительно  контрастировала с серебром и  чернью. На стремени мог быть  узор из серебра и меди на  фоне черного железа.  
Было обнаружено так много следов краски (на щитах, мебели, шатровых штангах, рунических камнях, бревнах домов), что не приходится сомневаться в том, что крупные предметы из камня и дерева часто бывали окрашены. Нередко это сочеталось с вырезанным и создающим объемную поверхность декором. Помимо этого, об окрашенных предметах часто упоминается в письменных источниках и стихах скальдов. В частности, в надписях на некоторых шведских рунических камнях говорится о том, что они были окрашены. Распространены были цвета черный, белый и красный, применялись также коричневый и зеленый цвета. На сегодняшний день краски выглядят блеклыми и выцветшими, но когда их удается восстановить, они обретают яркость, четкость и резкий внутренний контраст.

Следы краски, обнаруживаемые на фрагментах одежды и тканях показывают, что и такого рода предметы нередко бывали окрашены.  
Чаще всего встречаются стилизованные изображения зверей, и этот мотив можно проследить в развитии, начиная с 300-400-х годов, то есть с последнего периода римского железного века. Затем он, постепенно развиваясь, прослеживается на протяжении всей эпохи викингов. Другим важным мотивом является ленточное плетение и ленточная вязь, а из мира фауны здесь представлены змеи и птицы. Что касается растительной орнаментики, то до середины 900-х годов она встречается редко.

Однако  в последующих столетиях подобный орнамент под влиянием европейского искусства начинает играть все более  важную роль.  
Изображения людей сохранились лишь в редких случаях и, в противоположность сильно стилизованной животной и растительной орнаментике, для них характерна натуралистичность изображения. Людей мы видим в сценах на памятных камнях, в частности, на рисованных камнях Готланда, и здесь они, равно как и на Усебергских тканых коврах, принимают участие в каком-то религиозном действе.  
Одним из популярных мотивов на рисованных камнях Готланда является корабль, несущийся с наполненными ветром парусами, со щитами вдоль бортов, с дружиною воинов на борту, который, вероятно, направляется в царство мертвых. Другой сюжет изображает женщину; она встречает всадника и протягивает ему рог с питьем, вероятно, также приветствуя его у входа в царство мертвых. Иногда мы видим изображение битвы, люди сражаются друг с другом мечами, вытащенными из ножен.

На брошках  и других украшениях, на деревянных панелях и столбах — повсюду  встречается загадочное живое существо с большими, непропорциональными  по отношению к туловищу мускулистыми лапами, хватающими одна другую или  иные детали орнамента, с обращенной к зрителю мордой не то кошки, не то щенка, не то медвежонка или тигренка, — словом, живого, озорного и в  то же время угрожающе ощерившегося дикого и, может быть, даже обезумевшего зверя, с огромными вытаращенными глазами. Обычно он вплетен в орнамент в напряженной позе: зверь играет, борется. Здесь нет былой стилизации и элегантности, изображение полно жизни, насыщенно движением, гротескная фигура зверя тревожит и выселит. В ней нетрудно найти даже человеческие черты, и сопоставление морд «хватающего зверя» с некоторыми изображениями человеческих лиц, сохранившихся от той же эпохи, обнаруживается известное сходство. 

«Хватающий  зверь» — главное новшество в  изобразительном искусстве первого  этапа эпохи викингов, но основные черты этого стиля сохраняются  с вариациями и в последующее  время. Появляются более сложные  изображения с переплетающимися в узлы и хватающими друг друга  зверьми, опять-таки производящими  впечатление силы и напряженности, «животный стиль» вытесняется из изобразительного искусства (да и то не совсем) только с торжеством христианства. 

Для того чтобы проследить развитие искусства  эпохи викингов на протяжении трех столетий, целесообразнее всего разделить  его на различные стили. Большинство  стилей названы по местам находок наиболее известного и лучше всего сохранившегося образца данного стиля. За исключением стилей Борре и Йеллинг, которые имеют приблизительно один и тот же возраст, все остальные стили сменяли друг друга, развиваясь один из другого.
Характерной особенностью Усебергского стиля являются сильно вытянутые, почти лентообразные изображения животных или птиц с небольшими, повернутыми в профиль головами и большими глазами. У них извивающиеся, изогнутые тела, равномерно расширяющиеся и изогнутые конечности, связанные с телом открытыми петлями с нитеобразной перевязью. Часто вдоль гармоничных линий туловища существует обрамление, разделяющее поверхность изображения на участки. Вариантом стиля является более компактное и совершенно новое изображение зверя. Это так называемый «хватающий зверь». Этот вариант, наряду с самим стилем, является составной частью скандинавского искусства. Вместе с тем, этот мотив – живое, полнокровное и органичное изображение животного (или человека), с головой в анфас и ногами, захватывающими все, что находится поблизости, имеет связь с европейским искусством, Однако он был настолько близок скандинавам, что оставался популярным на протяжении двухсот лет.  
Находки из Усебергского захоронения относятся к первой половине 800-х годов. Дерево из погребальной камеры, датированное методом Дендрохронологического анализа, относится к 834 году, а корабль с декором в стиле был построен между 815 и 820 годами. Среди многочисленных предметов из дерева, украшенных резьбой, можно выделить три группы, причем, каждая имеет свои художественные особенности, что, вероятно, связано с художественным почерком разных мастеров. Один из этих мастеров, который украшал второй из пяти столбов, создал особый композиционный прием.  
Он, в частности, прибегал к сочетанию различных животных и птиц.

 
Следующий стиль, мотивы которого значительно  легче поддаются расшифровке, нежели мотивы  Усебергского стиля, получил свое название по бронзовой упряжи с позолотой, обнаруженной в кургане в Борре, близ Усеберга. Стиль Борре был, вероятно, широко распространен во второй половине 800-х годов. Его образцы хорошо сохранились в Гокстадском погребении, которое было датировано (приблизительно до 905 года) с помощью Дендрохронологического анализа. Стиль этот сохранялся до конца 900-х годов.  
 
Совершенно новой и характерной для него особенностью является ленточное переплетение с геометрическими фигурами внутри с так называемыми кольцевыми цепями. Он представляет собою два ленточных переплетения, наложенных друг на друга, а в местах пересечения находятся то квадратная фигура, то рифленая, раздваивающаяся лента. Часто ленточное плетение завершается небольшой, изображенной в горизонтальной проекции головой животного. Другим важным мотивом стиля Борре является одинокий хватающий зверь особой формы, то есть с длинной изогнутой шеей, узким туловищем, которое между грудью и бедрами изгибается дугой, доходящей до головы. Третьим отличительным мотивом стиля Борре является компактное, полунатуралистически изображенное животное.  
Таким образом, типичный орнамент Борре – это компактное сочетание ленточных и звериных форм. Линии часто подчеркиваются дополнительными штрихами, распространены геометрические фигуры, а на украшениях и других декорированных предметах часто встречаются филигрань и зернь или имитирующее их литье. Стиль Борре был первым из скандинавских стилей, который получил распространение в викингских колониях. Он хорошо известен по находкам на острове Мэн и в Англии, а также в России.  
 
К этому же периоду, в основном, относится и стиль Йеллинг. Он наравне со стилем Борре представлен в Гокстадском захоронении, которое датируется периодом, примерно, до 905 года. Перед 1000-м годом этот стиль исчезает. Яркое представление об этом стиле дают изображения животных на серебряном кубке высотой всего в 4,3 сантиметра, найденном в кургане в Йеллинге (захоронение, вероятно, относится к 958 – 959 годам). Два лентообразных животных, изогнутых в форме буквы S, с головами, повернутыми в профиль, удлиненными загривками и завитками на верхней губе, симметрично соединены. Стилизованное животное часто могло быть обрамлено или переплетено изогнутой лентой с отходящими от нее листообразными отростками. Как и в стиле Борре, здесь применялись филигрань и зернь, или имитирующее их литье. Образцы Йеллинг были представлены в русских и английских археологических находках, а в Северной Англии возникло интересное англо-скандинавское искусство, навеянное влиянием стилей Борре и Йеллинг.  

Стиль Маммен прекрасно представлен в орнаментике, которой был украшен топор, найденный в захоронении некоего богатого человека в Маммене (Средняя Ютландия). На обеих сторонах и обухе топора изображены исполненная силы птица и пышный плетеный орнамент, выполненный в виде инкрустации серебряной нитью. Стиль является несомненным развитием стиля Йеллинг, так что подчас их бывает трудно отличить друг от друга, но в новом стиле животные и птицы имеют туловище, и большое значение приобретает растительный орнамент. В этом стиле нет симметрии, но он отличается силой и экспрессией. Он представляет собою великолепный синтез скандинавского и западноевропейского искусства, причем последнее привносит часто полунатуралистическое изображение животных и изобилие растительной орнаментики.  
 
 
Главным памятником этого искусства является большой рунический камень в Йеллинге с изображением крупных животных в движении, обвитых змеей. Кроме того, стиль прекрасно представлен в декоре уже упоминавшихся выше ларцов Каммин и Бамберг. Скорее всего, этот стиль возник приблизительно в середине 900-х годов и просуществовал примерно до 1000-го года. Прекрасным образцом стиля Маммен является крест в Кирк Брэддан, на острове Мэн, но в целом этот стиль на Британских островах был представлен не особенно широко. Это могло быть обусловлено политической ситуацией того времени.  

Примерно, на рубеже столетий стиль Маммен сменился стилем Рингерике, отличавшемся особой экспрессией. Здесь еще. более отчетливо проявляется западноевропейское влияние «Уинчестерского стиля», распространенного в южных регионах английского королевства Кнуда Великого. Здесь все большее значение приобретает растительная орнаментика по сравнению с изображением животных и птиц, Вместе с тем, немаловажным мотивом является изображение крупного животного, запечатленного в энергичном движении (возможно, развитие звериного мотива стиля Йеллинг), а иногда змей и лентообразных зверей в окружении лозы и листьев, которые буйно произрастают из тел вышеназванных существ или растут сами по себе. Большинство работ в стиле Рингерике представляют собою композицию вокруг оси, и маленькие растительные усики часто сгруппированы. Стиль был назван по геологическому названию особого вида известняка из района к северу от Осло. Он использовался при создании красиво орнаментированных памятных камней.  
 
К числу лучших образцов стиля Рингерике, среди множества выполненных в этом стиле работ, принадлежит флюгер из Хеггена (Норвегия). Главными изображениями на обеих сторонах флюгера являются соответственно крупное животное и птица с густым оперением. Другой превосходный образец этого стиля можно видеть на надгробной плите, обнаруженной на кладбище Святого Павла в Лондоне. Стиль представлен во множестве других находок из Южной Англии, но за рубежом он встречается в первую очередь в Ирландии. Здесь стиль Рингерике проявился столь ярко, что обрел собственную жизнь. Он использовался для украшения ирландских церквей и просуществовал даже дольше, чем в Скандинавии, где он был распространен до середины XI века.  

Стиль Урнес стал последней фазой длительного развития скандинавской звериной орнаментики. Возник он, по всей вероятности, около середины 1000-х годов и был распространен еще в течение целого столетия, то есть частично захватил и Средневековье. Некоторое время он существовал в виде деталей и оказывал влияние на романское искусство, преобладавшее тогда в Скандинавии. Около 1200 года он полностью исчезает. Подобные этапы в своем развитии претерпели и другие формы культуры эпохи викингов.  
В стиле Урнес пропадают мощь и энергия стиля Рингерике. Стиль Урнес в высшей степени отличается рафинированностью и изысканностью и, можно сказать, что ему присущи декадентские черты. Название ему было дано по совершенной в техническом и художественном отношении резьбе, имеющейся в церкви Урнес в Западной Норвегии. Она украшает портал с двумя дверями, угловой столб, а также частично и полностью сохранившиеся панели фронтонов. Образцы стиля Урнес, хотя и не столь высокого качества, представлены на декорированной панели церкви Хернинг, в Ютландии. В числе главных мотивов по-прежнему преобладает крупный четырехногий зверь, но здесь он тощий, словно борзая. Далее встречаются змееподобные животные с единственной передней ногой, а также змеи и тонкие стебли растений, иногда увенчанные змеиной головой. Характерной для этого стиля является развернутая асимметричная композиция, и первое впечатление от работ в стиле Урнес – это волнообразное переплетение животных и змей. Петли изображены в форме цифры 8, и для этого стиля характерны равномерные расширения и сужения, без резких переходов. Стиль этот виртуозно используется на многих рунических камнях в Средней Швеции, и при этом волнообразная орнаментика приспособлена к форме камня, а руны вырезаны внутри длинного туловища змей. Поэтому в Швеции стиль Урнес часто называют «стилем рунических камней». Отдельные образцы этого стиля были обнаружены в Англии, а что касается Ирландии, то здесь он был не менее популярен, чем стиль Рингерике.
 

Выше  образцы стилей и их развитие показывались на примерах значительных произведений искусства, часто выполненных из дорогих материалов. Но те же самые художественные принципы можно наблюдать на предметах повседневного употребления, выполненных из более дешевых материалов и с разной степенью технического и художественного мастерства.
Значимые  произведения искусства, обновление его  форм, вероятно, были делом рук мастеров, связанных с кругами, задававшими  тон в обществе: с королями, хевдингами, а в поздний период эпохи викингов – и с церковью. Вместе с тем, новые формы широко распространялись по всей стране. Отчасти это можно объяснить тем, что хотя многое ремесленники жили оседло на одном месте, другие странствовали посещая торговые центры, а некоторые более или менее долгое время находились в услужении в домах знати. Бывая в других странах или видя поступаемые оттуда товары, они могли знакомиться с образцами заморского искусства. Широкое распространение получило копирование, и мастера-умельцы без труда могли создавать серии различных предметов по образцам какого-либо штучного изделия из бронзы, серебра и золотая Это могли быть, например, овальные фибулы для женской одежды или украшения из благородных металлов с филигранью.  
Каков был статус мастеров, изготовлявших украшения и другие предметы, нам неизвестно. Исключение составляют лишь резчики рун. В эпоху викингов они были единственными, кто подписывал свои работы. Впрочем, это происходило, в основном, в районе озера Меларен и лишь в поздний период эпохи викингов.

Рост  индивидуального самосознания скандинавов  нашел свое выражение и в рунических надписях, проливающих свет на многие стороны жизни этой эпохи. Руны появились  на Севере за много веков до эпохи  викингов, однако с ее началом совпали  важные изменения в письменности: на смену древнему алфавиту — «старшим рунам» пришел новый — «младшие руны». Произошло упрощение письма: вместо прежних 24 знаков стало 16, причем, как полагают, эта перемена связана и со сдвигами в фонетике древнескандинавского языка.
Рунические  надписи немногословны и скупы, но в них скандинавы IX—XI вв. говорят  с нами непосредственно. 

Чаще  всего надписи сообщают имена  знатных людей и воинов, в память о которых они были высечены на камнях, и авторы их — обычно сородичи — подчеркивают благородство происхождения  и славу этих людей, иногда и такие  их качества, как щедрость, гостеприимство. Рунические камни воздвигались детьми в память о родителях, отцами —  в память о сыновьях. Многие надписи  высечены от имени жен и дочерей  — женщина занимала в этом обществе достойное положение. Среди умерших, упоминаемых в рунических надписях, очень велико число неженатых  молодых людей: они погибли на чужбине в военных походах  или утонули в море. Но нередко  имеются указания на торговые цели поездок в другие страны. Высокое  общественное положение лиц, чьи  имена встречаются в надписях, часто подчеркивается изображениями  и орнаментом, которым украшены рунические камни. Здесь и звери, и птицы, и человеческие фигуры, и мифологические сцены, и корабли. Однако наиболее часто  руны употреблялись в магических целях. Каждая руна имела свое имя  и была ассоциирована с тем  или иным божеством языческого пантеона либо определенным явлением. Например руна As считалась руной мудрости и красноречия и была посвящена Одину, руна Sigel была руной победы и была посвящена солнцу, руна Tiw была руной бога войны Тира. Знание рун было привилегией сведущих людей, жрецов. Руны вырезались на оружии для придания ему смертоносной силы, на кораблях для защиты в плавании и т.д. В погребениях и местах селений древних скандинавов находят большое число рунических амулетов, которые были призваны защитить их хозяев от злых духов и придать удачу. 
 
 

 


Кораблестроение.
Корабли викингов – это плод настоящего искусства – искусства изготовления быстрых и прочных кораблей. Именно культ драккаров, культ мореплавания позволил древним скандинавам стать такой грозной военной волной для других народов. На период экспансии никто не обладал такими совершенными технологиями. Их корабли могли преодолевать быстро большие расстояния и переносить достаточно многочисленный и динамичный отряд.
Корабль для викинга – это его второй дом. Многие исследователи находят  его очень схожим с наземным жилищем  скандинавом. Общая структура одна и та же. Каждый воин имел свой угол на драккаре. У него была своя скамья, где он спал, либо сундук, который использовался тоже для сна, а также для хранения всей утвари воина – оружие, трофеи.
В древности  иметь свой корабль – это наивысшая  ценность. Практически ничего не было дороже из имущества, чем гениально  изготовленный морской дракон.
Каждый  корабль отождествлялся с живым  существом. Он имел своё уникальное имя. Как и любое животное у него был свой нос и хвост, которые  были соответственно украшены. Зачастую, передняя часть корабля представляла собой голову мифического животного. Чаще – дракона. Он и отгонял злых духов, и просто наводил умопомрачительный  страх противнику.
Самые длинные ладьи имели 50 метров в  длину. “Длинный змей”, принадлежащий  норвежскому королю Олафу Трюггвасону, был длиной 37 метров. 

Превосходные  мореходные качества, верно выбранные  пропорции и формы корпуса  норманнских судов позволили  викингам задолго до Колумба пересечь Атлантику и основать свои поселения  в Гренландии и на полу - острове  Лабрадор. Эпоха опустошительных  набегов и завоевательных походов  викингов с VIII по XI век - является также  временем расцвета их судостроительного  искусства. Длинные, узкие корабли, заполненные воинами, помогли викингам стать доминирующей силой в Европе на три столетия, начиная где-то с 800-го года от Р.Х.
Корабль служил крепостью в бою, местом хранения добычи при возвращении к родным берегам, его крепкие дубовые  борта являлись надежным убежищем в  шторм. И в свой последний путь бесстрашные вожди викингов - конунги  отправлялись вместе с кораблем, очевидно, не представляя без него своей  загробной жизни. Обычай хоронить знатных  викингов вместе с кораблем способствовал  тому, что сегодня мы знаем об уровне их судостроения не только из древних  саг и наскальных рисунков.
Найденные на территории Норвегии в местностях Озеберг и Гокштад два корабля викингов относятся соответственно к IX и Х векам и сейчас хранятся в специальном музее Осло. Это боевые корабли, норманны называли их "длинными" (лонгшипы), а также в зависимости от размеров драккар ("дракон") или шнеккар ("змея"). Найденные корабли имеют длину около 23 м, один 15, другой 16 пар весел, клинкерную (кромка на кромку) обшивку и замечательно стройные обводы корпуса, плавно перетекающие в грациозно изогнутые штевни. Ученые утверждают, что строились нередко драккары длиной 30 м и более, а транспортные суда норманнов - кнорры, на которых викинги перевозили захваченный скот и лошадей, достигали 50- метровой длины. Гокштадский корабль не несет никаких украшений, зато озебергский имеет штевни, заканчивающиеся спиралевидными завитками в виде головы и хвоста змеи. По обеим сторонам штевней пущен резной узор из переплетенных змеиных голов, являющийся замечательным произведением декоративно-прикладного искусства древних скандинавов. Старые норвежские саги повествуют о том, что стилизованные изображения мифических драконов и змей были излюбленным украшением штевней кораблей викингов. Головы драконов иногда покрывали позолотой, а резные накладные доски на бортах часто изображали их лапы, крылья и чешую.
  На  металлических изделиях бронзового  века, а также среди наскальных  рисунков нам встречаются корабли  с носовыми таранами. Нетипичный  для европейского кораблестроения,  таран похожего типа можно  найти в начале 20-го века на  долбленках в Сибири, центральной  Африке и южной части Тихого  океана. Этот таран на деле  был защитным элементом подводной  части лодки. С присоединенным  к нему искривленным суком,  таран выступает как волнорез, при этом защищая уязвимый  нос лодки. Со временем деревянный  волнорез скандинавского образца  бронзового века сросся с орнаментированным  штевнем и привел к появлению  великолепных резных носовых  украшений на кораблях викингов.  

Вид вырастающих  в морской дали чудовищ должен был приводить в ужас врагов и, несомненно, наводил панику на мирные прибрежные селения других стран. Известно, что при возвращении к родным берегам норманны зачехляли или  даже снимали носовые фигуры, чтобы  не испугать своих жен и стариков. Кроме устрашающих драконов и  змей, корабли викингов иногда несли  менее воинственные фигуры - резные изображения быка, льва, оленя или  дельфина, а транспортные и рыбацкие суда часто не имели никаких украшений. Драккар короля норманнов Вильгельма Завоевателя, совершившего в 1066 г. захватнический поход в Англию, нес на форштевне позолоченную фигуру льва, а на ахтерштевне - деревянное изваяние вождя, дующего в боевой рог, со знаменем в другой руке.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.